Основная информация

Дата опубликования: 24 мая 2012г.
Номер документа: RU32000201200193
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Брянская область
Принявший орган: Администрация Брянской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Утратило силу:

постановление Правительства Брянской области от 19 февраля 2018 года № 70-п, НГР:ru32000201800102

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2012 г. № 450

г. Брянск

Об утверждении региональной программы подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Во исполнение Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1681 «Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Региональная программа обязательна для использования на территории Брянской области всеми организациями, уполномоченными осуществлять подготовку лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Макарова А.Н.

Временно исполняющий

обязанности Губернатора

А.И. Касацкий

Утверждена

                                                                                                  постановлением администрации

                                                                                                  Брянской области

                                                                                                  от  24 мая 2012 г. №  450

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Цели программы

Основными целями программы являются:

побудить лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее – слушатели) задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание чужого ребенка;

помочь слушателям  стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и реакциям других людей;

привести  слушателей к осознанию реальных проблем, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они на себя берут;

повысить у слушателей  уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны;

создать условия, в которых слушатели могли почувствовать себя более уверенно в роли усыновителя, опекуна, попечителя или приемного родителя (далее – замещающий родитель), показав им структуру взаимодействия служб и разделения ответственности;

помочь  слушателям почувствовать свое место в системе социальной защиты детей;

призывать слушателей обращать внимание на работу других заме-щающих родителей, стимулировать их к совместной работе и решению возникающих проблем в сотрудничестве со службами по устройству в семью;

поощрять желание слушателей к дальнейшему обучению;

дать возможность каждому слушателю проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств.

Информация о семье, намеревающейся принять ребенка на воспи-тание, необходимая для применения решения о возможности размещения       в данной семье приемного ребенка изложена в приложении к программе.

2.  Учебно-тематический план


пп

Тема

Количество часов

Форма
контроля

всего

в том числе

лекции

семинары-
тренинги

индиви-
дуальное
консуль-
тирова-
ние

1.

Введение в курс
подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

2

2

0

0

2 .

Содержание и цели
программы подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без

попечения родителей

4

0

4

0

структурирован-
ное интервью                    (3 части)

3.

Выявление мотивации  лиц, желающих  принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

2

2

опросник мотивации  выбора приемного ребенка, методика «Изменения в семье»

4 .

Особенности разви-тия ребенка

10

4

6

0

анкета «Ребенок в развитии»

5.

Жестокое обращение
с ребенком и его
последствия
для развития ребенка

4

1

3

0

промежуточный тест по теории развития

6.

Особенности развития
ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

1

3

0

7.

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности
развития приемного
ребенка. Компетенции
(ценности, знания и
умения) по его воспитанию
и понятие о мотивации
замещающих родителей

4

2

2

0

анкеты

«Воспитательные компетенции»,

«Потребности ребенка»

8 .

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потреб-ностей развития
ребенка

18

1

3

14

карта наблюдения консультанта, карта социальных контактов,  генограмма,  профиль семьи,  план квартиры

9.

Адаптация ребенка
и замещающей семьи

6

2

2

2

карта наблюдения консультанта

10.

"Трудное" поведение
приемного ребенка, навыки управления "трудным"
поведением ребенка

10

2

6

2

11.

Особенности полового
воспитания приемного
ребенка

4

1

3

0

промежуточный тест по теории развития и воспитания  приемных детей

12.

Обеспечение безопас-ной среды для ребенка. Охрана  здоровья ребенка

4

1

3

0

оценка рекомен-дательных писем

13.

Родительские и
профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

4

2

2

0

14.

Основы законодательства Российской Федерации об
устройстве детей,
оставшихся без попечения
родителей, на воспитание
в семьи граждан

2

2

0

0

промежуточный тест по правовым основам воспитания приемного ребенка

15.

Подведение итогов
освоения курса подготовки и
итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

2

0

2

0

16.

Итоговая аттестация

0,5

0

0

0,5

собеседование

Всего

80,5

21

39

20,5

Программа осваивается по очной форме обучения.

3.  Содержание  программы

Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот).

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители (далее – организация по подготовке замещающих семей).

Процесс и этапы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей (далее – сопровождающая организация), замещающей семье после устройства ребенка.

Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.

Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.

Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении изучения темы 1 по желанию слушателя. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).

Тема 2. Содержание и цели программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Содержание и цели программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие обучающее-психологического тренинга.

Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования слушателей (участников тренинга), осваивающих курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и членов их семьи.

Содержание обучающе-психологического тренинга.

Правила работы участников тренинга в группе.

Знакомство участников тренинга.

Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 3. Выявление мотивации  граждан, желающих 

взять ребенка на воспитание

Содержание и методы  изучения готовности  семьи принять  ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Изучение мотивов, ресурсов семьи (материальные, социальные, психологические условия, социально-психологическая адаптивность и тип поведения с окружающими, стратегии  поведения в трудных ситуациях), составление социальной карты семьи.

Тема 4. Особенности развития ребенка

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Организация личного  пространства ребенка в семье.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия

для развития ребенка

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Мозаичность развития. Виды отклоняющегося  развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие.

Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

Оценка слушателем своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося

без попечения родителей

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Тема 7.  Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства замещающих родителей и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной замещающей семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентич-ность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание слушателем необходимости их обеспечения.

Оценка слушателем своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

Компетенции слушателя по воспитанию ребенка. Необходимость оценки слушателями имеющихся у них компетенций. Поиск путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Знания и умения, необходимые слушателю:

должны знать: свои права и обязанности как замещающих родителей, влияние прошлого опыта ребенка на его психофизиологическое развитие                 и поведение, способы формирования социально-бытовых умений  ребенка            в зависимости от его возраста, жизненного опыта, особенностей развития             и т.п.;

должны уметь: видеть возможные компенсации формирования и совершенствования  своих воспитательных компетенций, выбирать способы реагирования на "трудное" поведение; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю, оценивать воспитательный ресурс своей семьи, соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

Тема 8. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование слушателей совместно с членами их семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Паттерны семейного взаимодействия.

Стабильность     семейных    отношений   слушателей              и возможность их развития.

Семейная история и ее обсуждение.

Построение семейной генограммы. Обсуждение со слушателем распределения ролей в семье.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи слушателя. Система поддержки и ресурсы семьи.

Личная и семейная ситуация слушателей в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и приемных детей в семье слушателя.

Понимание всеми членами семьи слушателей проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Самооценка слушателя.

Составление карты семьи.

Роль сотрудничества членов семьи слушателей в процессе воспитания ребенка.

Тема 9. Адаптация ребенка и замещающей семьи

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояние напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Помощь и поддержка замещающим родителям в трудные периоды жизни семьи.

Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении "Книги жизни ребенка".

Тема 10. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Различные подходы к пониманию причин  плохого поведения ребенка и механизмов его формирования.

Понятие детской психологической травмы и ее роли в  развитии   личности ребенка.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание замещающими родителями как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 12. Обеспечение безопасной среды для ребенка.

Охрана здоровья ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье.

Понятие психологической безопасности ребенка в семье и обществе. Психологическое здоровье, роль семьи в его формировании  и укреплении.

Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 13. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи

и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.

Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники – сопровождающая организация – замещающая  семья).

Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Тема 14. Основы законодательства Российской Федерации

об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,

на воспитание в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная, безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, представляемых  кандидатами  в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок подготовки документов кандидатами в замещающие родители.

Права и обязанности кандидатов в замещающие  родители в зависимости от формы семейного устройства.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организациями для детей-сирот. Посещение организации для детей-сирот, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Возмездные виды опеки: приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Перечень документов, передаваемых приемной семье организацией для детей-сирот, органом опеки и попечительства.

Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении,  использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в замещающую семью.

Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) – имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Ответственность замещающих родителей (уголовная и административная).

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Информирование замещающей семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема 15. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Оценка степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Совместное составление итогового заключения о готовности слушателя к приему ребенка на воспитание.

4. Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять

в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно

освоивших   программу

4.1. Лица, желающие принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление о:

системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание    в семью, взаимодействии  организации  по  подготовке  замещающих  семей,

сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

4.2. Лица, желающие принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие  программу, должны знать:

свои права и обязанности  замещающих родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и  эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

4.3. Лица, желающие принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

5. Итоговая аттестация по  программе

Итоговая аттестация лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и при успешном усвоении программы (не менее 80 % программы) завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Приложение

к региональной программе подготовки лиц,

желающих принять в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Информация о семье,

намеревающейся принять ребёнка на воспитание, для принятия решения о возможности размещения в данной семье приемного ребенка

I. Вводное  структурированное интервью (часть 1) с супружеской парой.     

Задачи:

1. Установить согласованность ценностей супругов относительно воспитания детей.

2. Установить, кто в паре является ведущим и как пара принимает окончательные решения.

3. Установить проявляют ли оба супруга активность и интерес к вопросам усыновления.

4. Установить как супруги взаимодействуют друг с другом в случае несогласия или возникновения неожиданной ситуации в ходе интервью.

5. Психодиагностика стрессоустойчивости супругов.

Вопросы, рекомендуемые к использованию во время интервью:

Как вас воспитывали когда вы были детьми?

Как вы относитесь к своим родителям?

Как часто вы общаетесь с родителями? Каким образом?

Есть ли у вас братья или сестры? Какие у вас с ними отношения сейчас?

Как вас наказывали, когда вы были детьми?

Самое лучшее воспоминание о своем детстве?

Самое тяжелое воспоминание о своем детстве?

Как вы относитесь к физическим наказаниям?

Какие формы наказания и поощрения вы бы выбрали для приемного ребенка? Почему вы думаете, что они «рабочие»?

10. Как вы понимаете цели программы подготовки замещающих родителей? (время на ответ ограничить).

II. Вводное  структурированное интервью (часть 2),  индивидуальное с каждым супругом.

Задачи:

1. Оценить насколько поведение супругов наедине с консультантом похоже/отличается от его поведения в присутствии второго супруга.

2. Прояснить вопросы, невозможные к прояснению в присутствии второго супруга.

3. Оценить имеются ли различия в поведении, проявлении эмоций, суждениях  супругов по сравнению с первой встречей.

Вопросы, рекомендуемые к использованию во время интервью:

Как сейчас распределены роли в семье?

Как изменятся роли с приходом нового ребенка?

Как дети относятся к появлению нового ребенка в семье?

Как изменятся отношения в детской подсистеме семьи?

Какие проблемы с собственными детьми уже прожиты?

Ведущие проблемы с родными детьми на данный момент?

Какие у семьи любимые занятия, которыми они занимаются все вместе?

Сколько времени вся семья проводит вместе?

Как решаются семейные проблемы?

Как семья видит свое дальнейшее развитие?

III. Вводное  структурированное интервью (часть 3) с полным составом семьи.

Задачи:

На основании наблюдения за распределением ролей и статусов в семье сформулировать вывод об устойчивости семьи как системы, существующих взаимоотношениях, методах влияния родителей на детей.

На основании наблюдения сделать вывод о внимательности родителей к потребностям детей и об их готовности удовлетворять материальные, эмоциональные, интеллектуальные потребности детей.

Выделить наиболее активные подструктуры семьи и определить их отношение к приему ребенка на воспитание.

Сформулировать выводы о гибкости семейной системы, ее открытости, адаптивности.

Вопросы, рекомендуемые к использованию во время интервью:

Как дети относятся к появлению нового ребенка в семье?

Как изменятся отношения в детской подсистеме семьи?

Какие наказания практикуют в семье?

Какие стороны семьи считают сильными дети?

Какие стороны семьи считают сильными взрослые?

Какие недостатки семьи видят дети?

Какие недостатки семьи видят взрослые?

О чем мечтают дети?

Как относятся взрослые к мечтам детей?

Как бы дети хотели изменить свою семью?

IV. Оценка рекомендательных писем:

Не принимаются рекомендации от членов семьи.

Не принимаются рекомендации, не указывающие на сильные и слабые стороны семьи.

На основании оценки рекомендательных писем сделать вывод о стабильности семьи, ее способности справляться с трудными ситуациями, эмоциональной устойчивости родителей  и детей.

V. Другие сведения о семье, собираемые во время обследования:

Семейное положение: продолжительность брака, какой по счету брак, если был развод, то по какой причине, имеет ли доступ к семье и детям предыдущий супруг/супруга.

Возраст лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, родительский стаж, соответствует ли возраст приемного ребенка их родительскому опыту.

Состояние здоровья слушателей.

Сведения о наличии зависимостей у слушателей и их отношении  к алкоголю (источники: самоотчет родителей, результаты медицинского осмотра, рекомендательные письма, результаты наблюдения специалистов).

Финансовое состояние семьи: какие есть доходы кроме детских пособий, насколько они покрывают текущие нужды семьи.

Жилищные условия.

Сведения о криминальном прошлом: имеются ли погашенные и(или) непогашенные судимости,  ведется ли следствие по поводу лиц, желающих принять ребёнка на воспитание, рекомендации участкового полицейского.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Брянская учительская газета" № 23 от 15.06.2012
Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать