Основная информация

Дата опубликования: 24 августа 2004г.
Номер документа: В200402089
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0402089

В200402089

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2004, N 12, СТР. 25

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24.08.2004 N 4188/04

[Поскольку оспариваемые судебные акты нарушают

единообразие в толковании и применении судами норм права,

они подлежат отмене (дело N А51-9116/02-18-206)]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление предпринимателя Беляевой Н.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.12.2002, постановления суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., Президиум установил следующее.

Предприниматель Беляева Н.В. обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция) от 12.07.2002 N 2945 о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год и начислении и взыскании пеней за несвоевременную их уплату.

Решением суда первой инстанции от 25.12.2002 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт инспекции в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей признан недействительным; в части начисления и взыскания пеней в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 29.12.2003 названные судебные акты оставил в силе.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель Беляева Н.В. просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание ее аргументы о необоснованном исчислении налоговой инспекцией дохода за проверяемый период, в связи с чем имеет место переплата страховых взносов, в том числе и за счет неправомерного применения ставки в размере 20,6 процента. Свою позицию в этой части заявления предприниматель обосновала введением нового правового регулирования, а именно: установлением новой ставки налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Решением инспекции от 12.07.2002 N 2945, принятым на основании акта выездной налоговой проверки, предпринимателю Беляевой Н.В. доначислены за 2000 год страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей, а за несвоевременную их уплату начислены пени - 21217 рублей 12 копеек и 3707 рублей 29 копеек соответственно.

При начислении страховых взносов за 2000 год инспекция руководствовалась положениями Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку предпринимателем был получен патент.

Требованием N 04-2762 налоговый орган предложил предпринимателю Беляевой Н.В. уплатить страховые взносы и пени на общую сумму 64496 рублей 41 копейка.

Удовлетворяя заявление предпринимателя о признании недействительным решения инспекции в части задолженности по страховым взносам, суд исходил из следующего установленного факта: на момент вынесения налоговым органом решения (12.07.2002) доначисленные страховые взносы во внебюджетные фонды были уже уплачены (17.06.2002). Отказывая в удовлетворении заявления относительно пеней, суд учел, что указанная задолженность уплачена несвоевременно, а следовательно, пени на ее сумму инспекцией начислены и предъявлены к взысканию правомерно.

Однако при рассмотрении дела судами не учтено то, что в соответствии с пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" подлежат пересмотру в установленном порядке. Пунктом 4 определено, что после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.

На период с даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 законодатель специально не предусмотрел нового правового регулирования размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определением от 20.11.2001 N 246-О; НГР:Р0102530 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установленный пунктом 4 резолютивной части постановления от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 порядок исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо от избранной законодателем формы нового правового регулирования отношений, связанных с платежами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды Российской Федерации.

Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 был установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Следовательно, после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 недоимка по страховым взносам, образовавшаяся в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, должна рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения в действие главы 24 Кодекса.

Таким образом, поскольку оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, они подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 25.12.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.

Председательствующий

В.Н. Исайчев

[введено: 22.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 29.09.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2004 Стр. 25
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать