Основная информация

Дата опубликования: 22 июля 2003г.
Номер документа: В200302299
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0302299

В200302299

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 12, СТР. 16, 2003г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.07.2003 N 3930/03

[Об отмене решения и постановления по делу

N А66-6603/02 и направлении дела на новое рассмотрение]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Наумова О.А., Першутова А.Г., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юкова М.К. -

рассмотрел заявление Открытого акционерного общества "Кашинский ликероводочный завод "Вереск" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 18.11.02 по делу N А66-6603/02 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.03 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель заявителя Андреанов Г.Л.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителя заявителя, Президиум установил следующее.

ОАО "Кашинский ликероводочный завод "Вереск" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 10.09.02 N 09-28/612 о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595.

Решением суда первой инстанции от 18.11.02 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.01.03 оставил решение без изменения.

В заявлении в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора судебных актов акционерное общество ссылается на неправильное применение судами обеих инстанций норм налогового права.

Проверив обоснованность содержащихся в заявлении доводов, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Отказывая заявителю в признании недействительным решения налоговой инспекции, суды обеих инстанций исходили из того, что согласно пункту 5 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ; НГР:Р0202643 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации") при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли декларация представляется в налоговые органы не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Представив соответствующий расчет за май 2002 года 25.06.02, акционерное общество, по мнению налоговой инспекции и судов, совершило правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Кодекса.

При этом суды не согласились с доводом акционерного общества о том, что законодатель, введя в действие указанную норму с 01.06.02, нарушил требования пункта 2 статьи 5 названного Кодекса, запрещающего придавать обратную силу закону, ухудшающему положение налогоплательщика.

Между тем суды не учли следующее.

В силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Кодекс согласно пункту 2 статьи 1 устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено Кодексом.

Исходя из пункта 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 5 статьи 204 Кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ; НГР:Р0202643 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации") определен срок представления налоговой декларации указанной категорией налогоплательщиков - до последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Федеральный закон от 29.05.02 N 57-ФЗ; НГР:Р0202643 официально опубликован в "Российской газете" 31.05.02, а норма, устанавливающая новый срок представления названной категорией налогоплательщиков соответствующих деклараций, введена в действие с 01.06.02. Тем самым законодатель установил иной порядок вступления акта законодательства о налогах и сборах в законную силу, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Кодекса.

Суды не дали оценки данным обстоятельствам и не определили, какая из этих правовых норм, регламентирующих порядок вступления закона в силу, подлежит применению в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм налогового права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18.11.02 по делу N А66-6603/02 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.03 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тверской области.

Председательствующий

В.Ф.Яковлев

[введено: 20.10.2003 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 27.10.2003 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 22.07.2003 Стр. 16
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать