Основная информация
Дата опубликования: | 23 сентября 2008г. |
Номер документа: | ru45000200800289 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Курганская область |
Принявший орган: | Курганская областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Постановление
Курганской областной думы
от 23 сентября 2008 года № 3403
О целевой программе Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы»
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области» Курганская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую программу Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Курганской области внести в указанную целевую программу изменения в соответствии с заключениями правового управления и Контрольно-счетной палаты Курганской областной Думы.
3. Направить настоящее постановление в Правительство Курганской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
Председатель
Курганской областной Думы М.Н.Исламов
город Курган
Приложение к постановлению
Курганской областной Думы
от 23.09.2008г. № 3403
«О целевой программе
Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008-2012 годы»
Целевая программа Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Паспорт целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы» (далее - Программа)
Наименование Программы:
Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Южно-Уральская железная дорога-филиал ОАО «Российские железные дороги» (по согласованию).
Задачи Программы:
Оказание помощи организациям, обеспечивающимсоциально значимые перевозки пассажиров, в приобретении подвижного состава.
- объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом - 8,1 млн. пассажиров, в т.ч.: в пригородном сообщении - 4,9 млн. пассажиров в год.
Программа рассчитана на 2008-2012 годы. На первом этапе (2008 - 2009 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей и поиск источников инвестиций для развития транспорта, на втором этапе (2010-2012 годы) развитие транспортной системы будет направлено на повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.
7902,4 млн. рублей в ценах 2008 года, в том числе:
10 млн. рублей - за счёт средств областного бюджета;
7892,4 млн. рублей - за счет средств организаций (по согласованию), носят прогнозный характер *.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам и этапам указаны в приложении 1 к Программе.
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» (по согласованию), автотранспортные организации Курганской области (по согласованию), ОАО «Аэропорт Курган» (по согласованию), ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» (по согласованию), ОАО «Уралтранснефтепродукт» (по согласованию).
1. Введение
Транспортная система является важной составляющей экономики региона и рассматривается как одна из отраслей, стабильное функционирование которой влияет на развитие Курганской области.
Транспортная система Курганской области объединяет в себе железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, является составляющей частью транспортной системы страны и осуществляет пассажирское сообщение и перевозку грузов.
Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. На транспорте были проведены структурные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация и переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. При этом существенным фактором развития транспортной системы Курганской области являются региональные особенности экономики. В связи с этим в сфере транспорта Курганской области появились новые задачи и накопились вопросы, которые требуют внимания и своевременного решения.
Для определения приоритетов развития транспортной системы, изучения образовавшихся проблем в транспортной системе Курганской области и выработки мер по их решению Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области совместно с Южно-Уральской железной дорогой - филиалом ОАО «Российские железные дороги» разработали целевую программу «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы». Программа направлена на объединение усилий всех участников транспортной системы региона и заинтересованных сторон для достижения максимальной эффективности работы транспорта и реализации разработанных мероприятий.
Программа основана на действующей нормативной правовой базе.
В ходе разработки Программы использовались данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области, были учтены предложения органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, предложения кафедры «Автомобильный транспорт и автосервис» Курганского государственного университета, а также предложения транспортных организаций.
2. Анализ транспортной системы Курганской области
2.1. Геоэкономическое положение Курганской области
Геоэкономическое положение Курганской области на Евроазиатском континенте существенно сказывается на состоянии и перспективах развития Курганской области в целом и транспортной системы в частности.
Курганская область занимает территорию площадью 71,5 тыс. кв. км и располагается на юге Западно-Сибирской равнины, большей частью в зоне лесостепей.
Протяженность Курганской области с севера на юг - 290 км, с запада на восток - 430 км.
Область имеет статус приграничной, южная сторона области является государственной границей России с Казахстаном. На западе, севере и востоке Курганская область соседствует с Челябинской, Свердловской и Тюменской областями.
Расстояние от Кургана до столицы России Москвы - 1973 км, до областных центров Уральского федерального округа Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени соответственно 362 км., 266 км., 206 км.
В настоящее время в Курганской области доминируют такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство и другие.
В таблице 1 приведён общий оборот организаций по видам экономической деятельности, вносящих наибольший вклад в экономику региона.
Таблица 1
Оборот организаций Курганской области по видам экономической деятельности по итогам 2007 года
В действующих ценах
Виды экономической деятельности
Январь- декабрь
2007 г.,млн. руб.
Январь -
декабрь 2007 г.
в % к январю - декабрю 2006 г.
Всего
в том числе организации с основным видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
рыболовство, рыбоводство
добыча полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
строительство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
гостиницы и рестораны
транспорт и связь
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное
социальное обеспечение
образование
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
Структура наиболее значимых видов экономической деятельности организаций в Курганской области приведена в диаграмме:
(Графическое изображение диаграммы хранится на бумажном носителе)
2.2. Транспортная система в Курганской области
Транспортная система в Курганской области включает железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный виды транспорта. Доля её в валовом региональном продукте составляет 10 %. Грузооборот на транспорте по итогам 2007 года достиг 54 млрд. т.км, где 99% принадлежат железнодорожному транспорту. В 2007 году всеми видами транспорта в области перевезено 103,7 млн.человек.
Железнодорожный транспорт общего пользования в Курганской области представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. Протяжённость железнодорожных путей по Курганской области составляет 809 километров. Проходящая через Курганскую область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В 2007 году железнодорожным транспортом перевезено 7,9 млн. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении - 4,8 млн. пассажиров.
Автомобильный транспорт Курганской области объединяет 177 тыс. автомобилей. Более 400 хозяйствующих субъектов, осуществляя перевозки пассажиров на основании лицензий, эксплуатируют 1990 автобусов. В 2007 году автомобильным транспортом было перевезено 81,7 млн. пассажиров и 8,6 млн. тонн грузов.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Курганской области составляет 700 километров, областного значения - 8077 километров, в том числе с твёрдым покрытием - 5817 километров, или 72%. Кроме того, в Курганской области функционирует значительная сеть муниципальных дорог.
Авиационный транспорт в Курганской области представляют ОАО «Аэропорт Курган» и авиакомпания ООО «СИБИА». В 2007 году в Курганской области авиационным транспортом было перевезено 12,4 тыс. человек.
Трубопроводный транспорт в Курганской области представлен ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» и ОАО «Уралтранснефтепродукт». По территории области проходят 2260 километров трубопроводов. Трубопроводный транспорт обеспечивает транзит нефти и нефтепродуктов через Курганскую область.
2.2.1. Транспортные перевозки в Курганской области
Пассажирские перевозки
Для организации пригородных и межмуниципальных перевозок принято постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 37 «Об организации транспортного обслуживания населения Курганской области автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения».
Органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в соответствии с полномочиями, возложенными на них Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организуют внутримуниципальные пассажирские перевозки.
Пассажирские потоки в Курганской области в основном повторяют форму административного устройства Курганской области и их можно разделить на следующие:
1) пассажирские потоки уровня поселения - сосредоточены внутри городских и сельских поселений;
2) пассажирские потоки уровня городского округа - сосредоточены внутри городских поселений, которые не входят в состав муниципального района;
3) пассажирские потоки уровня муниципального района - обеспечивают связь поселений с районными центрами;
4) пассажирские потоки пригородного и межмуниципального уровня - обеспечивают связь населения между городскими и пригородными поселениями и между городскими и сельскими поселениями разных муниципальных районов;
5) пассажирские потоки межобластного уровня - обеспечивают связь городских и сельских поселений Курганской области с городскими и сельскими поселениями других субъектов Российской Федерации.
Общее количество пассажирских автобусных маршрутов, действующих в Курганской области в 2007 году, составило 360, из них межмуниципальных - 80. Регулярность движения транспорта во всех сообщениях за 2007 год составила 89,9%. Регулярным автобусным сообщением охвачено 950 населенных пунктов, что составляет 77,6%.
В Курганской области ежедневно выполняется 28 маршрутов железнодорожных поездов. Для обеспечения пригородных пассажирских железнодорожных перевозок действует 13 ежедневных и 5 дополнительных маршрутов.
Авиационные перевозки в Курганской области обеспечивает ОАО «Аэропорт Курган». Авиационные перевозки выполняются по маршрутам Москва-Курган и Курган-Москва, в летний период - по маршруту Курган-Сочи.
Перевозки пассажиров на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения выполняются автомобильным и железнодорожным транспортом. Организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения осуществляется Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги и регулируется ОАО «РЖД». Организация автомобильных пассажирских перевозок межмуниципального сообщения осуществляется Правительством Курганской области.
Перевозки межобластного уровня выполняются железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Организация перевозок железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом межобластного уровня осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Грузовые перевозки
Основные виды перевозки грузов в Курганской области представляют:
1) транзитные грузовые перевозки;
2) грузоперевозки, обеспечивающие промышленное производство области;
3) грузоперевозки, обеспечивающие сельскохозяйственное производство;
4) грузоперевозки, обеспечивающие оптовую и розничную торговлю;
5) грузоперевозки, обеспечивающие потребности населения области.
Грузоперевозки, осуществляемые в Курганской области, по регулярности можно разделить на плановые (регулярные), сезонные и разовые.
В процессе перевозки грузов в Курганской области задействован железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Эти виды транспорта объединяют значительное количество организаций-перевозчиков.
3. Проблемы отдельных видов транспорта и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в развитии транспортной системы
3.1. Железнодорожный транспорт
В Курганской области железнодорожные перевозки осуществляет Курганское отделение филиала «Южно-Уральская железная дорога» ОАО «РЖД». Это устойчиво работающая, развивающаяся организация, вносящая свой вклад в бюджет области. Иные виды транспорта в Курганской области не представляют конкуренцию железнодорожным перевозкам.
В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» приступило к III этапу структурной реформы. Началось формирование независимых операторов перевозки пассажиров и грузов. Правительство Курганской области в пределах своей компетенции принимает меры по решению задач структурной перестройки.
Проблемы железнодорожного транспорта в Курганской области можно разделить на два уровня: федеральный и областной.
К проблеме федерального уровня относится проблема, связанная с участком железной дороги в восточном направлении, который частично расположен на территории республики Казахстан и относится к одному из грузонапряжённых. На этом участке функционирует таможенный контроль, работа которого ведёт к задержке поездов на 1 час и увеличению эксплуатационных расходов. Решением данной проблемы является строительство участка железной дороги в направлении Курган - Петухово - Называевская в обход российско-казахстанской границы. Реализация этого проекта требует значительных денежных средств, которые может предоставить только государство. Строительство обходов позволит увеличить пропускную способность Курганского отделения железной дороги и даст возможность перераспределить грузопотоки с северных путей на пути Курганского отделения железной дороги.
На уровне Курганской области существует ряд проблем в организации железнодорожных перевозок. Часть этих проблем возникает в процессе взаимоотношения Курганского отделения железной дороги с рядом организаций, являющихся неплатёжеспособными.
Проблемы в сфере железнодорожного транспорта в Курганской области можно объединить в следующие группы:
- отсутствие, неудовлетворительное состояние линейных сооружений (вокзалов, пассажирских платформ)
- длительные остановки пассажирских транзитных поездов в восточном направлении в пунктах таможенного контроля при пересечении российско-казахстанской границы в двух местах, так как из-за изменения государственной границы участок железной дороги оказался на территории Республики Казахстан;
недостаточное развитие инфраструктуры отдельных грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющих работу в Курганской области (отсутствие вагонных весов у предприятий);
- задержка некоторыми организациями оплаты за проведённые железной дорогой работы по техническому обслуживанию весового хозяйства;
в некоторых организациях не ведутся работы по приведению в надлежащее состояние технических устройств на железнодорожных путях необщего пользования для обеспечения безопасности движения и сохранности вагонного парка (замена кранового хозяйства, установка габаритных ворот, смотровые эстакады, строительство повышенного пути и т. д.);
- не решаются вопросы приведения в надлежащее состояние и поддержки на должном уровне подходов автомобильных дорог, находящихся в ведении отдельных организаций и муниципальных образований.
3.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный пассажирский транспорт
Пассажирское сообщение на территории области осуществляется преимущественно автомобильным пассажирским транспортом. Эта услуга выполняется силами автотранспортных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
До 80% пассажиров от общего числа перевозимых в Курганской области перевозится в областном центре. Именно в областном центре сосредоточено максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов. Другая сторона роста числа городских маршрутов - это скученность автобусов на маршрутах, на остановках, большая плотность графиков движения, что снижает безопасность перевозок.
В Курганской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества автомобильной техники. Общее количество автомобилей, зарегистрированных на конец 2006 года, составляет 177 тыс. штук. Ежегодный прирост легковых автомобилей составляет 2% от общего количества легковых автомобилей (160 тыс. единиц), а грузовых - 0,7 % от общего количества грузовых автомобилей (17 тыс. единиц), что в ближайшее время остро поставит вопрос об экологической безопасности населения городов от выхлопных газов.
Индивидуальные предприниматели снижают требования к нормам безопасности перевозки пассажиров, при этом отсутствует должный контроль за перевозчиками со стороны организаторов перевозок.
Проблемы пассажирских перевозок можно объединить в следующие группы:
убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;
значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;
недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;
недостаточный контроль организаторов перевозок за организациями-перевозчиками (автотранспортными организациями, индивидуальными предпринимателями);
увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов;
большие расходы автотранспортных организаций на ГСМ;
рост загазованности воздушного пространства в городах автомобильными выхлопными газами;
отсутствие в муниципальных образованиях Курганской области достаточного количества дорог с твёрдым покрытием.
Автомобильный грузовой транспорт
В Курганской области в настоящее время нет достаточного спроса на работу грузовой автотранспортной техники, что влечёт за собой поиск работы для грузового транспорта в соседних регионах.
Возрастающие транзитные автомобильные перевозки через Курганскую область незначительно загружают курганских перевозчиков.
3.3. Авиационный транспорт
В ОАО «Аэропорт Курган» наполняемость рейсов держится в пределах 40% и ниже, что сводит производственную деятельность по перевозке пассажиров в лучшем случае к нулевому балансу.
Проблемы авиационного транспорта в Курганской области можно объединить в следующие группы:
- отсутствие достаточного спроса на авиационные перевозки в Курганской области;
не развита сеть авиационных маршрутов;
высокая стоимость авиабилета.
3.4. Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт, расположенный на территории Курганской области, находится в собственности организаций ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» и ОАО «Уралтранснефтепродукт». Трубопроводный транспорт в Курганской области имеет длительный срок эксплуатации, поэтому вопрос надёжности работы трубопроводного транспорта ставится на первое место.
В необходимых размерах финансируются работы по диагностике, реконструкции и техническому перевооружению трубопроводных магистралей и трубопроводного хозяйства. Организационные вопросы, возникающие при эксплуатации магистральных трубопроводов, решаются организациями трубопроводного транспорта оперативно.
Мероприятия по развитию, реконструкции, техперевооружению, капитальному ремонту трубопроводов и поддержанию в безопасном состоянии трубопроводного транспорта разработаны эксплуатирующими организациями и планомерно внедряются.
3.5. Проблемы развития транспортной системы поселений и муниципальных районов Курганской области
Проблемы поселений и муниципальных районов в сфере развития транспортных систем сводятся в основном к двум причинам: отсутствие достаточного количества собственных финансовых средств в бюджетах поселений и муниципальных районов, низкий платежеспособный спрос на услуги транспорта.
4. Приоритетные виды деятельности транспортных организаций в Курганской области
Развитие пассажирского и грузового транспорта и оптимизация перевозочных схем в Курганской области выдвигают на передний план следующие приоритетные виды деятельности:
упорядочение работы межмуниципального, пассажирского транспорта, совершенствование системы управления пассажирским транспортом;
использование автобусов большой вместительности на маршрутах с большим пассажиропотоком;
перевод двигателей автобусного парка на работу на сжиженном газе в городах с целью снижения вредной экологической нагрузки на население;
обновление автобусного парка: приобретение более комфортного, безопасного, экономичного автотранспорта;
улучшение производственных показателей для всех участников перевозочного процесса независимо от форм собственности: коэффициентов технической готовности и использования автобусов, снижение производственных затрат, увеличение доходов и повышение заработной платы.
5. Цели и задачи развития транспортной системы в Курганской области на 2008 - 2012 годы и ожидаемые результаты
Целями Программы являются:
1) создание условий для развития транспорта в Курганской области;
удовлетворение спроса на транспортные услуги в Курганской области;
обеспечение качества и безопасности транспортных перевозок.
снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
формирование единой гармоничной транспортной системы для обеспечения единого экономического пространства.
Для достижения заданных целей предполагается решить ряд задач:
формирование сети пассажирского сообщения в Курганской области, предусматривающей увязку всех видов транспорта;
2) оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере автотранспорта в приобретении автобусов;
3) совершенствование нормативной правовой базы Курганской области для развития транспортных перевозок в Курганской области;
4) оказание методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в организации транспортного обслуживания населения;
5) обеспечение финансирования в пригородном железнодорожном комплексе Курганской области за период 2008 - 2012 гг. - 0,550 млрд. руб., в том числе:
- за счет средств областного бюджета - долевое финансирование строительства
вокзала станции Юргамыш в сумме 0,010 млрд. руб. с оформлением права долевой собственности Курганской области после окончания строительства объекта;
- за счет средств ОАО «РЖД» - 0, 540 млрд. руб. * (по согласованию).
Затраты
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Капитальныйремонт
Капитальноестроительство
в том числе:- за счет средствОАО «РЖД»
6) обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса населения на железнодорожные пассажирские перевозки и качественное предоставление услуг по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях;
7) обеспечение расширения комплекса и объема осуществляемых работ и оказываемых услуг по перевозке пассажиров и грузов, повышения их качества с учетом индивидуальных особенностей и интересов Курганской области;
8) определение и обеспечение соблюдения графика движения пригородных пассажирских поездов в соответствии с пассажиропотоками, потребностями населения региона и на основании договоров об организации транспортного обслуживания населения региона;
9) обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса организаций, находящихся на территории Курганской области, и населения на перевозки грузов;
10) проведение мероприятий по сокращению сроков доставки грузов, прежде всего за счет организации перевозок кольцевыми замкнутыми маршрутами, обеспечение наличия необходимой пропускной способности при массовой перевозке грузов;
11) способствование реализации мероприятий по:
- строительству путевых развязок в разных уровнях при пересечении железнодорожных путей с автомобильными дорогами;
- закрытию малоинтенсивных железнодорожных переездов;
- ограждению железнодорожных путей на участках со скоростным движением поездов;
- оборудованию железнодорожных путей необщего пользования техническими устройствами предотвращения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты приема, отправления и пропуска поездов.
12) оказание в пределах своей компетенции Правительством Курганской области содействия ОАО «Аэропорт Курган» в поддержании и развитии авиаперевозок в Курганской области;
13) продолжение в пределах своей компетенции Правительством Курганской области работы по обеспечению безопасности трубопроводного транспорта.
Результатом выполнения Программы станут:
- устойчивое развитие транспортной системы в Курганской области и обеспечение межвидовой увязки;
- обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса на железнодорожные грузовые перевозки и качественное предоставление услуг по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях;
- формирование сети регулярных автомобильных пассажирских межмуниципальных маршрутов в Курганской области;
- обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
6. Система мероприятий, направленных на реализацию целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Система программных мероприятий представлена пятью направлениями.
Первое направление: нормативное правовое обеспечение развития транспортной системы Курганской области - включает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения в целях развития транспортной деятельности в Курганской области.
Второе направление: мероприятия организаций автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта Курганской области, направленные на развитие транспортной деятельности.
Третье направление: организационные и методические мероприятия. Эти мероприятия проводит Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области.
Четвёртое направление: организация сети маршрутов, охватывающей большую часть населённых пунктов Курганской области. Эти мероприятия направлены на удовлетворение потребности жителей в транспортных услугах и взаимоувязку различных видов транспорта.
Пятое направление: методическая помощь автотранспортным организациям и индивидуальным предпринимателям.
Мероприятия по реализации целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы» и перечень предлагаемых к реализации проектов по развитию и обновлению хозяйства Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги на 2009-2012 годы указаны в приложении 1,2 к Программе.
7. Механизм реализации целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Механизм реализации программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы» включает комплекс организационных и экономических мер, которые предусматривают:
формирование единого правового поля в сфере развития транспортных услуг;
системный мониторинг деятельности транспортных организаций Курганской области в части удовлетворения населения и организаций Курганской области в транспортных услугах;
открытость для участия инвесторов в реализации Программы.
8. Технико-экономическое обоснование и оценка ожидаемой эффективности целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Объемы финансирования программы направлены, прежде всего, на повышение эффективности и качества транспортного обслуживания населения, формирование устойчивой сети пассажирского сообщения в Курганской области.
Обеспечение финансирования в пригородном железнодорожном комплексе Курганской области за период 2008 - 2012 гг. предусматривает 0,550 млрд. руб., в том числе за счет средств ОАО «РЖД» - 0,540 млрд. руб., за счет средств областного бюджета - 0,010 млрд. руб. - долевое финансирование строительства вокзала станции Юргамыш с оформлением права долевой собственности Курганской области после окончания строительства объекта.
Затраты направлены на капитальный ремонт и капитальное строительство объектов.
К 2012 году за счёт проведения комплекса работ по развитию и модернизации транспортной системы, совершенствования системы управления будут достигнуты следующие результаты:
- повышение регулярности движения пассажирского транспорта на 3%;
- увеличение охвата автобусным сообщением населённых пунктов на 10%;
- удовлетворение спроса населения на автомобильные пассажирские перевозки;
- объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом - 8,1 млн. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении - 4,9 млн. пассажиров в год.
9. Организация управления и контроль за реализацией целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Общее руководство реализацией программы «Развитие транспортной системы в Курганской области на 2008-2012 годы» осуществляется Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области.
В целях обеспечения контроля за реализацией Программы Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы и в конце каждого года готовит отчет исполнителей о ходе реализации Программы.
Правительство Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет о выполнении мероприятий Программы в установленном порядке.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году содержит:
- общий объем финансирования Программы, всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень завершенных в течение года мероприятий Программы;
- перечень не завершенных в течение года мероприятий Программы с анализом причин несвоевременного завершения;
- предложения о применении дополнительных источников финансирования и иных способах достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Приложение 1
к целевой программе Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Мероприятия по реализации целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
I. Мероприятия организаций автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта Курганской области, направленные на развитие транспортной деятельности
№
ОАО «Катайскавтотранс» (по согласованию)
Средства организаций(по согласованию)
ОАО «ПАТП №1» (по согласованию)
ОАО «Куртамышская автоколонна 1854» (по согласованию)
ОАО «Регион-АвтоТранс-Курган» (по согласованию)
ОАО «Шадринская автоколонна
№ 1588» (по согласованию)
ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени
Д.А. Черняева» (по согласованию)
ОАО «Регион-АвтоТранс-Курган» (по согласованию)
ОАО «Курганское ПАТП-1» (по согласованию)
ОАО «Курганское ПАТП-1» (по согласованию)
II. Организационные и методические мероприятия
III. Организация сети маршрутов, охватывающей большую часть населенных пунктов Курганской области
№
Приложение 2
к целевой программе Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008-2012 годы»
Перечень предлагаемых к реализации проектов по развитию и обновлению хозяйства Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги на 2009-2012 годы
Место реализации
Наименование объекта (строительство /реконструкция, основные параметры объекта)
Тип вложений
Приблизительная полная стоимость, млн. руб.
Планируемый объем инвестиций, включая проектные работы на всех стадиях,
млн.руб
Назначение, краткое обоснование необходимости капитальных вложений
НОД - 3ст. Просвет
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1932 года в деревянномисполнении морально и физически устарело.
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Иковка
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала
в деревянном исполнении морально и физически устарело
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Качусово
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1914 года в деревянномисполнении морально и физически устарело,
находится в аварийном состоянии
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Каргаполье
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1932 года в деревянномисполнении морально и физически устарело
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Окуневка
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Коновалово
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Бутырское
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
7,50
Здание вокзала отсутствует
ПИР
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2315 км
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2278 км
Всего,
в т.ч.
0,37
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2240 км
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2221 км
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Алакуль (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Пивкино (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Каясан
Всего,
в т.ч.
0,40
5,80
Здание вокзала отсутствует
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Утяк (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,50
5,30
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Курганка (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,50
5,50
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,50
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2347 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2340
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2335 км
Всего,
в т.ч.
0,40
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Чистое (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2364 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2370 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Галкино (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство навеса на остановочном пункте 352 км
Всего,
в т.ч.
0,15
1,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,15
Постановление
Курганской областной думы
от 23 сентября 2008 года № 3403
О целевой программе Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы»
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области» Курганская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую программу Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Курганской области внести в указанную целевую программу изменения в соответствии с заключениями правового управления и Контрольно-счетной палаты Курганской областной Думы.
3. Направить настоящее постановление в Правительство Курганской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
Председатель
Курганской областной Думы М.Н.Исламов
город Курган
Приложение к постановлению
Курганской областной Думы
от 23.09.2008г. № 3403
«О целевой программе
Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008-2012 годы»
Целевая программа Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Паспорт целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы» (далее - Программа)
Наименование Программы:
Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Южно-Уральская железная дорога-филиал ОАО «Российские железные дороги» (по согласованию).
Задачи Программы:
Оказание помощи организациям, обеспечивающимсоциально значимые перевозки пассажиров, в приобретении подвижного состава.
- объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом - 8,1 млн. пассажиров, в т.ч.: в пригородном сообщении - 4,9 млн. пассажиров в год.
Программа рассчитана на 2008-2012 годы. На первом этапе (2008 - 2009 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей и поиск источников инвестиций для развития транспорта, на втором этапе (2010-2012 годы) развитие транспортной системы будет направлено на повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.
7902,4 млн. рублей в ценах 2008 года, в том числе:
10 млн. рублей - за счёт средств областного бюджета;
7892,4 млн. рублей - за счет средств организаций (по согласованию), носят прогнозный характер *.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам и этапам указаны в приложении 1 к Программе.
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» (по согласованию), автотранспортные организации Курганской области (по согласованию), ОАО «Аэропорт Курган» (по согласованию), ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» (по согласованию), ОАО «Уралтранснефтепродукт» (по согласованию).
1. Введение
Транспортная система является важной составляющей экономики региона и рассматривается как одна из отраслей, стабильное функционирование которой влияет на развитие Курганской области.
Транспортная система Курганской области объединяет в себе железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, является составляющей частью транспортной системы страны и осуществляет пассажирское сообщение и перевозку грузов.
Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. На транспорте были проведены структурные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация и переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. При этом существенным фактором развития транспортной системы Курганской области являются региональные особенности экономики. В связи с этим в сфере транспорта Курганской области появились новые задачи и накопились вопросы, которые требуют внимания и своевременного решения.
Для определения приоритетов развития транспортной системы, изучения образовавшихся проблем в транспортной системе Курганской области и выработки мер по их решению Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области совместно с Южно-Уральской железной дорогой - филиалом ОАО «Российские железные дороги» разработали целевую программу «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы». Программа направлена на объединение усилий всех участников транспортной системы региона и заинтересованных сторон для достижения максимальной эффективности работы транспорта и реализации разработанных мероприятий.
Программа основана на действующей нормативной правовой базе.
В ходе разработки Программы использовались данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области, были учтены предложения органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, предложения кафедры «Автомобильный транспорт и автосервис» Курганского государственного университета, а также предложения транспортных организаций.
2. Анализ транспортной системы Курганской области
2.1. Геоэкономическое положение Курганской области
Геоэкономическое положение Курганской области на Евроазиатском континенте существенно сказывается на состоянии и перспективах развития Курганской области в целом и транспортной системы в частности.
Курганская область занимает территорию площадью 71,5 тыс. кв. км и располагается на юге Западно-Сибирской равнины, большей частью в зоне лесостепей.
Протяженность Курганской области с севера на юг - 290 км, с запада на восток - 430 км.
Область имеет статус приграничной, южная сторона области является государственной границей России с Казахстаном. На западе, севере и востоке Курганская область соседствует с Челябинской, Свердловской и Тюменской областями.
Расстояние от Кургана до столицы России Москвы - 1973 км, до областных центров Уральского федерального округа Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени соответственно 362 км., 266 км., 206 км.
В настоящее время в Курганской области доминируют такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство и другие.
В таблице 1 приведён общий оборот организаций по видам экономической деятельности, вносящих наибольший вклад в экономику региона.
Таблица 1
Оборот организаций Курганской области по видам экономической деятельности по итогам 2007 года
В действующих ценах
Виды экономической деятельности
Январь- декабрь
2007 г.,млн. руб.
Январь -
декабрь 2007 г.
в % к январю - декабрю 2006 г.
Всего
в том числе организации с основным видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
рыболовство, рыбоводство
добыча полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
строительство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
гостиницы и рестораны
транспорт и связь
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное
социальное обеспечение
образование
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
Структура наиболее значимых видов экономической деятельности организаций в Курганской области приведена в диаграмме:
(Графическое изображение диаграммы хранится на бумажном носителе)
2.2. Транспортная система в Курганской области
Транспортная система в Курганской области включает железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный виды транспорта. Доля её в валовом региональном продукте составляет 10 %. Грузооборот на транспорте по итогам 2007 года достиг 54 млрд. т.км, где 99% принадлежат железнодорожному транспорту. В 2007 году всеми видами транспорта в области перевезено 103,7 млн.человек.
Железнодорожный транспорт общего пользования в Курганской области представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. Протяжённость железнодорожных путей по Курганской области составляет 809 километров. Проходящая через Курганскую область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В 2007 году железнодорожным транспортом перевезено 7,9 млн. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении - 4,8 млн. пассажиров.
Автомобильный транспорт Курганской области объединяет 177 тыс. автомобилей. Более 400 хозяйствующих субъектов, осуществляя перевозки пассажиров на основании лицензий, эксплуатируют 1990 автобусов. В 2007 году автомобильным транспортом было перевезено 81,7 млн. пассажиров и 8,6 млн. тонн грузов.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Курганской области составляет 700 километров, областного значения - 8077 километров, в том числе с твёрдым покрытием - 5817 километров, или 72%. Кроме того, в Курганской области функционирует значительная сеть муниципальных дорог.
Авиационный транспорт в Курганской области представляют ОАО «Аэропорт Курган» и авиакомпания ООО «СИБИА». В 2007 году в Курганской области авиационным транспортом было перевезено 12,4 тыс. человек.
Трубопроводный транспорт в Курганской области представлен ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» и ОАО «Уралтранснефтепродукт». По территории области проходят 2260 километров трубопроводов. Трубопроводный транспорт обеспечивает транзит нефти и нефтепродуктов через Курганскую область.
2.2.1. Транспортные перевозки в Курганской области
Пассажирские перевозки
Для организации пригородных и межмуниципальных перевозок принято постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 37 «Об организации транспортного обслуживания населения Курганской области автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения».
Органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в соответствии с полномочиями, возложенными на них Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организуют внутримуниципальные пассажирские перевозки.
Пассажирские потоки в Курганской области в основном повторяют форму административного устройства Курганской области и их можно разделить на следующие:
1) пассажирские потоки уровня поселения - сосредоточены внутри городских и сельских поселений;
2) пассажирские потоки уровня городского округа - сосредоточены внутри городских поселений, которые не входят в состав муниципального района;
3) пассажирские потоки уровня муниципального района - обеспечивают связь поселений с районными центрами;
4) пассажирские потоки пригородного и межмуниципального уровня - обеспечивают связь населения между городскими и пригородными поселениями и между городскими и сельскими поселениями разных муниципальных районов;
5) пассажирские потоки межобластного уровня - обеспечивают связь городских и сельских поселений Курганской области с городскими и сельскими поселениями других субъектов Российской Федерации.
Общее количество пассажирских автобусных маршрутов, действующих в Курганской области в 2007 году, составило 360, из них межмуниципальных - 80. Регулярность движения транспорта во всех сообщениях за 2007 год составила 89,9%. Регулярным автобусным сообщением охвачено 950 населенных пунктов, что составляет 77,6%.
В Курганской области ежедневно выполняется 28 маршрутов железнодорожных поездов. Для обеспечения пригородных пассажирских железнодорожных перевозок действует 13 ежедневных и 5 дополнительных маршрутов.
Авиационные перевозки в Курганской области обеспечивает ОАО «Аэропорт Курган». Авиационные перевозки выполняются по маршрутам Москва-Курган и Курган-Москва, в летний период - по маршруту Курган-Сочи.
Перевозки пассажиров на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения выполняются автомобильным и железнодорожным транспортом. Организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения осуществляется Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги и регулируется ОАО «РЖД». Организация автомобильных пассажирских перевозок межмуниципального сообщения осуществляется Правительством Курганской области.
Перевозки межобластного уровня выполняются железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Организация перевозок железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом межобластного уровня осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Грузовые перевозки
Основные виды перевозки грузов в Курганской области представляют:
1) транзитные грузовые перевозки;
2) грузоперевозки, обеспечивающие промышленное производство области;
3) грузоперевозки, обеспечивающие сельскохозяйственное производство;
4) грузоперевозки, обеспечивающие оптовую и розничную торговлю;
5) грузоперевозки, обеспечивающие потребности населения области.
Грузоперевозки, осуществляемые в Курганской области, по регулярности можно разделить на плановые (регулярные), сезонные и разовые.
В процессе перевозки грузов в Курганской области задействован железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Эти виды транспорта объединяют значительное количество организаций-перевозчиков.
3. Проблемы отдельных видов транспорта и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в развитии транспортной системы
3.1. Железнодорожный транспорт
В Курганской области железнодорожные перевозки осуществляет Курганское отделение филиала «Южно-Уральская железная дорога» ОАО «РЖД». Это устойчиво работающая, развивающаяся организация, вносящая свой вклад в бюджет области. Иные виды транспорта в Курганской области не представляют конкуренцию железнодорожным перевозкам.
В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» приступило к III этапу структурной реформы. Началось формирование независимых операторов перевозки пассажиров и грузов. Правительство Курганской области в пределах своей компетенции принимает меры по решению задач структурной перестройки.
Проблемы железнодорожного транспорта в Курганской области можно разделить на два уровня: федеральный и областной.
К проблеме федерального уровня относится проблема, связанная с участком железной дороги в восточном направлении, который частично расположен на территории республики Казахстан и относится к одному из грузонапряжённых. На этом участке функционирует таможенный контроль, работа которого ведёт к задержке поездов на 1 час и увеличению эксплуатационных расходов. Решением данной проблемы является строительство участка железной дороги в направлении Курган - Петухово - Называевская в обход российско-казахстанской границы. Реализация этого проекта требует значительных денежных средств, которые может предоставить только государство. Строительство обходов позволит увеличить пропускную способность Курганского отделения железной дороги и даст возможность перераспределить грузопотоки с северных путей на пути Курганского отделения железной дороги.
На уровне Курганской области существует ряд проблем в организации железнодорожных перевозок. Часть этих проблем возникает в процессе взаимоотношения Курганского отделения железной дороги с рядом организаций, являющихся неплатёжеспособными.
Проблемы в сфере железнодорожного транспорта в Курганской области можно объединить в следующие группы:
- отсутствие, неудовлетворительное состояние линейных сооружений (вокзалов, пассажирских платформ)
- длительные остановки пассажирских транзитных поездов в восточном направлении в пунктах таможенного контроля при пересечении российско-казахстанской границы в двух местах, так как из-за изменения государственной границы участок железной дороги оказался на территории Республики Казахстан;
недостаточное развитие инфраструктуры отдельных грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющих работу в Курганской области (отсутствие вагонных весов у предприятий);
- задержка некоторыми организациями оплаты за проведённые железной дорогой работы по техническому обслуживанию весового хозяйства;
в некоторых организациях не ведутся работы по приведению в надлежащее состояние технических устройств на железнодорожных путях необщего пользования для обеспечения безопасности движения и сохранности вагонного парка (замена кранового хозяйства, установка габаритных ворот, смотровые эстакады, строительство повышенного пути и т. д.);
- не решаются вопросы приведения в надлежащее состояние и поддержки на должном уровне подходов автомобильных дорог, находящихся в ведении отдельных организаций и муниципальных образований.
3.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный пассажирский транспорт
Пассажирское сообщение на территории области осуществляется преимущественно автомобильным пассажирским транспортом. Эта услуга выполняется силами автотранспортных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
До 80% пассажиров от общего числа перевозимых в Курганской области перевозится в областном центре. Именно в областном центре сосредоточено максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов. Другая сторона роста числа городских маршрутов - это скученность автобусов на маршрутах, на остановках, большая плотность графиков движения, что снижает безопасность перевозок.
В Курганской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества автомобильной техники. Общее количество автомобилей, зарегистрированных на конец 2006 года, составляет 177 тыс. штук. Ежегодный прирост легковых автомобилей составляет 2% от общего количества легковых автомобилей (160 тыс. единиц), а грузовых - 0,7 % от общего количества грузовых автомобилей (17 тыс. единиц), что в ближайшее время остро поставит вопрос об экологической безопасности населения городов от выхлопных газов.
Индивидуальные предприниматели снижают требования к нормам безопасности перевозки пассажиров, при этом отсутствует должный контроль за перевозчиками со стороны организаторов перевозок.
Проблемы пассажирских перевозок можно объединить в следующие группы:
убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;
значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;
недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;
недостаточный контроль организаторов перевозок за организациями-перевозчиками (автотранспортными организациями, индивидуальными предпринимателями);
увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов;
большие расходы автотранспортных организаций на ГСМ;
рост загазованности воздушного пространства в городах автомобильными выхлопными газами;
отсутствие в муниципальных образованиях Курганской области достаточного количества дорог с твёрдым покрытием.
Автомобильный грузовой транспорт
В Курганской области в настоящее время нет достаточного спроса на работу грузовой автотранспортной техники, что влечёт за собой поиск работы для грузового транспорта в соседних регионах.
Возрастающие транзитные автомобильные перевозки через Курганскую область незначительно загружают курганских перевозчиков.
3.3. Авиационный транспорт
В ОАО «Аэропорт Курган» наполняемость рейсов держится в пределах 40% и ниже, что сводит производственную деятельность по перевозке пассажиров в лучшем случае к нулевому балансу.
Проблемы авиационного транспорта в Курганской области можно объединить в следующие группы:
- отсутствие достаточного спроса на авиационные перевозки в Курганской области;
не развита сеть авиационных маршрутов;
высокая стоимость авиабилета.
3.4. Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт, расположенный на территории Курганской области, находится в собственности организаций ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» и ОАО «Уралтранснефтепродукт». Трубопроводный транспорт в Курганской области имеет длительный срок эксплуатации, поэтому вопрос надёжности работы трубопроводного транспорта ставится на первое место.
В необходимых размерах финансируются работы по диагностике, реконструкции и техническому перевооружению трубопроводных магистралей и трубопроводного хозяйства. Организационные вопросы, возникающие при эксплуатации магистральных трубопроводов, решаются организациями трубопроводного транспорта оперативно.
Мероприятия по развитию, реконструкции, техперевооружению, капитальному ремонту трубопроводов и поддержанию в безопасном состоянии трубопроводного транспорта разработаны эксплуатирующими организациями и планомерно внедряются.
3.5. Проблемы развития транспортной системы поселений и муниципальных районов Курганской области
Проблемы поселений и муниципальных районов в сфере развития транспортных систем сводятся в основном к двум причинам: отсутствие достаточного количества собственных финансовых средств в бюджетах поселений и муниципальных районов, низкий платежеспособный спрос на услуги транспорта.
4. Приоритетные виды деятельности транспортных организаций в Курганской области
Развитие пассажирского и грузового транспорта и оптимизация перевозочных схем в Курганской области выдвигают на передний план следующие приоритетные виды деятельности:
упорядочение работы межмуниципального, пассажирского транспорта, совершенствование системы управления пассажирским транспортом;
использование автобусов большой вместительности на маршрутах с большим пассажиропотоком;
перевод двигателей автобусного парка на работу на сжиженном газе в городах с целью снижения вредной экологической нагрузки на население;
обновление автобусного парка: приобретение более комфортного, безопасного, экономичного автотранспорта;
улучшение производственных показателей для всех участников перевозочного процесса независимо от форм собственности: коэффициентов технической готовности и использования автобусов, снижение производственных затрат, увеличение доходов и повышение заработной платы.
5. Цели и задачи развития транспортной системы в Курганской области на 2008 - 2012 годы и ожидаемые результаты
Целями Программы являются:
1) создание условий для развития транспорта в Курганской области;
удовлетворение спроса на транспортные услуги в Курганской области;
обеспечение качества и безопасности транспортных перевозок.
снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
формирование единой гармоничной транспортной системы для обеспечения единого экономического пространства.
Для достижения заданных целей предполагается решить ряд задач:
формирование сети пассажирского сообщения в Курганской области, предусматривающей увязку всех видов транспорта;
2) оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере автотранспорта в приобретении автобусов;
3) совершенствование нормативной правовой базы Курганской области для развития транспортных перевозок в Курганской области;
4) оказание методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в организации транспортного обслуживания населения;
5) обеспечение финансирования в пригородном железнодорожном комплексе Курганской области за период 2008 - 2012 гг. - 0,550 млрд. руб., в том числе:
- за счет средств областного бюджета - долевое финансирование строительства
вокзала станции Юргамыш в сумме 0,010 млрд. руб. с оформлением права долевой собственности Курганской области после окончания строительства объекта;
- за счет средств ОАО «РЖД» - 0, 540 млрд. руб. * (по согласованию).
Затраты
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Капитальныйремонт
Капитальноестроительство
в том числе:- за счет средствОАО «РЖД»
6) обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса населения на железнодорожные пассажирские перевозки и качественное предоставление услуг по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях;
7) обеспечение расширения комплекса и объема осуществляемых работ и оказываемых услуг по перевозке пассажиров и грузов, повышения их качества с учетом индивидуальных особенностей и интересов Курганской области;
8) определение и обеспечение соблюдения графика движения пригородных пассажирских поездов в соответствии с пассажиропотоками, потребностями населения региона и на основании договоров об организации транспортного обслуживания населения региона;
9) обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса организаций, находящихся на территории Курганской области, и населения на перевозки грузов;
10) проведение мероприятий по сокращению сроков доставки грузов, прежде всего за счет организации перевозок кольцевыми замкнутыми маршрутами, обеспечение наличия необходимой пропускной способности при массовой перевозке грузов;
11) способствование реализации мероприятий по:
- строительству путевых развязок в разных уровнях при пересечении железнодорожных путей с автомобильными дорогами;
- закрытию малоинтенсивных железнодорожных переездов;
- ограждению железнодорожных путей на участках со скоростным движением поездов;
- оборудованию железнодорожных путей необщего пользования техническими устройствами предотвращения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты приема, отправления и пропуска поездов.
12) оказание в пределах своей компетенции Правительством Курганской области содействия ОАО «Аэропорт Курган» в поддержании и развитии авиаперевозок в Курганской области;
13) продолжение в пределах своей компетенции Правительством Курганской области работы по обеспечению безопасности трубопроводного транспорта.
Результатом выполнения Программы станут:
- устойчивое развитие транспортной системы в Курганской области и обеспечение межвидовой увязки;
- обеспечение удовлетворения платежеспособного спроса на железнодорожные грузовые перевозки и качественное предоставление услуг по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях;
- формирование сети регулярных автомобильных пассажирских межмуниципальных маршрутов в Курганской области;
- обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
6. Система мероприятий, направленных на реализацию целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Система программных мероприятий представлена пятью направлениями.
Первое направление: нормативное правовое обеспечение развития транспортной системы Курганской области - включает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения в целях развития транспортной деятельности в Курганской области.
Второе направление: мероприятия организаций автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта Курганской области, направленные на развитие транспортной деятельности.
Третье направление: организационные и методические мероприятия. Эти мероприятия проводит Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области.
Четвёртое направление: организация сети маршрутов, охватывающей большую часть населённых пунктов Курганской области. Эти мероприятия направлены на удовлетворение потребности жителей в транспортных услугах и взаимоувязку различных видов транспорта.
Пятое направление: методическая помощь автотранспортным организациям и индивидуальным предпринимателям.
Мероприятия по реализации целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы» и перечень предлагаемых к реализации проектов по развитию и обновлению хозяйства Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги на 2009-2012 годы указаны в приложении 1,2 к Программе.
7. Механизм реализации целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Механизм реализации программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008-2012 годы» включает комплекс организационных и экономических мер, которые предусматривают:
формирование единого правового поля в сфере развития транспортных услуг;
системный мониторинг деятельности транспортных организаций Курганской области в части удовлетворения населения и организаций Курганской области в транспортных услугах;
открытость для участия инвесторов в реализации Программы.
8. Технико-экономическое обоснование и оценка ожидаемой эффективности целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Объемы финансирования программы направлены, прежде всего, на повышение эффективности и качества транспортного обслуживания населения, формирование устойчивой сети пассажирского сообщения в Курганской области.
Обеспечение финансирования в пригородном железнодорожном комплексе Курганской области за период 2008 - 2012 гг. предусматривает 0,550 млрд. руб., в том числе за счет средств ОАО «РЖД» - 0,540 млрд. руб., за счет средств областного бюджета - 0,010 млрд. руб. - долевое финансирование строительства вокзала станции Юргамыш с оформлением права долевой собственности Курганской области после окончания строительства объекта.
Затраты направлены на капитальный ремонт и капитальное строительство объектов.
К 2012 году за счёт проведения комплекса работ по развитию и модернизации транспортной системы, совершенствования системы управления будут достигнуты следующие результаты:
- повышение регулярности движения пассажирского транспорта на 3%;
- увеличение охвата автобусным сообщением населённых пунктов на 10%;
- удовлетворение спроса населения на автомобильные пассажирские перевозки;
- объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом - 8,1 млн. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении - 4,9 млн. пассажиров в год.
9. Организация управления и контроль за реализацией целевой программы Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Общее руководство реализацией программы «Развитие транспортной системы в Курганской области на 2008-2012 годы» осуществляется Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области.
В целях обеспечения контроля за реализацией Программы Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы и в конце каждого года готовит отчет исполнителей о ходе реализации Программы.
Правительство Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет о выполнении мероприятий Программы в установленном порядке.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году содержит:
- общий объем финансирования Программы, всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень завершенных в течение года мероприятий Программы;
- перечень не завершенных в течение года мероприятий Программы с анализом причин несвоевременного завершения;
- предложения о применении дополнительных источников финансирования и иных способах достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Приложение 1
к целевой программе Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008 - 2012 годы»
Мероприятия по реализации целевой программы «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 - 2012 годы»
I. Мероприятия организаций автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта Курганской области, направленные на развитие транспортной деятельности
№
ОАО «Катайскавтотранс» (по согласованию)
Средства организаций(по согласованию)
ОАО «ПАТП №1» (по согласованию)
ОАО «Куртамышская автоколонна 1854» (по согласованию)
ОАО «Регион-АвтоТранс-Курган» (по согласованию)
ОАО «Шадринская автоколонна
№ 1588» (по согласованию)
ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени
Д.А. Черняева» (по согласованию)
ОАО «Регион-АвтоТранс-Курган» (по согласованию)
ОАО «Курганское ПАТП-1» (по согласованию)
ОАО «Курганское ПАТП-1» (по согласованию)
II. Организационные и методические мероприятия
III. Организация сети маршрутов, охватывающей большую часть населенных пунктов Курганской области
№
Приложение 2
к целевой программе Курганской области
«Развитие транспортной системы
Курганской области на 2008-2012 годы»
Перечень предлагаемых к реализации проектов по развитию и обновлению хозяйства Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги на 2009-2012 годы
Место реализации
Наименование объекта (строительство /реконструкция, основные параметры объекта)
Тип вложений
Приблизительная полная стоимость, млн. руб.
Планируемый объем инвестиций, включая проектные работы на всех стадиях,
млн.руб
Назначение, краткое обоснование необходимости капитальных вложений
НОД - 3ст. Просвет
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1932 года в деревянномисполнении морально и физически устарело.
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Иковка
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала
в деревянном исполнении морально и физически устарело
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Качусово
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1914 года в деревянномисполнении морально и физически устарело,
находится в аварийном состоянии
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Каргаполье
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Старое здание вокзала постройки 1932 года в деревянномисполнении морально и физически устарело
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Окуневка
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Коновалово
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
0,50
7,00
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3 ст. Бутырское
Строительство служебно-технического здания вокзала блок-модульного типа
Всего,
в т.ч.
7,5
7,50
Здание вокзала отсутствует
ПИР
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2315 км
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2278 км
Всего,
в т.ч.
0,37
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2240 км
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2221 км
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Алакуль (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Пивкино (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,37
4,80
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,37
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Каясан
Всего,
в т.ч.
0,40
5,80
Здание вокзала отсутствует
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Утяк (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,50
5,30
Здание вокзала отсутствует
ПИР
0,50
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Курганка (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,50
5,50
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,50
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2347 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2340
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2335 км
Всего,
в т.ч.
0,40
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте Чистое (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует длине курсируемых электропоездов
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2364 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на остановочном пункте 2370 км (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство пассажирской посадочной платформы на станции Галкино (с устройством навеса)
Всего,
в т.ч.
0,40
5,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,40
НОД - 3
Строительство навеса на остановочном пункте 352 км
Всего,
в т.ч.
0,15
1,20
Не соответствует правилам технической эксплуатации
ПИР
0,15
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Курганская областная общественно-политическая газета "Новый Мир-Документы" № 75 с.2 от 14.10.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 090.070.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: