Основная информация

Дата опубликования: 19 февраля 2019г.
Номер документа: RU11000201900113
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Коми
Принявший орган: Правительство Республики Коми
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2019 г. N 83

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НАНИМАТЕЛЯМИ ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ НАНИМАТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАДЛЕЖАЩЕГО САНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ ЗА РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИМИ

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 7 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Коми" Правительство Республики Коми постановляет:

1. Утвердить Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими согласно приложению.

2. Установить, что уполномоченным органом, осуществляющим контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими, является:

до 1 апреля 2019 г. - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

с 1 апреля 2019 г. - органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми, которые в соответствии с Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области опеки и попечительства.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Коми

Л.МАКСИМОВА

Утвержден

Постановлением

Правительства Республики Коми

от 19 февраля 2019 г. N 83

(приложение)

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НАНИМАТЕЛЯМИ ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ НАНИМАТЕЛЕЙ

ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ

ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАДЛЕЖАЩЕГО САНИТАРНОГО

И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ

ЗА РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления органом местного самоуправления муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми (далее - орган местного самоуправления) контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее соответственно - жилые помещения, дети-сироты), за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений (далее - контроль за использованием и сохранностью жилых помещений), а также за распоряжением ими и разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", Законом Республики Коми "О некоторых вопросах организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Коми".

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

1.2. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений осуществляется в целях:

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

1) предотвращения совершения незаконных сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2) предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

3) обеспечения установления (признания) прав детей-сирот на жилое помещение;

4) обеспечения использования жилого помещения по назначению, в том числе осуществления оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;

5) обеспечения эффективного использования жилых помещений на период временного отсутствия детей-сирот с выгодой для них, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договоров поднайма и найма жилого помещения или передачи жилого помещения в доверительное управление;

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

6) обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений;

7) предотвращения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного порядка, выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче.

1.3. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений осуществляется до достижения детьми-сиротами совершеннолетия либо приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в результате эмансипации или вступления в брак.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

1.4. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений осуществляется уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) по месту нахождения жилых помещений, сведения о которых содержатся в реестре жилых помещений, указанном в пункте 1.6 настоящего Порядка, во взаимодействии со структурным подразделением органа местного самоуправления, осуществляющим функции в области опеки и попечительства (далее - орган опеки и попечительства), органами, уполномоченными на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, иными заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе осуществляющими полномочия собственников жилых помещений.

Для осуществления уполномоченным органом контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, орган опеки и попечительства направляет информацию о жилых помещениях ребенка-сироты, в отношении которого он осуществляет полномочия органа опеки и попечительства, в уполномоченные органы муниципальных образований, на территории которых находятся указанные жилые помещения.

В случае нахождения жилых помещений ребенка-сироты на территории иных субъектов Российской Федерации информация о таких жилых помещениях направляется соответствующим органом опеки и попечительства в уполномоченные органы исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации в области контроля за использованием и сохранностью жилых помещений.

(п. 1.4 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

1.5. Контроль за распоряжением жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений детей-сирот.

(п. 1.5 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

1.6. В целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений уполномоченный орган ведет реестр жилых помещений.

Порядок ведения реестра жилых помещений, его форма устанавливаются органом исполнительной власти Республики Коми в области организации и осуществления деятельности в области опеки и попечительства (далее - орган исполнительной власти).

В реестр жилых помещений включаются в том числе жилые помещения детей-сирот, в отношении которых установлен факт невозможности проживания в них детей-сирот в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

(п. 1.6 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

II. Контроль за использованием и сохранностью, обеспечением

надлежащего санитарного и технического состояния жилых

помещений, нанимателями или членами семей нанимателей

по договорам социального найма либо собственниками

которых являются дети-сироты

2.1. Орган опеки и попечительства в течение 1 месяца со дня поступления сведений о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, принимает меры по установлению его прав на жилые помещения:

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

а) запрашивает информацию в органах и организациях, в распоряжении которых находится соответствующая информация:

о наличии у несовершеннолетнего регистрации по месту жительства или месту пребывания;

о наличии у несовершеннолетнего и его родителей права собственности, в том числе долевой, на жилые помещения;

о наличии жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма;

б) составляет первичный акт обследования жилого помещения, в котором несовершеннолетний зарегистрирован по месту жительства либо обладает правами собственника, нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

Первичный акт обследования в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его составления включается в личное дело несовершеннолетнего, сформированное в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (далее - личное дело несовершеннолетнего).

2.2. Сведения о необходимости обеспечения сохранности права пользования жилым помещением (права собственности на жилое помещение) отражаются в распорядительном акте органа опеки и попечительства об устройстве несовершеннолетнего под опеку (попечительство), в приемную семью либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаемом по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

2.2.1. Орган опеки и попечительства в целях включения жилого помещения в реестр жилых помещений в срок не более чем 3 рабочих дня со дня издания распорядительного акта, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка, направляет в уполномоченный орган уведомление по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

(п. 2.2.1 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.3. Орган опеки и попечительства в целях информирования и предотвращения сделок с жилым помещением в срок не более чем 3 рабочих дня со дня принятия решения об устройстве несовершеннолетнего под опеку (попечительство), в приемную семью либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляет уведомление по форме, утверждаемой органом исполнительной власти:

в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в котором расположено жилое помещение;

в местную администрацию по месту нахождения индивидуального жилого дома;

в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания.

2.4. Орган опеки и попечительства в срок, установленный частью 8 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведения о проживающих несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

2.5. Сохранность жилого помещения обеспечивается путем реализации комплекса мер, направленных на сохранение жилого помещения в состоянии, пригодном для постоянного проживания в нем граждан.

2.6. Сохранность жилого помещения до помещения детей-сирот под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи опекуну (попечителю), приемному родителю обеспечивают органы опеки и попечительства в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

2.7. После установления над детьми-сиротами опеки (попечительства) или передачи детей-сирот под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений осуществляют опекун (попечитель), приемный родитель или организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен несовершеннолетний (далее - законные представители детей-сирот).

2.7.1. Орган опеки и попечительства в целях необходимости поддержания надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, использования их по назначению, недопустимости распоряжения жилыми помещениями в нарушение прав и законных интересов детей-сирот, своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета и освобождения в установленном порядке от платы за жилое помещение и коммунальные услуги:

при передаче детей-сирот под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю разъясняет последним их права и обязанности по обеспечению сохранности и использованию жилых помещений;

проводит разъяснительную работу, дает рекомендации законным представителям по обеспечению защиты жилищных прав детей-сирот по мере поступления запросов от законных представителей детей-сирот.

(п. 2.7.1 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.8. В целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений уполномоченный орган проводит плановые и внеплановые проверки сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений.

(п. 2.8 в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.9. Плановые проверки осуществляются не реже 1 раза в год на основании плана-графика проведения проверок, утверждаемого уполномоченным органом ежегодно до 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.10. В целях подготовки к проведению плановой проверки уполномоченный орган не позднее чем за две недели до дня начала проведения проверки запрашивает следующие документы (сведения) в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся:

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

о зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, в отношении которого будет проводиться проверка, гражданах;

сведения о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

О проведении плановой проверки граждане, проживающие в жилом помещении, уведомляются уполномоченным органом не позднее чем за 3 рабочих дня до дня начала ее проведения любым доступным способом.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.11. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление от юридических лиц или граждан обращений, информации от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении требований к обеспечению сохранности и надлежащего состояния жилого помещения.

Внеплановая проверка проводится на основании распорядительного акта уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, который издается уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

В распорядительном акте уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки указываются:

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

основания проведения внеплановой проверки;

дата начала проведения внеплановой проверки;

срок проведения внеплановой проверки, составляющий не более 5 рабочих дней со дня возникновения основания для проведения внеплановой проверки;

адрес местонахождения жилого помещения (жилых помещений).

О проведении внеплановой проверки граждане, проживающие в жилом помещении, уведомляются уполномоченным органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.12. В случае если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным, уполномоченный орган составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения по форме, утверждаемой органом исполнительной власти. В этом случае уполномоченный орган в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки принимает решение о проведении проверки без внесения проверки в ежегодный план проведения проверок жилых помещений и без предварительного уведомления о ее проведении граждан, проживающих в жилом помещении.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.13. По результатам плановой, внеплановой проверок в течение 5 рабочих дней со дня их проведения уполномоченным органом составляется акт проверки сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - Акт проверки жилого помещения) по форме, утверждаемой органом исполнительной власти.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

Акт проверки жилого помещения составляется в 3 экземплярах. Один экземпляр акта проверки передается уполномоченным органом в орган опеки и попечительства и хранится в личном деле несовершеннолетнего, второй экземпляр в течение 3 рабочих дней со дня его составления направляется законному представителю ребенка-сироты, третий экземпляр хранится в уполномоченном органе.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

В случае если дети-сироты имеют место жительства, не совпадающее с местом нахождения жилого помещения, уполномоченный орган, проводивший плановую и (или) внеплановую проверку жилых помещений детей-сирот, в течение 7 рабочих дней со дня составления Акта проверки направляет его в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка-сироты.

(в ред. Постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.13.1. В случае выявления в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем санитарном и (или) техническом состоянии жилых помещений детей-сирот уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня составления Акта проверки жилого помещения направляет его надлежаще заверенную копию и ходатайство о принятии необходимых мер в:

органы, осуществляющие региональный жилищный надзор (муниципальный жилищный контроль) и государственный контроль и надзор в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека;

орган исполнительной власти Республики Коми, осуществляющий организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, - в случае нахождения жилого помещения в государственной собственности Республики Коми;

орган местного самоуправления в Республике Коми, наделенный полномочиями по созданию межведомственной комиссии для оценки и обследования жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, - в случае нахождения жилого помещения в муниципальном или частном жилищном фонде.

(п. 2.13.1 введен Постановлением Правительства РК от 27.03.2020 N 135)

2.14. При обнаружении недобросовестного отношения законного представителя к обеспечению сохранности жилого помещения орган опеки и попечительства обращается в судебные органы с иском к законному представителю о возмещении причиненных несовершеннолетнему убытков, а при наличии оснований передает материалы в правоохранительные органы.

2.15. При выявлении в ходе проведения проверок случаев использования жилых помещений вопреки интересам детей-сирот орган опеки и попечительства проводит разъяснительную работу с законными представителями по осуществлению мероприятий по обеспечению сохранности жилого помещения, оказывает им содействие по вопросам обеспечения защиты жилищных прав детей-сирот, в том числе:

а) по составлению договора найма, поднайма жилых помещений;

б) по обращению в судебные органы с исками о выселении из жилых помещений граждан, нарушающих права детей-сирот, о признании сделок недействительными;

в) в принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по расторжению договоров, заключенных в отношении этих жилых помещений с третьими лицами, в том числе в судебном порядке;

г) в принятии мер по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям;

д) осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

III. Контроль за распоряжением жилыми помещениями,

нанимателями или членами семей нанимателей по договорам

социального найма либо собственниками которых

являются дети-сироты

3.1. Органы опеки и попечительства в целях осуществления контроля за распоряжением жилыми помещениями выдают в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", предварительные разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом детей-сирот.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при осуществлении выдачи органом опеки и попечительства предварительных разрешений, затрагивающих осуществление имущественных прав детей-сирот, устанавливаются административным регламентом, утверждаемым органом исполнительной власти.

3.2. При выявлении факта совершения сделки по обмену или отчуждению жилого помещения от имени ребенка-сироты без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени ребенка-сироты в судебные органы с иском о признании сделки недействительной в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде несовершеннолетнего.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.03.2019
Рубрики правового классификатора: 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать