Основная информация

Дата опубликования: 20 февраля 1996г.
Номер документа: 1050
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9600265

В199600265В201603837

ОПУБЛИКОВАНО:

РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ, 28.05.1996, N 97

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.03.1996 ПОД N 1050

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20.02.96 г. N 11

г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО

СОСТАВА СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА

<Утратило силу: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.09.2016 N 535н >

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 16 октября 1995 года и от 9 декабря 1995 года Министерство труда Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить согласование с Министерством транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота согласно приложению.

Первый заместитель Министра

труда Российской Федерации                      В.Колосов

Приложение

к постановлению Министерства

труда Российской Федерации

от 20 февраля 1996 года N 11

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ

ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА

1. Общие положения.

1.1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава морского флота (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

1.2. Положение является нормативным актом, действие которого распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- ледокольные работы;

- аварийно-спасательные работы;

- гидрографические работы;

- научно-исследовательские работы;

- учебный процесс;

- портовые и служебно-вспомогательные работы;

- дноуглубительные и рефулерные работы.

1.3. Положение не распространяется на членов экипажей судов:

- рыболовецких и рыбной промышленности;

- Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

1.4. Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, за исключением:

- судовых медицинских работников;

- лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работников судовых ресторанов;

- лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а другого предпринимателя;

- лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лиц, находящихся на боту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.;

- лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

2. Рабочее время

2.1. Рабочее время означает время, в течении которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

2.2. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье*;

для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.

2.3. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся трех экипажей на 2 судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работникам представительным органом трудового коллектива.

__________________________________________________________________

* Сокращенный рабочий день для женщин - членов экипажей устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной штроты, а на востоке - меридианом 160 градусами западной долготы.

2.4. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

2.5. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

2.6. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и другие обстоятельства, требующие обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.д.) капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю.

2.7. Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и другие), в свободное от вахт (работ) время.

2.8. На суднах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

2.9. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 часов.

3. Время отдыха

3.1. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом на:

а) ежедневный отдых, включая время для приема пищи;

б) еженедельный отдых;

в) отдых в праздничные дни;

г) ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

3.2. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

3.4. Каждый член экипажа должен иметь в течении суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

3.5. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию членов экипажей, должен предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей длля несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

3.6. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2. настоящего Положения.

Пример. Член экипажа отработал на судне в 1995 году с 5 июня по 8 сентября включительно по 8-часовому графику 99 дней. За время работы моряк использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 768 часов {8 часов х (99 - (2+1) дней}.

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется, исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 5 июня по 8 сентября 1995 года составляла 552 часа (19 рабочих дней в июне по 8 часов - 152 часа, в июле - 168 часов, в августе - 184 часа и 6 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 48 часов).

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 27 дней отдыха {(768 час. - 552 час.) : 8 час.}.

В случае работы члена экипажа по 10,5-часовому графику вахт с 5 июня по 8 сентября 1995 года включительно при приведенных выше условиях общее число отработанных им на судне часов составило 1013 часов (10,5 час. х 99 - 8 час. х 2 - 10,5 час.). По норме следовало отработать, как указано выше, 552 часа. Члену экипажа должно быть предоставлено 58 дней отдыха {(1013 час. - 552 час.) : 8 час. = 57,6 дня}. В случае, когда десятая доля дня составляет половину и более, значение округляется до целого дня.

3.7. В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

4. Аварийные и авральные работы

4.1. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов в течении установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. К работам аварийного характера на судах морского флота относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасению людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место;

в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

г) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах.

4.3. К авральным работам на судах морского флота относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

в) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

г) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

д) работы по установке и снятию землечерпального каравана;

е) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земонаряда.

4.4. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

4.5. Капитан должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ.

5. Оплата за время использования суммированных

дней отдыха и работы сверх нормальной

продолжительности рабочего времени

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной проодолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

[введено:   22.03.96 оператор НЦПИ – Батунина    Г.П.]

[проверено: 22.03.96 корректор НЦПИ - Литвиновская Ю.Н.]

[ТРТ:     17.10.2016 юрист     НЦПИ – Пушкарева    И.Н.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ № 97 от 28.05.1996
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.070 Рабочее время, 060.020.080 Время отдыха (см. также 010.200.000), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.040 Водный транспорт (см. также 200.100.040, 200.120.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
№-421020681 от 08 августа 1996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
№1068884463 от 27 июня 1996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
№1275829626 от 22 мая 1996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
№-1529232526 от 19 апреля 1996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
№-466980709 от 09 апреля 1996

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать