Основная информация

Дата опубликования: 19 мая 2010г.
Номер документа: RU30000201000434
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О концепции комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 201-2011 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19.05.2010               № 207-П

О концепции комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 2010 - 2011 годы

В целях профилактики и предотвращения насилия в семье, обеспечения реабилитации детей, ставших жертвами насилия, повышения информированности несовершеннолетних о возможных рисках

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 2010 - 2011 годы.

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 2010 - 2011 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу «Семья без насилия» на 2010 - 2011 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 19.05.2010 № 207-П

Концепция

комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 2010 - 2011 годы

1. Введение

Насилие - явление недопустимое в цивилизованном обществе, особенно когда оно совершается в отношении наименее защищенных и зависимых членов семьи. Оно не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но и разрушает фундамент безопасности общества.

В современном мире предотвращение насилия – одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространенность семейного насилия, оно часто скрыто от посторонних. По болезненности, как для непосредственно страдающих, так и для близких, по сложности выявления, силе и длительности негативных последствий насилие в семье является одной из самых серьезных проблем в обществе.

Реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только на основе социального партнерства государственных органов и общественных объединений через организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие услуг, предоставляемых специализированными учреждениями для несовершеннолетних детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее программной разработки

В наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся женщины и несовершеннолетние дети. Перенесенное ребенком насилие влечет за собой разнообразные деструктивные последствия для его психики, развития и дальнейшей социализации. Этому способствуют не только прямые акты агрессии, но и поведение родителей, порождающее психологическое насилие в семье, применение недопустимых форм воспитания, безразличие к ребенку и его досугу, пренебрежение его потребностями. Насилие в отношении ребенка, являясь основной причиной нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и суицидов.

Оценивая динамику преступных посягательств в отношении детей за последние три года, можно отметить, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом резко увеличилось количество детей, пострадавших от насилия (в 2,6 раза). В 2009 году были приняты меры ситуационного характера, которые позволили уменьшить количество случаев насилия над детьми. Однако ситуация остается напряженной и требует комплексного подхода к решению проблемы.

Сведения

о детях, ставших жертвами преступлений (2007 - 2009 годы)

                                                                                                                       чел.

Категории потерпевших

Года

2007

2008

2009

Всего детей, пострадавших от насилия, в т.ч.

398

1041

495

Детей, потерпевших от насильственных преступлений

268

483

287

Детей, здоровью которых причинен тяжкий вред

10

5

5

Детей, потерпевших от сексуальных преступлений

67

279

105

Изнасилование (ст. 131 УК РФ)                 

13

29

19

Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ)

12

29

31

Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет (ст. 134 УК РФ)

18

201

41

Развратные действия (ст. 135 УК РФ)

10

15

7

Для эффективного предупреждения жестокого обращения с детьми необходимо своевременно выявлять неблагополучные семьи. Требуется полный учет и оздоровление таких семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

С этой целью в Астраханской области с января 2009 года в 13 комплексных центрах социального обслуживания началось внедрение новой технологии работы с неблагополучными семьями – созданы отделения участковой социальной службы. Это новая, перспективная и организационная форма социального обслуживания для выявления, учета, сопровождения  семей, не обеспечивающих необходимыми условиями воспитание и содержание детей, и оказания комплексной  помощи семье и детям по преодолению трудной жизненной ситуации. Новизна данной технологии в том, что впервые на уровне области и районов города создана многоуровневая система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства, позволяющая с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб.  В 2009 году специалистами участковых социальных служб выявлено и поставлено на учет 3365 семей, находящихся в социально-опасном положении, из них с 1607 семьями заключены соглашения о социальном патронаже. За этот период более 273 семей уже сняты с учета в связи с улучшением семейного положения.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, областного государственного учреждения «Социальный центр кризисной реабилитации женщин» (далее – центр кризисной реабилитации женщин), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. В 2009 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних получили реабилитацию около 3000 детей. В центре кризисной реабилитации женщин предоставляются психологические, юридические, медицинские, педагогические и социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию. За 2009 год  в центре кризисной реабилитации женщин получили помощь 3163 женщины с детьми.

Для оперативного реагирования на ситуации социального неблагополучия, случаи жестокого обращения и насилия над детьми, совершенствования системы оказания экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, создано отделение экстренной социальной и психологической помощи «Ребенок в опасности» (тел. 59-16-16). 

Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства, которые являются наиболее доступными для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, призванные предупреждать насилие над детьми в семье.

С целью создания единого органа опеки и попечительства на территории Астраханской области, усовершенствования системы защиты детства, направленной на снижение уровня социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, сокращение числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах, с 1 января 2010 года министерству социального развития и труда Астраханской области переданы полномочия по опеке и попечительству несовершеннолетних.

В связи с этим в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области перешло государственное учреждение Астраханской области «Центр защиты прав детей». Основной его функцией является  предупреждение жестокого обращения с детьми, а именно внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семей, и обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка.

Несмотря на предпринимаемые меры по предотвращению насилия и жестокого обращения в семье на территории Астраханской области, общая ситуация по-прежнему остается тревожной. Ведь в обществе сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению количества семей группы риска (разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата в семьях и т.д.), а значит, риск для ребенка стать жертвой насилия возрастает.

В связи с актуальностью данной проблемы, возникла необходимость разработки комплексной целевой программы «Семья без насилия» на 2010-2011 годы (далее – программа), которая включает мероприятия профилактической направленности по  предотвращению насилия в семье  и предоставлению комплекса реабилитационных мер для пострадавших от насилия.

Программно-целевой метод реализации мероприятий представляется эффективным, так как предусматривает системность, объединение усилий государственных и общественных организаций по предотвращению насилия в семье.

3. Предложения по целям и задачам

Основными целями программы являются:

- предупреждение и предотвращение насилия  в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи пострадавшим от насилия.

Для достижения указанных целей программа предусматривает решение следующих задач:

- проведение информационно-просветительской кампании среди населения о недопустимости насилия и жестокого обращения в семье, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

- разработка и реализация эффективных форм работы по профилактике насилия и жестокого обращения в семье;

- предоставление социальной и психологической помощи пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

4. Предполагаемый срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на 2010 - 2011 годы.

5. Основные направления финансирования программы

Основные направления программы ориентированы на:

- проведение информационно-просветительской кампании среди населения о недопустимости насилия и жестокого обращения в семье;

- развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи пострадавшим от насилия в семье;

- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют  40179,5 тыс. руб., в том числе: средства бюджета Астраханской области – 6506,0  тыс. руб.;  средства федерального бюджета -  21500,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 130,0  тыс. руб.;  средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — средства Фонда), – 12043,5 тыс. рублей. По годам реализации:

2010 год - 18097,5 тыс. руб., из них: средства бюджета Астраханской области - 3002,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 65,0  тыс. руб.; средства федерального бюджета - 10500,0 тыс. руб.; средства Фонда – 4530,5 тыс. руб.;             

2011 год – 22082,0 тыс. руб., из них: средства бюджета Астраханской области – 3504,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 65,0  тыс. руб.; средства федерального бюджета – 11000,0 тыс. руб.; средства Фонда – 7513,0 тыс. рублей.

Финансирование программных мероприятий осуществляется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области на 2010-2011 годы», утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.12.2009 № 76, исходя из возможности бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.

Под средствами федерального бюджета в данной программе понимаются субсидии из федерального бюджета, направленные Астраханской области на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей. Под внебюджетными средствами понимаются спонсорские средства.

Средства Фонда на реализацию программы в виде гранта перечисляются Астраханскому областному фонду социальной поддержки населения, который финансирует исполнителей программы  в соответствии с программными мероприятиями.

7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы и по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы

Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее – государственный заказчик программы).

Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:

- министерство  здравоохранения Астраханской области;

-  министерство культуры Астраханской области;

- министерство  спорта и туризма Астраханской области;

- агентство по делам молодежи Астраханской области;

- управление внутренних дел по Астраханской области (по согласованию);

- управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (по согласованию).

Также в реализации мероприятий программы примет участие Астраханский областной фонд социальной поддержки населения.

8. Механизм формирования мероприятий программы и управление ходом ее реализации

Механизм формирования мероприятий программы основывается на прогнозе уровня и состояния преступности в отношении детей на территории Астраханской области на период действия программы согласно данным правоохранительных органов, а также анализу и оценке предлагаемых мероприятий по предупреждению и профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. С этой целью изучены предложения по мероприятиям программы, поступившие от исполнительных органов государственной власти Астраханской области, учреждений социальной защиты населения, в том числе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центра кризисной реабилитации женщин.

Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;

- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации программы;

- несет ответственность за реализацию программы в целом;

- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;

- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;

- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.

Государственный заказчик программы осуществляет контроль за ходом реализации программы.

9. Ожидаемые результаты реализации программы и оценка ее эффективности

Реализация программы позволит:

- сократить число случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе и иных учреждениях для детей (на 30% в год);

- увеличить охват детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, оздоровительными мероприятиями (до 70% в год);

- увеличить охват детей информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 50% в год);

- увеличить охват женщин, пострадавших от насилия и жестокого обращения, реабилитационными мероприятиями (до 70% в год);

- расширить спектр и объем предоставляемых социальных услуг и увеличить количество семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших помощь (до 4 тыс. чел. в год);

- укрепить материально-техническую базу учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 040.000.000 Семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать