Основная информация

Дата опубликования: 24 апреля 2019г.
Номер документа: RU14000201900315
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

УТРАТИЛО СИЛУ – ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 06.12.2019 № 356

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 АПРЕЛЯ 2019 г. № 94

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 19 ЯНВАРЯ 2018 Г. № 10

«О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

НА 2012-2020 ГОДЫ»

В целях приведения в соответствие с действующим республиканским законодательством Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия)п о с т а н о в л я е т:

1.Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 19 января 2018 г. № 10 «О реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» следующие изменения:

1)в наименовании постановления цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

2)преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля2012 г. №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:»;

3)в пункте 2 слова «и продовольственной политики» исключить;

4)в пункте 2 цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

5)пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Белозерова Д.Г.»;

6)в приложении № 1 «Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам»:

а) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

«1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист). Социальные выплаты предоставляются на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса и в первую очередь
с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.»;

б)пункт 1.2 изложить в следующей редакции:

«1.2. Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств, предусмотренных подпрограммой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2021 года" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы" (далее - Госпрограмма).»;

в)в пункте 1.4 слова «и продовольственной политики» исключить;

г)подпункт «в» пункта 2.1 изложить в следующей редакции:

«в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.15 настоящего Положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 2.19 настоящего Положения. Доля собственных
и (или) заемных средств (в процентах) от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается приказом Министерства. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала
на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862
«О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

д)пункт 2.12 изложить в следующей редакции:

«2.12. Министерство:

1) на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов в срок не позднее 30 рабочих дней утверждает приказом сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

2) при формировании сводного списка на очередной финансовый год учитывает:

численность сельского населения;

наличие реализованных или реализуемых за 3 предшествующих года инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса
и в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета;

3) вправе внести изменения в сводный список, утвержденный
на очередной финансовый год, с учетом размера субсидии, предусмотренного бюджету субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

4) изменения, предусмотренные подпунктом 3 настоящего пункта,  вносятся, при необходимости их внесения, в течение 10 рабочих дней со дня получения лимитов из федерального бюджета на софинансирование мероприятий;

5) в течение 5 рабочих дней со дня утверждения сводного списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении;

6) в случае если размер субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включает участника мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому размеру субсидии. При формировании следующего сводного списка
на соответствующий финансовый год указанный участник включается
в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты»;

е)в пункте 2.21 слово «Министерство» заменить словами «Государственное казенное учреждение, подведомственное Министерству (далее – Учреждение)»;

ж)в пункте 2.22 слово «Министерство» заменить словом «Учреждение»;

з)в пункте 2.25 слово «Министерство» заменить словом «Учреждение»;

и)в пункте 2.27 слова «в Министерстве» заменить словами
«в Учреждении»;

к)пункт 2.28 изложить в следующей редакции:

«2.28. После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 2.26 настоящего Положения, кредитная организация направляет в Учреждение подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения направляет полученные свидетельства в Министерство. Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.»;

7)в приложении № 1 к Положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

8)в приложении № 2 к Положению  о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам:

а)слова «и продовольственной политики» исключить;

б)цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

9)в приложении № 2 «Порядок формирования перечня строек
и объектов по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами»:

а)вабзаце первом пункта 1:

цифры «2020» заменить цифрами «2021»;

цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

б)в третьем абзаце пункта 1 слова «и продовольственной политики» исключить;

в)в первом абзаце пункта 10 слова «и продовольственной политики» исключить;

г)во втором абзаце пункта 10 слова «и продовольственной политики» исключить;

д)пункт 11 признать утратившим силу;

10)в приложении № 3 «Порядок финансирования мероприятий
по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных
в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры
и автомобильными дорогами»:

а)в пункте 1 цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

б)в пункте 2 слова «и продовольственной политики» исключить;

11)в приложении № 4 «Порядок отбора и формирования перечня проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности»:

а)вабзаце первом пункта1 цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

б)в пункте 3 слова «и продовольственной политики» исключить;

в)в пункте 11 слова «и продовольственной политики» исключить;

12)в приложении № 5 «Порядок софинансирования проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности»:

а)в пункте 1 цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

б)в пункте 2 слова «и продовольственной политики» исключить;

в)в пункте 5 слова «и продовольственной политики» исключить;

г)пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство отчет
об использовании субсидий, полученных из федерального бюджета
и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансирование проектов, и заявки на финансирование согласно формам, утвержденным приказомМинистерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 13 апреля 2018 г. № 155.»;

д)в пункте 13 слова «и продовольственной политики» исключить;

13)в приложении № 6 «Положение о Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по конкурсному отбору проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности»:

а)пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Комиссия состоит из 10 членов, в ее состав входят должностные лица (далее – представители), представляющие следующие исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия):

а) заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) курирующий Министерство сельского хозяйства  Республики Саха (Якутия) – председатель Комиссии;

б) министр сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) – заместитель председателя Комиссии;

в) заместитель министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), курирующий вопросы устойчивого развития сельских территорий;

г) руководитель отдела развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);

д) представитель Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) – секретарь Комиссии;

е) представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия);

ж) представитель Министерства экономики Республики Саха (Якутия);

з) представитель Министерства строительства Республики Саха (Якутия);

и) представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Саха (Якутия);

к) представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).»;

б)в пункте 5 цифры «2012-2020» заменить цифрами «2012-2021»;

в)в пункте 10 слова «и продовольственной политики» исключить;

14)приложение № 7 «Правила предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» изложить в редакции согласно приложениюк настоящему постановлению.

2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Белозерова Д.Г.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства

  Республики Саха (Якутия)                                                                                     В. СОЛОДОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 24 апреля2019 г. №83

ПРАВИЛА

предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают условия предоставления
и расходования грантов (субсидии) местным бюджетам на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (далее - гранты).

Понятие «грант» в настоящих Правилах означает средства государственной поддержки, предоставляемые на безвозмездной
и безвозвратной основе местным бюджетам на реализацию общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в сельской местности, в рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия)
от 07 октября 2011 г. № 934 (далее - программа).

Грант предоставляется на реализацию в одном сельском поселении одного проекта в год.

1.2. Грант предоставляется в целях активизации участия сельского населения в решении вопросов местного значения.

1.3. Главным распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляющим предоставление грантов (субсидий) в соответствии с настоящими Правилами, является Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).

Цели, условия предоставления грантов и критерии конкурсного отбора муниципальных образований

2.1. Гранты предоставляются местным бюджетам сельских поселений (далее - муниципальные образования) на реализацию общественно значимых некоммерческих проектов (далее - проекты) по следующим приоритетным направлениям:

создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;

сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;

поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

2.2. Размер гранта составляет не более 60% от общей стоимости проекта и не должен превышать 2 млн рублей. Финансовое обеспечение оставшейся части стоимости проекта осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет обязательного вклада граждан и (или) юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в реализацию проекта в различных формах (денежные средства, трудовое участие, предоставление помещений, технических средств и другие формы).

2.3. Орган местного самоуправления, получивший грант, должен реализовать проект до 31 декабря года, в котором получен грант.

2.4. Орган местного самоуправления не должен получать средства
из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2.1 настоящих Правил.

2.5. Грант предоставляется на основании конкурсного отбора.

Организатором конкурсного отбора является Министерство.

Для рассмотрения заявок Министерство создает конкурсную комиссию по отбору муниципальных образований.

Персональный состав конкурсной комиссии и регламент работы утверждается приказом Министерства.

2.6.Министерство осуществляет:

1)опубликование на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о начале приема заявок;

2)прием и регистрацию заявок в срок не менее 7 календарных дней
со дня опубликования извещения о начале приема заявок;

3)назначение даты заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора, но не позднее 10 календарных дней со дня окончания приема документов для конкурсного отбора;

4)учет и хранение представленных на конкурсный отбор документов;

5)ведение реестра заявок;

6) размещение на официальном сайте решений конкурсной комиссии;

7) методическую и консультативную помощь участникам конкурсного отбора.

2.7. Информационное извещение о проведении конкурсного отбора должно содержать следующую информацию:

а) наименование и адрес Министерства;

б) адрес, дату, время начала и окончания приема заявок;

в) состав документации, представляемой на конкурсный отбор,
и требования к ее оформлению;

г) контактные данные.

2.8. Условия предоставления грантов:

а) наличие схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана сельского поселения, на территории которого планируется реализация проекта;

б) наличие долгосрочной муниципальной программы по устойчивому развитию сельского поселения, на территории которого планируется реализация проекта;

в) наличие на территории муниципального образования инвестиционного проекта на развитие сельскохозяйственного производства;

г) предоставление выписки из бюджета муниципального образования об объемах софинансирования мероприятий.

2.9. Критериями конкурсного отбора являются:

Вклад участников реализации проекта в его финансирование:

а) уровень финансового обеспечения проекта со стороны местного бюджета не менее 5 процентов от размера гранта;

б) уровень вклада населения в денежной форме не менее 3 процентов от размера гранта;

в) вклад внебюджетных источников в денежной форме (минимальный уровень не устанавливается);

г) вклад населения в реализацию проекта в неденежной форме (материалы и другие формы);

д) вклад внебюджетных источников в реализацию проекта
в неденежной форме (материалы и другие формы);

е) полное обеспечение в местных бюджетах на текущий финансовый год расходов на фонд оплаты труда, на оплату коммунальных услуг
и социальных выплат.

2.10. Предоставление претендентом на получение гранта
в Министерство в срок до 01 марта текущего года следующих документов:

а) заявления на получение гранта на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам;

б) паспорт проекта по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам;

в) сведения неденежного вклада населения и спонсоров согласно приложению № 4 к настоящим Правилам;

г) сведения о наличии утвержденной проектной документации
на получение грантов по форме согласно приложению № 5 к настоящим Правилам;

д) копии документа о принятии решения о реализации на территории населенного пункта мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

е) письма главы муниципального образования, подтверждающего полное обеспечение в местных бюджетах на текущий финансовый год расходов на фонд оплаты труда, оплату коммунальных услуг и социальных выплат.

2.11. Комплект документов представляется организатору конкурсного отбора в установленные сроки на прошнурованном и пронумерованном бумажном носителе и в электронном виде.

2.12. Участник конкурсного отбора имеет право отозвать свое заявление, сообщив об этом письменно организатору конкурсного отбора,
и отказаться от участия в нем.

2.13. Оценка проектов осуществляется конкурсной комиссией
в соответствии с балльной шкалой согласно приложению № 6 настоящих Правил.   

2.14. По результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией формируется рейтинг проектов в порядке убывания присвоенных им суммарных баллов.

2.15. В случае наличия проектов, имеющих равное значение итоговой балльной оценки, победителями признаются проекты, у которых доля финансирования за счет средств, полученных в форме безвозмездных поступлений от физических лиц, является наибольшей.При равенстве баллов победителем признается муниципальное образование, ранее подавшее заявление.

2.16. Комиссия в течение 7 рабочих дней со дня окончания приема заявок рассматривает представленные документы на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 2.7 и 2.8 настоящих Правил.

Конкурсная комиссия отклоняет заявление в случаях, если:

а) проект не соответствует требованиям, указанным в пунктах 2.7 и 2.8 настоящих Правил;

б) не представлены документы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящих Правил;

в) ненадлежащим образом оформлены документы, предусмотренныепунктом 2.8настоящих Правил (не соблюдена их типовая форма, заполнены не все графы и строки, указаны не все реквизиты, предусмотренные формами документов, допущены технические ошибки, опечатки и исправления, отсутствуют подписи и оттиски печатей (при наличии печати), не заверены копии документов, документы подписаны лицом, не наделенным правом подписи);

г) не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 2.9настоящих Правил.

Решение комиссии о конкурсном отборе муниципальных образований - получателей грантов оформляется протоколом в течение 2 рабочих дней
со дня рассмотрения комиссией документов, подписывается членами
и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет
в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения комиссией документов.
В протоколе указывается наименование муниципальных образований, прошедших конкурсный отбор на предоставление грантов, и перечень муниципальных образований, не прошедших конкурсный отбор
с обоснованием такого решения.

Итоги распределения субсидий оформляются приказом Министерства на основании протокола комиссии, что является основанием для разработки постановления Правительства Республики Саха (Якутия).

2.17. Грант предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия)
о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и на плановый период.

2.18. В течение 10 рабочих дней после подписания Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации
и Министерством о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации заключается соглашение (форму соглашения утверждает Министерство отдельным приказом) между Министерством и органом местного самоуправления о порядке и условиях предоставления гранта, предусматривающего:

а) сведения об объеме и целевом назначении гранта;

б) размер предоставляемого гранта, порядок, условия и сроки
ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств, связанных
с реализацией отобранных  проектов;

в) сведения об объеме средств, привлекаемых из внебюджетных источников (участие юридических и физических лиц);

г) график перечисления гранта;

д) значения показателей результативности использования гранта, которые должны соответствовать значениям целевых показателей
и индикаторов государственных программ Республики Саха (Якутия),
и обязательства муниципального образования по их достижению;

е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования и о достижении значений показателей результативности использования субсидий;

ж) обязательство муниципальных образований по формированию
и ведению реестра получателей соответствующих выплат - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование публичных нормативных обязательств муниципальных образований;

з) наличие в муниципальной программе мероприятий,
на финансирование которых предоставляется субсидия - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов;

и) обязательство органа местного самоуправления по представлению:

сведений о ходе реализации проектов, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, по форме федерального статистического наблюдения, утверждаемой Федеральной службой государственной статистики;

отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения,
а также о достигнутых значениях целевых показателей эффективности использования субсидий;

к) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений, показателей эффективности использования гранта;

л) ответственность и последствия за предоставление неполных
и недостоверных данных (сведений);

м) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;

н) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;

о) иные условия, определяемые по соглашению сторон;

п) условие о вступлении в силу соглашения.

2.19. После подписания соглашения о порядке и условиях предоставления гранта, Министерство в течение 5 рабочих дней по каждому получателю средств гранта представляет уведомление по расчетам между бюджетами и платежное поручение на выплату гранта в целях их санкционирования в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.20. В случае нецелевого использования гранта и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)
в соответствии с пунктом 4.3 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решения о приостановлении перечисления (сокращении объема) гранта местному бюджету не принимаются в случае, если условия предоставления гранта были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.

Контроль за исполнением грантов, отчетность об использовании грантов и оценка эффективности использования грантов

3.1. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления грантов осуществляется Министерством.

3.2. Контроль за целевым использованием грантов муниципальными образованиями осуществляется Министерством и органами финансового контроля Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством и с заключенными соглашениями.

3.3. Для подтверждения целевого использования гранта грантополучатели на 01 января года, следующего заотчетным, со дня получения гранта в месячный срок представляют Министерству следующие документы:

1) документы, подтверждающие объемы выполненных работ
и произведенных затрат в соответствии с утвержденным проектом;

2) документы, подтверждающие оплату выполненных работ
и произведенных затрат.

3.4. Оценка эффективности использования субсидии производится путем сравнения фактически достигнутых значений показателя результативности использования субсидии за соответствующий год
со значениями показателя результативности использования, предусмотренными соглашениями.

3.5. В случае прекращения потребности в гранте, Министерство
на основании письменного обращения грантополучателей перераспределяет неиспользованный объем гранта между другими претендентами, отвечающими критериям, установленным пунктом 2.7 настоящих Правил.

3.6. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и целевое использование грантов несут грантополучатели.

Порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении,и порядок возврата
остатков субсидий

4.1. Неиспользованные по состоянию на 01 января текущего финансового года остатки грантов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования, подлежат возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

4.2. Бюджетные средства, образовавшиеся в результате экономии
(в том числе по итогам проведения органами местного самоуправления муниципальных образований конкурсных процедур в соответствии
с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), подлежат возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) пропорционально уровню софинансирования по каждому источникусофинансирования
с внесением соответствующих изменений  в соглашение о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету.

4.3. В случае если получателем гранта по состоянию на 31 декабря года предоставления гранта показатели результативности, установленные
в Соглашении, не достигнуты, объем средств, подлежащий возврату
в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в срок до 01 мая года, следующего за годом предоставления гранта (Vвозврата), рассчитывается
по формуле:

,

где:

Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной местному бюджету
в отчетном финансовом году;

m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;

n - общее количество показателей результативности использования субсидии;

k - коэффициент возврата субсидии.

4.4. При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), в размере субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01 января текущего финансового года, потребность
в котором не подтверждена главным администратором доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляющим администрирование доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от возврата остатков субсидий.

4.5. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:

,

где:

Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

4.6. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, определяется:

а) для показателей результативности использования субсидии,
по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, - по формуле:

Di = 1 - Ti / Si,

где:

Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;

Si - плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением;

б) для показателей результативности использования субсидии,
по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, - по формуле:

Di = 1 - Si / Ti

4.7. Основанием для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 4.3 и 4.4 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.

Министерство при наличии основания, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, подготавливает заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.

Указанное заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены. Документы представляются Министерству органом местного самоуправления до 30 апреля года, следующего за годом предоставления гранта. Министерство не позднее 15 мая года, следующего за годом предоставления гранта, издает ведомственный акт об освобождении органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 4.3 и 4.4 настоящих Правил.

4.8. В случае отсутствия оснований для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 4.3 настоящих Правил, Министерство осуществляет контроль за возвратом средств из местного бюджета в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии
со сроком, установленным пунктами 4.3 и 4.4 настоящих Правил.

4.9. Министерство осуществляет мониторинг предоставления гранта, достижения значений показателей результативности использования гранта органами местного самоуправления.

4.10. При формировании параметров проекта государственной программы Республики Саха (Якутия) Министерством учитывается отчет
о достижении значений показателей результативности использования гранта муниципальными образованиями.

_____________________

Приложение № 1

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Председателю конкурсной комиссии
по проведению конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах

ПЕРЕЧЕНЬ

документовдля участия в конкурсном отборе проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах

Администрация муниципального образования Республики Саха (Якутия)____________________________ направляет документы для участия в конкурсном отборе проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах:

1) заявление для участия в конкурсном отборе – на __ л. в __ экз.;

2) протокол собрания жителей муниципального образования
по определению параметров проекта – на __ л. в __ экз.;

в заявлении, поданном от муниципального образования, указывается численность жителей поселения, где расположен объект;

3) опросные листы населения по идентификации проблемы в процессе ее предварительного рассмотрения – на __ л. в __ экз.;

4) лист регистрации участников заключительного собрания жителей муниципального образования по определению параметров проекта – на __ л. в __ экз.;

5) выписку из решения о бюджете или сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных на реализацию проекта в текущем году, заверенную главой администрации муниципального образования,– на __ л. в __ экз.;

6) документы, подтверждающие вклад населения в реализацию проекта в денежной форме, – на __ л. в __ экз.;

7) гарантийные письма от спонсоров о готовности принять участие
в реализации проекта в денежной форме – на __ л. в __ экз.;

8) документы, подтверждающие вклад населения и организаций (спонсоров) с внебюджетными источниками в реализацию проекта
в неденежной форме,– на __ л. в __ экз.;

9) копии документов, подтверждающих право собственности муниципального образования на объект, – на __л. в __ экз.;

10) копия долгосрочной муниципальной программы по устойчивому развитию сельского поселения, на территории которого планируется реализация проекта, – на __ л. в __ экз.;

11) инвестиционный проект на развитие сельскохозяйственного производства, – на __ л. в __ экз.;

12) сведения о наличии схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана сельского поселения
на территории которого планируется реализация проекта, - на __ л. в __экз.;

13) документы, подтверждающие стоимость проекта (локальный сметный расчет, прайс-лист на закупаемое оборудование или технику и т.д.),– на __ л. в __экз.;

14) сведения о наличии утвержденной проектной документации
на получение грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, - на __ л. в __экз.;

15) фото- и видеофиксацию общих собраний жителей муниципального образования на __ л. в ____экз., либо на магнитном носителе;

16) решение Совета муниципального образования об участии в проекте – на __ л. в __ экз.;

17) письмо главы муниципального образования, подтверждающее полное обеспечение в местных бюджетах на текущий финансовый год расходов на фонд оплаты труда, оплату коммунальных услуг и социальных выплат, - на __ л. в __экз.

Заявитель подтверждает и гарантирует, что вся информация, содержащаяся в заявлении на участие в конкурсном отборе и иных прилагаемых документах, является подлинной и достоверной.

Глава администрации

муниципального образования

Республики Саха (Якутия)________________________________(подпись)

(Ф.И.О)

МП

_______________

Приложение № 2

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Форма

ЗАЯВЛЕНИЕ

на получение гранта на поддержку местных инициатив граждан,

проживающих в сельской местности

_________________________________________________________________

(наименование претендента на получение гранта)

подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2021 годы" в Республике Саха (Якутия), утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934.

_________________________________________________________________

(полное наименование проекта)

Претендент не получает средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2.1 Правил предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Заявитель проекта _________________ _____________________

                                     (подпись, дата) (расшифровка подписи)

М.П.

Согласовано

Глава администрации

муниципального района

Республики Саха (Якутия) ____________ _________________________

                      (подпись, дата) (расшифровка подписи)

М.П.

______________________

Приложение № 3

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Форма

ПАСПОРТ
общественно значимого некоммерческого проекта, претендующего
на получение гранта в 20___ году

____________________________________________

(наименование муниципального образования)

1. Общая характеристика проекта:

Направление реализации проекта <1>

Наименование проекта, адрес или описание местоположения

Проект соответствует нормам безопасности и законодательству Российской Федерации (да / нет)

Площадь, на которой реализуется проект, кв. м

Цель и задачи проекта

Инициатор проекта

Заявитель проекта

Продолжительность реализации проекта (количество месяцев, не более 12)

Дата начала реализации проекта

Дата окончания реализации проекта

Общие расходы по проекту, тыс. рублей:

в том числе за счет средств:

гранта

местного бюджета

обязательного вклада граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - всего

из них:

вклад граждан, тыс. рублей:

денежными средствами

трудовым участием

предоставлением помещений

техническими средствами

иное (указать наименование видарасходов)

вклад индивидуальныхпредпринимателей, тыс. рублей:

денежными средствами

трудовым участием

предоставлением помещений

техническими средствами

иное (указать наименование видарасходов)

вклад юридических лиц, тыс. рублей:

денежными средствами

предоставлением помещений

техническими средствами

трудовым участием

иное (указать наименование видарасходов)

Трудовое участие:



Описание работ

Трудовые затраты, количество человеко-часов

Стоимость одного человеко-часа, рубли

Стоимость трудовых затрат, рубли

2. Целевая группа:

Численность сельского населения, подтвердившего участие в реализации проекта, человек

из них молодежь до 30 лет

Группы населения, кто будет пользоваться результатами проекта (например, дети, учащиеся в такой-то школе; население, живущее в такой-то части села; молодежь, жители пожилого возраста и т.д.)

Количество человек, которые получат пользу непосредственно и косвенно (например, в случае ремонта улицы непосредственную пользу получат жители этой и прилегающих улиц, а косвенную - все жители села), человек

в том числе: прямо, чел.

косвенно, чел.

3. Инициаторы проекта.

Описание инициаторов проекта - название, состав, Ф.И.О., обязанности по проекту. Описание вклада и роли каждого участника проекта.

4. Описание проекта (не более 3 страниц):

1) описание проблемы и обоснование ее актуальности для сообщества:

характеристика существующей ситуации и описание решаемой проблемы;

необходимость выполнения данного проекта;

круг людей, которых касается решаемая проблема;

актуальность решаемой проблемы для сельского поселения, общественная значимость;

2) цели и задачи проекта;

3) мероприятия по реализации проекта.

Конкретные мероприятия (работы), предполагаемые к реализации
в ходе проекта, в том числе с участием общественности, основные этапы. Способы привлечения населения для реализации проекта (формы и методы работы с местным населением). Предполагаемое воздействие
на окружающую среду. Если реализация проекта может оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды, то кратко опишите это воздействие и предлагаемые меры по его устранению или смягчению (например, если для осуществления работ вырубаются деревья, то в другом месте высаживаются деревья для компенсации нанесенного ущерба);

4) ожидаемые результаты проекта.

Конкретные практические результаты, которые планируется достичь
в ходе выполнения проекта. Результаты, характеризующие решение заявленной проблемы. По возможности указать количественные показатели;

5) дальнейшее развитие проекта.

Дальнейшее развитие проекта после завершения финансирования, использование результатов проекта в будущем, мероприятия
по поддержанию и (или) развитию результатов;

6) календарный план проекта.

Календарный план выполнения запланированных мероприятий
с указанием сроков и ответственных лиц из числа исполнителей проекта. Необходимо перечислить все мероприятия, которые должны быть осуществлены в рамках проекта, в хронологическом порядке с указанием сроков.

Наименование мероприятия (указываются только те части, которые имеют непосредственное отношение к проекту)

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Проектные, изыскательские и другие подготовительные работы: (опишите, какие конкретно подготовительные мероприятия, которые необходимо выполнить):

Ремонтно-строительные работы: (опишите, что необходимо отремонтировать или построить)

Приобретение оборудования: (опишите, что конкретно необходимо приобрести и с какой целью)

Прочая деятельность (указать наименование)

5. Смета расходов по проекту:

Статьи сметы

Запрашиваемые средства

Вклад инициатора проекта

Общие расходы по проекту

Заявитель проекта __________________ ___________________________

                  (подпись, дата) (расшифровка подписи)

М.П.

Согласовано

Глава администрации

муниципального района

Республики Саха (Якутия) ___________________ _____________________

(подпись, дата) (расшифровка подписи)

М.П.

______________________

                                                      Приложение № 4

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Неденежный вклад

населения и спонсоров

Наименование проекта:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Муниципальный район (городской округ):

__________________________________________________________________.

Поселение:

__________________________________________________________________.

Населенный пункт:

__________________________________________________________________.

Неоплачиваемый труд:

Таблица 1

№ п/п

Описание работ

Продолжительность (чел./дней)

Общая стоимость (руб.)

Население

Спонсоры

Итого:

Вклад материалами или оборудованием:

Таблица 2

№ п/п

Наименование и спецификация

Единица измерения (кг, метр, и т.д.)

Коли-чество

Цена за единицу (руб.)

Общая стоимость (руб.)

Население

Спонсоры

Итого

Вклад в виде техники и транспортных средств:

Таблица 3

№ п/п

Наименование и спецификация

Единица измерения

Коли-чество

Цена за единицу (руб.)

Общая стоимость (руб.)

Население

Спонсоры

Итого:

Глава администрации муниципального образования

_______________________________________        ____________

             (Ф.И.О.)                            (подпись)

Руководитель рабочей группы

_______________________________________        ____________

             (Ф.И.О.)                            (подпись)

_______________________

Приложение № 5

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Форма

СВЕДЕНИЯ
о наличии утвержденной проектной документации на получение грантов
на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по____________________________________________________________

(наименование получателя гранта)

Наименование проекта, населенного пункта

Численность населения, подтвердившего участие в реализации проекта, человек

Наименование и реквизиты документа, подтверждающего принятие решения о реализации проекта

Кем, когда разработана проектная документация (реквизиты документа, наименование проектной организации)

Кем, когда утверждена проектная документация (реквизиты документа, наименование проектной документации)

Сметная стоимость проекта,
тыс. рублей

Цель и ожидаемые результаты реализации проекта

Заявитель проекта __________________ ___________________________

                  (подпись, дата)        (расшифровка подписи)

М.П.

Согласовано

Глава администрации

муниципального района

Республики Саха (Якутия) ___________________ _______________________

                      (подпись, дата)          (расшифровка подписи)

М.П.

____________________

                                                                      Приложение № 6

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетам на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности

Балльная шкала

оценки проектов, направленных на реализацию общественно значимых некоммерческих проектов

1. Оценка проектов,направленных на реализацию общественно значимых некоммерческих проектов (далее – проект) осуществляется
для формирования рейтинга проектов и определения проектов, подлежащих софинансированию из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), по следующим критериям:

1.1. Вклад участников реализации проекта в его финансирование:

1)уровень финансового обеспечения проекта со стороны местного бюджета муниципального образования (городского поселения, городского округа) (минимальный уровень - 5%):

а) в случае если уровень финансового обеспечения проекта составляет менее 15% от объема запрашиваемого гранта, количество начисляемых баллов вычисляется по формуле:

B = (S - 5) / 10 * 100,

где:

S - уровень финансового обеспечения в процентах;

б) в случае если уровень финансового обеспечения проекта составляет более 15% начисляется 100 баллов;

2)уровень вклада населения в реализацию проекта в денежной форме (минимальный уровень - 3%):

а) в случае если уровень вклада населения в реализацию проекта
в денежной форме составляет менее 10% от объема запрашиваемого гранта, количество начисляемых баллов вычисляется по формуле:

B = (S - 3%) / 7 * 100,

где:

S - уровень вклада в процентах;

б) в случае если уровень вклада населения в реализацию проекта
в денежной форме составляет 10% и более начисляется 100 баллов;

3)уровень вклада внебюджетных источников в реализацию проекта
в денежной форме (минимальный уровень не устанавливается):

а) в случае если уровень вклада внебюджетных источников
в реализацию проекта в денежной форме составляет менее 15% от объема запрашиваемого гранта, количество начисляемых баллов вычисляется
по формуле:

B = S / 15 * 100,

где:

S - уровень вклада в процентах;

б) в случае, если уровень вклада внебюджетных источников
в реализацию проекта в денежной форме составляет 15% и более, начисляется 100 баллов;

4)вклад населения в реализацию проекта в неденежной форме (материалы и другие формы) (минимальный уровень не устанавливается):

а) в случае если объем вклада составляет менее 10% от объема запрашиваемого гранта, количество начисляемых баллов вычисляется
по формуле:

B = S / 10 * 100,

где:

S - уровень вклада в процентах;

б) в случае если уровень вклада составляет 10% и более начисляется 100 баллов;

5)вклад внебюджетных источников в реализацию проекта
в неденежной форме (материалы и другие формы) (минимальный уровень
не устанавливается):

а) в случае если объем вклада составляет менее 10% от объема запрашиваемого гранта, количество начисляемых баллов вычисляется
по формуле:

B = S / 10 * 100,

где:

S - уровень вклада в процентах;

б) в случае если уровень вклада составляет 10% и более начисляется 100 баллов.

1.2. Степень участия населения населенного пункта в определении
и решении проблемы, заявленной в проекте:

1) степень участия населения населенного пункта в идентификации проблемы в процессе ее предварительного рассмотрения (согласно протоколам собрания жителей населенного пункта, результатам соответствующего анкетирования и т.д.):

а) в случае если доля участвующего в мероприятиях населения
в процентах от общей численности населения населенного пункта составляет менее 50%, количество начисляемых баллов вычисляется по формуле:

B=N/50*100,

где N – доля участвующего населения в процентах;

б) в случае если доля участвующего населения составляет 50% и более начисляется 100 баллов;

2) степень участия населения в определении параметров проекта
на заключительном собрании жителей населенного пункта (согласно протоколу собрания):

а) в случае если доля участвующего в собрании населения в процентах от общей численности населения населенного пункта составляет менее 10%, количество начисляемых баллов вычисляется по формуле:

B=N/10*100,

где N – доля участвующего населения в процентах;

б) в случае если доля участвующего в мероприятиях населения составляет 10% и более начисляется 100 баллов.

2. Оценка проектов осуществляется по следующей формуле:

, где:

Оц - оценка проекта;

балл i-го критерия;

весовой коэффициент i-го критерия (согласно таблицы значения весовых коэффициентов критериев);

i - общее число критериев.

ЗНАЧЕНИЯ

весовых коэффициентов критериев

Таблица



п/п

Наименование критерия

Весовой коэффициент критерия

1

Вклад участников реализации проекта в его финансирование, в том числе:

0,60

1.1

уровень финансового обеспечения проекта со стороны местного бюджета муниципального образования

0,10

1.2

уровень вклада населения в реализацию проекта в денежной форме

0,10

1.3

уровень вклада внебюджетных источников в денежной форме

0,10

1.4

вклад населения в реализацию проекта в неденежной форме (материалы и другие формы)

0,10

1.5

вклад внебюджетных источников в реализацию проекта в неденежной форме (материалы и другие формы)

0,10

1.6

подтверждение полного обеспечения в местных бюджетах на текущий финансовый год расходов на фонд оплаты труда, оплату коммунальных услуг и социальных выплат

0,10

2

Степень участия населения населенного пункта

в определении и решении проблемы, заявленной

в проекте, в том числе:

0,40

2.1

степень участия населения в идентификации проблемы в процессе ее предварительного рассмотрения

0,20

2.2

степень участия населения в определении параметров проекта на заключительном собрании жителей

0,20

Итого:

1,00

__________________

Приложение № 7

к Правилам предоставления субсидий местным бюджетамна грантовую поддержку местных инициатив граждан,проживающих в сельской местности

Реестр участников победителей, прошедших конкурсный отбор

№ п/п

Муници-пальный район (городской округ)

Поселение

Населенный пункт

Численность населения муниципального образования

Наимено-вание проекта

№ проекта
в рейтинге

Вклад бюджета МО,

рублей

Денежный вклад населения, рублей

Денежный вклад спонсоров, рублей

Сумма гранта, рублей

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

Председатель конкурсной комиссии ____________ _____________________________

                                            (подпись)     (расшифровка подписи)

__________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.05.2019
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать