Основная информация

Дата опубликования: 24 июня 2011г.
Номер документа: RU22000201100592
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Администрация Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 800 350-84-13 доб. 106

Текущая редакция документа



Документ утратил силу на основании постановления Правительства Алтайского края от 15 марта 2017 года № 80.

АДМИНИСТРАЦИЯ   АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 июня 2011 года № 350

Об утверждении краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011­2013 годы

В целях реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года постановляю:

1. Утвердить краевую программу «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Денисова Ю.Н.

Губернатор Алтайского края                                                 А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2011 № 350

КРАЕВАЯ ПРОГРАММА «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррек- ционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» на 2011 - 2013 годы

ПАСПОРТ

краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 - 2013 годы

Наименование граммы

Государственный заказчик программы Основные разработ­чики программы

Цель программы

Задачи программы

краевая программа «Социальная адаптация выпускни­ков детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» на 2011 - 2013 го­ды (далее - «программа»)

управление Алтайского края образованию и по делам молодежи

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядер­ных испытаний на Семипалатинском полигоне; Главное управление Алтайского края по здравоохра­нению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости на­селения;

управление Алтайского края по печати и информации; органы местного самоуправления (по согласованию); некоммерческие общественные организации, осуще­ствляющие деятельность по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согла­сованию)

обеспечение успешной социальной адаптации выпу­скников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подготовка воспитанников детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-

лей, к самостоятельной жизни после выпуска из ин­тернатного учреждения;

организация социально-педагогического сопровожде­ния выпускников детских домов и специальных (кор- рекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; усиление мер, направленных на профориентацию вос­питанников, выпускников детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству; совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских до­мов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей Важнейшие целевые доля выпускников детских домов и специальных (кор- индикаторы и пока- рекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и затели              детей, оставшихся без попечения родителей, продол-

программы              жающих обучение в учреждениях профессионального

образования, в общем числе выпускников детских до­мов и специальных (коррекционных) школ- интернатов;

доля выпускников детских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспе­ченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей;

количество детских домов и специальных (коррекци­онных) школ-интернатов, имеющих социальные гос­тиницы для приема выпускников в целях временного проживания;

доля трудоустроенных выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, прохо­дящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящих­ся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе по­лучивших профессиональное образование;

Срок реализации программы Исполнители основ­ных мероприятий программы

Ожидаемые конеч­ные результаты реа­лизации программы и показатели ее со­циально-

экономической эф­фективности

доля закрепившихся на рабочем месте выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование;

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, являющихся выпускниками детских домов и специ­альных (коррекционных) школ-интернатов, обеспе­ченных постинтернатным сопровождением в период их обучения в учреждениях профессионального обра­зования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2011 - 2013 годы

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядер­ных испытаний на Семипалатинском полигоне; Главное управление Алтайского края по здравоохра­нению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости на­селения;

управление Алтайского края по печати и информации; работодатели (по согласованию)

увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе вы­пускников детских домов и специальных (коррекци­онных) школ-интернатов;

увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов;

увеличение до 42 количества детских домов и специ­альных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в це-

лях временного проживания;

увеличение до 75% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, прохо­дящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящих­ся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе по­лучивших профессиональное образование; увеличение до 25% доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепившихся на рабочем месте, в общем числе получивших профессиональное образование; постинтернатный патронат до 44% выпускников дет­ских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание в учреждениях условий, приближенных к ус­ловиям семейного воспитания, для 100% воспитанни­ков детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Алтайском крае с целью реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов (далее - «интернатные учреждения») из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняты и выполняются социально значимые программы, действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускни­ков детских интернатных учреждений.

С целью содействия социализации детей после выпуска их из интер­натных учреждений приняты законы Алтайского края от 12.12.2006 № 136-3C «О предоставлении жилых помещений государственного жилищ­ного фонда Алтайского края», от 28.12.2009 № 115-ЗС «О патронатном со­провождении в Алтайском крае», постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации па- тронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников дет­ских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуется ве­домственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтай­ского края от 14.12.2010 № 551.

Принят ряд мер по созданию системы патронатного сопровождения де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпу­скниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, до достижения ими 23 лет. Постинтернатный патронат как форма патронат­ного сопровождения выпускников в период их обучения по очной форме в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования позволяет обеспечить более эффективную постинтернатную адаптацию и социализацию выпускников, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На период с 2011 по 2013 годы на реа­лизацию мероприятий по осуществлению постинтернатного патроната преду­смотрено финансирование из краевого бюджета в размере 22800,0 тыс. рублей.

При помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации, реализуется краевая целевая программа «Социальная профи­лактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае «Все в тво­их руках» на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 № 313.

Законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, в Алтайском крае» установлены дополнительные гаран­тии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, медицинском обслуживании, получе­нии образования.

В целях оказания информационно-просветительской и консультатив­ной помощи выпускникам интернатных учреждений края работает телефон «горячей линии» (36-63-97), открыта страница «Вместе в будущее» на сайте КГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Се­мья плюс».

Кроме того, осуществляется работа по изданию справочной, информа­ционной и иной литературы для выпускников детских интернатных образо­вательных учреждений по вопросам социальной адаптации. Создана инфор­мационная краевая база данных выпускников интернатных учреждений, краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Во всех интернатных учреждениях края с целью содействия социали­зации воспитанников и выпускников созданы попечительские советы.

Оборудованы и действуют три отделения временного пребывания для женщин с малолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуа­ции, на 32 места.

Также в крае разработана система подготовки, переподготовки, повы­шения квалификации специалистов, осуществляющих работу с выпускника­ми.

В связи с реализацией мер по демографическому развитию начиная с 2008 года уменьшился количественный состав воспитанников детских домов с 1623 детей в 2008 году до 1396 в 2010 (на 20%). В результате снизилось ко­личество выпускников учреждений с 227 в 2008 году до 199 в 2010.

Анализ показывает, что практически все выпускники детских домов поступают в учреждения профессионального образования. В 2010 году доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования, составила 93,9% от общего числа выпускников.

Однако в целом ситуация в части социальной адаптации выпускников интернатных учреждений продолжает оставаться напряженной. Недостаточ­но разработаны организационные основы функционирования системы по­стинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпуск­никами. Требует дальнейшего развития работа интернатных учреждений по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и созданию системы по­стинтернатной адаптации. Программы социально-педагогического сопрово­ждения каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде требуют доработки.

Другая актуальная проблема - трудоустройство выпускников. Как по­казывает практика, основными трудностями, возникающими у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при первич­ном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются:

отсутствие специализированных программ поддержки выпускников в процессе обучения и первичного трудоустройства;

отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и наличие трудности при самоопределении;

отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учре­ждения;

ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.

Реализация мероприятий программы позволит решить проблемы по­стинтернатной адаптации и социализации выпускников интернатных учреж­дений.

2. Основная цель и задачи программы

Целью программы является обеспечение успешной социальной адапта­ции выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей.

Достижение поставленной цели зависит от решения ряда задач: подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного уч­реждения;

организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, вы­пускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способ­ствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на регио­нальном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;

совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждая из задач программы носит комплексный характер и отвечает приоритетным направлениям развития образовательной системы Алтайского края, определенным законами Алтайского края от 12.12.2006 № 136-3C «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», от 28.12.2009 № 115-ЗС «О патронатном сопровождении в Алтайском крае», постановлениями Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей», от 14.12.2010 №551 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие обра­зования в Алтайском крае» на 2011 - 2013 годы».

3. Система программных мероприятий

Перечень мероприятий программы приведен в приложении 1. Программные мероприятия представлены по четырем направлениям, определенным в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2011 № 06-369 по разработке и реа­лизации региональной программы социальной адаптации выпускников дет­ских интернатных учреждений.

Задача I «Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интер­натного учреждения» реализуется при помощи программных мероприятий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников и выпуск­ников интернатных учреждений. Мероприятия указанного направления обеспечивают создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах, распространение опыта по социализации воспитанников, материальное оснащение детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов с целью осуществления трудового воспитания, проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способно­стям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья, разработку и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилита­ции для детей с отклонениями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), конкурс на лучшего наставника, предполагающий наличие у каждого воспи­танника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, ока­зывающего на него положительное влияние, конкурс проектов и программ среди детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, на­правленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.

Задача II «Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей» реализуется при помощи программных мероприятий, направленных на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жиз­ненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтер­натный период. Основными мероприятиями программы предусмотрено па- тронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до дости­жения ими возраста 23 лет, создание единой региональной системы монито­ринга возможных проблем выпускников в постинтернатный период, создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррек­ционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание в детских домах и специальных (коррекцион­ных) школах-интернатах служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников, организация на постоянной основе подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуще­ствляющих деятельность по социальной адаптации выпускников детских до­мов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление мер социаль­ной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, координация деятельности краевого общественного Совета по со­циализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, информационное со­провождение реализации программных мероприятий.

Задача III «Усиление мер, направленных на профориентацию воспи­танников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспо­собных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудо­устройству» реализуется при помощи программных мероприятий, преду­сматривающих обеспечение индивидуального сопровождения выпускников интернатных учреждений; развитие материально-технической базы интер­натных учреждений; организацию эффективной системы профессионального образования выпускников; создание системы раннего выявления и сопрово­ждения одаренных выпускников интернатных учреждений; введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессионального обучения и формированию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях про­фессионального образования, где обучаются выпускники интернатных учре­ждений; предоставление государственной услуги по профессиональной ори­ентации будущим выпускникам интернатных учреждений; предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населе­ния в целях поиска работы; предоставление государственных услуг по соци­альной адаптации, психологической поддержке выпускникам, признанным в установленном порядке безработными; заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профессиональное образова­ние; создание в учреждениях профессионального образования служб психо­лого-педагогического сопровождения; создание малых инновационных пред­приятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формирова­нию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы.

Задача IV «Совершенствование региональной системы защиты имуще­ственных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» реализуется при помощи программных мероприятий, позволяющих обеспечить защиту имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную поста­новку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающих­ся в предоставлении жилого помещения, сохранность жилья; предоставить возможность обеспечения временного жилья для выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей: социальные гостиницы при ин­тернатных учреждениях.

Мероприятия программы (приложение 1) будут реализовываться в рамках следующих нормативных правовых актов:

позиции 1.1-1.3, 2.4, 4.1 - закона Алтайского края от 26.11.2010 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоро­вья);

позиции 1.4 - 1.5 - закона Алтайского края от 26.11.2010 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений здраво­охранения); постановления Правительства Российской Федерации от 31.12. 2010 № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам терри­ториальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

позиция 2.1 - ведомственной целевой программы «Развитие образова­ния в Алтайском крае» на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 № 551;

позиции 2.5 - 2.6 - закона Алтайского края от 26.11.2010 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образова­тельных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждений сис­темы социальной защиты населения);

позиции 3.1, 3.2, 3.9 - закона Алтайского края от 26.11.2010 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений профессио­нального образования);

позиции 3.5 - 3.6 - краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2010-2012 годы, утвержденной постановле­нием Администрации Алтайского края от 11.05.2010 № 200.

Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффектив­ности реализации программы приведена в приложении 2.

4. Оценка эффективности реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить эффектив­ную деятельность по созданию в Алтайском крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов сопровождения воспитанников и выпускни­ков детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из чис­ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленную на их успешную социальную адаптацию.

Реализация мероприятий в рамках задачи I «Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятель­ной жизни после выпуска из интернатного учреждения» позволит создать в учреждениях условия, приближенные к семейным, для 100% воспитанников; совершенствовать воспитательную работу, внедрить программы практиче­ской подготовки воспитанников к самостоятельной жизни; снизить заболе­ваемость воспитанников интернатных учреждений, обеспечить сопровожде­ние 99% воспитанников, выпускников в предвыпускном и выпускном перио­де.

Реализация программных мероприятий в рамках задачи II «Организа­ция социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволит увеличить до 44% до­лю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся вы­пускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, и обеспеченных постинтернатным сопровождением в период их обуче­ния в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпуск­ников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов; обеспечить социально-педагогическое сопровождение 99% выпускников в выпускном периоде; спрогнозировать проблемы выпускников в период их обучения в учреждениях профессионального образования и определить пути их решения, повысить профессионализм специалистов органов и учрежде­ний, занимающихся решением вопросов социальной реабилитации и постин­тернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей (органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, учреж­дений социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других); оказать социальную поддержку 100 % выпускни­ков детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из чис­ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа обра­тившихся в территориальные центры социальной помощи семье и детям; привлечь общественность к решению проблем социализации воспитанников и выпускников детских домов и опекунских семей; обеспечить своевремен­ную организационно-консультационную поддержку и сопровождение выпу­скников детских домов в период постинтернатной адаптации; организовать работу по формированию позитивного общественного мнения в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей.

Реализация программных мероприятий в рамках задачи III «Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников дет­ских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству» позволит увеличить до 99% долю выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профес­сионального образования; увеличить долю выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональную подготовку; осуществлять выявление и сопровождение одаренных выпуск­ников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

увеличить до 75% долю трудоустроенных выпускников учреждений профес­сионального образования; обеспечить услугой по профессиональной ориен­тации не менее 100 % выпускников интернатных учреждений, обратившихся в органы службы занятости населения; увеличить до 25% долю закрепив­шихся на рабочем месте выпускников интернатных учреждений в общем числе получивших профессиональное образование; обеспечить услугой по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы 100 % выпускников интернатных учреждений, обратившихся в органы служ­бы занятости населения; предоставить услуги по социальной адаптации и психологической поддержке 100 % безработных выпускников; обеспечить 99% выпускников интернатных учреждений услугой по социально- педагогическому сопровождению; обеспечить получение 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимающих участие в работе малых инновационных предприятий или бизнес- инкубаторов, первичных рабочих мест, и формирование у них предпринима­тельских навыков; обеспечить услугой по социальной адаптации, профессио­нальной ориентации, психологической поддержке и содействию в поиске подходящей работы 100 % выпускников интернатных учреждений, обра­тившихся в органы службы занятости населения.

Реализация программных мероприятий в рамках задачи IV «Совершен­ствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанни­ков детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволит оказать социально-правовую и социально-педагогическую помощь выпускникам, до­вести количество детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников с це­лью их временного проживания, до 42.

5. Информационное обеспечение реализации программы

Информационное обеспечение реализации программы будет осуществ­ляться за счет данных региональной статистики, результатов мониторинга постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.

В целях преодоления существующих в общественном сознании нега­тивных установок в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирования в обществе мнения положительного образа выпускника интернатного учреждения, предусмотрено информацион­ное сопровождение в средствах массовой информации тематических мате­риалов о работе по социальной адаптации выпускников. Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последст­вий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление

Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по печати и информации будут размещать материалы на своих офици­альных сайтах.

Реализации программы будет способствовать организация единой ин­формационной кампании в средствах массовой информации по данным про­блемам в регионе, размещение социальной рекламы в районах и городах Ал­тайского края.

Планируется проведение социологических опросов, научных исследо­ваний в отношении оценки изменения общественного мнения о выпускниках интернатных учреждений.

6. Система управления реализацией программы

Государственным заказчиком программы является управление Алтай­ского края по образованию и делам молодежи.

Исполнителями программы являются Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, управление Ал­тайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по печати и информации, работодатели (по согласованию).

Исполнители обеспечивают:

выполнение мероприятий программы;

совершенствование нормативной правовой базы поддержки выпускни­ков;

методическое обеспечение деятельности органов государственной вла­сти Алтайского края и муниципальных образований, направленной на реше­ние проблем социальной адаптации выпускников детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей;

постоянный мониторинг возможных проблем выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный пе­риод.

Государственный заказчик ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и ин­вестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения программы.

Исполнители программы ежеквартально в срок до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляют информацию о результатах выполнения программных мероприятий государственному заказчику.

1

2

3

4

1.2

Распространение опыта Камен­ского детского дома №1 по социа­лизации воспитанников детских домов и специальных (коррекци- онных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

внедрение программы образовательно- воспитательной работы для детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов «Воспитание будущего семьяни­на в условиях детского дома» (автор Плясо- ва Г.И.) в 36 детских домах Алтайского края

1.3

Материальное оснащение учреж­дений для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родите­лей, с целью осуществления тру­дового воспитания

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

психологическая готовность к труду воспи­танников детских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.4

Проведение ежегодной углублен­ной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профес­сий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способно­стям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здо­ровья

Главное управление Алтай­ского края по здравоохране­нию и фармацевтической деятельности

выбор профессии выпускниками детских до­мов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, в соот­ветствии с состоянием здоровья; снижение их заболеваемости

1.5

Разработка и внедрение индивиду­альных программ медицинской реабилитации для детей с отклоне­ниями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, остав-

Главное управление Алтай­ского края по здравоохране­нию и фармацевтической деятельности

снижение на 6,5% заболеваемости воспитан­ников детских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к краевой программе «Со­циальная адаптация выпу­скников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 - 2013 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

на 2011 -2013 годы

№ п/п

Наименование мероприятия, в том числе в территориальном разрезе

Исполнитель

Ожидаемый результат от реализации меро­приятия

1

2

3

4

Задача I «Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреж­дения»

1.1

Создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семей­ного воспитания, включая форми­рование разновозрастных «семей­ных групп», наличие постоянных воспитателей в группах

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

создание в учреждениях условий, прибли­женных к условиям семейного воспитания, для 100% воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

1

2

3

4

шихся без попечения родителей)

1.6

Конкурс на лучшего наставника, предполагающего наличие у каж­дого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном пе­риоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

обеспечение сопровождения 99 % воспитан­ников, выпускников детских домов и специ­альных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускном и выпускном периоде

1.7

Конкурс проектов и программ среди детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ- интернатов, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей

Задача II «Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (кор- рекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2.1.

Патронатное сопровождение яв­ляющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекци­онных) школ-интернатов детей- сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дос­тижения ими возраста 23 лет

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

постинтернатный патронат до 44% выпуск­ников детских домов и специальных (коррек­ционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей

2.2

Создание базы данных по учету выпускников детских домов и спе­циальных (коррекционных) школ-

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

обеспечение социально-педагогического со­провождения 99% выпускников детских до­мов и специальных (коррекционных) школ-

1

2

3

4

интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, в выпу­скном периоде

2.3

Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников детских до­мов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в учреждениях про­фессионального образования

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи,

Главное управление Алтай­ского края по социальной защите населения и преодо­лению последствий ядерных испытаний на Семипалатин­ском полигоне, Главное управление Алтай­ского края по здравоохране­нию и фармацевтической деятельности

прогнозирование проблем выпускников дет­ских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в учреждениях профес­сионального образования, определение путей их решения

2.4

Создание в детских домах и специ­альных (коррекционных) школах- интернатах служб социальной (по­стинтернатной) адаптации выпу­скников

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

сопровождение выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

2.5

Организация подготовки, перепод­готовки и повышения квалифика­ции специалистов органов и учре­ждений, осуществляющих дея­тельность по социальной адапта­ции выпускников детских домов и

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

повышение уровня профессионализма спе­циалистов органов и учреждений, занимаю­щихся решением вопросов социальной реа­билитации и постинтернатной адаптации де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (органов опеки и попечительства,

1

2

3

4

специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

учреждений для детей-сирот, образователь­ных учреждений, учреждений социального обслуживания, комиссий по делам несовер­шеннолетних и защите их прав и других)

2.6

Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекци­онных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Главное управление Алтай­ского края по социальной защите населения и преодо­лению последствий ядерных испытаний на Семипалатин­ском полигоне

оказание социальной поддержки 100 % выпу­скников детских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа обратившихся в террито­риальные центры социальной помощи семье и детям

2.7

Координация деятельности крае­вого общественного Совета по со­циализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

привлечение общественности к решению проблем социализации воспитанников и вы­пускников детских домов и опекунских се­мей, обеспечение своевременной организаци­онно-консультационной поддержки и сопро­вождения выпускников детских домов в пе­риод постинтернатной адаптации

2.8

Информационное сопровождение реализации программных меро­приятий

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи,

Главное управление Алтай­ского края по социальной защите населения и преодо­лению последствий ядерных

формирование позитивного общественного мнения в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

1

2

3

4

испытаний на Семипалатин­ском полигоне, Главное управление Алтай­ского края по здравоохране­нию и фармацевтической деятельности,

управление Алтайского края по труду и занятости населе­ния,

управление Алтайского края по печати и информации

Задача III «Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специаль­ных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способст­вующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их после­дующему трудоустройству»

3.1

Развитие материально-технической базы учреждений профессиональ­ного образования для организации эффективной системы профессио­нального образования выпускни­ков детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

увеличение до 99% количества выпускников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, получивших профессиональную подго­товку

3.2

Создание системы раннего выяв­ления и сопровождения одаренных детей-сирот и детей, оставшихся

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

выявление и сопровождение одаренных де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1

2

3

4

без попечения родителей

3.3

Введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессио­нального обучения и формирова­нию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях про­фессионального образования, где обучаются дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

увеличение до 75% доли трудоустроенных выпускников детских домов, включая про­долживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в от­пуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование

3.4

Предоставление государственной услуги по профессиональной ори­ентации будущим выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

получение услуги по профессиональной ори­ентации 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей

3.5

Предоставление государственных услуг по профессиональной ориен­тации и содействию в поиске под­ходящей работы выпускникам дет­ских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поис­ка работы

управление Алтайского края по труду и занятости населе­ния

100 % выпускников детских домов и специ­альных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в орга­ны службы занятости населения, получат ус­луги по содействию в поиске подходящей ра­боты и профессиональной ориентации

1

2

3

4

ка работы

3.6

Предоставление государственных услуг по социальной адаптации, психологической поддержке выпу­скникам детских домов и специ­альных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным в установ­ленном порядке безработными

управление Алтайского края по труду и занятости населе­ния

100 % безработных выпускников получат ус­луги по социальной адаптации и психологи­ческой поддержке

3.7

Заключение ученических догово­ров работодателей с выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родите­лей, получающих профессиональ­ное образование

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи, работодатели (по со­гласованию)

закрепление на рабочем месте 25% выпуск­ников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в об­щем числе получивших профессиональное образование

3.8

Создание в учреждениях профес­сионального образования служб социально-педагогического сопро­вождения

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

охват 100 % выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, социально-педагогическим сопровождением в период обучения в учреждениях профес­сионального образования

1

2

3

4

3.9

Создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотива­ции и снижению риска безработи­цы выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

получение 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, прини­мающих участие в работе малых инноваци­онных предприятий или бизнес-инкубаторов, первичных рабочих мест, и формирование у них предпринимательских навыков

Задача IV «Совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

4.1

Предоставление временного жилья для выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей: социальные гостиницы при интернатных учре­ждениях

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

осуществление социально-правовой и соци­ально-педагогической помощи выпускникам детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их успешной социальной адап­тации в 42 интернатных учреждениях

4.2

Защита имущественных прав вос­питанников детских домов и спе­циальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевремен-

управление Алтайского края по образованию и делам мо­лодежи

профилактика случаев нарушения жилищных и имущественных прав воспитанников дет­ских домов и специальных (коррекционных) школ интернатов из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей

1

2

3

4

ную постановку их на предвари­тельный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предос­тавлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к краевой программе «Со­циальная адаптация выпу­скников детских домов и специальных (коррекцион­ных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 - 2013 годы

ДИНАМИКА

важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы

Целевой индикатор

Единица измерения

Значение индикатора по годам

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

5

Доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального обра­зования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (кор­рекционных) школ-интернатов

процент

98,8

99

99

Доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей

процент

20

50

99

1

2

3

4

5

Количество детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания

единиц

15

35

42

Доля трудоустроенных выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образо­вание

процент

71

73

75

Доля выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепившихся на рабочем месте, в общем числе по­лучивших профессиональное образование

процент

15

20

25

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрас­те до 23 лет, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, обеспеченных постинтернатным со­провождением в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей

процент

44

44

44

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Алтайская правда" № 199 стр.4 от 07.07.2011, Сборник законодательства Алтайского края № 182 ч.2 стр.196 от 30.06.2011
Рубрики правового классификатора: 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 030.020.040 Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (см. также 040.040.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать