Основная информация
Дата опубликования: | 24 января 2006г. |
Номер документа: | В200600227 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0600227
В200600227
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 18
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.01.2006 N 7317/05
[О рассмотрении заявление открытого акционерного
общества "Уфамолагропром" и закрытого акционерного
общества "БДО Юникон" о пересмотре в порядке надзора
решения суда первой инстанции от 14.12.2004,
постановления суда апелляционной инстанции
от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики
Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА
и постановления Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Уфамолагропром" и закрытого акционерного общества "БДО Юникон" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.12.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителей - открытого акционерного общества "Уфамолагропром" - Конькова Е.В., Поликарпова Н.Л.; от закрытого акционерного общества "БДО Юникон" - Булхов А.В.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Уфы - Александрова Е.Р., Садыков Д.Р.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
По результатам проверки соблюдения налогового законодательства открытым акционерным обществом "Уфамолагропром"" (далее - общество, налогоплательщик) за 2002 год Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району города Уфы (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Уфы; далее - инспекция) был сделан вывод о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой прибыли на 406076 рублей, поскольку общество включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, сумму платежей, перечисленных муниципальному унитарному предприятию "Уфаводоканал" (далее - предприятие) за сброс сточных вод со сверхдопустимой концентрацией загрязняющих веществ, в то время как, по мнению инспекции, такие суммы согласно пункту 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс) не подлежат отнесению на уменьшение налогооблагаемой базы.
Решением от 09.06.2004 N 30 инспекция доначислила обществу 97458 рублей налога на прибыль, 1737 рублей 38 копеек пеней и привлекла его к ответственности в виде взыскания 19491 рубля 60 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
Не согласившись с решением инспекции в названной части, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его частично недействительным.
Определением суда первой инстанции от 23.09.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "БДО Юникон", являющееся аудитором общества.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2004 в удовлетворении требования обществу отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 20.04.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды согласились с мнением инспекции о том, что данные платежи не могли быть отнесены обществом к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли, поскольку в силу пункта 4 статьи 270 Кодекса расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не учитываются в целях налогообложения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия в толковании и применении положений главы 25 Кодекса, и принять новое решение об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167; НГР:Р9900617 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
К числу существенных условий договора отнесены порядок, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил).
Между обществом и предприятием заключен договор от 28.01.2000 N 869 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В пункте 7.3 указанного договора предусмотрена плата общества за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города.
Исходя из характера указанного платежа, порядка его определения и уплаты этот платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Как следует из статьи 247 Кодекса, объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К материальным расходам относятся согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса расходы на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод.
Спорная сумма (406076 рублей) является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод, и законом прямо предусмотрена возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Такие платежи следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, исчисление которых регулируется Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Эти положения Порядка соотносятся с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
Кроме того, в силу пункта 1 Порядка предусмотренные им платежи взимаются за определенные виды воздействия на окружающую среду, в число которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации не входит.
Включение обществом 406076 рублей в расходы необоснованно расценено инспекцией и судами как неправомерное.
Поскольку судами допущено неправильное применение норм материального права, принятые ими оспариваемые судебные акты, нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права, подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 14.12.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу отменить.
Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району города Уфы от 09.06.2004 N 30 в части доначисления 97458 рублей налога на прибыль, 1737 рублей 38 копеек пеней и 19491 рубля 60 копеек штрафа признать недействительным.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 12.04.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0600227
В200600227
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 18
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.01.2006 N 7317/05
[О рассмотрении заявление открытого акционерного
общества "Уфамолагропром" и закрытого акционерного
общества "БДО Юникон" о пересмотре в порядке надзора
решения суда первой инстанции от 14.12.2004,
постановления суда апелляционной инстанции
от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики
Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА
и постановления Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Уфамолагропром" и закрытого акционерного общества "БДО Юникон" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.12.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителей - открытого акционерного общества "Уфамолагропром" - Конькова Е.В., Поликарпова Н.Л.; от закрытого акционерного общества "БДО Юникон" - Булхов А.В.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Уфы - Александрова Е.Р., Садыков Д.Р.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
По результатам проверки соблюдения налогового законодательства открытым акционерным обществом "Уфамолагропром"" (далее - общество, налогоплательщик) за 2002 год Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району города Уфы (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Уфы; далее - инспекция) был сделан вывод о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой прибыли на 406076 рублей, поскольку общество включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, сумму платежей, перечисленных муниципальному унитарному предприятию "Уфаводоканал" (далее - предприятие) за сброс сточных вод со сверхдопустимой концентрацией загрязняющих веществ, в то время как, по мнению инспекции, такие суммы согласно пункту 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс) не подлежат отнесению на уменьшение налогооблагаемой базы.
Решением от 09.06.2004 N 30 инспекция доначислила обществу 97458 рублей налога на прибыль, 1737 рублей 38 копеек пеней и привлекла его к ответственности в виде взыскания 19491 рубля 60 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
Не согласившись с решением инспекции в названной части, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его частично недействительным.
Определением суда первой инстанции от 23.09.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "БДО Юникон", являющееся аудитором общества.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2004 в удовлетворении требования обществу отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 20.04.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды согласились с мнением инспекции о том, что данные платежи не могли быть отнесены обществом к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли, поскольку в силу пункта 4 статьи 270 Кодекса расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не учитываются в целях налогообложения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия в толковании и применении положений главы 25 Кодекса, и принять новое решение об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167; НГР:Р9900617 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
К числу существенных условий договора отнесены порядок, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил).
Между обществом и предприятием заключен договор от 28.01.2000 N 869 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В пункте 7.3 указанного договора предусмотрена плата общества за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города.
Исходя из характера указанного платежа, порядка его определения и уплаты этот платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Как следует из статьи 247 Кодекса, объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К материальным расходам относятся согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса расходы на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод.
Спорная сумма (406076 рублей) является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод, и законом прямо предусмотрена возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Такие платежи следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, исчисление которых регулируется Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Эти положения Порядка соотносятся с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
Кроме того, в силу пункта 1 Порядка предусмотренные им платежи взимаются за определенные виды воздействия на окружающую среду, в число которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации не входит.
Включение обществом 406076 рублей в расходы необоснованно расценено инспекцией и судами как неправомерное.
Поскольку судами допущено неправильное применение норм материального права, принятые ими оспариваемые судебные акты, нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права, подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 14.12.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04-А-СЛА и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу отменить.
Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району города Уфы от 09.06.2004 N 30 в части доначисления 97458 рублей налога на прибыль, 1737 рублей 38 копеек пеней и 19491 рубля 60 копеек штрафа признать недействительным.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 12.04.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2006 Стр. 18 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: