Основная информация

Дата опубликования: 24 марта 2020г.
Номер документа: RU14016409202000028
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район»

Постановление

24.03.2020 г № 46       

Об утверждении положения по оказанию бесплатной юридической помощи

Руководствуясь пунктом 2 статьи 15.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить Положение по оказанию бесплатной юридической помощи.

Настоящее постановление обнародовать на стенде официальной информации, установленном в здании районной администрации и на соответствующих стендах местных администраций поселений, входящих в состав муниципального района, а также на официальном сайте МР «Жиганский НЭР».

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы МР «Жиганский НЭР» Сергеева В.Н.

Глава района А.Е. Мандаров

                    

  Утверждено

постановлением главы

МР «Жиганский национальный

эвенкийский район»

от 24 марта 2020 г. № 46

Положение

по оказанию бесплатной юридической помощи

Настоящее Положение по оказанию бесплатной юридической помощи разработано в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

1. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) осуществляет отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в пределах полномочий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.

1. Виды бесплатной юридической помощи

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) вправе оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме оказывается всем гражданам в соответствии с порядком рассмотрения обращения граждан, установленным в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Бесплатная юридическая помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается тем категориям граждан и по тем случаям, которые установлены в принятом представительным органом муниципального образования решении о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

2. Категории граждан, имеющих право на получения бесплатной юридической помощи, и документы, подтверждающие отнесение гражданина к той или иной льготной категории

1. Право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме имеют все обратившиеся граждане, проживающие на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком рассмотрения обращения граждан, установленным в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Бесплатную юридическую помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях органы местного самоуправления могут оказывать категориям граждан, установленным статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и статьей 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1146-З N 1191-IV «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)»:

1) малоимущие граждане;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации вследствие чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

12) граждане, коренные малочисленные народы Севера.

1) Малоимущие граждане

Семьи и (или) одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике, относятся к категории «малоимущие».

Принадлежность к данной категории с целью получения государственной социальной помощи определяется в соответствии с:

- Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Для получения бесплатной юридической помощи гражданину необходимо взять справку о признании гражданина малоимущим в территориальных органах Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и представить следующие документы:

-документ, удостоверяющий личность заявителя;

-справка с места жительства о составе семьи;

-документы, подтверждающие доходы членов семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения (справка о размере пенсии, стипендии, заработной плате, дополнительной пенсии и др.).

Справка выдается на основании сведений о составе семьи и доходах всех членов семьи за последние три месяца, предшествующие обращению.

2) Инвалиды I, II группы

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой, выданной бюро медико-социальной экспертизы об установлении соответствующей группы инвалидности.

3) Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением единого образца:

-удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;

-удостоверением Героя Российской Федерации;

-удостоверением к государственной награде СССР, выдаваемого лицу, которому было присвоено звание Героя Советского Союза или Героя Социалистического Труда, а также награжденным орденом СССР или медалью СССР.

Порядок выдачи и форма удостоверения ветерана Великой Отечественной войны утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 октября 1999 года № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны».

Образцы бланков удостоверений к государственным наградам Российской Федерации, государственным наградам СССР, званию Героя Российской Федерации, бланков Грамоты о присвоении звания Героя Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

4) Дети-инвалиды

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи подтверждается справкой, выданной бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.

В случае если от имени детей-инвалидов за бесплатной юридической помощью обращаются их законные представители, то они дополнительно представляют:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

- свидетельство о рождении либо свидетельство об усыновлении несовершеннолетнего, являющегося ребенком-инвалидом;

- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей);

-договор о приемной семье, заключаемый между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определен срок (для приемных родителей).

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 552-З N 1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» установление опеки или попечительства, устройство детей в приемную семьи осуществляются органами местного самоуправления.

5) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

- Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

- Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

- Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи подтверждается справкой:

-органов опеки и попечительства, подтверждающей их статус;

-образовательного учреждения, где обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-учреждения для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

В случае, если от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за бесплатной юридической помощи обращаются их законные представители и представители, то они дополнительно представляют:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

-свидетельство о рождении;

-акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей);

-договор о приемной семье, заключаемый между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определен срок (для приемных родителей).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Соответственно в интересах от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в организациях для таких детей, выступают представители этих организаций, которые подтверждают свои полномочия справкой об исполнении обязанностей опекуна или попечителя в отношении воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью. При этом им необходимо предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

6) Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей

Документами, подтверждающими принадлежность гражданина к данной категории являются:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- свидетельство об усыновлении.

7) Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

В соответствии со статьей 12 вышеуказанного закона право на бесплатную юридическую помощь имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Согласно ГОСТу Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. термины и определения» стационарным учреждением социального обслуживания признается учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется:

оттиском штампа о регистрации (временной регистрации) места жительства в стационарном учреждении социального обслуживания в паспорте гражданина Российской Федерации либо справкой администрации учреждении о нахождении гражданина пожилого возраста и инвалида на стационарном социальном обслуживании.

9) Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы,

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:

- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

2) специальные профессиональные училища открытого типа;

3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Несовершеннолетние находятся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на полном государственном обеспечении.

Несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, содержатся в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в воспитательных колониях.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо воспитательной колонии о нахождении несовершеннолетнего в таком учреждении.

За получением бесплатной юридической помощи вправе обратиться как сам несовершеннолетний, так его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), а также представители (работники администрации учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и воспитательных колоний).

Законные представители представляют следующие документы:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

-свидетельство о рождении либо свидетельство об усыновлении;

-акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей).

Представители представляют следующие документы:

-документ о назначении на должность в учреждении либо доверенность от несовершеннолетнего, достигнутого четырнадцатилетнего возраста, заверенная руководителем учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо воспитательной колонии.

10) Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении.

От имени несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи выступают их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия – администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой психиатрического и психоневрологического учреждения об оказании гражданину психиатрической помощи.

11) Граждане, признанные судом недееспособными

Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется решением суда о признании гражданина недееспособным либо актом органа опеки и попечительства об установлении опеки.

В случае, если от имени недееспособных за бесплатной юридической помощи обращаются их законные представители, то они дополнительно представляют:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

-акт органа опеки и попечительства об установлении опеки.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны не назначаются недееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации. Исполнение обязанностей опекунов возлагается на указанные организации.

Соответственно в интересах от имени недееспособных, содержащихся в таких организациях, выступают представители этих организаций, которые подтверждают свои полномочия справкой об исполнении обязанностей опекуна в отношении недееспособных.

12) Граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации вследствие чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

Трудная жизненная ситуация – ситуация вследствие чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Экстренный случай - случай, возникший в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью гражданина, и требующий немедленного оказания помощи (авария, пожар, опасное природное явление, экологическая и техногенная катастрофа, стихийные или иные бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности).

Для получения бесплатной юридической помощи в экстренных случаях гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, либо его опекун, попечитель, другой законный представитель обращается к органам местного самоуправления, с заявлением (в произвольной форме) об оказании бесплатной юридической помощи.

Для рассмотрения вопроса об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляются следующие документы:

- паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность (временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, военный билет, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, свидетельство о рождении);

- документы, подтверждающие факт возникновения экстренного случая (справка пожарной части для пострадавших от пожара, справка о стихийном бедствии, техногенной катастрофе, возникшем опасном природном явлении, об аварии, выданная уполномоченным органом, или иные документы, подтверждающие факт возникновения экстренного случая);

- документы, подтверждающие факт нахождения в трудной жизненной ситуации;

- документ, удостоверяющий личность законного представителя, доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия законного представителя, в случае обращения с заявлением законного представителя гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Заявление вместе с прилагаемыми к нему документами, поступившее к органам местного самоуправления рассматривается незамедлительно, а при невозможности незамедлительного рассмотрения до трех календарных дней со дня его поступления.

В течение трех календарных дней со дня поступления в Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) заявления гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи и вышеуказанных документов, Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) принимает решение об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, либо об отказе в оказании такой помощи с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в предоставлении гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, бесплатной юридической помощи в экстренном случае являются:

- непредставление необходимых документов, перечисленных выше;

- выявление неполных и (или) недостоверных сведений в представленных документах;

- обращение в орган местного самоуправления с заявлением по вопросу, не относящемуся к его компетенции.

В случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего пункта, гражданину незамедлительно, или в течение 1 календарного дня дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об оказании или об отказе в оказании бесплатной юридической помощи, направляет почтовым отправлением либо выдает лично гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, либо его законному представителю ответ по существу заявления, оформленный в письменной форме, с приложением копий нормативных правовых актов, упомянутых в ответе.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассмотрен непосредственно руководителем органа, предоставляющего бесплатную юридическую помощь, и (или) в судебном порядке.

3.Случаи оказания бесплатной юридической помощи

1. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) вправе осуществлять правовое консультирование в устной и письменной форме гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание государственной социальной помощи гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Республики Саха (Якутия), либо одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане), предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти и должностных лиц.

2. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) вправе составлять для граждан заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в иных случаях, не перечисленных выше.

3. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) вправе представлять в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

а) взыскании алиментов;

б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

4. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) представляет в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в перечисленных и иных случаях в случае принятия соответствующего муниципального правового акта.

4. Порядок оказания бесплатной юридической помощи и взаимодействие органов местного самоуправления с участниками государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Для получения бесплатной юридической помощи гражданин вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи (примерная форма заявления в приложении №1) представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также документ, подтверждающий отнесение его к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя;

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа.

3. Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) при обращении к ним гражданина (его представителя) за получением бесплатной юридической помощи на основании документов, представленных им, определяют наличие правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи и устанавливают, к компетенции какого органа относится оказание бесплатной юридической помощи, в зависимости от чего принимают в день устного обращения гражданина (его представителя) или в течение трех дней со дня получения письменного обращения одно из следующих решений:

1) об оказании гражданину бесплатной юридической помощи по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

2) о направлении гражданина (его представителя) для оказания бесплатной юридической помощи в иной орган местного самоуправления, в связи с тем, что решение поставленных гражданином (его представителем) вопросов относится к компетенции иного органа местного самоуправления (примерная форма в приложении №3).

3) о разъяснении гражданину права обратиться к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи, к которым относятся:

- органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственные им учреждения;

- государственные юридические бюро;

- адвокаты;

- нотариусы;

- иные участники, предусмотренные Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Республики Саха (Якутия).

5. Правовое информирование и правовое просвещение населения

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

1. В целях правового информирования и правового просвещения населения Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия)  и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия)  могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Приложение № 1

Кому__________

От ___________

Адрес_________

Заявление

В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1146-З N 1191-IV «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)», Положением «О бесплатной юридической помощи», утвержденным постановлением главы МР «Жиганскимй НЭР» прошу оказать мне юридическую помощь в виде:

по следующему вопросу:

Даю согласие в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О персональных данных» на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и прилагаемых к нему документах, с целью оказания мне бесплатной юридической помощи, в том числе на направление запросов для получения сведений и (или) документов, подтверждающих мое право на получение такой помощи.

Приложение:

«____» _____________ 20__ г.

____________________

(подпись)

Приложение №2

к методическим рекомендациям

по оказанию бесплатной юридической помощи

от _____________ №_____

ЖУРНАЛ регистрации приема граждан ____________________________

наименование поселения

дата, время

___________________________________________________________

Ф.И.О. лица, осуществляющего прием, должность, наименование органа

Приложение №3

к методическим рекомендациям

по оказанию бесплатной юридической помощи

от _____________ №_____

НАПРАВЛЕНИЕ

в иной орган местного самоуправления для получения бесплатной юридической помощи

На бланке уполномоченного органа

______________________________________________________________________

(наименование уполномоченного органа)

направляет____________________________________________________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О. гражданина (его законного представителя))

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(место жительства (пребывания) гражданина)

______________________________________________________________________

(категория гражданина)

в _________________________________________________________________

(наименование органа местного самоуправления)

для получения бесплатной юридической помощи:

______________________________________________________________________

(вид юридической помощи)

_______________________ _________________ _____________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

--------------------------------------------------------------------------------------------

линия отреза

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О. гражданина (его законного представителя), получившего направление)

___________ __________________

(дата) (подпись)

[1]Указывается вид юридической помощи, оказываемой гражданину: правовое консультирование в устной форме, правовое консультирование в письменной форме, составление документов правового характера, составление судебных документов, представление интересов в судебном производстве, представление интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: вывешены на специальных стендах от 24.03.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать