Основная информация
Дата опубликования: | 20 апреля 2018г. |
Номер документа: | RU30000201800297 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Министерство социального развития и труда Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2018 г. № 34
О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 11.07.2012 № 50
В целях совершенствования деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, министерство социального развития и труда Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в приложение постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 11.07.2012 № 50 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» следующие изменения:
1.1. Пункт 3 Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции:
«3. Содержание программы
№
Наименование разделов
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Практические занятия, «круглые столы», игры, тренинги
Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
9
3
3
3
Структурированное интервью. Анкетирование
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители.
5
1
3
1
3.
Этапы развития приемного ребенка.
7
2
3
2
Решение ситуационных задач
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития приемного ребенка.
11
3
5
3
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития приемного ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). Особенности переживания горя и потери.
10
3
4
3
Контрольная работа
6.
Адаптация приемного ребенка и приемных родителей.
4
1
2
1
Контрольная работа
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением приемного ребенка.
12
4
5
3
Решение ситуационных задач
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
4
1
2
1
Решение ситуационных задач
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка.
2
1
1
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка.
6
1
3
2
Творческая работа
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
4
2
1
1
Контрольная работа
12.
Взаимодействие приемных родителей с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
2
1
1
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
4
4
Тестирование
Итого:
80
23
36
21
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Включает в себя разъяснение содержания, цели программы, а также задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания приемных детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание приемного ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями психофизиологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, наследственными и врожденными заболеваниями;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка, об особенностях взаимоотношений родных и приемных детей, а также об особенностях принятия в семью детей-сиблингов;
ознакомление кандидатов с этапами принятия ребенка в семью, способами установления контакта с ребенком при первой встрече, а также формирования привязанности;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации приемного ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения приемного ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья приемного ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Для кандидатов в приемные родители разъясняются порядок и особенности прохождения. Понятие психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Правила работы участников тренинга в группе, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
На данном этапе подготовки с каждым из кандидатов в приемные родители проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов приемных родителей (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию приемного ребенка).
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители, включает в себя разъяснение следующих тем.
Потребности развития приемного ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечения.
Проблема подбора приемной семьи и приемного ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и приемных детей в процессе ожидания создания приемной семьи). Осознание кандидатами в приемные родители изменений, последующих после появления приемного ребенка, проведение оценки кандидатами в приемные родители своей готовности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка.
Определение характера мотивации, определение конструктивных и неконструктивных мотивов, лежащих в основе желания кандидатов в приемные родители принять ребенка, в свою семью.
Раздел 3. Этапы развития ребенка, включает в себя, в том числе изучение следующих тем:
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное), их взаимосвязь.
Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка.
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Межличностное взаимодействие с приемным ребенком на различных возрастных этапах.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития приемного ребенка, включающий в том числе изучение следующих тем.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение, оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать приемного ребенка, пережившего жестокое обращение.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение, а также ребенка с ограниченными возможностями.
Методы воспитания ребенка. Рассмотрение эффективности методов дисциплинарного воздействия на поведение ребенка.
Характеристика детей, имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии. Особенности развития детей с ограниченными возможностями.
Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения. Значение своевременной коррекционной работы.
Система коррекционно-развивающего обучения, направленная на компенсацию недостатков детского развития. Создание безопасной коррекционно-развивающей среды в семье для обеспечения оптимального развития ребенка с психофизическими недостатками и ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития приемного ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). Особенности переживания горя и потери, включающий в том числе изучение следующих тем.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития приемного ребенка. Формирование привязанности и базового доверия к миру.
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни приемного ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у приемного ребенка (дефекты в становлении самоидентичности ребенка, неуверенность в себе, сниженное самоуважение, неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я – концепции»). Факторы риска для здоровья и умственного развития приемного ребенка, спровоцированные депривацией.
Понятие «горя и потери» в жизни приемного ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Помощь приемных родителей ребенку в ситуации потери родителей и кровной семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки, попечительства для ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемных родителей, включающий в себя следующие темы.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных родителей. Подготовка родственников кандидатов в приемные родители к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для приемного ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Способы преодоления трудностей адаптации. Страхи, тревоги и разочарования приемных родителей в соответствующие периоды адаптации приемного ребенка.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей приемного ребенка, знакомство приемного ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта).
Стрессогенные факторы в адаптационный период и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Изменение семейной системы приемных родителей после принятия ребенка в семью и прохождения приемным ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Тайна усыновления, реальные и мнимые преимущества и сложности как формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Как сказать ребенку, что он приемный.
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка, включающий в себя следующие темы.
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), их причины и способы коррекционно-развивающей работы с ними.
Особенности поведения детей в подростковом возрасте. Взаимодействие с подростками.
Типичные ошибки воспитания детей. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, выросшего в условиях детского учреждения. Проблема различий интерпретирования указаний приемного родителя приемным и кровным ребенком. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Разрешение конфликтов и преодоление расстройств поведения детей.
Формирование моральных норм у приемного ребенка. Причины задержки усвоения приемным ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание кандидатов в приемные родители, влияние собственного опыта на отношение к детям с трудными (дезадаптивными) формами поведения, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем трудного поведения могут помочь специалисты.
Пути формирования компетенций в области конструктивного взаимодействия с приемным ребенком. Планирование семейного бюджета и экономическое воспитание детей. Виды семейного бюджета, структура. Основы планирования семейного бюджета, принципы экономии. Возрастные изменения интереса детей к деньгам. Привлечение детей к планированию семейного бюджета.
Раздел 8. Обеспечение безопасности приемного ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Обеспечение безопасной среды для приемного ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в условиях детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье приемных родителей, бродяжничество). Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Медицинские аспекты ухода за приемным ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Естественный и приобретенный иммунитет. Индивидуальный график профилактических прививок. Противопоказания для вакцинации.
Уход за больным ребенком. Особенности ухода за детьми с нарушениями в развитии. Виды закаливания. Основные эффекты закаливающих процедур, принципы. Основные факторы закаливания. Условия проведения закаливания.
Особенности питания детей и подростков. Рациональное питание детей и подростков в разные сезоны. Организация режима питания детей.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация, идентификация и осознание ребенком своей половой принадлежности.
Половое воспитание детей в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона полового созревания и поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к приемному ребенку и его влияние на формирование личности и характера приемного ребенка. Паттерны семейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании приемного ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Стили семейного воспитания.
Типы семейных взаимоотношений. Стабильность семейных отношений приемных родителей и возможность их развития.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, включающий в себя изучение следующих тем.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их дальнейшего жизнеустройства.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их особенности и различия.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем).
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка, разъяснение процедуры подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления, возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на приемного ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье, а также порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания приемного ребенка в приемной семье. Порядок предоставления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества приемного ребенка и управлении таким имуществом.
Обязанности и права приемных родителей, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием приемного ребенка.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, установленные законодательством.
Раздел 12. Взаимодействие приемных родителей с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, включает в себя изучение следующих тем.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и сопровождающими организациями. Формирование мотивации у приемных родителей к сотрудничеству с сопровождающей организацией.
Организации, оказывающие медико-социальные и психолого-педагогические услуги и помощь приемным детям и семьям в Астраханской области, родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Выстраивание отношений приемной семьи с биологическими родственниками приемного ребенка, возможности их взаимодействия.
Схема взаимодействия участников устройства приемного ребенка в семью: биологические родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей на территории региона.
Раздел 13 Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
На данном этапе подготовки проводится обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения практических заданий. Анализ исполнения практических заданий, освоение методических материалов, выдаваемых в ходе обучения всего курса подготовки.
Осознание произошедших изменений в собственных представлениях о будущем приемном ребенке, обсуждение степени усвоения курса подготовки.
Все итоговые обсуждения направлены на организацию самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.
По итогу подготовки по данному разделу составляется итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)».
1.2. В пункте 5 Программы:
- в абзаце втором цифру «56» заменить цифрой «80»;
- в абзаце третьем слова «42 академических часа» заменить словами «59 академических часов»;
- в абзаце четвертом слова «14 часов» заменить словами «21 час»;
- дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«Формы проведения подготовки включают очную и очно-заочную. Очно-заочная форма обучения предусматривает обязательное посещение практических занятий. Использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме не допускается».
2. Управлению по семейной политике и защите прав детей-сирот министерства социального развития и труда Астраханской области (Ватанская М.И.):
2.1. В течение трех рабочих дней со дня подписания настоящего постановления направить его копию в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области для официального опубликования в средствах массовой информации.
2.2. Направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области копию настоящего постановления в семидневный срок после дня его первого официального опубликования, а также сведения об источниках его официального опубликования.
2.3. Направить копию настоящего постановления в прокуратуру Астраханской области не позднее семи рабочих дней со дня его подписания.
2.4. Не позднее семи рабочих дней со дня подписания настоящего постановления направить его копию поставщикам справочно-правовых систем ООО «Астрахань-Гарант-Сервис» и ООО «АИЦ «КонсультантПлюс» для включения в электронные базы данных.
3. Отделу общественных связей, анализа и прогнозирования социального развития министерства социального развития и труда Астраханской области (Идрисова Э.Э.) разместить текст настоящего постановления на официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minsoctrud.astrobl.ru в десятидневный срок со дня его принятия.
4. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Заместитель председателя
Правительства Астраханской области –
министр социального развития и труда
Астраханской области
О.А. Петелин
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2018 г. № 34
О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 11.07.2012 № 50
В целях совершенствования деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, министерство социального развития и труда Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в приложение постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 11.07.2012 № 50 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» следующие изменения:
1.1. Пункт 3 Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции:
«3. Содержание программы
№
Наименование разделов
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Практические занятия, «круглые столы», игры, тренинги
Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
9
3
3
3
Структурированное интервью. Анкетирование
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители.
5
1
3
1
3.
Этапы развития приемного ребенка.
7
2
3
2
Решение ситуационных задач
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития приемного ребенка.
11
3
5
3
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития приемного ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). Особенности переживания горя и потери.
10
3
4
3
Контрольная работа
6.
Адаптация приемного ребенка и приемных родителей.
4
1
2
1
Контрольная работа
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением приемного ребенка.
12
4
5
3
Решение ситуационных задач
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
4
1
2
1
Решение ситуационных задач
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка.
2
1
1
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка.
6
1
3
2
Творческая работа
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
4
2
1
1
Контрольная работа
12.
Взаимодействие приемных родителей с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
2
1
1
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
4
4
Тестирование
Итого:
80
23
36
21
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Включает в себя разъяснение содержания, цели программы, а также задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания приемных детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание приемного ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями психофизиологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, наследственными и врожденными заболеваниями;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка, об особенностях взаимоотношений родных и приемных детей, а также об особенностях принятия в семью детей-сиблингов;
ознакомление кандидатов с этапами принятия ребенка в семью, способами установления контакта с ребенком при первой встрече, а также формирования привязанности;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации приемного ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения приемного ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья приемного ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Для кандидатов в приемные родители разъясняются порядок и особенности прохождения. Понятие психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Правила работы участников тренинга в группе, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
На данном этапе подготовки с каждым из кандидатов в приемные родители проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов приемных родителей (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию приемного ребенка).
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители, включает в себя разъяснение следующих тем.
Потребности развития приемного ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечения.
Проблема подбора приемной семьи и приемного ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и приемных детей в процессе ожидания создания приемной семьи). Осознание кандидатами в приемные родители изменений, последующих после появления приемного ребенка, проведение оценки кандидатами в приемные родители своей готовности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка.
Определение характера мотивации, определение конструктивных и неконструктивных мотивов, лежащих в основе желания кандидатов в приемные родители принять ребенка, в свою семью.
Раздел 3. Этапы развития ребенка, включает в себя, в том числе изучение следующих тем:
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное), их взаимосвязь.
Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка.
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Межличностное взаимодействие с приемным ребенком на различных возрастных этапах.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития приемного ребенка, включающий в том числе изучение следующих тем.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение, оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать приемного ребенка, пережившего жестокое обращение.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение, а также ребенка с ограниченными возможностями.
Методы воспитания ребенка. Рассмотрение эффективности методов дисциплинарного воздействия на поведение ребенка.
Характеристика детей, имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии. Особенности развития детей с ограниченными возможностями.
Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения. Значение своевременной коррекционной работы.
Система коррекционно-развивающего обучения, направленная на компенсацию недостатков детского развития. Создание безопасной коррекционно-развивающей среды в семье для обеспечения оптимального развития ребенка с психофизическими недостатками и ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития приемного ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). Особенности переживания горя и потери, включающий в том числе изучение следующих тем.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития приемного ребенка. Формирование привязанности и базового доверия к миру.
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни приемного ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у приемного ребенка (дефекты в становлении самоидентичности ребенка, неуверенность в себе, сниженное самоуважение, неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я – концепции»). Факторы риска для здоровья и умственного развития приемного ребенка, спровоцированные депривацией.
Понятие «горя и потери» в жизни приемного ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Помощь приемных родителей ребенку в ситуации потери родителей и кровной семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки, попечительства для ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемных родителей, включающий в себя следующие темы.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных родителей. Подготовка родственников кандидатов в приемные родители к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для приемного ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Способы преодоления трудностей адаптации. Страхи, тревоги и разочарования приемных родителей в соответствующие периоды адаптации приемного ребенка.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей приемного ребенка, знакомство приемного ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта).
Стрессогенные факторы в адаптационный период и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Изменение семейной системы приемных родителей после принятия ребенка в семью и прохождения приемным ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Тайна усыновления, реальные и мнимые преимущества и сложности как формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Как сказать ребенку, что он приемный.
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка, включающий в себя следующие темы.
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), их причины и способы коррекционно-развивающей работы с ними.
Особенности поведения детей в подростковом возрасте. Взаимодействие с подростками.
Типичные ошибки воспитания детей. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, выросшего в условиях детского учреждения. Проблема различий интерпретирования указаний приемного родителя приемным и кровным ребенком. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Разрешение конфликтов и преодоление расстройств поведения детей.
Формирование моральных норм у приемного ребенка. Причины задержки усвоения приемным ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание кандидатов в приемные родители, влияние собственного опыта на отношение к детям с трудными (дезадаптивными) формами поведения, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем трудного поведения могут помочь специалисты.
Пути формирования компетенций в области конструктивного взаимодействия с приемным ребенком. Планирование семейного бюджета и экономическое воспитание детей. Виды семейного бюджета, структура. Основы планирования семейного бюджета, принципы экономии. Возрастные изменения интереса детей к деньгам. Привлечение детей к планированию семейного бюджета.
Раздел 8. Обеспечение безопасности приемного ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Обеспечение безопасной среды для приемного ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в условиях детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье приемных родителей, бродяжничество). Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Медицинские аспекты ухода за приемным ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Естественный и приобретенный иммунитет. Индивидуальный график профилактических прививок. Противопоказания для вакцинации.
Уход за больным ребенком. Особенности ухода за детьми с нарушениями в развитии. Виды закаливания. Основные эффекты закаливающих процедур, принципы. Основные факторы закаливания. Условия проведения закаливания.
Особенности питания детей и подростков. Рациональное питание детей и подростков в разные сезоны. Организация режима питания детей.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация, идентификация и осознание ребенком своей половой принадлежности.
Половое воспитание детей в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона полового созревания и поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка, включающий в себя следующие темы.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к приемному ребенку и его влияние на формирование личности и характера приемного ребенка. Паттерны семейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании приемного ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Стили семейного воспитания.
Типы семейных взаимоотношений. Стабильность семейных отношений приемных родителей и возможность их развития.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, включающий в себя изучение следующих тем.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их дальнейшего жизнеустройства.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их особенности и различия.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем).
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка, разъяснение процедуры подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления, возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на приемного ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье, а также порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания приемного ребенка в приемной семье. Порядок предоставления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества приемного ребенка и управлении таким имуществом.
Обязанности и права приемных родителей, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием приемного ребенка.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, установленные законодательством.
Раздел 12. Взаимодействие приемных родителей с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, включает в себя изучение следующих тем.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и сопровождающими организациями. Формирование мотивации у приемных родителей к сотрудничеству с сопровождающей организацией.
Организации, оказывающие медико-социальные и психолого-педагогические услуги и помощь приемным детям и семьям в Астраханской области, родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Выстраивание отношений приемной семьи с биологическими родственниками приемного ребенка, возможности их взаимодействия.
Схема взаимодействия участников устройства приемного ребенка в семью: биологические родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей на территории региона.
Раздел 13 Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
На данном этапе подготовки проводится обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения практических заданий. Анализ исполнения практических заданий, освоение методических материалов, выдаваемых в ходе обучения всего курса подготовки.
Осознание произошедших изменений в собственных представлениях о будущем приемном ребенке, обсуждение степени усвоения курса подготовки.
Все итоговые обсуждения направлены на организацию самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.
По итогу подготовки по данному разделу составляется итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)».
1.2. В пункте 5 Программы:
- в абзаце втором цифру «56» заменить цифрой «80»;
- в абзаце третьем слова «42 академических часа» заменить словами «59 академических часов»;
- в абзаце четвертом слова «14 часов» заменить словами «21 час»;
- дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«Формы проведения подготовки включают очную и очно-заочную. Очно-заочная форма обучения предусматривает обязательное посещение практических занятий. Использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме не допускается».
2. Управлению по семейной политике и защите прав детей-сирот министерства социального развития и труда Астраханской области (Ватанская М.И.):
2.1. В течение трех рабочих дней со дня подписания настоящего постановления направить его копию в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области для официального опубликования в средствах массовой информации.
2.2. Направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области копию настоящего постановления в семидневный срок после дня его первого официального опубликования, а также сведения об источниках его официального опубликования.
2.3. Направить копию настоящего постановления в прокуратуру Астраханской области не позднее семи рабочих дней со дня его подписания.
2.4. Не позднее семи рабочих дней со дня подписания настоящего постановления направить его копию поставщикам справочно-правовых систем ООО «Астрахань-Гарант-Сервис» и ООО «АИЦ «КонсультантПлюс» для включения в электронные базы данных.
3. Отделу общественных связей, анализа и прогнозирования социального развития министерства социального развития и труда Астраханской области (Идрисова Э.Э.) разместить текст настоящего постановления на официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minsoctrud.astrobl.ru в десятидневный срок со дня его принятия.
4. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Заместитель председателя
Правительства Астраханской области –
министр социального развития и труда
Астраханской области
О.А. Петелин
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 01.09.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 040.000.000 Семья, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: