Основная информация

Дата опубликования: 23 марта 2010г.
Номер документа: В201002611
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1002611

В201002611

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2010, N 7, СТР. 185

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.03.2010 N 13753/09

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО В ИСПОЛНЕНИИ

ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 по делу N А33-3243/2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2009 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю - Ермоленко А.А., Полянская Н.А., Уткина В.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой-2008" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю (далее - инспекция N 4, инспекция) от 21.02.2008 N 21/2.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 02.07.2009 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция N 4 просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.

От ООО "Спецстрой-2008" поступила копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи в связи с его ликвидацией, однако в ходе заседания Президиума представители инспекции не подтвердили данные сведения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования ООО "Спецстрой-2008" по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в инспекции N 4 были зарегистрированы и поставлены на налоговый учет два общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К", находящиеся по адресам: Красноярский кр., с. Большой Улуй, и Красноярский кр., г. Ачинск, ул. Ленина, 15, учредители которых - граждане Иванов А.Ю. и Калдыга Ю.И. Оба общества осуществляли свою деятельность по адресу: Красноярский кр., г. Ачинск, ул. Ленина, 15. Руководителями обществ являлись Иванов Ю.Ю. (брат Иванова А.Ю.) и Калдыга Ю.И.

Инспекция N 4 провела выездную налоговую проверку общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К", зарегистрированного по адресу: Красноярский кр., г. Ачинск, ул. Ленина, 15, (далее - общество "Ивановъ и К", общество) по вопросам соблюдения им налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, по результатам которой составила акт от 12.12.2007 N 143 (далее - акт проверки) и направила его обществу заказным письмом с уведомлением о назначении рассмотрения материалов проверки (далее - уведомление) на 24.01.2008.

Зная, что инспекцией N 4 назначено рассмотрение материалов налоговой проверки, собрание учредителей общества "Ивановъ и К" 24.12.2007 приняло решение об изменении местонахождения общества.

Общество "Ивановъ и К" 08.01.2008 снято с регистрационного учета в инспекции N 4 и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (далее - инспекция N 3) по новому адресу общества: Республика Хакасия, Ширинский р-н, с. Черное озеро, ул. Центральная, 3.

Общество "Ивановъ и К" 11.01.2008 представило возражения на акт проверки, а за день, на который было назначено рассмотрение материалов налоговой проверки (24.01.2008), обратилось в инспекцию N 4 с заявлением об отложении рассмотрения на более позднюю дату в связи с невозможностью явки представителя по причине болезни директора общества и отсутствия главного бухгалтера.

Инспекция N 4 продлила срок рассмотрения материалов проверки и назначила повторное рассмотрение на 12.02.2008, о чем сообщила обществу заказным письмом с уведомлением.

В то время как инспекция откладывала рассмотрение материалов проверки, общество "Ивановъ и К" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме разделения, в результате которого созданы общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-2008" (далее - общество "Спецстрой-2008") и "Грандмонтаж" (далее - общество "Грандмонтаж"), о чем 24.01.2008 внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом о предстоящей реорганизации общество "Ивановъ и К" инспекцию N 4 не уведомляло.

Через четыре дня после создания обществ "Спецстрой-2008" и "Грандмонтаж" (28.01.2008) их учредители, которые являлись также учредителями общества "Ивановъ и К", приняли решение о ликвидации первого и второго обществ.

Несмотря на прекращение своей деятельности в январе 2008 года, общество "Ивановъ и К" 11.02.2008 повторно обратилось в инспекцию N 4 с заявлением об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки с целью подготовки и представления в налоговый орган возражений на акт проверки.

Полагая, что общество "Ивановъ и К" является полномочным лицом в налоговых правоотношениях, инспекция удовлетворила заявление и повторно перенесла рассмотрение материалов налоговой проверки на 14.02.2008, уведомив об этом общество телеграммой от 12.02.2008, направленной по его новому адресу.

Инспекция 14.02.2008 рассмотрела материалы налоговой проверки в отсутствие представителя общества "Ивановъ и К".

По результатам рассмотрения акта проверки, материалов налоговой проверки и возражений, представленных обществом "Ивановъ и К", с учетом поступивших 19.02.2008 из инспекции N 3 сведений о реорганизации общества, 21.02.2008 инспекция N 4 вынесла решения N 21/1 и N 21/2, которыми отказала в привлечении к налоговой ответственности его правопреемников - обществ "Грандмонтаж" и "Спецстрой-2008", и предложила им уплатить доначисленные обществу "Ивановъ и К" налоги и начисленные пени.

Признавая недействительным решение от 21.02.2008 N 21/2, суды исходили из того, что на момент его вынесения инспекции N 4 было известно о том, что общество "Ивановъ и К", которое уведомлялось о времени рассмотрения материалов налоговой проверки и дате вручения названного решения, перестало существовать, а вместо него зарегистрированы иные юридические лица, которые инспекцией не были извещены надлежащим образом, и пришли к выводу о том, что инспекцией нарушена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, установленная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621. По мнению судов, инспекция была обязана отложить рассмотрение материалов налоговой проверки, известить надлежащим образом общество "Спецстрой-2008" и только в этом случае, при неявке полномочного представителя данного общества, вправе вынести соответствующее решение.

Однако суды не учли следующего.

Согласно пункту 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Из положений пунктов 6 и 7 названной статьи следует, что в случае разделения юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В силу положений части 3 статьи 58, статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102092 при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество "Ивановъ и К" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что усматривается из телеграммы от 12.02.2008.

Для правопреемника все действия, совершенные до его регистрации, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

При таких обстоятельствах телеграмму инспекции N 4 от 12.02.2008, адресованную обществу "Ивановъ и К", о назначении рассмотрения материалов налоговой проверки на 14.02.2008 следует рассматривать как надлежащее извещение его правопреемников.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В нарушение данной правовой нормы общество "Ивановъ и К" предприняло целенаправленные действия для создания условий, препятствующих инспекции N 4 осуществлять налоговый контроль (глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621), в данном случае - вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, о чем свидетельствуют действия общества по неоднократному переносу срока рассмотрения материалов налоговой проверки, смене места нахождения, его реорганизации в период между составлением акта проверки и вынесением инспекцией решения от 21.02.2008 N 21/2, а также представление возражений и заявлений от имени общества "Ивановъ и К" после его реорганизации.

Таким образом, вывод судов о ненадлежащем извещении инспекцией N 4 общества "Спецстрой-2008" (правопреемника общества "Ивановъ и К") о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки не основан на материалах дела.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 по делу N А33-3243/2008, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2009 по тому же делу отменить.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-2008" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю от 21.02.2008 N 21/2 отказать.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 11.08.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2010 Стр. 185
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.020 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (см. также 190.020.070), 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.070 Участники налоговых правоотношений, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать