Основная информация
Дата опубликования: | 22 марта 2007г. |
Номер документа: | ru89000200700128 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О мерах по повышению эффективности управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа
Документ утратил силу:
-постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 №437-П
В соответствии с основными направлениями долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы, утверждёнными постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 2006 года № 493-А «Об утверждении основных направлений долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы», в целях обеспечения платёжеспособности окружного бюджета и повышения эффективности управления долговыми обязательствами Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Порядок управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям бюджетных учреждений, финансируемых из окружного бюджета, не допускать принятия обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
3. Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (Ишмаев И.А.) не допускать согласования государственным и казённым предприятиям Ямало-Ненецкого автономного округа принятия обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
4. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить ежеквартальную публикацию в электронном периодическом издании «Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», в том числе по видам обязательств и срокам их погашения.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 22 марта 2007 г. № 127-А
Приложение
Утверждён
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
ПОРЯДОК
управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок) разработан в целях регулирования механизмов планирования и привлечения новых долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), управления существующими долговыми обязательствами автономного округа и рисками в долговой сфере.
1.2. Объектом управления долговыми обязательствами автономного округа являются прямые и условные обязательства. Понятие прямых и условных обязательств даны в Методике расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
1.3. Основными целями управления прямыми и условными обязательствами являются:
- сохранение объёма прямых и условных обязательств автономного округа на экономически безопасном уровне с учётом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств автономного округа в полном объёме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых и условных обязательств автономного округа.
1.4. Основные задачи процедур управления прямыми и условными обязательствами различны для:
- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
II. Порядок привлечения прямых обязательств
2.1. Основными задачами управления привлекаемыми заимствованиями являются выбор заёмных инструментов и осуществление процедуры принятия прямых обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям автономного округа.
2.2. Управление привлекаемыми заимствованиями осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования привлекаемых заимствований, включающих:
- цели заимствований;
- объёмы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания прямых и условных обязательств.
2.3. Процедура принятия прямых обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор инструментов заимствования;
- принятие обязательств по итогам конкурса.
2.4. На первом этапе проводится анализ доступных обязательств, представляющий собой процедуру сбора информации обо всех обязательствах, привлечение которых возможно (информация представляется в форме заявок на участие в конкурсе).
Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на каждом этапе процедуры принятия прямых обязательств и определяется конкурсной документацией. В отношении каждого прямого обязательства в обязательном порядке собирается информация:
- о процентной ставке и правилах её изменения (в случае плавающих ставок);
- об условиях погашения;
- об объёме обязательства.
Анализ доступных обязательств осуществляется на предмет стоимости планируемых к привлечению обязательств, а также соответствия их срочности и условий привлечения, погашения и обслуживания расчётному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования в соответствии с Методикой расчёта критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям автономного округа согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Кроме того, осуществляется анализ и оценка рисков в соответствии с положением о порядке управления рисками, в соответствии с нормативным правовым актом Администрации автономного округа.
Анализ предполагает сравнительную оценку рисков, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.
2.5. На втором этапе проводится выбор конкретных инструментов на основе анализа обязательств из всех доступных на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- соответствия срочности обязательств и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;
- стоимости инструментов.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов окружного бюджета выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменения графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учётом законодательных ограничений по объёму и структуре обязательств, а также с учётом границ долговой ёмкости в будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведённой) стоимости. Чистая приведённая стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:
- погашение основной стоимости обязательства;
- обслуживание обязательства;
- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.
Дисконтирование осуществляется по Методике вычисления приведённой стоимости обязательства согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
Различные ставки дисконтирования могут быть использованы:
- для обязательств различной срочности;
- для различных периодов внутри горизонта дисконтирования.
Привлечение прямых обязательств производится в установленном порядке по итогам конкурса.
Проведение конкурса по привлечению обязательств осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства.
2.6. Результатом реализации трёх этапов процедуры привлечения прямых обязательств является перечень конкретных прямых обязательств с установленными условиями их погашения и обслуживания.
III. Управление существующими прямыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности в период её урегулирования
3.1. Основными задачами управления существующими прямыми обязательствами являются:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, в будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, их снижение;
- снижение стоимости существующих прямых обязательств с сохранением величины рисков на приемлемом уровне.
3.2. Исходными данными при управлении существующими прямыми обязательствами являются:
- объёмы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая ёмкость окружного бюджета без учёта платежей по погашению и обслуживанию прямых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
3.3. Сведения об объёме и условиях привлечения уже имеющихся прямых обязательств содержатся в Государственной долговой книге автономного округа.
3.4. Долговая ёмкость окружного бюджета первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учётом изменений экономических условий.
3.5. Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга финансового рынка и его изменений.
3.6. Систематический контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований.
3.7. В случае, если внутри горизонта проверки нарушается какое-либо ограничение, установленное законодательством Российской Федерации и автономного округа, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
3.8. Систематический контроль за выполнением ограничения, накладываемого долговой ёмкостью, осуществляется с целью проверки риска ликвидности и выявления возможного недостатка средств окружного бюджета для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.
3.9. Ограничение, накладываемое долговой ёмкостью, проверяется с помощью построения разности долговой ёмкости окружного бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводного графика погашения и обслуживания прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам.
3.10. В случае, если для какого-либо года или квартала внутри горизонта проверки данная разность является отрицательной, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости бюджета.
3.11. В случае, если для каждого года внутри горизонта проверки данная разность является положительной, но в каком-либо квартале оказывается отрицательной, приведение расходов в пределы долговой ёмкости может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных существующих прямых обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.
3.12. Управление рисками, связанными с существующими прямыми обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь окружного бюджета в будущих периодах в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтёнными ранее на этапе привлечения прямых обязательств. Такие изменения могут привести к тому, что отдельные обязательства перейдут в категорию высокорисковых и потребуется их рефинансирование.
3.13. Управление рисками является существенным для прямых обязательств, возникших до реформирования системы управления долгом и условными обязательствами автономного округа. Основными рисками при этом являются рыночные риски, оцененные на этапе привлечения обязательств.
3.14. Мониторинг текущих условий на рынке доступных заимствований осуществляется с целью улучшения условий существующих обязательств.
3.15. По результатам проведения такого мониторинга выявляются возможности по улучшению обязательств. Такие возможности появляются при ослаблении ограничений, то есть при появлении возможностей привлечения заимствований, ранее недоступных для автономного округа, включая заимствования, с которыми по сравнению с существующими прямыми обязательствами связаны меньшие риски или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне.
3.16. Улучшение обязательств может быть осуществлено с помощью добровольного рефинансирования существующих прямых обязательств, которое заключается в досрочном (при наличии такой возможности) погашении имеющихся прямых обязательств с последующим возникновением новых обязательств.
IV. Управление кредиторской задолженностью в момент её урегулирования
4.1. Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с кредиторской задолженностью.
Основным риском, связанным с кредиторской задолженностью в момент её инвентаризации и урегулирования, является риск ликвидности, то есть риск недостаточности имеющихся средств окружного бюджета для погашения урегулированной кредиторской задолженности своевременно и в полном объёме.
4.2. Оценка риска проводится в процессе урегулирования задолженности и находится в прямой зависимости от объёма урегулированной кредиторской задолженности и объёма задолженности, которая должна быть погашена немедленно.
4.3. Способами погашения урегулированной кредиторской задолженности являются следующие:
- кассовое погашение кредиторской задолженности;
- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности);
- секьюритизация задолженности.
4.4. Кассовое погашение кредиторской задолженности является единственно возможным способом урегулирования задолженности в случаях, если это:
- кредиторская задолженность, в отношении которой нельзя определить кредитора, включая любую задолженность по заработной плате, пенсиям, адресным пособиям;
- кредиторская задолженность перед конкретным кредитором, который отказался реструктурировать обязательство на предложенных Администрацией автономного округа условиях.
4.5. Кассовое погашение кредиторской задолженности возможно в одном из следующих случаев, когда:
- объём задолженности невелик;
- имеются дополнительные доходы окружного бюджета в объёме, достаточном для погашения обязательств.
4.6. В случае, если по результатам урегулирования кредиторской задолженности требуемые расходы на её погашение и обслуживание превышают финансовые возможности окружного бюджета, департамент финансов автономного округа в установленном порядке готовит и вносит в Государственную Думу автономного округа законопроект о внесении изменений в окружной бюджет в части увеличения источников финансирования дефицита окружного бюджета, если законодательные ограничения объёма долговых обязательств, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа, позволяют внести данный законопроект.
4.7. Дополнительные источники финансирования могут быть получены за счёт привлечения заимствований путём единовременного вынужденного рефинансирования кредиторской задолженности или за счёт приватизации государственного имущества автономного округа.
4.8. Урегулирование кредиторской задолженности с помощью иных механизмов, за исключением кассового погашения, осуществляется по результатам индивидуальных переговоров уполномоченных представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа и кредиторов.
4.9. Секьюритизацией задолженности в рамках настоящего Порядка является переоформление кредиторской задолженности в ценные бумаги и иные формы обязательств, в ходе которого кредиторская задолженность получает статус долгового обязательства автономного округа. Секьюритизация является прямой альтернативой реструктуризации долговых обязательств автономного округа.
4.10. Управление кредиторской задолженностью, погашаемой в будущем в соответствии с графиком погашения задолженности или переоформленной в иную форму обязательств в результате процедуры секьюритизации, осуществляется на общем основании в соответствии с процедурами управления существующими прямыми обязательствами.
4.11. Реализация процедур по урегулированию кредиторской задолженности, а также процедур, препятствующих появлению новой просроченной кредиторской задолженности, производится департаментом финансов автономного округа.
V. Управление условными обязательствами
5.1. Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является конкурсный отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются государственные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде государственных гарантий автономного округа является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая.
Основным риском, связанным с существующими государственными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая). Кроме того, существенным является риск ликвидности, если гарантийный случай наступил.
5.3. При наступлении гарантийного случая обязательство исполняется за счёт средств окружного бюджета.
Погашение дополнительных заимствований осуществляется за счёт средств, поступающих в соответствии с Порядком предоставления государственных гарантий автономного округа, включая средства от реализации имущества, предоставленного гарантополучателем в качестве залога.
VI. Представление и раскрытие информации
Сведения из Государственной долговой книги автономного округа, иная информация о прямых и условных обязательствах автономного округа, а также информация о консолидированном долге автономного округа представляются федеральным органам государственной власти и органам государственной власти автономного округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Приложение № 1
к Порядку управления долговыми
обязательствами Ямало-Ненецкого
автономного округа, утверждённому
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
МЕТОДИКА
расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств
1. Методика расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) разработана в целях повышения качества управления долговыми обязательствами на основе оптимизации долговых обязательств путём учёта действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, а также для определения уровня платёжеспособности и потенциала окружного бюджета по привлечению новых долговых обязательств.
2. Планирование долга и условных обязательств осуществляется исходя из принципа исполнения всех принятых обязательств автономного округа за счёт доходов окружного бюджета. В связи с этим настоящей Методикой при планировании долга и условных обязательств наряду с долговыми обязательствами автономного округа учитываются обязательства по просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета. В целях учёта данных обязательств вводятся понятия прямых и условных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Прямыми обязательствами являются долговые обязательства автономного округа, за исключением государственных гарантий автономного округа по обязательствам третьих лиц, и просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета.
3. Для совершенствования системы управления государственным долгом автономного округа вводится понятие долговой ёмкости. Долговая ёмкость рассчитывается в целях финансового планирования в качестве анализа платёжеспособности окружного бюджета.
Долговая ёмкость окружного бюджета определяется как превышение доходов окружного бюджета над его текущими расходами без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период - выходить за финансовый год.
Расчёт долговой ёмкости (ДЕ) окружного бюджета осуществляется по следующей формуле:
весь интервал времени, за который производится расчёт, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчёта может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
в каждом периоде расчёта i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами окружного бюджета без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств:
ДЕi = Доходыi - Текущие Расходыi,
где:
Доходыi - доходы, поступившие в окружной бюджет в i-ом периоде;
Текущие Расходыi- текущие расходы окружного бюджета без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств, произведённые в i-ом периоде.
Набор ДЕi для всех периодов представляет собой долговую ёмкость окружного бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {ДЕi}, i=1,.,N, где N - число периодов в интервале расчёта.
Долговая ёмкость окружного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из пессимистического сценария социально-экономического развития автономного округа.
4. Процесс планирования прямых и условных обязательств состоит из двух этапов:
- планирования расходов на погашение и обслуживание уже принятых прямых и условных обязательств автономного округа;
- планирования объёмов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
5. Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств является оценка возможности их исполнения за счёт доходов окружного бюджета в планируемом интервале времени.
Процедура планирования обслуживания и погашения уже имеющихся прямых и условных обязательств состоит из следующих этапов:
5.1. На основе данных об объёме и условиях привлечения прямых и условных обязательств составляется сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств.
Расчёт сводного графика (СГ) осуществляется следующим образом:
- весь интервал времени, за который производится расчёт, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
- для каждого периода расчёта i определяется суммарный объём платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в данном периоде:
,
где:
Погашениеij - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;
Обслуживаниеij - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
Ожидаемый платёжik - ожидаемый платёж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.
Набор СГi для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств,
СГ = {СГi}, i=1,.,N ,
где N - число периодов в интервале расчёта.
5.2. Сводный расчёт (график) обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств вычитается из долговой ёмкости бюджета. Результатом является доступная долговая ёмкость (ДДЕ) для новых заимствований:
ДДЕi = ДЕi - СГi, для каждого i=1,.N,
где:
ДЕi - долговая ёмкость в i-ом периоде;
СГi - платежи по исполнению уже принятых прямых и условных обязательств;
i - период расчёта;
N - число периодов расчёта в интервале планирования.
Набор ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую ёмкость окружного бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = {ДДЕi}, i=1,.,N.
При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с меньшим временным периодом.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований положительна на всём интервале планирования, то допускается привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта:
- если доступная долговая ёмкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости окружного бюджета;
- привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
Если доступная долговая ёмкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода, то возникает кассовый разрыв окружного бюджета. Кассовый разрыв окружного бюджета в данном случае может быть устранён с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счёт привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Допускается привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году.
Доступная долговая ёмкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами окружного бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на окружной бюджет.
Значения доступной долговой ёмкости в последующие годы являются ограничениями по объёму при планировании новых прямых и условных обязательств.
6. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения на объёмы обязательств и расходы на их обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством автономного округа;
- ограничения по величине расходов на обслуживание и погашение прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам, накладываемым доступной долговой ёмкостью окружного бюджета ДДЕ для новых заимствований.
7. Планирование привлечения прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая ёмкость для новых заимствований (ДДЕ) делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕу + ДДЕп + ДДЕо,
где:
ДДЕу - часть доступной долговой ёмкости окружного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам («резерв по возможной ответственности» с коэффициентом риска возникновения ответственности по государственной гарантии не менее 0,4);
ДДЕп - часть доступной долговой ёмкости окружного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕо - неиспользуемая («страховочная») часть доступной долговой ёмкости, компенсирующая риск ликвидности окружного бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объёме не менее 20 процентов ДДЕ.
Соотношение между ДДЕу, ДДЕп и ДДЕо устанавливается Администрацией автономного округа.
8. Планирование новых условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объёмах, допускаемых ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа и ограничениями по долговой ёмкости.
9. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий автономного округа, упорядоченного по приоритетности гарантий и составляемого исполнительным органов государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать программу выдачи государственных гарантий, в порядке, установленном нормативным правовым актом автономного округа.
10. Планирование вновь принимаемых условных обязательств состоит из следующих этапов:
10.1. Поочередно из списка государственных гарантий выбираются гарантии. По каждой выбранной государственной гарантии (далее - k) составляется расчёт (график) ожидаемых платежей (далее - ОПгарантия k ). Этот расчёт (график) вычитается из ДДЕу, и образуются новые значения доступной долговой ёмкости, отводимой на покрытие ответственности по новым государственным гарантиям:
ДДЕу = ДДЕу - ОПгарантия k
С учётом рассматриваемой государственной гарантии определяется общий объём планируемых к выдаче государственных гарантий и проверяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Если эти ограничения выполнены и ДДЕу оказывается положительной на всём интервале планирования, то государственная гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующей по списку государственной гарантии до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередной гарантии не будут нарушены ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа;
- значение ДДЕу хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
10.2. Результатом процедуры планирования привлечения новых условных обязательств является список планируемых к принятию в будущем периоде условных обязательств, а также график ожидаемых платежей по этим условным обязательствам.
11. В рамках управления прямыми и условными обязательствами прямые обязательства подразделяются по целям заимствования на три вида:
- заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов окружного бюджета, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов окружного бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Планирование вновь привлекаемых прямых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется в рамках управления прямыми и условными обязательствами на этапе планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств.
Потребность в заимствованиях на финансирование кассовых разрывов определяется в рамках бюджетного планирования в форме величин и длительностей кассовых разрывов.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа.
Программа по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа представляется в департамент финансов автономного округа в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ).
В первую очередь удовлетворяются потребности в заимствованиях на рефинансирование и финансирование кассовых разрывов, во вторую очередь удовлетворяются потребности в инвестиционных заимствованиях.
12. Планирование вновь привлекаемых заимствований состоит из следующих этапов:
- определения возможных объёмов привлечения новых заимствований по их видам и срокам погашения;
- выбора конкретных видов вновь привлекаемых заимствований.
12.1. Объём и структура погашения заимствований на рефинансирование определяются по срокам исходя из:
- условий приведения сводного графика обслуживания и погашения прямых и условных обязательств в пределы долговой ёмкости и выравнивания этого графика;
- установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений по объёму долга, его обслуживания и погашения.
12.2. Объём и структура погашения заимствований на финансирование кассовых разрывов определяются по срокам исходя из:
- временной структуры кассовых разрывов;
- устанавливаемых законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений на объёмы долга, его обслуживания и погашения.
12.3. Объём и структура погашения инвестиционных заимствований определяются по срокам следующим образом:
- доступная долговая ёмкость окружного бюджета для новых заимствований корректируется согласно изменениям в сводном расчёте (графике) платежей на величину обслуживания и погашения принятых обязательств, возникающих вследствие рефинансирования или частичного досрочного погашения отдельных прямых обязательств. В результате образуется новая доступная долговая ёмкость окружного бюджета для прямых обязательств ();
- из списка инвестиционных проектов (программ) поочередно выбираются проекты (программы). Потребности в финансировании выбранного проекта определяют объём привлекаемого заимствования. Срок реализации проекта (программы) определяет с учётом доступности определённых заёмных инструментов на рынке заимствований начальную дату погашения заимствований. На основе пессимистичной рыночной оценки составляется график обслуживания и погашения предполагаемого заимствования j: (Погашениеj+Обслуживаниеj ). Этот расчёт (график) вычитается из , и образуются новые значения доступной долговой ёмкости для новых прямых обязательств:
= (Погашение j+Обслуживаниеj);
- если после выбора очередного проекта из списка инвестиционных проектов (программ) значение доступной долговой ёмкости оказывается положительным на всём интервале планирования и долговые обязательства автономного округа с учётом нового заимствования удовлетворяют ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале, а объём планируемых заимствований увеличивается;
- процедура повторяется для следующего по списку проекта до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередного проекта не будут нарушены ограничения по объёму долга и его обслуживания, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа,
- не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов интервала планирования.
В результате данной процедуры определяются необходимые объёмы заимствований с разными сроками погашения, а также список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы в планируемом году.
13. В выборе конкретных видов вновь привлекаемых прямых обязательств определяющими являются следующие критерии (в порядке их значимости):
- величина рисков. Величина риска конкретного заёмного инструмента определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований;
- сроки погашения. Главное требование к выбору сроков погашения - это реализация сводного графика обслуживания и погашения, определённого на предыдущем этапе;
- стоимость заимствований. При доступности на рынке нескольких инструментов заимствования с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования.
Приложение № 2
к Порядку управления долговыми
обязательствами Ямало-Ненецкого
автономного округа, утверждённому постановлением
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
МЕТОДИКА
расчёта критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям Ямало-Ненецкого автономного округа
Настоящая Методика устанавливает следующие критерии оценки государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и государственных заимствований автономного округа для использования в среднесрочном прогнозировании.
№ п/п
Наименование показателя
Критерий, %
«Подушка ликвидности» - остаток средств окружного бюджета после покрытия всех "обязательных" расходов
показывает процент доходов окружного бюджета, отвлечённыхна погашение и обслуживание долга
предельная доля расходовна обслуживание долга
Отношение расходов на обслуживание государственного долга автономного округа ко всем расходам бюджета
Отношение расходов на погашение основного долгаавтономного округак расходам окружного бюджета
предельная доля расходовна погашение основного долга в расходах окружного бюджета
Приложение № 3
к Порядку управления долговыми обязательствами
Ямало-Ненецкого автономного округа,
утверждённому постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Методика
вычисления приведённой стоимости обязательства
Приведённая стоимость обязательства (PV) представляет собой сумму всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию обязательства (Платёжi).
Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования (Rt). Значение ставок выбирается Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Общая формула для вычисления приведённой стоимости обязательства следующая:
где:
RY.t - годовая ставка дисконтирования в периоде t в процентах. Для различных периодов ставка может отличаться с учётом различных оценок экономического развития автономного округа, т.е. в каждом периоде может использоваться своя ставка.
(t - длина периода. Период измеряется в днях и может быть от одного дня до года (в году принимается 365 дней).
Ti - срок до совершения операции в периодах.
Данная формула может быть упрощена, если периоды одинаковые на всем горизонте дисконтирования.
Если периодом является год, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в году t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в годах.
Если периодом является квартал, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в квартале t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в кварталах.
Если периодом является месяц, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в месяце t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в месяцах.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О мерах по повышению эффективности управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа
Документ утратил силу:
-постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 №437-П
В соответствии с основными направлениями долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы, утверждёнными постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 2006 года № 493-А «Об утверждении основных направлений долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы», в целях обеспечения платёжеспособности окружного бюджета и повышения эффективности управления долговыми обязательствами Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Порядок управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям бюджетных учреждений, финансируемых из окружного бюджета, не допускать принятия обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
3. Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (Ишмаев И.А.) не допускать согласования государственным и казённым предприятиям Ямало-Ненецкого автономного округа принятия обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
4. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить ежеквартальную публикацию в электронном периодическом издании «Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», в том числе по видам обязательств и срокам их погашения.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 22 марта 2007 г. № 127-А
Приложение
Утверждён
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
ПОРЯДОК
управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок) разработан в целях регулирования механизмов планирования и привлечения новых долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), управления существующими долговыми обязательствами автономного округа и рисками в долговой сфере.
1.2. Объектом управления долговыми обязательствами автономного округа являются прямые и условные обязательства. Понятие прямых и условных обязательств даны в Методике расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
1.3. Основными целями управления прямыми и условными обязательствами являются:
- сохранение объёма прямых и условных обязательств автономного округа на экономически безопасном уровне с учётом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств автономного округа в полном объёме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых и условных обязательств автономного округа.
1.4. Основные задачи процедур управления прямыми и условными обязательствами различны для:
- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
II. Порядок привлечения прямых обязательств
2.1. Основными задачами управления привлекаемыми заимствованиями являются выбор заёмных инструментов и осуществление процедуры принятия прямых обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям автономного округа.
2.2. Управление привлекаемыми заимствованиями осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования привлекаемых заимствований, включающих:
- цели заимствований;
- объёмы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания прямых и условных обязательств.
2.3. Процедура принятия прямых обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор инструментов заимствования;
- принятие обязательств по итогам конкурса.
2.4. На первом этапе проводится анализ доступных обязательств, представляющий собой процедуру сбора информации обо всех обязательствах, привлечение которых возможно (информация представляется в форме заявок на участие в конкурсе).
Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на каждом этапе процедуры принятия прямых обязательств и определяется конкурсной документацией. В отношении каждого прямого обязательства в обязательном порядке собирается информация:
- о процентной ставке и правилах её изменения (в случае плавающих ставок);
- об условиях погашения;
- об объёме обязательства.
Анализ доступных обязательств осуществляется на предмет стоимости планируемых к привлечению обязательств, а также соответствия их срочности и условий привлечения, погашения и обслуживания расчётному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования в соответствии с Методикой расчёта критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям автономного округа согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Кроме того, осуществляется анализ и оценка рисков в соответствии с положением о порядке управления рисками, в соответствии с нормативным правовым актом Администрации автономного округа.
Анализ предполагает сравнительную оценку рисков, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.
2.5. На втором этапе проводится выбор конкретных инструментов на основе анализа обязательств из всех доступных на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- соответствия срочности обязательств и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;
- стоимости инструментов.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов окружного бюджета выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменения графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учётом законодательных ограничений по объёму и структуре обязательств, а также с учётом границ долговой ёмкости в будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведённой) стоимости. Чистая приведённая стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:
- погашение основной стоимости обязательства;
- обслуживание обязательства;
- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.
Дисконтирование осуществляется по Методике вычисления приведённой стоимости обязательства согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
Различные ставки дисконтирования могут быть использованы:
- для обязательств различной срочности;
- для различных периодов внутри горизонта дисконтирования.
Привлечение прямых обязательств производится в установленном порядке по итогам конкурса.
Проведение конкурса по привлечению обязательств осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства.
2.6. Результатом реализации трёх этапов процедуры привлечения прямых обязательств является перечень конкретных прямых обязательств с установленными условиями их погашения и обслуживания.
III. Управление существующими прямыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности в период её урегулирования
3.1. Основными задачами управления существующими прямыми обязательствами являются:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, в будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, их снижение;
- снижение стоимости существующих прямых обязательств с сохранением величины рисков на приемлемом уровне.
3.2. Исходными данными при управлении существующими прямыми обязательствами являются:
- объёмы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая ёмкость окружного бюджета без учёта платежей по погашению и обслуживанию прямых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
3.3. Сведения об объёме и условиях привлечения уже имеющихся прямых обязательств содержатся в Государственной долговой книге автономного округа.
3.4. Долговая ёмкость окружного бюджета первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учётом изменений экономических условий.
3.5. Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга финансового рынка и его изменений.
3.6. Систематический контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований.
3.7. В случае, если внутри горизонта проверки нарушается какое-либо ограничение, установленное законодательством Российской Федерации и автономного округа, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
3.8. Систематический контроль за выполнением ограничения, накладываемого долговой ёмкостью, осуществляется с целью проверки риска ликвидности и выявления возможного недостатка средств окружного бюджета для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.
3.9. Ограничение, накладываемое долговой ёмкостью, проверяется с помощью построения разности долговой ёмкости окружного бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводного графика погашения и обслуживания прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам.
3.10. В случае, если для какого-либо года или квартала внутри горизонта проверки данная разность является отрицательной, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости бюджета.
3.11. В случае, если для каждого года внутри горизонта проверки данная разность является положительной, но в каком-либо квартале оказывается отрицательной, приведение расходов в пределы долговой ёмкости может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных существующих прямых обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.
3.12. Управление рисками, связанными с существующими прямыми обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь окружного бюджета в будущих периодах в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтёнными ранее на этапе привлечения прямых обязательств. Такие изменения могут привести к тому, что отдельные обязательства перейдут в категорию высокорисковых и потребуется их рефинансирование.
3.13. Управление рисками является существенным для прямых обязательств, возникших до реформирования системы управления долгом и условными обязательствами автономного округа. Основными рисками при этом являются рыночные риски, оцененные на этапе привлечения обязательств.
3.14. Мониторинг текущих условий на рынке доступных заимствований осуществляется с целью улучшения условий существующих обязательств.
3.15. По результатам проведения такого мониторинга выявляются возможности по улучшению обязательств. Такие возможности появляются при ослаблении ограничений, то есть при появлении возможностей привлечения заимствований, ранее недоступных для автономного округа, включая заимствования, с которыми по сравнению с существующими прямыми обязательствами связаны меньшие риски или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне.
3.16. Улучшение обязательств может быть осуществлено с помощью добровольного рефинансирования существующих прямых обязательств, которое заключается в досрочном (при наличии такой возможности) погашении имеющихся прямых обязательств с последующим возникновением новых обязательств.
IV. Управление кредиторской задолженностью в момент её урегулирования
4.1. Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с кредиторской задолженностью.
Основным риском, связанным с кредиторской задолженностью в момент её инвентаризации и урегулирования, является риск ликвидности, то есть риск недостаточности имеющихся средств окружного бюджета для погашения урегулированной кредиторской задолженности своевременно и в полном объёме.
4.2. Оценка риска проводится в процессе урегулирования задолженности и находится в прямой зависимости от объёма урегулированной кредиторской задолженности и объёма задолженности, которая должна быть погашена немедленно.
4.3. Способами погашения урегулированной кредиторской задолженности являются следующие:
- кассовое погашение кредиторской задолженности;
- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности);
- секьюритизация задолженности.
4.4. Кассовое погашение кредиторской задолженности является единственно возможным способом урегулирования задолженности в случаях, если это:
- кредиторская задолженность, в отношении которой нельзя определить кредитора, включая любую задолженность по заработной плате, пенсиям, адресным пособиям;
- кредиторская задолженность перед конкретным кредитором, который отказался реструктурировать обязательство на предложенных Администрацией автономного округа условиях.
4.5. Кассовое погашение кредиторской задолженности возможно в одном из следующих случаев, когда:
- объём задолженности невелик;
- имеются дополнительные доходы окружного бюджета в объёме, достаточном для погашения обязательств.
4.6. В случае, если по результатам урегулирования кредиторской задолженности требуемые расходы на её погашение и обслуживание превышают финансовые возможности окружного бюджета, департамент финансов автономного округа в установленном порядке готовит и вносит в Государственную Думу автономного округа законопроект о внесении изменений в окружной бюджет в части увеличения источников финансирования дефицита окружного бюджета, если законодательные ограничения объёма долговых обязательств, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа, позволяют внести данный законопроект.
4.7. Дополнительные источники финансирования могут быть получены за счёт привлечения заимствований путём единовременного вынужденного рефинансирования кредиторской задолженности или за счёт приватизации государственного имущества автономного округа.
4.8. Урегулирование кредиторской задолженности с помощью иных механизмов, за исключением кассового погашения, осуществляется по результатам индивидуальных переговоров уполномоченных представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа и кредиторов.
4.9. Секьюритизацией задолженности в рамках настоящего Порядка является переоформление кредиторской задолженности в ценные бумаги и иные формы обязательств, в ходе которого кредиторская задолженность получает статус долгового обязательства автономного округа. Секьюритизация является прямой альтернативой реструктуризации долговых обязательств автономного округа.
4.10. Управление кредиторской задолженностью, погашаемой в будущем в соответствии с графиком погашения задолженности или переоформленной в иную форму обязательств в результате процедуры секьюритизации, осуществляется на общем основании в соответствии с процедурами управления существующими прямыми обязательствами.
4.11. Реализация процедур по урегулированию кредиторской задолженности, а также процедур, препятствующих появлению новой просроченной кредиторской задолженности, производится департаментом финансов автономного округа.
V. Управление условными обязательствами
5.1. Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является конкурсный отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются государственные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде государственных гарантий автономного округа является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая.
Основным риском, связанным с существующими государственными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая). Кроме того, существенным является риск ликвидности, если гарантийный случай наступил.
5.3. При наступлении гарантийного случая обязательство исполняется за счёт средств окружного бюджета.
Погашение дополнительных заимствований осуществляется за счёт средств, поступающих в соответствии с Порядком предоставления государственных гарантий автономного округа, включая средства от реализации имущества, предоставленного гарантополучателем в качестве залога.
VI. Представление и раскрытие информации
Сведения из Государственной долговой книги автономного округа, иная информация о прямых и условных обязательствах автономного округа, а также информация о консолидированном долге автономного округа представляются федеральным органам государственной власти и органам государственной власти автономного округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Приложение № 1
к Порядку управления долговыми
обязательствами Ямало-Ненецкого
автономного округа, утверждённому
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
МЕТОДИКА
расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств
1. Методика расчёта платёжеспособности окружного бюджета и расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) разработана в целях повышения качества управления долговыми обязательствами на основе оптимизации долговых обязательств путём учёта действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, а также для определения уровня платёжеспособности и потенциала окружного бюджета по привлечению новых долговых обязательств.
2. Планирование долга и условных обязательств осуществляется исходя из принципа исполнения всех принятых обязательств автономного округа за счёт доходов окружного бюджета. В связи с этим настоящей Методикой при планировании долга и условных обязательств наряду с долговыми обязательствами автономного округа учитываются обязательства по просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета. В целях учёта данных обязательств вводятся понятия прямых и условных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Прямыми обязательствами являются долговые обязательства автономного округа, за исключением государственных гарантий автономного округа по обязательствам третьих лиц, и просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета.
3. Для совершенствования системы управления государственным долгом автономного округа вводится понятие долговой ёмкости. Долговая ёмкость рассчитывается в целях финансового планирования в качестве анализа платёжеспособности окружного бюджета.
Долговая ёмкость окружного бюджета определяется как превышение доходов окружного бюджета над его текущими расходами без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период - выходить за финансовый год.
Расчёт долговой ёмкости (ДЕ) окружного бюджета осуществляется по следующей формуле:
весь интервал времени, за который производится расчёт, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчёта может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
в каждом периоде расчёта i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами окружного бюджета без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств:
ДЕi = Доходыi - Текущие Расходыi,
где:
Доходыi - доходы, поступившие в окружной бюджет в i-ом периоде;
Текущие Расходыi- текущие расходы окружного бюджета без учёта расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств, произведённые в i-ом периоде.
Набор ДЕi для всех периодов представляет собой долговую ёмкость окружного бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {ДЕi}, i=1,.,N, где N - число периодов в интервале расчёта.
Долговая ёмкость окружного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из пессимистического сценария социально-экономического развития автономного округа.
4. Процесс планирования прямых и условных обязательств состоит из двух этапов:
- планирования расходов на погашение и обслуживание уже принятых прямых и условных обязательств автономного округа;
- планирования объёмов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
5. Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств является оценка возможности их исполнения за счёт доходов окружного бюджета в планируемом интервале времени.
Процедура планирования обслуживания и погашения уже имеющихся прямых и условных обязательств состоит из следующих этапов:
5.1. На основе данных об объёме и условиях привлечения прямых и условных обязательств составляется сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств.
Расчёт сводного графика (СГ) осуществляется следующим образом:
- весь интервал времени, за который производится расчёт, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
- для каждого периода расчёта i определяется суммарный объём платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в данном периоде:
,
где:
Погашениеij - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;
Обслуживаниеij - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
Ожидаемый платёжik - ожидаемый платёж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.
Набор СГi для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств,
СГ = {СГi}, i=1,.,N ,
где N - число периодов в интервале расчёта.
5.2. Сводный расчёт (график) обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств вычитается из долговой ёмкости бюджета. Результатом является доступная долговая ёмкость (ДДЕ) для новых заимствований:
ДДЕi = ДЕi - СГi, для каждого i=1,.N,
где:
ДЕi - долговая ёмкость в i-ом периоде;
СГi - платежи по исполнению уже принятых прямых и условных обязательств;
i - период расчёта;
N - число периодов расчёта в интервале планирования.
Набор ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую ёмкость окружного бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = {ДДЕi}, i=1,.,N.
При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с меньшим временным периодом.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований положительна на всём интервале планирования, то допускается привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта:
- если доступная долговая ёмкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости окружного бюджета;
- привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
Если доступная долговая ёмкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода, то возникает кассовый разрыв окружного бюджета. Кассовый разрыв окружного бюджета в данном случае может быть устранён с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счёт привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Допускается привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году.
Доступная долговая ёмкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами окружного бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на окружной бюджет.
Значения доступной долговой ёмкости в последующие годы являются ограничениями по объёму при планировании новых прямых и условных обязательств.
6. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения на объёмы обязательств и расходы на их обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством автономного округа;
- ограничения по величине расходов на обслуживание и погашение прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам, накладываемым доступной долговой ёмкостью окружного бюджета ДДЕ для новых заимствований.
7. Планирование привлечения прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая ёмкость для новых заимствований (ДДЕ) делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕу + ДДЕп + ДДЕо,
где:
ДДЕу - часть доступной долговой ёмкости окружного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам («резерв по возможной ответственности» с коэффициентом риска возникновения ответственности по государственной гарантии не менее 0,4);
ДДЕп - часть доступной долговой ёмкости окружного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕо - неиспользуемая («страховочная») часть доступной долговой ёмкости, компенсирующая риск ликвидности окружного бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объёме не менее 20 процентов ДДЕ.
Соотношение между ДДЕу, ДДЕп и ДДЕо устанавливается Администрацией автономного округа.
8. Планирование новых условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объёмах, допускаемых ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа и ограничениями по долговой ёмкости.
9. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий автономного округа, упорядоченного по приоритетности гарантий и составляемого исполнительным органов государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать программу выдачи государственных гарантий, в порядке, установленном нормативным правовым актом автономного округа.
10. Планирование вновь принимаемых условных обязательств состоит из следующих этапов:
10.1. Поочередно из списка государственных гарантий выбираются гарантии. По каждой выбранной государственной гарантии (далее - k) составляется расчёт (график) ожидаемых платежей (далее - ОПгарантия k ). Этот расчёт (график) вычитается из ДДЕу, и образуются новые значения доступной долговой ёмкости, отводимой на покрытие ответственности по новым государственным гарантиям:
ДДЕу = ДДЕу - ОПгарантия k
С учётом рассматриваемой государственной гарантии определяется общий объём планируемых к выдаче государственных гарантий и проверяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Если эти ограничения выполнены и ДДЕу оказывается положительной на всём интервале планирования, то государственная гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующей по списку государственной гарантии до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередной гарантии не будут нарушены ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа;
- значение ДДЕу хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
10.2. Результатом процедуры планирования привлечения новых условных обязательств является список планируемых к принятию в будущем периоде условных обязательств, а также график ожидаемых платежей по этим условным обязательствам.
11. В рамках управления прямыми и условными обязательствами прямые обязательства подразделяются по целям заимствования на три вида:
- заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов окружного бюджета, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов окружного бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Планирование вновь привлекаемых прямых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется в рамках управления прямыми и условными обязательствами на этапе планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств.
Потребность в заимствованиях на финансирование кассовых разрывов определяется в рамках бюджетного планирования в форме величин и длительностей кассовых разрывов.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа.
Программа по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа представляется в департамент финансов автономного округа в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ).
В первую очередь удовлетворяются потребности в заимствованиях на рефинансирование и финансирование кассовых разрывов, во вторую очередь удовлетворяются потребности в инвестиционных заимствованиях.
12. Планирование вновь привлекаемых заимствований состоит из следующих этапов:
- определения возможных объёмов привлечения новых заимствований по их видам и срокам погашения;
- выбора конкретных видов вновь привлекаемых заимствований.
12.1. Объём и структура погашения заимствований на рефинансирование определяются по срокам исходя из:
- условий приведения сводного графика обслуживания и погашения прямых и условных обязательств в пределы долговой ёмкости и выравнивания этого графика;
- установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений по объёму долга, его обслуживания и погашения.
12.2. Объём и структура погашения заимствований на финансирование кассовых разрывов определяются по срокам исходя из:
- временной структуры кассовых разрывов;
- устанавливаемых законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений на объёмы долга, его обслуживания и погашения.
12.3. Объём и структура погашения инвестиционных заимствований определяются по срокам следующим образом:
- доступная долговая ёмкость окружного бюджета для новых заимствований корректируется согласно изменениям в сводном расчёте (графике) платежей на величину обслуживания и погашения принятых обязательств, возникающих вследствие рефинансирования или частичного досрочного погашения отдельных прямых обязательств. В результате образуется новая доступная долговая ёмкость окружного бюджета для прямых обязательств ();
- из списка инвестиционных проектов (программ) поочередно выбираются проекты (программы). Потребности в финансировании выбранного проекта определяют объём привлекаемого заимствования. Срок реализации проекта (программы) определяет с учётом доступности определённых заёмных инструментов на рынке заимствований начальную дату погашения заимствований. На основе пессимистичной рыночной оценки составляется график обслуживания и погашения предполагаемого заимствования j: (Погашениеj+Обслуживаниеj ). Этот расчёт (график) вычитается из , и образуются новые значения доступной долговой ёмкости для новых прямых обязательств:
= (Погашение j+Обслуживаниеj);
- если после выбора очередного проекта из списка инвестиционных проектов (программ) значение доступной долговой ёмкости оказывается положительным на всём интервале планирования и долговые обязательства автономного округа с учётом нового заимствования удовлетворяют ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале, а объём планируемых заимствований увеличивается;
- процедура повторяется для следующего по списку проекта до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередного проекта не будут нарушены ограничения по объёму долга и его обслуживания, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа,
- не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов интервала планирования.
В результате данной процедуры определяются необходимые объёмы заимствований с разными сроками погашения, а также список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы в планируемом году.
13. В выборе конкретных видов вновь привлекаемых прямых обязательств определяющими являются следующие критерии (в порядке их значимости):
- величина рисков. Величина риска конкретного заёмного инструмента определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований;
- сроки погашения. Главное требование к выбору сроков погашения - это реализация сводного графика обслуживания и погашения, определённого на предыдущем этапе;
- стоимость заимствований. При доступности на рынке нескольких инструментов заимствования с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования.
Приложение № 2
к Порядку управления долговыми
обязательствами Ямало-Ненецкого
автономного округа, утверждённому постановлением
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
МЕТОДИКА
расчёта критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям Ямало-Ненецкого автономного округа
Настоящая Методика устанавливает следующие критерии оценки государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и государственных заимствований автономного округа для использования в среднесрочном прогнозировании.
№ п/п
Наименование показателя
Критерий, %
«Подушка ликвидности» - остаток средств окружного бюджета после покрытия всех "обязательных" расходов
показывает процент доходов окружного бюджета, отвлечённыхна погашение и обслуживание долга
предельная доля расходовна обслуживание долга
Отношение расходов на обслуживание государственного долга автономного округа ко всем расходам бюджета
Отношение расходов на погашение основного долгаавтономного округак расходам окружного бюджета
предельная доля расходовна погашение основного долга в расходах окружного бюджета
Приложение № 3
к Порядку управления долговыми обязательствами
Ямало-Ненецкого автономного округа,
утверждённому постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Методика
вычисления приведённой стоимости обязательства
Приведённая стоимость обязательства (PV) представляет собой сумму всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию обязательства (Платёжi).
Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования (Rt). Значение ставок выбирается Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Общая формула для вычисления приведённой стоимости обязательства следующая:
где:
RY.t - годовая ставка дисконтирования в периоде t в процентах. Для различных периодов ставка может отличаться с учётом различных оценок экономического развития автономного округа, т.е. в каждом периоде может использоваться своя ставка.
(t - длина периода. Период измеряется в днях и может быть от одного дня до года (в году принимается 365 дней).
Ti - срок до совершения операции в периодах.
Данная формула может быть упрощена, если периоды одинаковые на всем горизонте дисконтирования.
Если периодом является год, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в году t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в годах.
Если периодом является квартал, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в квартале t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в кварталах.
Если периодом является месяц, то формула будет иметь вид:
где:
Rt - годовая ставка дисконтирования в месяце t в процентах;
Ti - срок до совершения операции в месяцах.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № 28-29 от 13.04.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.060.040 Государственный долг, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: