Основная информация
Дата опубликования: | 22 сентября 1998г. |
Номер документа: | В199803274 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<21>
В199803274
В199803274
<21>
В9803274
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.09.98 N 2934/97
[Поскольку ответчик перечислил задолженность
в фонд обязательных резервов и от причисленных
процентов по вкладам, в иске ЦБ РФ к отделению
Сбербанка России о взыскании штрафа за просрочку
перечисления платежа в фонд обязательных резервов,
депонируемых в Банке России, отказано]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 17.12.96, постановление апелляционной инстанции от 10.02.97 Арбитражного суда Рязанской области по делу N 217/4 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.04.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Сберегательному банку Российской Федерации в лице Кораблинского отделения Рязанского банка Сбербанка России о взыскании 83039441 рубля штрафа за просрочку перечисления платежа за 1994 год в фонд обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Решением от 17.12.96 иск удовлетворен в сумме 41519720 рублей. Сумма штрафа уменьшена на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что имеются соглашения сторон, устанавливающие размер и сроки платежа, а также ответственность за нарушение внесения средств в фонд обязательных резервов. Проценты, начисленные на вклады, являются средствами населения, а реальность их выплаты должна быть гарантирована наряду с первоначальным вкладом. Телеграмма Центрального банка Российской Федерации от 21.04.94 N 107-04 не может рассматриваться как установление в одностороннем порядке нового объекта для платежей.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить и в иске Центральному банку Российской Федерации отказать, поскольку не был урегулирован вопрос об источниках образования денежных средств, от сумм которых исчисляется размер перечислений в фонд обязательных резервов. Разногласия сторон по данному вопросу были устранены в начале 1995 года, и телеграммы банков от 08.02.95 и 29.03.95 свидетельствуют о достижении соглашения о невзимании штрафа по перечисленной до 01.05.95 задолженности.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 24 и 27 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и статьей 23 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", действовавших на момент нарушения обязательства, все банки на территории РСФСР должны держать обязательные резервы в Банке России, который устанавливает норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке России.
Согласно названным законам между Министерством финансов Российской Федерации, Банком России и Сберегательным банком Российской Федерации 30.03.92 было заключено соглашение, устанавливающее процент отчислений по вкладам населения и сроки платежа в фонд обязательных резервов учреждениями Сбербанка России.
Совместным письмом Банка России и Сбербанка России от 27.08.92 N 16/01-119 предусмотрена ответственность в виде уплаты штрафа за нарушение установленных сроков и размеров внесения средств в этот фонд.
Предъявленные Центральным банком Российской Федерации к взысканию штрафные санкции начислены не на сумму платежа от привлеченных во вклады средств населения, а на платеж от сумм причисленных по этим вкладам процентов.
Однако вопрос о составе привлеченных денежных средств населения, от которых рассчитывается платеж в фонд обязательных резервов, был окончательно урегулирован сторонами в начале 1995 года. В базу для расчета платежа в фонд обязательных резервов подлежали включению не только привлеченные во вклады средства населения, но и причисленные по этим вкладам проценты.
Удовлетворяя иск Центрального банка Российской Федерации, арбитражный суд не учел телеграммы Банка России от 29.03.95 N 2454 и Сбербанка России от 08.02.95 N 43, в которых определен порядок погашения задолженности в фонд обязательных резервов и указано, что штрафные санкции, установленные двусторонним письмом (соглашением) от 27.08.92 N 16/01-119, будут применяться при непогашении долгов до 01.05.95.
Кораблинское отделение Рязанского банка Сбербанка России перечислило задолженность в фонд обязательных резервов от причисленных процентов по вкладам за 1994 год платежным поручением от 31.03.95. Следовательно, штраф на основании указанных телеграмм банков не подлежал начислению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 17.12.96, постановление апелляционной инстанции от 10.02.97 Арбитражного суда Рязанской области по делу N 217/4 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.04.97 по тому же делу отменить.
Центральному банку Российской Федерации в иске отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 25.12.98 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 04.02.99 корректор НЦПИ - Вендер О.А.]
<21>
В199803274
В199803274
<21>
В9803274
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.09.98 N 2934/97
[Поскольку ответчик перечислил задолженность
в фонд обязательных резервов и от причисленных
процентов по вкладам, в иске ЦБ РФ к отделению
Сбербанка России о взыскании штрафа за просрочку
перечисления платежа в фонд обязательных резервов,
депонируемых в Банке России, отказано]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 17.12.96, постановление апелляционной инстанции от 10.02.97 Арбитражного суда Рязанской области по делу N 217/4 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.04.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Сберегательному банку Российской Федерации в лице Кораблинского отделения Рязанского банка Сбербанка России о взыскании 83039441 рубля штрафа за просрочку перечисления платежа за 1994 год в фонд обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Решением от 17.12.96 иск удовлетворен в сумме 41519720 рублей. Сумма штрафа уменьшена на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что имеются соглашения сторон, устанавливающие размер и сроки платежа, а также ответственность за нарушение внесения средств в фонд обязательных резервов. Проценты, начисленные на вклады, являются средствами населения, а реальность их выплаты должна быть гарантирована наряду с первоначальным вкладом. Телеграмма Центрального банка Российской Федерации от 21.04.94 N 107-04 не может рассматриваться как установление в одностороннем порядке нового объекта для платежей.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить и в иске Центральному банку Российской Федерации отказать, поскольку не был урегулирован вопрос об источниках образования денежных средств, от сумм которых исчисляется размер перечислений в фонд обязательных резервов. Разногласия сторон по данному вопросу были устранены в начале 1995 года, и телеграммы банков от 08.02.95 и 29.03.95 свидетельствуют о достижении соглашения о невзимании штрафа по перечисленной до 01.05.95 задолженности.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 24 и 27 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и статьей 23 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", действовавших на момент нарушения обязательства, все банки на территории РСФСР должны держать обязательные резервы в Банке России, который устанавливает норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке России.
Согласно названным законам между Министерством финансов Российской Федерации, Банком России и Сберегательным банком Российской Федерации 30.03.92 было заключено соглашение, устанавливающее процент отчислений по вкладам населения и сроки платежа в фонд обязательных резервов учреждениями Сбербанка России.
Совместным письмом Банка России и Сбербанка России от 27.08.92 N 16/01-119 предусмотрена ответственность в виде уплаты штрафа за нарушение установленных сроков и размеров внесения средств в этот фонд.
Предъявленные Центральным банком Российской Федерации к взысканию штрафные санкции начислены не на сумму платежа от привлеченных во вклады средств населения, а на платеж от сумм причисленных по этим вкладам процентов.
Однако вопрос о составе привлеченных денежных средств населения, от которых рассчитывается платеж в фонд обязательных резервов, был окончательно урегулирован сторонами в начале 1995 года. В базу для расчета платежа в фонд обязательных резервов подлежали включению не только привлеченные во вклады средства населения, но и причисленные по этим вкладам проценты.
Удовлетворяя иск Центрального банка Российской Федерации, арбитражный суд не учел телеграммы Банка России от 29.03.95 N 2454 и Сбербанка России от 08.02.95 N 43, в которых определен порядок погашения задолженности в фонд обязательных резервов и указано, что штрафные санкции, установленные двусторонним письмом (соглашением) от 27.08.92 N 16/01-119, будут применяться при непогашении долгов до 01.05.95.
Кораблинское отделение Рязанского банка Сбербанка России перечислило задолженность в фонд обязательных резервов от причисленных процентов по вкладам за 1994 год платежным поручением от 31.03.95. Следовательно, штраф на основании указанных телеграмм банков не подлежал начислению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 17.12.96, постановление апелляционной инстанции от 10.02.97 Арбитражного суда Рязанской области по делу N 217/4 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.04.97 по тому же делу отменить.
Центральному банку Российской Федерации в иске отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 25.12.98 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 04.02.99 корректор НЦПИ - Вендер О.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.020 Банковская система |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: