Основная информация

Дата опубликования: 24 февраля 1999г.
Номер документа: Р199902361
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Р199902361

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      24.02.99 N 161/1089-II

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководствуясь пунктами 7 и 9 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Принять за основу Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (прилагаются).

2. Направить указанные Методические рекомендации руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, руководителям избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и предложить им в срок до 15 марта 1999 года представить в ЦИК России свои замечания и предложения.

Председатель Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации                            А.В. ИВАНЧЕНКО

Секретарь Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации                            А.А. ВЕШНЯКОВ

Приложение

к Постановлению Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

от 24 февраля 1999 г. N 161/1089-II

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с поступившими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями с просьбой разъяснить порядок применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), касающихся формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует руководствоваться следующими положениями.

1. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков (далее - избирательные объединения), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации опубликовать в средствах массовой информации сообщение законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о предстоящем формировании избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательной комиссии.

Согласно части второй статьи 12 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и части второй статьи 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов с правом решающего голоса.

Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено в указанных рамках точное число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. В случае, если точное число членов избирательной комиссии законом субъекта Российской Федерации не установлено, в целях обеспечения соблюдения требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона о назначении половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации законодательным (представительным), а другой половины исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует назначить четное число членов избирательной комиссии.

2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона членом избирательной комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения в состав избирательной комиссии возраста 18 лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона членами избирательной комиссии не могут быть граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, перечисленные в пунктах 1 и 3 статьи 24 Федерального закона.

С учетом практики работы членами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса в первую очередь целесообразно назначать лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, а также имеющих опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется учесть принцип преемственности в работе избирательной комиссии и назначить до половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В".

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений.

При определении законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации числа членов избирательной комиссии, составляющих не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если установлено, что число членов избирательной комиссии составляет 14, то законодательный и исполнительный органы субъекта Российской Федерации должны назначить по 7 членов избирательной комиссии, а не менее одной трети от 7 составит 3.

4. Право вносить предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам, имеющим фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями либо по их поручению - региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах Российской Федерации.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вносятся региональными (межрегиональными) политическими общественными объединениями.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается предусмотренным уставом коллегиальным органом данного политического общественного объединения.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, принимается коллегиальными органами избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, и подписывается их руководителями.

Общественное объединение вправе вносить предложение о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при условии, что оно создано и зарегистрировано в порядке, предусмотренном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К выборным органам местного самоуправления согласно части 28 статьи 2 Федерального закона относятся представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Решение общественного объединения, выборного органа местного самоуправления, избирательной комиссии о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или решении его коллегиального органа, регламенте выборного органа местного самоуправления, регламенте или постановлении избирательной комиссии, и подписывается его руководителем.

К решению правомочного органа или организации о предложении по кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагаются следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, в том числе наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права, основное место работы или службы, занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении выборов. Сведения о кандидате составляются выдвинувшим его органом и подписываются самим кандидатом. К решению правомочного органа или организации о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагается также письменное согласие кандидата на назначение его членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В случае, если в законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации поступило недостаточное количество предложений от избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также от избирательных объединений, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначает недостающее количество членов избирательной комиссии на основе предложений других правомочных органов, указанных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона.

Для оперативного решения проблем, возникающих в ходе формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, и исключения коллизий представляется целесообразным осуществление взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Для координации действий, связанных с формированием нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, целесообразно сформировать рабочую группу из представителей законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации действующего состава и других заинтересованных организаций.

В случае, если предложений правомочных органов, указанных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона, для формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации недостаточно, законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дополнительно обратиться к избирательным объединениям, общественным объединениям, выборным органам местного самоуправления, избирательной комиссии предыдущего состава с предложением представить кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

5. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в соответствии с его регламентом.

Решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается главой (высшим должностным лицом), избираемым согласно абзацу 26 статьи 2 Федерального закона непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 8 и 12 статьи 23 Федерального закона решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении членов избирательной комиссии, в результате которого избирательная комиссия субъекта Российской Федерации будет сформирована в правомочном составе, должно вступить в силу не ранее чем за 15 дней до дня истечения полномочий избирательной комиссии прежнего состава.

6. Согласно пункту 12 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов, но не ранее срока истечения полномочий избирательной комиссии прежнего состава. Пятнадцатидневный срок отсчитывается со дня вступления в силу решения того из двух органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которое было принято позднее. При этом согласно пункту 12 статьи 23 Федерального закона в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должно быть назначено не менее двух третей от установленного количества членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.

Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

7. Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.

Порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии устанавливается законом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такой порядок не установлен, утверждается на ее заседании.

Согласно пункту 8 статьи 24 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации замещает должность на постоянной (штатной) основе. Это условие необходимо распространить на заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

[отформатировано 28.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать