Основная информация

Дата опубликования: 19 ноября 2012г.
Номер документа: RU45000201200851
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курганская область
Принявший орган: Правительство Курганской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Постановление

Правительства Курганской области

от 19 ноября 2012 года №554

О целевой программе Курганской области «Развитие туризма в Курганской области» на 2013 - 2015 годы

г. Курган

(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:

Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013г. №482:НГР RU45000201300640)

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Курганской области от 3 ноября 2010 года №73 «О туристской деятельности в Курганской области», Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года № 356 «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области», постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года №292 «О целевых программах Курганской области» Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1Утвердить целевую программу Курганской области «Развитие туризма в Курганской области» на 2013-2015 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Калугину М.А.

Губернатор Курганской области                                                             О.А. Богомолов

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Глава 1. Анализ Курганской области с точки зрения туристской привлекательности

§ 1. Географическое положение

Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети. Территория области - 71,5 тыс. кв. км, протяженность с запада на восток - 430 км, с севера на юг -290 км. Область имеет выгодное экономико-географическое положение. По ее территории проходит электрифицированная транссибирская железнодорожная магистраль, магистральные нефте- и газопроводы. Она граничит со Свердловской, Челябинской, Тюменской областями и Республикой Казахстан. Это благоприятствует развитию широких межрегиональных связей. Геополитическое положение Курганской области способствует развитию всестороннего сотрудничества с Республикой Казахстан.

Проходящие через территорию Курганской области автомобильная дорога федерального значения «Байкал» и Транссибирская железнодорожная магистраль позволяют за сравнительно коротки^ промежуток времени доставить на территорию Курганской области туристов из других субъектов Российской Федерации, а также ряда зарубежных стран (Республики Казахстан, Киргизской Республики, Китайской Народной Республики).

Характер рельефа территории Курганской области не препятствует организации пешеходно-познавательного, велосипедного, конного, автомобильного, снегоходного и лыжного видов туризма. Склоны речных долин (рек Тобол, Миасс, Исеть, Юргамыш, Суерь, Синара) могут использоваться для прокладки маршрутов экстремальных видов туризма и учебных горнолыжных трасс. Преимуществом географического положения, создающим предпосылки для развития рекреационного потенциала Курганской области, является наличие биоресурсов, предназначенных для организации спортивных видов охоты и рыболовства. Постепенно увеличивается площадь озер, используемых для организации спортивного рыболовства в Курганской области.

Фактором, способствующим развитию рекреационной сферы Курганской области, является наличие территорий со значительными запасами природных лечебных ресурсов, в числе которых: сульфидные иловые грязи, пресноводные сапропели и грязи переходного типа, хлоридные рассолы озер, хлоридные натриевые и углекислые минеральные воды.

Факторами географического положения, препятствующими развитию туристско-рекреационной сферы Курганской области, являются: сниженная контрастность природных условий, необходимых для развития различных видов туризма (горного, спелеологического, водного).

§ 2. Климат региона

Расположение Курганской области в глубине огромного континента определяет ее климат как континентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгорожена с запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга. Поэтому на нашу территорию легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые сухие из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.

Климат резко континентальный. Зима продолжительная и холодная, лето относительно теплое, с периодическими засухами, весной часты сильные ветры. Число дней со снежным покровом - 149 (октябрь-апрель), максимальная высота (60 см) наблюдается в феврале-марте. Средняя температура января -18С, июля +19С. Осадков около 400 мм в год. Общая продолжительность комфортного периода рекреации на территории Курганской области колеблется в пределах 140-160 дней в году, что соответствует средним рекреационно-климатическим показателям по субъектам Российской Федерации.

Для целей отдыха и туризма в зимний период подходит вся территория Курганской области, особенно во второй половине зимнего сезона, но предпочтительное значение имеют северо-западные районы за счет более мягкой и малоснежной зимы и меньшего количества дней с сильными ветрами в зимний период.

§ 3. Экологическая обстановка

Ситуация в области охраны окружающей среды стабильная. Как результат планомерной работы и выстроенной профилактической деятельности в сфере охраны окружающей среды по ряду экологических показателей наблюдается устойчивоеулучшение. Курганская область, в сравнении с другими субъектами Уральского федерального округа (далее - УФО), отличается гораздо меньшим объемом выбросов в атмосферу. Общий вклад областных предприятий в общем объеме УФО составляет менее 3%, Российской Федерации - менее 1%.

Что касается состояния водных объектов Курганской области, то в последние годы за счет выполнения водоохранных мероприятий и сокращения объема сброшенных сточных вод количество сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ снижается.

Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 19 видов полезных ископаемых. Большинство месторождений этих видов полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается. В местах отработанных карьеров после заполнения водой формируются территории, пригодные для развития зон отдыха для туристов.

Общая площадь лесов Курганской области по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1825,0 тыс. га. В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 24%, мягколиственные - 75%, кустарники - более 1%. На долю березы приходится 66%, сосны - 24%, осины - 8% лесопокрытых земель. В целях, не связанных с заготовкой древесины, предоставлены на правах аренды для осуществления рекреационной деятельности 11 лесных участков общей площадью 27,0 га и для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства 14 лесных участков общей площадью 765,3 тыс. га.

В настоящее время сеть особо охраняемых природных территорий Курганской области состоит из государственных природных заказников, памятников природы и лечебно-оздоровительных местностей. В число особо охраняемых природных территорий Курганской области входят 19 государственных природных заказников площадью 448,1 тыс. га, 99 памятников природы на площади 30,6 га, 3 лечебно-оздоровительные местности (курорта) с площадью округов горно-санитарной охраны 44,7 тыс. га. В целом особо охраняемые природные территории Курганской области занимают около 6,8 % всей ее площади.

Основу флоры составляют виды таежной, лесостепной и степной ботанико-географической приуроченности. Это в целом характеризует флору Курганской области как лесостепную. В фауне Курганской области сочетаются лесные, степные и лесостепные виды животных.

§ 4. Наличие туристских объектов на территории Курганской области

Курганская область относится к субъектам Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для перспективного развития. Особый интерес для туристов в Курганской области представляют:

- памятники истории, культуры и религии;

- рыболовно-охотничьи угодья;

-территории с природными лечебными ресурсами (грязи, рассолы озер и минеральные воды).

На территории Курганской области насчитывается 1098 объектов культурно-исторического наследия, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что сопоставимо с большинством других регионов России. Из них 25 объектов культурного наследия федерального значения и 1073 объекта регионального значения. Особый интерес для туристов в Курганской области представляют памятники религиозного назначения, 8 из которых являются объектами культурного наследия федерального значения:

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь, церкви в селах Широковское и ПершинскоеДалматовского района, Спасо-Преображенский собор и Николаевская церковь в городе Шадринске, церковь в селе Карачельское Шумихинского района, церкви в селе БелоярскоеЩучанского района и в селе Таловка Юргамышского района. Наиболее популярными для жителей Курганской области являются паломнические поездки в Свято-Казанский мужской монастырь села Чимеево, в Храм Прокопия Устюжского села Чернавское, в храм Ильи пророка села Митино, в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, в Богоявленский храм села Утятское и в Свято-Николаевский храм города Шадринска с посещением Спасо-Преображенского и Воскресенского храмов.

Разнообразная живописная природа Курганской области, богатая охотничья база, дичь с прекрасными трофейными качествами создают высокий потенциал для развития в Зауралье охотничьего туризма. Основным видом любительской охоты, в том числе трофейной, привлекательной с точки зрения охотничьего туризма, является охота на диких копытных животных в летне-осенний период, а также охота на глухаря весной на токах. Охотничье хозяйство Курганской области характеризуется относительно благополучным состоянием запасов охотничьих животных. К охотничьим животным области относятся 76 видов, среди которых 49 птиц и 27 зверей. Переход к предоставлению в долгосрочное пользование охотничьих угодий дал толчок для развития новых направлений в охотничьем хозяйстве и принес в жизнь новые технологии охотоведения, новые объекты охоты. Охотничий туризм уже давно популярен среди иностранцев. За год Курганскую область посещает свыше 250 иностранных охотников. Наибольшее количество туристов приезжает из Германии, Австрии, Дании, Швейцарии, Испании, Италии, Венгрии, Польши. Это направление деятельности охотпользователеи остается одним из приоритетных. Так, в 2011 году в области побывало 283 иностранных охотника, ими добыто 640 особей диких копытных животных, в основном самцов сибирской косули. Основными районами, в которые в настоящее время прибывают на охоту иностранные граждане, являются западные и центральные районы области - Далматовский, Шадринский, Каргапольский, Катайский, Шумихинский, Половинский, Притобольный, Кетовский.

За последние три года на территории Курганской области для организации любительского и спортивного рыболовства на конкурсной основе закреплено 42 рыбопромысловых участка. В основном задействована озерная система Зауралья. Ежегодно на озерах проводятся рыболовные соревнования и фестивали. Инфраструктура любительского и спортивного рыболовства развивается. На сегодняшний день вложения рыбопользователей по данному направлению составили порядка 20 млн. рублей.

Курганская область располагает прекрасными природными условиями для организации санаторно-курортного лечения и восстановительного отдыха, это территории с большими запасами природных лечебных ресурсов, в числе которых сульфидные иловые грязи, пресноводные сапропели и грязи переходного типа, хлоридные рассолы озер, и хлоридные натриевые и углекислые минеральные воды. В Курганской области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175 километров, насчитывается 2943 озера. Из общего количества озер 88,5 % - пресные, 9 % -соленые, 2,5 % - горько-соленые. Некоторые из них по минералогическим свойствам воды соответствуют лучшим природным здравницам России. В 2011 году более 16 тысяч жителей Курганской области и регионов России воспользовались услугами зауральских санаториев.

Далеко за пределами Курганской области известны лечебно-оздоровительные местности  и  курорты  Зауралья.  Старейшая  здравница области  располагается наберегу озера Горькое-Виктория в Щучанском районе. Крупнейшим лечебным водоемом области является озеро Медвежье. По лечебным свойствам вода озера Медвежьеявляется аналогом воды Мертвого моря. Популярным местом оздоровления и отдыха является озеро Горькое в Звериноголовском районе.

В качестве перспективной лечебно-оздоровительной местности может рассматриваться озеро Горькое-Птичанское в Шумихинском районе, а также группа лечебных озер - Горькое, Земково, Суханово и Мироновское в Куртамышском районе. Кроме этого, перспективная лечебно-оздоровительная местность находится западнее города Шадринска на левобережье Исети. Территория покрыта сосновым лесом, среди которого расположено несколько небольших сапропелевых озер. Здесь же находится основная часть эксплуатируемых скважин Шадринского месторождения углекислых минеральных вод.

Помимо лечения и оздоровления в специализированных учреждениях, жители Курганской области и соседних регионов отдыхают самостоятельно на зауральских озерах. В летний сезон в выходные дни более 5 тысяч человек одновременно отдыхает на диких пляжах озер Курганской области. Любителей самодеятельного туризма не смущает низкий уровень развития туристской индустрии на приозерных территориях. Большой популярностью среди отдыхающих пользуются озеро Горькое (Звериноголовский район), озеро Медвежье (Петуховский район), озеро Горькое-Виктория (Щучанский район), озеро Горькое-Узково (Куртамышский район).

В настоящее время помимо культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и рыболовно-охотничьего туризма, перспективными видами туризма в Курганской области являются сельский туризм, спортивный (активный), а также событийный туризм.

§ 5. Состояние туристской инфраструктуры в Курганской области

Источником информации являются данные государственного статистического наблюдения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области (далее - Курганстат).

В Курганской области осуществляют деятельность 53 турфирмы, из которых 18 предпринимателей и 34 микропредприятия. Все они выступают в качестве турагентов, занимаясь продвижением и продажей туров с выездом за пределы Курганской области. Из всех организаций, осуществляющих туристскую деятельность, только одна зарегистрирована в качестве туроператора (Курганский областной общественный благотворительный фонд «По охране охотничьих животных «САПСАН»).

По данным Курганстата, в 2011 году в Курганской области осуществляли деятельность 57 КСР, из них 36 общего назначения и 21 специального назначения. Всего номеров (комнат) в КСР составляет 2109 единиц, из них 629 номеров общего назначения, где большую часть составляют номера гостиниц (536 единиц) и общежития для приезжих (66 единиц), и 1480 номеров специального назначения, где 1426 единиц - это номера санаторно-курортных организаций. Большинство КСР общего назначения находятся в городе Кургане (18 единиц), есть гостиницы в городе Шадринске, в Далматовском, Катайском, Кетовском, Юргамышском и ряде других районов, а в большей части муниципальных образований Курганской области КСР общего назначения отсутствуют, что затрудняет развитие туризма на данных территориях.

Таблица 1. Характеристика КСР на территории Курганской области

(единица)

Наименование показателя

Всего КСР

КСР общего назначения (гостиницы, общежития для приезжих и др. организации)

Всего КСР специального

назначения (санаторно -

курортные организации и др.)

Количество КСР

57

36

21

з том числе количество КСР высшей категории

49

31

18

Количество номеров

2109

629

1480

§ 6. Динамика туристских потоков на территории Курганской области

В 2009 году в Курганской области уменьшился объем туристского потока (учитывается количество размещенных в КСР), в 2008 году объем составил 99 816 человек, в 2009 году составил 86 273 человека. Начиная с 2010 года ситуация в сфере туризма в Курганской области стабилизировалась и объем турпотока начал увеличиваться: достигнут и увеличен объем 2009 года, в 2011 году он составил 103 511 человек. Также увеличился средний коэффициент загрузки. Объем налоговых поступлений при этом от сферы туризма в областной бюджет не уменьшился, что связано с увеличением цен на предоставляемые услуги. В 2008 году объем налоговых поступлений от сферы туризма в областной бюджет составил 28,0 млн. рублей, в 2009 году - 28,4 млн. рублей, в 2010 году - 31 млн. рублей, в 2011 году - 34,7 млн. рублей. За первый квартал 2012 года объем налоговых поступлений составил 11 млн. рублей, или 0,31% от консолидированного бюджета области.

По данным Курганстата, в 2011 году численность размещенных в КСР в Курганской области составила 103 511 человек. С профессионально-деловыми целями Курганскую область в 2011 году посетили 42 201 человек; с целью досуга, рекреации, отдыха - 38 531 человек; с лечебно-оздоровительными целями - 7 221 человек; с иными целями - 15 558 человек. Среднегодовой рост численности лиц, размещенных в КСР в Курганской области в году, составил 53 %. За период с 2008 по 2011 год отмечается снижение доходов в связи со снижением средней загрузки КСР (2009 год) и постепенный рост доходов от деятельности всех КСР с 2010 года. Так, в 2008 году доходы КСР в Курганской области от предоставляемых услуг составили 256 639 тыс. рублей, в 2009 году - 232 701 тыс. рублей, в 2010 году - 288 225 тыс. рублей, в 2011 году - 310 800 тыс. рублей.

Количество иностранных посетителей в регионе, размещенных во всех коллективных средствах размещения (КСР), составило в 2011 году 1610 человек. Количество стабильно увеличивается, основная цель поездок - это деловые и профессиональные поездки. Количество посетителей из СНГ, размещенных во всех коллективных средствах размещения, в 2011 году оценивается более 1 000 человек. Количество посетителей вне СНГ, размещенных в коллективных средствах размещения специального назначения и коллективных средствах размещения общего значения, в 2011 году составило более 500 человек.

Количество посетителей из СНГ, размещенных во всех коллективных средствах размещения, в 2011 году составило 1 047 человек, в том числе по целям поездок: досуг, рекреация, отдых - 41 человек; деловые и профессиональные - 738; лечение и профилактика - 218; паломничество - 50.

Количество посетителей вне СНГ, размещенных во всех коллективных средствах размещения и коллективных средствах размещения общего значения, в 2011 году составило 563 человека (в 2008 году - 530 человек), в том числе по целям поездок:

досуг, рекреация, отдых - 47 человек; деловые и профессиональные - 476; лечение и профилактика - 32; паломничество - 8.

Количество выезжавших в поездки жителей региона (воспользовавшихся услугами турфирм) в 2011 году составило более 8226 человек. Количество выезжающих за пределы России в 2008 году - 5 016 человек, в 2009 году - 4 198 человек, в 2010 году составило 7 938 человек, что соответствует основной тенденции в Российской Федерации по годам.

§ 7. Туристско-экскурсионные услуги в Курганской области

В Курганской области осуществляют туристскую деятельность более пятидесяти турагентств, однако турфирмы занимаются в основном реализацией туристских путевок по Российской Федерации и в зарубежные страны, что сдерживает развитие внутреннего туризма в целом и развитие туристко-зкскурсионной деятельности в частности.

Одним из направлений развития внутреннего туризма становится экскурсионная деятельность музеев.

С целью развития туристско-экскурсионного обслуживания и поощрения организаций, развивающих экскурсионную деятельность, ежегодно организуется областной конкурс «Лучший туристический маршрут», на который представляются наряду с многодневными маршрутами и экскурсионные однодневные маршруты по территории Курганской области. В разные годы представлены автобусные, водные, пешеходные, конные и различные тематические экскурсии. Разработчикам экскурсий и маршрутов оказывается информационная поддержка.

§ 8. Законодательство в сфере туризма Курганской области и объемы финансирования туристской отрасли

Развитие туризма Курганской области предусмотрено распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года №488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года», в котором основными направлениями деятельности в сфере туризма определены развитие внутреннего и въездного туризма, а также формирование на территории Курганской области конкурентоспособного туристского рынка.

Для достижения поставленных целей с 2010 года реализуется среднесрочная целевая программа Курганской области «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 7 декабря 2009 года №570 «О целевой программе Курганской области «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы» (далее - программа «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы»).

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» разработан и принят Закон Курганской области от 3 ноября 2010 года №73 «О туристской деятельности в Курганской области», который устанавливает правовые основы регулирования туристской деятельности на территории Курганской области, включая разграничение компетенции органов государственной власти Курганской области и организацию государственного управления в данной сфере, меры государственной поддержки туристской деятельности на территории Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере туризма и туристской деятельности является Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области. До 2004 года на развитие туризма финансовых средств из областного бюджета не выделялось, с 2004 года объем средств областного бюджета,выделенных на развитие туризма, находился в пределах 300 тысяч рублей, с началом реализации программы «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы» объемы финансирования увеличились и составили в 2011 году 1 млн. 224 тыс. рублей, в 2012 году предусмотрено 5 млн. рублей.

§ 9. Проблемы развития туризма на территории Курганской области

Курганская область относится к субъектам Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для перспективного развития туризма. Основными проблемами развития туризма в Курганской области являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристского потенциала региона, а также недостаточная известность комплексного туристского продукта.

Одной из причин, сдерживающих развитие туризма в Курганской области, является низкий уровень туристской индустрии и оказываемых сервисных услуг, значительный износ существующей материальной базы. Объекты туристской индустрии, построенные еще в советское время, только частично реконструированы. Остаются актуальными вопросы качества обслуживания туристов, подготовки специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса, а также вопросы сертификации и квалификации гостиничных комплексов.

На сегодняшний день в Курганской области нет готовых к реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, существующие проекты находятся в стадии бизнес-идей. Туристические фирмы Курганской области неактивны в развитии внутреннего и въездного туризма, большая часть туристических фирм работают в направлении выездного туризма, лишь несколько туристических фирм специализируются на предложении туристского продукта Курганской области.

Немаловажной проблемой в сфере туризма является проблема подготовки и переподготовки кадров, наблюдается дефицит на рынке труда квалифицированных гидов и экскурсоводов.

Не во всех муниципальных образованиях Курганской области определены органы, уполномоченные на осуществление функций в сфере развития туризма, и определены специалисты, курирующие вопросы, связанные с развитием туризма. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены правом осуществления функций по развитию туризма на территории своего муниципального образования, которое может исполняться за счет собственных средств бюджета. Однако в Курганской области только в городе Кургане реализуется муниципальная целевая программа на 2011 -2013 годы «Любимый город», в рамках которой предусмотрены финансовые средства на повышение привлекательности муниципального образования для туристов и потенциальных инвесторов в сфере туризма. В Далматовском, Катайском, Кетовском, Макушинском, Петуховском, Половинском, Притобольном, Сафакулевском и Шумихинском районах разрабатываются муниципальные программы развития туризма, в других районах Курганской области данное направление или вообще не развивается, или развивается очень медленно. Для успешного развития туризма необходима активизация деятельности муниципальных образований Курганской области.

Таким образом, для развития туризма в Курганской области необходимо развивать инфраструктуру и материально-техническую базу, совершенствовать систему информационного обеспечения в сфере туризма, проводить активную рекламную кампанию, создавать условия для развития внутреннего и въездного туризма.

Развитие туризма на территории Курганской области возможно только при условии системного и комплексного решения проблем программно-целевым методом при поддержке государства.

Реализация Программы позволит обеспечить привлекательность Курганской области в качестве туристского региона, создать конкурентоспособные региональные туристские продукты и увеличить объем туристических потоков в Курганскую область.

Глава 2. Анализ туристской деятельности в Курганской области

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года № 488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года», деятельность по развитию туризма на территории Курганской области определена как перспективная для развития экономики Курганской области. Главными направлениями деятельности в сфере туризма является развитие внутреннего и въездного туризма, а также формирование на территории Курганской области конкурентоспособного туристского рынка. Стратегическая цель государственной политики в сфере туризма - создание на территории Курганской области современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации, в том числе жителей Курганской области, иностранных граждан и лиц без гражданства, в туристских услугах.

В среднесрочной перспективе решение поставленной цели планируется осуществить в рамках Программы, которая направлена на обеспечение поступательного, динамичного развития сферы туризма в Курганской области посредством решения следующих задач: совершенствование нормативной правовой базы Курганской области, поддержка туристской деятельности, развитие туристской индустрии, подготовка кадров, развитие материальной базы для сферы туризма на территории Курганской области и продвижение туристских продуктов Курганской области.

В предшествующий период в Курганской области действовала программа «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы». В рамках реализациикоторой Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области была проведена работа по приведению законодательства Курганской области в сфере туризма в соответствие с федеральным законодательством.

Для организации межведомственного взаимодействия в 2011 году создан и начал работу Совет по развитию туризма в Курганской области (далее - Совет). В соответствии с указом Губернатора Курганской области от 4 февраля 2011 года № 25 «О Совете по развитию туризма в Курганской области» в составе Совета работают представители Курганской областной Думы, органов исполнительной власти Курганской области, Молодежного правительства, Православной религиозной организации Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), образовательных учреждений, общественных организаций и турфирм Курганской области, председатель Совета - заместитель Губернатора Курганской области по социальной политике. В составе Совета работают четыре группы по направлениям, все вопросы рассматриваются на заседаниях рабочих групп, затем выносятся на общее заседание Совета.

В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года №461 «О создании туристского информационного центра Курганской области»  1  октября 2011  года на базе Государственного автономногоучреждения «Центр спортивной подготовки Курганской области» создан отдел «Туристский информационный центр Курганской области». Основными направлениями деятельности центра являются: создание единой информационной базы; реализация взаимодействия органов государственной власти Курганской области, органов местного самоуправления с участниками туристского бизнеса в сфере развития туризма в области; формирование положительного туристского имиджа Курганской области и продвижение туристского продукта Курганской области на внутренний и внешний туристские рынки.

Успешно реализованы мероприятия по подготовке и повышению квалификации туристических кадров, по развитию туриндустрии, а также по формированию и продвижению туристских продуктов Курганской области на российском и мировом туристских рынках. Организовано ежегодное обучение специалистов муниципальных образований Курганской области на курсах повышения квалификации на базе Российского университета туризма и сервиса в городе Москве. В 2011-2012 годах прошли обучение специалисты из Далматовского, Шумихинского и Катайского районов, из городов Кургана и Шадринска. Также по программе повышения квалификации прошли обучение представители областного туристско-информационного центра и туристского центра города Кургана.

Для продвижения туристских продуктов Курганской области на российском и мировом туристских рынках ежегодно организуются экспозиции Курганской области на международных туристских выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, и выставочных мероприятиях на территории УФО.

Для формирования благоприятного имиджа Курганской области, как территории с уникальными туристскими ресурсами, ежегодно разрабатываются различные информационно-рекламные материалы о туристских объектах Курганской области, организуются рекламно-информационные туры для представителей турфирм и средств массовой информации, ведется работа по рекламно-информационному продвижению туристских продуктов в СМИ, специализированных печатных изданиях и сети Интернет.

В 2009 году в Курганской области, как и в целом по России, при сложившейся ситуации экономического кризиса уменьшились основные показатели в сфере туризма Курганской области. Однако начиная с 2010 года ситуация в сфере туризма в Курганской области стабилизировалась и показатели начали увеличиваться, в результате объем туристского потока достиг плановых показателей.

Таблица 2. Изменения целевых показателей реализации программы «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы» по отношению к 2008 году

Показатели программы «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы»

Единица измерения

2010 год

2011 год

2012 год

План по программе

Факт

План по программе

Факт

План по программе

Факт*

Объем туристского потока в Кур­ганской области

увеличение в% к 2008 году

15%

-4,9%

22,00%

1%**

30%

30%

Количество организаций, осуще­ствляющих ту-

увеличение в% к 2008 году

10%

341%***

17%

341%***

25%

25%

ристскую дея­тельность на тер­ритории Кур­ганской области

Количество КСР в Курганской об­ласти

увеличение в% к 2008 году

10%

20%

20%

30%

30%

20%

Количество занятых в сфере туризма в Курганской области

увеличение в% к 2008 году

7%

8,6%

9%

9%

12%

12%

Объем турист­ских услуг, предо­ставленных организациями, осу­ществляющими туристскую дея­тельность на территории Курганской области

увеличение в% к 2008 году

10%

10%

15%

15%

20%

20%

Объем налого­вых поступлений от сферы туризма в областной бюджет

увеличение в% к 2008 году

14%

8,4%

20%

19,7%

28%

28%

*  Данные носят плановый характер.

** После резкого уменьшения объема туристского потока, который был зафиксирован в 2009 году вследствиеэкономического кризиса, начиная с 2010 года наблюдается стабилизация и увеличение показателя.

*** В связи с введением новой формы статистической отчетности наблюдался резкий рост данного показателя, в

Программу внесены соответствующие изменения, и значения данного целевого индикатора приведены всоответствие с имеющимися статистическими данными.

Положительная динамика индикаторов развития сферы туризма подтверждает эффективность мер, реализованных в рамках программы «Развитие туризма в Курганской области на 2010-2012 годы». Для закрепления достигнутых результатов и обеспечения дальнейшего динамичного развития сферы туризма Курганской области на среднесрочную перспективу определены основные направления мероприятий Программы: развитие туристско-рекреационного комплекса Курганской области, повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта Курганской области на мировом и внутреннем туристских рынках.

Раздел II. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание на территории Курганской области современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации, в том числе жителей Курганской области, иностранных граждан и лиц без гражданства, в туристских услугах. Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:

- совершенствование нормативной правовой базы Курганской области, способствующей созданию благоприятных условий для развития туризма;

- обеспечение организационной и методической поддержки туристской деятельности в Курганской области;

- создание условий для развития туристской индустрии в Курганской области;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристской индустрии Курганской области;

развитие материальной базы сферы туризма на территории Курганской области;

продвижение туристских продуктов Курганской области на российском и мировом туристских рынках.

Раздел III. Сроки реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2013-2015 годы.

Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в случаях, предусмотренных Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года № 356 «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области» и постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года № 292 «О целевых программах Курганской области».

Раздел IV. Технико-экономическое обоснование Программы

В соответствии с исследованием, проведенным научно-исследовательской группой кафедры «Экономика и маркетинг» экономического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», реализация Программы приведет к росту услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими туристскую деятельность на территории Курганской области, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов областного бюджета и местных бюджетов. Реализация мероприятий Программы позволит повысить имидж Курганской области как региона с уникальными туристскими ресурсами и увеличить объем туристических потоков в Курганскую область. Источником финансирования Программы является областной бюджет.

Раздел V. Сведения о распределении объемов финансирования Программы по годам

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 15530 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 1800 тыс. рублей; 2014 год -6680 тыс. рублей; 2015 год - 7050 тыс. рублей.

Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета уточняется в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Раздел VI. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается развитие туристско-рекреационного комплекса Курганской области, повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта Курганской области на мировом и внутреннем туристских рынках.

Реализация Программы обеспечит увеличение к началу 2016 года по отношению к 2011 году:

общего объема туристского потока в Курганской области на 30%;

количества организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Курганской области, на 10%;

количества КСР в Курганской области на 30%;

количества занятых в сфере туризма в Курганской области на 13%; объема туристских услуг, предоставленных организациями, осуществляющими туристскую деятельность на территории Курганской области, на 15%;

объема налоговых поступлений от сферы туризма в областной бюджет на 35%.

Раздел VII. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий

Программы приведен в приложении к Программе.

Раздел VIII. Система целевых индикаторов

Значения показателей развития туризма в Курганской области в 2013-2015 годах приведены в таблице 3. Показатели 2013-2015 годов носят прогнозный характер.

Таблица 3. Значения показателей развития туризма в Курганской области

Целевой индикатор

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

Общий объем туристского потока в Курганской области

человек

132500

133800

134 565

Количество организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Курганской области

единица

55

57

58

Количество КСР в Курганской области

единица

66

69

74

Количество занятых в сфере туризма в Курганской области

человек

3205

3350

3400

Объем туристских услуг, предоставленных организациями, осуществляющими туристскую деятельность на территории Курганской области

млн. рублей

33,0

34,5

35,65

Объем налоговых поступлений от сферы туризма в областной бюджет

млн. рублей

44,0

46,0

47

Раздел IX. Механизм контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года № 292 «О целевых программах Курганской области». Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области организует ведение отчетности по реализации Программы. В Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области предоставляет информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и доклад о ходе реализации Программы ежегодно до 1 марта.

Контроль хода реализации мероприятий Программы осуществляет Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области: в пределах своей компетенции координирует деятельность исполнителей Программы, готовит предложения по уточнению перечня мероприятий Программы.

Раздел X. Сведения о наличии федеральных целевых программ, предназначенных для достижения задач, совпадающих с задачами Программы

Федеральной целевой программой, предназначенной для достижения задач, совпадающих с задачами Программы, является федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года №644.

Приложение

к целевой программе Курганской области

«Развитие туризма в Курганской области» на 2013-2015 годы

МЕРОПРИЯТИЯ

целевой программы Курганской области «Развитие туризма в Курганской области» на 2013-2015 годы

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

Раздел I. Нормативное правовое обеспечение развития туризма в Курганской области

1.

Принятие постановления Правительства Курганской области «Об утвер­ждении Порядка ведения реестра наиболее значимых туристских проектов Курганской области»

2015 год

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

Всего по разделу 1:

0

0

0

0

Раздел II. Организационное и методическое обеспечение развития туризма в Курганской области

2.

Обеспечение деятельности Совета по развитию туризма в Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

3.

Оказание организационно-методиче­ского содействия органам местного самоуправления муниципальных об­разований Курганской области в раз­работке мер по созданию условий для развития туризма

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

4.

Оказание консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности в сфере ту­ризма

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Департамент экономического разви­тия, торговли и труда Курганской об­ласти

Без финансиро­вания

0

5.

Организация и проведение научно -практических конференций, семина­ров, заседаний рабочих групп, круг­лых столов по вопросам развития ту­ризма в Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию), органы местного самоуправ­ления муниципальных образований Курганской области (по согласова­нию)

0

40

85

Областной бюджет

125

Всего по разделу II:

0

40

85

125

Раздел III. Содействие развитию туристской индустрии Курганской области

6.

Мониторинг развития туристской ин­дустрии Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

10

40

50

Областной бюджет

100

7.

Организационно-методическое со­действие формированию туристских кластеров Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

8.

Организационно-методическое со­действие развитию территорий, наи­более привлекательных для посеще­ния туристами

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

9.

Разработка тематических туристских маршрутов на территории Курганской области и межрегиональных маршру­тов

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

50

90

140

Областной бюджет

280



п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 ГОД

2015 год

10.

Организационно-методическое со­действие открытию на территории Курганской области туристских цен­тров

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Без финансиро­вания

0

11.

Организация разработки инвестиционных проектов в сфере туризма Кур­ганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, управление инвестиций, внешнеэкономической деятельности и межреги­ональных связей Правительства Кур­ганской области

0

70

70

Областной бюджет

140

12.

Проведение областных профессиональных туристских конкурсов с целью выявления и поощрения учре­ждений и организаций, развивающих внутренний и въездной туризм в Кур­ганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

165

500

500

Областной бюджет

1165

13.

Организация смотра-конкурса на лучшую организацию работы по развитию туризма в Курганской области среди муниципальных образований Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

0

750

750

Областной бюджет

1500

Всего по разделу III:

225

1450

1510

3185

Раздел IV. Подготовка кадров для туристской индустрии Курганской области

14.

Содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для туристской индустрии Курганской области, участие в обучающих семинарах, научно - практических конференциях и других специализированных туристских мероприятиях

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

0

235

240

Областной бюджет

475

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

15.

Взаимодействие с союзами и ассоциациями по развитию туризма

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

15

15

20

Областной бюджет

50

Всего по разделу IV:

15

250

260

525

Раздел V. Развитие материальной базы сферы туризма на территории Курганской области

16.

Обеспечение деятельности туристского информационного центра Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

550

600

850

Областной бюджет

2000

17.

Приобретение информационных ки­осков, мониторов, терминалов для туристских центров, развивающих туризм в Курганской области

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

0

250

235

Областной бюджет

485

18.

Государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности в Курганской области, в том числе предоставление субсидий за счет средств областного бюджета

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

50

300

400

Областной бюджет

750

19.

Развитие перспективных видов внутреннего и въездного туризма на территории Курганской области, в том числе:

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области,

Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласованию),

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Кур­ганской области,

200, из них:

1250, из них:

1520, из них:

Областной бюджет

2970, из них:

- развитие лечебно-оздоровительного туризма

15

90

100

205

- развитие экологического, рыболов-но-охотничьего туризма

50

420

450

920



п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

- развитие спортивного туризма

Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию),

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области,

Управление культуры Курганской области,

Главное управление социальной защиты населения Курганской области,

Главное управление образования Курганской области,

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

50

60

100

210

- развитие сельского туризма

60

150

180

390

- развитие культурно-познавательно­го туризма

15

220

250

485

- развитие социального туризма

0

50

100

150

- развитие детского и молодежного туризма

10

210

240

460

- развитие событийного делового ту­ризма

0

50

100

150

Всего по разделу V:

800

2400

3005

6205

Раздел VI. Продвижение туристских продуктов Курганской области

20.

Организация и проведение рекламных и информационных туристских мероприятий в Курганской области для турфирм и представителей средств массовой информации

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

0

130

150

Областной бюджет

280

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

21.

Разработка, изготовление и распространение информационно-рекламных материалов о туристских ресурсах Курганской области:

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласованию)

200, из них:

1060, из них:

1170, из них:

Областной бюд­жет

2430, из них:

- печатные материалы, в том числе карты, схемы, проспекты, буклеты, путеводители, брошюры и др.

2013-

2015

годы

85

420

490

995

- мультимедийные материалы, в том числе интерактивные путеводители, презентации, видеофильмы, фотома­териалы и др.

2013-

2015

годы

105

510

530

1145

- сувенирная продукция с логотипами туристских объектов Курганской об­ласти, символикой Курганской обла­сти

2013-

2015

годы

10

130

150

290

22.

Организация экспозиций Курганской области на специализированных ту­ристских выставочно-ярмарочных мероприятиях

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, управление инвестиций, внешнеэкономической деятельности и межреги­ональных связей Правительства Кур­ганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки Курганской области» (по согласованию)

500

540

540

Областной бюджет

1580

23.

Организация и проведение специализированной туристской выставки-ярмарки на территории Курганской области «Индустрия свобод­ного времени»

2014 год

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

500

Областной бюджет

500

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выпол­нения

Исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.

Источник фи­нансирования

Всего фи­нансиро­вания, тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

24.

Проведение торжественных мероприятий, посвященных Всемирному дню туризма

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учре­ждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

10

120

130

Областной бюджет

260

25.

Рекламно-информационное продвижение туристских продуктов Кур­ганской области в федеральных и областных средствах массовой ин­формации, туристских изданиях, сети Интернет

2013-

2015

годы

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготов­ки Курганской области» (по согласо­ванию)

50

190

200

Областной бюджет

440

Всего по разделу VI:

760

2540

2190

5490

Всего по программе:

1800

6680

7050

15530

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Курганская областная общественно-политическая газета "Новый Мир-Документы" № 91 (617), с.7 от 07.12.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать