Основная информация
Дата опубликования: | 22 декабря 2006г. |
Номер документа: | ru05000200600298 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Дагестан |
Принявший орган: | Правительство Республики Дагестан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 283
22.12.2006г.
г. Махачкала
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральными законами «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», НГР:RU0000R199500674, «Об особо охраняемых природных территориях», НГР:RU0000R199500869, и постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 декабря 2005 г. № 225 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения», НГР:ru05000200500179, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2005, № 12 (часть II), ст. 930) Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения.
Председатель Правительства Республики Дагестан Ш.Зайналов
Утверждено постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2006 г. № 283
Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения.
I.Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах республиканского значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт республиканского значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории моря, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Республики Дагестан.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
II.Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
8. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения - также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения - также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.
III.Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, представляющих собой единый курортный район, может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта республиканского значения, курортного района.
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение, питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической, экспертизе в установленном порядке.
Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта республиканского значения, утвержденным в установленном порядке.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения утверждаются Правительством Республики Дагестан по совместному представлению органами местного самоуправления, Министерства здравоохранения Республики Дагестан и Республиканской государственной службы по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения распространяется на территорию двух или более муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются в установленном порядке с органами местного самоуправления каждого муниципального района и городского округа.
IV. Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения осуществляют:
в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
22. Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет Республиканская государственная служба по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан в пределах своих полномочий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 283
22.12.2006г.
г. Махачкала
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральными законами «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», НГР:RU0000R199500674, «Об особо охраняемых природных территориях», НГР:RU0000R199500869, и постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 декабря 2005 г. № 225 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения», НГР:ru05000200500179, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2005, № 12 (часть II), ст. 930) Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения.
Председатель Правительства Республики Дагестан Ш.Зайналов
Утверждено постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2006 г. № 283
Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения.
I.Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах республиканского значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт республиканского значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории моря, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Республики Дагестан.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
II.Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
8. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения - также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения - также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.
III.Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, представляющих собой единый курортный район, может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта республиканского значения, курортного района.
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение, питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической, экспертизе в установленном порядке.
Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта республиканского значения, утвержденным в установленном порядке.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения утверждаются Правительством Республики Дагестан по совместному представлению органами местного самоуправления, Министерства здравоохранения Республики Дагестан и Республиканской государственной службы по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения распространяется на территорию двух или более муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются в установленном порядке с органами местного самоуправления каждого муниципального района и городского округа.
IV. Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения осуществляют:
в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
22. Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет Республиканская государственная служба по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан в пределах своих полномочий.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Собрание законодательства Республики Дагестан № 12, ст.826 от 29.12.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 110.020.060 Правовой режим отдельных категорий и видов земель |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: