Основная информация

Дата опубликования: 23 сентября 2010г.
Номер документа: RU63000201000869
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Правительство Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1

Утратил силу в связи с истечением срока действия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 сентября 2010 г. № 422

О Концепции развития региональной

транспортно-логистической системы

Самарской области на 2011 - 2015 годы

В целях обеспечения системного и комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы Самарской области и достижения пропорционального и сбалансированного её развития Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы (далее – Концепция).

2. Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвееву) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления осуществить реализацию мероприятий по развитию региональной транспортно-логистической системы Самарской области с учетом положений Концепции.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвеева).

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

              Губернатор – 

председатель Правительства

        Самарской области

В.В.Артяков

КОНЦЕПЦИЯ

развития региональной

транспортно-логистической

системы Самарской области

на 2011 – 2015 годы

(далее – Концепция)

Глоссарий

FMCG – Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса.

TEU – единица измерения вместимости упакованных в контейнеры грузов, равная одному стандартному 20-футовому контейнеру ISO.

Контейнерный терминал – комплекс взаимоувязанных инженерных сооружений, технических и технологических устройств, предназначенный для выполнения операций по приему, переработке (перевалке, складированию, сортировке, комплектованию контейнерных поездов).

Логистическая система – совокупность взаимосвязанных системообразующих звеньев и подсистем, интегрированных материальным потоком и общими целями в целостную систему, функционирование которой направлено на рационализацию размещения во времени и в пространстве материальных и сопутствующих потоков с целью удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и услуг и достижения максимального синергетического эффекта от функционирования системы в целом.

Международный транспортный коридор – часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами и включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Региональная транспортно-логистическая система – совокупность элементов грузо- и товаропроводящей сети региона, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных объектов логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой торговой сети и др. субъектов системы, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели функционирования системы, согласованной с общерегиональными социально-экономическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.

Склад – здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению, комплектации и выдачи различной продукции потребителям.

Склад временного хранения – это специально оборудованное помещение, куда под таможенным контролем помещают товары и транспортные средства, предназначенные и для экспорта, и для импорта, с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска в свободное обращение в соответствии с избранным таможенным режимом, кроме режима «таможенный склад».

Стандартный железнодорожный состав – поезд, состоящий из 71 стандартного вагона и 1 локомотива.

Терминально-логистический центр – многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузо-разгрузочных работ и перевалки грузов, хранение, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовку грузов, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии «от двери до двери» и «точно в срок», предоставляющий полный пакет сервисных услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса.

Хаб – узел перераспределения материальных потоков.

Основополагающие документы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.

3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848.

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008   № 877-р.

5. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005     № 2225-р.

6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129.

7. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2010 - 2012 годы, одобренный постановлением Самарской Губернской Думы от 29.10.2009 № 1224.

8. Областная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 № 179.

9. Областная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на   2009 - 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 № 399.

Введение

Настоящая Концепция разработана во исполнение поручения и.о. Губернатора Самарской области от 14.12.2009 № 1-49/504 в целях:

анализа современного состояния транспортного комплекса Самарской области в части обработки существующих и перспективных грузовых потоков;

выработки предложений по определению площадок под строительство объектов региональной транспортно-логистической системы (далее – РТЛС);

формирования предложений по развитию транспортно-логистического комплекса Самарской области.

Основная миссия РТЛС заключается в создании транспортно-логистического комплекса на стыке основных транспортных направлений Запад-Восток и Север-Юг, который будет выполнять роль хаба по формированию/расформированию и приему/отправлению грузов.

Главная особенность развития РТЛС по принципу хаба заключается в ориентации не на «точечное», а на зональное транспортно-логистическое обслуживание. При этом региональный транспортный узел должен располагать инфраструктурой на основе взаимодействия различных видов транспорта, включающей терминальные комплексы, автодорожную сеть, железнодорожные станции, речные порты, а также системы управления, обеспечивающие формирование оптимальных транспортно-логистических цепочек перемещения грузов и функционирующие в рамках единого информационного пространства.

Стратегически в рамках системы международных транспортных коридоров, проходящих по территории России (далее – МТК), РТЛС обеспечит обслуживание грузовых потоков для соседних российских регионов: Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей, а также Республики Башкортостан и Республики Мордовия.

Создание РТЛС Самарской области с учетом указанных выше целей будет опираться на имеющуюся развитую региональную транспортную инфраструктуру, выгодное географическое расположение Самарской области в системе МТК, а также мощный потенциал промышленных предприятий.

Важнейшим функциональным назначением РТЛС Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала.

Концепция может рассматриваться в качестве модели транспортно-логистического обслуживания грузопотоков в системе Евроазиатских международных транспортных коридоров на территории России.

1. Актуальность разработки Концепции

В настоящее время в Российской Федерации реализуется Транспортная стратегия на период до 2030 года, которая определяет направления развития транспортного комплекса страны, устанавливает единую для транспортной отрасли систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.

Актуальность разработки Концепции заключается в том, что в настоящее время в сфере предоставления транспортно-логистических услуг Самарской области:

отсутствуют координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузовых потоков;

используемые технологии по перевозке и обработке грузов не отвечают современным требованиям эффективного функционирования в условиях рынка;

уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия различных видов транспорта недостаточно высокий;

в слабой степени используется выгодное географическое положение Самарской области, возможности ее транспортных коммуникаций для обработки грузовых потоков, в первую очередь азиатско-европейского направления.

Кроме того:

пропускная способность дорожно-уличной сети крупных городов области практически исчерпана;

необходима техническая перевооруженность железнодорожных станций, осуществляющих грузовую работу;

оборудование, используемое в речных портах Самарской области, морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90-100%);

строительство терминально-логистических и складских комплексов на территории городских округов приводит к нерациональному использованию земельного фонда.

Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что:

потребители транспортно-логистических услуг не получают необходимого уровня сервиса при осуществлении операций, связанных с транспортировкой и хранением груза;

увеличиваются сроки доставки и обработки грузов;

увеличиваются транспортные издержки и, как следствие, повышается стоимость конечного потребительского продукта;

наличие большегрузного транспорта на улицах городов области и нерациональное размещение складских комплексов в городской черте приводят к повышению уровня загрязненности окружающей среды.

Одним из вариантов решения перечисленных проблем является планомерное создание на территории Самарской области комплекса взаимоувязанных по функциональному назначению современных объектов транспортно-логистической инфраструктуры по обработке грузопотоков на основе взаимодействия речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта.

2. Характеристика транспортного узла Самарской области

Самарская область занимает выгодное географическое положение, находясь на пересечении важнейших МТК «Север-Юг» и «Запад-Восток». По территории области протекает главная водная артерия европейской части России – река Волга.

Транспортный узел Самарской области является одним из крупнейших в России и обладает высоким логистическим потенциалом в направлении грузопотоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В структуре транспортно-логистической системы России Самарский транспортный узел, представленный  всеми видами транспорта, за исключением морского, имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки из/в Казахстан, Среднюю и  Юго-Восточную Азию, Европу и Китай.

Рис.1. Самарская область в системе МТК

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» предусматривается в среднесрочной перспективе открытие Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранных государств. В этой связи использование внутренних водных путей в системе МТК «Север – Юг», включая Волго-Балтийскую водную систему, позволит осуществлять перевозки грузов судами типа «река-море» в направлении Северной Европы и стран Каспийского региона, а также с выходом в Черное море и далее на Дунай. Развитие МТК «Север – Юг» является альтернативой морскому маршруту, соединяющему Европу и страны Персидского залива и Индийского океана.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Транссибирская железнодорожная магистраль становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. Естественным продолжением Транссибирской железнодорожной магистрали является МТК «Запад – Восток», который связывает Россию со странами Европы.

В системе МТК «Запад – Восток» функционируют автомобильная дорога федерального значения М-5 «Урал» и Куйбышевская железная дорога, по которым перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь, Казахстан и Китай. В среднесрочной перспективе ожидается рост объемов торговли европейских стран с Республикой Корея, Японией, северными и северо-восточными районами Китая.

Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.

В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:

повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;

обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;

организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;

оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;

привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.

2.1. Общая характеристика грузо- и товаропотоков Самарской        области

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее – Облстат), общий объем перевезенных грузов за 2009 год транспортом общего пользования (без учета трубопроводного) составил 32,59 млн. тонн, что составляет 85,5% от объема перевозок за 2008 год (38,1 млн. тонн).

Таблица 1

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. тонн)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Железнодорожный

В том числе:

17,6

25,3

29,9

27,4

24,1

23,9

24,8

22,1

19,34

нефтяные грузы

10,3

18,2

22,9

19

14,1

15,2

15,2

13,6

11,84

сухие грузы

7,30

7,10

7,00

8,40

10,00

8,70

9,60

8,50

7,5

Автомобильный

В том числе:

13,1

10,6

9,6

7,4

8,5

9,4

9,4

9,6

8,65

нефтяные грузы

0,05

0,06

0,27

0,55

2,07

1,55

0,76

0,76

0,69

сухие грузы

13,05

10,54

9,33

6,85

6,43

7,85

8,64

8,84

7,96

Внутренний водный В том числе:

8

8,6

8,9

9

7

6,9

9

6,4

4,6

нефтяные грузы

4,3

4,2

4,6

4,9

2,4

1,8

3,4

1,3

0,9

сухие грузы

3,70

4,40

4,30

4,10

4,60

5,10

5,60

5,10

3,7

Итого

38,7

44,5

48,4

43,8

39,6

40,2

43,2

38,1

32,59

В том числе:

нефтяные грузы

14,65

22,46

27,77

24,45

18,57

18,55

19,36

15,66

13,43

сухие грузы

24,05

22,04

20,63

19,35

21,03

21,65

23,84

22,44

19,16

В 2009 году, по данным Облстата и министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в Самарской области отгружено товаров собственного производства на сумму 540,4 млрд. рублей. Структура отгруженных товаров собственного производства по городским округам в Самарской области показана на рис.2.

Рис.2. Структура отгруженных товаров собственного производства                     по городским округам в Самарской области в 2009 году

Ежегодно грузовой терминал международного аэропорта «Курумоч» обрабатывает порядка 3 тыс. тонн груза. За 6 месяцев 2010 года объемы обработки груза по отношению к предыдущему году увеличились на 21,1% (рис.3).

Рис.3. Объемы обработки груза

в международном аэропорту «Курумоч» за 2004 - 2010 годы

В структуре прибывшего в международный аэропорт «Курумоч» груза наибольшую долю (85,4%) составляют товары народного потребления, оборудование, запчасти, документы и почта (рис.4).

Рис.4. Структура груза, прибывшего в международный

аэропорт «Курумоч» в 2009 году

В структуре отправленного груза наибольшую долю (86,5 %) составляют документы, подшипники, оборудование, запчасти, товары народного потребления и почта (рис.5).

Рис.5. Структура груза, отправленного из международного

аэропорта «Курумоч» в 2009 году

По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис.6), по экспорту – станция Химзаводская (рис.7), по работе с контейнерами – станции Безымянка и Химзаводская (рис.8).

Рис.6. Транзитные грузоперевозки

Рис.7. Экспортные отправки

Рис.8. Контейнерные перевозки

В целом наиболее загруженными по погрузке-выгрузке является участок Самара – Октябрьск, а по транзитному движению – широтное направление Кинель - Самара - Сызрань.

Основной объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в пределах Самарской области осуществляется по автодорогам М-5 «Урал», «Самара-Оренбург», «Самара-Ульяновск».

По данным маркетингового исследования и анализа рынка грузового автотранспорта и сопутствующей инфраструктуры города Самары и Самарской области, проведенного группой компаний «Step by Step», средняя интенсивность движения автотранспорта на 1 января 2008 года составляет:

по автодороге федерального значения М-5 «Урал» до 12 тыс. (среднее значение) транспортных средств в сутки;

по автодороге «Самара-Оренбург» до 5 тыс. единиц транспортных средств в сутки.

Экспертные оценки интенсивности движения автомобильного транспорта в сутки по другим дорогам области следующие:

автомобильная дорога «Самара – Бугуруслан» – до 16 тыс. единиц транспорта в Кинельском и Кинель-Черкасском районах и 3,5 тыс. – в Похвистневском районе;

автомобильная дорога «Ульяновск – Димитровград – Самара» - 4 тыс. единиц;

автомобильная дорога «Кинель – Богатое – Борское»  - до 6,1 тыс. единиц;

автомобильная дорога «Тольятти – Ягодное» - более 4 тыс. единиц;

автомобильная дорога «Клявлино – Шентала» - до 2,2 тыс. единиц;

дорога «Урал – Сергиевск – Челно-Вершины» - 2,1 тыс. единиц автомобилей.

За период с 2001 по 2008 год интенсивность перевозок грузов (в миллионах тонно-километров на один километр длины путей) автомобильным транспортом возросла более чем в 1,5 раза, парк грузовых автомобилей увеличился на 14,3% и составил на 1 января 2009 года более 110 тыс. машин.

2.2. Объем и структура межрегиональных грузопотоков

Товарооборот Самарской области с регионами Российской Федерации в 2008 году составил 380,7 млрд. рублей, что на 14,2% выше уровня 2007 года.

По данным Облстата, в 2008 году в регионы Российской Федерации из Самарской области было вывезено 799 тыс. тонн контейнеропригодных грузов производственно-технического назначения и 215 тыс. тонн товаров народного потребления, а из российских регионов в Самарскую область было ввезено 2,4 млн. тонн грузов производственно-технического назначения и 727 тыс. тонн товаров народного потребления.

Рис.9. Структура вывоза продукции производственно-технического назначения из  Самарской области в 2008 году

Рис.10. Структура ввоза продукции производственно-технического назначения

в Самарскую область в 2008 году

Рис.11. Структура ввоза/вывоза продукции производственно-технического

назначения в/из Самарской области в 2008 году

По географии ввоза в Самарскую область товаров народного потребления лидируют Московская область (27%), г. Москва (12%), Ленинградская область (10%), Ульяновская область (6%), что объясняется сложившейся таможенной практикой.

В географии вывоза преобладают г. Москва (17%), Республика Татарстан и Республика Башкортостан (6% и 5%), Краснодарский край, Нижегородская и Ростовская области (по 4%).

2.3. Внешнеторговые грузопотоки

Объем экспортных грузопотоков контейнеропригодных грузов в Самарской области в 2008 году составил 3277 тыс. тонн, а объем импорта – 1174 тыс. тонн.

На рис.12 представлен анализ направлений экспортных и импортных грузопотоков.

Рис.12. Направления экспортных и импортных

грузопотоков в Самарской области

2.4. Прогнозные расчеты грузопотоков

Прогнозные расчеты грузопотоков (таблица 2) осуществлены в соответствии с материалами Министерства экономического развития Российской Федерации, учитывающими тенденции развития мировой экономики, внешнеэкономической конъюнктуры и итоги развития российской экономики за январь-ноябрь 2009 года.

В качестве вероятного варианта для расчета прогнозных показателей грузопотока, учитывающего более благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, был принят умеренно-оптимистичный сценарий развития российской экономики.

Таблица 2

Прогноз объема межрегиональных и экспортно-импортных перевозок

2008

2012

2015

2020

2020 к 2008

Межрегиональные перевозки

вывоз продукции производственно-технического назначения, тыс. т

799

780,16

885,19

962,95

1,21

вывоз товаров народного потребления, тыс. т

215

209,93

238,19

259,12

1,21

Вывоз всего, тыс. т

1014

990,09

1123,38

1222,07

ввоз продукции производственно-технического назначения, тыс. т

2487

2428,35

2755,27

2997,32

1,21

ввоз продуктов товаров народного потребления, тыс. т

727,9

710,74

806,42

877,26

1,21

Ввоз всего, тыс. т

3214,9

3139,09

3561,69

3874,58

Экспорт-импорт, тыс. т

экспорт

3277

2790,39

3284,05

3660,78

1,12

импорт

735,8

691,54

823,63

925,43

1,26

Экспорт-импорт всего

4012,8

3481,93

4107,68

4586,21

Всего, тыс. т

8241,7

7611,11

8792,75

9682,86

1,17

Итого, тыс. TEUs

549

507

586

646

1,17

Перевозка грузов всеми видами транспорта (без учета нефтеналивных грузов), млн. тонн

22,4

21,47

24,36

26,5

1,19

2.4.1. Прогноз грузопотоков в направлении Китай – Европа

Для развития транспортно-логистической системы Самарской области и ее интеграции в международные транспортные коридоры значительный интерес представляет развитие международного транспортного маршрута «Западная Европа – Западный Китай», проходящего по территории Республики Казахстан.

Главное преимущество использования данного маршрута заключается в существенном сокращении расстояний и времени доставки грузов.

Так, при осуществлении грузовых перевозок между Европой и Китаем через Казахстан расстояние уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров  по сравнению с транзитом по железной дороге по территории России.

Прогнозируемый объем грузопотоков в направлении Китай – Европа через Самарскую и Оренбургскую области, рассчитанный по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2015 году составит 7,8 млн. тонн (517 тыс. TEUs), а к 2020 году возрастет до 10,9 млн. тонн (726  тыс. TEUs).

3. Цели и задачи развития РТЛС Самарской области

Основная цель – создание на основе существующего транспортного комплекса Самарской области современной логистической инфраструктуры, состоящей из системы транспортно-грузовых и логистических центров, обеспечивающих прием, хранение, перевалку и распределение товаров и грузов как по территории Самарской области, так и соседних регионов, что будет способствовать:

развитию транспортно-логистической и товарно-распределительной инфраструктуры Самарской области;

реализации государственной политики по развитию внутренних водных путей и портовой инфраструктуры по обработке грузопотоков;

содействию структурной реформе, проводимой на железнодорожном транспорте и направленной на повышение эффективности работы железной дороги по перевозке грузов;

привлечению международных грузопотоков и развитию внешнеторговых и межрегиональных связей в Самарском регионе;

увеличению доли вклада транспортной отрасли в произведенном валовом региональном продукте за счет создания современных объектов транспортной инфраструктуры;

получению синергетического эффекта в экономике регионов, входящих в зону действия РТЛС.

Основная задача – создать на территории Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс, который позволит:

создать новые рабочие места для населения;

увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

на условиях взаимовыгодного сотрудничества объединить существующие инфраструктурные комплексы по обработке грузопотоков различных видов транспорта;

осуществить строительство новых и модернизацию существующих объектов транспортной инфраструктуры Самарской области;

предоставить клиентам современный уровень обслуживания;

реализовать государственную политику по развитию внутренних водных путей России;

создать единое информационное пространство для всех участников перевозочного процесса за счет внедрения современных транспортно-логистических и информационных технологий;

уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду за счет внедрения современной техники, технологии перевозочного процесса и системы управления производством.

Основными результатами развития РТЛС Самарской области являются увеличение скорости товародвижения, сокращение логистических издержек в цепях поставок, обеспечение опережающих темпов роста грузопотоков.

4. Структура транспортно-логистической системы Самарской         области

РТЛС Самарской области представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов различных видов транспорта, автодорожной сети и терминально-логистических комплексов. В связи с этим при реализации Концепции необходимо предусмотреть проведение мероприятий по реконструкции (модернизации) и строительству объектов: речного (Самарский и Тольяттинский речные порты), воздушного (международный аэропорт «Курумоч») и железнодорожного видов транспорта, терминально-логистических центров и автодорожного хозяйства (автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, мостовые переходы и транспортные развязки).

Для решения задачи по обеспечению согласованного развития объектов транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, сети автомобильных дорог, терминально-складской инфраструктуры необходима реализация следующих инвестиционных проектов:

реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч» (далее – проект «Аэродром Курумоч»);

реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта «Курумоч» (далее – проект «Курумоч»);

строительство мостового перехода «Фрунзенский» в г.о. Самара (далее – проект «Фрунзенский»);

строительство автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр–Поволжье–Урал» с мостовым переходом через реку Волга» (далее – проект «Центр–Поволжье–Урал»);

строительство автомагистрали «Центральная» (далее – проект «Магистраль «Центральная»);

строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти.

4.1. Воздушный транспорт

В рамках реализации проекта «Курумоч» предусматривается строительство нового современного грузового авиационного терминала мощностью 25 тыс. тонн, что позволит позиционировать международный аэропорт «Курумоч» в качестве грузового аэропорта по Приволжскому федеральному округу со следующими функциями:

грузовой аэропорт для импорта (экспорта) грузов в Самарскую область из Европы и Юго-Восточной Азии;

грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;

грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузопотоков на маршруте Европа-Азия;

аэропорт технических (транзитных) остановок;

аэропорт для технического обслуживания воздушных судов.

Создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта «Курумоч» невозможно без завершения работ по проекту «Аэродром Курумоч», финансирование которого осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».

Этим проектом предусматривается реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, включая работы по реконструкции рулежных дорожек, искусственных взлетно-посадочных полос, водосточно-дренажной сети, светосигнального оборудования.

В настоящее время международный аэропорт «Курумоч» способен принимать воздушные суда всех типов без ограничений, для обеспечения отправки воздушных судов всех типов без ограничения по взлетной массе необходимо предусмотреть удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2) с 3001 до 3500 м.

На стадии разработки предпроектной и проектной документации по созданию авиационного грузового терминала на территории Самарской области следует рассмотреть возможность использования аэродромов «Безымянка» и «Смышляевка».

Строительство авиационного грузового терминала следует осуществлять на территории международного аэропорта «Курумоч» или в непосредственной близости к нему, чтобы в полной мере использовать существующую железнодорожную инфраструктуру и автодорожную сеть, а именно федеральную автомобильную дорогу М-5 «Урал» и автомобильную дорогу «Обводная г. Самары от «Урал» до «Самара-Волгоград».

4.2. Водный транспорт

На территории Самарской области расположены три речных порта: Самарский речной порт, Сызранский речной порт – филиал Самарского речного порта и Тольяттинский речной порт.

Грузоподъемное оборудование речных портов морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90-100%), существующая нагрузка на причальные стенки не позволяет использовать современную технику для обработки грузов (погрузка, разгрузка, перемещение 20 и 40-футовых контейнеров).

Речные порты Самарской области расположены на территории городских округов, что создает значительные сложности, связанные с транспортировкой грузов как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

В рамках реализации Концепции необходимо предусмотреть мероприятия:

по техническому переоснащению речных грузовых портов; 

по укреплению или строительству новых причальных стенок;

по закрытию существующих речных грузовых портов и их строительству с учетом перспектив развития автодорожной сети и планов ОАО «РЖД» по созданию терминальных комплексов на Куйбышевской железной дороге.

4.3. Железнодорожный транспорт

В соответствии с Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД» проводит работы по созданию системы современных терминально-логистических центров (далее – ТЛЦ) на сети российских железных дорог. Самарская область вошла в первую очередь (15 объектов по России) создания перспективной сети ТЛЦ.

Структурное подразделение ОАО «РЖД» Центр по развитию терминалов предполагает осуществить мероприятия по созданию современного терминально-логистического комплекса на базе объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» в Самарской области, включая работу по подготовке к учреждению компании по строительству и организации работы комплекса.

Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД» предполагается создание «сухого порта» – терминала, расположенного вне границ территории речного порта, связанного с ним единой технологией обработки грузов, за счет которой обеспечивается вывод с территории порта операций, не связанных с перевалкой грузов с речного транспорта.

Таким образом, предложение ОАО «РЖД» заключается в формировании тыловой инфраструктуры для обслуживания грузового речного района с позиции оптимизации технологии обработки грузопотока железнодорожным и автомобильным транспортом.

4.4. Терминально-логистическая инфраструктура

В соответствии с пространственным развитием Самарской области перспективными точками экономического и инновационного роста являются Ставропольский, Красноярский, Волжский, Кинельский, Сызранский районы, находящиеся вблизи крупных промышленных центров.

Социально-экономическими предпосылками строительства объектов РТЛС Самарской области являются:

недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети г. Самары, что не позволяет обеспечить необходимой интенсивности движения большегрузного автомобильного транспорта и возможности подачи контейнерных поездов под их погрузку/разгрузку на речные суда;

необходимость централизации и выноса обработки грузопотоков за пределы г. Самары – закрытие Самарского грузового порта и сокращение объемов грузовой работы с контейнерами на железнодорожной станции Безымянка;

целесообразность размещения ТЛЦ в зоне транспортной доступности населения городов Самарской области;

привлечение более дешевой рабочей силы для строительства и обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг;

необходимость обеспечения гармоничного развития всех городов и районов области;

снижение экологической нагрузки на жилые районы;

использование земельных участков под строительство объектов РТЛС Самарской области, имеющих минимальные обременения по земле.

На основании вышеизложенного, результатов проведенного анализа и прогнозных расчетов грузопотоков, а также с учетом наличия существующих объектов железнодорожного, воздушного, водного транспорта и сети автомобильных дорог, определены следующие предпочтительные зоны для потенциального расположения ТЛЦ (рис.13):

Рис.13. Узлы концентрации грузопотоков

Самарский (Самара-Кинель-Новокуйбышевск-Чапаевск) – ориентирован на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Южного Урала, Транссиба;

Тольяттинский (Тольятти-Жигулевск) – ориентирован на обработку потоков грузов в направлениях севера и северо-запада, а также Северного, Южного и Балтийского бассейнов;

Сызранский (Сызрань – Октябрьск) – ориентирован на обработку и перевалку грузов в направлении «Украина-Транссиб». Данный узел сможет обслуживать речные и морские перевозки в южном и юго-западном направлениях, а также перевозки в направлениях Каспийского моря, Средиземноморского и Черноморского бассейнов.

4.5. Объекты РТЛС Самарской области

4.5.1. ТЛЦ-1

ТЛЦ-1 будет располагаться в районе 24 километра региональной автомобильной дороги «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград», в непосредственной близости от железной дороги, площадь участка – 1х4 км (400 Га).

Предполагаемый состав объектов:

таможенный комплекс (региональный центр таможенного оформления, сертификационный центр, склады временного хранения (далее – СВХ) для грузов группы FMCG и грузов промышленного назначения, контейнерный терминал, в том числе для опасных, скоропортящихся, крупнотоннажных и негабаритных грузов и т.п.);

складской комплекс (класс «А», «В»);

мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда, контейнерный сервис-центр;

модуль автомобильного транспорта – стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;

распределительный центр для товаров группы FMCG (межрегиональный оптовый рынок) и промышленного назначения;

деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании, таможенные брокеры и др.);

гостиницы, мотели, развлекательный и спортивно-оздоровительный комплексы;

железнодорожное путевое развитие (модернизация существующего путевого развития в целях обеспечения грузовой пропускной способности железнодорожной станции, пассажирской платформы для доставки рабочей силы);

обеспечивающая инженерная инфраструктура (энерго-, водо- и газоснабжение, канализация);

автомобильные подходы.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-1 – 4 млн. тонн (270 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) –          120-150 тыс. м2, в том числе СВХ не менее 15 тыс. м2;

площадь региональных распределительных складов – 20-25 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 5 тыс. м2.

На сегодняшний день площадка для строительства терминала представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения (земли совхоза Молодогвардейский), не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости. С целью обеспечения возрастающей пропускной способности автомобильных дорог и необходимостью выезда на них автомобильного транспорта должно быть предусмотрено строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки и реконструкция существующих автомобильных дорог регионального значения «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград» и «Обводная г. Самары от «Урал» до «Самара-Волгоград». Для использования указанной площадки в целях строительства ТЛЦ-1 требуется перевод земель в иную категорию, кроме того, необходима модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры.

Строительство ТЛЦ-1 необходимо осуществлять с участием ОАО «РЖД». Основы взаимоотношений Правительства Самарской области и ОАО «РЖД» при создании ТЛЦ-1 требуют отдельной проработки.

4.5.2. ТЛЦ-2

ТЛЦ-2 будет располагаться в 40 км от г. Самары, рядом с крупной железнодорожной сортировочной станцией Кинель, автомобильными дорогами регионального значения «Самара-Бугуруслан», «Кинель-Богатое-Борское» и федеральной трассой М-5 «Урал».

Функциональное назначение – мультимодальный терминал, предназначенный для обработки грузов железнодорожного и автомобильного транспорта и контейнерных поездов.

Предполагаемый состав объектов:

складской комплекс (класс «А», «В»);

мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда;

модуль автомобильного транспорта – стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;

распределительный центр для товаров группы FMCG (региональный оптовый рынок) и промышленного назначения;

деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании и др.);

рекреационная зона (гостиницы, мотели);

автотранспортные подходы.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-2 – 1,2 млн. тонн (80 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) –             80 тыс. м2, в том числе СВХ не менее 3 тыс. м2;

площадь региональных распределительных складов – 15 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.

При определении месторасположения ТЛЦ-2 рассматриваются существующий логистический комплекс ОАО «Средневолжская логистическая компания» (далее – СЛК) и земельный участок в районе населенных пунктов Язевка, Угорье.

СЛК работает на рынке логистических услуг с 2004 года, ее годовая мощность по обработке грузов составляет 1 млн. тонн. Площадка, на которой расположена компания, полностью обеспечена инженерными коммуникациями, общая площадь составляет 22,7 га. На территории СЛК располагаются:

терминал класса А – 55 000 м2;

терминал класса B – 25 000 м2;

контейнерная площадка с подкрановыми путями площадью 8 400 м2, производственная мощность контейнерного терминала 120 контейнеров в сутки;

СВХ общей площадью 740 м2, расположен в закрытом помещении терминала класса «В».

Для использования указанной площадки в целях строительства объекта РТЛС необходимо:

заключить соглашение о сотрудничестве (договор о совместной деятельности) с СЛК, предусматривающее расширение существующей площадки;

открыть железнодорожную станцию Кинель по работе с контейнерами;

провести реконструкцию автомобильной дороги на село Богатое с целью обеспечения беспрепятственного подъезда к комплексу.

Площадка для строительства терминала в районе населенных пунктов Язевка, Угорье представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения, на сегодняшний день не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости, площадь участка – 3х4 км (1200 га). Указанная площадка находится  на расстоянии 6 км от станции Тургеневка и в 4 км от станции Кинель.

4.5.3. ТЛЦ-3

ТЛЦ-3 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного. Основная задача – взаимодействие с ТЛЦ-1 в части обеспечения обработки грузопотока, следующего водным путем.

При определении месторасположения ТЛЦ-3 предлагается рассмотреть вариант строительства нового грузового порта в устье реки Самара на земельном участке  протяженностью не менее 1,3 км и общей площадью 30-50 га.

Требуемый объем работ:

строительство причальной стенки;

строительство тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

строительство железнодорожного путевого хозяйства;

строительство автомобильных подходов к автомобильной дороге «Самара-Волгоград» и реализация проекта «Фрунзенский».

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-3 – 3 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок):

терминалы класса «А» - 20 000 м2;

склад-морозильник - 10 000 м2;

контейнерный терминал, включающий контейнерную площадку -      15 000 м2, зону приема контейнерных поездов - 65 000 м2, объекты для ремонта контейнеров;

площадь региональных распределительных складов – 10 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.

Строительство ТЛЦ-3 возможно при совместном участии ОАО «Самарский речной порт» и ОАО «РЖД». Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.4. ТЛЦ-4

ТЛЦ-4 – мультимодальный грузовой перекресток, который ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного (сортировочные станции Сызрань и Октябрьск) и автомобильного.

При определении месторасположения ТЛЦ-4 рассматриваются следующие варианты:

Сызранский речной порт – филиал ОАО «Самарский речной порт»;

строительство нового грузового порта в районе г. Октябрьск.

Строительство ТЛЦ-4 в Сызранском речном порту потребует коренной перестройки существующей портовой и железнодорожной инфраструктуры.

Объем работ по реконструкции и модернизации:

вынос причальной стенки на 10-15 м в акваторию реки Волга;

строительство дамбы или ежегодное проведение дноуглубительных работ на фарватере;

проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

открытие таможенного поста;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» и реализация проекта по строительству объекта «Автодорожный маршрут «Центр–Поволжье–Урал» с мостовым переходом через реку Волга».

Площадь земельного участка, занимаемая Сызранским речным портом, не превышает 8 га.

Земельный участок под строительство ТЛЦ-4 в районе г. Октябрьск площадью 69,1 га находится в собственности ООО «Гранд».

Требуемый объем работ:

строительство причальной стенки;

строительство тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

открытие таможенного поста;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» и реализация проекта по строительству объекта «Автодорожный маршрут «Центр–Поволжье–Урал» с мостовым переходом через реку Волга».

Возможные варианты сотрудничества с ООО «Гранд»:

приобретение земельного участка в собственность Самарской области;

совместное участие в строительстве объекта РТЛС.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-4 – 2 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) –             50 тыс. м2;

площадь региональных распределительных складов – 10 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.

Строительство ТЛЦ-4 возможно при совместном участии ОАО «Самарский речной порт», ООО «Гранд» и ОАО «РЖД» либо управляющей компании. Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.5. ТЛЦ-5

ТЛЦ-5 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного для городов Тольятти и Жигулевск.

При определении месторасположения ТЛЦ-5 рассматриваются следующие варианты:

территория речного порта города Тольятти;

территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский.

Предпочтительным является размещение ТЛЦ-5 на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, когда организация мультимодальных перевозок с участием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта осуществляется с использованием инфраструктуры грузовых причалов Тольяттинского речного порта.

Объем работ по реконструкции и модернизации:

проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров (технически возможна обработка регулярных контейнерных поездов);

модернизация складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-5 – 2,5 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) –             20 тыс. м2;

площадь региональных распределительных складов – 10 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.

Строительство ТЛЦ-5 возможно при совместном участии                       ЗАО «Куйбышевазот» и ОАО «РЖД». Основы их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.6. ТЛЦ-6

ТЛЦ-6 – это авиационный грузовой терминал, расположенный на территории международного аэропорта «Курумоч» или в непосредственной близости от него.

ТЛЦ-6 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: воздушного, железнодорожного и автомобильного.

Основное функциональное назначение:

обработка экспортно-импортного грузопотока из Европы и Юго-Восточной Азии в Самарскую область;

перевалка (обработка) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;

перевалка (обработка) грузопотоков на маршруте Европа-Азия;

обеспечение технического обслуживания воздушных судов.

Объем работ по строительству ТЛЦ-6 будет осуществлен в рамках реализации инвестиционного проекта «Курумоч».

В процессе проведения работ по строительству ТЛЦ-6 потребуется осуществить:

строительство подъездных железнодорожных путей;

строительство автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» и реконструкцию автомобильной дороги «Обводная г. Самары от «Урал» до «Самара-Волгоград».

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-6: первая очередь – 10 тыс. тонн, вторая –              25 тыс. тонн;

площадь складского комплекса  – 6 тыс. м2;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.

Общая характеристика объектов и этапы ввода их в эксплуатацию представлены в таблице 3.

Таблица 3

Производственные показатели объектов РТЛС и этапы ввода их в эксплуатацию

Показатель

МТЛЦ (ТЛЦ-1)

Региональные логистические центры

Итого

ТЛЦ-2 (Кинель)

ТЛЦ-3 (Самарский грузовой порт

ТЛЦ-4 (Сызрань-Октябрьск)

ТЛЦ-5 (Тольятти)

ТЛЦ-6 (авиационный грузовой терминал)

1-й этап

1-й этап

2-й этап

3-й этап

1-й этап

2-й этап

Проектная годовая мощность, тыс. тонн

4000

1200

3000

2000

2500

10

12710

Проектная годовая мощность в контейнерном эквиваленте, тыс. TEU

250

80

100

100

100

0

630

Площадь складов, м2

175000

95000

20000

60000

20000

6000

376000

Число рабочих мест

1600

650

400

400

400

400

3850

Все вышеперечисленные ТЛЦ должны быть оснащены автоматизированной информационной системой, которая будет обеспечивать координацию работы объектов ТЛЦ, а также  поддерживать единое информационное пространство для всех участников  транспортно- логистических цепочек, в которых задействованы объекты ТЛЦ. Статистические данные  по грузопотокам из этих систем должны передаваться в региональный информационный центр для дальнейшей аналитической обработки.

4.6. Автодорожная сеть

Для организации взаимодействия между различными видами транспорта и терминально-логистическими комплексами по обработке грузопотоков необходимо обеспечить беспрепятственный подъезд к ним автомобильного транспорта, что влечет за собой строительство (реконструкцию) автомобильных дорог, транспортных развязок и мостовых переходов.

Наличие сети логистических объектов, в которых концентрируется обработка грузопотоков, неизбежно приводит к изменению интенсивности движения грузового транспорта на дорогах области. В связи с этим при строительстве терминально-логистических комплексов необходимо выполнить следующий комплекс работ по реконструкции автодорожной сети.

ТЛЦ-1. Необходимо предусмотреть строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки, реконструкцию существующих автомобильных дорог регионального значения «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград» и «Обводной г. Самары от «Урал» до «Самара-Волгоград» и реализацию проекта  «Фрунзенский»(в настоящее время разрабатывается проектная документация).

ТЛЦ-2. Необходимо предусмотреть строительство транспортной развязки на автомобильной дороге регионального значения «Кинель-Богатое-Борское», реконструкцию прилегающего участка вышеуказанной дороги для обеспечения беспрепятственного подъезда/выезда и реализацию проекта «Магистраль «Центральная» (имеется готовая проектная документация).

ТЛЦ-3. Необходимо предусмотреть реализацию существующего проекта «Фрунзенский» (в настоящее время разрабатывается проектная документация).

ТЛЦ-4. Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 «Урал»,

строительство  транспортной развязки, реконструкцию прилегающих участков вышеуказанной федеральной трассы и реализацию существующего проекта по строительству автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Волга в районе г. Октябрьска (в настоящее время разработано обоснование инвестиций).

ТЛЦ-5. Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги, входящей в улично-дорожную сеть г.о. Тольятти, от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 «Урал» и строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти (имеется готовая проектно-сметная документация).

ТЛЦ-6. Необходимо предусмотреть строительство подъездной автомобильной дороги  от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 «Урал», строительство  транспортной развязки.

5. Схема РТЛС Самарской области

Эффективность функционирования транспортно-логистической инфраструктуры региона зависит от рационального размещения объектов РТЛС, предназначенных для консолидации и расконсолидации грузопотоков.

Основными функциями РТЛС Самарской области являются распределительная и накопительная.

При определении схемы РТЛС Самарской области учитывались следующие аспекты:

1. Создание транспортно-логистической системы региона должно осуществляться с включением в нее вновь создаваемых и существующих объектов транспортной и логистической инфраструктуры, управляемых из единого центра, размещаемых в местах, тяготеющих к железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортным коммуникациям.

2. Транспортно-логистическая система области в рамках единого транспортного комплекса страны должна позиционироваться как крупный транспортно-логистический узел международного уровня Приволжского федерального округа с полным комплексом логистических услуг.

3. Создание РТЛС Самарской области должно быть направлено на комплексное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, включающее:

реконструкцию и модернизацию объектов железнодорожной, речной и воздушной инфраструктуры;

оптимизацию размещения таможенных постов и складов;

строительство крупных распределительных центров для создания современной системы хранения и дистрибуции товаров для нужд области, что позволит закрыть неприспособленные старые склады, расположенные на «дорогих» городских территориях, снизить транспортную нагрузку в результате сокращения доступа в города большегрузного транспорта;

в целях улучшения обслуживания населения городов и области в целом повсеместное применение логистики в снабжении торговых сетей и предприятий области.

Итогом создания транспортно-логистической системы будет являться не только взаимоувязанная, эффективно функционирующая транспортная и терминально-складская инфраструктура, но и максимальная концентрация на ее территории инфраструктуры информационных, телекоммуникационных, маркетинговых, инжиниринговых, страховых, таможенных, торгово-посреднических и других сопутствующих сервисных услуг.

Структурная схема РТЛС с учетом вышеприведенных факторов и анализа вариантов мест размещения объектов включает два уровня (рис.14):

Рис.14. Структура РТЛС

I уровень – международный терминально-логистический центр;

II уровень – региональные терминально-логистические центры.

Согласно проведенным исследованиям роль международного ТЛЦ отводится ТЛЦ-1, который будет располагаться в непосредственной близости к областному центру и представлять собой многопрофильный логистический объект, ориентированный на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, а также Южного Урала и Транссиба.

Организация мультимодальных перевозок с использованием речного транспорта будет осуществляться через ТЛЦ-3 (Самарский грузовой порт).

Предполагается, что ТЛЦ-1 будет создан в виде индустриально-логистической зоны (парка), обустроенной по единому генеральному плану со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры, которые необходимы для размещения и функционирования различных производств, объектов логистической инфраструктуры, офисных и сервисных объектов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Для управления производственными, информационными и финансовыми потоками РТЛС предполагается использовать информационную систему управления, которая позволит создать для клиентов и партнеров единое информационное и технологическое пространство.

Основные задачи информационной системы управления:

управление грузовыми (материальными) и сопутствующими информационными и финансовыми потоками РТЛС;

создание в сети Интернет для всех участников процесса перевозки грузов информационного транспортного портала с предоставлением информационных услуг;

формирование баз данных всех участников перевозочного процесса, создание системы единого электронного документооборота для различных видов транспорта.

6. Потенциальные участники РТЛС Самарской области

Создание РТЛС Самарской области с участием федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с ОАО «РЖД», Федеральной таможенной службой, бизнес-структурами позволит создать в Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс на условиях государственно-частного партнерства, соответствующий целям и задачам Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития таможенной службы.

Предполагаемые формы участия со стороны Самарской области:

разработка проектно-сметной документации на объекты инженерной инфраструктуры;

создание инженерной инфраструктуры;

выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд, предоставление в аренду под строительство объектов на территории терминально-логистических комплексов;

строительство и реконструкция региональных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Предполагаемые формы участия со стороны Российской Федерации (в том числе ОАО «РЖД»):

разработка проектно-сметной документации на объекты железнодорожной и портовой инфраструктуры;

строительство железнодорожного путевого хозяйства, реконструкция и модернизация железнодорожных станций;

реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта «Курумоч» в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)»;

строительство и реконструкция причальных стенок;

предоставление в аренду причальных стенок;

строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Предполагаемые формы участия со стороны бизнес-структур:

предоставление земельных участков и портовой инфраструктуры;

разработка документации, реконструкция и строительство целевых объектов на территориях терминально-логистических центров;

предоставление на основе договора о совместной деятельности готовых объектов для их эксплуатации в составе РТЛС;

строительство внутриплощадных и подъездных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Необходимость участия федеральных структур в реализации настоящей Концепции с правовой точки зрения обусловлена тем, что в ней предусматривается строительство и реконструкция ряда объектов, находящихся в федеральной собственности и ограниченных в обороте. К таким объектам относятся причальные стенки и иные гидротехнические портовые сооружения в портах городов Тольятти и Сызрань, инфраструктура железнодорожного транспорта, являющаяся собственностью ОАО «РЖД».

Исходя из принципа обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития, строительство и реконструкцию железнодорожного путевого хозяйства по всем предлагаемым объектам РТЛС Самарской области целесообразно осуществлять за счет средств         ОАО «РЖД» с приобретением права собственности ОАО «РЖД» на построенные объекты.

Общая организационно-правовая структура РТЛС Самарской области должна быть разработана с соблюдением баланса интересов всех участников, с учетом международных стандартов структурирования подобных проектов и приемлемости данных вариантов для потенциальных иностранных партнеров, включая банки и иные финансовые структуры, поставщиков и стратегических инвесторов.

7. Результаты реализации настоящей Концепции

Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:

создание современных грузообрабатывающих комплексов на Куйбышевской железной дороге при организации мультимодальных, в том числе и контейнерных, грузоперевозок;

реконструкция портовой инфраструктуры и создание современных мультимодальных терминалов в речных портах Самарской области;

создание авиационного грузового терминала на базе международного    аэропорта «Курумоч»;

увеличение скорости товародвижения и сокращение логистических издержек в цепях поставок;

повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и транспортных предприятий Самарской области на мировых товарных рынках;

повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли и региона в целом;

привлечение дополнительных объемов грузов, в том числе международных;

создание условий для развития малого и среднего бизнеса по оказанию сервисных услуг на объектах РТЛС;

создание дополнительных рабочих мест.

Создание на территории Самарской области современной транспортно-логистической инфраструктуры и авиационного грузового терминала, а также выгодное географическое положение Самарского транспортного узла и наличие высокоразвитого промышленного комплекса позволит региону взять на себя функции Приволжского интермодального логистического центра, обеспечивающего обработку экспортно-импортных, внутрироссийских и международных грузопотоков на основе взаимодействия четырех видов транспорта, и обеспечить его вхождение в систему по обслуживанию грузопотоков международных транспортных коридоров и грузопотока в направлении Китай-Европа.

РТЛС Самарской области позволит решить задачи по:

управлению транспортными грузовыми потоками, проходящими по территории области;

осуществлению контроля за движением крупнотоннажного автомобильного транспорта.

Наличие сети крупных центров по обработке грузопотоков позволит:

разгрузить улично-дорожную сеть городов области;

рационально использовать земельные фонды;

упорядочить процесс доставки грузов в торговую сеть в вечернее и ночное время.

Все проводимые мероприятия по созданию РТЛС Самарской области направлены на повышение качества жизни населения области, улучшение экологической обстановки и социально-экономическое развитие региона.

8. Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области

Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области включает следующие этапы:

1. Разработка объектов и бизнес-плана (функциональное зонирование) РТЛС Самарской области.

2. Подготовка  документов по земельным участкам – резервирование, проведение кадастровых работ, перевод земель в другую категорию (при необходимости), возможный выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд.

3. Разработка, согласование и утверждение генеральных планов объектов РТЛС Самарской области.

4. Заключение соглашений о намерениях с ОАО «РЖД», Федеральной таможенной службой, владельцами существующих логистических комплексов и владельцами земельных участков.

5. Заключение соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами и кредитными организациями.

6. Подготовка необходимых документов и проведение соответствующих организационных мероприятий с целью включения в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» программного мероприятия, направленного на создание РТЛС Самарской области, с предусмотренным финансированием за счет средств федерального бюджета.

7. Разработка проектно-сметной документации на инженерную и транспортную инфраструктуру.

8. Разработка проектно-сметной документации на объекты РТЛС Самарской области.

9. Разработка корпоративной информационной системы для интермодального ТЛЦ на основе существующего программного обеспечения по автоматизированному управлению складом (WMS), взаимодействующей с отраслевыми информационными и управляющими комплексами, в т.ч. ОАО «РЖД» – «Этран», «Грузовой экспресс» и др.

10. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры РТЛС Самарской области.

11. Строительство технологических объектов РТЛС Самарской области.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Волжская коммуна" № 354 от 25.09.2010
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать