Основная информация
Дата опубликования: | 20 декабря 2005г. |
Номер документа: | В200503826 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0503826
В200503826
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 10
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.12.2005 N 6613/05
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Самарской области о пересмотре
в порядке надзора решения суда первой инстанции
от 29.11.2004, постановления суда аппеляционной инстанции
от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области
по делу N А55-10431/2004-10 и постановления Федерального
арбитражного суда Поволжского округа
от 22.02.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (правопреемника Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.09.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10431/2004-10 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Беззубова Ю.В., Елина Н.В., Симонов Д.К.;
от мэрии города Тольятти - Калинин С.И., Петрачков О.М., Пудров Ю.А.
В ходе заседания Президиума представителями мэрии города Тольятти заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области возместить 260918028 рублей налога на добавленную стоимость.
Президиум, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, не принял отказ истца от части исковых требований в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 и рассмотрел дело о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Мэрия города Тольятти (далее - мэрия) направила в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области (далее - инспекция) уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за период с января 2001 года по август 2003 года и заявление от 30.03.2004 N 954/1 о возврате из федерального бюджета 260 918 028 рублей налога на добавленную стоимость - превышение налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по реализации коммунальных услуг за указанный период. Сумма возмещения образовалась в связи с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не покрывающим затраты на энергоресурсы.
Инспекция письмом от 22.04.2004 N 03-14/2-1358/9765 отказала в возврате этой суммы, поскольку уточненные декларации представлены в ненадлежащей форме.
Мэрия обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным данного письма и об обязании инспекции возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции решением от 17.09.2004 заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого письма инспекции удовлетворил и обязал инспекцию принять новое решение о возмещении мэрии истребуемых денежных средств; в удовлетворении заявления в части обязания инспекции возместить указанную сумму налога на добавленную стоимость отказал.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2004 решение суда первой инстанции изменено: суд обязал инспекцию возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость; в части признания недействительным письма инспекции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.02.2005 названный судебный акт оставил без изменения.
Оспариваемое письмо суды признали решением инспекции об отказе в возврате налога на добавленную стоимость, а мотивы, положенные в его основу, - не соответствующими приказам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25; НГР:В0200022 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость" и от 03.07.2002 N БГ-3-03/338; НГР:В0201992 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость".
Требование мэрии о понуждении инспекции возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость суды апелляционной и кассационной инстанций сочли правомерным, поскольку мэрия, оказывая населению жилищно-коммунальные услуги, является плательщиком этого налога. В 2001-2003 годах мэрия приобретала энергоресурсы через свое структурное подразделение - Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти - для последующей реализации населению коммунальных услуг. Все расчеты проводились с учетом налога на добавленную стоимость.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, принятых по настоящему делу, инспекция просит отменить эти судебные акты как не соответствующие законодательству о налогах и сборах.
В отзыве на заявление мэрия просит оставить названные судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части обязания инспекции возместить мэрии из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость подлежат отмене с отказом в удовлетворении этой части заявленных требований по следующим основаниям.
Уставом города Тольятти, утвержденным решением Тольяттинской городской Думы от 22.05.96 N 243, предусмотрено, что к вопросам местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города) относятся содержание муниципального жилого фонда, организация и содержание муниципального энерго-, газо- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения топливом и утилизации бытовых отходов.
Положением о Департаменте энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти, утвержденным постановлением мэра города Тольятти от 22.11.2000 N 3216-1/11-00 (далее - Положение), решение задач в области жилищно-коммунального хозяйства возложено на структурное подразделение мэрии - Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти (далее - департамент).
Осуществление организационных мероприятий, предусмотренных Уставом города Тольятти и перечисленных в Положении, входит в круг обязанностей местного самоуправления и заключается в организации работы муниципальных служб города и предприятий, непосредственно поставляющих в объекты жилого фонда энергоресурсы, необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.
Указанные обязанности органа местного самоуправления вытекали из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации; НГР:Р9100411": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение мэрией через свое структурное подразделение - департамент - функций заказчика по объектам жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении мэрии, осуществляется в целях реализации данных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ; НГР:Р9503508 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Деятельность мэрии как органа местного самоуправления финансируется из бюджета. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по указанному налогу с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг).
Уплачиваемые населением средства за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы мэрии по налогу на добавленную стоимость, поскольку получение платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которым указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
Обеспечение населения отоплением, горячим и холодным водоснабжением производилось в интересах потребителей муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти", ЗАО "СВ-Поволжское", ОАО "Тевис", ОАО "Тольяттинская энергетическая компания", ОАО "Самараэнерго", ОАО "Экспериментальный свиноводческий совхоз "Поволжский".
Следовательно, требование мэрии о возмещении сумм налога на добавленную стоимость в отношении предоставленных населению названными предприятиями коммунальных услуг несостоятельно.
Таким образом, поскольку постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, вынесенные по настоящему делу, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, они на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 по делу N А55-10431/2004-10 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2005 по тому же делу в части, обязывающей Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области возместить мэрии города Тольятти из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость, отменить.
В удовлетворении этой части требований мэрии города Тольятти отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 21.03.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.04.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0503826
В200503826
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 10
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.12.2005 N 6613/05
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Самарской области о пересмотре
в порядке надзора решения суда первой инстанции
от 29.11.2004, постановления суда аппеляционной инстанции
от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области
по делу N А55-10431/2004-10 и постановления Федерального
арбитражного суда Поволжского округа
от 22.02.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (правопреемника Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.09.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10431/2004-10 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Беззубова Ю.В., Елина Н.В., Симонов Д.К.;
от мэрии города Тольятти - Калинин С.И., Петрачков О.М., Пудров Ю.А.
В ходе заседания Президиума представителями мэрии города Тольятти заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области возместить 260918028 рублей налога на добавленную стоимость.
Президиум, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, не принял отказ истца от части исковых требований в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 и рассмотрел дело о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Мэрия города Тольятти (далее - мэрия) направила в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области (далее - инспекция) уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за период с января 2001 года по август 2003 года и заявление от 30.03.2004 N 954/1 о возврате из федерального бюджета 260 918 028 рублей налога на добавленную стоимость - превышение налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по реализации коммунальных услуг за указанный период. Сумма возмещения образовалась в связи с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не покрывающим затраты на энергоресурсы.
Инспекция письмом от 22.04.2004 N 03-14/2-1358/9765 отказала в возврате этой суммы, поскольку уточненные декларации представлены в ненадлежащей форме.
Мэрия обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным данного письма и об обязании инспекции возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции решением от 17.09.2004 заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого письма инспекции удовлетворил и обязал инспекцию принять новое решение о возмещении мэрии истребуемых денежных средств; в удовлетворении заявления в части обязания инспекции возместить указанную сумму налога на добавленную стоимость отказал.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2004 решение суда первой инстанции изменено: суд обязал инспекцию возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость; в части признания недействительным письма инспекции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.02.2005 названный судебный акт оставил без изменения.
Оспариваемое письмо суды признали решением инспекции об отказе в возврате налога на добавленную стоимость, а мотивы, положенные в его основу, - не соответствующими приказам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25; НГР:В0200022 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость" и от 03.07.2002 N БГ-3-03/338; НГР:В0201992 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость".
Требование мэрии о понуждении инспекции возместить из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость суды апелляционной и кассационной инстанций сочли правомерным, поскольку мэрия, оказывая населению жилищно-коммунальные услуги, является плательщиком этого налога. В 2001-2003 годах мэрия приобретала энергоресурсы через свое структурное подразделение - Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти - для последующей реализации населению коммунальных услуг. Все расчеты проводились с учетом налога на добавленную стоимость.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, принятых по настоящему делу, инспекция просит отменить эти судебные акты как не соответствующие законодательству о налогах и сборах.
В отзыве на заявление мэрия просит оставить названные судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части обязания инспекции возместить мэрии из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость подлежат отмене с отказом в удовлетворении этой части заявленных требований по следующим основаниям.
Уставом города Тольятти, утвержденным решением Тольяттинской городской Думы от 22.05.96 N 243, предусмотрено, что к вопросам местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города) относятся содержание муниципального жилого фонда, организация и содержание муниципального энерго-, газо- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения топливом и утилизации бытовых отходов.
Положением о Департаменте энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти, утвержденным постановлением мэра города Тольятти от 22.11.2000 N 3216-1/11-00 (далее - Положение), решение задач в области жилищно-коммунального хозяйства возложено на структурное подразделение мэрии - Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи мэрии города Тольятти (далее - департамент).
Осуществление организационных мероприятий, предусмотренных Уставом города Тольятти и перечисленных в Положении, входит в круг обязанностей местного самоуправления и заключается в организации работы муниципальных служб города и предприятий, непосредственно поставляющих в объекты жилого фонда энергоресурсы, необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.
Указанные обязанности органа местного самоуправления вытекали из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации; НГР:Р9100411": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение мэрией через свое структурное подразделение - департамент - функций заказчика по объектам жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении мэрии, осуществляется в целях реализации данных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ; НГР:Р9503508 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Деятельность мэрии как органа местного самоуправления финансируется из бюджета. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по указанному налогу с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг).
Уплачиваемые населением средства за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы мэрии по налогу на добавленную стоимость, поскольку получение платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которым указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
Обеспечение населения отоплением, горячим и холодным водоснабжением производилось в интересах потребителей муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти", ЗАО "СВ-Поволжское", ОАО "Тевис", ОАО "Тольяттинская энергетическая компания", ОАО "Самараэнерго", ОАО "Экспериментальный свиноводческий совхоз "Поволжский".
Следовательно, требование мэрии о возмещении сумм налога на добавленную стоимость в отношении предоставленных населению названными предприятиями коммунальных услуг несостоятельно.
Таким образом, поскольку постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, вынесенные по настоящему делу, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, они на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 по делу N А55-10431/2004-10 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2005 по тому же делу в части, обязывающей Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области возместить мэрии города Тольятти из федерального бюджета 260141916 рублей налога на добавленную стоимость, отменить.
В удовлетворении этой части требований мэрии города Тольятти отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 21.03.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.04.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2006 Стр. 10 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: