Основная информация

Дата опубликования: 19 сентября 2006г.
Номер документа: В200601690
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0601690

В200601690

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2006, N 11, СТР. 154

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19.09.2006 N 4055/06

[О рассмотрении заявления открытого акционерного

общества энергетики и электрификации "Мосэнерго"

о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного

суда города Москвы от 30.06.2005 по делу

N А40-18975/05-8-139, постановления Девятого

арбитражного апелляционного суда от 24.10.2005

и постановления Федерального арбитражного суда

Московского округа от 29.12.2005 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Воронцовой Л.Г., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2005 по делу N А40-18975/05-8-139, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.12.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ответчика) - Вольнов В.В., Ерохин С.А., Зиганшина А.Н., Хамидуллина Н.Р.;

от государственного унитарного предприятия по эксплуатации тепловых пунктов и разводящих тепловых сетей "Мосгортепло" (истца) - Жарская Е.И., Карпухина С.А., Черный В.П., Юдина Н.А.;

от государственного унитарного предприятия "ЖЭК-2" Главного социально-производственного управления Министерства атомной энергии Российской Федерации (третьего лица) - Евсеев М.Л.

Заслушав и обсудив доклад судьи Воронцовой Л.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Государственное унитарное предприятие по эксплуатации тепловых пунктов и разводящих тепловых сетей "Мосгортепло" (далее - предприятие "Мосгортепло") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - общество "Мосэнерго") и третьему лицу - государственному унитарному предприятию "ЖЭК-2" Главного социально-производственного управления Министерства атомной энергии Российской Федерации (далее - предприятие "ЖЭК-2") о взыскании 790280 рублей 16 копеек переплаты за тепловую энергию за периоды октябрь - декабрь 2003 года, январь, февраль 2004 года по договору от 01.12.2001 N 807092.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2005 исковое требование удовлетворено. Суд исходил из того, что тепловая энергия отпускалась на основании заключенного между сторонами договора от 01.12.2001 N 807092 в жилой дом для населения, которому постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы установлен соответствующий тариф. Суд, ссылаясь на статью 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, 2 Федерального закона 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов) пришел к выводу о неправомерном применении обществом "Мосэнерго" тарифа, установленного для группы потребления "жилищные организации", и в связи с этим - переплате истцом за купленную тепловую энергию.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2005 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 29.12.2005 оставил судебные акты без изменения, указав на то, что хотя предприятие "Мосгортепло" и является абонентом согласно условиям договора, оплата стоимости энергии должна производиться по тарифам для населения, так как потребителем энергии в соответствии с Законом о государственном регулировании тарифов является лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество "Мосэнерго" просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права: статей 539, 545 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о государственном регулировании тарифов, Федерального закона "Об электроэнергетике", постановления Федеральной энергетической комиссии от 31.07.2002 N 49-э/8; НГР:В0202402.

По мнению заявителя, суды неправомерно применили при проверке расчетов между сторонами тарифы, установленные постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы для населения, и в связи с этим пришли к ошибочному выводу о наличии у истца переплаты за купленную тепловую энергию.

В отзыве на заявление предприятие "Мосгортепло" просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании Президиума представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене и в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Предметом заключенного между обществом "Мосэнерго" (энергоснабжающей организацией) и предприятием "Мосгортепло" (абонентом) договора энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде с приборами учета от 01.12.2001 N 807092 является продажа первым и покупка вторым тепловой энергии. Согласно пункту 4.1 договора расчет за потребленную тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, указанных в приложении N 2. В названном приложении среди иных потребителей значится жилой дом ГУП "ЖЭК-2" ГСПУ Минатома России, который отнесен к группе 24 потребления (жилищные организации).

В свою очередь, между предприятием "Мосгортепло" и предприятием "ЖЭК-2" имеется договор энергоснабжения от июня 2001 года N 6, в котором первое именуется энергоснабжающей организацией, а второе - потребителем. Предметом этого договора является подача энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть тепловой энергии.

Согласно пункту 2.1.1 устава предприятия "Мосгортепло" предметом его деятельности является теплоснабжение потребителей, эксплуатация тепловых пунктов и разводящих тепловых сетей.

В соответствии со статьей 1 Закона о государственном регулировании тарифов энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. Потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).

Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

По смыслу статей 2, 3 и 5 Закона о государственном регулировании тарифов тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Такими полномочиями наделено Правительство Российской Федерации, которое утвердило постановлением от 26.02.2004 N 109; НГР:Р0400656 "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования). Пунктом 59 этого акта (ранее действовал пункт 25 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226; НГР:Р0200644) предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию по группам потребителей (покупателей). Согласно пункту 60 Основ ценообразования на розничном рынке для целей определения регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями другим энергоснабжающим (энергосбытовым) организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей, в отношении которых действуют положения пункта 59.

Следовательно, с учетом названных норм и предметов упомянутых договоров предприятие "Мосгортепло", покупая тепловую энергию у общества "Мосэнерго" для дальнейшей продажи другим потребителям, в договоре от 01.12.2001 N 807092 является потребителем, не относящимся ни к группе потребления "население", ни к группе потребления "жилищные организации", поскольку жилой дом, указанный в приложении N 2 к договору от 01.12.2001 N 807092, не находится у него на балансе или в управлении.

Таким образом, суды пришли к ошибочному выводу о том, что по договору от 01.12.2001 N 807092 конечными потребителями следует считать население и расчеты за купленную тепловую энергию должны производиться между сторонами этого договора по тарифам, установленным для населения. Выводы судов об излишне уплаченных истцом ответчику денежных средствах сделаны при неправильном толковании и применении норм права.

Вместе с тем предприятие "Мосгортепло" оплатило обществу "Мосэнерго" купленную в спорный период тепловую энергию по тарифам, установленным для группы 24 потребления (жилищные организации), что исходя из норм имеющихся в деле постановлений Региональной энергетической комиссии города Москвы не привело к переплате. Следовательно, иск удовлетворению не подлежал.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2005 по делу N А40-18975/05-8-139, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.12.2005 по тому же делу отменить.

Государственному унитарному предприятию по эксплуатации тепловых пунктов и разводящих сетей "Мосгортепло" в удовлетворении иска отказать.

Председательствующий судья

А.А. ИВАНОВ

[отформатировано: 07.06.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 07.04.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2006 Стр. 154
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать