Основная информация

Дата опубликования: 24 марта 1998г.
Номер документа: В199800999
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9800999

В199800999

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 61, 1998г.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        24.03.98 N 1539/98

[Дело о признании недействительными инкассовых поручений

налоговой инспекции и возврате из бюджета средств, уплаченных

истцом в качестве лицензионного сбора за производство, розлив,

хранение и оптовую продажу алкогольной продукции направлено

на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом

обстоятельств]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.97 по делу N 119/10.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Муниципальное предприятие "Винно-водочный завод "Тлехас" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Государственной налоговой инспекции по Чегемскому району о признании недействительными инкассовых поручений от 20.09.96 N 1322, от 18.04.97 N 1889 и возврате из бюджета 688500000 рублей.

Решением от 17.10.97 указанные инкассовые поручения признаны недействительными и не подлежащими исполнению.

В апелляционной и кассационной инстанциях законность и обоснованность решения не проверялись.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию выдана истцу лицензия от 07.08.96 N Б 086724 на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию водки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" налоговым органом выставлены инкассовые поручения от 20.09.96 N 1322 и от 18.04.97 N 1889 на взыскание лицензионного сбора в размере 2099689365 рублей и 89400000 рублей соответственно.

Основанием для взыскания названных сумм явились представленные суду учетные данные налогового органа о задолженности истца по уплате лицензионного сбора на производство и реализацию алкогольной продукции и акт проверки соблюдения налогового законодательства винно-водочным заводом "Тлехас" межрайонного отдела N 4 Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 10.02.97.

Принимая решение об удовлетворении иска суд исходил из следующего.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П признано не соответствующим статье 57 и части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции". Это обстоятельство, по мнению суда, влечет недействительность актов государственных органов, изданных в соответствии с ним, и необоснованность взыскания денежных средств по исполнительным документам.

Вывод суда является ошибочным.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П отмечено, что лицензионный сбор, установленный постановлением Правительства Российской Федерации, является источником доходной части федерального бюджета. Немедленное признание этого постановления утратившим силу может повлечь неисполнение федерального бюджета в полном объеме и привести к нарушению ряда конституционных прав и свобод граждан. В связи с этим постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 признано утратившим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации, то есть с 18.02.97.

Оспариваемые инкассовые поручения были предъявлены к оплате 20.09.96 и 18.04.97, то есть в период действия постановления Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для освобождения истца от уплаты задолженности по лицензионным сборам.

Постановление Правительства Российской Федерации предусматривает порядок и сроки лицензирования, исчисления и уплаты в бюджет лицензионных сборов.

Из имеющихся в деле материалов не представляется возможным установить, за какой вид деятельности (производство, розлив, хранение, оптовая продажа), исходя из какого объема отгруженной продукции и из каких сроков отгрузки была начислена задолженность по лицензионным сборам.

При новом рассмотрении дела суду необходимо выяснить обоснованность представленного налоговым органом расчета задолженности по уплате сбора.

Кроме того, признав обоснованность требований истца о возврате уплаченных лицензионных сборов в сумме 688500000 рублей, суд в резолютивной части решения не сделал выводов об удовлетворении или отказе в удовлетворении данного искового требования.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                           постановил:

решение арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.97 по делу N 119/10 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ

[отформатировано: 29.06.98 корректор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 29.10.98  корректор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 24.03.1998 Стр. 61
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать