Основная информация
Дата опубликования: | 19 мая 2008г. |
Номер документа: | ru29000200800202 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | Глава администрации Архангельской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ОПУБЛИКОВАНО: "Волна" N 20, 27.05.2008;
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2008 г. N 27
г. Архангельск
Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.2014 №286-пп}
Во исполнение статьи 3 областного закона от 21 июня 2006 года N 186-11-ОЗ "О бюджетном процессе в Архангельской области" (с изменениями от 18 апреля 2007 года N 349-17-ОЗ, от 27 июня 2007 года N 369-19-ОЗ), на основании распоряжения администрации Архангельской области от 13 мая 2008 года N 66-ра/12 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
И.Ф.Михальчук
Утверждены
постановлением главы администрации
Архангельской области
от 19.05.2008 N 27
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2008 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии со статьей 3 областного закона от 21 июня 2006 года N 186-11-ОЗ "О бюджетном процессе в Архангельской области" (с изменениями от 18 апреля 2007 года N 349-17-ОЗ, от 27 июня 2007 года N 369-19-ОЗ).
I. Основные итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года
1. В рамках реализации Послания главы администрации Архангельской области областному Собранию депутатов и жителям области от 14 июня 2007 года и основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2008 год и на среднесрочную перспективу достигнуты следующие результаты:
в 2007 году финансово обеспечены все запланированные в областном бюджете расходные обязательства;
обеспечено повышение размеров оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, стипендий, опекунских пособий, пособий на детей, ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и гражданам, пострадавшим от политических репрессий;
предусмотрены дополнительные меры, направленные на обеспечение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в 2008 году (впервые выделяются субсидии на муниципальное развитие);
существенно снижена кредиторская задолженность (просроченная кредиторская задолженность по областному и местным бюджетам сокращена за год на 535,1 млн. рублей, или на 36,3 процента; долг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и муниципальных учреждений перед поставщиками топлива уменьшен на 149,3 млн. рублей, или на 51,7 процента);
расширено применение программно-целевого планирования (в 2007 году действовало 29 социально-экономических целевых программ Архангельской области с объемом финансирования 3316,7 млн. рублей, в 2008 году реализуется 34 программы с объемом финансирования 4583,4 млн. рублей);
изменен подход к формированию и реализации целевых программ Архангельской области (решение системных межведомственных проблем предусмотрено осуществлять в рамках долгосрочных целевых программ, решение вопросов в пределах компетенции одного исполнительного органа государственной власти области - в рамках ведомственных целевых программ);
продолжено осуществление мероприятий, направленных на повышение доступности и качества оказания государственных услуг, внедрение методов эффективного управления (усовершенствована законодательная и правовая база по вопросам оказания социальной поддержки, медицинской помощи, образовательных услуг, улучшено материальное оснащение учреждений социальной сферы, начата разработка и внедрение отдельных административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг);
усовершенствована система управления агропромышленным комплексом (разработаны и приняты областной закон "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области" и областная социально-экономическая целевая программа Архангельской области "Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы");
продолжена реализация мероприятий, направленных на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства (разработана адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на 2008 год, проведены работы по модернизации отдельных котельных, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения);
расширены горизонты бюджетного планирования (администрацией Архангельской области впервые утвержден среднесрочный финансовый план на 2008 - 2010 годы).
Впервые с 2008 года органы государственной власти Архангельской области стали осуществлять на территории Ненецкого автономного округа отдельные государственные полномочия, что потребовало изменения структуры расходных обязательств областного бюджета.
II. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009 год и на среднесрочную перспективу
2. Бюджетная политика в 2009 году и в среднесрочной перспективе должна быть направлена на достижение основной цели - повышение уровня жизни населения.
3. Для достижения указанной цели органам государственной власти Архангельской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить предпосылки для динамичного социально-экономического развития Архангельской области за счет разработки и реализации мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов, создания условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, территориального общественного самоуправления, формирования необходимой инфраструктуры, создания условий для снижения безработицы и административных барьеров, развития человеческого капитала;
2) повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг за счет усовершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, улучшения материальной базы отраслей социально-культурной сферы, внедрения новых организационно-правовых форм, административных регламентов и стандартов государственных и муниципальных услуг;
3) повысить результативность действий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления за счет применения эффективных методов управления, обеспечения сбалансированности, ответственности и взвешенности принимаемых решений, обеспечения открытости и доступности для общества информации о деятельности органов власти и результатах использования бюджетных ассигнований;
4) повысить эффективность использования ресурсов за счет активного внедрения программно-целевого метода, методов оценки эффективности бюджетных расходов, повышения роли и качества среднесрочного финансового планирования, перехода на современные принципы осуществления бюджетных инвестиций и финансирования учреждений, совершенствования системы размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных областных нужд.
III. Приоритеты в сфере доходов и налоговой политики
4. Большинство задач в сфере доходов и налоговой политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность.
Политика в сфере доходов на 2009 год и на ближайшую перспективу будет строиться с учетом изменений федерального законодательства при активизации действий региональных и местных властей по увеличению собственных доходов бюджета.
Основополагающим элементом для развития внутреннего налогового потенциала является привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста Архангельской области и расширения ее налоговой базы.
Следует проанализировать ранее предоставленные налоговые льготы на предмет их эффективности для экономики и социальной сферы Архангельской области и рассматривать возможность предоставления новых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков только при условии, если в результате их применения область сможет получить экономический эффект.
В условиях динамичного роста количества автотранспортных средств необходимо продолжить работу по ежегодной корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением действующих мер социальной защиты для отдельных категорий населения.
Учитывая, что подавляющее большинство местных бюджетов в Архангельской области являются дотационными, а расходы на их финансовую поддержку составляют значительную часть расходов областного бюджета, органам исполнительной власти Архангельской области следует усилить работу с органами местного самоуправления по выявлению резервов роста налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты. Необходимо побудить органы местного самоуправления предпринять усилия по проведению полной инвентаризации земель на территории каждого муниципального образования с целью выявления правообладателей и пользователей земельных участков, определения и подтверждения целевого использования ими земельных участков, а также случаев самовольного землепользования без оформления документов, что позволит увеличить налогооблагаемую базу и объемы поступления налогов в бюджет.
С целью недопущения потерь при сборе земельного налога и арендной платы за землю следует организовать постоянную работу с организациями по вопросу выкупа земельных участков (обратив особое внимание на участки, подлежащие разграничению в федеральную собственность).
Значительным резервом роста доходов является усиление контроля за своевременностью и полнотой внесения арендной платы за землю, повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
5. Для увеличения объема доходов бюджета области необходимо:
а) продолжать работу, направленную на развитие налогооблагаемой базы Архангельской области, на увеличение собираемости платежей в бюджет и взаимодействие со всеми участниками бюджетного процесса, включающего:
взаимодействие с крупными налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Архангельской области;
реализацию мер, направленных на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума и на исключение случаев сокрытия доходов граждан, в первую очередь - занятых в сфере малого бизнеса;
взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в бюджет, изменениям налогооблагаемой базы плательщиков, обеспечению безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней;
взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов;
б) активизировать работу, направленную на повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности Архангельской области, природных ресурсов, окружающей среды и на рост доходов, получаемых от их использования в виде налоговых отчислений, арендных платежей, дивидендов, платежей за негативное воздействие и других неналоговых источников.
IV. Приоритеты в сфере бюджетных расходов
6. На 2009 - 2011 годы определены следующие приоритетные направления расходов:
развитие социальной сферы;
развитие жилищного строительства;
развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры.
7. Для обеспечения эффективного исполнения полномочий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, повышения качества услуг необходимо:
повысить размеры заработной платы работников бюджетной сферы, стипендий, пособий, иных социальных выплат. Повышение заработной платы необходимо производить темпами, опережающими рост заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений и обеспечивающими достижение размера минимальной заработной платы уровня прожиточного минимума;
осуществить переход на новые системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат;
провести работу по оптимизации текущих расходов за счет реструктуризации сети бюджетных учреждений, использования новых организационно-правовых форм, развития и применения более эффективных технологий, перехода от финансирования учреждений по смете к размещению государственного задания, сформированного с учетом потребностей рынка труда и перспектив развития региональной экономики;
осуществить перевод образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование;
обеспечить применение медико-экономических стандартов в здравоохранении;
расширить систему долгосрочных и ведомственных целевых программ (при этом увеличение объема средств, распределяемых через программно-целевой механизм, не должно являться единственной целью - необходимо подходить к решению этого вопроса на основе четкой оценки эффективности реализации соответствующей целевой программы);
обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов;
увеличить расходы на модернизацию социальной инфраструктуры.
Особое внимание должно быть уделено решению проблем с устройством детей в детские дошкольные учреждения.
8. Безусловным приоритетом для органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления должно стать жилищное строительство наряду с развитием строительного комплекса.
Темпы строительства жилья следует значительно увеличить. В год необходимо сдавать не менее одного квадратного метра на человека. Жилье должно быть доступным для населения, комфортным и благоустроенным. Особое внимание следует уделить переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.
Для решения указанных задач необходимо:
сформировать государственный (муниципальный) заказ на строительство жилья;
расширить участие ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию" на рынке строительства жилья;
оказать содействие в развитии частных управляющих компаний в жилищной сфере с долей участия государства и муниципалитетов не более 25 процентов;
увеличить привлечение средств банковского капитала, иностранного капитала, федерального бюджета, федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ;
обеспечить высокие темпы строительства, в том числе за счет привлечения строительных компаний из других регионов;
отказаться от "точечной" застройки и начать массовое возведение жилья с созданием необходимой социальной инфраструктуры;
разработать механизм обеспечения жильем граждан, проживающих в бесперспективных населенных пунктах;
создать действующую систему мониторинга за рынком строительства жилья, исполнением инвестиционных контрактов, обеспечением качества выполняемых работ и материалов, применяемых в строительстве.
Для решения проблем жилищного строительства необходимо обеспечить развитие коммунальной инфраструктуры путем расширения и модернизации объектов коммунальной энергетики, в том числе за счет восстановления муниципальных электрических сетей с передачей их на обслуживание энергоснабжающим компаниям, перевода котельных на газовый вид топлива, модернизации тепловых сетей, сетей водоснабжения и систем водоотведения.
Особое внимание должно быть уделено газификации Архангельской области в рамках сотрудничества с ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз".
Необходимо придать новый импульс развитию индустрии по производству строительных материалов.
9. В 2009 - 2011 годах требуется качественно улучшить транспортную инфраструктуру за счет строительства новых и модернизации сети действующих автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Архангельской области.
Объем субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципальных образований, должен быть увеличен в 2009 году не менее чем на 300,0 млн. рублей.
Необходимо осуществить поэтапный переход к выделению бюджетных ассигнований на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального значения на основе утвержденных нормативов денежных затрат.
V. Политика в сфере регулирования цен и тарифов, инвестиций
10. Политика в сфере регулирования цен и тарифов должна быть ориентирована на переход к экономически обоснованным тарифам с одновременным развитием адресной помощи малообеспеченным слоям населения.
Необходимо продолжить работу по сокращению перекрестного субсидирования и повышению конкурентоспособности производимых (оказываемых) товаров (услуг) за счет сдерживания роста стоимости электроэнергии, привлечения денежных средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Особое внимание следует уделить проведению контрольных мероприятий за применением установленных тарифов (цен) и предельных индексов.
11. Одним из приоритетов деятельности администрации Архангельской области должно стать повышение инвестиционной привлекательности области.
Органам исполнительной власти Архангельской области, ответственным за инвестиционную политику и имидж области, необходимо организовать единую систему работы с инвесторами.
12. С 2009 года бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и муниципальной собственности должны предусматриваться в бюджетах в соответствии с долгосрочными целевыми программами и нормативными правовыми актами администрации Архангельской области, местной администрации.
Субсидии на софинансирование капитального строительства объектов муниципальной собственности будут предоставляться в рамках долгосрочных целевых программ и только в случае принятия аналогичной программы в муниципальном образовании.
13. Основными принципами осуществления бюджетных инвестиций должны являться:
направление инвестиций в строительство жилья, объектов социальной сферы, автомобильных дорог, на модернизацию объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры, на производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
концентрация ресурсов с целью достижения большего социального эффекта путем ввода в эксплуатацию большего числа объектов и снижения числа объектов незавершенного строительства, отнесенных к "долгостроям";
принятие решения о финансировании объектов капитального строительства только при наличии утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы и заключением о достоверности сметной стоимости;
неукоснительное соблюдение обязательств по сдаче объекта в эксплуатацию и по финансированию расходов в рамках контракта, заключенного между государственными и муниципальными заказчиками и подрядчиками на весь период реализации проекта.
VI. Совершенствование межбюджетных отношений
14. Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления должно быть продолжено в направлении дальнейшего укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышения заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала, в том числе поселений, для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Совершенствовать формы финансовой поддержки следует с учетом соблюдения баланса государственных и местных расходных обязательств.
Для достижения указанных целей необходимо изучить дополнительные возможности передачи местным бюджетам на долговременной основе единых нормативов налоговых отчислений, модернизировать принципы распределения межбюджетных трансфертов путем разработки новых механизмов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, оптимизации объема субсидий.
При этом представление финансовой помощи местным бюджетам должно осуществляться на условиях софинансирования, с учетом уровня бюджетной обеспеченности и должно быть направлено на расширение прав муниципальных образований в использовании межбюджетных трансфертов, а также на создание стимулов для применения органами местного самоуправления современных принципов управления финансами.
Органам государственной власти Архангельской области необходимо разработать механизм комплексного мониторинга по всем аспектам деятельности органов местного самоуправления (в том числе по проведению взвешенной бюджетной политики и недопущению роста кредиторской задолженности) и по возможности поощрять за достижение лучших показателей эффективности управления муниципальными финансами.
Органам местного самоуправления следует проанализировать возможность укрупнения муниципальных образований с целью повышения их финансовой самостоятельности и эффективности реализации реформы местного самоуправления.
15. Муниципальные образования Ненецкого автономного округа должны стать полноправными участниками межбюджетных отношений в Архангельской области, которые необходимо выстраивать с учетом особенностей социально-экономического развития территорий НАО.
16. Развитие взаимоотношений с федеральными органами государственной власти должно быть направлено на активное привлечение в Архангельскую область федеральных трансфертов, в том числе:
на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
на строительство распределительных сетей и перевод потребителей области на природный газ;
на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования;
на поддержку и развитие местных аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера;
на проведение дноуглубительных работ на р. Северной Двине;
на обеспечение предприятий военно-промышленного комплекса государственным оборонным заказом.
VII. Долговая политика
17. Основной целью в части совершенствования долговой политики является формирование положительной кредитной истории Архангельской области, рост уровня кредитоспособности. Это позволит не только повысить имидж области на рынке заимствований, но и привлечь дополнительные инвестиции.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений долговой политики в 2009 - 2011 годах:
совершенствование правовых основ в сфере управления долгом;
развитие методов управления рисками в сфере долговой политики, совершенствование системы управления государственным долгом Архангельской области;
адаптация финансовых инструментов государственного долга Архангельской области к рыночным условиям в целях повышения экономической и инвестиционной активности;
организация работы с рейтинговыми агентствами, направленная на анализ показателей, характеризующих финансово-экономическую ситуацию и устойчивость бюджетной системы для присвоения кредитного рейтинга Архангельской области.
VIII. Финансовый контроль
18. Работа по совершенствованию финансового контроля должна быть направлена не только на повышение качества контрольных и аналитических мероприятий, но и на совершенствование их правовых и методологических основ, а также на обеспечение комплексного взаимодействия между всеми органами государственного финансового контроля.
19. Осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на предотвращение финансовых нарушений;
на усиление ответственности органов исполнительной власти Архангельской области и бюджетных учреждений за результативностью бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг;
на повышение качества финансового менеджмента и создание основы для принятия конкретных управленческих решений.
20. Особое внимание должно быть уделено контролю:
за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
за обоснованностью ценообразования при проведении ремонтно-строительных работ;
за исполнением судебных решений по искам граждан к казне Архангельской области и муниципальных образований;
за своевременным возвратом бюджетных кредитов, за уплатой заемщиками процентов за пользование бюджетными средствами;
за использованием средств областного бюджета, выделяемых в форме капитальных вложений;
за полнотой и своевременностью представляемой отчетной информации;
за формированием уполномоченными органами списков получателей социальных выплат, представляемых в учреждения банка и учреждения почтовой связи.
ОПУБЛИКОВАНО: "Волна" N 20, 27.05.2008;
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2008 г. N 27
г. Архангельск
Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.2014 №286-пп}
Во исполнение статьи 3 областного закона от 21 июня 2006 года N 186-11-ОЗ "О бюджетном процессе в Архангельской области" (с изменениями от 18 апреля 2007 года N 349-17-ОЗ, от 27 июня 2007 года N 369-19-ОЗ), на основании распоряжения администрации Архангельской области от 13 мая 2008 года N 66-ра/12 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2009 год и на среднесрочную перспективу.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
И.Ф.Михальчук
Утверждены
постановлением главы администрации
Архангельской области
от 19.05.2008 N 27
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2008 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии со статьей 3 областного закона от 21 июня 2006 года N 186-11-ОЗ "О бюджетном процессе в Архангельской области" (с изменениями от 18 апреля 2007 года N 349-17-ОЗ, от 27 июня 2007 года N 369-19-ОЗ).
I. Основные итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года
1. В рамках реализации Послания главы администрации Архангельской области областному Собранию депутатов и жителям области от 14 июня 2007 года и основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2008 год и на среднесрочную перспективу достигнуты следующие результаты:
в 2007 году финансово обеспечены все запланированные в областном бюджете расходные обязательства;
обеспечено повышение размеров оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, стипендий, опекунских пособий, пособий на детей, ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и гражданам, пострадавшим от политических репрессий;
предусмотрены дополнительные меры, направленные на обеспечение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в 2008 году (впервые выделяются субсидии на муниципальное развитие);
существенно снижена кредиторская задолженность (просроченная кредиторская задолженность по областному и местным бюджетам сокращена за год на 535,1 млн. рублей, или на 36,3 процента; долг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и муниципальных учреждений перед поставщиками топлива уменьшен на 149,3 млн. рублей, или на 51,7 процента);
расширено применение программно-целевого планирования (в 2007 году действовало 29 социально-экономических целевых программ Архангельской области с объемом финансирования 3316,7 млн. рублей, в 2008 году реализуется 34 программы с объемом финансирования 4583,4 млн. рублей);
изменен подход к формированию и реализации целевых программ Архангельской области (решение системных межведомственных проблем предусмотрено осуществлять в рамках долгосрочных целевых программ, решение вопросов в пределах компетенции одного исполнительного органа государственной власти области - в рамках ведомственных целевых программ);
продолжено осуществление мероприятий, направленных на повышение доступности и качества оказания государственных услуг, внедрение методов эффективного управления (усовершенствована законодательная и правовая база по вопросам оказания социальной поддержки, медицинской помощи, образовательных услуг, улучшено материальное оснащение учреждений социальной сферы, начата разработка и внедрение отдельных административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг);
усовершенствована система управления агропромышленным комплексом (разработаны и приняты областной закон "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области" и областная социально-экономическая целевая программа Архангельской области "Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы");
продолжена реализация мероприятий, направленных на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства (разработана адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на 2008 год, проведены работы по модернизации отдельных котельных, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения);
расширены горизонты бюджетного планирования (администрацией Архангельской области впервые утвержден среднесрочный финансовый план на 2008 - 2010 годы).
Впервые с 2008 года органы государственной власти Архангельской области стали осуществлять на территории Ненецкого автономного округа отдельные государственные полномочия, что потребовало изменения структуры расходных обязательств областного бюджета.
II. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009 год и на среднесрочную перспективу
2. Бюджетная политика в 2009 году и в среднесрочной перспективе должна быть направлена на достижение основной цели - повышение уровня жизни населения.
3. Для достижения указанной цели органам государственной власти Архангельской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить предпосылки для динамичного социально-экономического развития Архангельской области за счет разработки и реализации мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов, создания условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, территориального общественного самоуправления, формирования необходимой инфраструктуры, создания условий для снижения безработицы и административных барьеров, развития человеческого капитала;
2) повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг за счет усовершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, улучшения материальной базы отраслей социально-культурной сферы, внедрения новых организационно-правовых форм, административных регламентов и стандартов государственных и муниципальных услуг;
3) повысить результативность действий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления за счет применения эффективных методов управления, обеспечения сбалансированности, ответственности и взвешенности принимаемых решений, обеспечения открытости и доступности для общества информации о деятельности органов власти и результатах использования бюджетных ассигнований;
4) повысить эффективность использования ресурсов за счет активного внедрения программно-целевого метода, методов оценки эффективности бюджетных расходов, повышения роли и качества среднесрочного финансового планирования, перехода на современные принципы осуществления бюджетных инвестиций и финансирования учреждений, совершенствования системы размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных областных нужд.
III. Приоритеты в сфере доходов и налоговой политики
4. Большинство задач в сфере доходов и налоговой политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность.
Политика в сфере доходов на 2009 год и на ближайшую перспективу будет строиться с учетом изменений федерального законодательства при активизации действий региональных и местных властей по увеличению собственных доходов бюджета.
Основополагающим элементом для развития внутреннего налогового потенциала является привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста Архангельской области и расширения ее налоговой базы.
Следует проанализировать ранее предоставленные налоговые льготы на предмет их эффективности для экономики и социальной сферы Архангельской области и рассматривать возможность предоставления новых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков только при условии, если в результате их применения область сможет получить экономический эффект.
В условиях динамичного роста количества автотранспортных средств необходимо продолжить работу по ежегодной корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением действующих мер социальной защиты для отдельных категорий населения.
Учитывая, что подавляющее большинство местных бюджетов в Архангельской области являются дотационными, а расходы на их финансовую поддержку составляют значительную часть расходов областного бюджета, органам исполнительной власти Архангельской области следует усилить работу с органами местного самоуправления по выявлению резервов роста налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты. Необходимо побудить органы местного самоуправления предпринять усилия по проведению полной инвентаризации земель на территории каждого муниципального образования с целью выявления правообладателей и пользователей земельных участков, определения и подтверждения целевого использования ими земельных участков, а также случаев самовольного землепользования без оформления документов, что позволит увеличить налогооблагаемую базу и объемы поступления налогов в бюджет.
С целью недопущения потерь при сборе земельного налога и арендной платы за землю следует организовать постоянную работу с организациями по вопросу выкупа земельных участков (обратив особое внимание на участки, подлежащие разграничению в федеральную собственность).
Значительным резервом роста доходов является усиление контроля за своевременностью и полнотой внесения арендной платы за землю, повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
5. Для увеличения объема доходов бюджета области необходимо:
а) продолжать работу, направленную на развитие налогооблагаемой базы Архангельской области, на увеличение собираемости платежей в бюджет и взаимодействие со всеми участниками бюджетного процесса, включающего:
взаимодействие с крупными налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Архангельской области;
реализацию мер, направленных на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума и на исключение случаев сокрытия доходов граждан, в первую очередь - занятых в сфере малого бизнеса;
взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в бюджет, изменениям налогооблагаемой базы плательщиков, обеспечению безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней;
взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов;
б) активизировать работу, направленную на повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности Архангельской области, природных ресурсов, окружающей среды и на рост доходов, получаемых от их использования в виде налоговых отчислений, арендных платежей, дивидендов, платежей за негативное воздействие и других неналоговых источников.
IV. Приоритеты в сфере бюджетных расходов
6. На 2009 - 2011 годы определены следующие приоритетные направления расходов:
развитие социальной сферы;
развитие жилищного строительства;
развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры.
7. Для обеспечения эффективного исполнения полномочий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, повышения качества услуг необходимо:
повысить размеры заработной платы работников бюджетной сферы, стипендий, пособий, иных социальных выплат. Повышение заработной платы необходимо производить темпами, опережающими рост заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений и обеспечивающими достижение размера минимальной заработной платы уровня прожиточного минимума;
осуществить переход на новые системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат;
провести работу по оптимизации текущих расходов за счет реструктуризации сети бюджетных учреждений, использования новых организационно-правовых форм, развития и применения более эффективных технологий, перехода от финансирования учреждений по смете к размещению государственного задания, сформированного с учетом потребностей рынка труда и перспектив развития региональной экономики;
осуществить перевод образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование;
обеспечить применение медико-экономических стандартов в здравоохранении;
расширить систему долгосрочных и ведомственных целевых программ (при этом увеличение объема средств, распределяемых через программно-целевой механизм, не должно являться единственной целью - необходимо подходить к решению этого вопроса на основе четкой оценки эффективности реализации соответствующей целевой программы);
обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов;
увеличить расходы на модернизацию социальной инфраструктуры.
Особое внимание должно быть уделено решению проблем с устройством детей в детские дошкольные учреждения.
8. Безусловным приоритетом для органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления должно стать жилищное строительство наряду с развитием строительного комплекса.
Темпы строительства жилья следует значительно увеличить. В год необходимо сдавать не менее одного квадратного метра на человека. Жилье должно быть доступным для населения, комфортным и благоустроенным. Особое внимание следует уделить переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.
Для решения указанных задач необходимо:
сформировать государственный (муниципальный) заказ на строительство жилья;
расширить участие ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию" на рынке строительства жилья;
оказать содействие в развитии частных управляющих компаний в жилищной сфере с долей участия государства и муниципалитетов не более 25 процентов;
увеличить привлечение средств банковского капитала, иностранного капитала, федерального бюджета, федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ;
обеспечить высокие темпы строительства, в том числе за счет привлечения строительных компаний из других регионов;
отказаться от "точечной" застройки и начать массовое возведение жилья с созданием необходимой социальной инфраструктуры;
разработать механизм обеспечения жильем граждан, проживающих в бесперспективных населенных пунктах;
создать действующую систему мониторинга за рынком строительства жилья, исполнением инвестиционных контрактов, обеспечением качества выполняемых работ и материалов, применяемых в строительстве.
Для решения проблем жилищного строительства необходимо обеспечить развитие коммунальной инфраструктуры путем расширения и модернизации объектов коммунальной энергетики, в том числе за счет восстановления муниципальных электрических сетей с передачей их на обслуживание энергоснабжающим компаниям, перевода котельных на газовый вид топлива, модернизации тепловых сетей, сетей водоснабжения и систем водоотведения.
Особое внимание должно быть уделено газификации Архангельской области в рамках сотрудничества с ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз".
Необходимо придать новый импульс развитию индустрии по производству строительных материалов.
9. В 2009 - 2011 годах требуется качественно улучшить транспортную инфраструктуру за счет строительства новых и модернизации сети действующих автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Архангельской области.
Объем субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципальных образований, должен быть увеличен в 2009 году не менее чем на 300,0 млн. рублей.
Необходимо осуществить поэтапный переход к выделению бюджетных ассигнований на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального значения на основе утвержденных нормативов денежных затрат.
V. Политика в сфере регулирования цен и тарифов, инвестиций
10. Политика в сфере регулирования цен и тарифов должна быть ориентирована на переход к экономически обоснованным тарифам с одновременным развитием адресной помощи малообеспеченным слоям населения.
Необходимо продолжить работу по сокращению перекрестного субсидирования и повышению конкурентоспособности производимых (оказываемых) товаров (услуг) за счет сдерживания роста стоимости электроэнергии, привлечения денежных средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Особое внимание следует уделить проведению контрольных мероприятий за применением установленных тарифов (цен) и предельных индексов.
11. Одним из приоритетов деятельности администрации Архангельской области должно стать повышение инвестиционной привлекательности области.
Органам исполнительной власти Архангельской области, ответственным за инвестиционную политику и имидж области, необходимо организовать единую систему работы с инвесторами.
12. С 2009 года бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и муниципальной собственности должны предусматриваться в бюджетах в соответствии с долгосрочными целевыми программами и нормативными правовыми актами администрации Архангельской области, местной администрации.
Субсидии на софинансирование капитального строительства объектов муниципальной собственности будут предоставляться в рамках долгосрочных целевых программ и только в случае принятия аналогичной программы в муниципальном образовании.
13. Основными принципами осуществления бюджетных инвестиций должны являться:
направление инвестиций в строительство жилья, объектов социальной сферы, автомобильных дорог, на модернизацию объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры, на производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
концентрация ресурсов с целью достижения большего социального эффекта путем ввода в эксплуатацию большего числа объектов и снижения числа объектов незавершенного строительства, отнесенных к "долгостроям";
принятие решения о финансировании объектов капитального строительства только при наличии утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы и заключением о достоверности сметной стоимости;
неукоснительное соблюдение обязательств по сдаче объекта в эксплуатацию и по финансированию расходов в рамках контракта, заключенного между государственными и муниципальными заказчиками и подрядчиками на весь период реализации проекта.
VI. Совершенствование межбюджетных отношений
14. Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления должно быть продолжено в направлении дальнейшего укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышения заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала, в том числе поселений, для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Совершенствовать формы финансовой поддержки следует с учетом соблюдения баланса государственных и местных расходных обязательств.
Для достижения указанных целей необходимо изучить дополнительные возможности передачи местным бюджетам на долговременной основе единых нормативов налоговых отчислений, модернизировать принципы распределения межбюджетных трансфертов путем разработки новых механизмов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, оптимизации объема субсидий.
При этом представление финансовой помощи местным бюджетам должно осуществляться на условиях софинансирования, с учетом уровня бюджетной обеспеченности и должно быть направлено на расширение прав муниципальных образований в использовании межбюджетных трансфертов, а также на создание стимулов для применения органами местного самоуправления современных принципов управления финансами.
Органам государственной власти Архангельской области необходимо разработать механизм комплексного мониторинга по всем аспектам деятельности органов местного самоуправления (в том числе по проведению взвешенной бюджетной политики и недопущению роста кредиторской задолженности) и по возможности поощрять за достижение лучших показателей эффективности управления муниципальными финансами.
Органам местного самоуправления следует проанализировать возможность укрупнения муниципальных образований с целью повышения их финансовой самостоятельности и эффективности реализации реформы местного самоуправления.
15. Муниципальные образования Ненецкого автономного округа должны стать полноправными участниками межбюджетных отношений в Архангельской области, которые необходимо выстраивать с учетом особенностей социально-экономического развития территорий НАО.
16. Развитие взаимоотношений с федеральными органами государственной власти должно быть направлено на активное привлечение в Архангельскую область федеральных трансфертов, в том числе:
на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
на строительство распределительных сетей и перевод потребителей области на природный газ;
на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования;
на поддержку и развитие местных аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера;
на проведение дноуглубительных работ на р. Северной Двине;
на обеспечение предприятий военно-промышленного комплекса государственным оборонным заказом.
VII. Долговая политика
17. Основной целью в части совершенствования долговой политики является формирование положительной кредитной истории Архангельской области, рост уровня кредитоспособности. Это позволит не только повысить имидж области на рынке заимствований, но и привлечь дополнительные инвестиции.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений долговой политики в 2009 - 2011 годах:
совершенствование правовых основ в сфере управления долгом;
развитие методов управления рисками в сфере долговой политики, совершенствование системы управления государственным долгом Архангельской области;
адаптация финансовых инструментов государственного долга Архангельской области к рыночным условиям в целях повышения экономической и инвестиционной активности;
организация работы с рейтинговыми агентствами, направленная на анализ показателей, характеризующих финансово-экономическую ситуацию и устойчивость бюджетной системы для присвоения кредитного рейтинга Архангельской области.
VIII. Финансовый контроль
18. Работа по совершенствованию финансового контроля должна быть направлена не только на повышение качества контрольных и аналитических мероприятий, но и на совершенствование их правовых и методологических основ, а также на обеспечение комплексного взаимодействия между всеми органами государственного финансового контроля.
19. Осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на предотвращение финансовых нарушений;
на усиление ответственности органов исполнительной власти Архангельской области и бюджетных учреждений за результативностью бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг;
на повышение качества финансового менеджмента и создание основы для принятия конкретных управленческих решений.
20. Особое внимание должно быть уделено контролю:
за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
за обоснованностью ценообразования при проведении ремонтно-строительных работ;
за исполнением судебных решений по искам граждан к казне Архангельской области и муниципальных образований;
за своевременным возвратом бюджетных кредитов, за уплатой заемщиками процентов за пользование бюджетными средствами;
за использованием средств областного бюджета, выделяемых в форме капитальных вложений;
за полнотой и своевременностью представляемой отчетной информации;
за формированием уполномоченными органами списков получателей социальных выплат, представляемых в учреждения банка и учреждения почтовой связи.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 20 от 27.05.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.060 Бюджетный процесс, 080.100.030 Региональные налоги и сборы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: