Основная информация

Дата опубликования: 20 марта 2020г.
Номер документа: RU77013606202000017
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация поселения Сосенское в городе Москве
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСЕЛЕНИЯ СОСЕНСКОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

_____20.03.2020_____№_____01-09-14/20_____

Об утверждении Положения об осуществлении администрацией
поселения Сосенское внутреннего финансового аудита

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н                            "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита " Определения, принципы и задачи", в целях организации осуществления администрацией поселения Сосенское внутреннего финансового аудита:

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение об осуществлении администрацией поселения Сосенское внутреннего финансового аудита (приложение 1).

2. Утвердить План внутреннего финансового аудита на 2020 год, осуществляемого администрацией поселения Сосенское (приложение 2).

3. Опубликовать данное Постановление в газете «Сосенские вести» и разместить                на официальном сайте органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Данное Постановление вступает в силу с момента подписания.

5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Главу администрации поселения Сосенское Тараканову Т.Ю.

Глава администрации поселения Сосенское                                                 Т.Ю. Тараканова

Приложение 1

к Постановлению администрации

поселения Сосенское

от 20.03.2020 № 01-09-14/20

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПОСЕЛЕНИЯ

СОСЕНСКОЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1.Общие положения

1. Положение об осуществлении администрацией поселения Сосенское внутреннего финансового аудита (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита " Определения, принципы и задачи".

2. Положение определяет цели и порядок осуществления в администрации поселения Сосенское (далее - Администрация) внутреннего финансового аудита. В целях настоящего Положения применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

3. Внутренний финансовый аудит в Администрации осуществляется на основе функциональной независимости должностным лицом, наделенным в соответствии с должностной инструкцией полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или структурным подразделением Администрации в соответствии с положением о таком структурном подразделении (далее – субъект внутреннего финансового аудита).

4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.

5. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения Администрацией бюджетных полномочий, направленных на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур.

6. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно Главе администрации поселения Сосенское – Руководителю внутреннего финансового аудита (далее – Глава администрации).

7. Глава администрации единолично несет ответственность за организацию внутреннего финансового аудита.

8. Целями внутреннего финансового аудита являются:

а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандарта бюджетного учета, установленные Министерством финансов Российской Федерации;

в) повышение качества финансового менеджмента.

9. Объектами внутреннего финансового аудита, являются структурные подразделения Администрации, а также подведомственные учреждения Администрации, получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).

10. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий, направленных на сбор аудиторских доказательств, формирование выводов, предложений и рекомендаций (далее – план).

11. В целях осуществления внутренним финансовым аудитом принципа независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами объекта проверки, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастнои объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторского мероприятия.

12. Аудиторские мероприятия проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.

13. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских мероприятий имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских мероприятий, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, а также информацию о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;

б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие;

в) привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений;

г) привлекать сотрудников структурных подразделений Администрации;

14. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов Администрации;

б) проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программой аудиторского мероприятия, направленные на сбор аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторского мероприятия, а также с результатами аудиторского мероприятия (актами, отчетами и заключениями);

г) не допускать к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащему аудиторскому мероприятию, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

В случае участия субъекта внутреннего финансового аудита в выполнении внутренних бюджетных процедур по поручению Главы администрации субъект внутреннего финансового аудита не включает в план и не проводит внеплановое аудиторское мероприятие за период участия субъекта внутреннего финансового аудита в таких внутренних бюджетных процедурах и по сформированным в результате выполнения таких внутренних бюджетных процедур документам.

II. Составление годового плана внутреннего

финансового аудита и программ аудиторских мероприятий

15. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год и направляется на утверждение Главе администрации не позднее 31 декабря текущего календарного года. (Приложение 1 к Положению).

16. План представляет собой перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема, объекты аудита, срок проведения аудиторского мероприятия.

17. Информация о включении объекта аудита в План доводится субъектом внутреннего финансового аудита до руководителей соответствующих объектов аудита не позднее 10 рабочих дней со дня его утверждения.

18. При необходимости в План могут вноситься изменения. Решение о внесении изменений в План принимается Главой администрации на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита. Внесенные в план изменения доводятся до объекта аудита.

19. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с распоряжениями Главы администрации, а также предложений структурных подразделений Администрации и субъекта внутреннего финансового аудита без включения в план.

20. Контроль за выполнением плана на текущий год осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита в ходе текущей деятельности без составления планов контроля за исполнением плана.

21. Аудиторское мероприятие назначается распоряжением Главы администрации, в котором указывается тема аудиторского мероприятия, наименование объекта (объектов) аудита, метод внутреннего финансового аудита (аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля), подлежащий аудиту период, состав аудиторской группы (эксперт), срок проведения аудиторского мероприятия.

В случае поступления в ходе мероприятия информации, требующей дополнительной проверки, в программу мероприятия могут вноситься изменения.

22. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторского мероприятия, утвержденной Главой администрации не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторского мероприятия.

23. Темы аудиторских мероприятий формулируются исходя из следующих направлений аудита:

а) надежности внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета
и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

б) качества исполнения бюджетных полномочий Администрацией (качества финансового менеджмента);

в) достоверности бюджетной отчетности, включая аудит достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;

г) соответствия учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

д) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.

В рамках одного аудиторского мероприятия могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.

24. Тема аудиторского мероприятия может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным внутренним бюджетным процедурам, операциям (действиям по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), исполняемым бюджетным полномочиям и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода.

25. При составлении программы аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа (в случае привлечения независимых экспертов и сотрудников структурных подразделений).

26. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия включает в себя следующие действия:

а) опросы и собеседования, предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторского мероприятия, а также результатов оценки бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности;

б) разработка и утверждение программы аудиторского мероприятия;

в) формирование аудиторской группы (при необходимости).

27. Программа аудиторского мероприятия содержит (Приложении 2 к Положению):

а) тему аудиторского мероприятия;

б) наименование объекта(ов) аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, а также сроки ее проведения.

28. Программа аудиторского мероприятия содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторского мероприятия:

а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;

б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий Администрации;

в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.

III. Проведение аудиторских мероприятий

29. В ходе аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита должен оценивать:

1) Надежность внутреннего финансового контроля, а именно:

а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Администрации, подведомственных учреждений, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Администрации, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;

д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации                                             (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;

е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;

ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе      операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;

достижения Администрацией показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

2) Достоверность бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, а именно:

а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;

г) формирование суждения субъектом внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Администрацией, подведомственными учреждениями Администрации, а также соблюдения Администрацией порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;

д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.

3) Качество финансового менеджмента, а именно:

а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;

б) оценка исполнения бюджетных полномочий Администрации во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;

в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;

г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;

д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Администрацией, подведомственными учреждениями Администрации, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:

полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

качестве обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;

уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);

обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;

обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;

равномерности принятия и исполнения обязательств по муниципальным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;

обоснованности показателей муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) исходя из объема муниципальных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

наличии, объеме и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.

30. Субъект внутреннего финансового аудита не позднее дня начала аудиторского мероприятия направляет руководителю объекта аудита уведомление о проведении аудиторского мероприятия.

31. К уведомлению о проведении аудиторского мероприятия прилагаются:

а) копия утвержденной программы аудиторского мероприятия;

б) мотивированный запрос о предоставлении документов, материалов и информации, необходимой для проведения аудиторского мероприятия (далее - Запрос), который вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись до начала аудиторского мероприятия и (или) в ходе проведения аудиторского мероприятия, но не позднее дня окончания аудиторского мероприятия.

Запрос может содержать требование о предоставлении доступа к документам, материалам и информации, содержащимся в электронных базах данных автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий.

32. Руководитель объекта аудита обязан предоставить в субъект внутреннего финансового аудита документы, материалы и информацию, указанные в Запросе, не позднее 3 рабочих дней с момента получения Запроса, если в Запросе не установлены иные сроки.

33. Руководитель объекта аудита обязан обеспечить своевременность, полноту представления документов, материалов и информации, запрошенных для проведения аудиторского мероприятия.

34. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторского мероприятия, представляются лицу, направившему Запрос, в подлиннике или копиях, заверенных объектом аудита, на бумажных или электронных носителях, а также с использованием средств связи.

35. Объект аудита вправе осуществлять предоставление запрошенных документов, материалов и информации по акту приема-передачи. Акт приема-передачи составляется объектом аудита по образцу (Приложение 7 к Положению) в двух экземплярах и представляется одновременно с запрошенными документами, материалами и информацией. В случае необходимости одновременно в оба экземпляра акта приема-передачи могут включаться отметки о фактических сроках предоставления и (или) отсутствии отдельных документов, материалов и информации.

36. По фактам непредставления и (или) несвоевременного (не полного) исполнения Запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских мероприятий, лицом, направившим Запрос, составляется акт. В случае возникновения разногласий по фактам непредставления и (или) несвоевременного (не полного) исполнения Запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских мероприятий, объект аудиторского мероприятия обязан документально подтвердить факт своевременного (полного) исполнения Запроса.

37. При необходимости субъект внутреннего финансового аудита вправе направлять руководителю объекта аудита дополнительные Запросы.

38. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой с применением следующих возможных методов аудита:

Аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информациио выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.

Инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.

Пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов.

Запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.

Подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица.

Наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.

Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.

Для достижения целей аудиторского мероприятия применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторского мероприятия, временных ограничений и ограничений в ресурсах.

39. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены достаточно надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторского мероприятия.

40. Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности рекомендуется:

а) в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности;

б) по решению субъекта внутреннего финансового аудита применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к значительному искажению показателя бюджетной отчетности;

в) методы аудита не применять, либо применять аналитические процедуры и (или) наблюдение к операциям с низкими рисками, неправильное проведение которых приводит к несущественному искажению показателя бюджетной отчетности.

Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

41. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая включает в себя совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур):

а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторского мероприятия, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторского мероприятия и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторского мероприятия;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторского мероприятия;

д) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

е) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

ж) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.

42. В ходе проведения аудиторских мероприятий могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

43. Срок проведения аудиторского мероприятия определяется, исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, вида аудиторского мероприятия, количества и специфики деятельности объектов аудита, но не должен превышать 65 календарных дней.

44. Проведение аудиторского мероприятия может быть приостановлено или продлено по распоряжению Главы администрации на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита на срок не более 30 рабочих дней.

45. Основаниями для приостановления аудиторского мероприятия являются:

а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита;

б) непредставление или неполное представление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия в установленные Запросом сроки;

в) внесение изменений в План;

г) воспрепятствование должностными лицами объекта аудита проведению аудиторского мероприятия;

д) иные обстоятельства.

При принятии решения о приостановлении аудиторского мероприятия течение ее срока прерывается на время, необходимое для устранения указанных обстоятельств.

46. Проведение аудиторского мероприятия возобновляется на основании распоряжения Администрации или по решению Главы администрации, принятого в соответствии со служебной запиской субъекта внутреннего финансового аудита об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторского мероприятия.

47. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении и возобновлении аудиторского мероприятия письменно извещает об этом руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

В случае невозможности устранения причин, являющихся основанием для приостановления аудиторского мероприятия, аудиторское мероприятие может быть перенесено на другой срок в текущем году или на очередной год. Решение о переносе аудиторского мероприятия на другой срок в текущем году принимается Главой администрации на основании докладной записки субъекта внутреннего финансового аудита.

48. Основаниями для продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:

а) временная нетрудоспособность одного или нескольких участников аудиторской группы;

б) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов (относительно запланированного объема);

в) получение в ходе аудиторского мероприятия от правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля либо иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита (его должностных лиц) нарушений и (или) злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;

г) обстоятельства непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторского мероприятия в установленные сроки;

д) невыполнение в установленный срок Запроса документов, материалов и информации;

е) приостановление аудиторского мероприятия.

49. Субъект внутреннего финансового аудита, руководитель объекта аудита (уполномоченное им лицо) вправе инициировать проведение совещаний, связанных с организацией и проведением аудиторского мероприятия, в том числе по вопросам устранения причин приостановления и продления сроков проведения аудиторского мероприятия.

50. В случае приостановления, продления и переноса Администрацией сроков проведения аудиторских мероприятий, изменения в годовой план внутреннего финансового аудита не вносятся.

IV. Реализация результатов аудиторских мероприятий и отчетность

51. Результаты аудиторского мероприятия оформляются Заключением в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита в течение 10 рабочих дней по окончании срока проведения аудиторского мероприятия, указанного в распоряжении Главы администрации. (Приложение 3 к Положению).

52. Заключение отражает результаты проведения аудиторского мероприятия:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

б) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;

в) выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

г) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, предложения по совершенствованию внутреннего финансового контроля, а также предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Администрации, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств;

д) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.

53. Заключение составляется субъектом внутреннего финансового аудита в двух экземплярах: первый экземпляр - для субъекта внутреннего финансового аудита, второй экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита.

54. Нумерация заключений аудиторских мероприятий осуществляется в хронологическом порядке по возрастанию номеров в пределах текущего календарного года.

55. Заключение подписывается должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита и руководителем внутреннего финансового аудита, а также членами аудиторской группы (в случае образования группы).

56. Не позднее дня окончания аудиторского мероприятия второй экземпляр заключения вручается должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита руководителю объекта аудита (уполномоченному им должностному лицу) под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

57. Документ, подтверждающий факт направления заключения аудиторского мероприятия, приобщается к рабочей документации, сформированной в ходе аудиторского мероприятия.

58. Объект аудита вправе представить субъекту внутреннего финансового аудита письменные возражения по заключению в срок не более 5 рабочих дней со дня его получения. Данные возражения приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.

59. В случае получения от объекта аудита письменных возражений по заключению, субъект внутреннего финансового аудита в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения таких письменных возражений, дает свое заключение с соответствующими комментариями, указанием на сохранение, корректировку или отмену выводов аудиторского мероприятия. Заключение субъекта внутреннего финансового аудита на письменные возражения объекта аудита по заключению вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а копия заключения приобщается к материалам аудиторского мероприятия.

Пояснения (возражения), представленные объектом аудита после окончания срока рассмотрения заключения аудиторского мероприятия, не подлежат рассмотрению и не могут являться основанием для внесения изменений в результаты заключения.

60. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг (Приложение 4 к Положению) выполнения плана по устранению выявленных по результатам аудиторских мероприятий недостатков и нарушений, включающий следующие процедуры:

а) получение от объектов аудита информации о выполнении вышеуказанного плана и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;

б) оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских мероприятий;

в) подготовка и представление Главе администрации доклада о результатах мониторинга плана по устранению выявленных по результатам аудиторских мероприятий недостатков и нарушений.

61. Субъект внутреннего финансового аудита проводит выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков (Приложение 5 к Положению), содержащего следующую информацию:

а) выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

б) причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;

в) значимость (уровень) бюджетного риска;

г) владельцы бюджетного риска;

д) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

е) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).

Актуализация реестра бюджетных рисков находящихся в реестре бюджетных рисков проводится не реже одного раза в год, а также проводится выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.

62. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года и направляется Главе администрации. (Приложение 6 к Положению).

Указанная информация учитывается субъектом внутреннего финансового аудита при планировании аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.

63. Хранение документов, сформированных в процессе выполнения субъектом внутреннего финансового аудита своих полномочий, в том числе по срокам хранения, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.

Приложение 1

к Положению об осуществлении

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                 Глава администрации поселения 

                                                                                                                 Сосенское

                                            ___________ ___________________

                                             (подпись)    (расшифровка)

                                            "__" __________________ 20__ г.

ПЛАН

внутреннего финансового аудита на ____ год

Наименование главного администратора бюджетных средств

Субъект внутреннего финансового аудита (ответственный исполнитель)

N п/п

Тема аудиторского мероприятия

Объект(ы) аудита

Срок проведения аудиторского мероприятия

1.

2.

...

Должностное лицо субъекта                                          _____________ ___________ __________________

внутреннего финансового аудита                                     (подпись)                  (расшифровка  подписи)

"__" __________ 20__ г.

Приложение 2

к Положению об осуществлении

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                       Глава администрации поселения Сосенское

                                        ___________________________________

                                        ___________ _______________________

                                         (подпись)   (расшифровка подписи)

«   »____________20__г.

Программа аудиторского мероприятия

_________________________________

(тема аудиторского мероприятия)

1. Объекты аудита: _______________________________________________________________

2. Основание для проведения аудиторского мероприятия: ________________________

__________________________________________________________________

(реквизиты решения о назначении аудиторского мероприятия, N пункта плана

внутреннего финансового аудита)

3.Вид аудиторского мероприятия: _________________________________________________

4. Срок проведения аудиторской мероприятия: _______________________________________

5. Перечень вопросов, подлежащих к изучению в ходе аудиторского мероприятия:

5.1. ____________________________________________________________________________

5.2. ____________________________________________________________________________

5.3. ____________________________________________________________________________

6. Описание аудиторских процедур:

6.1. ____________________________________________________________________________

6.2. ____________________________________________________________________________

7. Ответственные исполнители:

7.1. ____________________________________________________________________________

7.2. ____________________________________________________________________________

8. Сроки проведения аудиторских процедур:

8.1. ____________________________________________________________________________

8.2. ____________________________________________________________________________

Руководитель аудиторской группы

(ответственный работник)

________________________________ ________________ _________________________

          (должность)                                        подпись                Ф.И.О.                      дата

Приложение 3

к Положению об осуществлении

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

Заключение N ______________

по результатам аудиторского мероприятия

___________________________________________________________________________

                        (тема аудиторского мероприятия)

___________________________________________________________________________

                           (проверяемый период)

__________________________                             ________________

(место составления Заключения)                                   (дата)

    Во исполнение _________________________________________________________

                    (реквизиты решения о назначении аудиторского мероприятия,

                                       N пункта плана)

в соответствии с Программой _______________________________________________

                              (реквизиты Программы аудиторского мероприятия)

группой в составе:

Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской

группы) - должность руководителя аудиторской группы,

(в творительном падеже)

Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника

аудиторской группы,

(в творительном падеже)

...

проведено аудиторское мероприятие

___________________________________________________________________________

                      (область аудиторского мероприятия)

___________________________________________________________________________

                           (проверяемый период)

Вид аудиторского мероприятия: ______________________________________________

Срок проведения аудиторского мероприятия: __________________________________

Методы проведения аудиторского мероприятия: ________________________________

Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторского мероприятия:

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

Мероприятие проведено в присутствии

___________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))

     (заполняется в случае осуществления мероприятия по месту нахождения

                              объекта аудита)

    В ходе проведения аудиторского мероприятия установлено следующее.

    По вопросу N 1 ________________________________________________________

    По вопросу N 2 ________________________________________________________

    .......

    Краткое   изложение   результатов   аудиторского мероприятия в  разрезе

исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Должность руководителя аудиторской группы (ответственного работника)

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись             Ф.И.О. дата

Участники аудиторской группы:

Должность участника аудиторской группы

(ответственного работника)

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись             Ф.И.О. дата

Один экземпляр Акта получен для ознакомления:

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

_______________________________ ____________________

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись             Ф.И.О. дата

"Ознакомлен(а)"

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись             Ф.И.О. дата

Один экземпляр Акта получен:

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись               Ф.И.О.

    Заполняется  в случае отказа руководителя (иного уполномоченного лица))

объекта аудита от подписи

От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта)

________________________________________________________________ отказался.

            (должность руководителя объекта аудита

                 (иного уполномоченного лица))

Должность руководителя (руководитель аудиторской группы)

_______________________________ _____________ _____________________________

          (должность)              подпись             Ф.И.О. дата

                             Приложение 4

к Положению об осуществлении                                                                    

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

СПРАВКА

по итогам мониторинга[1] №________  ____________

                                                                             ( дата)



Структурное подразделение (субъект бюджетных процедур)

Информация о мерах

Вывод субъекта внутреннего финансового аудита

Минимизация (устранение) риска

Организация и осуществление ВФК

Устранение выявленных нарушений и недостатков

Совершенствование организации выполнения бюджетной процедуры, операций (действий)

1

2

3

Должностное лицо

субъекта внутреннего

финансового аудита

                                                            дата, подпись

Приложение 5

к Положению об осуществлении                                                                    

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

Реестр бюджетных рисков

по состоянию на _____________________________ года



Критерии оценки

Операция (действие по выполнению бюджетной процедуры)

Бюджетный риск (описание)

Владелец БР (субъект бюджетных процедур)

Оценка вероятности

БР (низкая/средняя/          высокая)

Оценка степени влияния БР (потенциальное негативное воздействие): высокая, средняя, низкая

Оценка значимости (уровня) БР (значимый, если 4 или 5 – высокий; 4 и 5 – средний)

Причины БР

Последствия БР

Меры по предупреждению (минимизации, устранению) БР (в случае возможности и целесообразности)

Предложе-ния по мерам миними-зации (устране-нию) и организа-ции ВФК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 6

к Положению об осуществлении

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

ОТЧЕТНОСТЬ (Годовая)

о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

в Администрации поселения Сосенское

__ 1 _________ 20__ г.

Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

_________________

Наименование бюджета

__________________

Периодичность: годовая

1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита

Наименование показателя

Код строки

Значения показателя

1

2

3

Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек

010

из них:

фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита

011

Количество проведенных аудиторских мероприятий, единиц

020

в том числе:

в отношении системы внутреннего финансового контроля

021

достоверности бюджетной отчетности

022

экономности и результативности использования бюджетных средств

023

Количество аудиторских мероприятий, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц

030

из них:

количество проведенных плановых аудиторских мероприятий

031

Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий, единиц

040

Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц

050

из них:

количество исполненных рекомендаций

051

Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц

060

из них:

количество исполненных предложений

061

2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.

Наименование показателя

Код строки

Количество (единиц)

Объем (тыс. руб.)

Динамика нарушений и недостатков

(тыс. руб.)

(%)

1

2

3

4

5

6

Нецелевое использование бюджетных средств

010

Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)

020

Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством

030

Нарушения правил ведения бюджетного учета

040

Нарушения порядка составления бюджетной отчетности

050

Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями

060

Нарушения порядка администрирования доходов бюджета

070

Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов

080

Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля

090

X

X

Прочие нарушения и недостатки

100

                           Пояснительная записка

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Должностное лицо субъекта внутреннего

финансового контроля                ____________ ___________ ____________________

                                                                      (должность)           (подпись)       (расшифровка подписи)

"__" _______________ 20__ г.

Приложение 7

к Положению об осуществлении

администрацией поселения Сосенское

внутреннего финансового аудита

                      Акт приема-передачи документов,

                     материалов и информации N ______

                     по запросу от ___________ N ____

             _________________________________________________

                       (наименование объекта аудита)

Представляются:

1) _______________________________________________________________________;

        (наименование документов, материалов и информации с указанием

                      количества листов и экземпляров)

2) _______________________________________________________________________;

        (наименование документов, материалов и информации с указанием

                      количества листов и экземпляров)

3) _______________________________________________________________________.

        (наименование документов, материалов и информации с указанием

                      количества листов и экземпляров)

Отметка о передаче

------------------

Передал:

Дата передачи: "__" ______________ 20__ г.

_______________________________________   _________   _____________________

(должность руководителя объекта аудита)          (подпись)               (Ф.И.О.)

Принял:

Дата принятия: "__" ______________ 20__

__________________   _______________________

           (Ф.И.О.)                      (личная подпись)

Особые отметки <*>

___________________________________________________________________________

Отметка о возврате

------------------

Передал:

Дата передачи: "__" ______________ 20__

__________________   _______________________

            (Ф.И.О.)                     (личная подпись)

Принял:

Дата принятия: "__" ______________ 20__

_______________________________________   _________   _____________________

(должность руководителя объекта аудита)          (подпись)                 (Ф.И.О.)

Особые отметки <*>

___________________________________________________________________________

<*> Указывается информация о несвоевременной (неполной) передаче документов и информации с указанием пунктов запроса, инициалов и фамилии сделавшего запись лица.

Приложение 2

к Постановлению администрации

поселения Сосенское

от 20.03.2020 № 01-09-14/20

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                 Глава администрации поселения 

                                                                                                 Сосенское

                                            ___________ _Т.Ю. Тараканова__

                                             (подпись)    (расшифровка)

                                            "__" __________________ 20__ г.

ПЛАН

внутреннего финансового аудита на 2020 год

Наименование главного администратора бюджетных средств

Администрация поселения Сосенское

Субъект внутреннего финансового аудита (ответственный исполнитель)

Служба внутреннего

финансового контроля

администрации

поселения Сосенское

N п/п

Тема аудиторского мероприятия

Объект(ы) аудита

Срок проведения аудиторского мероприятия

1.

Отдельные вопросы принятия и исполнения бюджетных обязательств. Проверка составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы Администрации поселения Сосенское за               1 квартал 2020 года.

Планово-экономический

отдел 

Апрель

2.

Проверка процедуры ведения бюджетного учета, достоверность и своевременность предоставления бюджетной отчетности за            1 квартал 2020 года.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Май

3.

Предупреждение и выявление нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в части требований статьи                            44 Федерального закона от 05.04.2013                 № 44-ФЗ (обеспечение заявок на участие) Проверяемый период – 2020 г.

Отдел

муниципального

заказа

Июнь

4.

Проверка правильности принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета. Проверяемый период – 2020 г.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Июль

5.

Контроль сроков исполнения и приемки работ по контрактам, заключенным в текущем году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013                          № 44-ФЗ. Проверяемый период – 2020 г.

Отдел

муниципального

заказа

Октябрь

Главный специалист внутреннего

финансового контроля администрации

поселения Сосенское                                           _____________     ________________________

                                                                                       (подпись)                    (расшифровка)

"______" ________________ 20____ г.

[1] В соответствии с федеральными стандартами проводится мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Сосенские вести" № 4 от 22.04.2020
Рубрики правового классификатора: 040.140.000 Другие вопросы в области финансовых отношений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать