Основная информация
Дата опубликования: | 19 ноября 2013г. |
Номер документа: | В201306048 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201306048
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 06.06.2014, N 6
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.11.2013 N 7111/13
ПЛАТА ЗА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Гросула Ю.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о пересмотре в порядке надзора постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А13-6157/2012 Арбитражного суда Вологодской области.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" (истца) - Ноговицына О.Н., Орлов А.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Гросула Ю.В., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Коротовского сельского поселения (далее - администрация сельского поселения) и к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - администрация муниципального района) о взыскании 613 666 рублей 42 копеек коммунальных платежей и задолженности за содержание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район, предоставленных физическим лицам по договорам социального найма, а также 14 455 рублей 25 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 производство по делу в части взыскания 47 811 рублей 90 копеек прекращено, решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 21.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций администрация муниципального района просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на заявление управляющая компания просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, муниципальному образованию Череповецкий муниципальный район на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенные в многоквартирных домах по адресам: Вологодская обл. дер. Коротово, ул. Ленина, д. 2, кв. 10, д. 3, кв. 8, д. 16, кв. 21, д. 21, кв. 17, ул. Советская, д. 2, кв. 1 и 5.
На основании договора от 11.01.2006 N 03-ж (с учетом дополнительного соглашения к нему от 11.01.2010) данные квартиры переданы Комитетом имущественных отношений администрации муниципального района в безвозмездное пользование администрации сельского поселения в целях реализации прав малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и содержания муниципального жилищного фонда, а также решения иных вопросов в отношении передаваемых помещений.
Администрацией сельского поселения с физическими лицами заключены договоры социального найма. В данных договорах (с учетом дополнительных соглашений к ним) указано, что наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке управляющей компании плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Собственники помещений в названных многоквартирных домах (в том числе администрация сельского поселения) 01.08.2008 заключили с управляющей компанией договоры управления этими домами.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 упомянутых договоров управления размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с тарифными ставками и нормативами потребления, установленными в Коротовском сельском поселении. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества для собственников жилых помещений устанавливается ежегодно на общем собрании собственников помещений, а в случае неустановления на общем собрании - постановлением администрации сельского поселения.
Администрацией сельского поселения и управляющей компанией заключены агентские договоры от 01.01.2008, от 01.01.2009, от 01.01.2010 и от 01.01.2011 под N 4, по условиям которых управляющая компания (агент) обязалась совершать от своего имени, но за счет администрации сельского поселения (принципала) действия по сбору с жителей сельского поселения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем), а принципал обязался возместить агенту расходы за оказываемые услуги (вознаграждение).
Ссылаясь на неоплату нанимателями в период с 2008 по 2012 год услуг по содержанию общего имущества и коммунальных услуг, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации муниципального района и администрации сельского поселения установленной законом обязанности оплачивать за нанимателей жилых помещений задолженность за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Суд указал, что из положений статьи 67, части 3 статьи 153, части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) следует, что именно наниматели, проживающие в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, а не собственник (наймодатель) этих помещений, должны вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Администрация муниципального района как собственник несет соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций сделали вывод о том, что из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса следует, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества жилых домов и оплате коммунальных услуг возложена именно на собственника жилых помещений - администрацию муниципального района, при этом суды указали, что предъявленная ко взысканию по настоящему делу задолженность представляет собой разницу между платой, внесенной нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, и платой, установленной договорами управления жилыми домами, в связи с чем удовлетворили заявленные требования на основании положений части 4 статьи 155 Жилищного кодекса.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Обязанность наймодателя по указанной в названной норме закона выплате может иметь место только в случае установления в договоре управления платежей, не предусмотренных в договоре социального найма.
Судами по настоящему делу не установлено различий между размером платы за содержание, ремонт жилых помещений и коммунальные услуги, подлежащей внесению нанимателями по договорам социального найма, и платой, установленной в договорах управления жилыми домами, в связи с чем у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для применения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса и обязания администрации муниципального района вносить за нанимателей плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества жилых домов и оплате коммунальных услуг возложена на собственника жилых помещений, не соответствуют положениям статей 67, 153, 156 Жилищного кодекса и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12, согласно которой обязанность по внесению управляющей организации платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи в случае, если ею осуществляется управление жилым домом, возложена на нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части взыскания с администрации муниципального района коммунальных платежей, задолженности за содержание и ремонт жилых помещений и процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А13-6157/2012 Арбитражного суда Вологодской области в части взыскания с администрации Череповецкого муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" 628 121 рубля 67 копеек, из которых 613 666 рублей 42 копейки - задолженность и 14 455 рублей 25 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 15 562 рублей 43 копеек расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2012 по делу N А13-6157/2012 в указанной части оставить без изменения.
В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 24.09.2014 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 25.10.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В201306048
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 06.06.2014, N 6
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.11.2013 N 7111/13
ПЛАТА ЗА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Гросула Ю.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о пересмотре в порядке надзора постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А13-6157/2012 Арбитражного суда Вологодской области.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" (истца) - Ноговицына О.Н., Орлов А.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Гросула Ю.В., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Коротовского сельского поселения (далее - администрация сельского поселения) и к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - администрация муниципального района) о взыскании 613 666 рублей 42 копеек коммунальных платежей и задолженности за содержание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район, предоставленных физическим лицам по договорам социального найма, а также 14 455 рублей 25 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 производство по делу в части взыскания 47 811 рублей 90 копеек прекращено, решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 21.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций администрация муниципального района просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на заявление управляющая компания просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, муниципальному образованию Череповецкий муниципальный район на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенные в многоквартирных домах по адресам: Вологодская обл. дер. Коротово, ул. Ленина, д. 2, кв. 10, д. 3, кв. 8, д. 16, кв. 21, д. 21, кв. 17, ул. Советская, д. 2, кв. 1 и 5.
На основании договора от 11.01.2006 N 03-ж (с учетом дополнительного соглашения к нему от 11.01.2010) данные квартиры переданы Комитетом имущественных отношений администрации муниципального района в безвозмездное пользование администрации сельского поселения в целях реализации прав малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и содержания муниципального жилищного фонда, а также решения иных вопросов в отношении передаваемых помещений.
Администрацией сельского поселения с физическими лицами заключены договоры социального найма. В данных договорах (с учетом дополнительных соглашений к ним) указано, что наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке управляющей компании плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Собственники помещений в названных многоквартирных домах (в том числе администрация сельского поселения) 01.08.2008 заключили с управляющей компанией договоры управления этими домами.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 упомянутых договоров управления размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с тарифными ставками и нормативами потребления, установленными в Коротовском сельском поселении. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества для собственников жилых помещений устанавливается ежегодно на общем собрании собственников помещений, а в случае неустановления на общем собрании - постановлением администрации сельского поселения.
Администрацией сельского поселения и управляющей компанией заключены агентские договоры от 01.01.2008, от 01.01.2009, от 01.01.2010 и от 01.01.2011 под N 4, по условиям которых управляющая компания (агент) обязалась совершать от своего имени, но за счет администрации сельского поселения (принципала) действия по сбору с жителей сельского поселения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем), а принципал обязался возместить агенту расходы за оказываемые услуги (вознаграждение).
Ссылаясь на неоплату нанимателями в период с 2008 по 2012 год услуг по содержанию общего имущества и коммунальных услуг, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации муниципального района и администрации сельского поселения установленной законом обязанности оплачивать за нанимателей жилых помещений задолженность за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Суд указал, что из положений статьи 67, части 3 статьи 153, части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) следует, что именно наниматели, проживающие в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, а не собственник (наймодатель) этих помещений, должны вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Администрация муниципального района как собственник несет соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций сделали вывод о том, что из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса следует, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества жилых домов и оплате коммунальных услуг возложена именно на собственника жилых помещений - администрацию муниципального района, при этом суды указали, что предъявленная ко взысканию по настоящему делу задолженность представляет собой разницу между платой, внесенной нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, и платой, установленной договорами управления жилыми домами, в связи с чем удовлетворили заявленные требования на основании положений части 4 статьи 155 Жилищного кодекса.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Обязанность наймодателя по указанной в названной норме закона выплате может иметь место только в случае установления в договоре управления платежей, не предусмотренных в договоре социального найма.
Судами по настоящему делу не установлено различий между размером платы за содержание, ремонт жилых помещений и коммунальные услуги, подлежащей внесению нанимателями по договорам социального найма, и платой, установленной в договорах управления жилыми домами, в связи с чем у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для применения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса и обязания администрации муниципального района вносить за нанимателей плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества жилых домов и оплате коммунальных услуг возложена на собственника жилых помещений, не соответствуют положениям статей 67, 153, 156 Жилищного кодекса и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12, согласно которой обязанность по внесению управляющей организации платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи в случае, если ею осуществляется управление жилым домом, возложена на нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части взыскания с администрации муниципального района коммунальных платежей, задолженности за содержание и ремонт жилых помещений и процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А13-6157/2012 Арбитражного суда Вологодской области в части взыскания с администрации Череповецкого муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" 628 121 рубля 67 копеек, из которых 613 666 рублей 42 копейки - задолженность и 14 455 рублей 25 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 15 562 рублей 43 копеек расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2012 по делу N А13-6157/2012 в указанной части оставить без изменения.
В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 24.09.2014 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 25.10.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 06.06.2014 Стр. 165 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 030.030.040 Коммерческие организации, 030.040.030 Участие муниципальных образований в гражданском обороте (см. также 010.150.030, 010.150.040), 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.060.000 Сделки, 030.090.040 Право муниципальной собственности, 030.090.090 Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (см. также 050.030.000), 030.120.170 Поручение. Действия в чужом интересе без поручения. Комиссия. Агентирование, 030.120.230 Обязательства вследствие неосновательного обогащения, 050.020.010 Общие вопросы, 050.020.050 Муниципальный жилищный фонд, 050.030.020 Наем жилого помещения, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 050.040.010 Общие вопросы, 050.040.090 Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг, 180.050.010 Общие положения, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: