Основная информация

Дата опубликования: 20 июля 2011г.
Номер документа: RU62000201100490
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Рязанская область
Принявший орган: Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июля 2011г.                                                             № 10-01-33

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

(в редакции постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 22.04.2019 № 10-п)

В соответствии с  Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Рязанской области от 21.09.2010 № 101-ОЗ «О градостроительной деятельности на территории Рязанской области»,  постановлением Правительства Рязанской области от 06.08.2008 № 153 «Об утверждении Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства Рязанской области», распоряжением Правительства Рязанской области от 25.05.2009 № 205-р  главное управление архитектуры и градостроительства  Рязанской области, ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить региональные нормативы градостроительного проектирования «Охрана окружающей среды населенных пунктов Рязанской области» (РНГП 7.10-2010) согласно приложению.

Начальник

В.И. Макаров

(в редакции постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 22.04.2019 № 10-п)

Приложение

к постановлению

главного управления

архитектуры и градостроительства

Рязанской области

от 20 июля 2011г. № 10-01-33

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

(РНГП 7.10-2010)

1. Общие положения

1.1. Региональные нормативы градостроительного проектирования «Охрана окружающей среды населенных пунктов Рязанской области» - нормативный документ Рязанской области в сфере градостроительного проектирования при обустройстве новых или реконструируемых населенных пунктов городских округов и поселений Рязанской области, а также прилегающих к ним межселенных территорий.

1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования Рязанской области (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области, регулирующими градостроительную деятельность в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

1.3. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов и маломобильные группы населения), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) на территории Рязанской области.

1.4. При разработке и утверждении муниципальными образованиями Рязанской области местных нормативов градостроительного проектирования не допускается устанавливать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже расчетных показателей, содержащихся в Нормативах.

1.5. Учет требований Нормативов обязателен при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования и документации по планировке территорий в Рязанской области, а также разрабатываемых на их основе схем планировочной организации территории земельных участков.

1.6. Нормативы используются при принятии решений в области градостроительства и территориального планирования органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора за осуществлением градостроительной деятельности, правоохранительными органами Рязанской области, а также учитываются всеми субъектами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории Рязанской области, независимо от форм собственности.

1.7. При отмене действующих нормативных документов, на которые дается ссылка в Нормативах, следует руководствоваться нормами, которые введены взамен отмененных.

2. Термины и определения

В настоящих Нормативах используются следующие основные понятия:

1) зона санитарной охраны (далее ЗСО) - территория или акватория с особым режимом использования, предназначенная для  предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений от загрязнений;

2) источники загрязнения окружающей среды - объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно-допустимой концентрации (далее ПДК) и (или) предельно допустимого уровня (далее ПДУ);

3) класс опасности  объектов и производственных зданий и сооружений определяется разделом 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и устанавливает ориентировочную санитарно-защитную зону объекта; 

4) недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

5) ориентировочно-безопасный уровень воздействия (далее ОБУВ) - временный норматив концентрации отдельных химических веществ в атмосферном воздухе, который имеет ограниченный срок действия;

6) ориентировочный допустимый уровень (далее ОДУ) - временный гигиенический норматив, разрабатываемый на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности химического вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения;

7) почва - обладающий плодородием, как отличительным признаком от всех других пород, верхний слой коры, образовавшийся под влиянием физических, химических, биологических и технических процессов и факторов;

8) предельно-допустимая концентрация (ПДК) -  максимальная концентрация вещества в атмосферном  воздухе, водном объекте, почве,  при которой вещество при ежедневном поступлении в организм в течение всей жизни не оказывает прямого или опосредованного влияния на здоровье населения в настоящем и последующих поколениях;

9) рекреационные зоны – территории, которые выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, других поселений;

10) санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

3.  Рациональное использование и охрана природных ресурсов

3.1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух и др.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3.2. Экологические и санитарно-гигиенические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании и территориальном планировании, устанавливаются техническими регламентами, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.

3.3. При разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории должна быть обеспечена приоритетность охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения.

3.4. Исследования состояния окружающей среды, проведение расчетов и моделирование экологических процессов должны осуществляться на основе методов и методик, сертифицированных государственными органами.

3.5. Развитие территорий городских округов, городских и сельских поселений Рязанской области следует предусматривать на основе утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования регионального и муниципального уровня.

3.6. На территории городских округов, городских и сельских поселений Рязанской области необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и других факторов негативного воздействия природного и техногенного происхождения.

4. Охрана атмосферы

4.1. При градостроительном проектировании развития территории населенных пунктов поселений и городских округов Рязанской области необходимо обеспечивать требования к качеству атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующими санитарными нормами, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

4.2. При  градостроительном проектировании должна быть проведена оценка состояния и прогноз изменения качества атмосферного воздуха в результате реализации проектных решений путем расчетов уровней загрязнения атмосферы от совокупности всех видов источников загрязнения (ОНД-86, СанПиН 2.1.6.1032-01), с учетом рельефа, планировочной организации и микроклиматических условий территории, включая аэрационный режим.

4.3. Планировочная организация территории должна учитывать геоморфологические и микроклиматические условия, включая аэрационный режим, учитывающий условия  рассеивания вредных примесей в атмосфере.

Селитебные территории следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным объектам, являющимся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

4.4. При проектировании объектов, в составе выбросов которых предполагается присутствие веществ, не имеющих утвержденных ПДК или ОБУВ, предусматривается проведение комплексных токсиколого-гигиенических и эпидемиологических исследований. Строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в выбросах которых присутствуют вещества не имеющие утвержденные ПДК или ОБУВ, не допускается.

4.5. Производственные зоны, а также отдельные предприятия, являющиеся источниками выделения вредных веществ в атмосферу, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами, размеры которых устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

4.6. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами и настоящими нормативами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1 - 3 классов опасности, разрабатывается проект расчетного размера СЗЗ.

4.7. Разработка проектов СЗЗ осуществляется при любом этапе проектирования: при разработке градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта (производства) или группы промышленных объектов (производств).

4.8. На территории с показателями фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств, при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до ПДК при химическом и биологическом воздействии и ПДУ при воздействии физических факторов с учетом существующего фона.

4.9. В целях обеспечения санитарно-гигиенических, экологических норм при проектировании производственных предприятий следует предусматривать внедрение наилучших и более совершенных технологий и оборудования, применение высокоэффективных пыле- и газоулавливающих устройств.

При невозможности выполнения указанных выше требований для объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние воздушного бассейна, должны быть предусмотрены:

- изменение профиля производственного предприятия;

- перебазирование предприятия на другую территорию;

- ликвидация  производства, не отвечающего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

5. Охрана водных объектов

(водохранилища, реки, озера, пруды)

5.1. На всех стадиях разработки градостроительной документации должны разрабатываться градостроительные мероприятия по защите водных объектов, которые необходимо предусматривать в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, санитарных и экологических норм, утвержденных в установленном порядке.

Оценка состояния всех водных объектов, расположенных на рассматриваемой территории, выполняется на основании санитарно-гигиенической, эпидемиологической и  экологической характеристики водных объектов.

5.2.  При  разработке градостроительной документации:

1) размещение объектов в пределах водоохранных зон следует предусматривать в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации;

2) размещение жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, как правило, следует предусматривать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков всех категорий сточных вод, включая поверхностный сток с территории населенных пунктов. Размещение их ниже выпусков сточных вод допускается при условии соблюдения требований

СНиП 2.04.03-85;

3) площадь водного зеркала и пляжей водоемов следует принимать в соответствии с  ГОСТ 17.1.5.02-80.

5.3. При планировке и застройке поселений необходимо предусматривать организацию водоохранных зон и установление прибрежных защитных полос на поверхностных  водных объектах, размеры и режим использования которых следует принимать в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

5.4.  В целях обеспечения охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:

- могут быть сокращены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

- могут содержать возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, представляющие опасность по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до установленных гигиенических нормативов;

- могут содержать вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения;

- могут содержать чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой "отсутствие".

5.5. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:

- содержащие природные лечебные ресурсы;

- отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:

- зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- первой, второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Допускается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

(пункт 5.5 в новой редакции постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 22.04.2019 № 10-п)

5.6. Не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок.

5.7. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

6. Охрана почв

6.1. При разработке градостроительной документации для городских округов, поселений и населенных пунктов следует проводить оценку состояния почв на планируемых к освоению территориях, направленную  на выявление участков устойчивого сверхнормативного (реликтового и современного) загрязнения, требующего проведения санации для соответствующих видов функционального использования. Проведение оценки состояния почв осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03, ГОСТ 17.4.3.06-86.

6.2. При оценке состояния почв определяются:

- физико-химическое и микробиологическое загрязнение почвы;

- радиоактивность почвы (естественный фон и искусственная радиоактивность);

-  влияние загрязнения почвы на качество поверхностных и подземных вод;

- пылеобразующие свойства почвы;

- способность почвы к самоочищению.

6.3. При разработке градостроительной и проектной документации, а также определении видов разрешенного использования территорий или земельных участков, следует учитывать категории загрязнения почв согласно таблице № 6-1.

Таблица № 6-1

Категории

загрязнения почв

Рекомендации

по использованию территорий и почв

1

2

Чистая

Использование без ограничений

Допустимая

Использование без ограничений, исключая объекты повышенного риска

Умеренно опасная

Использование в ходе строительных работ под отсыпки котлованов и выемок, на участках озеленения с подсыпкой слоя чистого грунта не менее 0,2 м

Опасная

Ограниченное использование под отсыпки выемок и котлованов с перекрытием  слоем  чистого грунта не менее 0,5 м. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекции (дезинвазии) по предписанию  территориальных органов Роспотребнадзора, с последующим лабораторным контролем

Чрезвычайно опасная

Вывоз и утилизация на специализированных полигонах. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекции (дезинвазии) по предписанию территориальных органов Роспотребнадзора, с последующим лабораторным контролем

1

2

Инфекционно  опасная - загрязненная возбудителями  особо опасных  инфекций

Специальные мероприятия, разрабатываемые в индивидуальном порядке

66.4. Гигиенические требования к качеству почв территорий населенных мест устанавливаются, в первую очередь, для наиболее значимых территорий (зон повышенного риска): детских и образовательных учреждений, спортивных, игровых, детских площадок жилой застройки, площадок отдыха, зон рекреации, зон санитарной охраны водоемов, прибрежных зон, санитарно-защитных зон.

6.5. Мероприятия по охране почв должны:

- предусматривать введение специальных режимов их использования, изменение целевого назначения и рекультивацию почв;

- базироваться на критериях, определяющих степень опасности загрязнения почв для различных типов функционального использования территории и различного функционального назначения объектов.

7. Охрана недр

7.1. При градостроительном проектировании рассматриваемой территории следует учитывать вопросы охраны недр, возникающие в связи с необходимостью геологического изучения, комплексного рационального использования и охраны недр территории Рязанской области, в том числе:

-  регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;

- создания и ведения мониторинга состояния недр, контроля за режимом подземных вод;

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

- пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений;

- использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды;

- развития минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

- защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

7.2. Основные требования к использованию недр следует отражать в градостроительной документации, так как пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

7.3. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

7.4. Строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

(пункт 7.4 в новой редакции постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 22.04.2019 № 10-п)

8. Защита от шума

8.1. При разработке градостроительной и проектной документации должны обеспечиваться установленные санитарными правилами допустимые уровни звука и звукового давления, а также проникающего шума.

Объектами защиты от источников внешнего шума в населенных пунктах являются жилые и общественные здания, а также прилегающие к ним территории, зоны отдыха, детские площадки и рекреационные территории.

8.2. Ожидаемые уровни шума на территориях застройки, в жилых и общественных зданиях, требуемую величину их снижения, выбор мероприятий и средств защиты от шума следует определять расчетным путем с учетом шумовых характеристик и согласно требованиям СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96, СНиП 23-03-2003 и др.

8.3. Разрабатываемые меры защиты от шума должны включать:

1) обеспечение функционального зонирования территории населенного пункта и формирование застройки с учетом требуемой степени акустического комфорта;

2) применение планировочных и объектно-пространственных решений застройки, использующих шумозащитные свойства окружающей среды;

3) градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-акустические мероприятия, в том числе:

- устройство санитарно-защитных зон между жилой застройкой населенных пунктов и промышленными, коммунальными, транспортными предприятиями, автомобильными и железными дорогами, аэропортами и другими пространственными источниками шума;

- трассировку магистральных дорог скоростного и грузового движения в обход жилых районов и зон отдыха;

- дифференциацию улично-дорожной сети по составу транспортных потоков с выделением основного объема грузового движения на специализированных магистралях;

- концентрацию транспортных потоков на небольшом числе магистральных улиц с высокой пропускной способностью, проходящих, по возможности, вне жилой застройки (по границам промышленных и коммунально-складских зон, в полосах отвода железных дорог);

- укрупнение межмагистральных территорий для отдаления основных массивов застройки от транспортных магистралей;

- создание системы парковок автомобилей на границе жилых районов и групп жилых зданий;

- формирование общегородской системы зеленых насаждений с учетом уровней шума;

- усиление звукоизоляции наружных ограждающих конструкций жилых и общественных зданий;

- использование шумозащитных экранов-барьеров, размещаемых между источниками шума и объектами защиты от него;

- расположение по линиям застройки магистральных улиц шумозащитных зданий в качестве экранов, защищающих от транспортного шума внутриквартальное пространство жилых районов, микрорайонов в городских округах и городских поселениях*.

Примечание: * В качестве зданий-экранов могут применяться здания нежилого назначения: магазины, автостоянки, предприятия коммунально-бытового обслуживания, а также многоэтажные шумозащитные жилые и административные здания со специальными архитектурно-планировочными решениями и шумозащитными окнами, расположенные на минимальном расстоянии от магистральных улиц и железных дорог с учетом настоящих Нормативов и звукоизоляционных характеристик наружных ограждающих конструкций.

9. Защита от электромагнитных полей

9.1. Защита жилых территорий и установление размеров санитарно-защитных зон от объектов электромагнитного излучения обосновываются расчетным путем в соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, с учетом суммарного воздействия всех существующих и планируемых источников электромагнитного излучения при разработке проектов планировки территории и схем планировочной организации земельных участков.

9.2. Специальные требования по защите от электромагнитных полей, в том числе суммарного воздействия, устанавливаются для:

- всех типов стационарных радиотехнических объектов (включая радиоцентры, радио- и телевизионные станции, радиолокационные и радиорелейные станции, земные станции спутниковой связи, объекты транспорта с базированием мобильных передающих радиотехнических средств, при их работе в штатном режиме в местах базирования);

- элементов систем сотовой связи и других видов подвижной связи;

- электропоездов и другого электрофицированного транспорта;

- линий электропередач.

9.3. Оценка воздействия электромагнитного поля радиочастотного диапазона передающих радиотехнических объектов (ПРТО) на население осуществляется:

- в диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц – по эффективным значениям напряженности электрического поля (Е), В/м;

- в диапазоне частот 300 МГц - 300 ГГц – по средним значениям плотности потока энергии, мкВт/кв.см.

9.4. Уровни электромагнитного поля, создаваемые ПРТО на селитебной территории и в местах массового отдыха, а также внутри жилых, общественных и производственных помещений, подвергающихся воздействию внешнего электромагнитного поля радиочастотного диапазона, не должны превышать предельно допустимых уровней, установленных таблицей № 9-1 Нормативов.

Таблица № 9-1

Диапазон частот

30 – 300 кГц

0,3 – 3 МГц

3 – 30 МГц

30 – 300 МГц

0,3 – 300 ГГц

Нормируемый параметр

Напряженность электрического поля, Е (В/м)

Плотность потока энергии, мкВт/кв.см

Предельно допустимые уровни

25

15

10

3

10

25 *

Примечания:

* - Данные для случаев облучения от антенн, работающих в режиме кругового обзора или сканирования.

Диапазоны, приведенные в таблице, исключают нижний и включают верхний предел частоты.

9.5. Оценка воздействия электромагнитных полей на население и пользователей базовых и подвижных станций сухопутной радиосвязи (включая абонентские терминалы спутниковой связи) осуществляется:

- в диапазоне частот от 27 МГц до 300 МГц – по значениям напряженности электрического поля, Е (В/м);

- в диапазоне частот от 300 МГц до 2400 МГц – по значениям плотности потока энергии (ППЭ) (мВт/кв.см, мкВт/кв.см).

9.6. Уровни электромагнитных полей, создаваемые антеннами базовых станций на территории жилой застройки, внутри жилых, общественных и производственных помещений, не должны превышать следующие значения:

- 10,0 В/м – в диапазоне частот 27 МГц - 30 МГц;

- 3,0 В/м – в диапазоне частот 30 МГц - 300 МГц;

- 10,0 мкВт/кв.см – в диапазоне частот 300 МГц - 2400 МГц.

9.7. В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых антеннами ПРТО, устанавливаются санитарно-защитные зоны ПРТО и зоны ограничения с учетом перспективного развития ПРТО и населенного пункта.

9.8. СЗЗ ПРТО и зона ограничений определяются с учетом возможного суммирования электромагнитных полей, создаваемых отдельными источниками, входящим в состав ПРТО.

9.9. При определении границ СЗЗ ПРТО и зон ограничения следует учитывать необходимость защиты от воздействия вторичного электромагнитного поля, переизлучаемого элементами конструкций здания, коммуникациями, внутренней проводкой и т. д.

Границы СЗЗ ПРТО определяются на высоте 2 м от поверхности земли по ПДУ. Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м, уровни электромагнитных полей превышают ПДУ.

9.10. Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень электромагнитных полей не превышает ПДУ. Для ПРТО с мощностью передатчиков более 100 кВт, расположенных в черте жилой застройки, границы СЗЗ устанавливаются в соответствии с санитарными правилами и нормативами.

9.11. СЗЗ ПРТО и зона ограничений не могут иметь статус селитебной территории, а также не могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п.

На технической территории ПРТО и территориях специальных полигонов не допускается размещение жилых и общественных зданий.

9.12. СЗЗ ПРТО и зона ограничений или какая-либо их часть не могут рассматриваться как резервная территория ПРТО и использоваться для расширения промышленной площадки.

9.13. СЗЗ ПРТО не может рассматриваться как территория для размещения коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

9.14. Во всех случаях размещения объектов электромагнитного излучения его владелец обязан рассматривать возможность применения различных методов защиты (пассивных и активных) общественных, жилых и производственных зданий от электромагнитных полей на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации.

9.15. В случае превышения ПДУ электромагнитного уровня на территории, занятой жилой застройкой, необходимо предусмотреть проведение соответствующих мероприятий - ограничение мощности радиопередающих объектов, изменение высоты антенны и направления излучения, вынос передающего объекта за пределы жилой застройки.

10. Улучшение (нормализация) микроклимата

10.1. При градостроительном проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по улучшению микроклиматических условий поселений (защита от ветра, обеспечение проветривания территорий, оптимизация температурно-влажного режима путем продуманного озеленения и обводнения, рациональное использование солнечной радиации и др.).

10.2. Основными направлениями в решении проблемы активного воздействия на микроклимат открытых городских пространств является:

- влияние на климатические условия через композиционное решение застройки (размещение и ориентация жилых и общественных зданий) и конструктивные особенности отдельных зданий;

- применение облицовочных материалов фасадов и искусственных покрытий (в том числе дорожных), имеющих направленное микроклиматическое воздействие;

- организация системы зеленых насаждений и специальных элементов благоустройства (искусственные водоемы, теневые навесы и т.д.) таким образом, чтобы они в максимальной степени сглаживали отрицательные микроклиматические эффекты, возникающие в городской среде.

10.3. Размещение и ориентация жилых и общественных зданий при осуществлении градостроительного проектирования должны обеспечивать продолжительность инсоляции помещений и территорий в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, а также в соответствии с требованиями технических регламентов. Расчет инсоляции и освещенности осуществляется на основании СНиП 23-05-95*.

10.4. Следует обеспечивать продолжительность инсоляции не менее 3 часов на 50% площади участка на территориях:

- детских игровых площадок;

- спортивных площадок жилых домов;

- групповых площадок дошкольных учреждений;

- спортивной зоны;

- зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов;

- зоны отдыха лечебно-профилактических учреждений стационарного типа.

10.5. Для жилых помещений, дошкольных образовательных учреждений, учебных помещений общеобразовательных школ, школ-интернатов, других учреждений образования, лечебно-профилактических, санаторно-оздоровительных учреждений, учреждений социального обеспечения, имеющих юго-западную и западную ориентации световых проемов, должны предусматриваться меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции.

Защита от перегрева должна быть предусмотрена не менее чем для половины площади территорий игровых площадок, мест размещения игровых и спортивных снарядов и устройств, мест отдыха населения.

Ограничение избыточного теплового воздействия инсоляции помещений и территорий в жаркое время года должно обеспечиваться соответствующей планировкой и ориентацией зданий, благоустройством территорий, а при невозможности обеспечения солнцезащиты помещений ориентацией необходимо предусматривать специальные  конструктивные и технические средства солнцезащиты.

Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

10.6. Основные мероприятия по мелиорации микроклиматических условий в застройке должны реализовываться через приближение структуры теплового баланса к естественным условиям за счет снижения коэффициента стока и увеличения испарения с городской территории.

Для реализации первого условия необходимо предусматривать применение светлых материалов с высокой отражательной способностью для кровель, фасадов и мощения; для реализации второго условия предусматривать максимально возможное увеличение доли озелененных территорий в балансе городской застройки.

10.7. С целью обеспечения ветрового комфорта городской территории при градостроительном проектировании следует учитывать ветровой режим, как одну из важнейших климатических характеристик, определяющих:

- размер, форму и композицию зданий и сооружений;

- условия произрастания растительности и условия жизнедеятельности людей на территории городов через ширину и направление улиц;

- взаиморасположение функциональных зон относительно друг друга, а также через оптимальное размещение предприятий относительно жилых районов и мест организованного отдыха.

Для обеспечения должного проветривания кварталов рекомендуется не планировать протяженные здания с длиной:

- более 100 - 120 м, при проектировании многоэтажных зданий;

- более 60 - 80 м, при проектировании малоэтажных зданий. 

10.8. Озеленение нешироких улиц экваториального направления следует проводить по стороне, освещаемой солнцем.

На широких улицах экваториального и меридиального направления желательно устройство бульваров по осевой линии.

На широких улицах меридиального направления целесообразно предусматривать посадки деревьев на инсолируемых полосах вдоль тротуаров по обе стороны проезжей части.

10.9. Посадки деревьев и кустарника следует  производить на расстоянии 5 – 8 метров от окон жилых домов.  Ближайшую к домам полосу улицы следует озеленять газонами.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Рязанские ведомости" № 135 от 26.07.2011
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.020 Управление в сфере градостроительства и архитектуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать