Основная информация

Дата опубликования: 22 июня 2009г.
Номер документа: ru67000200900241
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Смоленская область
Принявший орган: Администрация Смоленской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 22.06.2009 №344

Об экспертизе проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

(Признано утратившим силу постановлением Администрации Смоленской области

от 23.03.2010 №145, НГР:RU67000201000071)

В целях организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области по предупреждению включения в проекты областных нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений

Администрация Смоленской области постановляет:

1. Утвердить Правила проведения экспертизы проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, согласно приложению № 1.

2. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области принять нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Губернатор

Смоленской области С.В. Антуфьев

Приложение № 1

к постановлению Администрации

Смоленской области

От 22.06.2009 №344

ПРАВИЛА

проведения экспертизы проектов областных нормативных

правовых актов и иных документов в целях выявления

в них положений, способствующих созданию условий

для проявления коррупции

1. Общие положения

1.1. Экспертиза проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее также экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов областных законов, вносимых в Смоленскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Смоленской области, указов и распоряжений Губернатора Смоленской области, постановлений и распоряжений Администрации Смоленской области (далее также - проекты документов).

1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на проведение такой экспертизы (далее уполномоченный орган), и аккредитованными в установленном в соответствии с федеральным законодательством порядке Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с методикой проведения экспертизы проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемой Администрацией Смоленской области (далее - методика).

2. Независимая экспертиза на коррупциогенность

2.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится в отношении проектов документов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина юридическими лицами и физическими лицами, указанными в пункте 1.2 настоящих Правил, по собственной инициативе за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).

2.2. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.

2.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа исполнительной власти Смоленской области - разработчика проекта документа.

2.4. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность орган исполнительной власти Смоленской области - разработчик проектов документов, указанных в пункте 2.] настоящих Правил, размещает их на своем официальном сайте в сети «Интернет» в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование заинтересованным органам и организациям после правовой и лингвистической экспертиз в соответствии с пунктом 7.22 раздела 7 Регламента Администрации Смоленской области, утвержденного Указом Губернатора Смоленской области от 14.09.2006 № 7. Одновременно орган исполнительной власти Смоленской области - разработчик проектов документов на своем официальном сайте в сети «Интернет» указывает дату окончания срока приема экспертных заключений независимых экспертов.

При этом срок приема экспертных заключений независимых экспертов не может быть менее 7 рабочих дней с даты размещения на официальном сайте соответствующего проекта документа.

2.5. Орган исполнительной власти Смоленской области - разработчик проектов документов вправе по своему усмотрению инициировать проведение независимой экспертизы на коррупциогенность также в отношении иных разработанных им проектов документов в порядке, установленном пунктом 2.4 настоящих Правил.

2.6. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой.

Экспертное заключение направляется органу исполнительной власти Смоленской области - разработчику проекта документа курьерским способом либо в виде электронного документа.

3. Экспертиза на коррупциогенность, проводимая уполномоченным органом

3.1. Экспертиза на коррупциогенность проводится уполномоченным органом в отношении проектов областных законов, вносимых в Смоленскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Смоленской области, указов и распоряжений Губернатора Смоленской области, постановлений и распоряжений Администрации Смоленской области.

3.2. Результаты экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с методикой и отражаются в соответствующем заключении уполномоченного органа, если выявленные недостатки не были устранены при доработке проекта документа.

4. Учет результатов экспертизы на коррупциогенность

4.1. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенностъ, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой уполномоченным органом, устраняются на стадии доработки проекта документа органом исполнительной власти Смоленской области разработчиком проекта документа.

4.2. В случае несогласия органа исполнительной власти Смоленской области -разработчика проекта документа с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной уполномоченным органом, свидетельствующими о наличии в проекте документа положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, орган исполнительной власти Смоленской области разработчик проекта документа вносит проект документа на рассмотрение соответственно Губернатора Смоленской области или Администрации Смоленской области с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

К проекту документа, вносимому органом исполнительной власти Смоленской области - разработчиком проекта документа на рассмотрение соответственно Губернатора .Смоленской области или Администрации Смоленской области, прилагаются все поступившие экспертные заключения.

Приложение № 2

к постановлению Администрации

Смоленской области

от 22.06.2009 №344

МЕТОДИКА

проведения экспертизы проектов областных нормативных

правовых актов и иных документов в целях выявления

в них положений, способствующих созданию условий

для проявления коррупции

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика разработана для использования ее органами исполнительной власти Смоленской области и независимыми экспертами соответственно при организации работы по разработке проектов областных нормативных правовых актов, иных документов и проведении их экспертизы в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

1.2. Коррупционными факторами признаются положения проектов областных законов, вносимых в Смоленскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Смоленской области, указов и распоряжений Губернатора Смоленской области, постановлений и распоряжений Администрации Смоленской области (далее - проекты документов), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

1.3. Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность

2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:

- факторы, связанные с реализацией полномочий органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;

- факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

- факторы системного характера.

3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц, выражаются в:

- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;

- определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;

- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

- злоупотреблении правом заявителя органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;

- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;

- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

- отсутствии запретов и ограничений для органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

- отсутствии мер ответственности органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц - отсутствии норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений, а также норм о юридической ответственности служащих;

- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;

- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 7(часть3) от 15.07.2009
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать