Основная информация

Дата опубликования: 23 октября 2019г.
Номер документа: RU52000201901375
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2019 г. № 767

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД(НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021

И 2022 ГОДОВ)

В целях формирования областного бюджета Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) (далее - прогноз).

2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза. Результаты мониторинга направлять Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства.

3. Органам исполнительной власти Нижегородской области - государственным заказчикам - координаторам государственных программ Нижегородской области после принятия Закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" привести индикаторы государственных программ Нижегородской области в соответствие с показателями прогноза.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

И.о.Губернатора                                       

Е.Б.Люлин

ОДОБРЕН

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 23 октября 2019 г. № 767

Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области на среднесрочный период

(на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)

I. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области

на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)

Показатели

Единицы измерения

факт

оценка

прогноз

2018

январь-июнь 2019

2019

2020

2021

2022

базовый

целевой

базовый

целевой

базовый

целевой

Население

Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

3 224,7

-

3 206,5

3 190,8

3 193,3

3 176,1

3 183,9

3 163,1

3 175,1

Численность населения (на 1 января года)

тыс. чел.

3 234,8

-

3 214,6

3 198,3

3 198,3

3 183,2

3 188,4

3 168,9

3 179,3

Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

1 781,6

-

1 750,7

1 746,1

1 746,1

1 744,8

1745,7

1 739,5

1 745,2

Численность населения старше трудоспособного возраста

(на 1 января года)

тыс. чел.

906,4

-

914,4

899,2

899,2

884,5

885,9

869,1

871,9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

71,7

-

72,0

72,5

73,4

73,0

74,2

74,0

75,1

Общий коэффициент рождаемости

число

родившихся живыми на 1000 человек населения

9,9

8,9

9,2

9,3

10,2

9,4

10,2

9,5

10,3

Суммарный

коэффициент

рождаемости

число детей на 1

женщину

1,457

-

1,380

1,447

1,536

1,482

1,552

1,507

1,576

Общий коэффициент смертности

число

умерших на 1000 человек населения

15,0

14,9

14,7

14,6

13,9

14,5

13,7

13,8

13,6

Коэффициент

естественного

прироста населения

на 1000

человек населения

-5,1

-6,0

-5,5

-5,3

-3,7

-5,1

-3,5

-4,3

-3,3

Миграционный

прирост (убыль)

тыс. чел.

-3,7

4,1

1,5

1,7

1,9

1,8

2,0

1,9

2,1

Валовой региональный продукт

Валовой

региональный

продукт

млрд. руб.

1 380

(оценка)

-

1 476,1

1 566,1

1 580,6

1 679,2

1 700,0

1 802,3

1 833,5

ИФО ВРП

% г/г

102,7

(оценка)

-

102-103

102,3

103,1

103,1

103,4

103,2

103,7

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства,

выполненных работ и услуг собственными силами

млрд. руб.

1 534,2

722,9

1 661,8

1 764,9

1 792,3

1 884,3

1 942,1

2 022,2

2 113,0

Индекс

промышленного

производства

% г/г

103,7

105,2

103,5-104

102,6

104,2

102,9

104,4

103,2

104,6

в том числе по обрабатывающим производствам 

Объем отгруженных товаров собственного производства,

выполненных работ и услуг собственными силами

млрд. руб.

1 394,1

652,3

1 515,1

1 611,9

1 638,5

1 725,0

1 781,2

1 856,3

1 944,6

Индекс производства

% г/г

104,3

107,1

104-105

102,8

104,5

103,1

104,7

103,5

105

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства

млрд. руб.

66,9

22,7

70,4

73,7

74,1

77,6

78,3

81,9

83,1

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% г/г

99,6

103,2

101,0

101,4

102,0

101,8

102,2

101,9

102,4

Строительство

Объем работ,

выполненных по виду деятельности

"Строительство"

млрд. руб.

143,6

71,0

153,6

163,5

166,7

172,3

179,6

181,5

194,4

ИФО по виду

деятельности

"Строительство"

% г/г

85,0

120,0

101,2

100,9

102,9

100,0

102,2

100,2

103,0

Ввод в действие

жилых домов

тыс. кв. м общей

площади

1351,1

649,9

1 453,0

1 618,0

1 618,0

1 552,0

1 552,0

1 717,0

1 717,0

Торговля и услуги населению

Индекс

потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

104,7

102,6

103,8 - 104,5

103 - 103,8

103 - 103,8

104

104

104

104

Индекс

потребительских цен на товары и услуги,

в среднем за год

% г/г

103,7

105,2

104,7 - 105

103 - 104

103 - 104

103,7 - 104

103,7 - 104

104

104

Оборот розничной торговли

млрд. руб.

739,0

377,7

780,5

824,8

832,0

877,5

890,4

935,5

954,8

ИФО оборота

розничной торговли

% г/г

103,1

100,6

102

102,1

103

102,5

103,1

102,6

103,2

Объем платных услуг населению

млрд. руб.

183,9

94,6

194,9

207,2

208,8

221,7

224,9

237,5

242,4

ИФО платных услуг населению

% г/г

100,4

100,4

100,7

101,9

102,7

102,4

103,1

102,6

103,2

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт товаров

млн. долл. США

5 486,0

2 320,3

5 289,3

5 421,9

5 448,2

5 713,4

5 764,7

6 137,1

6213,1

Импорт товаров

млн долл. США

3 244,5

1 530,9

3 094,6

3 296,7

3 310,6

3 522,6

3 553,6

3 769,4

3819,3

Страны дальнего зарубежья

Экспорт товаров - всего

млн. долл. США

3 443,2

1 310,0

3 036,8

3 126,8

3 139,1

3 304,5

3 328,2

3 563,0

3596,7

Импорт товаров -

всего

млн. долл. США

2 987,5

1 401,1

2 932,1

3 125,9

3 139,3

3 343,0

3 372,6

3 580,2

3627,8

Государства - участники СНГ

Экспорт товаров - всего

млн. долл. США

2 042,8

1 010,3

2 252,5

2 295,1

2 309,1

2 408,9

2 436,5

2 574,1

2616,4

Импорт товаров -

всего

млн. долл. США

257,1

129,8

162,5

170,7

171,3

179,6

181,0

189,2

191,5

Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

Количество малых и средних предприятий, включая

микропредприятия (на конец года)

единиц

630901

643721

59 333

59 748

59 926

60 286

60 645

61 070

61555

Среднесписочная численность

работников на

предприятиях малого и среднего

предпринимательства (включая

микропредприятия) (без внешних

совместителей)

тыс. чел.

350,41

347,91

335

341,7

348,9

348,9

364,8

355,8

383,5

Оборот малых и средних предприятий, включая

микропредприятия

млрд. руб.

1 371,2

-

1 465,8

1 553,7

1 565,6

1 656,2

1 678,7

1 768,6

1801,8

Инвестиции

Инвестиции в

основной капитал

млрд. руб.

259,0

95,9

277,2

296,9

302,9

329,2

331,8

362,5

363,3

ИФО инвестиций в основной капитал

% г/г

102,8

90,3

101,8

103-104

105,1

106,5

105,2

105,8

105,2

Удельный вес

инвестиций в

основной капитал в валовом

региональном

продукте

%

18,8

-

18,8

19,0

19,2

19,6

19,5

20,1

19,8

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

Собственные

средства

млн. руб.

108528,7

55299,9

116125,7

124370,6

126925,4

137927,0

138983,3

151857,7

152186,7

Привлеченные

средства, из них:

млн. руб.

60 574,0

12 957,5

64 814,2

69 416,0

70 841,9

76982,3

77 571,9

84757,5

84 941,2

кредиты банков,

в том числе:

млн. руб.

10 868,8

1 449,6

5 977,8

6 402,3

6 533,8

7 100,1

7 154,5

7 817,2

7 834,2

кредиты иностранных банков

млн. руб.

2 731,3

65,3

555,9

595,4

607,6

660,3

665,3

727,0

728,5

заемные средства других организаций

млн. руб.

2 703,0

1 428,2

4 784,3

5 124,0

5 229,3

5 682,5

5 726,0

6 256,4

6 270,0

бюджетные средства, в том числе:

млн. руб.

34 629,6

6 952,9

40 912,0

43 824,9

44 716,8

48 587,2

48 964,9

53 512,8

53 616,6

федеральный бюджет

млн. руб.

23 553,8

4 224,9

28 264,6

30 277,0

30 893,2

33 567,0

33 828,0

36 970,0

37 041,7

бюджеты субъектов Российской

Федерации

млн. руб.

8 930,7

2 352,8

10 716,8

11 479,9

11 713,5

12 727,3

12 826,3

14 017,6

14 044,8

из местных бюджетов

млн. руб.

2 145,1

375,4

1 930,6

2 068,0

2 110,1

2 292,8

2 310,6

2 525,2

2 530,1

прочие

млн. руб.

12 372,6

4 102,2

13 140,0

14 064,8

14 362,1

15 612,5

15 726,5

17 171,0

17 220,5

Денежные доходы населения

Реальные денежные доходы населения

% г/г

100,12

99,0

101,2

101,5

102,7

102,2

102,8

102,3

102,8

Прожиточный минимум в среднем на душу населения

(в среднем за год)

руб./мес.

9 371

10 230

10 055

10 407

10 407

10 782

10 782

11 191

11191

Численность

населения с

денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности

населения

%

9,5

-  3

9,5

8,6

8,0

7,8

7,4

7,0

6,8

Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. чел.

1758,2

-

1 750,4

1 744,3

1 746,0

1 739,6

1 744,7

1 733,6

1 740,3

Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов)

тыс. чел.

1633,1

-

1 625,8

1 620,4

1 622,1

1 615,8

1 620,8

1 611,2

1 617,7

Среднемесячная

заработная плата

рублей

32949,3

34 374,8

35 470

37 950

37 950

40 720

40 720

43 690

43 690

Темп роста

среднемесячной

заработной платы

% г/г

108,4

106,6

107,7

107,0

107,0

107,3

107,3

107,3

107,3

Среднемесячный

доход от трудовой деятельности

рублей

29 514

30 800

31 780

34 000

34 000

36 490

36 490

39 150

39 150

Темп роста

среднемесячного

дохода от трудовой деятельности

% г/г

109,2

107,8

107,7

107,0

107,0

107,3

107,3

107,3

107,3

Реальная заработная плата

% г/г

104,6

101,3

102,5

102,9

102,9

103,2

103,2

103,2

103,2

Индекс

производительности труда

% г/г

104,3

(оценка)

-

102,5

102,6

103,3

103,4

103,5

103,5

103,9

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

% к раб. силе

4,2

-

4,2

4,1

4,1

4,1

4,1

4,0

4,0

Уровень

зарегистрированной безработицы

(на конец года)

%

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Общая численность безработных (по

методологии МОТ)

тыс. чел.

73,0

-

72,8

72,2

72,2

72,2

72,2

71,0

71,0

Численность

безработных,

зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. чел.

6,5

7,6

7,8

7,79

7,79

7,79

7,79

7,78

7,78

ФОТ

млрд. руб.

485,0

237,2

519,4

555,8

555,8

596,4

596,4

639,9

639,9

Темп роста ФОТ

% г/г

108,2

106,5

107,1

107,0

107,0

107,3

107,3

107,3

107,3

Основные фонды

Амортизация

основных фондов

млрд. руб.

139,9

(оценка)

-

149,4

160,0

163,6

171,5

179,1

184,2

196,1

Темп роста

амортизации

основных фондов

% г/г

105,6

(оценка)

-

106,8

107,1

109,5

107,2

109,5

107,4

109,5

Среднегодовая

стоимость

амортизируемого имущества

млрд. руб.

3 014,6

(оценка)

-

3 219,6

3 448,2

3 625,3

3 696,5

4 056,7

3 970,0

4 507,0

Финансы организаций

Прибыль прибыльных организаций

(по полному кругу)

млрд. руб.

252,2

113,3

264,3

278,8

283,1

298,1

304,9

316,0

329,5

Темп роста прибыли прибыльных организаций

% г/г

110,1

86,9

104,8

105,5

107,1

106,9

107,7

106,0

108,1

1 - По данным Федеральной налоговой службы России без учета индивидуальных предпринимателей.    

2 - Без учета единовременной денежной выплаты пенсионерам в 2017 году.    

3 - С 2019 года Росстат переходит на годовую публикацию данных по данному показателю по субъектам РФ.

II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития

Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области  на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области) разработан в соответствии с действующей нормативной правовой базой:

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом  планировании в Российской Федерации";

Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня  2015 г. № 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития  Нижегородской области на среднесрочный период".

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" прогноз  социально-экономического развития Нижегородской области подготовлен Правительством Нижегородской области на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (базовый вариант) и с учетом основных направлений бюджетной политики Нижегородской области, которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.

Система показателей Прогноза социально-экономического развития  Нижегородской области соответствует показателям разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации формы прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов одобрен на заседании Правительства Российской  Федерации 19 сентября 2019 г. (протокол № 31, часть I)).

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области  является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области для органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного  самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской  области, а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих  решений.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области  является основой для формирования параметров консолидированного бюджета Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Далее будут приведены ключевые подходы по формированию прогнозных параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области  разработан с учетом:

- тенденций социально-экономического развития Нижегородской области в 2018 году и первой половине 2019 года;

- параметров прогноза социально-экономического развития Российской  Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 г. (протокол № 31, часть I);

- реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.  № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской  Федерации на период до 2024 года";

- реализации национальных проектов по приоритетным направлениям  социально-экономического развития Российской Федерации на период  до 2024 года;

- реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля  2019 г. № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти)  субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области  до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской  области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия);

- предложений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, отраслевых министерств и  крупнейших организаций Нижегородской области (далее также - область, регион).

Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области:

- данные статистического и налогового учета за 2018 год и 1 полугодие  2019 года;

- прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;

- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов  исполнительной власти Нижегородской области в разрезе курируемых видов  экономической деятельности;

- прогнозы хозяйствующих субъектов.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития

Нижегородской области по итогам 2018 года и первой половины 2019 года

В 2018 - 2019 годах социально-экономическая ситуация в Нижегородской области находится в тренде среднероссийских тенденций. Итоги первой половины 2019 года позволяют сделать вывод о том, что положительные тенденции  2018 года, выраженные в росте производства во всех ключевых секторах реального сектора, продолжаются и в текущем году.

Таблица 1

Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень развития реального

сектора экономики в Нижегородской области, в сравнении с РФ и ПФО

Показатели

2018 год

Январь-июнь

2019 года

Значение

Место в ПФО

Место

в РФ

Значение

Место в ПФО

Место

в РФ

ИФО ВРП, % г/г

102,7

(оценка)

-

-

-

-

-

Объем отгрузки продукции промышленного производства, млрд руб.

1534,2

5

14

722,9

5

14

в т.ч. по обрабатывающим производствам

1394,1

2

7

652,3

2

7

Индекс промышленного производства, % г/г

103,7

4

41

105,2

2

17

в т.ч. по обрабатывающим производствам

104,3

6

43

107,1

3

17

Индекс производства продукции сельского

хозяйства, % г/г

99,6

9

55

103,2

5

22

Объем инвестиций в основной капитал,

млрд. руб.

259

4

20

95,9

4

19

ИФО инвестиций в основной капитал, % г/г

102,8

5

37

90,3

11

62

Прибыль прибыльных организаций (по

полному кругу), млрд. руб.

252,2

-

-

113,3

-

-

Темп роста прибыли прибыльных организаций, % г/г

110,1

-

-

86,9

-

-

Объем работ, выполненных по виду

деятельности "строительство", млрд. руб.

143,6

4

17

71

3

13

ИФО по виду деятельности "Строительство",

% г/г

85

10

64

120

2

19

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади

1 351,1

4

14

649,9

3

10

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

739

3

9

377,7

3

9

ИФО оборота розничной торговли, % г/г

103,1

8

32

100,6

13

63

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

183,9

3

9

94,6

3

9

ИФО платных услуг населению, % г/г

100,4

5

28

100,4

6

30

По итогам текущего года рост экономики региона оценивается на уровне 102-103% к 2018 году, что превышает российское значение - 101,3%. Рост обусловлен вкладом следующих отраслей:

- индекс промышленного производства по итогам 1 полугодия 2019 года  составил 105,2%, в т.ч. в обработке 107,1%. Основной прирост обеспечили  следующие отрасли: производство химических веществ и химических продуктов (135,5%); производство прочих транспортных средств и оборудования (129,7%); производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (122,7%); производство кокса и нефтепродуктов (118,8%) и др.;

- рост объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в 1 полугодии 2019 года составил 120% в сопоставимых ценах;

- рост объемов сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех  категорий в 1 полугодии 2019 года составил 103,2% в сопоставимых ценах.

Наряду с положительной динамикой развития реального сектора экономики первая половина текущего года сопровождалась сокращением инвестиций в  основной капитал (ИФО за 1 полугодие составил 90,3%) и уменьшением прибыли прибыльных организаций (темп роста в действующих ценах сократился на 13%  к уровню 1 полугодия 2018 года).

Основными причинами являются как макроэкономические, характерные для РФ в целом, выраженные в адаптации бизнеса к мерам экономической политики, вступившим в силу с января 2019 года (прежде всего к повышению ставки НДС), так и региональные особенности. Снижение физических объемов инвестиций в  основной капитал обусловлено высокой базой соответствующего периода  2018 года за счет завершения ввода в эксплуатацию объектов к чемпионату мира по футболу (ИФО за 1 полугодие 2018 года - 113,7%), прежде всего за счет  обеспечивающих отраслей (энергетика, транспорт). Вместе с тем в 1 полугодии 2019 года отмечается существенный рост инвестиций в крупных обрабатывающих производствах (ИФО инвестиций в основной капитал в обработке вырос на 25,8% к уровню 1 полугодия 2018 года). На 14,1% выросли инвестиции в сфере связи и  информационных технологий, являющихся основным компонентом цифровой  экономики.

Причины сокращения прибыли аналогичны. В прошлом году в связи с  проведением чемпионата мира по футболу был зафиксирован рост прибыли:  в 3,3 раза - в организациях общественного питания и гостиницах, в 3,6 раза -  в организациях связи, в 2,2 раза - в организациях, занимающихся обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха.

Таблица 2

Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень и качество

жизни в Нижегородской области, в сравнении с РФ и ПФО

Показатели

2018 год

Январь-июнь

2019 года

Значение

Место в ПФО

Место

в РФ

Значение

Место в ПФО

Место

в РФ

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % г/г

103,7

-

-

105,2

-

-

Среднемесячная заработная плата, руб.

32 949,3

5

44

34 374,8

5

43

Темп роста среднемесячной заработной платы, % г/г

108,4

13

80

106,6

5

46

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

31359

2

21

31723

2

19

Реальные денежные доходы населения, % г/г

100,14

5

37

99,0

9

50

Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел.

3224,7

3

10

-

-

-

Уровень зарегистрированной безработицы, %, на конец отчетного периода

0,4

1

3

0,4

1

2

Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения

-5,1

12

66

-6,0

11

65

В 2018-2019 годах продолжаются тенденции предыдущих лет, влияющие на уровень и качество жизни.

Стабильная работа реального сектора экономики создает базу для  повышения уровня жизни населения. Так среднемесячная заработная плата  за 1 полугодие 2019 года составила 34 374,8 руб. Темп роста в реальном  выражении (за вычетом инфляции) - 101,3%.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижегородской области по состоянию на 1 июля 2019 года составил 0,4%. По данному показателю регион стабильно занимает лидирующие позиции: 1 место в ПФО и 2 в РФ.

В тоже время область по-прежнему находится на низких позициях среди  регионов РФ и ПФО по уровню демографических показателей.

Итоги первой половины текущего года сложились на основе имеющейся  базы, сформированной в предыдущие годы. Однако 2019 год стал годом начала выполнения национальных проектов. Учитывая, что активный старт реализации начался с весны этого года, ожидается, что во втором полугодии выполнение  мероприятий национальных проектов позволит получить дополнительный  экономический и социальный эффект.

4 - Без учета единовременной денежной выплаты пенсионерам в 2017 году.

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста

Нижегородской области в 2020-2022 годах

2.1. Факторы экономического роста

Достижению устойчивого экономического роста в 2020-2022 годах будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация  национальных проектов (приведены в разделе 3.2. "Основные направления  социально-экономического развития Нижегородской области", в таблице 5).

Важнейшими факторами экономического роста в 2020-2022 годах будут  являться следующие:

Схема 1

2.2. Ограничения экономического роста

Схема 2

*- Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.

По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных в апреле-августе 2019 года, важнейшими ограничениями являются:

1.              Недостаток финансовых средств.

Этот фактор ограничивал деятельность (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности): 43% организаций сферы услуг; 25,2% организаций розничной торговли; 24,4% организаций оптовой торговли; 12% строительных фирм; 10% промышленных предприятий.

2.              Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.

На высокую стоимость материалов и конструкций указали 34% строительных фирм. Высокая арендная плата осложняла деятельность 30,8% организаций  розничной торговли, 18,9% организаций оптовой торговли, 19% организаций  сферы услуг. На высокие транспортные расходы указали 48,9% организаций  оптовой торговли и 17,8% - розничной торговли.

3.              Недостаточный спрос на производимые товары (услуги), неплатежеспособность заказчиков и покупателей.

Дефицит спроса ограничивал деятельность 51% организаций сферы услуг, 30% строительных фирм, 14,5% промышленных предприятий.

Неплатежеспособность покупателей является одним из ключевых  ограничений развития торговой деятельности. Эту проблему отмечали 66,7%  организаций оптовой торговли и 54,2% розничной торговли.

4.              Высокий процент коммерческого кредита. 

Высокие процентные ставки банковских кредитов препятствовали производственному процессу 27,8% организаций оптовой торговли, 18% организаций сферы услуг, 16% строительных фирм, 15% организаций розничной торговли, 7%  промышленных предприятий.

5.              Недостаток квалифицированных специалистов.

Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность 19%  организаций сферы услуг, 14% строительных фирм, 12,2% организаций оптовой торговли, 7,5% промышленных предприятий.

2.3. Сценарные условия социально-экономического развития

Нижегородской области на 2020-2022 годы

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2020-2022 годы формировались в соответствии со сценарными  условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022  годов (далее - Сценарные условия РФ).

Сценарные условия РФ разработаны в трех вариантах - целевом, базовом и  консервативном.

Базовый и целевой варианты учитывают более благоприятные внешнеэкономические условия развития страны и ориентированы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Консервативный вариант предполагает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на нефть и более слабого курса рубля.  Предполагается также более жесткая по сравнению с базовым вариантом денежно-кредитная политика, что приведет к сокращению доступных объемов источников финансирования частных инвестиций.

5 - Основные параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской  Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 г. (протокол № 31, часть I).

Схема 3

Подробнее с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в разделе "Макроэкономика".

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской  области разработаны в трех вариантах - базовом, целевом и стратегическом.

     Схема 4

С учетом сложившихся в Нижегородской области социально-экономических тенденций, факторов роста и ограничений экономического  развития, а также с учетом прогнозов, представленных крупными предприятиями области, при формировании прогноза социально-экономического развития  Нижегородской области за основу выбран базовый вариант.

Целевой вариант прогноза учитывает наиболее полную реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и исходит из более высоких темпов экономического  роста.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров,  определенных в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

В рамках базового варианта прогнозируются следующие темпы роста по основным макроэкономическим показателям развития области на 2020-2022 годы.

6 - Наиболее вероятный (реальный) сценарий развития области. Возможен при реализации базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Принят за основу при формировании прогноза развития Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Базовый вариант  соответствует (либо) выше базового сценария развития области, разработанного в рамках Стратегии.

7 - Учитывает полную реализацию задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

8  - Учитывает реализацию Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

3. Основные показатели прогноза социально-экономического развития

на 2020-2022 годы и основные направления социально-

экономического развития Нижегородской области

3.1. Характеристика основных показателей прогноза

социально - экономического развития

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2020-2022 годы сформирован с учетом ожидаемой ситуации до конца 2019 года, сценарных условий развития Российской Федерации на период до 2024 года,  прогнозных намерений хозяйствующих субъектов и органов местного  самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Факторы экономического роста

По оценке в 2019 году ИФО ВРП составит 102-103%. Прогнозные темпы  на 2020-2022 годы составят 102,3-103,2% (по базовому варианту) и 103,1-103,7% (по целевому варианту). В соответствии с параметрами, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2018 г. № 703 (далее - Прогноз до 2021 года), на 2020-2021 годы ИФО ВРП  прогнозировался на уровне 102,3-102,5% ежегодно.

Основной вклад в экономическое развитие региона будут вносить:  промышленное производство (в т.ч. обрабатывающие производства) - более 30%  в структуре ВРП, торговля - порядка 18%, деятельность профессиональная,  научная и техническая - около 7%, транспортировка и хранение - более 6% и др.

Объем промышленного производства по оценке в 2019 году вырастет  на 3,5-4% в сопоставимых ценах. В 2020-2022 годах прогнозируется на уровне 102,6-103,2% (по базовому варианту) и может достичь 104,6% с учетом целевого варианта развития. По ключевой отрасли "обрабатывающие производства" в  прогнозном периоде темпы роста в сопоставимых ценах составят 102,8-103,5%  (по базовому варианту) и 104,5-105% (по целевому варианту). Прогноз темпов  роста производства на 2020-2021 годы скорректирован в сторону увеличения по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2021 года (102,2-102,5% ежегодно), за счет более высоких, чем прогнозировалось ранее, темпов роста  обрабатывающих производств.

Оборот розничной торговли по оценке в 2019 году составит 102%  в сопоставимых ценах, в 2020-2022 годах прогнозируется на уровне 102,1-102,6%, объем платных услуг населению - на уровне 101,9-102,6% в сопоставимых ценах (по базовому варианту).

Несмотря на то, что большая часть ВРП в прогнозируемом периоде будет  по-прежнему создаваться в реальном секторе экономики, в среднесрочной  перспективе будет продолжена тенденция на увеличение вклада в рост  добавленной стоимости отраслей, формирующих человеческий капитал  (таблица 3).

Таблица 3

Структура ВРП в отраслевом разрезе

2010 год (факт)

2019 год (оценка)

2020 год (прогноз)

2021 год (прогноз)

2022 год (прогноз)

Отрасли реального сектора, в т.ч.

93,1

91,5

91,4

91,4

91,2

обрабатывающие производства

-

33

33,1

33,2

33,3

торговля оптовая и розничная

-

17,88

17,8

17,76

17,7

деятельность

профессиональная, научная и

техническая

-

6,7

6,7

6,75

6,76

транспортировка и хранение

-

6,47

6,48

6,49

6,51

деятельность по

операциям с

недвижимым

имуществом

-

4,35

4,36

4,37

4,38

сельское хозяйство

-

2,7

2,68

2,62

2,57

Отрасли,

направленные на

развитие

человеческого

капитала, в т.ч.

6,9

8,5

8,6

8,6

8,8

образование

-

3,03

3,04

3,05

3,05

деятельность в

области

здравоохранения и социальных услуг

-

4,69

4,7

4,71

4,72

деятельность в

области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

-

0,76

0,76

0,76

0,77

Росту добавленной стоимости в отраслях, направленных на развитие  человеческого капитала, будет способствовать, в первую очередь, реализация  мероприятий национальных проектов. Объем средств, полученных областью на повышение уровня и качества жизни, за 2019-2021 годы составит 51,5 млрд. руб.  (НП "Здравоохранение", НП "Демография", НП "Жилье и городская среда",  НП "Образование", НП "Культура").

Темпы экономического роста Нижегородской области на среднесрочную перспективу будут определяться инвестиционным, внутренним и внешним  платежеспособным спросами.

Инвестиции в основной капитал

В среднесрочном периоде доля валового накопления основного капитала  будет неуклонно повышаться.

Таблица 4

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП

(по базовому варианту), %

2019 год

(оценка)

2020 год

(прогноз)

2021 год

(прогноз)

2022 год

(прогноз)

18,8

19,0

19,6

20,1

Объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах)  прогнозируется на 2020-2022 годы 103-106,5% (по базовому варианту). В период 2019-2022 годов рост инвестиционной активности будет обеспечен за счет обрабатывающих производств, являющихся ведущим сектором экономики, и реализации крупных инвестиционных проектов. Прогнозные темпы роста инвестиций превышают параметры, заложенные в Прогнозе до 2021 года (на 2020-2021 годы - 102-102,2% ежегодно), что связано с реализацией новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

На начало сентября текущего года инвестиционный портфель области  включает в себя более 60 проектов с объемом инвестиций более 400 млн.руб.  суммарной стоимостью свыше 380 млрд. руб.

Одним из основных источников инвестиций в основной капитал является прибыль хозяйствующих субъектов. По оценке в 2019 году объем прибыли  прибыльных организаций составит 264,3 млрд. руб. В прогнозном периоде темпы роста прибыли составят от 105,5% (по базовому варианту) до 108,1% (по целевому варианту). Основные объемы прибыли будут формироваться в обрабатывающих производствах, электроэнергетике, транспортировке и хранении. Темпы роста  прибыли увеличены по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2021 года (102,3-102,9% ежегодно), что связано с более высокими темпами роста объемов производства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в целом за период 2020-2022 годов увеличится (в сопоставимых ценах) на 1,1% (по базовому варианту) и на 8,3% (по целевому варианту). Среднегодовой индекс цен составит в 2020 году - 104,2%, в 2021 году - 104,1%, в 2022 году - 105,1% к предыдущему  году.

Стимулирование внешнего спроса на продукцию нижегородских  производителей будет осуществляться в рамках реализации мероприятий,  направленных на развитие несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе  в рамках региональной составляющей национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Основными мероприятиями будут:

- государственная поддержка промышленных предприятий и организаций АПК, реализующих корпоративные программы повышения  конкурентоспособности, в том числе через механизмы льготного кредитования;

- продвижение высокотехнологичной, инновационной продукции, продукции АПК и услуг на внешние рынки;

- внедрение Регионального экспортного стандарта по обеспечению  благоприятных условий для развития экспортной деятельности в области.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение стоимостного  объема экспорта.

Прогнозируется, что в 2020-2022 годах темпы роста экспорта составят 102,5-107,4% ежегодно (по базовому варианту) и 103-107,8% (по целевому варианту), в т.ч. несырьевого неэнергетического экспорта - 106,2-110,4% (по базовому  варианту) и 108-118% (по целевому варианту).

В среднесрочной перспективе одной из основных задач экономического  роста в Российской Федерации останется повышение платежеспособного спроса населения. Учитывая, что расходы домашних хозяйств в общем объеме ВВП  составляют почти половину, повышение экономического роста возможно только при условии роста качества и уровня жизни.

В среднесрочной перспективе с учетом реализации мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, а также увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы прогнозируется, что среднемесячная заработная плата в целом по области в 2020 году составит 37 950 рублей и к 2022 году достигнет уровня 43 690 рублей. Реальная заработная плата в 2020 году  составит 102,9%, в 2021-2022 годах - 103,2% ежегодно. Темпы роста реальной заработной платы на 2020-2021 годы прогнозируются выше параметров Прогноза до 2021 года (102,1-102% ежегодно). Увеличение прогнозных показателей связано с реализацией мер, проводимых в целях решения задач, поставленных Указом  Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.

Объем ФОТ в 2020 году прогнозируется на уровне 555,8 млрд.рублей  (или 107% к уровню 2019 года). В 2021-2022 годах ежегодный прирост составит 7,3%. Величина ФОТ к 2022 году достигнет 639,9 млрд.рублей.

За счет роста основных компонентов доходов населения - заработной платы и пенсий, реальные денежные доходы населения области в 2020-2022 годах  прогнозируются на уровне 101,5-102,3% ежегодно (по базовому варианту), что выше параметров Прогноза до 2021 года (101,4 - 102% ежегодно).

Реализация в области мероприятий по содействию занятости и  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в прогнозном периоде позволит обеспечить стабильность занятости населения. Уровень  зарегистрированной безработицы сохранится на достигнутом уровне (0,4%) на протяжении всего прогнозного периода.

Реализация национальных проектов в ключевых отраслях социальной сферы в прогнозном периоде будет способствовать развитию человеческого капитала.

С учетом действия региональных проектов, входящих в национальные  проекты "Здравоохранение" и "Демография", а также реализации демографической политики к 2022 году прогнозируется: снижение коэффициента естественной  убыли населения до 4,3 промилле, рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,507 детей на 1 женщину, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74 лет. Среднегодовая численность населения Нижегородской  области в 2022 году составит 3 163,1 тыс. человек.

Развитие человеческого капитала, создание высокотехнологичных  производств, внедрение инноваций, принципов бережливого производства и  цифровых технологий обеспечат в прогнозном периоде рост производительности труда. Индекс производительности труда по всем видам экономической деятельности в 2020 году прогнозируется на уровне 102,6%, в 2021-2022 годах 103,4 - 103,5% (по базовому варианту), при реализации в полной мере национальных целей и стратегических задач индекс производительности труда к 2022 году  достигнет 103,9%.

3.2. Основные направления социально-экономического

развития Нижегородской области

Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и  достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации  от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также реализацией Указа  Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об оценке  эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской  Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

На государственном уровне механизмом решения стратегических задач  развития страны является реализация национальных проектов по 13 направлениям социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные  дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая  экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка  индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.

По состоянию на 13 августа 2019 г. Нижегородская область заявилась на участие в 59 федеральных проектах, входящих в состав национальных проектов,  реализуемых на территории Нижегородской области. Были разработаны паспорта региональных составляющих федеральных проектов, в которых предусмотрены мероприятия, целевые показатели и определены объемы финансирования. Все  паспорта были утверждены Губернатором Нижегородской области. В настоящее время осуществляется внесение и утверждение паспортов в системе "Электронный бюджет". На текущий момент в системе утверждено 50 паспортов региональных проектов (таблица 5).

Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в  государственных программах Нижегородской области (перечень государственных программ Нижегородской области приведен в разделе 4 "Основные параметры  государственных программ Нижегородской области" в таблице 6).

Таблица 5

Наименование национального проекта, региональной составляющей федерального проекта

Целевые показатели

регионального проекта по Нижегородской области (данные из утвержденных паспортов приведены по состоянию на 13.08.2019 и могут быть скорректированы)

(учтены в целевом варианте прогноза)

1. "Жилье и городская среда":

1.1. Жилье.

1.2. Формирование комфортной городской среды.

1.3. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Объём ввода жилья составит в 2022 году  1,717 млн. кв. м, в 2024 году - 1,981 млн. кв. м.

Количество городов с благоприятной городской средой составит в 2022 году 13 ед., в 2024 году -  17 ед. (в 2019 году - 7 ед.).

Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда составит в 2022 году 28,65 тыс. кв. м, в 2024 году - 67,28 тыс. кв. м

2. "Демография":

2.1. Финансовая поддержка семей при рождении детей.

2.2. Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

2.3. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.

2.4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

2.5. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек

Суммарный коэффициент рождаемости к 2022 году составит 1,576 детей на 1 женщину, в 2024 году - 1,613.

Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, к 2022 году составит 81,3%, к 2024 году - 82,1%.

Доступность дошкольного образования для детей от полутора до трех лет к 2022 году и до 2024 года составит 100%.

Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта к 2022 году составит 52%, к 2024 году - 59%.

Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, в 2022 году составит 55,7%,  к 2024 году - 70%.

Смертность женщин в возрасте 16-54 лет на 100 тыс. человек в 2022 году составит 214,7, в 2024 году - 207,1.

Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет на                             100 тыс. человек в 2022 году составит 651,2, в 2024 году - 589,1

3. "Здравоохранение":

3.1. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

3.2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

3.3. Борьба с онкологическими заболеваниями.

3.4. Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.

3.5. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.

3.6. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

3.7. Развитие экспорта медицинских услуг

Число граждан, прошедших профилактические осмотры, к 2022 году составит 1,7 млн.человек, к 2024 году - 2,2 млн.человек.

Смертность от инфаркта миокарда в 2022 году составит 32,6 случаев на 100 тыс. населения, к 2024 году - 30,3 случаев на 100 тыс. населения.

Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, в 2022 году составит 61,2%, к 2024 году - 63%.

Младенческая смертность к 2022 году составит 4,7 случаев на 1 тыс. родившихся детей, в 2024 году - 4,3 случаев.

Обеспеченность врачами, работающими

в государственных и муниципальных медицинских организациях, к 2022 году составит 37,1 человек на 10 тыс. населения, к 2024 году - 38,9 человек на 10 тыс. населения.

Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале

государственных услуг и функций в отчетном году, к 2022 году составит 480,1 тыс. человек, к 2024 году - 798,5 тыс. человек.

Количество пролеченных иностранных граждан к 2022 году составит 2,92 тыс. человек, к 2024 году - 3,65 тыс. человек

4. "Образование":

4.1. Современная школа.

4.2. Успех каждого ребенка.

4.3. Цифровая образовательная среда.

4.4. Учитель будущего.

4.5. Молодые профессионалы.

4.6. Социальная активность.

4.7. Поддержка семей, имеющих детей

Число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа:

- не менее 900 мест к 2022 году;

- не менее 1100 мест к 2024 году.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, к 2022 году составит 77%, к 2024 году увеличится до 80%.

Число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум":

- не менее 9,6 тыс.человек к 2022 году;

- не менее 16 тыс.человек к 2024 году.

Создание в образовательных организациях современной цифровой среды:

- 60% организаций к 2022 году;

- 95% организаций к 2024 году.

Число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой:

- не менее 91 ед. к 2022 году;

- не менее 133 ед. к 2024 году.

Доля учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников:

- не менее 30% к 2022 году;

- не менее 50% к 2024 году.

К 2022 году будет создано 2 центра опережающей профессиональной подготовки

5. "Экология":

5.1. Чистая страна.

5.2. Комплексная система обращения с ТКО.

5.3. Оздоровление Волги.

5.4. Сохранение уникальных водных объектов.

5.5. Чистая вода.

5.6. Сохранение лесов

К 2022 году будет ликвидировано 3 объекта накопленного вреда и 3 объекта несанкционированных свалок, к 2024 году - 3 объекта и 7 объектов, соответственно.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов в 2022 году достигнет 53%, в 2024 году - 60% (в 2019 году - 37%).

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод с 0,26 куб. км в 2022 году до 0,12 куб. км в 2024 году.

Доля населения области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, к 2022 году составит 93,6%, к 2024 году - 95,6% (в 2019 году - 92,8%).

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений к 2022 году составит 87,8%, к 2024 году - 100% (в 2019 году - 85,2%)

6. "Безопасные и качественные автомобильные дороги":

6.1. Дорожная сеть.

6.2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства.

6.3. Безопасность дорожного движения

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, к 2022 году достигнет 36,9%, к 2024 году - 38,2% (в 2019 году - 34,7%).

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тыс. населения к 2022 году составит 8,39 человек, к 2024 году - 3,71 человек

7. "Производительность труда и поддержка занятости":

7.1. Системные меры по повышению производительности труда.

7.2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях.

7.3. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда

Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики к 2022 году составит 113,9% по сравнению с 2018 годом, к 2024 году - 123,3%.

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, составит к 2022 году - 150 ед., к 2024 году - 212 ед.

Доля соискателей - получателей услуг по подбору вакансий центров занятости населения, в которых реализованы пилотные проекты, удовлетворенных полученными услугами, к 2022 году составит 80%, к 2024 году - 90%

8. "Цифровая экономика":

8.1. Информационная безопасность.

8.2. Цифровые технологии.

8.3. Цифровое государственное

управление

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения в 2021 году составит 75% (показатель будет исполнен к концу 2021 года).

Увеличение затрат на развитие "сквозных" цифровых технологий в 2021 году до 150% (показатель будет исполнен к концу 2021 года).

Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде в 2021 году составит 40% (показатель будет исполнен к концу 2021 года)

9. "Культура":

9.1. Культурная среда.

9.2. Творческие люди.

9.3. Цифровая культура

Количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку, к 2022 году составит 16 ед., к 2024 году - 24 ед.

К 2022 году будет создано и капитально отремонтировано 17 объектов культуры.

Получат современное оборудование:

- к 2022 году - 147 организаций культуры;

- к 2024 году - 190 организаций культуры

10.              "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы":

10.1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

10.2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

10.3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства.

10.4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

10.5. Популяризация предпринимательства

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых к 2022 году составит 37 тыс. человек, к 2024 году - 51 тыс. человек.

Количество выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составит к 2022 году 725 ед., к 2024 году - 1074 ед.

Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", к 2022 году составит 6,4 тыс. ед., к 2024 году - 9,6 тыс. ед.

Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" составит (нарастающим итогом) к 2022 году - 748 человек, к 2024 году - 1493 человек.

Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, составит к 2022 году 7,9 тыс. человек, к 2024 году - 10,4 тыс. человек

11.              "Международная кооперация и экспорт":

11.1. Промышленный экспорт.

11.2. Экспорт продукции АПК.

11.3. Экспорт услуг.

11.4. Системные меры развития международной кооперации и экспорта

Объём экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в 2022 году составит 4,1 млрд. долл. США, в 2024 году - 5,2 млрд. долл. США.

Объем экспорта услуг составит в 2022 году 4,97 млрд. долл. США, в 2024 году - 5,2 млрд. долл. США

12. "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года":

12.1. Коммуникации между центрами экономического роста

Протяженность построенных и реконструированных участков автомобильных дорог регионального значения к 2021 году составит 8,31 км (показатель будет исполнен к концу 2021 года)

4. Основные параметры государственных программ Нижегородской области

(согласно редакциям, действующим по состоянию на 10.08.2019)

Таблица 6

млн. руб.

Наименование госпрограммы

Период действия (годы)

Объемы финансирования, предусмотренные

на 2020 - 2022 годы

Всего

в том числе за счет средств:

Федерального бюджета

Областного бюджета

Местных бюджетов

Прочих источников

1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 297)

2015 - 2021

491,4

88,4

384,2

-

18,8

2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля  2014 г. № 280)

2013 - 2021

53 492,0

2 898,2

7 027,3

89,1

43 477,4

3. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля  2014 г. № 288)

2015 - 2021

2 899,3

958,2

435,8

-

1 505,3

4. "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля  2014 г. № 287)

2014 - 2021

21 316,8

-

685,4

356,1

20 275,3

5. "Развитие предпринимательства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля  2014 г. № 290)

2015 - 2021

823,9

391,1

420,7

2,3

9,8

6. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286)

2015 - 2021

101,9

-

101,9

-

-

7. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 303)

2015 - 2022

67 396,6

5 072,8

58 564,8

3 755,4

3,6

8. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 300)

2015 - 2021

435,6

14,4

400,8

20,4

-

9. "Развитие здравоохранения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля  2013 г. № 274)

2013 - 2024

211 227,3

6 727,7

76 547,4

-

127 952,2

10. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области  от 30 апреля  2014 г. № 301)

2015 - 2024

74 944,3

2 236,3

72 668,6

39,4

-

11. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области

в соответствии

с прогнозируемой потребностью

и современными условиями обучения, на 2016-2025 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря

2015 г. № 893)

2016 - 2025

9 454,5

471,0

7 254,5

1 729,0

-

12. "Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Нижегородской области, реализующих общеобразовательные программы" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта  2019 г. № 180)

2019 - 2024

3 265,5

-

3 102,2

163,3

-

13. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля

2014 г. № 298)

2015 - 2021

60 355,9

12 139,9

48 216,0

-

-

14. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля  2014 г. № 273)

2015 - 2021

2 053,6

1 229,6

824,0

-

-

15. "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области  от 28 апреля  2014 г. № 285)

2015 - 2021

5 762,2

820,8

4 941,4

-

-

16. "Развитие культуры и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 299)

2015 - 2021

4 218,6

473,9

3 629,0

42,9

72,8

17. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 289)

2015 - 2021

82,5

21,7

60,8

-

-

18. "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 302)

2015 - 2030

5 076,0

526,6

4 158,4

214,7

176,3

19. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 305)

2015 - 2024

10 008,3

9 155,9

773,5

78,9

-

20. "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2024 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября  2017 г. № 651)

2018 - 2024

0,0

-

-

-

-

21. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 306)

2015 - 2021

2 351,2

1 269,0

1 006,3

75,9

-

22. "Охрана животного мира Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 г. № 516)

2018 - 2021

178,2

41,3

136,9

-

-

23. "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)  в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. № 98)

2018 - 2021

44,0

2,7

41,3

-

-

24. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности  в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981)

2015 - 2021

521,9

-

521,9

-

-

25. "Защита населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 304)

2015 - 2021

2 626,4

-

2 626,4

-

-

26. "Реализация государственной национальной политики  на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября  2017 года № 797)

2018 - 2025

40,6

-

40,6

-

-

27. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая  2015 г. № 320)

2015 - 2021

13,2

-

13,2

-

-

28. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля  2014 г. № 296)

2014 - 2021

35 313,8

694,8

34 619,0

-

-

29. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля  2014 г. № 284)

2015 - 2021

533,5

10,9

522,6

-

-

30. "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 8 октября  2018 г. № 667)

2018 - 2020

17,0

2,8

14,2

-

-

31. "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля  2019 г. № 109)

2019 - 2021

15,7

-

12,0

3,7

-

32. "Противодействие коррупции  в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта  2019 г. № 167)

2019 - 2021

2,0

-

2,0

-

-

33. "Информационная среда Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 15 января  2019 г. № 7)

2019 - 2021

802,2

-

751,4

50,8

-

Принятые в тексте сокращения:

ИФО ВРП - индекс физического объема валового регионального продукта;

ИФО - индекс физического объема;

РФ - Российская Федерация;

ПФО - Приволжский федеральный округ;

НП - национальный проект;

среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;

среднемесячный доход от трудовой деятельности - среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;

% г/г - % к предыдущему году.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.11.2019
Рубрики правового классификатора: 020.040.000 Бюджетный процесс, 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать