Основная информация

Дата опубликования: 18 декабря 2007г.
Номер документа: В200705010
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705010

В200705010

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2008, N 3, СТР. 151

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18.12.2007 N 9669/07

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ О ПРИЗНАНИИ

НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Воронцовой Л.Г., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 16.05.2007 по делу N А03-2120/07-4к и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.07.2007 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (ответчика) - Бубнов О.А.;

от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Новокщенов А.И.

Заслушав и обсудив доклад судьи Воронцовой Л.Г., а также объяснения представителей участвующего в деле лица и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Алтайкрайгазсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействующим решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее - управление) от 25.10.2006 N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" (далее - решение от 25.10.2006 N 10) в части установления нормативов потребления сжиженного газа, указанных в приложении N 4 к этому решению.

По мнению общества, названное решение в оспариваемой части противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306; НГР:Р0601384, (далее - Правила определения нормативов) и Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 373; НГР:Р0601634 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" (далее - постановление от 13.06.2006 N 373; НГР:Р0601634), установившему минимально допустимые нормы потребления газа населением для субъектов Российской Федерации.

Как полагало общество, оспариваемой частью решения от 25.10.2006 N 10 нормативы потребления сжиженного газа населением Алтайского края необоснованно занижены.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.05.2007 заявленное требование удовлетворено: решение управления от 25.10.2006 N 10 в части установления нормативов потребления сжиженного углеводородного газа (приложение N 4) признано недействующим как не соответствующее требованиям Постановления от 13.06.2006 N 373; НГР:Р0601634.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 06.07.2007 решение суда оставил без изменения.

В заявлении и представлении, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора управление и Генеральная прокуратура Российской Федерации просят их отменить, производство по делу прекратить.

Управление и Генеральная прокуратура Российской Федерации указывают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Поскольку в настоящее время федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении нормативов потребления при предоставлении коммунальных услуг к подведомственности арбитражных судов, не принят, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кроме того, управление и Генеральная прокуратура Российской Федерации ссылаются на применение судами при рассмотрении спора по существу норм материального права, не относящихся к решению от 25.10.2006 N 10, а именно Правил определения нормативов и Постановления от 13.06.2006 N 373; НГР:Р0601634, так как этими актами определены минимально допустимые нормативы потребления населением природного, а не сжиженного газа, которые имеют разные технические показатели.

Управление указывает на нарушение судами пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они не дали оценки доводам и доказательствам, касающимся различия понятий "сжиженный газ" и "сетевой газ", а также тому обстоятельству, что в ряде нормативных актов понятия "сетевой газ" и "природный газ" применяются как идентичные.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, представлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, Президиум считает, что судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Оспариваемым приложением N 4 к решению от 25.10.2006 N 10 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом.

В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 19.01.2006 N 9, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим проведение в крае государственной экономической политики в сфере экономического планирования и прогнозирования, ценообразования, инвестиционной, научно-технической и другой деятельности.

Таким образом, нормативы потребления сжиженного газа используются при определении размера платы за коммунальные услуги и установлены в решении от 25.10.2006 N 10 уполномоченным органом - управлением.

Суды первой и кассационной инстанций пришли к ошибочному выводу о подведомственности настоящего спора арбитражному суду.

На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Следовательно, при разрешении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду необходимо установить наличие федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта отнесено к его компетенции.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11; НГР:В0203344 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации " дела об оспаривании нормативных правовых актов, названные в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

В настоящее время федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении нормативов потребления при предоставлении коммунальных услуг к подведомственности арбитражных судов, не принят.

Необоснованна ссылка судов при отказе управлению в ходатайстве о прекращении производства по делу на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ; НГР:Р0303925 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вопросы подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы потребления коммунальных услуг, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в пункте 5 статьи 27 которого определено, что правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Арбитражные суды в этом Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления. Следовательно, заявления о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Ошибочна ссылка суда кассационной инстанции на пункт 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162; НГР:Р9800513 (в редакции от 07.12.2005 N 738; НГР:Р0505286), которым предусмотрено право покупателей газа на обращение в арбитражный суд по преддоговорным спорам о поставке газа. Данный акт не является федеральным законом и не может использоваться при решении вопроса о подведомственности арбитражному суду спора о признании недействующим нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Применение судом кассационной инстанции Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ; НГР:Р9501449 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" по аналогии на том основании, что объектом спорных правоотношений является один из видов энергоносителей, противоречит Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ; НГР:Р9901493 "О газоснабжении в Российской Федерации", регулирующему отношения в области газоснабжения.

Таким образом, заявление общества о признании частично не действующим решения от 25.10.2006 N 10 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поэтому на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу следует прекратить.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты приняты с нарушением единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 4 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.05.2007 по делу N А03-2120/07-4к и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.07.2007 по тому же делу отменить.

Производство по делу N А03-2120/07-4к Арбитражного суда Алтайского края прекратить.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 29.04.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 17.06.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2008 Стр. 151
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.030 Компетенция, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 050.000.000 Жилище, 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.010 Общие вопросы, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.010 Общие положения, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать