Основная информация

Дата опубликования: 24 апреля 2008г.
Номер документа: RU36000200800517
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Воронежская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. N 1250-IV-ОД

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 27 МАЯ 2004 ГОДА N 864-III-ОД "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ

МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2004 - 2010 ГОДЫ)"

Рассмотрев изменения в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года N 864-III-ОД "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)", Воронежская областная Дума постановляет:

1. Внести изменения в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года N 864-III-ОД "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)", изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ

Приложение

к постановлению

Воронежской областной Думы

"О внесении изменений

в приложение к постановлению

Воронежской областной Думы

от 27 мая 2004 года N 864-III-ОД

"Об областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей

(2004 - 2010 годы)"

от 24.04.2008 N 1250-IV-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

(2004 - 2010 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ

областной целевой программы

Наименование программы

"Обеспечение жильем молодых семей (2004 -2010
годы)"

Датапринятиярешенияо
разработкепрограммы,дата
ее утверждения

Распоряжение администрации Воронежскойобласти
от 15 октября 2003 года N 1817-р "Оразработке
проектаобластнойцелевойпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей (2004 -2010
годы)";
постановление Воронежской областной Думы от27
мая2004годаN864-III-ОД"Обобластной
целевой программе "Обеспечениежильеммолодых
семей (2004 - 2010 годы)"

Государственный заказчик

Главноеуправлениестроительнойполитики
Воронежской области

Основныеразработчики
программы

Главноеуправлениестроительнойполитики
Воронежской области

Цель и задачи программы

Основнаяцельпрограммы-созданиена
территорииВоронежскойобластисистемы
государственнойподдержкимолодыхсемейв
улучшении жилищных условий.
Основные задачи программы:
- разработка ивнедрениенормативно-правового
обеспечения,финансовыхиорганизационных
механизмов оказаниягосударственнойподдержки
молодымсемьям,нуждающимсявулучшении
жилищных условий;
- создание условий дляконсолидациибюджетных
ивнебюджетныхсредствдляоказанияпомощи
молодым семьям вприобретении(строительстве)
жилья

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

- количество молодых семей, изъявившихжелание
получить государственную поддержку (единиц);
-количествомолодыхсемей,улучшивших
жилищные условия приоказаниигосударственной
поддержки (единиц);
-долямолодыхсемей,улучшившихжилищные
условияприоказаниигосударственной
поддержки, от общего количествамолодыхсемей
- участников программы (%)

Срокииэтапыреализации
программы

2004 - 2010 годы,
программа реализуется в один этап

Перечень основных
мероприятий

Оказаниегосударственнойподдержкимолодым
семьям на приобретение (строительство) жилья

Объемы и источники
финансирования программы

Общий объем финансирования программы в2004-
2010 годах составит5027,17 млн. рублей,
в том числе:
- средства федерального бюджета - 1434,29млн.
рублей (28,5%);
- средства областногобюджета-487,52млн.
рублей (9,7%);
-средстваместныхбюджетов-112,6млн.
рублей (2,2%);
-внебюджетныеисточники(собственныеи
заемные средства молодых семей) - 2992,76млн.
рублей (59,6%)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

В результате реализации программы 5537молодых
семей (49,7% от включенных в спискиучастников
программы) улучшат свои жилищные условия,
а также будет обеспечено:
развитиеизакреплениеположительных
демографических тенденций вобществезасчет
увеличения рождаемости;
укреплениесемейныхотношенийиснижение
уровня социальной напряженности в обществе;
развитиесистемыипотечногожилищного
кредитования

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

В 2004 - 2007 годах в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)" было осуществлено выполнение основных организационных мероприятий, необходимых для решения поставленных задач по обеспечению жильем молодых семей.

Разработаны и утверждены нормативные правовые акты Воронежской области, регулирующие взаимоотношения исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления, участвующих в реализации программы.

В течение 2004 - 2007 годов во всех муниципальных районах и городских округах Воронежской области были разработаны и утверждены муниципальные программы, что являлось одним из основных условий участия муниципальных образований в реализации областной целевой программы.

На оказание государственной поддержки молодым семьям в виде субсидии на приобретение (строительство) жилья в 2005 - 2007 годах были привлечены средства федерального бюджета в сумме 85,92 млн. рублей, в том числе на компенсацию части затрат на приобретение (строительство) жилья или погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка - 26,5 млн. рублей. Объем финансирования программы из областного бюджета составил 157,52 млн. рублей, из местных бюджетов - 19,98 млн. рублей.

За этот период право получения государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья предоставлено 1072 молодым семьям, которым органами местного самоуправления выданы свидетельства на получение безвозмездной субсидии. По состоянию на 1 января 2008 года 672 семьи получили государственную поддержку и улучшили свои жилищные условия, в том числе по муниципальным образованиям (табл. 1):

Таблица 1

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия

при оказании государственной поддержки

(единиц)

N
п/п

Наименование
муниципальных
районов, городских
округов

2005
год

2006
год

2007 год

Выдано
свидетельств

Предоставлено
субсидий

1.

Аннинский

1

9

4

2.

Богучарский

8

4

3.

Борисоглебский

10

12

4

4.

Бутурлиновский

7

4

5.

Верхнемамонский

1

3

6.

Верхнехавский

10

4

7.

Воробьевский

6

3

8.

Грибановский

2

1

9.

Калачеевский

3

3

6

5

10.

Каменский

5

12

12

10

11.

Кантемировский

5

12

6

12.

Каширский

11

13.

Лискинский

19

17

14.

Нижнедевицкий

2

1

15.

Новоусманский

1

19

4

3

16.

Новохоперский

10

4

17.

Ольховатский

6

18.

Острогожский

4

40

25

17

19.

Павловский

12

89

140

46

20.

Панинский

6

3

21.

Петропавловский

3

3

2

22.

Поворинский

3

23.

Подгоренский

6

18

57

19

24.

Рамонский

10

3

25.

Репьевский

1

1

26.

Россошанский

47

73

102

28

27.

Семилукский

1

8

3

2

28.

Таловский

3

3

29.

Терновский

13

30.

Хохольский

3

11

6

4

31.

Эртильский

2

9

5

32.

г. Нововоронеж

9

4

3

33.

г. Воронеж

8

35

119

37

ИТОГО:

91

338

643

243

С начала реализации программы количество молодых семей, изъявивших желание получить государственную поддержку, предусмотренную мероприятиями программы, возросло в 1,5 раза с 795 в 2005 году до 1188 в 2007 году (табл. 2).

Таблица 2

Итоги реализации областной целевой программы

в 2004 - 2007 годах

Наименование
показателей

Единица
измерения

2004
год

2005
год

2006 год

2007 год

Объем финансирования-
всего

млн. рублей

1,21

47,3

153,31

397,85

в том числе:

Федеральный бюджет

млн. рублей

-

15

30,77

40,15

Областной бюджет

млн. рублей

-

2

55,52

100

Местный бюджет

млн. рублей

-

-

3,26

16,72

Внебюджетные источники

млн. рублей

1,21

30,3

63,76

240,98

Количествомолодых
семей,изъявивших
желаниеполучить
государственную
поддержку(включеныв
спискиучастников
программы посостоянию
на1января
соответствующего года)

семей

695

795

1 022

1 188

Количествомолодых
семей,улучшивших
жилищныеусловияс
помощью
государственной
поддержки

семей

-

91

338

643

Долямолодыхсемей,
улучшившихжилищные
условияспомощью
государственной
поддержки,отобщего
количествамолодых
семей - участников
программы

%

11,4

33,1

54,1

Несмотря на то, что за время реализации программы достигнуты определенные положительные результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в полном объеме не решена.

По состоянию на 1 сентября 2007 года на территории Воронежской области в сводном списке участников программы состоит 2436 молодых семей, в том числе по муниципальным образованиям Воронежской области:

Аннинский - 28 Ольховатский - 12

Бобровский - 21 Острогожский - 150

Богучарский - 59 Павловский - 457

Борисоглебский - 85 Панинский - 6

Бутурлиновский - 43 Петропавловский - 28

Верхнемамонский - 20 Поворинский - 7

Верхнехавский - 23 Подгоренский - 73

Воробьевский - 11 Рамонский - 24

Грибановский - 10 Репьевский - 3

Калачеевский - 80 Россошанский - 217

Каменский - 96 Семилукский - 15

Кантемировский - 80 Таловский - 4

Каширский - 60 Терновский - 3

Лискинский - 35 Хохольский - 112

Нижнедевицкий - 19 Эртильский - 6

Новоусманский - 139 город Нововоронеж - 55

Новохоперский - 14 город Воронеж - 441

Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов как для всего населения, так и для молодых семей (в 2007 году лишь 19 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных или заемных средств).

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Воронежской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.

Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)" направлена на оказание государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью программы является создание на территории Воронежской области системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.

Основными задачами программы являются:

- разработка и внедрение нормативно-правового обеспечения, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

- создание условий для консолидации бюджетных и внебюджетных средств для оказания помощи молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья.

Основными принципами реализации программы являются:

добровольность участия в программе молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством РФ;

возможность для молодой семьи реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.

Программа реализуется в течение 2004 - 2010 годов, одноэтапно.

Решение поставленных целей и задач позволит обеспечить жильем с помощью предоставления государственной поддержки в виде безвозмездной субсидии 5537 молодых семей.

Таблица 3

Динамика целевых индикаторов и показателей

эффективности реализации областной целевой программы

Целевой индикатор

Единица
измерения

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

Количествомолодых
семей,изъявивших
желаниеполучить
государственную
поддержку (включеныв
спискиучастников
программыпо
состояниюна01.01
планируемого года)

единиц

795

1 022

1 188

2 436

2 700

3 000

Количествомолодых
семей,улучшивших
жилищныеусловияс
помощью
государственной
поддержки

единиц

91

338

643

1 540

1 455

1 470

Долямолодыхсемей,
улучшившихжилищные
условияспомощью
государственной
поддержки,отобщего
количествамолодых
семей - участников
программы

%

11,4

32,3

54,1

63,2

53,9

49

Глава 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Основным мероприятием программы является оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

Целью реализации данного мероприятия является улучшение жилищных условий молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Государственная поддержка за счет средств федерального, областного и местных бюджетов оказывается молодым семьям, включенным в сводный список участников программы, сформированный на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления.

Участницей областной целевой программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов в которой либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент включения ее в список претендентов на получение субсидии в планируемом году и соответствующая следующим условиям:

а) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

б) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к настоящей Программе под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, которым молодая семья включается в список участников областной целевой программы.

Документами, подтверждающими наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средний) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, являются:

1) справка с места работы о заработной плате (как по основному месту работы, так и по совместительству), подписанная руководителем организации и главным бухгалтером организации и заверенная печатью;

2) налоговая декларация установленной формы за последний отчетный период с отметкой налогового органа о ее принятии (для индивидуальных предпринимателей);

3) справка банка (выписка со счета), подтверждающая наличие у членов молодой семьи сбережений, хранящихся во вкладах в банках;

4) свидетельство о государственной регистрации права собственности на имеющееся у молодой семьи в собственности имущество;

5) документ, выданный кредитной организацией, подтверждающий возможность предоставления молодой семье кредитных средств на приобретение или строительство жилья;

6) справка, выданная местной администрацией муниципального образования, о наличии у молодой семьи личного подсобного хозяйства, приносящего доход.

Представление вышеуказанных документов является условием для признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Право молодой семьи на получение субсидии удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям осуществляют органы местного самоуправления в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение субсидии, утвержденным государственным заказчиком программы.

Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Субсидия предоставляется в размере не менее:

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей, не имеющих детей;

40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).

Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы программы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников программы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Воронежской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:

для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;

для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека.

Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где:

СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определенный в соответствии с требованиями программы;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определенный для расчета субсидии, исходя из численного состава семьи.

Субсидия может быть использована на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Воронежской области, и его общая площадь в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Субсидия может быть использована:

а) на приобретение жилого помещения;

б) на строительство индивидуального жилого дома;

в) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

г) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

д) в качестве последнего платежа в счет оплаты в полном размере паевого взноса, после чего данное жилое помещение переходит в собственность члена жилищного накопительного кооператива.

Субсидия предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий, выделяемых молодым семьям - участникам программы (далее - банк).

Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает его в банк.

Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.

В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставляемых в качестве субсидии.

Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк следующие документы:

1. При использовании субсидии на приобретение жилого помещения:

- договор банковского счета;

- договор купли-продажи жилого помещения, в котором указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой субсидии;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение;

- документы, подтверждающие оплату приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой субсидии либо подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

2. При использовании субсидии на строительство индивидуального жилого дома:

- кредитный договор (договор займа);

- договор банковского счета;

- договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома (далее - документы на строительство).

3. При использовании субсидии в качестве оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья:

- кредитный договор (договор займа);

- договор банковского счета;

- договор купли-продажи жилого помещения.

4. При использовании субсидии в качестве оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на строительство индивидуального жилого дома:

- кредитный договор (договор займа);

- договор банковского счета;

- документы на строительство.

5. При использовании субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома:

- договор банковского счета;

- кредитный договор (договор займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома - документы на строительство);

- справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

6. При использовании субсидии в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса для членов жилищного накопительного кооператива:

- договор банковского счета;

- справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;

- копию устава кооператива;

- выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;

- копию документа, подтверждающего право собственности кооператива на жилое помещение, передаваемое молодой семье - участнице программы;

- копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения от распорядителя счета указанных документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений и принимает решение о принятии их к оплате либо об отказе от оплаты расходов по данным документам.

В течение 1 рабочего дня после вынесения банком решения о принятии документов к оплате банк направляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов по представленным молодой семьей документам.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление бюджетных средств на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве субсидии, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Субсидия считается предоставленной участнику программы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств субсидии в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива.

Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы программы из списков участников программы.

Свидетельства, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные свидетельства подлежат хранению в течение 3 лет.

При возникновении у молодой семьи - участницы программы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.

В течение 30 дней с даты получения заявления орган местного самоуправления принимает решение о его замене и выдает новое свидетельство, в котором указывается размер субсидии, предусмотренный в замененном свидетельстве.

К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча свидетельства, а также уважительные причины, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.

Молодой семье - участнице программы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств местного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Общие затраты на реализацию данного мероприятия в 2004 - 2010 годах составят 5027,17 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1434,29 млн. рублей;

средства областного бюджета - 487,52 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 112,6 млн. рублей;

внебюджетные источники (собственные и заемные средства молодых семей) - 2992,76 млн. рублей.

Предусматриваемые на реализацию данного мероприятия средства позволят оказать государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья 5537 молодым семьям, в том числе по муниципальным образованиям Воронежской области:

Таблица 4

Наименование
муниципального
образования

Количество молодых
семей

Аннинский

61

Бобровский

65

Богучарский

143

Борисоглебский

104

Бутурлиновский

67

Верхнемамонский

17

Верхнехавский

116

Воробьевский

36

Грибановский

44

Калачеевский

140

Каменский

55

Кантемировский

150

Каширский

53

Лискинский

162

Нижнедевицкий

134

Новоусманский

59

Новохоперский

142

Ольховатский

118

Острогожский

232

Павловский

592

Панинский

75

Петропавловский

49

Поворинский

37

Подгоренский

282

Рамонский

41

Репьевский

22

Россошанский

749

Глава 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем финансирования программы в 2004 - 2010 годах составит 5027,17 млн. рублей, в том числе:

- средства федерального бюджета - 1434,29 млн. рублей (28,5%);

- средства областного бюджета - 487,52 млн. рублей (9,7%);

- средства местных бюджетов - 112,6 млн. рублей (2,2%);

- внебюджетные источники (собственные и заемные средства молодых семей) - 2992,76 млн. рублей (59,6%).

Таблица 5

Объемы финансирования, источники и статьи

расходов областной целевой программы

Источники и
направления
расходов

Объемы финансирования, млн. рублей

Всего

в том числе по годам реализации

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общий объем
финансирования

5 027,17

1,21

47,3

153,31

397,85

1 247,2

1 440,2

1 740,1

в том
числе:

федеральный
бюджет

1 434,29

-

15

30,77

40,15

374,16

434,63

539,58

областной
бюджет

487,52

-

2

55,52

100

100

110

120

местные
бюджеты

112,6

-

-

3,26

16,72

24,72

31,45

36,45

внебюджетные
источники

2 992,76

1,21

30,3

63,76

240,98

748,32

864,12

1 044,07

Средства из федерального, областного и местного бюджетов будут учитываться по статье расходов "текущие расходы" и предоставляться молодым семьям в виде субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Средства федерального бюджета будут привлечены по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675.

Средства областного бюджета предусматриваются в законе об областном бюджете.

Средства местных бюджетов, участвующих в реализации областной целевой программы, предусматриваются в соответствующих бюджетах на реализацию мероприятий соответствующих муниципальных программ.

В рамках реализации областной целевой программы предполагается привлечение внебюджетных источников (собственные и заемные средства молодых семей).

Объемы финансирования программы в 2004 - 2010 годах приведены в приложении N 3 к программе.

Глава 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации программы в полном объеме, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий программы, условий ее досрочного прекращения.

Реализацию мероприятий программы в установленном порядке обеспечивает государственный заказчик программы - Главное управление строительной политики Воронежской области.

После принятия закона Воронежской области об областном бюджете лимиты обязательств областного бюджета на финансирование мероприятий программы в установленном порядке доводятся Главным финансовым управлением Воронежской области до государственного заказчика программы - Главного управления строительной политики Воронежской области.

Реализация областной целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов, соглашений, договоров, заключаемых государственным заказчиком областной целевой программы с органами местного самоуправления, коммерческими банками и другими исполнителями программных мероприятий, определяемых в установленном порядке.

Корректировка программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582.

Главное управление строительной политики Воронежской области для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежегодно согласовывает с Главным управлением экономического развития Воронежской области уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем отчитывается о ходе их выполнения.

Главное управление строительной политики Воронежской области при необходимости в установленном порядке вносит в Главное управление экономического развития Воронежской области предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации программы, который истекает в текущем году. Срок реализации программы может продлеваться не более чем на один год. Главное управление строительной политики Воронежской области по согласованию с Главным финансовым управлением Воронежской области подготавливает заключение о продлении срока реализации областной целевой программы, разработке новой областной целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки.

Механизм реализации программы предполагает выполнение следующих организационных и экономических мероприятий.

5.1. Организационные мероприятия

1. Организационные мероприятия на муниципальном уровне:

1) Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

2) Прием документов для участия в программе.

Для участия в программе молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

3) Организация работы по проверке сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принятие решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы с письменным уведомлением молодой семьи о принятом решении.

4) До 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирование списков молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представление этих списков государственному заказчику областной целевой программы.

5) Оформление и выдача свидетельств молодым семьям, включенным в список молодых семей - претендентов на получение субсидии в планируемом году. Для получения свидетельства молодая семья представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обновленные на дату получения свидетельства документы, указанные в п. 2.

2. Организационные мероприятия, осуществляемые государственным заказчиком областной целевой программы:

1) На основании списков молодых семей, полученных от органов местного самоуправления, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников областной целевой программы.

2) Проводит конкурсный отбор муниципальных образований на участие в реализации мероприятий областной целевой программы.

Критериями отбора муниципальных образований являются:

наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;

утвержденный главой муниципального образования сводный список молодых семей - участников муниципальной программы;

обязательства по финансированию мероприятий программы за счет средств местного бюджета, включающие финансирование дополнительной субсидии, предоставляемой молодым семьям при рождении (усыновлении) 1 ребенка;

отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, полученных за счет средств федерального и областного бюджетов.

3) Подготовка и представление государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" необходимого пакета документов для участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на получение средств федерального бюджета для софинансирования мероприятий областной целевой программы.

4) Формирование и утверждение на основании сводного списка молодых семей - участников программы и, исходя из размера средств, предусматриваемых на финансирование мероприятий программы в планируемом году за счет бюджетов всех уровней, списка молодых семей - претендентов на получение субсидии в планируемом году.

В первоочередном порядке в список претендентов на получение субсидии в планируемом году включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

5) Отбор банков для обслуживания бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям в рамках реализации программы.

6) Организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы.

5.2. Экономические мероприятия

1. Экономические мероприятия, осуществляемые на муниципальном уровне:

1) Обеспечивает финансирование мероприятий программы по предоставлению субсидий молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств местного бюджета.

2) В соответствии с полученной из банка заявкой обеспечивает своевременное перечисление бюджетных средств на банковский счет, открытый молодой семьей для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидии.

2. Экономические мероприятия, осуществляемые государственным заказчиком областной целевой программы:

1) Осуществляет подготовку и представление бюджетных заявок на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования мероприятий областной целевой программы.

2) Осуществляет распределение средств областного бюджета, предусматриваемых на реализацию программы в планируемом году, и средств федерального бюджета, выделяемых на софинансирование областной программы в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", между муниципальными образованиями, прошедшими отбор на участие в реализации областной целевой программы.

3) Осуществляет перечисление выделяемых Главным финансовым управлением Воронежской области в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в сводной росписи областного бюджета субсидий, предусмотренных на реализацию областной целевой программы в бюджеты муниципальных образований на лицевые счета финансовых органов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

4) Осуществляет контроль за целевым использованием органами местного самоуправления средств федерального и областного бюджетов, перечисленных на реализацию мероприятий программы.

Глава 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий программы в 2004 - 2010 годы позволит:

- предоставить государственную поддержку 5537 молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и улучшить их жилищные условия;

- привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственные средства граждан в объеме 2992,76 млн. рублей;

- обеспечить закрепление положительных демографических тенденций в обществе за счет увеличения рождаемости;

- укрепить семейные отношения и снизить уровень социальной напряженности в обществе;

- обеспечить развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

Эффективность реализации программы и использования выделенных на ее реализацию средств федерального, областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:

исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности использования бюджетных средств;

государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;

адресного предоставления бюджетных средств.

Критерием оценки эффективности реализации программы является достижение установленных значений целевых индикаторов, расчет которых производится по формуле согласно приложению N 4.

За весь период реализации областной целевой программы среднегодовой показатель доли молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии, от общего количества молодых семей, включенных в сводный список участников областной программы, составит 49,7%.

Ожидаемые результаты эффективности программных мероприятий приведены в приложении N 2.

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Государственный заказчик программы - Главное управление строительной политики Воронежской области осуществляет:

общее управление программой;

координацию работы всех исполнителей программных мероприятий областной целевой программы, участвующих в ее реализации;

определяет наиболее эффективные формы и методы организации работы по реализации программы;

подготовку и представление в установленном порядке бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета на финансирование программы на очередной финансовый год;

с учетом выделяемых на реализацию областной целевой программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы, состав исполнителей;

при необходимости вносит в Главное управление экономического развития предложения о продлении срока реализации областной целевой программы, который истекает в текущем году;

подготовку и представление в установленные сроки ежеквартальных и годовых отчетов о ходе реализации областной целевой программы;

мониторинг результатов реализации областной целевой программы;

внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий, контентного обеспечения специализированного сайта по областной целевой программе.

Государственный заказчик программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты областной целевой программы, рациональное использование выделяемых на выполнение мероприятий программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией областной целевой программы.

Приложение N 1

к областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей

(2004 - 2010 годы)"

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Наименование мероприятия

Срок
выполнения

Содержание
мероприятия

Ожидаемые
результаты

1.Оказаниегосударственной
поддержкимолодымсемьямна
приобретение(строительство)
жилья

2004-
2010 годы

Предоставление
молодымсемьям,
признаннымв
установленном
порядкенуждающимися
в улучшениижилищных
условий, субсидийза
счетсредств
бюджетоввсех
уровнейна
приобретениежилья
илистроительство
индивидуального
жилого дома

Улучшение
жилищных
условий5537
молодых
семей

Приложение N 2

к областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей

(2004 - 2010 годы)"

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Наименование
показателя

Единица
измерения

2005 год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

Количествомолодых
семей,изъявивших
желаниеполучить
государственную
поддержку (включеныв
спискиучастников
программыпо
состояниюна01.01
соответствующего
года)

единиц

795

1 022

1 188

2 436

2 700

3 000

Количествомолодых
семей,улучшивших
жилищныеусловияс
помощью
государственной
поддержки

единиц

91

338

643

1 540

1 455

1 470

Долямолодыхсемей,
улучшившихжилищные
условияспомощью
государственной
поддержки,отобщего
количествамолодых
семей - участников
программы

%

11,4

32,3

54,1

63,2

53,9

49

Приложение N 3

к областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей

(2004 - 2010 годы)"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

млн. рублей

N
п/п

Наименование
мероприятия

Объем
финанси-
рования -
всего

Федеральный
бюджет -
безвозвратная
основа

Областной
бюджет

Местные
бюджеты

Другие
источники
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

10

ИТОГО:

5 027,17

1 434,29

487,52

112,6

2 992,76

2004 год

1,21

1,21

2005 год

47,3

15

2

30,3

2006 год

153,31

30,77

55,52

3,26

63,76

2007 год

397,85

40,15

100

16,72

240,98

2008 год

1 247,2

374,16

100

24,72

748,32

2009 год

1 440,2

434,63

110

31,45

864,12

2010 год

1 740,1

539,58

120

36,45

1 044,07

1

Оказание
государственной
поддержки
молодым
семьям на
приобретение
(строительство)
жилья

5 027,17

1 434,29

487,52

112,6

2 992,76

2004 год

1,21

1,21

2005 год

47,3

15

2

30,3

2006 год

153,31

30,77

55,52

3,26

63,76

2007 год

397,85

40,15

100

16,72

240,98

2008 год

1 247,2

374,16

100

24,72

748,32

2009 год

1 440,2

434,63

110

31,45

864,12

2010 год

1 740,1

539,58

120

36,45

1 044,07

Приложение N 4

к областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей

(2004 - 2010 годы)"

Методика

оценки эффективности областной целевой программы

Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей осуществляется на основе следующих индикаторов:

1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в планируемом году с помощью предоставленной субсидии.

2. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии в планируемом году, от общего количества молодых семей, включенных в сводный список участников областной программы по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Индикатор 1: Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии

Исходные данные для расчета индикатора:

расчетные объемы финансирования областной целевой программы за счет средств федерального, областного и местных бюджетов;

средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Воронежской области, определяемая уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

размер общей площади жилого помещения, определенный для расчета субсидии исходя из среднестатистического численного состава семьи;

расчетный размер субсидии, предоставляемый молодой семье на приобретение (строительство) жилья.

Алгоритм расчета значения целевого индикатора:

(Н x РЖ) x 40%

К = (ФБ + ОБ + SUM МБ) : ---------------, где:

100%

К - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии (единиц);

ФБ - объем финансирования из федерального бюджета (в рублях);

ОБ - объем финансирования из областного бюджета (в рублях);

МБ - объем финансирования из местного бюджета (в рублях);

Н - средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Воронежской области, определяемая уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в рублях);

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определенный для расчета субсидии исходя из среднестатистического численного состава семьи (в кв. метрах).

Значение целевого индикатора:

За весь период реализации областной целевой программы с помощью предоставленной государственной поддержки жилищные условия улучшат 5537 молодых семей.

Индикатор 2: Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии в планируемом году, от общего количества молодых семей, включенных в сводный список участников областной программы по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому

Исходные данные для расчета индикатора:

количество молодых семей, включенных в сводный список участников областной целевой программы;

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии в планируемом году.

Алгоритм расчета значения целевого индикатора:

Ксуб

Д = ------ x 100%, где

Кобщ

Ксуб - количество молодых семей, получивших субсидию в планируемом году;

Кобщ - количество молодых семей, являющихся участниками областной целевой программы.

Значение целевого индикатора:

За весь период реализации областной целевой программы среднегодовой показатель доли молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленной субсидии, от общего количества молодых семей, включенных в сводный список участников областной программы, составит 49,7%.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Воронежской области № 4 от 23.05.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать