Основная информация

Дата опубликования: 21 июня 2012г.
Номер документа: В201203894
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201203894

В201203894

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 26.09.2012, N 10, СТР. 348

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.06.2012 N 2127/12

ПРАВО КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Кирюшиной В.Г., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 по делу N А36-400/2011 Арбитражного суда Липецкой области.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области - Деноткина А.В., Маргиев Р.Б.;

от общества с ограниченной ответственностью "Медиа-Маркт-Сатурн" - Новокрещенов П.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Кирюшиной В.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Медиа-Маркт-Сатурн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.12.2010 по делу N 92 и по делу N 93 о нарушениях пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), предписаний управления от 15.12.2010 N 92 и N 93 о прекращении нарушений законодательства о рекламе, а также о признании незаконным и отмене постановления управления от 28.02.2011 N 2-Р-11 (далее - постановление управления от 28.02.2011) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. С антимонопольного органа в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 5000 рублей.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по кассационной жалобе антимонопольного органа прекращено в части оспаривания постановления суда апелляционной инстанции о признании незаконным и отмене постановления управления от 28.02.2011.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 22.12.2011 постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества о признании недействительными решений и предписаний управления от 15.12.2010 отменил, оставив решение суда первой инстанции в указанной части без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции антимонопольный орган просит его отменить в части признания незаконным и отмене постановления управления от 28.02.2011, ссылаясь на противоречие судебных актов, принятых по настоящему делу.

В отзыве на заявление общество просит оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

По факту нарушения обществом законодательства о рекламе антимонопольным органом 29.11.2010 возбуждены дела N 92 и N 93, по результатам рассмотрения которых приняты решение от 15.12.2010 N 92 о нарушениях обществом пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившихся в рекламе пива на расстоянии менее 100 метров от медицинского учреждения с предупреждением о вреде его чрезмерного употребления, которому отведено менее 10 процентов рекламного пространства, а также распространении рекламы финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего данные услуги, и решение от 15.12.2010 N 93 о нарушении обществом части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившемся в распространении рекламы финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги. На основании названных решений обществу выданы предписания от 15.12.2010 о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

В связи с выявленными фактами нарушений законодательства о рекламе в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2011 N 65 и принято постановление управления от 28.02.2011 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанными решениями, предписаниями и постановлением управления от 28.02.2011, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества нарушений пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22, части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Помимо этого суд установил наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и соблюдение антимонопольным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности нарушений обществом законодательства о рекламе и отсутствии у антимонопольного органа оснований для привлечения общества к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из текста рекламы и основных направлений деятельности общества объектом рекламирования являются услуги магазинов сети "Media Markt" по продаже бытовой техники и электроники с возможностью получения при покупке в определенный период кружки пива, что не может быть расценено как реклама пива, так как не способствует его реализации.

Помимо этого, суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности нарушения в связи с рекламой финансовых услуг, поскольку возможность покупки товара в кредит является формой реализации товара. Таким образом, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в действиях общества нарушения законодательства о рекламе, учитывая также, что финансовые услуги не являются видом деятельности общества.

Суд кассационной инстанции, рассматривающий кассационную жалобу антимонопольного органа на постановление суда апелляционной инстанции, прекратил производство по этой жалобе в части оспаривания постановления управления от 28.02.2011 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. При этом суд руководствовался частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 названного Кодекса.

Поскольку в данном случае размер административного штрафа составлял 100 000 рублей, суд кассационной инстанции, установив отсутствие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратил производство по кассационной жалобе в указанной части.

В остальной части кассационная жалоба была рассмотрена по существу.

По результатам ее рассмотрения суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества о признании недействительными решений и предписаний управления от 15.12.2010, посчитав доказанными антимонопольным органом факты нарушений обществом пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, при этом заявитель вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

В данном случае общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, состоящим из требований об оспаривании нескольких актов антимонопольного органа - решений, предписаний и постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, которые рассматривались судами в рамках одного судебного дела.

Названные требования связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам. При этом в качестве основания привлечения общества к административной ответственности антимонопольный орган ссылался на нарушения обществом законодательства о рекламе, на установление которых указано в других оспариваемых обществом актах антимонопольного органа.

Таким образом, связанность заявленных требований обусловлена установлением фактов нарушений законодательства о рекламе в оспариваемых решениях и предписаниях антимонопольного органа и принятого на их основе постановления управления от 28.02.2011 о привлечении к административной ответственности, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела и применять положения части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обжаловании судебного акта, принятого по результатам рассмотрения таких требований.

В связи с этим производство по кассационной жалобе антимонопольного органа в данном случае подлежало прекращению в полном объеме, поскольку отсутствовали условия для пересмотра в кассационном порядке такого дела по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2011 по делу N А36-400/2011 Арбитражного суда Липецкой области отменить.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 и определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2011 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 09.11.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 26.12.2012 редактор НЦПИ – Солодникова М.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 26.09.2012 Стр. 348
Рубрики правового классификатора: 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 020.060.010 Общие положения, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.030.040 Коммерческие организации, 120.060.000 Реклама, 180.050.010 Общие положения, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать