Основная информация
Дата опубликования: | 24 августа 2004г. |
Номер документа: | В200402089 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0402089
В200402089
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2004, N 12, СТР. 25
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.08.2004 N 4188/04
[Поскольку оспариваемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении судами норм права,
они подлежат отмене (дело N А51-9116/02-18-206)]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление предпринимателя Беляевой Н.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.12.2002, постановления суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., Президиум установил следующее.
Предприниматель Беляева Н.В. обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция) от 12.07.2002 N 2945 о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год и начислении и взыскании пеней за несвоевременную их уплату.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2002 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт инспекции в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей признан недействительным; в части начисления и взыскания пеней в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 29.12.2003 названные судебные акты оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель Беляева Н.В. просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание ее аргументы о необоснованном исчислении налоговой инспекцией дохода за проверяемый период, в связи с чем имеет место переплата страховых взносов, в том числе и за счет неправомерного применения ставки в размере 20,6 процента. Свою позицию в этой части заявления предприниматель обосновала введением нового правового регулирования, а именно: установлением новой ставки налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Решением инспекции от 12.07.2002 N 2945, принятым на основании акта выездной налоговой проверки, предпринимателю Беляевой Н.В. доначислены за 2000 год страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей, а за несвоевременную их уплату начислены пени - 21217 рублей 12 копеек и 3707 рублей 29 копеек соответственно.
При начислении страховых взносов за 2000 год инспекция руководствовалась положениями Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку предпринимателем был получен патент.
Требованием N 04-2762 налоговый орган предложил предпринимателю Беляевой Н.В. уплатить страховые взносы и пени на общую сумму 64496 рублей 41 копейка.
Удовлетворяя заявление предпринимателя о признании недействительным решения инспекции в части задолженности по страховым взносам, суд исходил из следующего установленного факта: на момент вынесения налоговым органом решения (12.07.2002) доначисленные страховые взносы во внебюджетные фонды были уже уплачены (17.06.2002). Отказывая в удовлетворении заявления относительно пеней, суд учел, что указанная задолженность уплачена несвоевременно, а следовательно, пени на ее сумму инспекцией начислены и предъявлены к взысканию правомерно.
Однако при рассмотрении дела судами не учтено то, что в соответствии с пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" подлежат пересмотру в установленном порядке. Пунктом 4 определено, что после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
На период с даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 законодатель специально не предусмотрел нового правового регулирования размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определением от 20.11.2001 N 246-О; НГР:Р0102530 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установленный пунктом 4 резолютивной части постановления от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 порядок исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо от избранной законодателем формы нового правового регулирования отношений, связанных с платежами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды Российской Федерации.
Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 был установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Следовательно, после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 недоимка по страховым взносам, образовавшаяся в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, должна рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения в действие главы 24 Кодекса.
Таким образом, поскольку оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, они подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 25.12.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.
Председательствующий
В.Н. Исайчев
[введено: 22.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 29.09.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
В0402089
В200402089
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2004, N 12, СТР. 25
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.08.2004 N 4188/04
[Поскольку оспариваемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении судами норм права,
они подлежат отмене (дело N А51-9116/02-18-206)]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление предпринимателя Беляевой Н.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.12.2002, постановления суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., Президиум установил следующее.
Предприниматель Беляева Н.В. обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция) от 12.07.2002 N 2945 о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год и начислении и взыскании пеней за несвоевременную их уплату.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2002 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт инспекции в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей признан недействительным; в части начисления и взыскания пеней в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 29.12.2003 названные судебные акты оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель Беляева Н.В. просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание ее аргументы о необоснованном исчислении налоговой инспекцией дохода за проверяемый период, в связи с чем имеет место переплата страховых взносов, в том числе и за счет неправомерного применения ставки в размере 20,6 процента. Свою позицию в этой части заявления предприниматель обосновала введением нового правового регулирования, а именно: установлением новой ставки налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Решением инспекции от 12.07.2002 N 2945, принятым на основании акта выездной налоговой проверки, предпринимателю Беляевой Н.В. доначислены за 2000 год страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 рублей, а за несвоевременную их уплату начислены пени - 21217 рублей 12 копеек и 3707 рублей 29 копеек соответственно.
При начислении страховых взносов за 2000 год инспекция руководствовалась положениями Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку предпринимателем был получен патент.
Требованием N 04-2762 налоговый орган предложил предпринимателю Беляевой Н.В. уплатить страховые взносы и пени на общую сумму 64496 рублей 41 копейка.
Удовлетворяя заявление предпринимателя о признании недействительным решения инспекции в части задолженности по страховым взносам, суд исходил из следующего установленного факта: на момент вынесения налоговым органом решения (12.07.2002) доначисленные страховые взносы во внебюджетные фонды были уже уплачены (17.06.2002). Отказывая в удовлетворении заявления относительно пеней, суд учел, что указанная задолженность уплачена несвоевременно, а следовательно, пени на ее сумму инспекцией начислены и предъявлены к взысканию правомерно.
Однако при рассмотрении дела судами не учтено то, что в соответствии с пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ; НГР:Р9905531 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" подлежат пересмотру в установленном порядке. Пунктом 4 определено, что после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
На период с даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 законодатель специально не предусмотрел нового правового регулирования размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определением от 20.11.2001 N 246-О; НГР:Р0102530 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установленный пунктом 4 резолютивной части постановления от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358 порядок исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо от избранной законодателем формы нового правового регулирования отношений, связанных с платежами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды Российской Федерации.
Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 был установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Следовательно, после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 недоимка по страховым взносам, образовавшаяся в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, должна рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения в действие главы 24 Кодекса.
Таким образом, поскольку оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, они подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 25.12.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.
Председательствующий
В.Н. Исайчев
[введено: 22.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 29.09.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2004 Стр. 25 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: