Основная информация
Дата опубликования: | 24 августа 2010г. |
Номер документа: | RU29000201000627 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
1
ОПУБЛИКОВАНО: «Волна» от 07.09.2010 №36;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 августа 2010 г. № 238-пп
г. Архангельск
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы»
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2014 №128-пп}
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 22 и 24 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года № 185-па, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить изменения, которые вносятся в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы», утвержденную постановлением администрации Архангельской области от 31 марта 2009 года № 86-па/12, согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Архангельской области
И.Ф. Михальчук
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы»
1. В паспорте и по тексту Программы слова «департамент здравоохранения Архангельской области», «департамент информационной политики Архангельской области», «департамент финансов Архангельской области» и «департамент экономического развития Архангельской области» в соответствующем падеже заменить соответственно словами «министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области», «агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области», «министерство финансов Архангельской области» и «министерство экономического развития Архангельской области» в соответствующем падеже.
2. В паспорте Программы:
1) строку, касающуюся целевых показателей и индикаторов Программы, изложить в следующей редакции:
«Целевые показатели
и индикаторы Программы
–
время прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.);
социальный риск (количество лиц, погибших
в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
тяжесть последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
транспортный риск (число лиц, погибших
в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%);
доля умерших в травмацентрах I–III уровней
из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных
в лечебные учреждения области (%);
доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области (%)»;
2) строку, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
«Объемы
и источники финансирования Программы
–
общий объем финансирования – 326 627,2 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 235 075,7 тыс.
рублей;
средства областного бюджета – 79 665,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 11 886,0 тыс. рублей;
в том числе по годам:
общий объем финансирования в 2009 году –
304 942,2 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 235 075,7 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 57 980,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 11 886,0 тыс. рублей;
общий объем финансирования в 2010 году –
21 685,0 тыс. рублей,
в том числе средства областного бюджета –
21 685,0 тыс. рублей»;
3) строку, касающуюся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности Программы к 2011 году, изложить в следующей редакции:
«Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и показатели социально-экономической эффективности Программы
к 2011 году
–
сокращение времени прибытия медицинских служб
на место дорожно-транспортного происшествия
до 13 минут;
снижение социального риска до 13,1;
снижение тяжести последствий ДТП до 7,0;
снижение транспортного риска до 6,0;
сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях до 90,0 процентов;
сокращение доли умерших в травмацентрах
I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8)
и доставленных в лечебные учреждения области
до 29,4 процента;
увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8
и доставленных в травмацентры Архангельской области до 20 процентов»;
4) строку, касающуюся системы организации контроля за исполнением Программы, изложить в следующей редакции:
«Система организации контроля
за исполнением
Программы
–
контроль за исполнением Программы осуществляют министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области – государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы, Правительство Архангельской области».
3. Раздел II изложить в следующей редакции:
«II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Целью настоящей Программы является снижение уровня смертности и инвалидности у пострадавших при ДТП.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) создание зон ответственности медицинских учреждений, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП;
2) повышение качества медицинской помощи на догоспитальном этапе и в больничных учреждениях;
3) совершенствование оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2009 по 2010 год. Выполнение Программы осуществляется в один этап.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) сокращение времени прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.);
2) снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
3) снижение тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
4) снижение транспортного риска (число лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
5) сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%);
6) сокращение доли умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области (%);
7) увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных в травмацентры Архангельской области (%).
Наименование целевых показателей
и индикаторов Программы
Значения базовых
показателей
и индикаторов
Программы
(2008 год)
Значения прогнозных
показателей и
индикаторов Программы
2009 год
2010 год
1. Время прибытия медицинских служб
на место дорожно-транспортного происшествия (мин.)
60
14
13
2. Социальный риск (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения)
17,0
16,7
13,1
3. Тяжесть последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП,
на 100 пострадавших)
14,0
13,3
7,0
4. Транспортный риск (число лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств)
7,0
6,3
6,0
5. Доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%)
100
95,7
90,0
6. Доля умерших в травмацентрах
I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП
на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области (%)
–
38,8
29,4
7. Доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии, из числа пострадавших
в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области (%)
–
16
20».
4. Раздел IV изложить в следующей редакции:
«IV. Механизм реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы.
В результате реализации Программы будут созданы травмацентры первого уровня (ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» и ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»), двух травмацентров второго уровня (МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи», МУЗ «Вельская центральная районная больница»), пяти травмацентров третьего уровня (МУЗ «Виноградовская ЦРБ», МУЗ «Шенкурская центральная районная больница», МУЗ «Холмогорская центральная районная больница», МУЗ «Емецкая районная больница № 2», МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (г. Архангельск) и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи Северодвинска»).
В лечебно-профилактических учреждениях области будет приобретено около 200 единиц медицинского оборудования, поступит 18 реанимобилей.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
сокращение времени прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия до 13 минут;
снижение социального риска до 13,1;
снижение тяжести последствий ДТП до 7,0;
снижение транспортного риска до 6,0;
сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях до 90,0 процентов;
сокращение доли умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области до 29,4 процента;
увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных в травмацентры Архангельской области до 20 процентов.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена
в приложении № 2 к настоящей Программе».
5. В разделе V:
1) в абзаце шестом цифры «320 483,2» заменить цифрами «304 942,2»;
2) в абзаце восьмом цифры «73 521,5» заменить цифрами «57 980,5»;
3) в абзаце десятом цифры «6 144,0» и «6 144,0» заменить соответственно цифрами «21 685,0» и «21 685,0»;
4) таблицу «Распределение объемов финансирования Программы по источникам, направлениям расходования средств и годам» изложить в следующей редакции:
«Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. руб.)
Источники и направления
финансирования
Объем финансирования, всего
В том числе
2009 год
2010 год
Всего по Программе
326 627,2
304 942,2
21 685,0
в том числе:
федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
областной бюджет
79 665,5
57 980,5
21 685,0
местные бюджеты
11 886,0
11 886,0
– ».
6. Раздел VII изложить в следующей редакции:
«VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик-координатор.
Государственный заказчик-координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям № 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года № 185-па (далее – Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям № 4–6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям № 4–5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям № 4–6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор после доведения министерством финансов лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет в срок до 01 марта текущего года в министерство экономического развития Архангельской области информацию о квартальных плановых значениях показателей результативности Программы на текущий год согласно приложению № 7 к указанному Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности представляют в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор после получения оценки эффективности реализации Программы от министерства экономического развития Архангельской области представляет отчет о ходе (итогах) реализации Программы в Правительство Архангельской области.».
7. Приложение № 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
1
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к долгосрочной целевой программе
«Совершенствование оказания
медицинской помощи при
дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп)
П Е Р Е Ч Е Н Ь
программных мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области
«Совершенствование оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
Наименование
мероприятия
Государственные заказчики/Исполнители
Источники
финансиро-вания
Объемы финансирования
(тыс. руб.)
Ожидаемые результаты реализации мероприятия
всего
2009 год
2010 год
1
2
3
4
5
6
7
1. Оснащение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые в соответствии
с законодательством
о размещении государственного, муниципального заказа
всего
305 657,2
284 514,5
21 142,7
запланировано приобретение не менее
200 единиц оборудования и 18 единиц санитарного автотранспорта для лечебно-профилактических учреждений области, повышение качества оказания медицинской помощи пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях
в том числе
федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
областной бюджет
69 495,5
48 352,8
21 142,7
местный
бюджет
1 086,0
1 086,0
–
1
2
3
4
5
6
7
2. Подготовка помещений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения под размещение диагностического оборудования:
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
всего
17 800,0
17 800,0
–
в МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи» и в МУЗ «Вельская ЦРБ» запланирована перепланировка и ремонт помещений в соответствии
с современными требованиями,
в ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница» планируется осуществить монтаж системы вентиляции, электроснабжения и проведение общестроительных работ,
повышение доступности
и качества диагностических исследований
в том числе
областной бюджет
8 000,0
8 000,0
–
местный бюджет
9 800,0
9 800,0
–
в МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи»
министерство строительства Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
местный бюджет
5 000,0
5 000,0
–
местный бюджет
4 800,0
4 800,0
–
в МУЗ «Вельская ЦРБ»
министерство строительства Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
в ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»
министерство строительства Архангельской области/
исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
областной бюджет
8 000,0
8 000,0
–
3. Подготовка медицинских кадров, участвующих в оказании помощи пострадавшим
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО
всего
в том числе:
2 170,0
2 170,0
–
обучение специалистов
в соответствии с новыми стандартами обучения для работы на новом лечебно-диагностическом оборудовании, повышение качества оказания медицинской помощи
областной бюджет
1 170,0
1 170,0
–
местный бюджет
1 000,0
1 000,0
–
4. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы, интегрированной с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для организации оказания помощи лицам, пострадавшим
в результате ДТП и организационно-техническая подготовка помещений
под размещение АИУС
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/ исполнители, определяемые в соответствии
с законодательством
о размещении государственного заказа
областной бюджет
1000,0
457,7
542,3
в ходе реализации данного мероприятия будет спроектирована и внедрена автоматизированная информационно-управляющая система для обеспечения оперативного взаимодействия служб экстренного реагирования в пределах области
5. Информационное сопровождение мероприятий по предупреждению опасного поведения на дорогах
агентство по печати
и средствам массовой информации Архангельской области
областной бюджет
текущее финанси-рование
текущее финанси-рование
текущее финанси-рование
информирование
о предупреждении дорожно-транспортного травматизма у детей
и взрослых
Итого по Программе:
326 627,2
304 942,2
21 685,0
в т.ч. федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
в т. ч. областной бюджет
79 665,5
57 980,5
21 685,0
в т.ч. местный бюджет
11 886,0
11 886,0
– ».
1
8. Приложение № 2 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к долгосрочной целевой программе
«Совершенствование оказания
медицинской помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп)
М Е Т О Д И К А
оценки эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по соответствию достигнутых целевых показателей (индикаторов) установленным целевым показателям (индикаторам).
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателю.
1. Время прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.) рассчитывается по следующей формуле:
t ср =
t 1 + t 2 + … + t n
N
где:
t ср – среднее время доезда медицинских служб до места дорожно-транспортного происшествия;
t 1 + t 2+…+ tn – время доезда медицинских служб до места дорожно-транспортного происшествия в каждом случае дорожно-транспортного происшествия;
N – число случаев дорожно-транспортных происшествий, когда осуществлялся выезд медицинских служб для оказания помощи пострадавшим.
2. Социальный риск рассчитывается по следующей формуле:
S =
L х 100 000
N
где:
S – социальный риск;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
N – численность населения Архангельской области.
3. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий рассчитывается по следующей формуле:
Т =
L х 100
Р
где:
T – тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
P – число лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
4. Транспортный риск рассчитывается по формуле:
R =
L х 10 000
А
где:
R – транспортный риск;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
A – общее число транспортных средств, зарегистрированных на территории Архангельской области.
5. Доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%) рассчитывается по формуле:
X =
N 1
х 100%,
N 2
где:
X – доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях в отчетном году;
N 1 – число погибших в отчетном году;
N 2 – число погибших в 2008 году.
6. Доля умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области рассчитывается по следующей формуле:
L3 x 100
T3 = ––––––––, где:
P3
T3 – доля умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области;
L3 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8, умерших в травмацентрах I–III уровней;
P3 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8, умерших в учреждениях здравоохранения области.
7. Доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области рассчитывается по следующей формуле:
L4 x 100
T4 = ––––––––,
P4
где:
T4 – доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8
и доставленных в травмацентры Архангельской области;
L4 – число больных с сочетанной травмой из числа госпитализированных в травмацентры, получивших обследование методом компьютерной томографии;
P4 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8 с сочетанной травмой, доставленных в травмацентры.
8. Оценка эффективности реализации Программы по отдельным направлениям определяется:
по формуле (для регрессивных показателей):
En1 =
In1
х 100%,
If1
где:
En1 – эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
In1 – нормативный индикатор, утвержденный Программой;
If1 – фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
по формуле (для прогрессивных показателей):
En1 =
Inf
х 100%,
Ifn
где:
En1 – эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
If1 – фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
In1 – нормативный индикатор, утвержденный Программой.
9. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
Е =
(En1 + En2 + … + En7)
,
М
где:
Е – эффективность реализации Программы (%);
En –– эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
М – количество индикаторов Программы.
Программа считается выполненной (за отчетный год, за весь период реализации Программы), если выполнена с эффективностью 80 процентов и более.
Если мероприятия выполнены с эффективностью от 60 до 80 процентов, Программа нуждается в корректировке и доработке.
Если мероприятия выполнены с эффективностью менее 60 процентов, Программа считается неэффективной.».
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
1
ОПУБЛИКОВАНО: «Волна» от 07.09.2010 №36;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 августа 2010 г. № 238-пп
г. Архангельск
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы»
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2014 №128-пп}
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 22 и 24 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года № 185-па, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить изменения, которые вносятся в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы», утвержденную постановлением администрации Архангельской области от 31 марта 2009 года № 86-па/12, согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Архангельской области
И.Ф. Михальчук
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009–2010 годы»
1. В паспорте и по тексту Программы слова «департамент здравоохранения Архангельской области», «департамент информационной политики Архангельской области», «департамент финансов Архангельской области» и «департамент экономического развития Архангельской области» в соответствующем падеже заменить соответственно словами «министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области», «агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области», «министерство финансов Архангельской области» и «министерство экономического развития Архангельской области» в соответствующем падеже.
2. В паспорте Программы:
1) строку, касающуюся целевых показателей и индикаторов Программы, изложить в следующей редакции:
«Целевые показатели
и индикаторы Программы
–
время прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.);
социальный риск (количество лиц, погибших
в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
тяжесть последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
транспортный риск (число лиц, погибших
в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%);
доля умерших в травмацентрах I–III уровней
из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных
в лечебные учреждения области (%);
доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области (%)»;
2) строку, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
«Объемы
и источники финансирования Программы
–
общий объем финансирования – 326 627,2 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 235 075,7 тыс.
рублей;
средства областного бюджета – 79 665,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 11 886,0 тыс. рублей;
в том числе по годам:
общий объем финансирования в 2009 году –
304 942,2 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 235 075,7 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 57 980,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 11 886,0 тыс. рублей;
общий объем финансирования в 2010 году –
21 685,0 тыс. рублей,
в том числе средства областного бюджета –
21 685,0 тыс. рублей»;
3) строку, касающуюся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности Программы к 2011 году, изложить в следующей редакции:
«Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и показатели социально-экономической эффективности Программы
к 2011 году
–
сокращение времени прибытия медицинских служб
на место дорожно-транспортного происшествия
до 13 минут;
снижение социального риска до 13,1;
снижение тяжести последствий ДТП до 7,0;
снижение транспортного риска до 6,0;
сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях до 90,0 процентов;
сокращение доли умерших в травмацентрах
I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8)
и доставленных в лечебные учреждения области
до 29,4 процента;
увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8
и доставленных в травмацентры Архангельской области до 20 процентов»;
4) строку, касающуюся системы организации контроля за исполнением Программы, изложить в следующей редакции:
«Система организации контроля
за исполнением
Программы
–
контроль за исполнением Программы осуществляют министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области – государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы, Правительство Архангельской области».
3. Раздел II изложить в следующей редакции:
«II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Целью настоящей Программы является снижение уровня смертности и инвалидности у пострадавших при ДТП.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) создание зон ответственности медицинских учреждений, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП;
2) повышение качества медицинской помощи на догоспитальном этапе и в больничных учреждениях;
3) совершенствование оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2009 по 2010 год. Выполнение Программы осуществляется в один этап.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) сокращение времени прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.);
2) снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
3) снижение тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
4) снижение транспортного риска (число лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
5) сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%);
6) сокращение доли умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области (%);
7) увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных в травмацентры Архангельской области (%).
Наименование целевых показателей
и индикаторов Программы
Значения базовых
показателей
и индикаторов
Программы
(2008 год)
Значения прогнозных
показателей и
индикаторов Программы
2009 год
2010 год
1. Время прибытия медицинских служб
на место дорожно-транспортного происшествия (мин.)
60
14
13
2. Социальный риск (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения)
17,0
16,7
13,1
3. Тяжесть последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП,
на 100 пострадавших)
14,0
13,3
7,0
4. Транспортный риск (число лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств)
7,0
6,3
6,0
5. Доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%)
100
95,7
90,0
6. Доля умерших в травмацентрах
I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП
на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области (%)
–
38,8
29,4
7. Доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии, из числа пострадавших
в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области (%)
–
16
20».
4. Раздел IV изложить в следующей редакции:
«IV. Механизм реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы.
В результате реализации Программы будут созданы травмацентры первого уровня (ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» и ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»), двух травмацентров второго уровня (МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи», МУЗ «Вельская центральная районная больница»), пяти травмацентров третьего уровня (МУЗ «Виноградовская ЦРБ», МУЗ «Шенкурская центральная районная больница», МУЗ «Холмогорская центральная районная больница», МУЗ «Емецкая районная больница № 2», МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (г. Архангельск) и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи Северодвинска»).
В лечебно-профилактических учреждениях области будет приобретено около 200 единиц медицинского оборудования, поступит 18 реанимобилей.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
сокращение времени прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия до 13 минут;
снижение социального риска до 13,1;
снижение тяжести последствий ДТП до 7,0;
снижение транспортного риска до 6,0;
сокращение доли погибших при дорожно-транспортных происшествиях до 90,0 процентов;
сокращение доли умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области до 29,4 процента;
увеличение доли лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных в травмацентры Архангельской области до 20 процентов.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена
в приложении № 2 к настоящей Программе».
5. В разделе V:
1) в абзаце шестом цифры «320 483,2» заменить цифрами «304 942,2»;
2) в абзаце восьмом цифры «73 521,5» заменить цифрами «57 980,5»;
3) в абзаце десятом цифры «6 144,0» и «6 144,0» заменить соответственно цифрами «21 685,0» и «21 685,0»;
4) таблицу «Распределение объемов финансирования Программы по источникам, направлениям расходования средств и годам» изложить в следующей редакции:
«Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. руб.)
Источники и направления
финансирования
Объем финансирования, всего
В том числе
2009 год
2010 год
Всего по Программе
326 627,2
304 942,2
21 685,0
в том числе:
федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
областной бюджет
79 665,5
57 980,5
21 685,0
местные бюджеты
11 886,0
11 886,0
– ».
6. Раздел VII изложить в следующей редакции:
«VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик-координатор.
Государственный заказчик-координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям № 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года № 185-па (далее – Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям № 4–6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям № 4–5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям № 4–6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор после доведения министерством финансов лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет в срок до 01 марта текущего года в министерство экономического развития Архангельской области информацию о квартальных плановых значениях показателей результативности Программы на текущий год согласно приложению № 7 к указанному Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности представляют в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор после получения оценки эффективности реализации Программы от министерства экономического развития Архангельской области представляет отчет о ходе (итогах) реализации Программы в Правительство Архангельской области.».
7. Приложение № 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
1
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к долгосрочной целевой программе
«Совершенствование оказания
медицинской помощи при
дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп)
П Е Р Е Ч Е Н Ь
программных мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области
«Совершенствование оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
Наименование
мероприятия
Государственные заказчики/Исполнители
Источники
финансиро-вания
Объемы финансирования
(тыс. руб.)
Ожидаемые результаты реализации мероприятия
всего
2009 год
2010 год
1
2
3
4
5
6
7
1. Оснащение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые в соответствии
с законодательством
о размещении государственного, муниципального заказа
всего
305 657,2
284 514,5
21 142,7
запланировано приобретение не менее
200 единиц оборудования и 18 единиц санитарного автотранспорта для лечебно-профилактических учреждений области, повышение качества оказания медицинской помощи пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях
в том числе
федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
областной бюджет
69 495,5
48 352,8
21 142,7
местный
бюджет
1 086,0
1 086,0
–
1
2
3
4
5
6
7
2. Подготовка помещений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения под размещение диагностического оборудования:
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
всего
17 800,0
17 800,0
–
в МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи» и в МУЗ «Вельская ЦРБ» запланирована перепланировка и ремонт помещений в соответствии
с современными требованиями,
в ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница» планируется осуществить монтаж системы вентиляции, электроснабжения и проведение общестроительных работ,
повышение доступности
и качества диагностических исследований
в том числе
областной бюджет
8 000,0
8 000,0
–
местный бюджет
9 800,0
9 800,0
–
в МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи»
министерство строительства Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
местный бюджет
5 000,0
5 000,0
–
местный бюджет
4 800,0
4 800,0
–
в МУЗ «Вельская ЦРБ»
министерство строительства Архангельской области/
органы местного самоуправления МО, исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
в ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»
министерство строительства Архангельской области/
исполнители, определяемые
в соответствии с законодательством
о размещении государственного заказа
областной бюджет
8 000,0
8 000,0
–
3. Подготовка медицинских кадров, участвующих в оказании помощи пострадавшим
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/
органы местного самоуправления МО
всего
в том числе:
2 170,0
2 170,0
–
обучение специалистов
в соответствии с новыми стандартами обучения для работы на новом лечебно-диагностическом оборудовании, повышение качества оказания медицинской помощи
областной бюджет
1 170,0
1 170,0
–
местный бюджет
1 000,0
1 000,0
–
4. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы, интегрированной с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для организации оказания помощи лицам, пострадавшим
в результате ДТП и организационно-техническая подготовка помещений
под размещение АИУС
министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области/ исполнители, определяемые в соответствии
с законодательством
о размещении государственного заказа
областной бюджет
1000,0
457,7
542,3
в ходе реализации данного мероприятия будет спроектирована и внедрена автоматизированная информационно-управляющая система для обеспечения оперативного взаимодействия служб экстренного реагирования в пределах области
5. Информационное сопровождение мероприятий по предупреждению опасного поведения на дорогах
агентство по печати
и средствам массовой информации Архангельской области
областной бюджет
текущее финанси-рование
текущее финанси-рование
текущее финанси-рование
информирование
о предупреждении дорожно-транспортного травматизма у детей
и взрослых
Итого по Программе:
326 627,2
304 942,2
21 685,0
в т.ч. федеральный бюджет
235 075,7
235 075,7
–
в т. ч. областной бюджет
79 665,5
57 980,5
21 685,0
в т.ч. местный бюджет
11 886,0
11 886,0
– ».
1
8. Приложение № 2 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к долгосрочной целевой программе
«Совершенствование оказания
медицинской помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях
на 2009–2010 годы»
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 24 августа 2010 г. № 238-пп)
М Е Т О Д И К А
оценки эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по соответствию достигнутых целевых показателей (индикаторов) установленным целевым показателям (индикаторам).
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателю.
1. Время прибытия медицинских служб на место дорожно-транспортного происшествия (мин.) рассчитывается по следующей формуле:
t ср =
t 1 + t 2 + … + t n
N
где:
t ср – среднее время доезда медицинских служб до места дорожно-транспортного происшествия;
t 1 + t 2+…+ tn – время доезда медицинских служб до места дорожно-транспортного происшествия в каждом случае дорожно-транспортного происшествия;
N – число случаев дорожно-транспортных происшествий, когда осуществлялся выезд медицинских служб для оказания помощи пострадавшим.
2. Социальный риск рассчитывается по следующей формуле:
S =
L х 100 000
N
где:
S – социальный риск;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
N – численность населения Архангельской области.
3. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий рассчитывается по следующей формуле:
Т =
L х 100
Р
где:
T – тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
P – число лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
4. Транспортный риск рассчитывается по формуле:
R =
L х 10 000
А
где:
R – транспортный риск;
L – количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
A – общее число транспортных средств, зарегистрированных на территории Архангельской области.
5. Доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях (%) рассчитывается по формуле:
X =
N 1
х 100%,
N 2
где:
X – доля погибших при дорожно-транспортных происшествиях в отчетном году;
N 1 – число погибших в отчетном году;
N 2 – число погибших в 2008 году.
6. Доля умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области рассчитывается по следующей формуле:
L3 x 100
T3 = ––––––––, где:
P3
T3 – доля умерших в травмацентрах I–III уровней из общего числа умерших среди пострадавших (раненых в ДТП на ФАД М8) и доставленных в лечебные учреждения области;
L3 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8, умерших в травмацентрах I–III уровней;
P3 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8, умерших в учреждениях здравоохранения области.
7. Доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8 и доставленных
в травмацентры Архангельской области рассчитывается по следующей формуле:
L4 x 100
T4 = ––––––––,
P4
где:
T4 – доля лиц с сочетанной травмой, обследованных методом компьютерной томографии из числа пострадавших в ДТП на ФАД М8
и доставленных в травмацентры Архангельской области;
L4 – число больных с сочетанной травмой из числа госпитализированных в травмацентры, получивших обследование методом компьютерной томографии;
P4 – число пострадавших в ДТП на ФАД М8 с сочетанной травмой, доставленных в травмацентры.
8. Оценка эффективности реализации Программы по отдельным направлениям определяется:
по формуле (для регрессивных показателей):
En1 =
In1
х 100%,
If1
где:
En1 – эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
In1 – нормативный индикатор, утвержденный Программой;
If1 – фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
по формуле (для прогрессивных показателей):
En1 =
Inf
х 100%,
Ifn
где:
En1 – эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
If1 – фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
In1 – нормативный индикатор, утвержденный Программой.
9. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
Е =
(En1 + En2 + … + En7)
,
М
где:
Е – эффективность реализации Программы (%);
En –– эффективность хода реализации отдельного направления Программы (%);
М – количество индикаторов Программы.
Программа считается выполненной (за отчетный год, за весь период реализации Программы), если выполнена с эффективностью 80 процентов и более.
Если мероприятия выполнены с эффективностью от 60 до 80 процентов, Программа нуждается в корректировке и доработке.
Если мероприятия выполнены с эффективностью менее 60 процентов, Программа считается неэффективной.».
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 36 от 07.09.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.030.030 Государственные нужды. Государственный заказ, 140.010.040 Медицинские учреждения, 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: