Основная информация

Дата опубликования: 22 июня 2007г.
Номер документа: ru30000200700420
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22.06.2007 № 227-П

О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826;

постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 №54/2004-ОЗ «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области» (НГР:RU30000200400466) и в целях упорядочения процесса разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области.

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) разработать проект постановления Губернатора Астраханской области о признании утратившим силу постановления Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 № 281 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области» (НГР:RU30000200300244).

3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 22.06.2007 № 227-П

ПОРЯДОК

разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 №54/2004-ОЗ «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области» (НГР:RU30000200400466) и устанавливает этапы и сроки разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ Астраханской области, уровни принятия решения, основные функции и задачи участников процесса программно-целевого управления.

1.2. В зависимости от уровня проблемы и спектра решаемых задач разрабатываются комплексные или отраслевые целевые программы. При этом в состав комплексных программ могут включаться в виде подпрограмм отраслевые целевые программы.

1.3. В работе с комплексными и отраслевыми целевыми программами (далее - программа) выделяются следующие этапы:

- отбор проблем для программной разработки;

- разработка проекта концепции программы, утверждение концепции программы и принятие решения Правительства Астраханской области о разработке проекта программы;

- формирование программы;

- экспертиза проекта программы и утверждение программы;

- финансирование программы;

- управление реализацией программы;

- корректировка программы;

- контроль за ходом выполнения программы.

1.4. В процессе разработки и реализации программы принимают участие:

государственный заказчик-координатор программы - уполномоченный исполнительный орган государственной власти Астраханской области, координирующий разработку и реализацию программы, состоящей из отдельных подпрограмм, имеющих отдельных государственных заказчиков, и осуществляющий мониторинг программных мероприятий.

государственный заказчик программы - исполнительный орган государственной власти Астраханской области, осуществляющий разработку, реализацию программы и мониторинг программных мероприятий;

исполнители программы - исполнительные органы государственной власти области, выполняющие и (или) обеспечивающие выполнение программных мероприятий. Исполнитель в целях выполнения программных мероприятий имеет право привлекать юридических и физических лиц.

1.5. В настоящем Порядке используются понятия и термины, применяемые в следующих значениях:

- стратегические цели программы - стратегическое направление, соответствующее среднесрочным приоритетам развития Астраханской области;

- тактическая задача программы - одно из направлений, обеспечивающее во взаимосвязи с другими тактическими задачами программы достижение одной из стратегических целей программы;

- непосредственный результат - выраженный в количественно измеримых показателях (количестве материальных объектов, числе обслуженных потребителей услуг и иных подобных показателях) результат, характеризующий реализацию мероприятий программы, в том числе объем оказанных государственных услуг;

- конечный результат - выраженный в количественно измеримых показателях общественно значимый результат деятельности, характеризующий полученные социальные эффекты.

(Пункт 1.5. введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

Показатели конечного результата выражаются в форме показателей общественной и экономической эффективности:

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

- показатели общественной эффективности - рост уровня обеспечения населения социальными услугами, улучшение состояния здоровья, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение смертности, рост занятости и реальных доходов населения, повышение качества образования и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющиеся непосредственным следствием реализации программы и поддающиеся количественной оценке;

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

- показатели экономической эффективности - разница между показателями общественной эффективности, переведенными в денежную форму в соответствии с порядком реализации инвестиционных проектов в рамках областной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением министерства экономического развития Астраханской области от 30.06.2008 №08-П «О порядке реализации инвестиционных проектов в рамках областной адресной инвестиционной программы» (НГР:RU30000200800583), и затратами, обусловившими получение этого результата».

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

2. Отбор проблем для программной проработки, разработка и утверждение концепции программы, принятие решения о разработке программы

2.1. Общими условиями для отбора проблем для их программной проработки при разработке комплексных и отраслевых целевых программ являются:

- значимость проблемы для области в целом и ее соответствие приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально - экономического развития области;

- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- необходимость использования различных организационно-финансовых способов и механизмов для решения проблемы;

- новизна и эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых к реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, социальный, экономический или иной эффект, отсутствие дублирующих целевых программ;

- направленность на достижение качественно нового уровня развития, в том числе повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, снижение расходов на их оказание;

- отсутствие возможностей для решения проблемного вопроса в условиях текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области;

- консолидация различных источников финансирования программы.

2.1.1. Разработка и реализация программы осуществляются в соответствии с основными принципами:

1) соответствие стратегических целей и тактических задач программы прогнозам социально-экономического развития Астраханской области и программе социально-экономического развития Астраханской области;

2) обоснованность по ресурсам, в том числе по источникам финансирования, исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих программу;

3) отнесение расходов на реализацию программы по их экономическому содержанию;

4) соответствие расходов на реализацию программы с возможностями областного бюджета в течение всего срока ее действия.

(Подпункт 2.1.1. введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

2.1.2. Требования, предъявляемые к стратегическим целям программы:

1) специфичность (цели должны соответствовать компетенции субъекта бюджетного планирования программы);

2) достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

3) измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

4) привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей).

(Подпункт 2.1.2. введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

2.1.3. Требования, предъявляемые к тактическим задачам программы:

1) обоснованность (обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей);

2) решаемость (задачи должны быть потенциально решаемы);

3) привязка к временному графику (должен быть установлен срок решения задачи в соответствии с установленными сроком достижения цели и этапами реализации программы с определением соответствующих задач).

(Подпункт 2.1.3. введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

2.1.4. Требования, предъявляемые к мероприятиям программы:

1) должна быть представлена информация о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках;

2) привязка к временному графику (программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач и достижение целей программы);

3) программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

(Подпункт 2.1.4. введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

2.2. Комплексная целевая программа разрабатывается в случаях если:

- предполагается решение межотраслевых проблем социально-экономического развития области;

- существует необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы;

- предполагается включение в состав программы мероприятий отраслевых целевых программ.

2.3. Отраслевая целевая программа разрабатывается в случаях если:

- предполагается решение задач развития конкретной отрасли экономики и социальной сферы;

- существует направленность на реформирование отрасли и достижение качественно нового уровня ее развития;

- отсутствует необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

2.4. Для принятия решения о целесообразности программной разработки поставленной проблемы в рамках комплексной или отраслевой программы инициатором разрабатывается концепция соответствующей программы, которая должна содержать:

- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально - экономического развития области;

- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

- характеристику и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

- ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

- предложения по объемам и источникам финансирования программы;

- предложения по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы;

- предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы;

- предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы;

- предложения по механизмам формирования мероприятий программы;

- предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы.

2.5. Разработчик целевой программы представляет проект концепции программы на согласование в министерство экономического развития Астраханской области, министерство финансов Астраханской области и другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти Астраханской области.

2.6. Министерство экономического развития Астраханской области проводит согласование проекта концепции программы по следующим направлениям:

- соответствие концепции программы приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально - экономического развития области;

- соответствие концепции программы установленной структуре;

- соответствие сроков и этапов реализации программы поставленным задачам;

- обоснованность, комплексность и соответствие программных мероприятий поставленным целям;

- обоснованность потребности в ресурсах и структуры источников для достижения целей программы;

- наличие методики оценки эффективности программы и показателей эффективности отдельных этапов и мероприятий программы.

2.7. По результатам проведенного согласования проекта концепции программы разработчик целевой программы обеспечивает ее доработку в соответствии с полученными замечаниями и предложениями.

2.8. Концепция программы выносится на рассмотрение Правительства Астраханской области.

По итогам рассмотрения концепции программы на заседании Правительства Астраханской области принимается постановление Правительства Астраханской области об ее утверждении и разработке программы, в котором определяются:

- государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы;

- сроки ее разработки;

- органы, ответственные за разработку.

2.9. Предельным сроком внесения в Правительство Астраханской области согласованных в установленном порядке проектов концепций программ, финансирование которых предполагается осуществлять из областного бюджета в очередном финансовом году, является 1 июня предшествующего года либо сроки, определяемые графиком разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана на три года.

3. Формирование программы

3.1. Основанием для разработки программы является постановление Правительства Астраханской области об утверждении концепции программы.

3.2. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) программы, на которого возложена ответственность за ее подготовку и реализацию, формирует программу самостоятельно, в отдельных случаях привлекая для этих целей специализированные предприятия или организации.

3.3. Государственный заказчик (государственный заказчик -к оординатор) программы несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет координацию действий исполнителей программы после ее утверждения, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

3.4. Программа разрабатывается в виде единого документа, содержащего следующие разделы:

- паспорт программы;

- общие положения;

- содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом;

- основные цели и задачи программы;

- сроки и этапы реализации программы;

- система программных мероприятий;

- ресурсное обеспечение программы (объемы и источники финансирования);

- механизм реализации программы;

- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

- оценка эффективности реализации программы;

- методика оценки эффективности программы.

Макет программы представлен в приложении №1 к настоящему Порядку.

3.5. Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию программы в целом.

4. Порядок согласования программы

4.1. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) программы представляет проект программы на согласование и экспертизу в министерство экономического развития Астраханской области, министерство финансов Астраханской области и другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти Астраханской области.

4.2. Министерство экономического развития Астраханской области проводит согласование программы по следующим направлениям:

- соответствие программы приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально - экономического развития области;

- соответствие программы установленной структуре и виду (комплексная или отраслевая);

- соответствие сроков и этапов реализации программы поставленным задачам;

- обоснованность, комплексность и соответствие программных мероприятий поставленным целям;

- обоснованность потребности в ресурсах и структуры источников для достижения целей программы;

- эффективность механизма реализации, управления и контроля исполнения программы;

- наличие методики оценки эффективности программы и показателей эффективности отдельных этапов и мероприятий программы.

На основании результатов проведенного согласования дается заключение.

4.3. По результатам проведения согласования проекта программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы обеспечивает ее доработку в соответствии с полученными замечаниями и предложениями. Положительные результаты экспертизы являются основанием для утверждения (одобрения) программы.

4.4. Предельным сроком внесения согласованных в установленном порядке проектов программ, финансирование которых предполагается осуществлять из областного бюджета в очередном финансовом году, является 15 июля предшествующего года либо сроки, определяемые графиком разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, но не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. В течение десяти дней после утверждения программы субъект бюджетного планирования обязан обеспечить ее размещение в сети Интернет на официальном сайте государственного заказчика (координатора).

(Пункт 4.4. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

5. Финансирование программы

5.1. Утвержденные программы реализуются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников.

5.2. Для финансирования программ из областного бюджета министерство финансов Астраханской области в сроки, установленные для формирования областного бюджета на очередной финансовый год, доводит до министерства экономического развития Астраханской области предельный (прогнозный) объем средств областного бюджета на финансирование программ в предстоящем году.

5.3. Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы программ) в сроки, установленные для формирования областного бюджета на очередной финансовый год, представляют в министерство экономического развития Астраханской области бюджетную заявку (форма 3), учитывающую ход реализации программы в текущем году, с расчетом, обосновывающим объем средств областного бюджета, необходимых для финансирования программы в очередном финансовом году.

5.4. Министерство экономического развития Астраханской области на основании представленной государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) программ информации, обоснования предельного объема средств на финансирование программ в предстоящем году и приоритетов социально-экономического развития Астраханской области формирует перечень программ, подлежащих финансированию в очередном финансовом году, с указанием объемов требуемого финансирования.

5.5. Отбор программ для включения в перечень программ, предлагаемых для финансирования из областного бюджета, проводится на основе следующих критериев:

- приоритетность проблем и их соотношение с основными направлениями социального и экономического развития области;

- наличие различных источников финансового обеспечения программно-целевого решения;

- возможность выделения финансовых ресурсов за счет средств областного бюджета с учетом предельного объема ассигнований на финансирование программ в соответствующем году и необходимость финансирования мероприятий, предусмотренных ранее утвержденными программами;

- ход выполнения мероприятий реализуемых программ, эффективность мер, принимаемых государственными заказчиками, по привлечению средств внебюджетных источников и местных бюджетов для финансирования программ;

- эффективность реализации программы за прошлые годы.

В процессе отбора программ для включения в перечень целевых программ, предлагаемых для финансирования из областного бюджета, министерством экономического развития Астраханской области организуется защита бюджетных заявок, представленных государственными заказчиками программ.

5.6. Сформированный перечень программ, предлагаемых для финансирования из областного бюджета в очередном финансовом году, с указанием объемов требуемого финансирования направляется в министерство финансов Астраханской области для включения его в проект областного бюджета на предстоящий финансовый год.

5.7. Ежегодно, в 10-дневный срок после утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, министерство экономического развития Астраханской области доводит до государственных заказчиков (государственных заказчиков - координаторов) программ лимиты средств областного бюджета для финансирования программ.

5.8. Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) программ ежегодно, в 10-дневный срок со дня получения лимитов средств областного бюджета для финансирования программ в очередном финансовом году, направляют для утверждения в Правительство Астраханской области мероприятия по реализации программ на очередной финансовый год.

5.9. Финансирование мероприятий программ за счет средств областного бюджета осуществляется через исполнительный орган государственной власти Астраханской области, являющийся государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей программы.

5.10. При сокращении объемов бюджетного финансирования по реализуемой программе по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной программой, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников, местных бюджетов для реализации мероприятий программы в установленные сроки.

6. Реализация программы и контроль за ходом ее выполнения

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

6.1. Управление реализацией программы.

6.1.1. Управление реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственным заказчиком-координатором программы.

6.1.2. Государственный заказчик программы несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.

6.1.3. Государственный заказчик программы с учетом ежегодно выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

6.2. Контроль за ходом выполнения программы.

6.2.1. Контроль за исполнением программ, реализуемых на территории Астраханской области, осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.

6.2.2. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе финансирования и выполнения программы.

Отчеты должны содержать:

- данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования;

- пояснительную записку о ходе реализации мероприятий программы с отражением:

а) уровня достижения программных целей и показателей эффективности;

б) перечня мероприятий, не завершенных в срок, с указанием причин невыполнения;

в) предложений по дальнейшей реализации программы;

г) оценки влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики области;

д) информации о количестве созданных и сохраненных рабочих мест.

Отчеты представляются в соответствии с установленной формой (форма 4) в печатном виде с приложением копии на электронном носителе.

6.2.3. Министерство экономического развития Астраханской области на основании отчетов государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов) программ обобщает (ежеквартально - до конца месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным) и представляет Губернатору Астраханской области и в Государственную Думу Астраханской области информацию о ходе финансирования, выполнения и эффективности программ с предложениями по целесообразности продолжения работ и финансирования программ или его прекращения, а также обеспечивает обновление информационной базы действующих и разрабатываемых программ.

7. Мониторинг реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации целевой программы, оценка эффективности программы

(введен постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2008 № 333-П НГР:RU30000200800585)

7.1. Основными задачами мониторинга реализации целевых программ являются:

- определение фактически произведенных бюджетных и внебюджетных расходов и реальных сроков выполнения программы;

- определение достигнутых результатов программы (промежуточных фактических);

- определение эффективности и результативности программы;

- выявление факторов, негативно влияющих на реализацию программы.

7.2. В течение всего периода реализации целевой программы министерство экономического развития Астраханской области осуществляет ежеквартальный мониторинг по результатам текущего года и ежегодный мониторинг реализации программы.

7.3. Ежеквартальный мониторинг предусматривает оценку:

- фактически достигнутых результатов реализации целевой программы;

- возможностей достижения запланированных годовых и конечных результатов целевой программы;

- фактической экономической, бюджетной, социальной и иной эффективности реализации мероприятий программы;

- фактических затрат на реализацию программы.

Ежеквартальный мониторинг целевых программ, реализуемых на территории области, осуществляется путем представления государственными заказчиками (координаторами) целевых программ в министерство экономического развития Астраханской области ежеквартального отчета о реализации программы по установленной форме с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных результатов программы.

По результатам ежеквартального мониторинга за текущий год министерство экономического развития Астраханской области может предложить государственному заказчику (координатору) целевой программы внести изменения в утвержденную программу в рамках процедур, установленных разделом 7 настоящего Порядка.

7.4. Ежегодный мониторинг целевой программы предусматривает оценку:

- достижения запланированных по итогам года результатов реализации целевой программы;

- фактической экономической, бюджетной и общественной эффективности реализации программы;

- возможностей достижения по результатам реализации целевой программы целей программы, решения ее задач, достижения стратегических целей социально-экономического развития области;

- эффективности программы на основании оценки состояния целевых индикаторов и планируемых результатов программы.

Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления государственным заказчиком (координатором) целевой программы в министерство экономического развития Астраханской области в установленные сроки годового отчета о реализации программы с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных целей и показателей эффективности программы к моменту ее завершения.

7.5. Министерство экономического развития Астраханской области анализирует годовой отчет о реализации программы на предмет обоснованности данных о фактически достигнутых результатах, отклонениях от запланированных значений и вероятности достижения поставленных целей программы за весь период ее реализации, расходах областного бюджета, средствах, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников на ее реализацию.

7.6. Министерство экономического развития Астраханской области осуществляет оценку эффективности целевой программы на основании оценки состояния целевых индикаторов и планируемых результатов программы и учитывает ее результаты при согласовании бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования целевой программы на очередной финансовый год.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется в целях:

- выявления отклонений фактических показателей непосредственных и конечных результатов программы от утвержденных (плановых);

- установления причин указанных отклонений (внутренних и внешних), их учета при формировании программы на очередной плановый период;

- принятия мер по выполнению показателей непосредственных и конечных результатов программы;

-принятия мер для улучшения качества планирования.

Оценка состояния индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения результата реализации целевой программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния индикатора используется матрица оценки:

Состояние   индикатора на
   конец отчетного периода

Оценка состояния   индикатора

при росте
   расходов

при
   сохранении
   расходов

при
   снижении
   расходов

Положительное   изменение
   значения целевого
   индикатора (рост/снижение)

1

2

3

Достижение   запланированного на год значения целевого
   показателя

0

1

2

Отрицательное   изменение
   запланированного на год
   значения показателя
   (рост/снижение)

0

0

1

Оценка состояния индикатора определяется путем установления соответствия между:

- уровнем расходов областного бюджета на реализацию целевой программы в отчетном периоде (по вертикали);

- фактически полученным значением индикатора в отчетном периоде (по горизонтали).

Полученные оценки суммируются по соответствующим индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния индикаторов по следующей форме:

Наименование   индикатора

Оценка состояния   индикатора
   (баллов)

Индикатор 1

состояние   индикатора

Индикатор 2

состояние   индикатора

Индикатор 3

состояние   индикатора

Индикатор 4

состояние   индикатора

Индикатор ...

состояние   индикатора

Итоговая сводная   оценка

сумма баллов по   строкам

Эффективность целевой программы определяется по следующей форме:

Вывод об   эффективности целевой программы

Итоговая
   сводная

Эффективность   целевой программы
   снизилась по сравнению с предыдущим годом

менее X

Эффективность   целевой программы
   находится на уровне предыдущего года

X

Эффективность   целевой программы
   повысилась по сравнению с предыдущим годом

более X

X - итоговая сводная оценка программы за предыдущий год.

Вывод о снижении или повышении эффективности целевой программы является основанием для подготовки предложений по корректировке средств, выделяемых на программу исполнительному органу государственной власти Астраханской области из областного бюджета на текущий финансовый год, ее показателей.

Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

- реализация запланированных мероприятий;

- степень достижения заявленных результатов;

- соответствие результатов фактическим затратам на реализацию программы;

- соответствие фактических показателей установленным показателям непосредственных и конечных результатов реализации программы;

- полнота выполнения программных мероприятий;

- наличие, объемы и состояние незавершенного строительства;

- оценка эффективности результатов реализации программы;

- оценка влияния фактических результатов реализации программы на социально-экономическое развитие Астраханской области.

7.7. Годовой отчет о реализации целевой программы рассматривается министерством экономического развития Астраханской области, и по результатам рассмотрения министерство выносит одно из следующих заключений:

- о продолжении реализации целевой программы - в случае если в результате ежегодного мониторинга установлена возможность достижения стратегических целей и тактических задач программы;

- о необходимости внесения изменений в целевую программу в соответствии с разделом 7 настоящего Порядка;

- о необходимости досрочного прекращения реализации целевой программы в соответствии с пунктом 7.9 настоящего Порядка.

Кроме того, в случае, если срок реализации успешно осуществляемой целевой программы завершается в текущем финансовом году, Губернатор Астраханской области в соответствии с заключением министерства экономического развития Астраханской области принимает решение о целесообразности разработки программы на новый срок.

7.8. Внесение изменений в утвержденную программу осуществляется путем изменения состава мероприятий программы; состава и значений плановых результатов; сроков реализации отдельных мероприятий и программы в целом; суммарных годовых объемов финансирования программы из средств областного бюджета и других источников.

Внесение изменений в целевую программу осуществляется в случаях:

- исключения из компетенции исполнительного органа государственной власти Астраханской области полномочий, в пределах которых реализуется программа;

- изменения нормативных правовых актов, устанавливающих объемы расходов на финансирование действующих обязательств субъекта Российской Федерации;

- установления в ходе ежеквартального либо ежегодного мониторинга невозможности достижения конечных результатов без внесения изменений в состав мероприятий программы, не требующих дополнительного финансирования;

- установления в ходе ежегодного мониторинга нулевого значения от 10 до 30% индикаторов по результатам матричной оценки.

Если причиной нулевого значения индикаторов в диапазоне от 10 до 30% стало недостаточное финансирование (или обстоятельства, не зависящие от деятельности государственного заказчика, риски возникновения которых были описаны в программе, но на которые можно повлиять путем увеличения финансирования), то государственный заказчик направляет в министерство экономического развития Астраханской области обоснование необходимости привлечения дополнительных средств, в котором доказывается возможность решения проблемы указанным путем.

Если причиной нулевого значения индикаторов в диапазоне от 10 до 30% стали обстоятельства, зависящие от деятельности заказчика либо не зависящие от деятельности заказчика, но риски возникновения которых не были описаны в программе, то министерство экономического развития Астраханской области уведомляет государственного заказчика о необходимости внесения изменений в программу одним из следующих способов:

- путем сокращения объемов бюджетных ассигнований по программе без изменения конечного результата реализации программы в очередном финансовом году;

- путем сохранения предусмотренных объемов финансирования при условии, что в предстоящем периоде будут достигнуты запланированные конечные результаты как за предстоящий, так и за отчетный периоды.

При принятии решения о сокращении с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы не подлежат сокращению:

- бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из заключенных во исполнение программы государственных контрактов, по которым сторонами не достигнуто решение об их прекращении;

- бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, предусматривающих предоставление в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Астраханской области.

Объем сокращения бюджетных ассигнований по программе на очередной финансовый год определяется пропорционально отношению количества индикаторов программы, имеющих нулевую оценку по итогам отчетного года, к общему количеству индикаторов программы.

Государственный заказчик (координатор) целевой программы, в отношении которой министерством экономического развития Астраханской области принято решение о необходимости внесения изменений, обязан представить в министерство экономического развития Астраханской области проект изменений для проведения экспертизы.

Согласованный проект изменений программы, не предусматривающий увеличения годовых объемов финансирования, подлежит утверждению в установленном порядке.

Согласованный проект изменений в программу, предусматривающий изменение годовых объемов финансирования за счет средств областного бюджета, подлежит утверждению после согласования с министерством финансов Астраханской области и внесения соответствующих изменений в закон Астраханской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

(Пункт 7.8. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

7.9. Досрочное прекращение целевой программы обязательно в случаях:

- исключения полномочий субъекта Российской Федерации, в рамках которых реализуется программа;

- установления в ходе ежегодного мониторинга нулевой оценки для более чем 30% индикаторов по результатам матричной оценки.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

Приложение №1

к порядку

Макет комплексной (отраслевой) целевой программы

К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования:

1. Паспорт программы (форма 1)

2. Общие положения:

- объект, предмет регулирования и сфера действия программы;

- понятия и термины, используемые в программе;

- нормативная правовая база (обоснование разработки программы).

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом:

- анализ причин ее возникновения и состояния сферы действия программы

- тенденции развития ситуации и вероятные последствия;

- обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием программно-целевого метода.

В разделе содержатся описание программной ситуации и ее последствий для Астраханской области (аналитическое описание динамики и тенденций развития проблемной ситуации на основе статистических данных и/или экспертных оценок), обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.

В качестве предмета программы должна быть выбрана конкретная приоритетная проблема экономического или социального развития области и/или ее отдельных территорий.

Проблема, выбранная для решения программным методом, должна соответствовать следующим критериям:

особая значимость для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей экономики;

особая значимость для предотвращения развития негативных процессов в экономике и социальной сфере;

особая значимость для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

невозможность комплексно решить проблему в короткие сроки в условиях действующих рыночных отношений и необходимость специальной государственной поддержки для ее решения;

необходимость концентрации ресурсов для решения проблемы;

отсутствие иных программ, полностью или частично направленных на решение проблемы.

4. Основные цели и задачи программы:

- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области;

- четкая формулировка решаемых задач;

- обоснование выбора программных мероприятий.

В программе должна быть выстроена четкая декомпозиция целей, задач и мероприятий.

Цели программы формируются на основе анализа проблем, направлены на их решение и описываются исходя из конечных результатов, которые должны быть достигнуты на основе планируемых программных мероприятий. Цели должны соответствовать приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода, быть четкими и достижимыми.

Задачи программы представляют собой относительно самостоятельные части, на которые разбивается цель программы. Задачи программы должны соответствовать следующим требованиям:

соответствие и упорядоченность по отношению к цели программы;

измеримость в конкретных количественных показателях;

определенность по срокам достижения.

5. Сроки действия программы должны соответствовать поставленным задачам. В программе могут быть выделены этапы, отражающие достижение определенных результатов.

6. Система программных мероприятий.

Данный раздел включает текстовую часть, где указываются основные направления мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках программы, и перечень конкретных, детально разработанных и взаимоувязанных мероприятий (форма 2) с указанием планируемых показателей их выполнения и обоснованием эффективности, исполнителей, сроков исполнения, объемов финансовых ресурсов, источников финансирования.

Финансовые ресурсы планируются с учетом реальных возможностей соответствующих источников финансирования.

Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями.

Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:

целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);

ограниченность во времени, т.е. наличие изначально определенных сроков начала и окончания мероприятия, увязанных с достижением одной или нескольких задач программы;

фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых.

Мероприятия программы должны быть конкретными, исключающими неясность толкования и направленными на получение конечного результата, подлежащего оценке, и однозначно должны быть увязаны с целью и задачами программы. Использование в описании мероприятий специальных терминов, не имеющих широкого распространения, не допускается.

Не допускается включение в программу мероприятий, дублирующих основную деятельность заказчика программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна в рамках текущей деятельности.

7. Ресурсное обеспечение программы:

- обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для достижения цели и задач программы.

- финансовое обеспечение в разрезе мероприятий с распределением расходов по годам и источникам финансирования (форма 2);

- технико-экономический расчет, обосновывающий потребность финансирования программных мероприятий. К расчету необходимо приложить подтверждающие документы: соглашения (договоры) о намерениях, счета и другие документы, подтверждающие необходимость финансирования программных мероприятий в заявленных объемах.

Финансирование программных мероприятий может осуществляться за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников. Прогнозно могут учитываться средства из федерального и местных бюджетов.

8. Механизм реализации программы.

В разделе описывается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических, правовых рычагов, обеспечивающих решение проблемы, порядок организационного взаимодействия между участниками различных уровней, порядок отбора исполнителей мероприятий программы, привлечения внебюджетных средств.

9. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

В разделе описываются организационно-функциональная структура управления процессом реализации программ, технология осуществления контроля. Структура управления формируется с учетом специфики программы.

Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы, которым определяются формы и методы управления реализацией программы.

Организация контроля за ходом выполнения программы должна соответствовать особенностям управления реализацией ее мероприятий. Содержание контроля, осуществляемого заказчиком, должно обеспечивать своевременное и полное осуществление мероприятий программы и отдельных подпрограмм, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, подготовку отчетов о реализации программы, и отражать реальное разделение уровней ответственности за принятие и выполнение конкретных решений.

10. Оценка эффективности реализации программы.

Данный раздел включает текстовую часть, где в количественном выражении описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты вследствие реализации программы, и таблицу, где приводятся значения основных показателей эффективности реализации программы (форма 5).

(Пункт 10 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

10.1. Оценка эффективности целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

10.2. Эффективность программы отражает ее соответствие целям и приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально - экономического развития области. Понятие эффективности программы включает в себя все положительные результаты ее реализации. Реализация программы увеличивает валовой региональный продукт, повышает общественное благосостояние, стоимость человеческого капитала, выражаемого показателями здоровья, образования, творческой и предпринимательской активности. В узком смысле под эффективностью понимают соотношение результатов с затратами.

10.3. При оценке эффективности программы выделяют экономическую, бюджетную и социальную эффективность.

10.3.1.Экономическая эффективность программы отражает совокупные изменения финансового положения всех участников программы, наступившие вследствие ее реализации. Экономическая эффективность программы - показатель, характеризующий связи и соотношения между затратами общества на реализацию программы и получаемыми от этого результатами.

Для оценки экономической эффективности программы рекомендуется использовать следующие показатели:

показатели развития малого предпринимательства (изменение количества субъектов малого предпринимательства, в том числе участников программы и отдельных ее направлений, изменение товарооборота субъектов малого предпринимательства; объем инвестиций в основной капитал; количество граждан - представителей незащищенных слоев населения и молодежи, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности);

планируемая прибыль;

чистый доход;

чистый дисконтированный доход;

внутренняя норма доходности;

потребность в дополнительном финансировании;

индексы доходности затрат и инвестиций;

срок окупаемости;

группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий - участников программы.

10.3.2. Бюджетная эффективность программы - изменения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие реализации программы.

Для оценки бюджетной эффективности программы рекомендуется использовать показатели прироста объемов налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему.

10.3.3. Социальная эффективность программы - изменения в уровне доходов, состоянии здоровья и продолжительности жизни, уровне рождаемости и смертности, уровне образования, уровне безработицы и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющихся непосредственным следствием реализации программы и имеющих количественные оценки.

Для оценки социальной эффективности программы рекомендуется использовать следующие показатели:

показатели уровня жизни в целом и конкретных социально-демографических групп населения;

показатели занятости (создание и сохранение рабочих мест, подготовка конкурентоспособных трудовых ресурсов, предотвращение неполной занятости, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, переподготовка высвобождаемых работников, обеспечение временной занятости и т.д.);

показатели экологических последствий программы.

10.4. Показатели ожидаемой эффективности программы должны быть достоверны и проверяемы.

Не допускается использование показателей эффективности, которые не могут быть проверены, а будут являться формальными, декларативными и оторванными от реальности.

10.5. Для оценки эффективности программы должны применяться показатели государственной статистической отчетности. При отсутствии таких показателей, позволяющих оценить специфические цели программы, допускается использование показателей, утвержденных правовыми и нормативными актами Российской Федерации и Астраханской области, данных социологических опросов, а также ведомственной отчетности (например, при оценке качества образования либо масштаба проводимых мероприятий (соревнований, семинаров и т.д.) разработчик программы должен указать на отсутствие показателей государственной статистической отчетности, позволяющих оценить специфические цели программы, привести перечень дополнительно вовлекаемых в расчеты показателей, определить методику их сбора, обеспечения достоверности и согласовать с органом исполнительной власти, координирующим разработку целевых программ).

11. Методика оценки эффективности программы.

В данном разделе описываются основные принципы оценки эффективности программных мероприятий.

В том случае, если для оценки эффективности программы используются расчетные показатели, необходимо привести формулы расчета показателей эффективности программы.

Форма 1

Паспорт   комплексной (отраслевой) целевой программы

Наименование   программы

Основание для   разработки программы

Государственный   заказчик программы (государственный заказчик -координатор)

Основные   разработчики программы

Исполнители   основных мероприятий программы

Цели и задачи   программы

Сроки и этапы   реализации программы

Объемы и источники   финансирования

Ожидаемые конечные   результаты реализации программы

Система организации   контроля за исполнением программы

Форма 2

Перечень мероприятий программы

Цель, задачи,   наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

Источники   финансирования

Годы реализации

Показатели   результативности выполнения программы

20__г.

20__г.

20__г.

наименование   показателя

ед. измерения

значение показателя   за предшествующий период

20 __г.

20 __г.

20 __г.

Цель

Задача

Мероприятие

.

Цель

Задача

Мероприятие

.

Форма 3

БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА

НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

в____________ году

№ п/п

Наименование   мероприятия

Показатели   результатов выполнения мероприятия

Объем ассигнований   из областного бюджета, тыс. рублей

Другие источники   финансирования

наименование   показателя

ед. измерения

значение показателя   до финансирования мероприятия

фактическое   значение показателя за отчетный период

оценочное значение   показателя

за текущий период

прогнозное   значение показателя

на планируемый   период

2006 год

отчет

2007 год оценка

2008 год прогноз

1.

Мероприятие 1

Показатель 1

Показатель 2

2.

Мероприятие 2

Показатель 1

Показатель 2

3.

Мероприятие 3

Показатель 1

Показатель 2

и т.д.

К бюджетной заявке прикладывается подробная пояснительная записка о важности реализации мероприятий программы с расчетом, обосновывающим необходимость заявленного объема финансирования из областного бюджета в предстоящем году.

Форма 4

ОТЧЕТ

о ходе реализации комплексной (отраслевой) целевой программы___________________________________________________________наименование программы

тыс. руб.

Наименование   выполненных мероприятий программы

Всего/ в   знаменателе указывается сумма капвложений по всем графам

в том числе по   источникам финансирования

показатели   эффективности

Ед. измерения

Значение за период   предшествующий реализации программы

Планируемое   значение

Фактическое   значение

федеральный бюджет

областной бюджет

местный и районный   бюджеты

собственные   средства предприятий

другие   внебюджетные источники

получено

освоено

получено

освоено

получено

освоено

получено

Освоено

получено

освоено

К таблице прилагается подробная пояснительная записка о проделанной работе по реализации программы (об использовании выделенных средств).

Форма 5

Показатели эффективности реализации программы

Наименование   показателя

Ед. измерения

Значение   показателя за период, предшествующий реализации программы

Прогнозные   значения показателей

20 __ г.

20 __ г.

20 __ г.

Показатель 1

Показатель2

Показатель 3

И т.д.

Приложение №2

к порядку

(Исключен - постановление Правительства Астраханской области от 09.07.2008 № 360а-П НГР:RU30000200800826)

Перечень примерных показателей эффективности целевых программ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 32 от 19.07.2007
Рубрики правового классификатора: 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать