Основная информация

Дата опубликования: 19 мая 2020г.
Номер документа: RU67000202000331
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Смоленская область
Принявший орган: Администрация Смоленской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 19.05.2020 № 280

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

Администрация Смоленской области  п о с т а н о в л я е т:

Внести в Стратегию социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 № 981, следующие изменения:

1) абзац второй подраздела 1.2 раздела 1 изложить в следующей редакции:

«Ряд других документов, в том числе Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, послания Президента Российской Федерации за разные годы и некоторые другие, затрагивает или включает в себя отдельные аспекты стратегического планирования развития Российской Федерации. Однако в качестве основополагающего выступает именно Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», поскольку он в наиболее полной мере отражает собственно стратегическую систему приоритетов и основные подходы к их реализации. Остальная система стратегических документов рассматривается как расширяющая и уточняющая его положения.»;

2) в разделе 2:

- в подразделе 2.2:

- после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

«Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Смоленская область отнесена к приграничным геостратегическим территориям Российской Федерации.»;

- абзац шестой изложить в следующей редакции:

«Следует отметить положительные сдвиги в социально-экономическом развитии Смоленской области в течение 2016-2017 годов.»;

- дополнить подразделами 2.41, 2.42 следующего содержания:

«2.41. Инновационное развитие

Согласно данным статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности», выпущенного в 2019 году совместно Министерством экономического развития Российской Федерации, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Федеральной службой государственной статистики, по важнейшим показателям инновационной активности в промышленном производстве Смоленская область находится в верхней части общероссийского рейтинга регионов: по удельному весу организаций, осуществлявших технологические инновации, Смоленская область в 2017 году находилась на 32-й позиции в России; по удельному весу инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг – на 37-м месте; по удельному весу затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг – на 23-м месте; по удельному весу организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций – на 20-м месте.

В структуре инновационной деятельности организаций сферы промышленности, услуг, сельского хозяйства и строительства Смоленской области наибольший удельный вес в 2017 году имеют: приобретение машин и оборудования (68%, в Российской Федерации – 53,9%), инжиниринг (28%, в Российской Федерации – 16%), исследования и разработки (24%, в Российской Федерации – 39,5%), обучение и подготовка персонала (20%, в Российской Федерации – 15,2%), приобретение программных средств (20%, в Российской Федерации – 27,1%).

Меньшая по сравнению со средним показателем по России активность в исследованиях и разработках корреспондируется и с относительно невысокими показателями патентной активности в Смоленской области. Так, коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения) в Смоленской области в 2017 году был более чем в 3 раза ниже, чем в среднем по России (0,46 против 1,55), и оказался самым низким из всех соседних со Смоленской областью регионов (Московская, Калужская, Тверская, Псковская и Брянская области).

При этом отмечается возросшая в последние годы активность организаций Смоленской области в разработке передовых производственных технологий: в 2013 году – 2, в 2016 году – 10, в 2018 году – 18 технологий (7-е место в ЦФО).

Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» в 2012 году совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации при участии представителей региональных администраций и ведущих экспертов страны разработан рейтинг инновационных регионов (далее также – рейтинг). Рейтинг отражает изменения в инновационном развитии экономики субъектов Российской Федерации, научно обоснован и построен преимущественно на основе официальных статистических данных. В основу методики формирования рейтинга положен подход, используемый Европейской комиссией для проведения сравнительной оценки инновационного развития регионов Евросоюза с целью разработки и внедрения мер инновационной политики на региональном уровне (Regional Innovation Scoreboard).

По итогами 2018 года Смоленская область заняла 44-е место среди 85 субъектов Российской Федерации и вошла в группу «средние инноваторы», улучшив свои показатели по сравнению с 2017 годом на 1 позицию.

В рейтинге инновационных регионов 2018 года регионы распределены по группам следующим образом: в группу передовых регионов входят 29 субъектов Российской Федерации («сильные» и «средне-сильные» инноваторы), 24 региона формируют группу «средних» инноваторов и 32 региона являются отстающими («средне-слабые» и «слабые» инноваторы).

В подрейтинге «Научные исследования и разработки» Смоленская область заняла 58-е место (минус 7 позиций к уровню 2017 года).

Низкие позиции регион занимает по показателю численности студентов образовательных организаций высшего образования в расчете на 10 000 человек населения – 228. Ежегодно данный показатель падает, в 2011 году он составлял 442, к 2018 году сократился почти в 2 раза. Также снизился показатель численности исследователей в расчете на миллион населения региона – с 58 до 54.

Однако внутренние затраты на исследования и разработки в процентах от валового регионального продукта имеют тенденцию к стабильному росту на протяжении последних 7 лет (в 2011 году - 0,48, в 2016 году – 0,57).

К данному подрейтингу относятся и показатели, связанные с патентной активностью, имеющей низкий уровень в регионе.

Таким образом, в Смоленской области, несмотря на достаточно хорошие позиции по ряду направлений инновационного развития, проблемой являются слабые показатели как формирования, так и использования результатов интеллектуальной деятельности.

В Смоленской области в последние годы предпринимаются активные шаги по содействию развитию инновационной сферы и патентной активности.

В июле 2016 года по инициативе Губернатора Смоленской области А.В. Островского при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации была создана автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Смоленской области» (далее – АНО «ЦКР Смоленской области»), основной целью деятельности которой являлось оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в формировании и развитии кластеров на территории Смоленской области, в том числе в инновационной сфере.

21 ноября 2018 года АНО «ЦКР Смоленской области» был организован круглый стол «Защита интеллектуальной собственности», в том числе обучение прошли сотрудники АНО «ЦКР Смоленской области». Консультационная поддержка оказывалась как непосредственно в данном центре, так и через «Единый телефон инфраструктуры поддержки субъектов МСП» (4812) 63-80-38.

Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Смоленской области» обеспечивает предоставление субъектам МСП и физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, таких услуг, как содействие в проведении патентных исследований в целях определения текущей патентной ситуации, в том числе проверка возможности свободного использования объекта, техники, продукции без риска нарушения действующих патентов; определение направлений и уровня научно-исследовательской, производственной и коммерческой деятельности, патентной политики организаций, которые действуют или могут действовать на рынке исследуемой продукции; анализ для определения потенциальных контрагентов и конкурентов, выявления и отбора объектов лицензий, приобретения патента.

В Смоленской области обеспечивается деятельность общества с ограниченной ответственностью «Центр молодежного инновационного творчества «ЯВИР» (далее – ЦМИТ). ЦМИТ по модели Fab Lab создан с целью обеспечения доступа к реализации проектов школьникам и студентам, а также субъектам МСП по различным направлениям.

ЦМИТ представляет собой открытую площадку для субъектов МСП и творчества детей, молодежи, оснащенную современным оборудованием, которое позволяет заниматься техническим творчеством, решать задачи макетирования и прототипирования, инжиниринга и коммерциализации, а также осуществлять разработку в сфере биотехнологий. В процессе научно-технической деятельности проектных команд в ЦМИТ рождаются инновационные идеи и создаются прототипы продуктов, которые ежегодно занимают призовые места в различных конкурсах.

Однако развитие инновационного потенциала Смоленской области требует расширения элементов инновационной инфраструктуры, направленной на вовлечение в изобретательскую и инновационную деятельность детей и молодежи (например, через деятельность детских технопарков «Кванториум», в том числе мобильных технопарков «Кванториум»). Кроме того, в рамках развития изобретательской активности детей и молодежи целесообразно давать обучающимся основные знания о работе с интеллектуальной собственностью.

В целях обеспечения высокого уровня организации научных исследований, а также стимулирования исследовательской работы как в области фундаментальной, так и прикладной науки на территории Смоленской области ежегодно осуществляется ряд научных проектов, направленных на поддержку эффективной работы творческих коллективов и отдельных ученых, осуществляющих научные исследования в различных отраслях, среди которых:

- региональный этап ежегодного конкурса проектов фундаментальных научных исследований;

- ежегодная областная научно-практическая конференция студентов и обучающихся «Шаг в науку»;

- ежегодный конкурс студенческих научных работ;

- ежегодный конкурс молодых ученых;

- региональный этап общероссийской программы «Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса» («УМНИК»), организованный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» совместно со Смоленским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых», направленный на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов студентов, аспирантов и молодых ученых;

- ежегодный фестиваль науки «NAUKA 0+», в рамках которого проходит более 50 мероприятий научной направленности с участием ведущих вузов Смоленской области, профессиональных образовательных организаций и иных организаций.

Существенный вклад в развитие науки на территории региона вносит Смоленское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых». Члены организации проводят научные исследования по следующим направлениям: медицина, технические науки, информационные технологии, экология и география.

Однако, несмотря на значительную деятельность по развитию научно-образовательной среды в Смоленской области, имеет место несоответствие между растущими требованиями к развитию научной деятельности и научно-технического творчества молодежи, молодых ученых, специалистов и научно-педагогических работников и текущим состоянием данной сферы. Это обусловливает необходимость выработки эффективных механизмов по популяризации, стимулированию и развитию научной деятельности и научно-технического творчества, ориентированных на различные категории социальных групп на региональном уровне.

К сожалению, в настоящее время в Смоленской области отсутствует такой важный элемент инновационной инфраструктуры, как центр поддержки технологий и инноваций (далее также - ЦПТИ).

Подобные центры созданы в большинстве регионов России в результате присоединения Российской Федерации к проекту Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) по созданию сети центров поддержки технологий и инноваций – Technology and Innovation Support Centers (TISCs), о чем между Роспатентом и ВОИС был подписан Меморандум о взаимопонимании. Координатором проекта в России является Федеральный институт промышленной собственности.

Основными направлениями деятельности ЦПТИ являются популяризация знаний в области интеллектуальной собственности, участие в организации обучающих семинаров, предоставление изобретателям и другим заинтересованным лицам удаленного доступа к патентной и иной научно-технической информации (как к рефератам, так и полнотекстовым базам данных) и оказание связанных с ней услуг (консультирование по осуществлению поиска, подаче заявок, законодательству в области интеллектуальной собственности и т.д.).

2.42. Экспортный потенциал Смоленской области

Одним из важных факторов экономического роста Смоленской области является развитие экспорта товаров и услуг из Смоленской области. Смоленская область обладает значительным потенциалом в данной сфере.

Министерство экономического развития Российской Федерации определило показатели эффективности, характеризующие развитие экспорта малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. При этом данные показатели можно рассматривать как индикаторы общего экспортного потенциала регионов.

Смоленская область имеет высокие рейтинги среди регионов Российской Федерации по таким показателям экспортного потенциала, как: «Количество товаров несырьевого экспорта на уровне 6 знаков ТНВЭД ЕАЭС» за 2018 год (3 245 ед., 5-е место среди регионов России); «Количество таможенных постов в субъекте Российской Федерации» (15 ед., 14-е место); «Количество таможенных представителей (брокеров) в субъекте Российской Федерации» (28 ед., 6-е место); «Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность» (1 583 ед., 5-е место); «Объем несырьевого экспорта малых и средних предприятий за 2018 год» (406 562 тыс. долларов США, 13-е место).

Достаточно хорошие позиции относительно других регионов Российской Федерации Смоленская область занимает по показателям: «Количество рынков сбыта для товаров несырьевого экспорта на уровне 6 знаков ТНВЭД ЕАЭС» в 2018 году (22 648 ед., 24-е место); «Плотность ж/д путей на конец 2016 года» (214 км путей на 10 000 кв. км территории, 24-е место); «Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием» (15 457,6 км, 27-е место).

Таким образом, в качестве преимущества Смоленской области можно отметить как большой объем (особенно учитывая, что доля Смоленской области в численности населения и экономике России составляет соответственно только 0,6% и 0,4%), так и значительную диверсификацию несырьевого экспорта Смоленской области по товарам, рынкам и поставщикам. Смоленская область обладает необходимой таможенной инфраструктурой, а также достаточно развитой железнодорожной и автомобильной инфраструктурой.

К слабым местам Смоленской области в отношении экспортного потенциала относятся: расстояние до ближайшего морского порта, стоимость электроэнергии. Данные факторы отрицательно влияют на возможности производства и транспортировки экспортной продукции.

Смоленская область обладает хорошим потенциалом развития экспорта услуг. Так, по результатам 2018 года регион занимал 3-е место в ЦФО после Москвы и Московской области по экспорту прочих деловых услуг (более 34 млн. долларов США). К ним относятся профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления (юридические услуги, услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения, консультационные услуги, реклама, маркетинг, изучение общественного мнения), технические, торгово-посреднические услуги, услуги в области научных исследований и разработок. Согласно Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 14 августа 2019 года № 1797-р, перспективы российского экспорта деловых услуг в решающей степени зависят от состояния внутреннего рынка Российской Федерации и динамики деловой активности на нем, спроса иностранных компаний на различные деловые и профессиональные услуги для освоения внутреннего рынка и увеличения рыночной доли. Смоленская область, обладающая благодаря выгодному географическому положению и достигнутым показателям развития экспорта хорошим потенциалом развития внешнеэкономических связей, способна активно наращивать экспорт деловых услуг и в дальнейшем.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (далее – Смоленскстат), значительную часть экспорта услуг из Смоленской области занимают транспортные услуги. В 2018 году объем их экспорта составил 302,5 млн. долларов США, из них 239,5 млн. долларов США пришлось на страны дальнего зарубежья. По данным представительства Ассоциации международных перевозчиков в Смоленской области, на долю Смоленской области приходится более 30% от количества международных рейсов, выполняемых перевозчиками ЦФО. По итогам 2018 года в Смоленской области международными автомобильными перевозками занимались более 600 транспортных предприятий с парком автопоездов более 8 тыс. единиц. При этом темпы роста количества предприятий, осуществляющих международные автоперевозки, самые высокие в России: по сравнению с 2013 годом их число увеличилось в 2,6 раза. Привлекательность в Смоленской области данного вида деятельности обусловлена как ее выгодным географическим положением, так и стимулированием развития дальнейшего вида деятельности при помощи системы налоговых льгот.

В целом Смоленская область обладает значительным потенциалом для расширения рынков сбыта производимых товаров и услуг за счет экспортных поставок.

Важным индикатором, характеризующим состояние внешней торговли, является диверсификация направленности внешнеэкономических связей региона.

По данным Смоленскстата, в 2010 году на долю самого крупного импортера региональных товаров приходилось 33,5% всего экспорта региона, в 2017 году – 37,0%. Удельный вес первых пяти стран в структуре экспорта составлял в 2010 году 66,9%, в 2017 году – 74,5%.

В 2018 году ситуация в плане географической диверсификации экспортных потоков начала меняться к лучшему – на долю самого крупного импортера пришлось 36,5% регионального экспорта, а удельный вес пяти крупных импортеров сократился до 68,7% (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Степень географической диверсификации экспорта Смоленской области в 2010 – 2018 годах (в процентах)

2010 год

2016 год

2017 год

2018 год

Беларусь

33,5

39,6

37,0

36,5

Украина

10,3

13,6

20,6

7,5

Израиль

8,9

Бельгия

7,7

6,7

8,0

7,1

Литва

6,5

Бразилия

6,4

4,4

13,1

США

4,2

Турция

4,5

4,5

Топ 5

66,9

70,5

74,5

68,7

На протяжении последних четырех лет наибольший объем экспорта приходился на продукцию химической промышленности, драгоценные камни и изделия из них. При этом наибольший рост отмечался в отношении древесины (почти в 3 раза, на 94,3 млн. долл. США), минеральных продуктов (в 2,4 раза, на 12 млн. долл. США), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 2 раза, на 78,5 млн. долл. США), драгоценных камней и изделий из них (в 1,6 раза, на 109 млн. долл. США). Таким образом, диверсификация экспорта по товарным группам улучшалась.

За последние четыре года экспорт из Смоленской области рос быстрее импорта  (прирост экспорта составил 39%, прироста импорта 28,5%).

Наибольшую долю в импорте в Смоленскую область составляют: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (32,7% от общего объема импорта в регион в 2018 году), машины, оборудование и транспортные средства (24,8%). Наибольший рост (в 2,5 раза) в 2015 – 2018 годах наблюдался по товарной группе «Текстиль, текстильные изделия и обувь».

Республика Беларусь обеспечила почти 74% (1 421,5 млн. долл. США в 2018 году) общего объема импорта в Смоленскую область. Импорт из Республики Беларусь в 2018 году превысил экспорт в 3,1 раза.

В качестве крупных экспортеров в Смоленскую область следует отметить Германию (123,6 млн. долл. США в 2018 году) и Китай (68,3 млн. долл. США в 2018 году).»;

3) в разделе 3:

- таблицу 4 изложить в следующей редакции:

«Таблица 4



п/п

Наименование показателя

Базовое значение

2018 г.

2021 г.

2024 г.

2030 г.

1

2

3

4

5

6

1.

Увеличение суммарного коэффициента рождаемости

1,374

1,395

1,410

1,425

2.

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

31,3

45,5

51,4

60

3.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

71,4

72,6

73,99

76,35

4.

Младенческая смертность, случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми

6,6

5,1

4,8

4,5

5.

Смертность лиц трудоспособного возраста, случаев на 100 тыс. человек соответствующего возраста

584,9

524

448,6

422,3

6.

Доля городов с благоприятной городской средой от общего количества городов, %

25

40

60

70

7.

Доведение ежегодного ввода жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м

380

395

410

440

8.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет, %

75

85

100

100

9.

Число посещений организаций культуры, тыс. человек

6 555

6 941

7 538

8 300

10.

Увеличение объема туристских услуг, оказанных туристскими организациями в Смоленской области, млрд. руб.

0,4

0,55

0,78

1

11.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %

101,4

101,6

101,7

101,9

12.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

0,02

30

50

70

13.

Доля протяженности автомобильных дорог Смоленской области регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, %

28,2

33,9

41,7

55

14.

Доля протяженности дорожной сети городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к ее транспортно-эксплуатационному состоянию, %

60,6

72,6

85

90

15.

Объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, млрд. долларов США

1,1

1,5

2

2,5

16.

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций, млрд. руб.

62

70,94

76,6

118,4

- абзац тридцать третий после слов «за разные годы,» дополнить словами «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года,», слова «Российской Федерации до 2020 года» заменить словами «Российской Федерации на период до 2020 года», слова «безопасности Российской Федерации до 2020 года» заменить словами «безопасности Российской Федерации»;

4) подраздел «Этап 1 – краткосрочный горизонт планирования (2019 – 2021 годы)» подраздела 4.2 раздела 4 изложить в следующей редакции:

«Этап 1 – краткосрочный горизонт планирования (2019 – 2021 годы)

На первом этапе (2019 - 2021 годы) будут созданы организационно-правовые и институциональные условия для решения задач, установленных для достижения стратегической цели, начнется совершенствование стратегического планирования и проектного управления на всех уровнях власти, синхронизация документов стратегического планирования с федеральным уровнем, совершенствование внедрения целевых моделей в части улучшения делового климата, закладка основ пространственной схемы рационального расселения, реализация базовых проектов высокой степени готовности.

Ключевые точки роста в рамках первого этапа развития будут связаны прежде всего с развитием отраслей перспективных специализаций Смоленской области –конкурентоспособных отраслей промышленности, растениеводства и животноводства, рыбоводства, деятельности в области информации и связи, транспортировки и хранения, туризма, для которых перспективы развития в значительной степени обусловлены технологическим уровнем предприятий и возможностями его модернизации. Чтобы ускорить развитие этих отраслей и повысить конкурентоспособность их предприятий, необходимо провести технологическую модернизацию и структурные изменения в пользу наиболее перспективных сегментов, опирающихся на конкурентные преимущества Смоленской области. Кроме того, развитие данных сфер будет дополнительно поддерживаться за счет модернизации ключевых видов инфраструктур: транспортно-логистической, коммунальной и социальной.

Одним из важных направлений развития и реструктуризации секторов промышленности станет привлечение в регион лидирующих внешних компаний, как зарубежных, так и российских, которые заполнят недостающие сегменты в структуре секторов и внедрят передовые технологии, лучшие управленческие практики.

Для отраслей перспективных экономических специализаций Смоленской области, приведенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, будет сделан акцент на развитии поддерживающей инфраструктуры и институтов. Продолжатся развитие ТОСЭР «Дорогобуж», а также активная работа по привлечению резидентов в государственные индустриальные парки «Феникс» и «Сафоново» и размещению их производств на данных территориях.

Общесистемными мероприятиями экономического развития также являются меры по поддержке малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, связанных с производством продукции с высокой добавленной стоимостью и небольшими объемами выпуска.

В рамках политики импортозамещения в Смоленской области активное развитие получит агропромышленный комплекс, обладающий высоким инвестиционным потенциалом. В среднесрочной перспективе планируется сосредоточить усилия на государственной поддержке развития селекции, создании агропромышленного парка, привлечении в регион крупных агрохолдингов, что в комплексе обеспечит достижение высоких объемных и качественных показателей продукции кластера.

Большое внимание должно будет уделяться развитию кластерных инициатив, совершенствованию научно-исследовательской и материально-технической базы, модернизации существующих производственных мощностей и техническому обновлению производства.

Для реализации указанных направлений необходимо развитие человеческого потенциала. В связи с этим усиленное внимание будет уделяться развитию высшего и среднего профессионального образования, системы социальной и транспортной инфраструктуры региона, а также качественному улучшению условий жизнедеятельности населения в городской среде. Важной составляющей является обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, что позволит повысить их качество и приблизить оказание услуг к населению.»;

5) подраздел 5.1 раздела 5 изложить в следующей редакции:

«5.1. Демографическое развитие, улучшение здоровья и поддержание долголетней активной жизни населения

Стратегическая цель к 2030 году - увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Для достижения цели планируется решение следующих задач:

- снижение смертности от наиболее распространенных причин (сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний);

- технологическая модернизация, в том числе цифровизация здравоохранения;

- профилактика заболеваний;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы здравоохранения, в том числе развитие государственно-частного партнерства;

- создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи;

- разработка, внедрение и применение новых медицинских технологий и лекарственных средств;

- реализация мер по повышению рождаемости и укреплению детского здоровья;

- предотвращение распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- подготовка и привлечение кадров в отрасль здравоохранения;

- финансовая поддержка семей при рождении детей.

Проблемы:

- дефицит финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, снижающий доступность медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и способствующий их росту;

- недостаточная эффективность системы обучения и привлечения в отрасль здравоохранения высококвалифицированных медицинских кадров, сохранение дефицита медицинских специалистов;

- недостаточная эффективность работы первичного звена здравоохранения, направленной на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и обусловливающих их факторов риска;

- несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

- неполное соответствие ресурсной оснащенности ряда медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;

- недостаточная оптимизация этапности оказания медицинской помощи, призванной обеспечивать четкую маршрутизацию пациентов;

- слаборазвитая система телемедицинских консультаций;

- низкие темпы внедрения инновационных технологий, в том числе информационных;

- высокая смертность населения от неинфекционных заболеваний, в том числе в трудоспособном возрасте;

- сокращение численности граждан трудоспособного возраста и увеличение доли пожилого населения;

- высокая изношенность объектов медицинской инфраструктуры, не отвечающая современным, в том числе санитарным, технологическим стандартам и правилам;

- низкая ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья своих близких и родственников.

Приоритетные направления:

1) совершенствование системы оказания медицинской помощи, предусматривающее в том числе:

- строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;

- развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе детям;

- оснащение современным лабораторным оборудованием, высокочувствительными и специфичными тест-системами клинико-диагностических, в том числе микробиологических, лабораторий и патолого-анатомических отделений медицинских организаций;

- обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, в том числе путем создания фельдшерско-акушерских пунктов, использования мобильных медицинских комплексов;

- дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- реализацию программы по борьбе с онкологическими заболеваниями;

- совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем;

- совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) с использованием санитарной авиации;

- развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе за счет увеличения числа выездных патронажных служб и посещений пациентов на дому, организации услуг по уходу за больными, создания специализированных мультидисциплинарных бригад по организации и оказанию паллиативной медицинской помощи, укрепления материально-технической базы структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, и хосписов;

2) формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни;

3) формирование эффективной системы профилактики заболеваний, обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год;

4) расширение перечня профилактических прививок, включенных в национальный календарь, в том числе за счет вакцинации против ветряной оспы и ротавирусной инфекции;

5) охват не менее 95 процентов населения декретированных возрастов и населения из групп риска профилактическими прививками против вакциноуправляемых инфекций;

6) повышение качества медицинского обслуживания матерей и детей (дородовая диагностика, скрининг новорожденных, санаторно-курортное лечение детей и матерей, развитие вспомогательных репродуктивных технологий);

7) совершенствование оказания трансфузиологической помощи населению в медицинских организациях, осуществляющих клиническое использование донорской крови и ее компонентов;

8) обеспечение биологической безопасности, предусматривающее в том числе совершенствование мер профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; профилактику и лечение инфекционных заболеваний, включая такие, распространение которых представляет биологическую угрозу населению (туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С); противодействие распространению антимикробной резистентности;

9) развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

10) создание современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп во взаимодействии с организациями социального обслуживания граждан, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья граждан, социальными службами, добровольцами (волонтерами);

11) совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан;

12) совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее в том числе:

- увеличение объема целевого обучения медицинских специалистов;

- постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников;

- устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

- предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем;

13) совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, предусматривающее в том числе:

- интеграцию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с информационными системами обязательного медицинского страхования, ведомственными информационными системами, иными информационными системами, предназначенными для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и оказываемых ими услуг;

- подключение медицинских организаций к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- интеграцию баз данных Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с клиническими регистрами пациентов;

- развитие единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов;

14) создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, предусматривающего в том числе:

- развитие государственной информационной системы Смоленской области в сфере здравоохранения в целях ее интеграции в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения;

- внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях;

- создание централизованных цифровых платформ в целях диагностики заболеваний, в том числе с использованием искусственного интеллекта;

15) развитие персонализированной медицины, основанной на современных научных достижениях;

16) развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества;

17) обеспечение участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в сфере здравоохранения, в том числе посредством реализации проектов государственно-частного партнерства;

18) передача непрофильных видов деятельности из областных государственных учреждений здравоохранения на аутсорсинг негосударственным организациям;

19) предоставление нуждающимся семьям ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

20) обеспечение семей, имеющих трех и более детей, ежемесячной денежной выплатой, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;

21) выдача не менее 250 сертификатов на областной материнский (семейный) капитал в целях оказания поддержки семьям, имеющим трех и более детей;

22) проведение информационной кампании, направленной на снижение числа абортов по желанию женщины.

Планируемые результаты:

- рост суммарного коэффициента рождаемости к 2024 году до 1,41; к 2030 году - до 1,425;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении к 2024 году до 73,99 года; к 2030 году - до 76,35 года;

- снижение младенческой смертности к 2024 году до 4,8 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми; к 2030 году - до 4,5 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми;

- снижение смертности лиц трудоспособного возраста к 2024 году до 448,6 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста; к 2030 году – до 422,3 случая на 100 тыс. населения соответствующего возраста;

- снижение смертности от заболеваний системы кровообращения к 2024 году до 523,9 случая на 100 тыс. человек; к 2030 году - до 493,2 случая на 100 тыс. человек;

- снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, к 2024 году до 199 случаев на 100 тыс. человек; к 2030 году - до 187,4 случая на 100 тыс. человек;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2024 году до 6,9 случая на 100 тыс. человек; к 2030 году – 5,4 случая на 100 тыс. человек;

- сокращение потребления алкоголя к 2024 году до 6,1 литра на человека; к 2030 году – до 6,1 литра на человека; потребления табака к 2024 году до 37 процентов среди взрослого населения; к 2030 году – до 35 процентов;

- коэффициент рождаемости в возрастной группе 25-29 лет (число родившихся на 1 000 женщин соответствующего возраста) к 2024 году 93, к 2030 году - 95;

- коэффициент рождаемости в возрастной группе 30-34 лет (число родившихся на 1 000 женщин соответствующего возраста) к 2024 году 92,3, к 2030 году - 96.»;

6) в разделе 6:

- в подразделе 6.3:

- абзац шестидесятый после слов «рабочих мест,» дополнить словами «диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, в том числе не связанного с сельским хозяйством, создания»;

- после абзаца шестьдесят второго дополнить абзацами следующего содержания:

«- развитие межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий на базе малых и средних городов и крупных сельских поселений, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);

- повышение транспортной доступности сельских территорий за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, развития общественного транспорта.»;

- в подразделе 6.4:

- в абзаце первом слова «будет включать» заменить словом «включает», третье предложение исключить;

- абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:

«- повышение доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения Смоленской области;»;

- абзац сорок первый признать утратившим силу;

- в подразделе 6.5:

- после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

«Развитию сферы ИКТ в Смоленской области будет способствовать предусмотренное Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года создание инфраструктуры связи для беспроводной передачи данных на автомобильных дорогах федерального значения и железных дорогах, входящих в первую очередь в транспортные коридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг».»;

- после абзаца тридцать девятого дополнить абзацем следующего содержания:

«- привлечение инвестиций в создание и развитие сети центров хранения и обработки больших массивов данных (дата-центров) и содействие экспорту услуг по обработке и хранению данных, так как Смоленская область обладает значительным электроэнергетическим профицитом, наличием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, невысокими среднегодовыми температурами.»;

- подраздел 6.9 после абзаца седьмого дополнить абзацами следующего содержания:

«- сохранение в исторических поселениях Смоленской области памятников истории и культуры и исторически ценных градоформирующих объектов;

- сохранение природного и культурного наследия, а также содействие сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;»;

7) раздел 7 дополнить подразделом 7.3 следующего содержания:

«7.3. Региональная политика по стимулированию изобретательской активности и в сфере интеллектуальной собственности

Стратегическая цель до 2030 года - развитие инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности, обеспечение трансфера технологий и стимулирование изобретательской деятельности в Смоленской области.

Проблемы:

- несоответствие между растущими требованиями к развитию научной деятельности и научно-технического творчества молодежи, молодых ученых, специалистов и научно-педагогических работников и текущим состоянием данной сферы;

- низкая патентная активность;

- слабые показатели использования результатов интеллектуальной деятельности;

- недостаточная доступность для изобретателей и других заинтересованных лиц консультационно-информационных услуг по вопросам патентной активности;

- отсутствие в регионе центра поддержки технологий и инноваций - важного элемента инновационной инфраструктуры;

- недостаточность элементов инновационной инфраструктуры, направленной на вовлечение в изобретательскую и инновационную деятельность детей и молодежи, особенно действующих вне областного центра.

Приоритетные направления:

- организация в Смоленской области деятельности ЦПТИ (на базе государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т. Твардовского»);

- проведение обучающих программ в сфере интеллектуальной собственности и развития инновационной деятельности через центр «Мой бизнес»;

- информационная и консультационная поддержка предпринимателей организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в вопросах правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, проведения патентных исследований, а также предоставление информации о действующих механизмах государственной поддержки инновационной деятельности;

- обеспечения доступа школьников и студентов, а также субъектов МСП к реализации инновационных проектов через деятельность ЦМИТ по различным направлениям (изготовление прототипов изделий, развитие и внедрение инноваций);

- создание детского технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе смоленского областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»  с целью обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам с применением проектных технологий (планируется реализация 6 направлений (квантумов) естественно-научной и технической направленностей: биоквантум, коcмоквантум, промдизайнквантум, промробоквантум, хайтек, IT-квантум);

- проведение конкурсных и конгрессных мероприятий, направленных на поддержку научной и инновационной деятельности в регионе, включая проведение молодежных конкурсов и олимпиад в сфере интеллектуальной собственности;

- организация образования в области интеллектуальной собственности на различных уровнях, в том числе в организациях поддержки инновационной и изобретательской деятельности детей и молодежи (ЦМИТ, детский технопарк «Кванториум»).

Планируемые результаты:

- повышение коэффициента изобретательской активности в Смоленской области (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения);

- рост показателя численности исследователей в регионе;

- деятельностью детских технопарков «Кванториум» (в том числе мобильных технопарков «Кванториум») и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития России, будет ежегодно охвачено к 2024 году не менее 22 300 детей с сохранением достигнутого показателя до 2030 года.»;

8) подраздел 9.2 раздела 9 изложить в следующей редакции:

«9.2. Повышение экспортного потенциала, развитие международного сотрудничества

Стратегическая цель к 2030 году – стимулирование внешнеэкономической активности организаций и предпринимателей, увеличение доли экспорта несырьевой продукции, содействие улучшению конкурентных позиций организаций и предпринимателей Смоленской области на мировых рынках.

Проблемы:

- недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки;

- недостаточная узнаваемость предприятий и производимых товаров на внешних рынках;

- санкции, торговые ограничения, осложняющие текущую и перспективную динамику внешнеторгового оборота;

- отсутствие четко выстроенной системы поддержки экспортной деятельности;

- недостаточная координация в сфере поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях;

- недостаточный уровень поддержки экспорта продукции на перспективные, но высокорисковые развивающиеся рынки.

Приоритетные направления:

- содействие выходу региональных компаний, в том числе субъектов МСП, на внешние рынки, повышение узнаваемости экспортных товаров на международных рынках;

- внедрение инструментов «регионального экспортного стандарта 2.0»;

- обеспечение деятельности регионального центра поддержки экспорта как участника единой сети продвижения экспорта в соответствии с нормативной правовой базой, принятой на федеральном и региональном уровнях, и целевыми показателями, установленными кураторами и экспертами центра поддержки экспорта;

- создание информационной системы «Реестр экспортеров» и внедрение ее в единую цифровую платформу АО «Российский экспортный центр»;

- внедрение корпоративных программ повышения конкурентоспособности на заинтересованных промышленных предприятиях региона;

- формирование внешнеэкономического имиджа Смоленской области и активная работа по продвижению экспортеров;

- развитие и расширение мер поддержки экспорта и создания экспортно ориентированной продукции;

- выявление «истории успеха» региональных компаний по выводу продукции на внешние рынки, участие предприятий региона во Всероссийском конкурсе «Экспортер года»;

- внедрение программы экспортной акселерации экспортно ориентированных компаний;

- обучение специалистов смоленских компаний по программам школы экспорта Российского экспортного центра;

- обеспечение участия предприятий Смоленской области в форматах электронной торговли;

- развитие сотрудничества со странами Восточной Европы, углубление взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ, БРИКС, ШОС, африканскими и ближневосточными странами;

- усиление приграничного сотрудничества Смоленской области с сопредельными регионами Республики Беларусь в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме;

- расширение экспорта продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, алмазообрабатывающей и легкой промышленности;

- увеличение объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса за счет создания экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, системы позиционирования и продвижения продукции агропромышленного комплекса региона;

- развитие экспорта услуг в рамках регионального проекта;

- взаимодействие с профильными структурами федерального уровня, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в целях реализации мер государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий;

- проведение мероприятий по освоению внешних рынков (торгово-экономические миссии за рубежом, выставочные и презентационные мероприятия);

- активное привлечение иностранных компаний к реализации проектов на территории объектов инновационной и инвестиционной инфраструктуры (ТОСЭР «Дорогобуж», государственные индустриальные парки «Сафоново» и «Феникс»);

- активное участие в работе межправительственных комиссий, деловых советов и рабочих групп;

- реализация мер гуманитарного сотрудничества с целью формирования положительного имиджа российских товаров и услуг за рубежом;

- создание полномасштабного информационного ресурса о внешнеэкономической деятельности – «единого окна» для экспортеров;

- развитие и поддержка деловых и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

- развитие международного туризма, продвижение туристских возможностей Смоленской области на мировом рынке;

- развитие сотрудничества между Администрацией Смоленской области и Правительством Москвы в том числе путем привлечения межбюджетных трансфертов с целью содействия решению актуальных проблем социально-экономического развития Смоленской области.

Для реализации вышеуказанных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности в 2017 году в целях продвижения продукции смоленских производителей на внешних рынках создана автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта Смоленской области» (далее – Центр). Данная мера направлена на наращивание объемов несырьевого экспорта как одного из способов обеспечения темпов роста экономики Смоленской области. Работа Центра уже показала, что внешнеторговая деятельность содержит в себе огромный потенциал для развития промышленного производства Смоленской области. В результате проделанной Центром работы по итогам 2017 года смоленскими экспортно ориентированными субъектами МСП заключен 51 экспортный контракт. Результаты работы Центра должны стать эффективным инструментом оказания Смоленской области со стороны федеральных структур дальнейшей поддержки в развитии экспортного потенциала.

Планируемые к 2030 году результаты:

- количество обученных по программам школы экспорта Российского экспортного центра компаний (нарастающим итогом) к 2024 году – 135, к 2030 году – 180;

- объем экспорта продукции АПК в 2024 году – 258,7 млн. долларов США, в 2030 году – 330 млн. долларов США.»;

9) абзац первый подраздела 10.1 раздела 10 изложить в следующей редакции:

«На территории Смоленской области главной точкой роста, центром притяжения эффективных инвестиционных проектов и человеческого капитала несомненно является ее административный центр – город Смоленск. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Смоленск отнесен к перспективным центрам экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации до 0,2 процента ежегодно. Предполагается, что социально-экономическое развитие данных центров обеспечит расширение географии и ускорение экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации.».

Губернатор

Смоленской области

А.В. Островский

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.06.2020
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать