Основная информация
Дата опубликования: | 23 апреля 2019г. |
Номер документа: | RU31000201900211 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Правительство Белгородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2019 г. № 157-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СЕМЬЯ»
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
В целях развития системы социального сопровождения семей с детьми, в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в рамках реализации проекта «Сопровождение семей с детьми путем реформирования муниципальных социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в многопрофильные центры социальной помощи семье и детям «Семья» Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить типовое положение о многопрофильном центре социальной помощи семье и детям «Семья» (приложение № 1).
2. Утвердить примерное штатное расписание многопрофильного центра социальной помощи семье и детям «Семья» (приложение № 2).
3. Реформирование учреждений осуществлять в пределах утвержденных финансовых средств на соответствующий год.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на управление социальной защиты населения области (Батанова Е.П.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.С. Савченко
Приложение № 1
Утверждено
постановлением Правительства
Белгородской области
от 23 апреля 2019 г.
№ 157-пп
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МНОГОПРОФИЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СЕМЬЯ»
1. Общие положения
1.1. Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» (далее – Центр) является государственным или муниципальным бюджетным учреждением системы социальной защиты населения, предназначенным для оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – замещающие семьи), выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
На основе настоящего Типового положения Центр разрабатывает устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.2. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Белгородской области, приказами управления социальной защиты населения Белгородской области, а также настоящим Положением.
1.3. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки и другие реквизиты.
1.4. Центр размещается в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям охраны труда и располагать всеми видами коммунально-бытового устройства.
1.5. Центр поддерживает и развивает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения в установленном законодательством порядке, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки семьи, в том числе замещающей, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Цели и задачи деятельности Центра
2.1. Основной целью деятельности Центра является социальное сопровождение семей с детьми на межведомственной основе и оказание им государственной помощи и социальной поддержки. Также деятельность Центра способствует реализации права семьи, детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, осуществлению связей семьи с государством и обществом в рамках государственной семейной политики, установлению гармоничных внутрисемейных отношений, оказание комплексной помощи замещающим родителям в воспитании, реализации и защите прав детей, принятых ими на воспитание в семью, предотвращение возвратов детей из семей и помещения их в организации для детей-сирот, социализация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- реализация механизма межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия, направленного на активизацию внутренних ресурсов семьи;
- сотрудничество с семьёй, нуждающейся в государственной поддержке и оказании ей помощи по преодолению трудной жизненной ситуации и решению проблем в семье;
- выявление совместно с государственными и негосударственными организациями причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребностей в социальной помощи;
- ведение дифференцированного учёта семей, детей и граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение нуждаемости семей, детей и отдельных граждан в конкретных видах социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-трудовых, социально-правовых услуг, срочных услуг, а так же в мероприятиях по социальному сопровождению;
- осуществление социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных проблем;
- предоставление (в возможных пределах) предусмотренных законодательством конкретных видов социальных услуг;
- оказание содействия в получении адресной социальной помощи, направленной на устранение причин малообеспеченности семьи.
- участие в привлечении в установленном законодательством различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семьям с детьми;
- участие в порядке и формах, предусмотренных законодательством, в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и интересов;
- оказание социальной поддержки и осуществление мер по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- осуществление информационной работы среди населения муниципального образования по вопросам социального обслуживания семей и детей в Центре;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества;
- содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация комплексного сопровождения замещающих семей в процессе принятия ребенка в семью и во время адаптации семьи и ребенка, иных кризисных периодов для снижения уровня напряжения в семье и профилактики отказов от воспитания приемных детей;
- организация и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости других членов семьи;
- содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями;
- содействие постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в рамках региональной системы постинтернатного сопровождения.
3. Организация деятельности Центра
3.1. Центр является областным или муниципальным бюджетным учреждением социального обслуживания семей и детей, ориентированным на выездную работу на территории семьи с целью непосредственного оказания социальной помощи, а также осуществляющим стационарное (полустационарное) социальное обслуживание семей с детьми, детей, отдельных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
3.2. Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальную помощь и социальное сопровождение, являются:
3.2.1. Несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет, нуждающиеся в помощи и поддержке со стороны государства:
- оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью;
- самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций с постоянным пребыванием детей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
3.2.2. Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в том числе:
- малообеспеченные семьи;
- неполные семьи, не имеющие опыта родительства, в том числе одинокие матери и одинокие отцы с несовершеннолетними детьми;
- многодетные семьи;
- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
- семьи с детьми или отдельные граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций;
- семьи группы риска, имеющие в своём составе лиц, нуждающихся в прохождении курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прошедших курс лечения;
- семьи, имеющие в своём составе детей-инвалидов;
- семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психологического насилия;
- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение;
- семьи, имеющие трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка;
- замещающие семьи;
- граждане, находящиеся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания.
3.3. Прием и постановка на стационарное (полустационарное) социальное обслуживание и сопровождение в Центр несовершеннолетних осуществляется на основании одного из ниже перечисленных документов:
- личное обращение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет (форма обращения произвольная);
- заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет (форма заявления произвольная);
- направление органа социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по форме, утвержденной действующим законодательством);
- постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- акт главы муниципального образования об отобрании ребенка у родителей (опекунов, попечителей);
- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его предоставления в Центр направляется в орган управления социальной защитой населения;
- направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.4. Несовершеннолетние, поступающие на стационарное обслуживание в Центр, немедленно зачисляются в списки воспитанников на основании приказа руководителя Центра и находятся на полном государственном обеспечении в установленном законом порядке.
3.5. Для организации питания несовершеннолетнего, поступившего в Центр в течение суток (в вечернее, ночное и утреннее время), предусмотрен разовый набор продуктов питания, который комплектуется с соблюдением научно обоснованных физиологических норм питания детей.
3.6. При поступлении несовершеннолетнему предоставляется одежда, обувь, нательное белье и мягкий инвентарь.
3.7. При поступлении в Центр на стационарное обслуживание в установленном порядке принимаются на хранение принадлежащие несовершеннолетним и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предметы, не представляющие опасности и вреда для здоровья с обеспечением их сохранности в течение всего периода проживания. Запрещенные к хранению предметы изымаются и уничтожаются. Перечень предметов, принимаемых на хранение, либо подлежащих изъятию и уничтожению устанавливается администрацией Центра и указывается в «Правилах внутреннего распорядка».
3.8. В Центр на стационарное обслуживание не могут быть приняты несовершеннолетние и граждане, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с признаками психического заболевания.
В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в медицинские организации, которые в пределах своей компетенции организуют круглосуточный прием лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
3.9. Поступающих в Центр на стационарное обслуживание несовершеннолетних, их законных представителей, а так же граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (социальная гостиница), немедленно при поступлении знакомят с Положением о работе Центра и Правилами внутреннего распорядка под подпись.
3.10. Несовершеннолетние обслуживаются в Центре в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации, решения вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
3.11. Зачисление семей на социальное сопровождение в Центр осуществляется на основании следующих документов:
- письменного заявления гражданина;
- документа, удостоверяющего личность гражданина (при наличии);
- различных видов документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации гражданина, семьи;
- справки из медицинской организации о состоянии здоровья, свидетельствующей об отсутствии медицинских противопоказаний.
Заявление регистрируется в журнале обращения граждан (с указанием даты обращения, данных об обратившемся (при их наличии), основания и причины обращения), издается приказ о принятии семьи на социальное сопровождение не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня поступления.
3.11.1. Для начала процедуры оформления сопровождения замещающий родитель предоставляет в Центр личное заявление гражданина об оказании услуг с приложением следующих документов:
- направление органа опеки и попечительства на сопровождение семьи (при наличии);
- документ, удостоверяющий личность;
- распорядительный акт о передаче ребенка на воспитание.
3.12. Исходя из потребностей в социальных услугах семей, несовершеннолетнего или его законного представителя, в соответствии с действующим законодательством разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг несовершеннолетнему, семье (далее – Индивидуальная программа), в которой указывается форма социального сопровождения, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых услуг и мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа для семей, несовершеннолетнего или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для специалистов Центра – обязательный.
3.13. Отношения между Центром и семьей, несовершеннолетним и (или) его законным представителем регулируются договором о предоставлении социальных услуг (далее – Договор), который включает в себя взаимные права, обязанности, ответственность сторон, положения, определённые Индивидуальной программой и заключается в соответствии с действующим законодательством.
3.13.1. Основанием для заключения Договора на сопровождение замещающей семьи является заявление законного представителя ребенка (детей), согласие законного представителя ребенка (детей) на обработку персональных данных.
3.14. Индивидуальная программа и заключение Договора не требуется в случае оказания обратившемуся неотложной помощи (срочные социальные услуги).
3.15. Оказание неотложной помощи гражданину, семье, несовершеннолетнему или его законному представителю осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
3.16. Семьям и несовершеннолетним может быть отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Случай отказа в предоставлении социальных услуг фиксируется специалистом Центра, осуществляющим приём граждан, в «Журнале обращений граждан» с указанием причины отказа в день поступления.
3.17. Семьи сопровождаются в Центре в течение времени, необходимого для полного преодоления или снижения остроты социальных проблем, лежащих в основе трудной жизненной ситуации, реализации их прав и законных интересов в рамках срока, определённого Индивидуальной программой, но не более 6 месяцев с даты зачисления в Центр.
3.18. В основе деятельности Центра лежат принципы гуманизма, адресности, оперативности, конфиденциальности.
3.19. Работники Центра несут дисциплинарную ответственность в рамках действующего законодательства за разглашение сведений о гражданах без их согласия, способных нанести ущерб чести, достоинству, репутации обращающихся в Центр и членам их семей.
3.20. Работа Центра строится на основе годового плана работы Центра, утверждённого учредителем и соответствующих планов структурных подразделений и специалистов Центра, утверждаемых директором.
3.21. Контроль за деятельностью Центра осуществляют: учредитель, органы государственной статистики и налоговые органы, иные органы исполнительной власти области, муниципального образования по вопросам, относящимся к их компетенции в соответствии с действующим законодательством, а так же иные лица, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка деятельности государственных и муниципальных учреждений.
4. Структура Центра
4.1. Центр может включать в себя следующие структурные подразделения:
- отделение приема несовершеннолетних;
- отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
- отделение социального сопровождения семей с детьми;
- консультационно-диагностическое отделение;
- стационарное отделение с дневным пребыванием для несовершеннолетних;
- социальная гостиница для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- отделение платных социальных услуг.
Отделения Центра создаются исходя из потребностей муниципального образования в оказании социальных услуг различных категорий населения.
4.2. Отделение приема несовершеннолетних обеспечивает в установленном порядке прием несовершеннолетних в Центр, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, оказание доврачебной помощи (при наличии показаний несовершеннолетние направляются на лечение в медицинское стационарное учреждение), проведение диспансеризации несовершеннолетних врачами-специалистами, оказание первичной психологической помощи несовершеннолетним, изучение особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних, родителей воспитанников (их законных представителей).
Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круглосуточно. Для организации питания несовершеннолетних, поступивших в приемное отделение в течение суток, предусмотрен разовый набор продуктов питания.
4.3. Отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предназначается:
- для раннего выявления и анализа факторов семейного неблагополучия, с целью определения форм и степени социальной дезадаптации несовершеннолетних и их семей, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
- для работы по защите прав и законных интересов семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- для разработки и реализации мероприятий в рамках программы индивидуальной реабилитации несовершеннолетних и программ индивидуальной профилактической работы по сопровождению семей;
- для оказания содействия органам опеки и попечительства в установлении социального статуса несовершеннолетних, проживающих в Центре, возвращении в кровную семью, устройстве в замещающую семью, в интернатные учреждения;
- для осуществления работы по программе сопровождения не совершеннолетних и семей воспитанников Центра, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. Отделение социального сопровождения семей с детьми предназначено для оказания содействия в получении социальной помощи и всесторонней поддержки различным типам семей (многодетным, неполным, молодым, семьям несовершеннолетних родителей, семьям с детьми-инвалидами, эмоционально-конфликтным, педагогически несостоятельным, в том числе находящимся в социально опасном положении).
Отделение социального сопровождения семей с детьми:
- содействует реализации прав семей с детьми на защиту, помощь со стороны общества и государства, развитию и укреплению семьи, ее социального здоровья и благополучия, установлению гармоничных внутрисемейных отношений;
- в утвержденном законодательством порядке оказывает содействие в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семей с детьми;
- осуществляет мероприятия по профилактике и/или преодолению кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей;
- осуществляет мероприятия по профилактике насилия, жестокого обращения, нарушений прав и законных интересов детей;
- способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей;
- проводит работу по профилактике лишения родительских прав, отказов от детей, возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия родителям в восстановлении в родительских правах.
4.5. Консультационно-диагностическое отделение предназначено для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов и осуществляет:
- проведение комплексной (психолого-педагогической, медицинской и социальной) диагностики проблем и нарушений в развитии ребенка, эмоционального микроклимата в семье, детско-родительских отношений;
- оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по телефону доверия;
- консультирование по педагогическим и правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское право, права детей, женщин, инвалидов);
- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.
4.6. Стационарное отделение с дневным пребыванием для несовершеннолетних предназначается для организации выполнения индивидуальных программ.
Отделение обеспечивает восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения, содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования, включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в Центре и за его пределами, оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Индивидуальные программы предоставления социальных услуг несовершеннолетним реализуются в условиях круглосуточного и дневного пребывания несовершеннолетних в Центре.
В отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие детей с учетом половозрастных критериев и (или) по семейному типу.
В соответствии с СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» количество детей в группе не может превышать 8 человек.
Несовершеннолетние помещаются в Центр временно, сроком не более 6 (шести) месяцев. Срок пребывания несовершеннолетних может быть продлен решением психолого-педагогического консилиума, но не более, чем на 1 (один) месяц.
4.7. Социальная гостиница для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаётся с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам (семьям), находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии.
Семьям (женщинам), пребывающим в социальной гостинице, оказываются следующие формы социальной помощи:
- предоставление помещения для временного проживания на срок, утвержденный договором (от 1 до 6 месяцев);
- мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры в сферах межличностного, семейного и детско-родительского общения;
- содействие в оформлении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, алиментов, оформлении жилищных субсидий, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
- содействие в трудоустройстве;
- консультирование по социально-правовым, социально-экономическим вопросам.
В период пребывания в отделении семьи (женщины) обеспечивают себя и детей продуктами питания и медикаментами в порядке, установленном настоящим Положением.
4.8. Каждое структурное подразделение Центра действует на основании положения, утвержденного директором Центра.
4.9. Заведующие структурными подразделениями осуществляют постоянный контроль качества социальных услуг, предоставляемых специалистами, и несут ответственность за соблюдение требований к качеству услуг, оказываемых ими, в соответствии с законодательством Белгородской области.
4.10. С учетом необходимости и имеющихся возможностей в Центре могут быть созданы по согласованию с учредителем другие структурные подразделения, деятельность которых направлена на осуществление целей Центра.
4.11. Центр имеет право оказывать платные услуги, перечень которых утверждается в соответствии с действующим законодательством.
Платные услуги оказываются только на добровольной основе на условиях полной оплаты.
Оказание платных услуг Центром осуществляется на основании договора в каждом случае персонально, на определенный срок.
Договор является отчётным документом, оформляется в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу: экземпляр заказчика и поставщика платных услуг.
Денежные средства, взимаемые за предоставление платных услуг, зачисляются на счет Центра и расходуются в порядке, установленном действующим законодательством
5. Управление Центром
5.1. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
5.2. Государственное и муниципальное учреждение возглавляет руководитель в лице директора. В государственном учреждении директор назначается на должность и освобождается от должности управлением социальной защиты населения Белгородской области по согласованию с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области на основании заключенного с ним срочного трудового договора (контракта). В муниципальном учреждении директор назначается на должность и освобождается от должности учредителем в соответствии с действующим законодательством.
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
5.3. Директор Центра по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует по принципу единоначалия.
5.4. Директор действует в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, правовыми актами Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации, управления социальной защиты населения Белгородской области и муниципального образования, на территории которого расположен Центр, настоящим Уставом и трудовым договором.
5.5. Директор представляет интересы учреждения, совершает сделки от имени Центра, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Центра.
Директор Центра в пределах своей компетенции распоряжается имуществом учреждения, заключает договоры, в том числе и трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, распоряжается средствами, утверждает штатное расписание.
5.6. Директор несет персональную ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Положением о Центре.
5.7. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждается общим собранием работников Центра.
5.8. При Центре создаётся попечительский совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Трудовой коллектив Центра
6.1. Трудовой коллектив Центра составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.
6.2. Отношения работников и Центра, возникшие на основе трудового договора, регулируются коллективным договором, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.3. Трудовой коллектив Центра:
- рассматривает вопрос о необходимости заключения коллективного договора с администрацией Центра и, в случае принятия такого решения, утверждает его;
- рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
- определяет порядок проведения собрания (конференции) трудового коллектива и нормы представительства;
- принимает решение о создании постоянно действующего органа, осуществляющего полномочия трудового коллектива, или наделении такими полномочиями существующего в Центре органа;
- принимает решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. На работников Центра распространяются ограничения, предусмотренные статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
7. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность Центра
7.1. Имущество Центра является государственной или муниципальной собственностью Белгородской области и закреплено в установленном порядке за учреждением на праве оперативного управления собственником или уполномоченным органом (далее – Собственник).
Земельный участок, необходимый для выполнения Центром уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7.2. Центр владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за Центром, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иным правовым актом. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Белгородской области, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Центра в соответствии с решением Собственника.
7.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:
- имущество, закрепленное за Центром на праве оперативного управления в установленном порядке;
- имущество, приобретенное за счет финансовых средств Центром, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности;
- доход, полученный Центром от приносящей доход деятельности;
- субсидии из областного или муниципального бюджета;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
- иные источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.4. Финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания Центром осуществляется в виде субсидий из областного или муниципального бюджета.
7.5. Привлечение Центром дополнительных средств не влечет за собой снижения абсолютных размеров финансирования за счет средств областного и муниципального бюджетов.
7.6. Финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за Центром Собственником, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.
7.7. При осуществлении права оперативного управления имуществом Центр обязан:
- эффективно использовать имущество;
- обеспечить сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
- не допускать ухудшение технического состояния имущества. Это требование не распространяется на ухудшение, связанное с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации.
7.8. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления, осуществляется учредителем в установленном Собственником порядке
7.9. Центр осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.10. Центр не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
8. Реорганизация, ликвидация, изменение типа Центра
8.1. Деятельность Центра может быть прекращена путем реорганизации и ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
8.2. Центр может быть реорганизован или преобразован в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
Изменение типа Центра осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области.
8.3. Имущество Центра, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передаётся ликвидационной комиссией Собственнику для дальнейшего распоряжения им в установленном порядке, если иное не установлено в решении Правительства Белгородской области или органов местного самоуправления о ликвидации Центра.
8.4. При реорганизации и ликвидации Центра, изменении его типа сотрудникам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
8.5. Центр считается прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Приложение № 2
Утверждено
постановлением Правительства
Белгородской области
от 23 апреля 2019 г.
№ 157-пп
Примерное штатное расписание
многопрофильного центра социальной помощи семье и детям «Семья»
1. Аппарат Центра
Наименование должности
Количество штатных единиц
Руководитель (директор)
1,0
Заместитель руководителя (директор)
1,0
Главный бухгалтер
1,0
Бухгалтер
1,0
Заведующий хозяйством
1,0
Специалист по торгам
1,0
Делопроизводитель
0,5
Специалист по кадрам
1,0
Программист
0,5
Инженер по охране труда
0,5
Медицинская сестра
3,0
Юрисконсульт*
1,0
Педагог-психолог*
1,0
Заведующий складом
1,0
Рабочий по стирке и ремонту одежды
1,0
Слесарь-сантехник
0,5
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
1,0
Уборщик служебных помещений (по норме)
1,0
Кладовщик
1,0
Сторож (вахтер)
4,0
Кастелянша
1,0
Водитель автомобиля (на 1 автомобиль)
1,0
Повар
2,0
Оператор газовой котельной (сезонная работа)
4,0
Электрик
0,5
Подсобный рабочий
1,0
Дворник
1,0
ИТОГО:
33,5
2. Отделение приема несовершеннолетних
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
4,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
6,0
3. Отделение ранней профилактики семейного неблагополучия,
содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
2,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
4,0
4. Отделение социального сопровождения семей с детьми
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заместитель директора - заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе (1,0 ставки на 7,0 тыс. населения)
3,0
Социальный педагог
2,0
Педагог-психолог
1,0
ИТОГО:
7,0
5. Консультационно-диагностическое отделение
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Педагог-психолог
1,0
Юрисконсульт
1,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
4,0
6. Отделение социальной реабилитации – специализированное структурное образовательное подразделение
(одна группа)
Наименование должности
Количество штатных единиц
Старший воспитатель – заведующий отделением
1,0
Воспитатель
3,5
Педагог дополнительного образования
1.0
Музыкальный руководитель
1,0
Помощник воспитателя
2,0
ИТОГО:
8,5
7. Социальная гостиница для семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
3,0
ИТОГО:
4,0
ВСЕГО:
67,0
* единицы вводятся при исключении из штатного расписания консультативно-диагностического отделения
ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2019 г. № 157-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СЕМЬЯ»
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
В целях развития системы социального сопровождения семей с детьми, в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в рамках реализации проекта «Сопровождение семей с детьми путем реформирования муниципальных социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в многопрофильные центры социальной помощи семье и детям «Семья» Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить типовое положение о многопрофильном центре социальной помощи семье и детям «Семья» (приложение № 1).
2. Утвердить примерное штатное расписание многопрофильного центра социальной помощи семье и детям «Семья» (приложение № 2).
3. Реформирование учреждений осуществлять в пределах утвержденных финансовых средств на соответствующий год.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на управление социальной защиты населения области (Батанова Е.П.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.С. Савченко
Приложение № 1
Утверждено
постановлением Правительства
Белгородской области
от 23 апреля 2019 г.
№ 157-пп
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МНОГОПРОФИЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СЕМЬЯ»
1. Общие положения
1.1. Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» (далее – Центр) является государственным или муниципальным бюджетным учреждением системы социальной защиты населения, предназначенным для оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – замещающие семьи), выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
На основе настоящего Типового положения Центр разрабатывает устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.2. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Белгородской области, приказами управления социальной защиты населения Белгородской области, а также настоящим Положением.
1.3. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки и другие реквизиты.
1.4. Центр размещается в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям охраны труда и располагать всеми видами коммунально-бытового устройства.
1.5. Центр поддерживает и развивает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения в установленном законодательством порядке, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки семьи, в том числе замещающей, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Цели и задачи деятельности Центра
2.1. Основной целью деятельности Центра является социальное сопровождение семей с детьми на межведомственной основе и оказание им государственной помощи и социальной поддержки. Также деятельность Центра способствует реализации права семьи, детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, осуществлению связей семьи с государством и обществом в рамках государственной семейной политики, установлению гармоничных внутрисемейных отношений, оказание комплексной помощи замещающим родителям в воспитании, реализации и защите прав детей, принятых ими на воспитание в семью, предотвращение возвратов детей из семей и помещения их в организации для детей-сирот, социализация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- реализация механизма межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия, направленного на активизацию внутренних ресурсов семьи;
- сотрудничество с семьёй, нуждающейся в государственной поддержке и оказании ей помощи по преодолению трудной жизненной ситуации и решению проблем в семье;
- выявление совместно с государственными и негосударственными организациями причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребностей в социальной помощи;
- ведение дифференцированного учёта семей, детей и граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение нуждаемости семей, детей и отдельных граждан в конкретных видах социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-трудовых, социально-правовых услуг, срочных услуг, а так же в мероприятиях по социальному сопровождению;
- осуществление социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных проблем;
- предоставление (в возможных пределах) предусмотренных законодательством конкретных видов социальных услуг;
- оказание содействия в получении адресной социальной помощи, направленной на устранение причин малообеспеченности семьи.
- участие в привлечении в установленном законодательством различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семьям с детьми;
- участие в порядке и формах, предусмотренных законодательством, в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и интересов;
- оказание социальной поддержки и осуществление мер по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- осуществление информационной работы среди населения муниципального образования по вопросам социального обслуживания семей и детей в Центре;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества;
- содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация комплексного сопровождения замещающих семей в процессе принятия ребенка в семью и во время адаптации семьи и ребенка, иных кризисных периодов для снижения уровня напряжения в семье и профилактики отказов от воспитания приемных детей;
- организация и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости других членов семьи;
- содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями;
- содействие постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в рамках региональной системы постинтернатного сопровождения.
3. Организация деятельности Центра
3.1. Центр является областным или муниципальным бюджетным учреждением социального обслуживания семей и детей, ориентированным на выездную работу на территории семьи с целью непосредственного оказания социальной помощи, а также осуществляющим стационарное (полустационарное) социальное обслуживание семей с детьми, детей, отдельных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
3.2. Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальную помощь и социальное сопровождение, являются:
3.2.1. Несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет, нуждающиеся в помощи и поддержке со стороны государства:
- оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью;
- самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций с постоянным пребыванием детей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
3.2.2. Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в том числе:
- малообеспеченные семьи;
- неполные семьи, не имеющие опыта родительства, в том числе одинокие матери и одинокие отцы с несовершеннолетними детьми;
- многодетные семьи;
- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
- семьи с детьми или отдельные граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций;
- семьи группы риска, имеющие в своём составе лиц, нуждающихся в прохождении курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прошедших курс лечения;
- семьи, имеющие в своём составе детей-инвалидов;
- семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психологического насилия;
- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение;
- семьи, имеющие трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка;
- замещающие семьи;
- граждане, находящиеся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания.
3.3. Прием и постановка на стационарное (полустационарное) социальное обслуживание и сопровождение в Центр несовершеннолетних осуществляется на основании одного из ниже перечисленных документов:
- личное обращение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет (форма обращения произвольная);
- заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет (форма заявления произвольная);
- направление органа социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по форме, утвержденной действующим законодательством);
- постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- акт главы муниципального образования об отобрании ребенка у родителей (опекунов, попечителей);
- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его предоставления в Центр направляется в орган управления социальной защитой населения;
- направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.4. Несовершеннолетние, поступающие на стационарное обслуживание в Центр, немедленно зачисляются в списки воспитанников на основании приказа руководителя Центра и находятся на полном государственном обеспечении в установленном законом порядке.
3.5. Для организации питания несовершеннолетнего, поступившего в Центр в течение суток (в вечернее, ночное и утреннее время), предусмотрен разовый набор продуктов питания, который комплектуется с соблюдением научно обоснованных физиологических норм питания детей.
3.6. При поступлении несовершеннолетнему предоставляется одежда, обувь, нательное белье и мягкий инвентарь.
3.7. При поступлении в Центр на стационарное обслуживание в установленном порядке принимаются на хранение принадлежащие несовершеннолетним и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предметы, не представляющие опасности и вреда для здоровья с обеспечением их сохранности в течение всего периода проживания. Запрещенные к хранению предметы изымаются и уничтожаются. Перечень предметов, принимаемых на хранение, либо подлежащих изъятию и уничтожению устанавливается администрацией Центра и указывается в «Правилах внутреннего распорядка».
3.8. В Центр на стационарное обслуживание не могут быть приняты несовершеннолетние и граждане, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с признаками психического заболевания.
В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в медицинские организации, которые в пределах своей компетенции организуют круглосуточный прием лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
3.9. Поступающих в Центр на стационарное обслуживание несовершеннолетних, их законных представителей, а так же граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (социальная гостиница), немедленно при поступлении знакомят с Положением о работе Центра и Правилами внутреннего распорядка под подпись.
3.10. Несовершеннолетние обслуживаются в Центре в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации, решения вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
3.11. Зачисление семей на социальное сопровождение в Центр осуществляется на основании следующих документов:
- письменного заявления гражданина;
- документа, удостоверяющего личность гражданина (при наличии);
- различных видов документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации гражданина, семьи;
- справки из медицинской организации о состоянии здоровья, свидетельствующей об отсутствии медицинских противопоказаний.
Заявление регистрируется в журнале обращения граждан (с указанием даты обращения, данных об обратившемся (при их наличии), основания и причины обращения), издается приказ о принятии семьи на социальное сопровождение не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня поступления.
3.11.1. Для начала процедуры оформления сопровождения замещающий родитель предоставляет в Центр личное заявление гражданина об оказании услуг с приложением следующих документов:
- направление органа опеки и попечительства на сопровождение семьи (при наличии);
- документ, удостоверяющий личность;
- распорядительный акт о передаче ребенка на воспитание.
3.12. Исходя из потребностей в социальных услугах семей, несовершеннолетнего или его законного представителя, в соответствии с действующим законодательством разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг несовершеннолетнему, семье (далее – Индивидуальная программа), в которой указывается форма социального сопровождения, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых услуг и мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа для семей, несовершеннолетнего или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для специалистов Центра – обязательный.
3.13. Отношения между Центром и семьей, несовершеннолетним и (или) его законным представителем регулируются договором о предоставлении социальных услуг (далее – Договор), который включает в себя взаимные права, обязанности, ответственность сторон, положения, определённые Индивидуальной программой и заключается в соответствии с действующим законодательством.
3.13.1. Основанием для заключения Договора на сопровождение замещающей семьи является заявление законного представителя ребенка (детей), согласие законного представителя ребенка (детей) на обработку персональных данных.
3.14. Индивидуальная программа и заключение Договора не требуется в случае оказания обратившемуся неотложной помощи (срочные социальные услуги).
3.15. Оказание неотложной помощи гражданину, семье, несовершеннолетнему или его законному представителю осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
3.16. Семьям и несовершеннолетним может быть отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Случай отказа в предоставлении социальных услуг фиксируется специалистом Центра, осуществляющим приём граждан, в «Журнале обращений граждан» с указанием причины отказа в день поступления.
3.17. Семьи сопровождаются в Центре в течение времени, необходимого для полного преодоления или снижения остроты социальных проблем, лежащих в основе трудной жизненной ситуации, реализации их прав и законных интересов в рамках срока, определённого Индивидуальной программой, но не более 6 месяцев с даты зачисления в Центр.
3.18. В основе деятельности Центра лежат принципы гуманизма, адресности, оперативности, конфиденциальности.
3.19. Работники Центра несут дисциплинарную ответственность в рамках действующего законодательства за разглашение сведений о гражданах без их согласия, способных нанести ущерб чести, достоинству, репутации обращающихся в Центр и членам их семей.
3.20. Работа Центра строится на основе годового плана работы Центра, утверждённого учредителем и соответствующих планов структурных подразделений и специалистов Центра, утверждаемых директором.
3.21. Контроль за деятельностью Центра осуществляют: учредитель, органы государственной статистики и налоговые органы, иные органы исполнительной власти области, муниципального образования по вопросам, относящимся к их компетенции в соответствии с действующим законодательством, а так же иные лица, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка деятельности государственных и муниципальных учреждений.
4. Структура Центра
4.1. Центр может включать в себя следующие структурные подразделения:
- отделение приема несовершеннолетних;
- отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
- отделение социального сопровождения семей с детьми;
- консультационно-диагностическое отделение;
- стационарное отделение с дневным пребыванием для несовершеннолетних;
- социальная гостиница для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- отделение платных социальных услуг.
Отделения Центра создаются исходя из потребностей муниципального образования в оказании социальных услуг различных категорий населения.
4.2. Отделение приема несовершеннолетних обеспечивает в установленном порядке прием несовершеннолетних в Центр, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, оказание доврачебной помощи (при наличии показаний несовершеннолетние направляются на лечение в медицинское стационарное учреждение), проведение диспансеризации несовершеннолетних врачами-специалистами, оказание первичной психологической помощи несовершеннолетним, изучение особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних, родителей воспитанников (их законных представителей).
Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круглосуточно. Для организации питания несовершеннолетних, поступивших в приемное отделение в течение суток, предусмотрен разовый набор продуктов питания.
4.3. Отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предназначается:
- для раннего выявления и анализа факторов семейного неблагополучия, с целью определения форм и степени социальной дезадаптации несовершеннолетних и их семей, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
- для работы по защите прав и законных интересов семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- для разработки и реализации мероприятий в рамках программы индивидуальной реабилитации несовершеннолетних и программ индивидуальной профилактической работы по сопровождению семей;
- для оказания содействия органам опеки и попечительства в установлении социального статуса несовершеннолетних, проживающих в Центре, возвращении в кровную семью, устройстве в замещающую семью, в интернатные учреждения;
- для осуществления работы по программе сопровождения не совершеннолетних и семей воспитанников Центра, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. Отделение социального сопровождения семей с детьми предназначено для оказания содействия в получении социальной помощи и всесторонней поддержки различным типам семей (многодетным, неполным, молодым, семьям несовершеннолетних родителей, семьям с детьми-инвалидами, эмоционально-конфликтным, педагогически несостоятельным, в том числе находящимся в социально опасном положении).
Отделение социального сопровождения семей с детьми:
- содействует реализации прав семей с детьми на защиту, помощь со стороны общества и государства, развитию и укреплению семьи, ее социального здоровья и благополучия, установлению гармоничных внутрисемейных отношений;
- в утвержденном законодательством порядке оказывает содействие в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семей с детьми;
- осуществляет мероприятия по профилактике и/или преодолению кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей;
- осуществляет мероприятия по профилактике насилия, жестокого обращения, нарушений прав и законных интересов детей;
- способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей;
- проводит работу по профилактике лишения родительских прав, отказов от детей, возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия родителям в восстановлении в родительских правах.
4.5. Консультационно-диагностическое отделение предназначено для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов и осуществляет:
- проведение комплексной (психолого-педагогической, медицинской и социальной) диагностики проблем и нарушений в развитии ребенка, эмоционального микроклимата в семье, детско-родительских отношений;
- оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по телефону доверия;
- консультирование по педагогическим и правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское право, права детей, женщин, инвалидов);
- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.
4.6. Стационарное отделение с дневным пребыванием для несовершеннолетних предназначается для организации выполнения индивидуальных программ.
Отделение обеспечивает восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения, содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования, включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в Центре и за его пределами, оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Индивидуальные программы предоставления социальных услуг несовершеннолетним реализуются в условиях круглосуточного и дневного пребывания несовершеннолетних в Центре.
В отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие детей с учетом половозрастных критериев и (или) по семейному типу.
В соответствии с СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» количество детей в группе не может превышать 8 человек.
Несовершеннолетние помещаются в Центр временно, сроком не более 6 (шести) месяцев. Срок пребывания несовершеннолетних может быть продлен решением психолого-педагогического консилиума, но не более, чем на 1 (один) месяц.
4.7. Социальная гостиница для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаётся с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам (семьям), находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии.
Семьям (женщинам), пребывающим в социальной гостинице, оказываются следующие формы социальной помощи:
- предоставление помещения для временного проживания на срок, утвержденный договором (от 1 до 6 месяцев);
- мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры в сферах межличностного, семейного и детско-родительского общения;
- содействие в оформлении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, алиментов, оформлении жилищных субсидий, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
- содействие в трудоустройстве;
- консультирование по социально-правовым, социально-экономическим вопросам.
В период пребывания в отделении семьи (женщины) обеспечивают себя и детей продуктами питания и медикаментами в порядке, установленном настоящим Положением.
4.8. Каждое структурное подразделение Центра действует на основании положения, утвержденного директором Центра.
4.9. Заведующие структурными подразделениями осуществляют постоянный контроль качества социальных услуг, предоставляемых специалистами, и несут ответственность за соблюдение требований к качеству услуг, оказываемых ими, в соответствии с законодательством Белгородской области.
4.10. С учетом необходимости и имеющихся возможностей в Центре могут быть созданы по согласованию с учредителем другие структурные подразделения, деятельность которых направлена на осуществление целей Центра.
4.11. Центр имеет право оказывать платные услуги, перечень которых утверждается в соответствии с действующим законодательством.
Платные услуги оказываются только на добровольной основе на условиях полной оплаты.
Оказание платных услуг Центром осуществляется на основании договора в каждом случае персонально, на определенный срок.
Договор является отчётным документом, оформляется в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу: экземпляр заказчика и поставщика платных услуг.
Денежные средства, взимаемые за предоставление платных услуг, зачисляются на счет Центра и расходуются в порядке, установленном действующим законодательством
5. Управление Центром
5.1. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
5.2. Государственное и муниципальное учреждение возглавляет руководитель в лице директора. В государственном учреждении директор назначается на должность и освобождается от должности управлением социальной защиты населения Белгородской области по согласованию с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области на основании заключенного с ним срочного трудового договора (контракта). В муниципальном учреждении директор назначается на должность и освобождается от должности учредителем в соответствии с действующим законодательством.
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
5.3. Директор Центра по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует по принципу единоначалия.
5.4. Директор действует в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, правовыми актами Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации, управления социальной защиты населения Белгородской области и муниципального образования, на территории которого расположен Центр, настоящим Уставом и трудовым договором.
5.5. Директор представляет интересы учреждения, совершает сделки от имени Центра, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Центра.
Директор Центра в пределах своей компетенции распоряжается имуществом учреждения, заключает договоры, в том числе и трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, распоряжается средствами, утверждает штатное расписание.
5.6. Директор несет персональную ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Положением о Центре.
5.7. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждается общим собранием работников Центра.
5.8. При Центре создаётся попечительский совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Трудовой коллектив Центра
6.1. Трудовой коллектив Центра составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.
6.2. Отношения работников и Центра, возникшие на основе трудового договора, регулируются коллективным договором, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.3. Трудовой коллектив Центра:
- рассматривает вопрос о необходимости заключения коллективного договора с администрацией Центра и, в случае принятия такого решения, утверждает его;
- рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
- определяет порядок проведения собрания (конференции) трудового коллектива и нормы представительства;
- принимает решение о создании постоянно действующего органа, осуществляющего полномочия трудового коллектива, или наделении такими полномочиями существующего в Центре органа;
- принимает решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. На работников Центра распространяются ограничения, предусмотренные статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 06.08.2019 № 345-пп)
7. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность Центра
7.1. Имущество Центра является государственной или муниципальной собственностью Белгородской области и закреплено в установленном порядке за учреждением на праве оперативного управления собственником или уполномоченным органом (далее – Собственник).
Земельный участок, необходимый для выполнения Центром уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7.2. Центр владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за Центром, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иным правовым актом. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Белгородской области, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Центра в соответствии с решением Собственника.
7.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:
- имущество, закрепленное за Центром на праве оперативного управления в установленном порядке;
- имущество, приобретенное за счет финансовых средств Центром, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности;
- доход, полученный Центром от приносящей доход деятельности;
- субсидии из областного или муниципального бюджета;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
- иные источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.4. Финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания Центром осуществляется в виде субсидий из областного или муниципального бюджета.
7.5. Привлечение Центром дополнительных средств не влечет за собой снижения абсолютных размеров финансирования за счет средств областного и муниципального бюджетов.
7.6. Финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за Центром Собственником, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.
7.7. При осуществлении права оперативного управления имуществом Центр обязан:
- эффективно использовать имущество;
- обеспечить сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
- не допускать ухудшение технического состояния имущества. Это требование не распространяется на ухудшение, связанное с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации.
7.8. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления, осуществляется учредителем в установленном Собственником порядке
7.9. Центр осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.10. Центр не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
8. Реорганизация, ликвидация, изменение типа Центра
8.1. Деятельность Центра может быть прекращена путем реорганизации и ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
8.2. Центр может быть реорганизован или преобразован в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
Изменение типа Центра осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области.
8.3. Имущество Центра, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передаётся ликвидационной комиссией Собственнику для дальнейшего распоряжения им в установленном порядке, если иное не установлено в решении Правительства Белгородской области или органов местного самоуправления о ликвидации Центра.
8.4. При реорганизации и ликвидации Центра, изменении его типа сотрудникам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
8.5. Центр считается прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Приложение № 2
Утверждено
постановлением Правительства
Белгородской области
от 23 апреля 2019 г.
№ 157-пп
Примерное штатное расписание
многопрофильного центра социальной помощи семье и детям «Семья»
1. Аппарат Центра
Наименование должности
Количество штатных единиц
Руководитель (директор)
1,0
Заместитель руководителя (директор)
1,0
Главный бухгалтер
1,0
Бухгалтер
1,0
Заведующий хозяйством
1,0
Специалист по торгам
1,0
Делопроизводитель
0,5
Специалист по кадрам
1,0
Программист
0,5
Инженер по охране труда
0,5
Медицинская сестра
3,0
Юрисконсульт*
1,0
Педагог-психолог*
1,0
Заведующий складом
1,0
Рабочий по стирке и ремонту одежды
1,0
Слесарь-сантехник
0,5
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
1,0
Уборщик служебных помещений (по норме)
1,0
Кладовщик
1,0
Сторож (вахтер)
4,0
Кастелянша
1,0
Водитель автомобиля (на 1 автомобиль)
1,0
Повар
2,0
Оператор газовой котельной (сезонная работа)
4,0
Электрик
0,5
Подсобный рабочий
1,0
Дворник
1,0
ИТОГО:
33,5
2. Отделение приема несовершеннолетних
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
4,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
6,0
3. Отделение ранней профилактики семейного неблагополучия,
содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
2,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
4,0
4. Отделение социального сопровождения семей с детьми
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заместитель директора - заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе (1,0 ставки на 7,0 тыс. населения)
3,0
Социальный педагог
2,0
Педагог-психолог
1,0
ИТОГО:
7,0
5. Консультационно-диагностическое отделение
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Педагог-психолог
1,0
Юрисконсульт
1,0
Социальный педагог
1,0
ИТОГО:
4,0
6. Отделение социальной реабилитации – специализированное структурное образовательное подразделение
(одна группа)
Наименование должности
Количество штатных единиц
Старший воспитатель – заведующий отделением
1,0
Воспитатель
3,5
Педагог дополнительного образования
1.0
Музыкальный руководитель
1,0
Помощник воспитателя
2,0
ИТОГО:
8,5
7. Социальная гостиница для семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением
1,0
Специалист по социальной работе
3,0
ИТОГО:
4,0
ВСЕГО:
67,0
* единицы вводятся при исключении из штатного расписания консультативно-диагностического отделения
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.05.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 040.000.000 Семья, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: