Основная информация

Дата опубликования: 23 ноября 2009г.
Номер документа: ru14000200900472
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года №497

Об утверждении Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

- постановление Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, а также в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 №157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Положение о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции).

2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) привести отраслевые положения о системе управления охраной труда в соответствие с настоящим Положением.

3. Утратил силу постановлением Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2001 года №616 «Об утверждении положения о системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)».

5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

(пункт 6 в редакции постановления Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

Утверждено

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 23 ноября 2009 года №497

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственной системе управления охраной труда

в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции)

Государственная система управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) - скоординированная система взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) (далее - Положение) разработано в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществления правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

1.2. Настоящее Положение определяет задачи, организационную структуру, совокупность субъектов и объектов управления охраной труда, принципы их функционирования.

1.3. Положение основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции (Основном Законе) Республики Саха (Якутия), Трудовом кодексе Российской Федерации и Законе Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

1.4. В целом государственная система управления охраной труда состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей.

В настоящем Положении управляющий и исполнительный органы объединены в единое понятие - субъект управления.

Подведомственные организации улусного и городского уровня объединены в единое понятие - объект управления.

1.5. Положение распространяется на деятельность субъектов и объектов управления в области охраны труда с равной степенью ответственности за действия или бездействие в рамках действующего законодательства.

II. Приоритетные направления и задачи государственной системы управления охраной труда

2.1. Приоритетным направлением государственной системы управления охраной труда является жизнеобеспечение и сохранение здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

2.2. Основные задачи управления охраной труда должны решаться путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на федеральном, республиканском и отраслевом уровнях.

2.3. Органы местного самоуправления и работодатели принимают локальные нормативные акты в области охраны труда. Органы местного самоуправления исполняют переданные органами государственной власти Республики Саха (Якутия) отдельные государственные полномочия в области охраны труда.

2.4. Задачами государственной системы управления охраной труда являются:

создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений;

распределение функций по обеспечению охраны труда в организациях между руководителями, специалистами и службами, которые по роду своей деятельности обязаны заниматься вопросами охраны труда;

формирование безопасных условий труда непосредственно на объектах управления (в организациях).

III. Принципы функционирования государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)

3.1. Основополагающими принципами государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работающих;

гарантии прав работников на охрану труда;

целенаправленная деятельность всей системы управления охраной труда по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

осуществление эффективного сотрудничества (социального партнерства) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного и общественного надзора и контроля в области охраны труда, работодателей и их объединений, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

наличие квалифицированных специалистов по охране труда, а в иных случаях службы такой же направленности;

перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;

наличие финансово-экономического механизма стимулирования охраны труда;

неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателями и работниками, ответственность за их нарушение.

IV. Организационная структура государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)

4.1. Организационная структура государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) состоит из четырех уровней:

4.1.1. Первый уровень - республиканский. Осуществляют федеральные органы исполнительной власти и республиканский орган исполнительной власти в области охраны труда - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий и другие органы исполнительной власти республики, наделенные соответствующими полномочиями.

4.1.2. Второй уровень - отраслевой. Осуществляют отраслевые (функциональные) органы исполнительной власти республики совместно или по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны труда, а также курируемые ими предприятия и организации улусного и городского уровней порядке.

(пункт 4.1.2. в редакции постановления Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

4.1.3. Третий уровень - уровень местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им в установленном порядке.

4.1.4. Четвертый уровень - уровень организаций. Осуществляет непосредственно работодатель совместно с профсоюзной организацией или иным, уполномоченным работниками организации, представительным органом.

V. Функции субъектов и объектов государственной системы управления охраной труда

5. Функциями государственной системы управления охраной труда являются:

принятие и реализация нормативных правовых актов об охране труда;

планирование охраны труда и координация деятельности в данной области субъектов социально-трудовых отношений;

оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере;

экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда;

надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

информационное обеспечение охраны труда.

5.1. Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия):

реализует государственную политику в области охраны труда в Республике Саха (Якутия), совершенствует методы государственного управления охраной труда;

подготавливает предложения в проекты федеральных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

организует разработку и утверждение региональной программы улучшения условий и охраны труда и осуществления контроля за их реализацией;

оказывает методическую и практическую помощь организациям и работодателям – индивидуальным предпринимателям в области охраны труда, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия), объединениям работодателей, работникам, профессиональным союзам, их объединениям и иным, уполномоченным работниками представительным органам;

готовит с участием Федерации профсоюзов, объединений работодателей республики, федеральных органов исполнительной власти доклады Правительству Республики Саха (Якутия) о состоянии условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;

организует разработку, согласование и утверждение республиканских нормативно-правовых актов по охране труда, готовит проекты постановлений Правительства республики об отмене нормативно-правовых актов по охране труда, не соответствующих федеральному законодательству;

организует создание и ведение информационных банков данных по вопросам условий и охраны труда;

изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;

организует работу Межведомственной комиссии по охране труда в Республике Саха (Якутия);

(абзац 11 утратил силу постановлением Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

проводит консультации по вопросам охраны труда, проведению специальной оценки условий труда;

(абзац 13 утратил силу постановлением Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

готовит предложения об отнесении отраслей экономики к классам профессионального риска на основе анализа травматизма на производстве;

организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия);

оказывает методическую и практическую помощь организациям в области охраны труда;

координирует работу служб охраны труда объектов управления, применяя в работе компьютерную систему связи. При этом решает вопрос укрепления социальной сферы квалифицированными (дипломированными) специалистами по охране труда;

осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда;

организует внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе требований нормативных правовых актов в области охраны труда;

использует в работе информационные системы нормативно-правового обеспечения охраны труда.

(пункт 5.1. в редакции постановления Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

5.2. Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) взаимодействует:

с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и подведомственными ему организациями, с отраслевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления улусов (районов), органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей, профессиональными союзами, организациями республики по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

(абзац 2 пункта 5.2. в редакции постановление Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

с Министерством экономики Республики Саха (Якутия) по формированию подпрограммы «Охрана труда», направленной на улучшение условий и охраны труда в рамках государственной программы и оценки эффективности её реализации;

(абзац 3 пункта 5.2. в редакции постановление Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) по планированию и обеспечению бюджетных и внебюджетных ассигнований на управление охраной труда, реализации целевых республиканских программ по улучшению условий и охраны труда;

с Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Республики Саха (Якутия) по разработке мероприятий трехстороннего соглашения по вопросам улучшения условий и охраны труда и контроля за их реализацией;

с Органами государственного надзора и контроля за охраной труда по вопросам осуществления согласованной политики по разработке законодательных и нормативных актов, а также целевых республиканских программ по улучшению условий и охраны труда;

с Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) по вопросам контроля за соблюдением в организациях республики законодательства о труде и охране труда и реализацией мероприятий по охране труда в коллективных договорах и соглашениях;

с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) по вопросам контроля за соблюдением действующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов на предприятиях и в организациях республики;

с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по вопросам сбора и получения статистических данных о состоянии условий и охраны труда в организациях республики;

с Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обмена информациями по вопросам охраны труда;

(абзац 10 пункта 5.2. в редакции постановление Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

с Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) по реализации государственной политики в области охраны труда и осуществления общественного контроля за охраной труда.

Пункт 5.3. утратил силу постановлением Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342

5.4. Межведомственная комиссия по охране труда в Республике Саха (Якутия):

разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда;

обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), республиканских объединений работодателей при решении вопросов, связанных с охраной труда, профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по Республике Саха (Якутия) в части реализации мер воздействия на работодателей, нарушающих требования охраны труда;

определяет приоритетные направления федеральных и республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;

рассматривает проекты законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканских объединений работодателей, касающиеся вопросов охраны труда;

рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;

рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.

5.5. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственного надзора и контроля участвуют в государственном управлении охраной труда в Республике Саха (Якутия) в пределах своих полномочий.

VI. Отраслевой уровень

6.1. Отраслевые органы исполнительной власти:

проводят государственную политику в области охраны труда в отрасли;

организуют разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;

участвуют в разработке и реализации республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда с учетом существующих проблем республиканского масштаба;

подготавливают соответствующие документы и предложения по совершенствованию отраслевых правил, инструкций по безопасному производству работ, методов управления охраной труда;

организуют внутриведомственный контроль за соблюдением законов, действующих нормативно-правовых актов, правил, государственных стандартов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда на предприятиях и организациях курируемых отраслей;

(абзац 6 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда. Определяют структуру, численность и оплату труда работников службы охраны труда, а также функции и подчиненность службы (специалиста по охране труда), с учетом действующих рекомендаций.

решают вопросы укрепления этих служб квалифицированными (дипломированными) специалистами по охране труда и технического оснащения кабинетов по охране труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда, причинах несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, профессиональных рисков на предприятиях и организациях курируемых отраслей, совместно с работодателями разрабатывают и осуществляют меры по их предупреждению и снижению;

(абзац 9 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я) от 24.09.2015 №342)

Абзац 10 пункта 6.1. утратил силу постановлением Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342

участвуют в расследовании несчастных случаев на предприятиях и организациях курируемых отраслей в соответствии с действующим порядком;

(абзац 11 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342)

организуют на предприятиях и организациях курируемых отраслей обучение и проверку знаний по охране труда;

(абзац 12 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342)

ежегодно направляют Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального и республиканского законодательства об охране труда, а также по формированию государственной политики в области охраны труда;

проводит анализ работы предприятий и организаций на курируемых отраслях по предоставлению ими своим работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

(абзац 14 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342)

проводят методическую и профилактическую работу, а также организуют обучение и проверку знаний по охране труда в аппарате министерства;

(абзац 15 пункта 6.1. в редакции постановления Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342)

осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными и республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда;

6.2. Отраслевые органы исполнительной власти взаимодействуют:

с Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), функциональными органами исполнительной власти, с органами надзора и контроля по вопросам, входящим в их компетенцию;

с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны труда на предприятиях федеральной собственности, расположенных на территории республики;

с республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам улучшения условий и охраны труда.

VII. Уровень местного самоуправления

В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, а также в соответствии с полномочиями, переданными им в установленном законодательством порядке:

7.1. Вправе принимать нормативные правовые и локальные акты в области охраны труда; заключать соглашения о взаимодействии в области улучшения условий и охраны труда с органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), представителями работников и работодателей, а также с организациями; запрашивать и получать от организаций информацию и документы, необходимые для осуществления переданных отдельных государственных полномочий; обращаться в соответствующие органы надзора и контроля с заявлением о проведении соответствующей проверки по соблюдению организациями законодательства о труде.

7.2. Органы местного самоуправления улусов (районов) взаимодействуют:

с Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) по вопросам управления охраной труда на территории муниципальных образований;

органами исполнительной власти, с органами надзора и контроля по вопросам, входящим в их компетенцию;

с республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам улучшения условий и охраны труда;

с органами надзора и контроля при организации и проведении проверок за соблюдением законодательства о труде, в том числе требований нормативных правовых актов в области охраны труда, по вопросам определения целей, объема, сроков проведения плановых проверок, информирования о результатах проводимых проверок, о состоянии соблюдения законодательства о труде, в том числе требований нормативных правовых актов в области охраны труда.

VIII. Уровень организации

8.1. Объектами государственной системы управления охраной труда являются организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

(пункт 8.1. в редакции постановления Правительства РС(Я)
от 24.09.2015 №342)

8.2. Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.

Для реализации этой задачи работодатель разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование в организации системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".

8.3. Функции управления охраной труда на уровне организации заключаются в:

планировании работ по охране труда;

организации и координации работ в области охраны труда;

систематическом учете и анализе состояния условий и охраны труда;

постоянном контроле за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда;

стимулировании работ по совершенствованию методов управления охраной труда и соответствующем поощрении по результатам выполнения задач в области охраны труда.

8.4. Для практической оценки состояния охраны труда в организации, а также для осуществления стимулирования в области охраны труда рекомендуются следующие показатели:

Кч - коэффициент частоты несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего числа несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих;

Кт - коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего количества дней нетрудоспособности у пострадавших для случаев с потерей трудоспособности на 1 день и более, к общему числу таких несчастных случаев за тот же период времени;

Ксм - коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом, представляющий собой отношение общего числа таких несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих;

Кбаз - базовый коэффициент, представляющий собой произведение коэффициентов Кпб, Ктб, Кид;

Кпб - коэффициент производственной безопасности, представляющий собой отношение числа работников, строго соблюдающих требования безопасности, к общему числу рабочих в цехе (на участке);

Ктб - коэффициент технической безопасности, представляющий собой отношение количества машин, механизмов и других видов оборудования, полностью удовлетворяющих требованиям безопасности, к общему числу единиц оборудования, установленных в цехе (на участке);

Кид - коэффициент исполнительской дисциплины инженерно-технических работников (должностных лиц с функциональными обязанностями в области охраны труда), представляющий собой отношение количества выполненных мероприятий по охране труда за месяц (или другой период времени) к общему числу намеченных мероприятий.

Для характеристики деятельности должностных лиц количественный показатель Кбаз может быть принят за 100 процентов или быть равным 1 (единице), что соответствует отличной работе по охране труда и работе системы управления охраной труда в целом.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.020.140 Охрана труда

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать