Основная информация

Дата опубликования: 24 апреля 2009г.
Номер документа: RU48000200900174
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Липецкая область
Принявший орган: Администрация Липецкой области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24.04.2009 № 132

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД

В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-экономической стабильности в области в условиях негативного воздействия мирового экономического кризиса администрация области

постановляет:

Утвердить Программу антикризисных мер Липецкой области на 2009 год (приложение).

Глава

администрации области

О.П.Королев

Приложение

к постановлению

администрации Липецкой области

от  24.04.09 № 132

ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ А 2009 ГОД

Липецк 2009

Содержание

1.Приоритеты программы антикризисных мер

2Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами

3.Обеспечение гарантий медицинской помощи

4.Повышение эффективности системы образования

5.Усиление социальной защиты населения

6.Государственная поддержка сферы занятости

7.Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала

8.Развитие инвестиционного потенциала

9.Развитие агропромышленного комплекса

10.Жилищное строительство и жилищно-коммунальный комплекс

11.Развитие транспортного комплекса

12.Торговля и бытовое обслуживание

13.Развитие малого и среднего предпринимательства

14.Повышение устойчивости финансовой системы

15.Реализация мероприятий административной реформы

16.Развитие эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти области, населения и структур гражданского общества

17.Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления

1. Приоритеты программы антикризисных мер

Современный экономический кризис носит глобальный системный характер. Кризисные явления затронули и экономику Липецкой области.

Впервые за последние десять лет валовой региональный продукт (по прогнозу) в 2009 году снизится на 2,1% (в РФ - на 2,2%).

Дальнейшее воздействие экономического кризиса на социально-экономическое развитие области усугубит долговременные системные вызовы, отражающие внутренние барьеры развития.

Основной проблемой экономики области является исторически сложившаяся моноотраслевая структура, высокая зависимость от металлургического производства. Планомерно проводимая работа по диверсификации экономики обеспечила опережающее развитие других секторов промышленности, но в целом проблемы зависимости от результатов доминирующей отрасли не решила.

Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность предприятий и организаций области.

Снижение в результате мирового финансового кризиса платежеспособного спроса на продукцию металлургических предприятий, невозможность в полной мере компенсировать за счет расширения внутреннего рынка падение экспорта повлекли за собой снижение производства в металлургическом комплексе и в целом по промышленности.

Дефицит оборотных средств в условиях роста процентных ставок, низкая доступность кредитов, начавшаяся стагнация внутреннего спроса еще более усугубляют ситуацию. В 2009 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 93%.

Третья проблема - обострение накопленных проблем в агропромышленном комплексе.

Сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством, снижает мотивацию производства, особенно в животноводческой отрасли, приводит к уменьшению доходности сельхозтоваропроизводителей, увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов.

Серьезное давление на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья оказывает демпинговая продукция импортного производства, провоцируя снижение закупочных цен, рентабельности производства, сокращение рынков сбыта на продукцию местных товаропроизводителей.

Недостаток правовых мер по справедливому распределению доходов на пути от производителей сельскохозяйственного сырья к потребителям продовольствия привел к дисбалансу интересов по всей товаропроводящей цепи, недостаточному росту потребления населением основных продуктов питания.

Медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, дороговизна и сложность процедур землеустроительных работ делают невозможным использование земли как предмета залога, приводят к ограничению возможности привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов, текущей деятельности.

Следствием этого станет замедление темпов роста аграрной экономики. В 2009 году прирост производства продукции сельского хозяйства составит около 4% при 18% - в 2008 году. Индекс цен составит 109%.

Четвертая проблема - недостаточная развитость финансового сектора.

На экономический кризис банковский сектор отреагировал ужесточением кредитной политики - требований к заемщикам, залогу, увеличением процентных ставок по выдаваемым кредитам. Кредитные организации установили жесткие лимиты по выдаваемой сумме кредита, увеличили срок рассмотрения заявок, практически отказались от долгосрочных кредитов. Кредитные ресурсы для предприятий области стали недоступны.

На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя мероприятия, софинансируемые из федерального и территориального бюджетов.

Основными целями системы антикризисных мер в области являются:

-поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, социальной защиты, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;

-содействие занятости населения;

-сохранение и создание рабочих мест.

В октябре 2008 года, когда мировой финансовый кризис начал оказывать воздействие на экономику региона, распоряжением главы администрации Липецкой области от 21.10.2008 г. № 457-р был создан антикризисный Совет Липецкой области. С ноября 2008 года по март 2009 года проведено 24 заседания антикризисного Совета.

В рамках работы антикризисного Совета сформированы три рабочие группы:

-по     поддержке     системообразующих     предприятий     области     на региональном уровне;

-по   поддержке   системообразующих   предприятий   и   инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

-по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда.

Утвержден и реализуется план антикризисных мер на 2008-2009 годы, который включает в себя мероприятия по осуществлению мониторинга социально-экономического положения области, поддержке реального сектора экономики, преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса в бюджетно-финансовой сфере.

В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-экономической стабильности во всех городах и районах области созданы антикризисные Советы и утверждены планы антикризисных мер.

В целях смягчения негативного воздействия кризиса на экономику региона администрация области в дальнейшем продолжит использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

В кризисных условиях предполагается осуществлять деятельность, исходя из следующих приоритетов:

1. Обязательства    органов    государственной    власти    области    перед населением будут выполняться в полном объеме. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных  услуг.  Будут  проводиться  мероприятия,     направленные  на снижение  социальной  напряженности  на  рынке  труда,  противодействие росту   безработицы,   реализацию   Программы   антикризисных   мер   для поддержки занятости населения Липецкой области на 2009 год.

2.Промышленный и технологический потенциал области должен быть сохранен и усилен. Социально значимые предприятия, ставшие за   последние годы  эффективными,  инвестировавшие  в  развитие  производства  и  создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на  оказание  государственной  поддержки  со  стороны  региона для  решения наиболее острых проблем, вызванных кризисом.

3.В условиях кризиса будут сохранены стратегические приоритеты развития области, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития    Липецкой     области    на    период    до    2020    года.    В    целях диверсификации экономики будет продолжено дальнейшее развитие «точек роста» - особых экономических зон федерального и регионального уровней.

Особое внимание будет уделяться динамичному развитию машиностроения. В этой связи приоритетом остается активизация инвестиционной деятельности, переход на инновационный путь развития. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.

4. Программно-целевые   принципы   управления   аграрной   экономикой, увязка финансирования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром будут направлены на сохранение и усиление потенциала роста,   внедрение   инновационных   технологий   в   животноводстве,   культуре земледелия.

Основой посткризисного восстановления агропромышленного комплекса и последующего поступательного развития будет увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, снижение зависимости от ввозной продукции, в том числе импортной, расширение поставок на внешний рынок, в том числе на экспорт, доведение фактического потребления продуктов питания до рекомендуемых медицинских норм.

Основное направление будет ориентировано на подотрасли, обеспечивающие высокий уровень рентабельности и быструю отдачу от внедряемых инновационно-инвестиционных решений: в растениеводстве -внедрение в производство и выход на рынок с относительно новыми для региона сельскохозяйственными культурами (рапс, кукуруза на зерно); в животноводстве - реализация крупных инновационно - инвестиционных проектов, созданных на основе самых передовых технологий, продуктивность скота в которых в 2-3 раза выше среднеобластного уровня.

Аграрная политика будет направлена на развитие малых форм хозяйствования на селе, совершенствование системы финансово-кредитной поддержки, микрофинансирование, улучшение их информационно-консультационного обслуживания и правового обеспечения, совершенствование механизмов использования муниципальных залоговых фондов для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

5. Основой     посткризисного     восстановления     и     последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. В условиях кризиса важную   роль   будет   играть   внутренний   спрос   со   стороны    государства (госинвестиции и госзакупки), а по мере стабилизации ситуации - частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства).

6. Будут усилены меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства   как  одного  из  основных  факторов  стабилизации ситуации на рынке труда и стимулирования внутреннего спроса.

7. С   целью   выработки   своевременных   предложений   по   улучшению состояния кредитования предприятий администрацией области будет продолжен мониторинг состояния банковского сектора области, в том числе кредитования реального сектора экономики.

2.Приоритеты     среднесрочной антикризисными мерами политики их     соотношение

Экономические проблемы, возникшие в условиях кризиса, не отменяют стратегические приоритеты социально-экономического развития области, которые определены Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы.

В 2009 году будет последовательно проводиться политика, направленная на создание системы управления человеческими ресурсами, обеспечение занятости населения, повышение уровня социальной защищенности, диверсификации и структурного обновления экономики. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами комплексного социально-экономического развития.

Антикризисные меры будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать дальнейшее прогрессивное развитие экономики и социальной сферы.

К важнейшим направлениям экономической и социальной политики на 2009 год относятся:

-устойчивое и динамичное развитие человеческого капитала: повышение эффективности      системы      образования,      здравоохранения,      социального обеспечения, улучшение жилищных условий. Именно эти секторы должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в промышленности, науке, инфраструктуре;

-усиление внутреннего спроса в целях обеспечения экономического роста.

Диверсификация  и структурное обновление  экономики области, ведущие  к снижению зависимости от металлургической отрасли, создание и развитие конкурентоспособных производств, прежде всего, путем обеспечения дальнейшей реализации проектов особых экономических зон федерального и регионального уровней;

-повышение   инновационной   активности  в   экономике,   формирование сектора    эффективных,    динамично    развивающихся,    конкурентоспособных предприятий, продолжение технологической модернизации промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности;

-приоритетное развитие конкурентоспособных инвестиционных проектов в молочном и мясном скотоводстве, направленное на развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, расширение внутреннего спроса и импортозамещение;

-развитие инфраструктуры: транспортной, коммунальной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижении уровня издержек всех секторов экономики;

-обеспечение сбалансированности бюджетной системы области. Предстоит осуществить комплекс мер по реформированию региональных и муниципальных финансов, нацеленных на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов;

-смягчение дифференциации регионального развития за счет ускорения развития    депрессивных    и    слаборазвитых    районов,    развития    системы стратегического управления на муниципальном уровне;

-последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьба с бедностью, формирование и реализация эффективной политики занятости;

-развитие государственной системы здравоохранения с целью недопущения ухудшения показателей здоровья населения и снижения доступности качественной медицинской помощи. Полное обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Все   вышеперечисленные   приоритеты   также   найдут   отражение   при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы.

3. Обеспечение гарантий медицинской помощи

В целях недопущения в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения получит дальнейшее развитие на территории области национальный проект "Здоровье", основной акцент которого будет направлен на формирование здорового образа жизни. Активная его пропаганда позволит нивелировать негативные социальные явления, возникшие в условиях экономического кризиса.

Реализуются меры, направленные на дальнейшее повышение эффективности профилактических мероприятий в рамках реализации распоряжения администрации области от 08.12.2009г. № 519-р «О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому  населения и формированию здорового образа жизни».

Для снижения неэффективных расходов в здравоохранении проводится оптимизация сети медицинских учреждений.

Высвобождающимся медицинским кадрам создаются условия для трудоустройства в иных учреждениях здравоохранения.

Будет реализовываться поэтапный переход от бюджетно-страховой модели финансирования к преимущественно одноканальной, когда большая часть ресурсов поступает в нее по одному каналу - системе обязательного медицинского страхования.

В целях стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения планируется:

-организовать   мониторинг   цен   на   лекарственные   средства   по утвержденному  перечню  и  при  необходимости  вносить  предложения по совершенствованию механизма ценообразования;

-усилить контроль за соблюдением дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на лекарственные средства.

В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи. Значительный практический интерес представляет расширение участия частного капитала в организации офисов частнопрактикующих врачей, а также привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.

Кроме того, в текущем году запланировано дальнейшее развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с питанием пациентов, прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хозяйства лечебно-профилактических учреждений. Это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой стороны, стимулировать развитие малых частных предприятий.

Одним из приоритетов региональной бюджетной политики является обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью.

Бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год утвержден по доходам и по расходам в сумме 3,6 млрд. руб. с ростом на 5,3%.

В расходной части бюджета фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено направить на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования в составе Программы государственных гарантий оказания населению Липецкой области бесплатной медицинской помощи в 2009 году 3 589 млн. руб., или 98,5% от общего объема расходов.

В 2009 году территориальной программой обязательного медицинского страхования в расчете на 1 человека предусмотрен более высокий подушевой норматив (3129 руб.), чем фактически сложившийся в 2008 году (2959 руб.).

4. Повышение эффективности системы образования

Одной из основных задач в сфере образования останется работа по оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, государственной поддержки детства и дополнительного образования.

Для повышения эффективности системы образования на территории области продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование".

Приоритетными направлениями работы в условиях кризиса будут являться:

-создание базы данных, содержащей информацию о перечне программ профессиональной        подготовки,       переподготовки        и        повышения  квалификации,        предлагаемых       учреждениями        профессионального образования   и   образовательными   подразделениями   предприятий,   для организации опережающего обучения;

-создание    бизнес-инкубаторов,    малых    предприятий    и    других инновационных структур в системе образования, которые станут местами трудоустройства         выпускников         учреждений         профессионального образования;

-создание центров по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования;

-работа    с    учреждениями    профессионального    образования    по переподготовке кадров.

5.Усиление социальной защиты населения

Меры социальной поддержки населения, оказываемые в области до начала кризиса, в 2009 году будут не только сохранены, но и усилены с учетом инфляции.

Увеличен размер адресной помощи с 200 до 300 руб. в месяц в расчете на одного человека и ежемесячного пособия на ребенка со 100 до 150 руб. На эти цели из бюджета области будет направлено 195 млн. руб. и 128 млн. руб., соответственно.

Усилены меры социальной защиты малоимущих слоев населения по оплате жилищных и коммунальных услуг.

Субсидирование граждан осуществляется в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Величина нормативной площади жилого помещения при федеральном стандарте социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м2 общей площади жилья на 1 гражданина в области составляет 18, 22, 33, 42 м2 в зависимости от состава семьи и места проживания, а для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитии, и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимаемой ими общей площади жилья, но не менее соответствующего регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.

Для дополнительной целевой помощи населению при расчете жилищно-коммунальных субсидий при федеральном стандарте максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% применяется региональный стандарт на уровне 10%, 15% и 22% в зависимости от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума.

В 2009 году на оплату предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрены субсидии в сумме 380,3 млн. руб.

Отдельным категориям граждан установлена мера социальной поддержки в виде льготной оплаты содержания жилых помещений и коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления.

В 2009 году на предоставление льгот населению в областном бюджете предусмотрены финансовые средства в сумме 576,8 млн. руб., что на 22% выше уровня 2008 года.

Всего на мероприятия по социальной защите населения из областного бюджета в 2009 году планируется направить 3,7 млрд. руб.

С 1 января 2009 года осуществлен переход на новые системы оплаты труда, фонд оплаты труда для всех бюджетных учреждений увеличен на 7,5%. В областном бюджете на эти цели дополнительно предусмотрено 1,2 млрд. руб.

6. Государственная поддержка сферы занятости

В режиме немедленного реагирования в области принимаются меры по снижению напряженности на рынке труда.

Задача органов государственной власти области - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Кроме того, проводится ежедневный мониторинг планируемого высвобождения работников предприятий области и численности безработных граждан.

Важнейшими направлениями антикризисной политики является реализация мероприятий по содействию занятости населения.

В рамках программы антикризисных мер для поддержки занятости населения области на 2009 год предусматривается:

- опережающее обучение и трудоустройство 1,45 тыс. работников организаций,  находящихся  под  риском  увольнения.  Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий;

-создание    временных    рабочих    мест    в    рамках    организации общественных работ для трудоустройства 4,6 тыс. незанятых граждан;

-финансовая поддержка 0,4 тыс. безработных граждан, планирующих организовать собственное дело;

-оказание адресной поддержки не менее 1,5 тыс. человек для переезда в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 171,3 млн. руб., в том числе:

-субсидии из федерального бюджета - 162,8 млн. руб.;

-средства областного бюджета - 8,5 млн. руб.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения.

Продолжится работа по информированию работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения и о ситуации на рынке труда. Организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала. Обновление банка вакансий осуществляется еженедельно.

В 2009 году за счет открытия новых производств и модернизации существующих предполагается создание 4,6 тыс. рабочих мест. Всего на постоянную и временные работы может быть трудоустроено 28,6 тыс. человек.

Для обеспечения приоритетного права граждан, проживающих в области, на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников.

В рамках антикризисного Совета области создана и действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда, которой еженедельно проводится мониторинг по выплате заработной платы, формируются графики для предприятий по погашению просроченной задолженности по ее выплате.

Активизировано проведение комплексных проверок на предприятиях, где допущена задолженность по выплате заработной платы, по результатам которых к руководителям предприятий и юридическим лицам принимаются меры административной ответственности, выносятся предписания об устранении нарушений, по необходимости материалы передаются в прокуратуру.

7. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала

Администрация области будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на предприятиях, являющихся ключевыми для экономики области, с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного за годы роста производственного потенциала. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность и производительность труда, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на государственную поддержку.

Поддержка предприятий будет осуществляться при условии взятия ими на себя ряда обязательств: по повышению производственной эффективности, обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, безусловному выполнению требований Трудового кодекса в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников.

Осуществляется мониторинг предприятий, вошедших в федеральный список системообразующих организаций (ОАО «НЛМК» и 18 филиалов общефедеральных холдингов) в целях получения государственной поддержки из федерального бюджета в виде госгарантий на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, субсидирования процентных ставок, «вхождения» государства в капитал предприятий.

В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения, который утверждается Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. В него вошли 1148 организаций в т.ч. 14 предприятий Липецкой области.

На региональном уровне антикризисным Советом области утвержден перечень системообразующих предприятий регионального значения, включающий 16 предприятий. Сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. По результатам мониторинга предложения о необходимости оказания государственной поддержки отдельным предприятиям будут выноситься на заседания Комиссии по отбору предприятий регионального значения для предоставления государственных гарантий области и объектов залогового фонда области в условиях кризиса в обеспечение исполнения обязательств по кредитам. Деятельность этой комиссии будет максимально прозрачна и для предприятий, и для населения.

В целях повышения доступности банковских ресурсов в качестве мер государственной поддержки определено предоставление государственных гарантий и объектов залогового фонда предприятиям регионального значения в условиях кризиса в соответствии с принятыми законами Липецкой области от 18.03.2009г. № 252-ОЗ «О порядке предоставления активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области, в обеспечение исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым организациями регионального значения, в условиях кризиса» и от 18.03.2009г. № 253-03 «О порядке предоставления государственных гарантий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организациями регионального значения, в условиях кризиса». В областном бюджете на 2009 год на обеспечение государственных гарантий Липецкой области предусмотрено 435 млн. руб., средства залогового фонда -600 млн. руб.

На минимизацию влияния мирового кризиса, стабилизацию экономики направлен комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса и импортозамещению.

Особое внимание будет уделяться развитию секторов, наиболее перспективных в плане наращивания внутреннего спроса. В качестве приоритетных направлений для оказания государственной поддержки в рамках областной целевой комплексной программы «Развитие промышленности Липецкой области на 2009 - 2011 годы» определены направления развития машиностроения: производство комплектующих для бытовой техники, производство сельхозтехники и оборудования, производство автокомпонентов, а также производство готовых металлических изделий. Рассматривается вопрос о выделении из областного бюджета в 2009 - 2011 годах 260 млн. руб. (в 2009 году 50 млн. руб.) для оказания господдержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, направленным предприятиями этих видов деятельности на приобретение и монтаж оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Реализация данных направлений позволит увеличить объем производства к 2012 году на 11,4 млрд. руб. (более 50% от объема производства машин и оборудования в 2008 году), создать более 2 тыс. рабочих мест.

В целях стимулирования предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инноваций в производство, включая мероприятия по повышению энергоэффективности, техническое перевооружение, внедрение, сертификацию менеджмента качества, реализацию планов реформирования и финансового оздоровления, в областном бюджете на 2009 год предусмотрены 24,2 млн. руб. в рамках областной целевой комплексной программы «Развитие промышленности Липецкой области на 2009 - 2011 годы».

Стабилизация текущей финансовой ситуации предприятий в условиях кризиса приобретает наибольшую актуальность. В этой связи особую значимость имеет финансовое оздоровление предприятий. В целях снижения налоговой нагрузки на предприятия, реализующие планы реформирования и финансового оздоровления, рассматривается вопрос о внесении изменений в законы Липецкой области от 29.05.2008г. №151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» и от 27.11.2003г. №80-03 «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» в части предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим реализацию планов реформирования и финансового оздоровления.

Реализуется комплекс мер, утвержденный распоряжением администрации области от 02.03.2009г. №91-р "О реализации плана мероприятий по продвижению продукции липецких предприятий на внешние рынки в 2009-2010гг", по продвижению продукции товаропроизводителей области на внешний рынок, стимулирования экспортной деятельности. В рамках утвержденного плана в районах области проводятся выездные заседания с целью информирования руководителей предприятий области об основных формах и направлениях государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусмотренной в федеральном бюджете.

При содействии Липецкой торгово-промышленной палаты создан клуб экспортёров области, используются торгово-политические меры, информацион­но-консультационные, организационные и др.

Продолжится реализация проектов по созданию и развитию особых экономических зон федерального и регионального уровней, на создание объектов инфраструктуры которых в 2009 году из областного бюджета планируется направить около 160 млн. руб.

В особой экономической зоне федерального уровня "Липецк" зарегистрировано 15 резидентов, до конца 2009 года планируется увеличение числа резидентов до 21, объем заявленных инвестиций составляет 50 млрд. руб., будет создано более 4,5 тыс. рабочих мест.

В особых экономических зонах промышленно-производственного типа регионального уровня зарегистрировано 8 участников с общим объемом инвестиций 19,1 млрд. руб., будет создано более 1,5 тыс. рабочих мест.

8. Развитие инвестиционного потенциала

Государственный спрос на продукцию и услуги предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках областных законов и программ.

В 2009 году в экономику области за счет всех источников финансирования планируется инвестировать более 93 млрд. руб. капитальных вложений на уровне прошлого года, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней — 23,8 млрд. руб. Их доля увеличится с 14 до 26%.

Из федерального бюджета по адресной инвестиционной программе продолжится строительство корпусов Липецкого и Елецкого государственных университетов и других объектов федеральной собственности, развитие Липецкого аэропорта, строительство и реконструкция автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры ОЭЗ «Липецк». Всего на эти цели из федерального бюджета будет направлено 21,2 млрд. руб.

За счет средств областного фонда софинансирования расходов в сумме 425 млн. руб. продолжится капитальный ремонт и строительство объектов муниципальной собственности, социальной инфраструктуры в микрорайоне «Университетский» и благоустройство территорий муниципальных образований.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории области, в рамках Закона Липецкой области от 25.02.1997г. №59-03 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области», предусмотрена государственная поддержка в виде:

-льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций (в 2009 году -163 млн. руб.);

-государственных гарантий области  по  инвестиционным  проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (в 2009 году – 65 млн. руб.).

Реализация закона позволит инвестировать в экономику области 2,8 млрд. руб., будет создано 520 новых рабочих мест.

В целом реализация инвестиционных проектов в 2009 году осуществляется в соответствии с заявленными бизнес-планами за счет собственных и кредитных средств.

Финансовая устойчивость системообразующих предприятий дополнительно будет поддерживаться в рамках областного законодательства. Сумма предполагаемой государственной поддержки составит 70 млн. руб.

В соответствии с Законом Липецкой области от 29.09.2004г. №127-03 «О залоговом фонде Липецкой области» уже предоставлено в качестве обеспечения банковских кредитов объектов залогового фонда - 2,7 млрд., в т.ч. в 2009 г. - 65 млн. рублей.

В целях облегчения доступа хозяйствующим субъектам к кредитным ресурсам банков почти во всех муниципальных районах и городских округах сформированы муниципальные залоговые фонды на общую сумму свыше 668 млн. руб.

9. Развитие агропромышленного комплекса

Основные приоритеты аграрной политики области определены областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2012 годы, охватывающей производственную и социальную сферы села.

Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финансирования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром будут направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, снижение импортозависимости.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса будет сохранена по всем предусмотренным направлениям и составит 2,2 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 1,4 млрд. руб., из областного -0,8 млрд. руб.

На условиях софинансирования с федеральным бюджетом будут субсидироваться:

-племенное животноводство, элитное семеноводство,  приобретение комбикормов, минеральных удобрений и средств защиты растений, затраты на закладку многолетних насаждений, гидромелиоративные мероприятия;

-затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями АПК, из федерального бюджета в размере 80%, из областного - 20% ставки рефинансирования;

-затраты на уплату процентов по отдельным видам инвестиционных и      краткосрочных     кредитов,     привлекаемым     в     2008-2009     годах организациями и предприятиями АПК, из федерального бюджета в размере 100%   ставки   рефинансирования,   из   областного   -   3%      сверх   ставки рефинансирования;

- затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, из федерального бюджета в размере 95%, из областного - 5% ставки рефинансирования.

Кроме того, за счет средств областного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение затрат на благоустройство и создание энергетической инфраструктуры на мясо-молочных комплексах, проведение ремонтно-восстановительных работ для ввода в эксплуатацию используемых прудовых площадей, приобретение и установку оборудования для капельного орошения интенсивных садов.

В 2009 году для всех сельхозтоваропроизводителей будет сохранена нулевая ставка по налогу на прибыль, имущество.

Основное внимание будет направлено на развитие молочного и мясного скотоводства, укрепление племенной базы молочного животноводства, создание семейных молочных ферм путем разработки и реализации областной целевой программы развития молочного животноводства и создания молочных семейных ферм в Липецкой области, где важнейшим направлением антикризисной политики должно стать определение приоритетных, конкурентоспособных инвестиционных проектов и концентрация финансовых и организационных ресурсов для их реализации.

Приоритетным станет завершение строительства и реконструкции 9 ранее начатых животноводческих комплексов и ферм, а также строительство и реконструкция 11 новых проектов. Это позволит увеличить производство молока на 125 тыс. тонн, или в 1,4 раза против 2008 года, мяса свиней - на 60 тыс. тонн (в 2,3 раза), мяса птицы - на 35 тыс. тонн (в 1,4 раза), яиц - на 60 млн. штук (на 12%).

Повышение обеспеченности населения области овощами закрытого грунта в несезонный период и замещение импорта овощной продукции будет осуществляться за счет поддержки развития и строительства тепличного хозяйства области и специализированных хозяйств по производству овощей открытого грунта. Будут приняты меры по возрождению интенсивного садоводства путем увеличения площадей закладки многолетних плодовых насаждений.

Будут обеспечены государственная поддержка системообразующих сельскохозяйственных предприятий, финансовое оздоровление 36 сельхозтоваропроизводителей в рамках Федерального закона от 09.07.2002г. №83-Ф3 "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Для  осуществления  технической  политики   активнее     будет  использоваться механизм федерального лизинга.

Повышенное внимание будет уделяться развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, что позволит создать условия    для    увеличения    доходов    личных    домохозяйств,    снижения социальной напряженности на селе.

В целях стимулирования и доступности кредитования малых форм хозяйствования сформированы муниципальные залоговые фонды. Для льготного микрофинансирования крестьянских (фермерских) хозяйств на 50 млн. руб. увеличен областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

10. Жилищное строительство и жилищно-коммунальный комплекс

В области принимается ряд мер по снижению влияния кризиса на строительную отрасль и, прежде всего, на жилищное строительство.

Социальной поддержкой и поддержкой жилищного строительства станет обеспечение жильем в 2009 году льготных категорий граждан (ветеранов и инвалидов) области. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 174,9 млн. руб.

В целях поддержки ипотечных заемщиков гражданам предоставлено право по использованию материнского капитала на погашение ипотечных кредитов. По предварительной оценке, таким правом в области могут воспользоваться около 1 тыс. семей, на что будет направлено 314 млн. руб. средств федерального бюджета. В настоящее время 267 семей уже подали заявления, по 114 из них приняты положительные решения.

Для поддержки ипотечного жилищного кредитования предусматривается выкуп закладных у банков и реструктуризация ипотечной задолженности неплатежеспособных заемщиков. В настоящее время в ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» по вопросу отсрочки по выплатам ипотечных кредитов и займов обратился 21 гражданин, по двум из них получено положительное решение.

Налоговый вычет на приобретение жилья увеличен в 2 раза - до 2 млн. руб.

На региональном уровне будет оказана поддержка гражданам в виде социальных выплат при приобретении (строительстве) жилья, на эти цели из областного бюджета будет направлено 161,5 млн. руб., в том числе по областным целевым программам:

-«О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» - 18 млн. руб.;

-«Свой дом» - 5 млн. руб.;

-«Ипотечное жилищное кредитование» - 80 млн. руб.;

-«Социальное развитие села на 2009-2012 годы» - 58,5 млн. руб.

Кроме того, из федерального бюджета будет направлено 6 млн. руб. на социальные выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

На выплату субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями-застройщиками всех форм собственности на строительство жилья и на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в рамках областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Липецкой области на 2009-2013 годы» будет направлено 1,8 млн. руб.

На поддержку строительной отрасли путем участия в уставном капитале исполнителей областных жилищных программ предусмотрено 180 млн. руб.

Кроме того, предполагается разработка и реализация дополнительных мер по поддержке жилищного строительства, в том числе в рамках следующих направлений:

-обеспечение строительства 700 тыс. кв. м жилья, в том числе 5 тыс. домов    усадебного    типа     в    районах    области     путем     использования современных энергоэффективных и недорогих технологий;

-организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам;

-финансирование инвестиционных проектов по развитию муниципальной инфраструктуры.

Важной антикризисной мерой по поддержке строительной и жилищно-коммунальной отраслей является участие в адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовых средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию   жилищно-коммунального хозяйства.

В декабре 2008 года из Фонда содействия реформированию ЖКХ с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в область поступило 92,9 млн. руб., на условиях софинансирования из областного бюджета выделено 138,8 млн. руб.

В пределах выделенного лимита из Фонда содействия реформированию ЖКХ планируется получить в 2009 году еще 1,6 млрд. руб., на условиях софинансирования из областного бюджета выделено 79,8 млн. руб., из местных бюджетов - 164,7 млн. руб. В программе примут участие: города - Липецк, Елец, Данков, Усмань, Лебедянь, Грязи, Чаплыгин, сельсоветы - Добринский, Добровский, Тербунский, Долгоруковский и Пушкинский, Богородицкий, Дубовский Добринского района, а также Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района.

Выделение указанных финансовых средств позволит построить свыше 28 тыс. кв. м жилья, что позволит переселить более 2,3 тыс. человек и отремонтировать около 700 домов.

Для создания условий развития территорий, жилищного строительства, строительства социальной и инженерной инфраструктуры в условиях кризиса в областном бюджете предусмотрены средства в сумме 19,9 млн. руб. на софинансирование расходов на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Вовлечение в оборот несформированных земельных участков для строительства станет важной антикризисной мерой.

Планируется безвозмездная разработка типовых правил землепользования и застройки сельских поселений Липецкой области, что даст    возможность    подготовить    схемы    зонирования    и    разрешения    на строительство на отдельных частях территорий сельских поселений. Тем самым будут созданы необходимые условия освоения десятков земельных участков, исключенных из земель сельхозназначения.

Важнейшим направлением в жилищно-коммунальной сфере станет энергоэффективность. Работу по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере планируется осуществлять в рамках областной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета», утвержденной постановлением администрации области от 06.04.09г. №93.

11.Развитие транспортного комплекса

Политика в сфере транспортного комплекса направлена на обеспечение безопасного, устойчивого функционирования и развития транспорта, доступности транспортных услуг для бизнеса и населения.

В текущем году на развитие транспортной инфраструктуры в областном бюджете предусмотрено более 1 млрд. руб. в рамках областной целевой Программы дорожной деятельности Липецкой области на 2009-2011 годы. В целях формирования транспортного кольца вокруг г.Липецка, обеспечения транспортных связей особой экономической зоны федерального уровня «Липецк» с федеральной сетью дорог с привлечением средств федерального бюджета (940 млн. руб.) продолжится строительство автодороги «Восточный обход промышленной зоны г.Липецка».

Продолжится реализация по реконструкции и модернизации аэровокзального комплекса в целях обустройства и оснащения пункта пропуска через государственную границу РФ. В областном бюджете на 2009 год на развитие и организацию эксплуатации аэропорта предусмотрено 75,8 млн. руб.

Область участвует в федеральной программе обновления парка автомобильной техники, используемой для перевозки пассажиров, и спецтехники для нужд коммунального хозяйства. В 2009 году предполагается приобретение 38 единиц пассажирского автотранспорта общей стоимостью 96 млн. руб., доля федерального бюджета составляет 67,2 млн. руб. (70%), областного -15,8 млн. руб. (16%), муниципальных бюджетов - 13 млн. руб.(14%) и 12 единиц спецтехники для нужд коммунального хозяйства (25,6 млн. руб.), доля федерального бюджета составляет 17,9 млн. руб. (70%), бюджета области - 7,7 млн. руб. (30%) (всего на обновление парка спецтехники коммунального хозяйства в областном бюджете на 2009 год предусмотрено 20 млн. руб.).

12. Торговля и бытовое обслуживание

В целях сдерживания роста потребительских цен и обеспечения условий для формирования устойчивой конкурентной среды на продовольственных рынках направлен комплекс мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках Липецкой области на 2008-2010 годы, утвержденный  администрации области от 03.10.2008 г. № 261 "Об утверждении комплекса   мероприятий   по   развитию   конкуренции   на   продовольственных рынках Липецкой области на 2008-2010 годы".

Во всех районах области приняты целевые муниципальные программы, предусматривающие финансирование мероприятий по поддержке торгового и бытового обслуживания сельского населения. Реализация мероприятий программ будет осуществляться на условиях софинансирования из областного и местного бюджетов, для чего на 2009 год в областном фонде софинансирования расходов запланировано 14,4 млн. руб., при условии обеспечения органами местного самоуправления финансирования части затрат в размере не менее 10 процентов.

Для увеличения доли в розничной торговле продукции местных товаропроизводителей будет реализован комплекс мероприятий, направленных на:

-смягчение условий по вхождению местных товаропроизводителей в федеральные и региональные торговые сети;

-создание   альтернативной   торговли   (в   т.ч.   предприятий   малого формата и мелкорозничной сети) и активизацию ярмарочной деятельности;

-содействие    товаропроизводителям    в    разработке    и    внедрении системы  добровольной   сертификации   и   утверждении   знака   «Липецкое качество».

На начальном этапе продукция, производимая на территории Липецкой области, будет объединена под единым названием «Липецкий продукт». Это позволит выделить местную продукцию в агрессивной среде продуктов-конкурентов.

В целях оказания поддержки социально не защищенной части населения области, создания эффективного механизма, обеспечивающего оптимизацию уровня цен на основные продукты питания, будут приниматься меры по созданию социальных магазинов на территории муниципальных образований.

С целью стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на территории области, активизации работы по данному направлению органов местного самоуправления, вовлечения в процесс всех хозяйствующих субъектов, занимающихся этим видом деятельности, в 2009 году будет оказываться государственная поддержка местным бюджетам в виде субсидий из областного фонда софинансирования расходов.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства

Одним из ключевых направлений антикризисных мероприятий, реализуемых в области, является усиление мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году объемы финансирования целевой «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 годы» (далее - Программа) из областного бюджета увеличены с 33,2 млн. руб. до 141,2 млн. руб.

В число основных мероприятий Программы помимо действующих направлений финансово-кредитной поддержки введены новые направления, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации:

-предоставление субсидий для выполнения необходимых требований для экспорта продукции;

-применение энергосберегающих технологий;

-оплата   обучения   в  рамках  Государственного   плана   подготовки управленческих кадров.

Создан областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, для обеспечения деятельности которого из областного бюджета выделено:

-50 млн. руб. для    предоставления    поручительств и микрозаймов субъектам малого и среднего бизнеса и    организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства,

-50 млн. руб. для предоставления микрозаймов крестьянским фермерским хозяйствам.

Из местных бюджетов на условиях софинансирования будет выделено 51,6 млн. руб.

В рамках Программы увеличено с 2 млн. руб. до 10 млн. руб. финансирование из областного бюджета такого вида господдержки, как выдача субсидий начинающим молодым предпринимателям на возмещение затрат по организации и развитию собственного дела, осуществляемого по приоритетным для области видам деятельности.

Кроме того, в 2009 году на софинансирование мероприятий областной Программы, входящих в пакет антикризисных мер, привлечены средства федерального бюджета в размере 139,4 млн. руб., в том числе:

-на   создание    областного   фонда   поддержки    малого    и    среднего предпринимательства - 100 млн. руб. (общий размер фонда- 251,6 млн. руб.);

-на субсидирование процентной ставки субъектам малого и среднего предпринимательства   по   банковским   кредитам   и   лизинговым   платежам, направленным  на реализацию  инвестиционных  проектов  по  приоритетным видам деятельности - 23,2 млн. руб. (общая сумма - 50,8 млн. руб.);

-на  субсидирование  процентной  ставки  кредитным  потребительским кооперативам граждан и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам  по  банковским  кредитам,  привлеченным  для  выдачи  займов членам    кооперативов,    относящимся    к    субъектам    малого    и    среднего предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности - 1,2 млн. руб. (общая сумма - 1,7 млн. руб.);

-на предоставление субсидий начинающим молодым предпринимателям для организации собственного дела - 15 млн. руб. (общая сумма - 25 млн. руб.).

Во всех городских округах и муниципальных районах области утверждены муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, общий объем финансирования которых из местных бюджетов составляет 9,3 млн.   руб.   В   областном   бюджете       предусмотрено    1,5   млн.   руб.   для софинансирования  мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства для создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и кредитных потребительских кооперативов.

Всего на поддержку малого и среднего предпринимательства области в 2009 году будет направлено 343 млн. руб. из бюджетов всех уровней.

В целях оптимизации процедур получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства действует заявительный принцип оказания господдержки, пакет необходимых документов минимизирован. Кроме того, во всех муниципальных образованиях области созданы объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационные центры), в задачи которых входит разработка бизнес-планов, оказание содействия в оформлении документов на получение государственной поддержки.

Принят Закон Липецкой области от 01.12.2008г. №198-03 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Липецкой области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" в рамках которого предусмотрена реализация права преимущественного выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества, установлена площадь арендуемого имущества при его выкупе - до 1000 кв. м, срок рассрочки платежа — от 1 года до 7 лет.

В муниципальных образованиях области завершается формирование перечней муниципального имущества для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

В целях снижения налоговой нагрузки на бизнес принят Закон Липецкой области от 24.12.2008г. №233-03 "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения", в соответствии с которым на 10 процентных пунктов (с 15% до 5%) уменьшена налоговая ставка по объекту налогообложения «доходы минус расходы» организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате в 2009 году предприниматели области получат поддержку в виде снижения налогового бремени на 400 млн. руб.

Будет продолжена деятельность по снижению административного давления на бизнес. В этих целях в области функционируют областная межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности и областной координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, проводятся «круглые столы» в контролирующих органах.

В 2009 году требование об обязательной квоте (от 10% до 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию, производимую субъектами малого предпринимательства, более чем на 700 млн. руб.

14. Повышение устойчивости финансовой системы

Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на региональном уровне, являются:

- поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью   безусловного  исполнения  обязательств  перед  гражданами,   выплаты заработной  платы  работникам   бюджетной   сферы,   оплата  первоочередных расходов;

-содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

Важная роль  в условиях кризиса принадлежит  бюджетной  политике.

Бюджет области в 2009 году имеет ярко выраженный антикризисный характер. Главным приоритетом в работе по преодолению последствий кризиса будет выполнение всех публичных социальных обязательств органов государственной власти области перед населением области.

Областной бюджет с учетом внесенных изменений имеет четкую социальную направленность.

Общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в текущем году снижен на 8,9 млрд. руб. или на 36,5% к первоначально утвержденным объемам и на 36,3% к уровню прошлого года и составляет 15,4 млрд. руб.

Расходы областного бюджета также подверглись сокращению на 2,8 млрд. руб. или на 11% к первоначально утвержденному объему и составляют 22,3 млрд. руб. Дефицит областного бюджета составил 44% от общего объема налоговых и неналоговых доходов (6,8 млрд. руб.).

При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы. Так, предусмотренные меры социальной поддержки населения области не только сохранены, но и увеличены.

В целях оптимизации расходов приняты поправки в областное законодательство, направленные на ограничение объемов финансирования.

Установлен перечень расходов областного бюджета на 2009 год, подлежащих финансированию в первоочередном порядке.

Проведены мероприятия по сокращению численности работников органов государственной власти области, оптимизации сети бюджетных учреждений.

Продолжается работа по внедрению новых моделей эффективного управления расходами, направленных на получение конечного результата.

В целях сбалансированности местных бюджетов органам местного самоуправления даны рекомендации по повышению собираемости налогов и оптимизации бюджетных расходов.

15. Реализация мероприятий административной реформы

В области осуществляется реализация мероприятий административной реформы, определенных областной целевой программой «Административная реформа в Липецкой области (2009-2010 годы)».

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов особое внимание будет уделено повышению качества и оперативности предоставления государственных социальных услуг. На территории Елецкого района начал работу первый в области многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, где оказываются услуги в максимально удобной для граждан форме в соответствии со стандартами "комфортности".

В настоящее время в многофункциональном центре предоставляются 144 государственные, муниципальные и дополнительные услуги населению Елецкого района. Всего за период работы многофункционального центра гражданам Елецкого района было оказано около 50 тыс. услуг.

Продолжается работа по созданию многофункционального центра в городе Липецке, на реализацию которого в 2009 году планируется направить 110 млн.руб., в том числе 24 млн. руб. за счет федерального бюджета, 50 млн. руб. - областного.

Апробируется в пилотном режиме работа Портала государственных услуг Липецкой области, цель которого - предоставление услуг в дистанционном режиме, минимизация условий для коррупционных проявлений.

В систему государственного управления внедряются современные методы и механизмы управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений на областном и муниципальных уровнях. Реализуется областная целевая программа «Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области на 2009 год».

16. Развитие эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти области, населения и структур гражданского общества

В условиях экономического кризиса крайне важной представляется организация на региональном уровне системы взаимодействия власти, населения и структур гражданского общества.

Основные цели развития гражданского общества в области - создание условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества, обеспечение эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии региона.

Для достижения поставленной цели необходимо продолжить решение следующих приоритетных задач:

- вовлечение населения в активную общественно полезную деятельность через общественные и некоммерческие организации;

создание многоканальной системы обмена информацией между властью и
институтами гражданского общества;

обеспечение межконфессиональной и межнациональной стабильности.

В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:

-разработку   новых   форм   и   механизмов   поддержки   социально значимых    инициатив    общественных   объединений    и    некоммерческих организаций области;

-оказание всестороннего содействия по участию социально значимых проектов   общественных   объединений   и   некоммерческих   организаций региона в конкурсах на получение федеральных средств;

-развитие     системы     доступа     общественных     объединений    и некоммерческих организаций к средствам массовой информации;

-подготовку и проведение Липецкого регионального Гражданского форума;

- организацию и проведение во всех муниципальных образованиях области встреч представителей органов государственной власти области, бизнеса, общественных организаций, населения по обсуждению Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и региональных антикризисных мер;

- создание  "горячей линии"   по  сбору  отзывов  и  предложений по обсуждению Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и   региональных антикризисных мер.

Реализация большинства вышеназванных мероприятий предполагается в рамках областной целевой программы «Развитие гражданского общества (2009 -2012 годы)».

17. Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления

Осуществляется региональная организационно-методическая и финансовая поддержка органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 36 Закона Липецкой области от 09.10.07г. № 94-03 «О бюджетном процессе Липецкой области» в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления в областном бюджете предусмотрены субсидии местным бюджетам из фонда софинансирования расходов. По каждому виду субсидии администрацией области принят нормативный правовой акт, определяющий условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для выделения указанных субсидий и их распределения между муниципальными образованиями области.

Общий размер фонда софинансирования расходов составляет - 2750,4 млн.руб., в том числе субсидии на благоустройство территорий - 120 млн.руб., на газо-, тепло- и водоснабжение - 219 млн. руб., на ремонт жилого фонда - 1717 млн.руб., на строительство и капитальный ремонт объектов социально -культурной сферы - 255 млн.руб., на дорожное хозяйство - 233 млн.руб., на реализацию мер в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма и других мероприятий - 203,7 млн.руб.

В    целях   выравнивания   финансовых   возможностей   муниципальных  образований для осуществления ими   полномочий   по   решению   вопросов местного значения, установленных 131-ФЗ, в областном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в областных фондах финансовой поддержки муниципальных образований области, таких как:

-фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)-   105,9 млн. руб.;

-фонд финансовой поддержки поселений - 656,4 млн. руб.;

-фонд   на   поддержку   мер   по   обеспечению   сбалансированности местных бюджетов - 293,5 млн. руб.

Указанные средства в полном объеме перечисляются в местные бюджеты и направляются органами местного самоуправления на реализацию собственных расходных полномочий.

Кроме того, в целях заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогооблагаемой доходной базы, часть дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов заменена дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в объёме 2665,5 млн.руб.

Для оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления из областного бюджета в реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадров, предоставляются субсидии из фонда софинансирования расходов на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров муниципальных служащих. На эти цели в областном бюджете на 2009 год запланированы субсидии в сумме 5826 тыс. руб.

В целях повышения эффективности деятельности выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих широко практикуются совместные выездные приемы граждан, заседания коллегиальных органов, пресс-конференции, брифинги руководителей администрации области, муниципальных районов, городских округов и их заместителей, выступления в средствах массовой информации. Для выявления качества этой работы проводятся социологические опросы населения и исследования.

Органам местного самоуправления оказывается содействие в работе по освоению и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, реализуется постановление администрации области от 26.06.2008г. № 151 "Об утверждении Положения о субсидиях бюджетам сельских поселений Липецкой области на приобретение услуг информационно-правовых систем". В соответствии с ним в областном бюджете 2009г. запланировано 5219 тыс. руб. Повышение уровня информатизации муниципальных образований способствует улучшению их взаимодействия с органами исполнительной власти области в процессе реализации антикризисных мер, а проведение совместных мероприятий в формате видеоконференцсвязи - сокращению бюджетных расходов на организационно-технические мероприятия по их проведению.

Предполагается предоставление из областного бюджета субсидий на внедрение сетевого программного обеспечения по электронному ведению похозяйственного учёта в поселениях области. На эти цели запланировано в областном бюджете на 2009 год 2555 тыс. руб., что позволит завершить работу     по     актуализации     налогооблагаемой     базы     муниципальных образований,   а   также   создать   условия   для   проведения   Всероссийской переписи населения 2010 года.

На преодоление территориальной дифференциации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых территорий направлена система стратегического управления, формируемая в области. В настоящее время во всех городских округах и муниципальных районах области утверждены Стратегические планы социально-экономического развития, увязанные и синхронизированные со Стратегией развития области до 2020 года. В целях активизации стратегического планирования на уровне поселений планируется проведение отбора по предоставлению субсидий бюджетам поселений за разработку лучших Стратегических планов социально-экономического развития, для чего в бюджете области предусмотрено 1,2 млн. руб.

Органы местного самоуправления в процессе взаимоувязки планов антикризисных мер областного и муниципального уровней нацелены на дальнейшую оптимизацию организационных структур муниципального управления, которая позволит в целом по области обеспечить существенное сокращение бюджетных расходов на содержание аппарата, повысить эффективность деятельности администраций муниципальных образований по решению вопросов местного значения.

В этих же целях, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", в 2009 году начата оценочная деятельность, по результатам которой муниципальным образованиям, достигшим наивысших значений показателей эффективности, будут выделены соответствующие гранты в общем объеме 6 млн. рублей.

Проводится работа по выделению субсидий сельским поселениям из областного фонда софинансирования за достижение наилучших показателей в комплексном социально-экономическом развитии их территорий, на основе подведения итогов этой деятельности на ежегодных съездах муниципальных образований области. На эти цели в областном бюджете на 2009 год предусмотрено 1 млн. руб.

Продолжена практика поощрения муниципальных образований, добившихся наилучших результатов в решении вопросов по благоустройству территорий. Для выделения субсидий по итогам проведения смотров-конкурсов по благоустройству, в бюджете 2009 года предусмотрено 5070 тыс. руб.

Важной антикризисной мерой остается мониторинг в целях улучшения деятельности органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения через самообложение граждан, возрождение практики проведения субботников по благоустройству территорий, улучшение трудового воспитания школьников и молодежи.

Эффективная реализация антикризисных мер, усиление их воздействия на экономику области возможны только при обеспечении максимальной ответственности    органов    государственной    власти    области    и    местного самоуправления по всем действиям и принимаемым решениям, чтобы не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Липецкая газета № 89 от 06.05.2009 страница 5-6
Рубрики правового классификатора: 020.030.010 Общие положения, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать