Основная информация

Дата опубликования: 20 апреля 2004г.
Номер документа: В200401265
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0401265

В200401265

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 12

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20.04.2004 N 14771/03

[О рассмотрении заявления федерального государственного

унитарного предприятия "ВПК-Инвест" о пересмотре в порядке

надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края

от 14.04.2003 по делу N А32-1671/2003-45/87 и

постановления Федерального арбитражного суда

Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бизяевой Т.В., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Козловой А.С., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление федерального государственного унитарного предприятия "ВПК-Инвест" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2003 по делу N А32-1671/2003-45/87 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "ВПК-Инвест" (истца) - Коняхин Е.В., Сиротин В.Ю.;

от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу-курорту Анапе Краснодарского края (ответчика) - Брандт Л.А., Гончарова О.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие "ВПК-Инвест" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу-курорту Анапе (далее - инспекция) о признании недействительными требования от 22.10.2002 N 23542 "Об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 22.10.2002" в части начисления 485 039 рублей недоимки и 5497 рублей 14 копеек пеней по налогу на землю, решения инспекции от 23.12.2002 N 58/103, постановления от 23.12.2002 N 43/103 о взыскании за счет имущества недоимки в сумме 965 943 рублей и 32276 рублей пеней по налогу на землю и не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 10.12.2002 N 15288 на сумму 485039 рублей и от 10.12.2002 N 15289 на сумму 5497 рублей 14 копеек.

В судебном заседании истец отказался от требований о признании недействительным постановления от 23.12.2002 N 43/103 в части взыскания 965 943 рублей недоимки и 32 276 рублей пеней по налогу на землю.

Решением суда первой инстанции от 14.04.2003 в части отказа от иска производство по делу прекращено, в остальной части в иске отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 19.08.2003 оставил решение без изменения.

Отказывая в иске, суды исходили из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям - юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детские оздоровительные лагеря - пансионаты "Черноморец" и "Прометей" юридическими лицами не являются, а представляют собой имущественные комплексы, находящиеся на балансе филиала предприятия, а поэтому не могут быть признаны детскими оздоровительными учреждениями и, следовательно, не имеют права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, Президиум считает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2003 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 подлежат отмене по следующим основаниям.

Федеральное государственное унитарное предприятие "ВПК-Инвест" находится в ведомственном подчинении Министерства имущественных отношений Российской Федерации, которое осуществляет функции его учредителя.

Согласно пункту 3.7 устава одним из источников формирования имущества предприятия является имущество, переданное ему по решению Минимущества России.

Распоряжениями Минимущества России от 12.07.2001 N 3481-р и от 30.11.2001 N 1982-р на баланс предприятия передана на праве хозяйственного ведения федеральная собственность - детские оздоровительные комплексы: пансионаты "Черноморец" и "Прометей". В дальнейшем указанные комплексы были переданы предприятием на баланс его Краснодарского краевого филиала.

Предметом деятельности этих подразделений является комплексное санаторно-курортное обслуживание детей в возрасте до 18 лет.

На участки, занятые оздоровительными комплексами, земельный налог пользователем не начислялся и не уплачивался со ссылкой на предоставление ему льготы.

Полагая, что предприятие неправомерно воспользовалось льготой, налоговая инспекция предъявила ему требование об уплате налога по состоянию на 22.10.2002.

В связи с неуплатой налога на расчетный счет филиала предъявлены к оплате инкассовые поручения от 10.12.2002 N 15288 и от 10.12.2002 N 15289 на списание указанных сумм.

Названные инкассовые поручения также не исполнены истцом, и налоговой инспекцией приняты решение от 23.12.2002 N 58/103 и постановление от 23.12.2002 N 43/03 "О взыскании налога (сбора), пеней и (или) присужденного штрафа за счет имущества", в том числе 965 943 рублей недоимки и 32 276 рублей пеней по налогу на землю, на основании которых судебным приставом возбуждено исполнительное производство и произведен арест имущества филиала.

Отказывая в иске, суды не приняли во внимание, что используемые в Законе Российской Федерации "О плате за землю" понятия должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, так и Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.

Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Кроме того, пунктом 15 статьи 12 названного Закона от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.

Поскольку спорные объекты находятся в федеральной собственности, то и по этому основанию истец вправе был пользоваться льготой по земельному налогу.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 является основанием для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2003 по делу N А32-1671/2003-45/87 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 по тому же делу отменить.

Признать недействительными требование от 22.10.2002 N 23542 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу-курорту Анапе в части начисления 485 039 рублей недоимки и 5 497 рублей 14 копеек пеней по налогу на землю, решение инспекции от 23.12.2002 N 58/103 о взыскании за счет имущества налогоплательщика 965 943 рублей недоимки и 32 276 рублей пеней по налогу на землю и не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 10.12.2002 N 15288 на сумму 485 039 рублей и от 10.12.2002 N 15289 на сумму 5497 рублей 14 копеек.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

В.Ф. Яковлев

[отформатировано: 29.06.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 05.07.2004 редактор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.060 Льготы по налогам

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать