Основная информация

Дата опубликования: 23 сентября 2009г.
Номер документа: ru76000200900778
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Правительство Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23.09.2009 № 945-п

г. Ярославль

Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы и признании утратившим силу постановления Администрации области от 26.06.2006 № 163

Документ утратил силу: постановление Правительства ЯО от 05.04.2010 № 187-п ru 76000201000215

В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и постановлением Правительства области от 27.08.2008 № 449-п«О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую новую редакцию областной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы.

2. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 26.06.2006 № 163«О комплексной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.

4. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 22 ноября 2006 г. № 79-з«Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 23.09.2009 № 945-п

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

областная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 № СМ-16/2362; от 11.08.2005 № 10-4-12/422 «О национальном проекте»

Куратор Программы

Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области

Ответственный исполнитель Программы

департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК)

Исполнители Программы

органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент АПК

Цель и задачи Программы

целью Программы является поддержка и развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса;

задачи Программы:

- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК);

- поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ);

- поддержка личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ);

- поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее - НО)

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- объём оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК;

- объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах в КФХ, ЛПХ и в НО

Сроки реализации Программы

2007 - 2011 годы

Перечень

подпрограмм

- «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

- «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

- «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

- «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

Объёмы и источники финансирования Программы

- всего 2251,6 млн. рублей,

в том числе:

- средства областного бюджета - 120,6 млн. рублей;

- средства внебюджетных источников - 2131 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение объёма оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом;

- увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах по сравнению с 2006 годом:

в КФХ - на 63,9 процента;

в ЛПХ и в НО - на 15,3 процента

Ответственное лицо для контактов

Филиппов Валентин Леонидович - директор департамента АПК, тел. 31-47-29

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

млн. руб.

Наименование ресурсов

Потребность

Всего по

Программе

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

Финансовые ресурсы

в том числе:

860,1

97,0

153,0

176,1

208,0

226,0

- областной бюджет

79,1

5,0

-

2,1

33,0

39,0

- внебюджетные источники

781,0

92,0

153,0

174,0

175,0

187,0

Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

Финансовые ресурсы

в том числе:

474,0

40,0

74,0

88,0

125,0

147,0

- областной бюджет

18,0

-

-

-

8,0

10,0

- внебюджетные источники

456,0

40,0

74,0

88,0

117,0

137,0

Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

Финансовые ресурсы

в том числе внебюджетные источники

713,0

713,0

97,0

97,0

123,0

123,0

144,0

144,0

166,0

166,0

183,0

183,0

Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или

дачных некоммерческих объединений»

Финансовые ресурсы

в том числе:

204,5

24,0

33,0

41,5

49,5

56,5

- областной бюджет

23,5

4,0

4,0

4,5

5,5

5,5

- внебюджетные источники

181,0

20,0

29,0

37,0

44,0

51,0

Всего по Программе (подпрограммам)

Финансовые ресурсы

в том числе:

2251,6

258,0

383,0

449,6

548,5

612,5

- областной бюджет

120,6

9,0

4,0

6,6

46,5

54,5

- внебюджетные источники

2131,0

249,0

379,0

443,0

502,0

558,0

I. Содержание проблемы

Состояние аграрной сферы оказывает значительное влияние на развитие сельских и городских территорий, а также на социально-экономическое положение области как в настоящее время, так и в перспективе.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, за 2007 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 5,7 процента валового внутреннего продукта Ярославской области.

В 2008 году в области функционировали 334 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 70 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2036 КФХ, 28 СПоК, в том числе 13 - кредитных, 12 - снабженческо-сбытовых, 2 - перерабатывающих, 1 - страховое.

Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 223,5 тысячи, число семей, занятых садоводством и огородничеством, - 166,5 тысячи.

На сельской территории проживает 240,3 тыс. человек или 18,3 процента от общей численности всего населения Ярославской области. В сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 19,5 тыс. человек или 4,9 процента от общей численности работающих по Ярославской области.

Учитывая важность сельского хозяйства для социально-экономического положения государства, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ«О развитии сельского хозяйства» установлено, что государственная аграрная политика направлена «на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий». В этих целях принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Ярославская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, находясь рядом с крупнейшим экономическим центром - Москвой - объёмным агропродовольственным рынком. В сочетании с высоким уровнем потребления сельскохозяйственной продукции и продуктов питания населением и предприятиями области это создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики Ярославской области.

Ярославской области, формирующей сбалансированную эффективную экономику будущего и ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, необходимо иметь высокоразвитое сельское хозяйство.

Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счёт собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания: молоке, яйцах, мясе птицы, картофеле и овощах.

Совокупность перечисленных факторов дает основание для включения агропромышленного комплекса в перечень приоритетных направлений стратегического развития области.

Стратегической целью политики Ярославской области в сфере сельского хозяйства является создание эффективной устойчивой аграрной экономики, основанной на агропромышленном производстве, способном конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и обеспечивать достойный уровень социально-экономического положения сельского и городского населения области.

Анализ развития малых форм хозяйствования дает возможность выделить их сильные стороны:

- деятельность малых форм хозяйствования, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, соответствует стратегическим интересам как государства, так и области;

- малые формы хозяйствования занимают значительный удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, который за 2008 год составил по области 42,7 процента, в том числе в объеме продукции растениеводства - 72 процента, животноводства - 22 процента;

- из среды сельского населения формируются наиболее высокопрофессиональные руководители, специалисты и иные работники сельского хозяйства, что важно для развития отрасли в перспективе;

- малые формы хозяйствования в определенной мере решают проблему занятости и обеспечения относительного материального благополучия населения.

Слабыми сторонами малых форм хозяйствования является:

- высокая трудоемкость производства, низкая производительность труда;

- в силу технической и технологической отсталости малые формы хозяйствования не могут решить проблему обеспечения продовольственной безопасности страны.

Угроза для малых форм хозяйствования состоит в том, что из-за тяжелого физического труда, на котором основана эта форма хозяйствования, и недостаточной государственной поддержки, сельское население перестанет заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такое положение, как минимум, приведет к усилению социально-экономической напряженности в обществе.

Ведение личного хозяйства является крайней мерой, к которому население вынуждено прибегать, не имея других возможностей для обеспечения материального благополучия. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на протяжении длительного периода остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и ниже среднеобластного показателя в среднем в 2 раза.

Способность малых форм хозяйствования решать проблему материального благополучия населения позволяет надеяться, что эта категория товаропроизводителей будет существовать продолжительное время, в течение которого государство найдет пути создания эффективного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.

Учитывая сложности организации крупного эффективного сельскохозяйственного производства, производство в малых формах хозяйствования играет существенную роль в обеспечении населения продовольствием, поддержании его материального благополучия и решении вопроса занятости, что является наиболее значимой стороной данной проблемы.

Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», реализация которого предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому региональным органам власти рекомендовано разработать соответствующие областные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 № СМ-16/2362 и от 11.08.2005 № 10-4-12/422 «О национальном проекте»).

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;

- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.

Сравнительные показатели деятельности малых форм хозяйствования по регионам Центрального федерального округа и Вологодской области указаны в приложении 1к Программе.

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является поддержка и развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- развитие СПоК;

- поддержка КФХ;

- поддержка ЛПХ;

- поддержка НО.

Реализация мероприятий каждой из указанных задач предусматривается в соответствующих подпрограммах:

«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений».

III. Сроки реализации Программы

Достижение показателей и целевых индикаторов, указанных в разделе IV Программы, предусматривается в один этап в течение 2007-2011 годов.

IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующих показателей и целевых индикаторов:

1. Организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2007 - 2011 годах

численность



п/п

Наименование

муниципального

района

Вид деятельности

Всего по Программе

В том числе по годам

основной

дополнительный

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Большесельский

кредитование

1

1

2.

Борисоглебский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

3.

Брейтовский

кредитование

1

1

4.

Гаврилов-Ямский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

5.

Даниловский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

6.

Любимский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

7.

Мышкинский

переработка

сбор сельхозпродукции

1

1

кредитование

1

1

8.

Некоузский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

кредитование

1

1

9.

Некрасовский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

10.

Первомайский

кредитование

1

1

11.

Переславский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

12.

Пошехонский

сбор сельхозпродукции

снабжение и сбыт

1

1

13.

Ростовский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

14.

Рыбинский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

кредитование

1

1

15.

Тутаевский

переработка

сбор сельхозпродукции

1

1

16.

Угличский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

17.

Ярославский

снабжение и сбыт

сбор сельхозпродукции

1

1

Итого

кредитование

5

1

2

2

снабжение и сбыт

12

4

1

2

3

2

переработка

2

1

1

Всего

19

6

1

2

5

5

2. Показатели производственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 2007 - 2011 годы



п/п

Наименование

показателя

Единица

измерения

Всего по Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Кредитные потребительские кооперативы

1.1.

Численность кооперативов

колич.

х

10

10

13

17

18

1.2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

1175

1290

1540

1950

2300

1.3.

Численность работников кооперативов

чел.

х

39

42

52

66

80

1.4.

Паевой фонд

млн. рублей

х

47,1

64,0

84,5

107,6

133,7

1.5.

Выдано займов

колич.

7370

1030

1160

1370

1760

2050

1.6.

Объём оказываемых услуг (сумма займов) - всего

в том числе

млн. рублей

1282

143

187

277

384

505

рост по сравнению с показателями предыдущего года

%

х

124

131

148

139

132

в расчёте на 1 кооператив

млн. рублей

х

14,3

18,7

21,3

22,6

28,1

средняя сумма одного выданного займа

тыс. рублей

173,9

138,8

161,2

202,2

218,2

246,4

2. Снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы

2.1.

Численность кооперативов

колич.

х

7

10

14

18

20

2.2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

22

31

45

60

70

2.3.

Численность работников кооперативов

чел.

х

56

84

130

170

210

2.4.

Паевой фонд

млн. рублей

х

0,2

0,3

0,5

0,6

0,7

2.5.

Объём оказываемых услуг - всего

в том числе

млн. рублей

219

13

47

78

110

147

рост по сравнению с показателями предыдущего года

%

х

4,6 раза

3,6 раза

166

141

134

в расчёте на 1 кооператив

млн. рублей

х

1,9

4,7

5,6

6,1

7,4

3. Перерабатывающие потребительские кооперативы

3.1.

Численность кооперативов

колич.

х

2

3

3

4

4

3.2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

6

10

11

15

18

3.3.

Численность работников кооперативов

человек

х

43

56

60

67

75

3.4.

Паевой фонд

млн. рублей

х

0,04

0,12

0,13

0,16

0,2

3.5.

Объём оказываемых услуг - всего

в том числе

млн. рублей

513

82

94

105

112

120

рост по сравнению с показателями предыдущего года

%

х

111

115

112

107

107

в расчёте на 1 кооператив

млн. рублей

х

41

31,3

35,0

28,0

40,0

4. Страховые потребительские кооперативы

4.1.

Численность кооперативов

колич.

х

1

4.2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

5

4.3.

Численность работников кооперативов

человек

х

5

4.4.

Паевой фонд

млн. рублей

х

0,1

4.5.

Объём оказываемых услуг - всего

в том числе

млн. рублей

5,0

5,0

рост по сравнению с показателями предыдущего года

%

х

х

в расчёте на 1 кооператив

млн. рублей

х

5,0

5. Итого по всем видам кооперативов

5.1.

Численность кооперативов

колич.

х

19

23

30

39

43

5.2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

1203

1331

1596

2025

2393

5.3.

Численность работников кооперативов

чел.

х

138

182

242

303

370

5.4.

Паевой фонд

млн. рублей

х

47,34

64,42

85,13

108,36

134,70

5.5.

Объём оказываемых услуг - всего

в том числе

млн. рублей

2019

238

328

460

606

777

рост по сравнению с показателями предыдущего года

%

х

124

138

140

132

128

в расчёте на 1 кооператив

млн. рублей

х

12,5

14,3

15,3

15,5

18,1

3. Показатели сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2004 - 2006 годы и по прогнозу на 2007 - 2011 годы



п/п

Наименование показателя

Единица

измерения

Отчет за год

Всего по Программе

В том числе по годам

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Численность КФХ

колич.

2052

2037

2036

х

2044

2046

2048

2050

2055

2.

Наличие земель - всего

в том числе сельскохозяйственных

угодий

тыс. га

тыс. га

43,8

36,5

43,4

36,1

43,9

36,6

х

х

42,7

35,5

42,3

35,1

41,8

34,8

41,4

34,4

41,0

34,0

3.

Посевные площади - всего

в том числе: зерновые

картофель

овощи

кормовые культуры

га

га

га

га

га

9211

2057

711

157

6286

7357

1062

613

134

5487

6823

795

691

219

5022

х

х

х

х

х

7560

1060

610

135

5700

7600

1000

620

137

5800

7620

900

630

140

5850

7650

800

640

145

6000

7800

700

650

150

6200

4.

Поголовье скота:

- крупный рогатый скот

в том числе коровы

- свиньи

- овцы и козы

из них овцы

- лошади

гол.

гол.

гол.

гол.

гол.

гол.

2534

1250

2319

4736

4624

69

3252

1421

2128

3206

3114

55

2905

1423

2433

3191

3134

62

х

х

х

х

х

х

2350

1030

2050

4450

4350

60

2400

1150

2050

4450

4350

60

2450

1180

2050

4450

4350

60

2500

1200

2100

4500

4400

60

2500

1200

2100

4500

4400

60

5.

Производство:

- зерна

- картофеля

- овощей

- мяса (в убойном весе)

- молока

- яиц

- шерсти

тонн

тонн

тонн

тонн

тонн

млн.шт.

тонн

2505

7145

2988

969

4896

0,88

4,0

1166

8559

3122

791

4855

0,25

3,0

1213

1175

5228

778

5636

0,45

3,0

5120

44430

16910

5050

23420

4,25

20,0

1190

8560

3220

970

4450

0,85

4,0

1120

8640

3280

990

4570

0,85

4,0

1040

8900

3340

1010

4700

0,85

4,0

930

9030

3470

1030

4800

0,85

4,0

840

9300

3600

1050

4900

0,85

4,0

6.

Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах - всего

в том числе на 1 хозяйство

рост к предыдущему году

млн.руб.

тыс.руб.

%

136,3

66,5

113,1

168,7

82,9

124,6

195,2

95,9

115,7

1283,0

х

х

200,0

97,9

102,1

234,0

114,3

116,8

252,0

123,1

107,7

277,0

135,1

109,8

320,0

155,7

115,3

7.

Удельный вес КФХ в производстве продукции сельского хозяйства области

%

1,3

1,4

1,5

1,6

1,4

1,4

1,5

1,6

1,6

4. Показатели сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях за 2004 - 2006 годы и по прогнозу на 2007 - 2011 годы



п/п

Наименование

показателя

Единица

измерения

Отчет за

Всего по Про-грамме

В том числе по годам

2004 г

2005 г

2006 г.

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Численность семей, занятых в ЛПХ и НО

тысяч

392,5

387,7

385,0

х

380,0

375,0

370,0

365,0

360,0

2.

Наличие земель - всего

в том числе

сельскохозяйственных угодий

тыс. га

тыс. га

90,2

85,8

81,3

74,0

82,7

74,8

х

х

86,9

83,7

85,6

83,0

84,3

82,3

83,0

81,6

81,7

81,0

3.

Посевные площади - всего

в том числе:

картофель

овощи

многолетние насаждения

тыс. га

тыс. га

тыс. га

тыс. га

37,7

20,3

7,3

8,2

37,7

20,3

7,3

8,2

38,2

20,3

7,3

10,6

х

х

х

х

37,2

20,1

7,1

8,0

36,9

20,0

7,1

7,9

36,7

19,9

7,0

7,9

36,3

19,8

6,9

7,8

36,0

19,7

6,8

7,7

4.

Поголовье скота:

- крупный рогатый скот

в том числе коровы

- свиньи

- овцы и козы

в том числе овцы

- лошади

тыс. гол

тыс. гол

тыс. гол

тыс. гол

тыс. гол

тыс. гол

36,7

18,9

8,4

24,2

11,4

0,5

34,1

16,2

7,1

20,9

9,7

0,5

32,2

14,1

7,8

20,4

10,1

0,4

х

х

х

х

х

х

35,6

18,0

7,3

21,0

10,0

0,4

35,8

18,2

7,5

21,0

10,0

0,4

36,0

18,4

7,7

21,0

10,0

0,4

36,3

18,5

8,0

21,0

10,0

0,4

36,5

18,7

8,5

21,0

10,0

0,4

5.

Производство:

- картофеля

- овощей

- плодов и ягод

- мяса (в убойном весе)

- молока

- яиц

тыс. т

тыс. т

тыс. т

тыс. т

тыс. т

млн.шт.

168,5

219,8

57,5

12,3

77,6

51,2

239,6

212,3

74,0

11,1

68,6

42,0

243,6

218,4

60,0

10,4

65,1

40,9

1145,0

1102,0

336,0

60,3

405,0

250,0

210,0

216,0

65,0

11,2

78,9

50,0

220,0

218,0

66,0

11,6

79,5

50,0

230,0

220,0

67,0

12,0

80,6

50,0

240,0

223,0

68,0

12,5

82,0

50,0

245,0

225,0

70,0

13,0

84,0

50,0

- шерсти

тонн

15,0

14,0

12,0

72,2

14,3

14,4

14,5

14,5

14,5

6.

Производство продукции сельского хозяйства в действущих

ценах - всего

в том числе на 1 семью

рост по сравнению с показателями предыдущего года

млн. руб.

тыс. руб.

%

6202

15,8

96

6438

16,6

105,0

8162

21,2

127,7

42130

113,9

х

7470

19,7

108,2

7980

21,3

108,1

8370

22,6

106,1

8900

24,4

108,0

9410

26,1

107,0

7.

Удельный вес ЛПХ и НО в производстве продукции сельского хозяйства области

%

59,4

54,6

57,6

х

59,3

59,4

59,4

59,4

59,4

Оценка эффективности и результативности реализации Программы производится в соответствии с методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы, приведенной в приложении 2 к Программе.

В результате реализации Программы предполагается дальнейшее развитие существующих СПоК, КФХ, ЛПХ, НО. В течение 2007-2011 годов намечено организовать ещё 19 различных СПоК, увеличив их количество к концу 2011 года до 33.

Ожидается, что в результате выполнения Программы к 2011 году объём услуг в текущих ценах, оказываемых СПоК, увеличится в 3,3 раза, объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах в КФХ - на 63,9 процента, в ЛПХ и в НО - на 15,3 процента (по сравнению с показателями 2006 года).

Объём услуг, оказываемых СПоК, наряду с ростом числа кооперативов и пайщиков, намечается увеличить до 595 млн. рублей в 2011 году, или в 3,3 раза к уровню 2006 года. Из них 66 процентов или 390 млн. рублей составят услуги потребительских кредитных кооперативов. Общая сумма услуг, оказываемых СПоК на 2007-2011 годы, планируется в размере 2019 млн. рублей. Количество рабочих мест в СПоК к концу 2011 года предусматривается увеличить до 370, что на 258 мест больше уровня 2006 года.

V. Механизм реализации Программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы - Правительство Ярославской области. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и областного бюджетов, осуществляемым финансовыми органами.

Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем Программы - департаментом АПК; исполнителями Программы - органами местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области.

Ответственный исполнитель Программы:

- проводит согласование с департаментом финансов Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных районов возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объёмам и источникам финансирования;

- несёт ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию;

- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические рекомендации по реализации Программы;

- в соответствии со своей компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвует в организации финансирования мероприятий Программы;

- в соответствии с установленным порядком вносит предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;

- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;

- при необходимости передаёт на договорной основе выполнение части своих функций администрациям муниципальных районов Ярославской области для реализации Программы;

- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы, использования бюджетных средств на основе показателей государственной статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, годовых и квартальных отчетов предприятий и организаций агропромышленного комплекса и соответствующих сводных отчетов муниципальных районов Ярославской области и представляет отчёты о реализации Программы в Правительство Ярославской области.

Исполнители Программы - органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области:

- представляют ответственному исполнителю Программы предложения по внесению изменений в Программу;

- осуществляют координацию деятельности участников Программы;

- несут ответственность за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

- разрабатывают муниципальные целевые программы развития сельского хозяйства (далее - муниципальные программы);

- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач муниципальных программ;

- заключают соглашения с Правительством Ярославской области о выполнении основных показателей (индикаторов) муниципальных программ;

- обобщают и анализируют ход реализации мероприятий муниципальных программ, использования бюджетных средств на основе показателей государственной статистической отчетности, годовых и квартальных отчетов предприятий и организаций агропромышленного комплекса и соответствующих сводных отчетов муниципальных районов и представляют отчёты о реализации мероприятий программ в департамент АПК.

Государственную поддержку за счет средств областного бюджета в рамках Программы предусматривается осуществлять в течение 2007-2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» и подразделу 0412 «Другие Вопросы в области национальной экономики», которым утверждаются лими-

ты бюджетных средств. В пределах этих лимитов департамент АПК начисляет и выплачивает субсидии, компенсации и другие меры государственной

поддержки СПоК, КФХ, НО в соответствии с порядками, утвержденными постановлением Администрации области от 03.04.2006 № 52-а «О государственной поддержке программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области».

Средства из муниципальных бюджетов привлекаются на основе соответствующих соглашений, заключаемых в установленном порядке.

Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Информация о Программе и ходе ее реализации в сети Интернет будет размещена на сайте департамента АПК: http://www.adm.yar.ru/apk/.

VI. Перечень программных мероприятий

Программой предусматривается реализация мероприятий в рамках следующих подпрограмм:

«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений».

Корректировка Программы (подпрограмм), в том числе включение в неё новых подпрограмм, осуществляется в установленном порядке по предложению заказчика Программы - Правительства Ярославской области.

1. Мероприятия по организационному обеспечению Программы (подпрограмм)



п/п

Наименование мероприятия (задачи)

в структуре подпрограммы

Сроки

реализации, год

Исполнитель

(в установленном порядке)

1

2

3

4

Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

1.

Организация СПоК - всего

в том числе:

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

- кредитных

2007, 2009-2011

- снабженческо-сбытовых

2007-2011

- перерабатывающих

2007, 2008, 2010

- страховых

2011

1.1.

Доведение до органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность СПоК

2007-2011

1.2.

Проведение семинаров по вопросам организации СПоК

1.3.

Проведение консультационной поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчетности и налогообложения

2.

Обучение и повышение квалификации работников

2007-2011

3.

Расширение информационно-консультационного обеспечения:

3.1.

Организация проведения совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов и главами сельских поселений

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

3.2.

Организация рассмотрения на координационном совете по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области

ежеквартально

2007-2008

департамент АПК

3.3.

Сбор информации для обобщения опыта работы

ежегодно 2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

3.4.

Организация освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы)

2007-2011

4.

Государственная поддержка за счет средств областного бюджета

2007-2011

департамент АПК, департамент финансов Ярославской области

Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

5.

Организация по привлечению КФХ в члены СПоК по оказанию различных видов услуг, включая несельскохозяйственные:

5.1.

Проведение семинаров по вопросам организации СПоК

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

5.2.

Проведение консультационной поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчётности и налогообложения

6.

Оказание практической помощи в углублении специализации по производству сельскохозяйственной продукции

2007-2011

7.

Организация улучшения материально-технической базы

8.

Проведение семинаров с главами КФХ по различным направлениям производственно-финансовой деятельности

2007-2011

9.

Расширение информационно-консультационного обеспечения:

9.1.

Организация проведения совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов и главами сельских поселений

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

9.2.

Сбор информации для обобщения опыта работы

9.3.

Организация рассмотрения на координационном совете по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области

ежеквартально

2007-2008

департамент АПК

9.4.

Оказание информационно-консультационной помощи КФХ через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

9.5.

Организация освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы)

10.

Организация участия в областном конкурсе «За достижения в

предпринимательской деятельности»

ежегодно

2007-2011

11.

Государственная поддержка за счет средств областного бюджета

департамент АПК, департамент финансов Ярославской области

Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

12.

Расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности:

12.1.

Организация по привлечению ЛПХ в члены СПоК

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

12.2.

Проведение консультационной поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения

13.

Расширение информационно-консультационного обеспечения:

13.1.

Организация проведения совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов и главами сельских поселений

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

13.2.

Организация освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы)

Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

14.

Расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности:

14.1.

Организация по привлечению НО в члены СПоК

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

14.2.

Проведение консультационной поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения

15.

Расширение информационно-консультационного обеспечения:

15.1.

Оказание консультаций по различным вопросам деятельности НО

2007-2011

департамент АПК, органы местного самоуправления муниципальных районов

15.2.

Организация участия в областном конкурсе за наилучшие показатели работы в НО

ежегодно

2007-2011

15.3.

Организация освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы)

2007-2011

16.

Государственная поддержка из областного бюджета

2007-2011

департамент АПК, департамент финансов Ярославской области

2. Мероприятия по финансовому обеспечению Программы (подпрограмм) из областного бюджета

млн. рублей



п/п

Наименование мероприятии (задачи)

в структуре подпрограммы

Всего по

Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

1.

Уплата части процентов по привлечённым кредитам

17,6

-

-

-

8,5

9,1

2.

Пополнение фонда кредитных кооперативов

58,1

5,0

-

2,1

23,0

28,0

3.

Компенсация части затрат на приобретение техники и технологического оборудования

3,0

-

-

-

1,3

1,7

4.

Компенсация части затрат на обучение и повышение квалификации кадров

0,4

-

-

-

0,2

0,2

Итого

79,1

5,0

-

2,1

33,0

39,0

Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

5.

Уплата части процентов по привлечённым кредитам

9,1

-

-

-

4,0

5,1

6.

Компенсация части затрат на приобретение техники и племенного скота

6,2

-

-

-

2,7

3,5

7.

Компенсация части затрат на обучение и повышение квалификации кадров

0,4

-

-

-

0,2

0,2

8.

Компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений

1,3

-

-

-

0,6

0,7

9.

Компенсация части затрат, связанных с оказанием консалтинговых услуг

0,4

-

-

-

0,2

0,2

10.

Компенсация части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним

0,6

-

-

-

0,3

0,3

Итого

18,0

-

-

-

8,0

10,0

Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

11.

Обеспечение НО минеральными и органическими удобрениями

8,8

1,5

1,8

2,3

1,6

1,6

12.

Компенсация части затрат на электрификацию и реконструкцию электрических сетей садоводческих объединений

9,3

1,8

1,2

1,7

2,3

2,3

13.

Компенсация части затрат на водоснабжение и реконструкцию водопроводных сетей НО

4,7

0,6

0,9

0,4

1,4

1,4

14.

Организация выставок

0,5

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

15.

Консультационные услуги

0,2

-

-

-

0,1

0,1

Итого

23,5

4,0

4,0

4,5

5,5

5,5

Всего

120,6

9,0

4,0

6,6

46,5

54,5

1. Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

1.1. Содержание проблемы

Основными факторами, сдерживающими организацию СПоК в сельском хозяйстве, являются:

- снижение сельскохозяйственного производства в результате разрушения в ходе перестроечного периода установившихся ранее вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации сельхозпродукции. При этом в худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители, в первую очередь малые формы хозяйствования, так как перерабатывающие и торговые предприятия заняли монопольное положение, диктуя цены на сельскохозяйственную продукцию и ещё более увеличивая диспаритет цен;

- низкая эффективность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства;

- падение финансовой устойчивости и уровня платежеспособности малых форм хозяйствования;

- ограниченный спектр различных видов услуг для успешного ведения сельскохозяйственного производства;

Снижение сельскохозяйственного производства в сельских территориях повлекло за собой сокращение числа рабочих мест и увеличило социальную напряжённость.

Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в объединении финансовых, материальных и трудовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно - малых, а также КФХ, ЛПХ, НО с целью организации СПоК по различным видам деятельности, обеспечения их устойчивого развития и привлечения инвестиций на их развитие.

Сельскохозяйственная потребительская кооперация в свою очередь может развиваться на основе ряда принципов. Наиболее важными являются: добровольность вступления в члены СПоК и свобода выхода из него, справедливое распределение прибыли, расходов и убытков между членами СПоК, демократизм управления. Любой вступающий в СПоК наравне со всеми его членами разделяет экономические и социальные преимущества, а также ответственность за деятельность СПоК.

На организацию СПоК значительное влияние оказывают также степень развития растениеводства и животноводства на данной территории и уровень формирования рыночных отношений, обеспечивающих взаимные интересы участников кооперации.

При организации деятельности малых форм хозяйствования на селе большую роль играют стартовые условия финансирования. В связи с этим особую значимость приобретают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - СКПК), которым предоставляемые займы позволяют развивать хозяйственную деятельность, улучшать материально-техническую базу, приобретать новую технику и оборудование, в том числе на условиях лизинга.

СКПК, предоставляя финансовые услуги, способствуют развитию КФХ, ЛПХ, НО, малого предпринимательства в сельской местности. Развитие малых форм хозяйствования даёт возможность сохранить существующие и создать новые рабочие места, тем самым снизить социальную напряжённость. Организация СКПК большое значение имеет в муниципальных образованиях, где нет других институтов финансовых услуг. Кроме этого, немаловажное значение имеет и фактор привлечения личных средств населения в экономику Ярославской области.

Из всех видов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ярославской области наибольшее развитие в настоящее время получили СКПК. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Ярославской области за 2004-2006 годы представлены в таблице 1:

Таблица 1



п/п

Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г.

в % к

2004 г.

1.

Количество СКПК

6

9

9

150

2.

Количество членов СКПК

895

1146

1558

174

3.

Паевой фонд СКПК, тыс. рублей

6673

22160

8783

132

4.

Количество выданных займов

818

1004

1181

144

5.

Сумма предоставленных займов, тыс. рублей

43341

89477

172800

399

6.

Финансовая помощь за счёт

бюджетных средств, тыс. рублей

в том числе из областного бюджета

1047

1047

10000

10000

7350

6934

702

664

В течение 2004-2006 годов в Ярославской области наблюдался рост основных показателей деятельности СКПК (таблица 1), что подтверждает целесообразность дальнейшего развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в агропромышленном комплексе.

Общее количество членов СКПК составило в 2006 году 1558 человек, что на 74 процента больше уровня 2004 года. За 2006 год СКПК Ярославской области выдали 1181 заём на общую сумму 172800 тыс. рублей, что в 4,0 раза больше, чем в 2004 году. Средняя сумма одного займа в 2006 году возросла по сравнению с 2004 годом на 93,2 тыс. рублей или в 2,8 раза.

Положительную динамику показателей производственно-финансовой деятельности за 2004-2006 годы имеют также перерабатывающий и снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы Ярославской области (таблица 2). Практический опыт показывает, что организация сбыта сельскохозяйственной продукции на кооперативных началах логически связана с организацией её переработки. Объединение усилий по сбыту и переработке продукции обеспечивает повышение её транспортабельности и удлинение сроков хранения, расширяя тем самым возможности для улучшения качества продукции, готовой к потреблению.

Всё это способствует получению пайщиками более высоких доходов и равномерному поступлению денежных средств.

Таблица 2

Показатели работы сельскохозяйственных перерабатывающих и снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов за 2004-2006 годы



п/п

Наименование

показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г.

в % к

2004 г.

1.

Количество потребительских кооперативов - всего

4

4

5

125

2.

Количество членов потребительских кооперативов (юридических и физических лиц)

22

31

47

214

3.

Объём оказываемых услуг, (млн. рублей)

в том числе на 1 потребительский кооператив

50,6

12,3

69,0

17,2

64,0

12,8

126,5

104

4.

Финансовая помощь за счёт

бюджетных средств, млн. рублей

в том числе из областного бюджета

0,012

0,012

0,340

0,340

-

-

-

-

Показатели таблицы 2 свидетельствуют, что существующие СПоК постепенно увеличивают объём оказываемых услуг, несмотря на незначительную финансовую поддержку из бюджета. Имеющееся количество СПоК в настоящее время недостаточно для обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующими видами услуг. Малые формы хозяйствования нуждаются в организации сбора и реализации произведённой продукции. Из-за этого не менее 10-15 процентов полученной продукции, особенно молочной, портится или используется не по назначению, что прямо или косвенно сдерживает производство сельскохозяйственной продукции.

Поэтому большая роль в увеличении объёмов производства сельскохозяйственной продукции и её сохранении в КФХ, ЛПХ и НО отводится СПоК.

1.2. Цель и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является содействие формированию и обеспечению устойчивого развития сети СПоК для оказания услуг по различным видам деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- организация СПоК по различным видам деятельности;

- обучение и повышение квалификации работников;

- расширение информационно-консультационного обеспечения;

- государственная поддержка за счет средств областного бюджета.

Государственная поддержка СПоК, которая предусматривается Программой, будет способствовать их устойчивому функционированию и дальнейшему привлечению финансовых средств из внебюджетных источников, включая инвестиции и реализацию инвестиционных проектов.

Это особенно актуально на первоначальном этапе организации СПоК. Выполнение поставленных задач предполагается вести параллельно с выполнением задач других подпрограмм в течение всего периода реализации Программы в целом.

1.3. Перечень мероприятий подпрограммы

Для выполнения цели и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-20011 годы по развитию СПоК, которые отражены в разделе VI Программы. Данные мероприятия предусматривают:

- организацию СПоК по различным видам деятельности:

доведение до органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов области нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность СПоК;

проведение семинаров по вопросам организации СПоК;

проведение консультационной поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчётности и налогообложения;

- обучение и повышение квалификации работников;

- расширение информационно-консультационного обеспечения:

организация проведения совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов и главами сельских поселений;

рассмотрение на координационном совете по реализации в Ярославской области приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области;

обобщение опыта работы;

обеспечение освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы);

- государственную поддержку за счет средств областного бюджета:

- уплату части процентов по привлечённым кредитам;

- пополнение фонда кредитных кооперативов;

- компенсацию части затрат на приобретение техники и технологического оборудования;

- компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров.

1.4. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит обеспечить создание новых СПоК и их представительств, развитие и повышение экономической эффективности их деятельности. Расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи между предприятиями, КФХ, ЛПХ, НО, а также предпринимателями по производству, переработке и сбыту продукции, сервисному обслуживанию.

Среднегодовые темпы прироста оказания услуг СПоК для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составят не менее 25 процентов. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, в ЛПХ, в НО за счёт деятельности СПоК позволит повысить доходы и уровень жизни сельского населения.

Показатели и целевые индикаторы, достижение которых планируется в результате реализации Программы, отражены в подразделах 1 и 2 раздела IV Программы.

Оценка эффективности и результативности реализации подпрограммы производится в соответствии методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы (приложение 1 к Программе).

2. Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

2.1. Содержание проблемы

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2006 году в Ярославской области зарегистрировано 2036 КФХ. Площадь отведённых им земель составляла 43,9 тыс. га (в среднем по 21,6 га на 1 хозяйство), из которых сельскохозяйственные угодья занимали 36,6 тыс. га, из них пашни - 28,5 тыс. га.

КФХ имели крупного рогатого скота (далее - КРС) - 2905 голов, из них коров - 1403 головы; свиней - 2433 головы, овец и коз - 3191 голову, лошадей - 62 головы.

В 2006 году объём производства сельскохозяйственной продукции в КФХ Ярославской области составлял 195,2 млн. рублей в текущих ценах, что на 15,7 процента больше уровня 2005 года, и на 2,9 процента больше в физическом объёме.

Дальнейшее развитие КФХ сдерживается рядом проблем, основными из которых являются:

- продолжающийся диспаритет цен, который снижает уровень платежеспособности и усугубляет финансовое положение КФХ;

- отсутствие развитой сети СПоК по оказанию различных видов услуг (в первую очередь по сбору, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции);

- распылённость сил и средств большинства КФХ на производство различных видов сельскохозяйственной продукции, что ограничивает применение прогрессивных технологий и рост производительности труда;

- низкий уровень материально-технической базы;

- низкий уровень информационно-консультационного обеспечения;

- недостаточная финансовая поддержка из бюджетов всех уровней.

Вышеуказанные проблемы отрицательно сказываются на эффективности сельскохозяйственного производства, усиливают социальную напряжённость на сельских территориях.

2.2. Цель и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является сохранение и увеличение сельскохозяйственного производства в КФХ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- широкое участие КФХ в организации и деятельности СПоК по оказанию различных видов услуг, включая несельскохозяйственные;

- углубление специализации по производству сельскохозяйственной продукции;

- улучшение материально-технической базы;

- обучение глав КФХ по различным направлениям производственно-финансовой деятельности;

- расширение информационно-консультационного обеспечения;

- государственная поддержка за счет средств областного бюджета.

2.3. Перечень мероприятий подпрограммы

Для выполнения цели и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы по развитию КФХ, перечисленные в разделе VI Программы, которые предусматривают:

- широкое участие КФХ в организации и деятельности СПоК по оказанию различных видов услуг, включая несельскохозяйственные:

проведение семинаров по вопросам организации СПоК;

обеспечение поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчётности и налогообложения;

- углубление специализации по производству сельскохозяйственной продукции;

- улучшение материально-технической базы;

- обучение глав КФХ по различным направлениям производственно-финансовой деятельности;

- расширение информационно-консультационного обеспечения:

проведение совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов области и главами сельских поселений;

обобщение опыта работы;

рассмотрение на координационном совете по реализации в Ярославской области приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области;

оказание информационно-консультационной помощи КФХ через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;

обеспечение освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы);

- участие в областном конкурсе «За достижения в предпринимательской деятельности»;

- государственную поддержку за счет средств областного бюджета:

уплату части процентов по привлечённым кредитам;

компенсацию части затрат на приобретение техники и племенного скота;

компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров;

компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;

компенсацию части затрат, связанных с оказанием консалтинговых услуг;

компенсацию части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.4. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

При реализации подпрограммы предполагается достигнуть к 2011 году объёма производства сельскохозяйственной продукции в КФХ на сумму 320 млн. рублей, с увеличением роста производства на 163,9 процента по сравнению с 2006 годом. Дальнейшее развитие КФХ даст возможность увеличить производство сельскохозяйственной продукции в расчёте на одно хозяйство за этот же период на 63 процента, что значительно выше фактического достигнутого уровня.

Данный рост возможен при условии привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и оказания государственной поддержки из областного бюджета.

Реализация подпрограммы позволит также укрепить материально-техническую базу КФХ и их финансовое положение, повысить профессиональный уровень работников КФХ. Получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи КФХ между собой и другими предпринимателями в сфере производства, переработки и сбыта продукции, а также в оказании других услуг.

Фермерский сектор должен занять прочное положение в агропромышленном комплексе Ярославской области, ожидается повышение его конкурентоспособности на продовольственном рынке.

Показатели и целевые индикаторы, достичь которых планируется при реализации Программы, отражены в подразделе 3 раздела IV Программы.

Оценка эффективности и результативности реализации подпрограммы производится в соответствии методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы (приложение 2 к Программе).

3. Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

3.1. Содержание проблемы

ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2006 году в Ярославской области 385 тыс. семей имели ЛПХ, сады и огороды, общая площадь земельных участков которых составляла 82,7 тыс. га. На каждую семью приходится в среднем по 0,22 га земли. В этом секторе в целом по Ярославской области в 2005 году содержалось: 32,2 тыс. голов КРС или 18,9 процента от общего количества КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе коров - 14,1 тыс. голов или 18,3 процента; а также свиней - 7,8 тыс. голов или 14,1 процента; овец и коз - 20,4 тыс. голов или 74 процента. Данная категория хозяйств в общем объёме производства картофеля по Ярославской области имеет удельный вес, составляющий 81 процент (243,6 тыс. тонн); овощей - 93 процента (218,4 тыс. тонн); мяса в убойном весе - 37 процентов (10,4 тыс. тонн); молока - 24 процента (65,1 тыс. тонн); яиц - 5 процентов (40,9 млн. шт.); шерсти - 76 процентов (12,0 тонн). По разным подсчётам, примерно 15-20 процентов произведённой продукции (в стоимостном выражении) ЛПХ направляют на реализацию.

В целом стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в ЛПХ за 2006 год и исчисленной в текущих ценах, составила 8,2 млрд. рублей, что составляет 58 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Ярославской области. Таким образом, ЛПХ вносят существенный вклад в продовольственный баланс Ярославской области. В этой связи поддержка ЛПХ имеет немаловажное значение в развитии производства сельскохозяйственной продукции и снижении социальной напряжённости.

Сохранению и развитию ЛПХ в настоящее время в немалой степени способствует благоприятный налоговый климат, так как владельцу ЛПХ необходимо платить только налог на землю.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что ЛПХ может быть хорошей базой для дальнейшего развития фермерства и предпринимательства, так как объёмы производства во многих ЛПХ значительно выше, чем в некоторых КФХ.

Большее развитие ЛПХ наблюдается на тех сельских территориях, где расположены нерентабельные и низкорентабельные сельскохозяйственные предприятия. В структуре доходов работников экономически слабых сельскохозяйственных предприятий удельный вес заработной платы снижается, а уровень доходов от ЛПХ растёт. В связи с этим возрастает экономическая роль и значение ЛПХ для семей этих работников. Развитие ЛПХ, особенно на этих сельских территориях, является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера применения их труда в других направлениям существенно ограничена.

Дальнейший рост производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сдерживают следующие основные проблемы:

- продолжающийся диспаритет цен, который снижает уровень доходов ЛПХ и усугубляет их финансовое положение;

- низкий уровень предоставляемых (как по количеству, так и по качеству) услуг (в первую очередь по сбору, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-техническому снабжению). Реализация продукции собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные). Ограниченная возможность в приобретении сортовых семян картофеля и высокопродуктивного маточного поголовья скота снижает эффективность производства сельскохозяйственной продукции.

- трудоемкость выполняемых работ в связи с отсутствием финансовой возможности для приобретения средств малой механизации;

- низкий уровень информационно-консультационного обеспечения;

- недостаточный уровень государственной поддержки из областного бюджета.

Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, которые по уровню развития значительно ниже городских.

3.2. Цель и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ для полного обеспечения собственных нужд.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности;

- широкое участие ЛПХ в организации и деятельности СПоК;

- расширение информационно-консультационного обеспечения.

3.3. Перечень мероприятий подпрограммы

Для выполнения цели и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, перечисленные в разделе VI Программы, которые предусматривают:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности:

обеспечение широкого участия ЛПХ в организации и деятельности СПоК;

обеспечение поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения;

- расширение информационно-консультационного обеспечения:

проведение совещаний по вопросам кредитования с работниками органов управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов области и главами сельских поселений;

обеспечение освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы).

3.4. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит достичь увеличения объёма производства сельскохозяйственной продукции к 2011 году на 15,3 процента по сравнению с 2006 годом, в том числе в расчёте на одну семью на 23,1 процента.

Показатели и целевые индикаторы, достижение которых планируется в результате реализации Программы, отражены в разделе IV Программы.

Оценка эффективности и результативности реализации подпрограммы производится в соответствии методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы (приложение 2 к Программе).

4. Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

4.1. Содержание проблемы

На 01 января 2006 года число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством в Ярославской области, составило 166,7 тысячи. Общая площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий составляет 14,7 тыс. га, что в среднем на семью составляет 8,8 сотки. На данных земельных участках население выращивает в основном картофель, овощи, фрукты, ягоды, а также часть площадей использует на выращивание кормовых культур. Доля населения, занятого садоводством, огородничеством в производстве сельскохозяйственной продукции области, составляет более 59 процентов. Население обеспечивает себя собственной продукцией и реализует излишки. НО сталкиваются практически с теми проблемами, что и ЛПХ:

- продолжающимся диспаритетом цен, который снижает уровень доходов НО;

- низким уровнем предоставляемых (как по количеству, так и по качеству) услуг (в первую очередь по сбору, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-техническому снабжению). Реализация продукции собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные);

- трудоемкостью выполняемых работ в связи с отсутствием финансовой возможности для приобретения средств малой механизации;

- низким уровнем информационно-консультационного обеспечения;

- недостаточным уровнем государственной поддержки из областного бюджета.

4.2. Цель и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции для собственных нужд.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности;

- широкое участие НО в организации и деятельности СПоК;

- расширение информационно-консультационного обеспечения;

- государственная поддержка за счет средств областного бюджета.

4.3. Перечень мероприятий подпрограммы

Для выполнения цели и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, перечисленные в разделе VI Программы, которые предусматривают:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности:

обеспечение широкого участия НО в организации и деятельности СПоК;

обеспечение поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения;

- расширение информационно-консультационного обеспечения:

оказание консультаций по различным вопросам деятельности НО;

участие в областном конкурсе за наилучшие показатели работы в НО;

обеспечение освещения в СМИ хода реализации Программы (подпрограммы);

- государственную поддержку из областного бюджета:

обеспечение НО минеральными и органическими удобрениями;

компенсацию части затрат на электрификацию и реконструкцию электрических сетей садоводческих объединений;

компенсацию части затрат на водоснабжение и реконструкцию водопроводных сетей НО;

организацию выставок;

консультационные услуги.

4.4. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит достичь увеличения объёма производства сельскохозяйственной продукции к 2011 году на 15,3 процента по сравнению с 2006 годом, в том числе в расчёте на одну семью на 23,1 процента.

Показатели и целевые индикаторы, достижение которых планируется в результате реализации Программы, отражены в разделе IV Программы.

Оценка эффективности и результативности реализации подпрограммы производится в соответствии методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы (приложение 2 к Программе).

Приложение 1

к Программе

Сравнительные показатели деятельности малых форм хозяйствования по регионам Центрального федерального округа и Вологодской области

Ярославская область по удельному весу сельского населения занимает среди 17 областей Центрального федерального округа 15 место.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, за 2007 год количество крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) в Ярославской области составило 2044, при среднем количестве таких хозяйств в расчете на одну область Центрального федерального округа 2280.

Показатели деятельности КФХ и личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ) приведены в таблице:

%

п/п

Наименование

показателя

В среднемпо Центральному федеральному округу

Области

Ивановская

Костромская

Вологодская

Тверская

Владимирская

Ярославская

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. КФХ

1.1.

Посевные площади, тыс. га

98

12,6

4,7

24,9

27,7

7,4

7,2

1.2.

Валовой сбор зерновых культур,

тыс. тонн

118,9

8,2

1,3

7,7

7,3

2,2

0,9

1.3.

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн

23,4

13,6

1,3

14,3

22,6

4,3

13,9

1.4.

Валовой сбор овощей, тыс. тонн

5,4

1,34

0,23

0,03

1,82

1,75

5,45

1.5.

Производс тво мяса (в живом весе), тыс. тонн

1,64

0,6

0,6

0,9

3,2

0,4

1,5

1.6.

Производство молока, тыс. тонн

9,6

3,8

2

11,4

12,9

2,8

5,7

1.7.

Удельный вес КФХ в общем объеме производства овощей, %

2,5

1,1

0,1

-

1

0,9

2,5

1.8.

Удельный вес КФХ в общем объеме производства мяса, %

1,3

1,6

1,8

1,1

4

0,6

2,4

1.9.

Удельный вес КФХ в общем объеме производства молока, %

2,6

2

1,2

2,4

3,6

0,9

1,9

2. ЛПХ

2.1.

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн

608,3

281,5

265,2

285,2

395

457,9

221,1

2.2.

Валовой сбор овощей, тыс. тонн

179,7

99,54

171,6

189,4

169,7

189,3

197,3

2.3.

Производство мяса (в живом весе), тыс. тонн

38,3

12.8

16,1

15,7

15,4

10,2

19,8

2.4.

Производство молока, тыс. тонн

135

57,5

62,9

58,9

133,6

43,3

59,4

2.5.

Удельный вес ЛПХ в общем объеме производства картофеля, %

88,4

89,2

91,8

85,5

85

85,6

79,3

2.6.

Удельный вес ЛПХ в общем объеме производства овощей, %

82,5

83,4

94,8

94,2

93,7

92,1

92

2.7.

Удельный вес ЛПХ в общем объеме производства мяса, %

29,9

33

41,6

18,8

19,6

15,3

29,9

2.8.

Удельный вес ЛПХ в общем объеме производства молока, %

36,7

30,1

37,5

12,2

37,1

13,5

19,5

Приложение 2

к Программе

Методика оценки эффективности и результативности реализации Программы

Эффективность и результативность реализации Программы оцениваются ответственным исполнителем в установленные сроки отчётности. Эффективность и результативность реализации Программы в целом рассчитываются как среднее арифметическое от эффективности и результативности реализации подпрограмм.

1. Показатель эффективности реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:

R'

R=----------------------------х100%,

(Fтек + Fплан)

где:

R'

- результативность реализации подпрограммы;

Fплан

- плановая сумма финансирования по подпрограмме;

Fтек

- сумма финансирования на текущую дату.

Оценка эффективности реализации подпрограммы производится по следующим критериям:

Критерии оценки эффективности подпрограммы в зависимости от уровня достигнутого целевого индикатора, в процентах

низко

эффективная

эффективная

высоко

эффективная

до 80

от 81 до 100

свыше 100

При расчёте эффективности реализации подпрограммы используются следующие целевые показатели и их весовые коэффициенты:

Наименование малых форм хозяйствования

Наименование целевого показателя

СПОК

объём оказываемых услуг в текущих ценах

КФХ

объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах

ЛПХ и НО

объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах

Значение весового коэффициента для малых форм хозяйствования равно 1.

2. Показатель результативности реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:

n Х тек

R'= сумма К n---------------х100%

1 Х план

где:

Х тек - отчётный показатель за оцениваемый период;

Х план - плановый показатель оцениваемого периода;

К n - весовой коэффициент.

Оценка результативности реализации подпрограммы производится по следующим критериям:

Критерии оценки результативности реализации подпрограммы в зависимости от уровня достигнутого целевого индикатора, в процентах

низкая

результативность

средняя

результативность

высокая

результативность

до 80

от 81 до 90

от 91 до 100

При расчёте результативности реализации подпрограммы используются следующие целевые показатели и их весовые коэффициенты:

Наименование малых форм хозяйствования

Наименование целевого показателя

СПОК

объём оказываемых услуг в текущих ценах

КФХ

объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах

ЛПХ и НО

объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах

Значение весового коэффициента для малых форм хозяйствования равно 1.

Оценка эффективности и результативности реализации Программы (подпрограммы) производится ежегодно по соответствующим официальным статистическим и отчетным данным. Источниками информации являются также данные, предоставляемые муниципальными образованиями.

Оценка эффективности и результативности реализации Программы (подпрограммы) не применяется при возможном возникновении в ходе реализации мероприятий Программы (подпрограммы) следующих рисков:

- макроэкономических, обусловленных ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса и усилиться зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;

- природно-климатические, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, резкие колебания которых оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами;

- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и в сельской местности, которые усилят демографический кризис в сельской местности;

- международные торгово-политические, обусловленные функционированием агропромышленного комплекса в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке;

- законодательные, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по регулированию деятельности агропромышленного комплекса (в частности, возникающие сложности по использованию земли в качестве предмета залога и не позволяющие КФХ, ЛПХ привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях).

Вышеуказанные риски могут существенно повлиять на степень достижения целевых показателей Программы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Документ-регион" № 12 от 02.10.2009
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать