Основная информация
Дата опубликования: | 24 декабря 2002г. |
Номер документа: | В200203884 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0203884
В200203884
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.04.2003, N 4, СТР. 33, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.12.2002 N 6312/01
[Иск отделения вневедомственной охраны при отделе
внутренних дел Стародубского района Брянской области
к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по
Стародубскому району Брянской области о признании
недействительным ее решения от 10 января 2001 года
N 801 о взыскании налога на пользователей автомобильных
дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, а также пеней и штрафов]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.01 по делу N А09-302/01-25 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.06.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Отделение вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Стародубского района Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Стародубскому району Брянской области о признании недействительным ее решения от 10.01.01 N 801 о взыскании 61 666 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 30 828 рублей налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также 25 872 рублей пеней и 18 500 рублей штрафов.
Решением от 02.04.01 исковые требования удовлетворены в части взыскания 18 500 рублей штрафов, в остальной части в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 09.06.01 решение оставил без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вывод налогового органа о наличии у отделения вневедомственной охраны обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы сделан по результатам выездной налоговой проверки за 1999 год и 9 месяцев 2000 года.
Этот вывод противоречит применявшемуся в период проверки законодательству.
Поскольку проверка осуществлялась в отношении налогов, установленных до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, подлежит применению пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5; НГР:В0100674 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595", из которого следует, что до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, освобождение от исполнения обязанности по уплате налогов осуществляется в соответствии с законодательными актами, независимо от того, связаны они в целом или не связаны с вопросами налогообложения.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и статье 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ; НГР:Р9803541 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" (утратила силу в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах) налогоплательщиками признавались организации, на которых действовавшими в соответствующий период законами, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, возлагалась эта обязанность.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел согласно Закону Российской Федерации "О милиции" относятся к милиции общественной безопасности, и охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является их обязанностью.
Содержание подразделений вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду с бюджетным финансированием иных подразделений милиции (раздел VII указанного Закона и раздел 8 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209; НГР:Р9300538). Названные средства признавались целевыми, так как они расходуются в соответствии с нормами, установленными по всей системе МВД России на содержание вневедомственной охраны, в порядке, предусмотренном Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589; НГР:Р9203228, и по этому основанию не подлежали налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог.
Налогообложение подразделений вневедомственной охраны осуществлялось в соответствии с названными законодательными актами и с учетом разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.08.94 N ВГ-6-01/307; НГР:В9401579 и от 25.05.98 N СШ-6-07/300; НГР:В9801581, исключающими вневедомственную охрану из числа налогоплательщиков, а полученные ими средства за охрану объектов - из объектов налогообложения по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В 1999 и 2000 годах изменений условий налогообложения в отношении налогов, на уплате которых настаивает налоговый орган, по сравнению с имевшими место ранее условиями, не произошло, поэтому введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 не повлекло возникновения у подразделений вневедомственной охраны обязанности по их уплате.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.01 по делу N А09-302/01-25 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.06.01 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Стародубскому району Брянской области от 10.01.01 N 801 о взыскании недоимок и сумм пеней по налогам на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменить. Исковые требования в этой части удовлетворить.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. Яковлев
[введено: 13.05.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 14.05.2003 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0203884
В200203884
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.04.2003, N 4, СТР. 33, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.12.2002 N 6312/01
[Иск отделения вневедомственной охраны при отделе
внутренних дел Стародубского района Брянской области
к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по
Стародубскому району Брянской области о признании
недействительным ее решения от 10 января 2001 года
N 801 о взыскании налога на пользователей автомобильных
дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, а также пеней и штрафов]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.01 по делу N А09-302/01-25 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.06.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Отделение вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Стародубского района Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Стародубскому району Брянской области о признании недействительным ее решения от 10.01.01 N 801 о взыскании 61 666 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 30 828 рублей налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также 25 872 рублей пеней и 18 500 рублей штрафов.
Решением от 02.04.01 исковые требования удовлетворены в части взыскания 18 500 рублей штрафов, в остальной части в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 09.06.01 решение оставил без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вывод налогового органа о наличии у отделения вневедомственной охраны обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы сделан по результатам выездной налоговой проверки за 1999 год и 9 месяцев 2000 года.
Этот вывод противоречит применявшемуся в период проверки законодательству.
Поскольку проверка осуществлялась в отношении налогов, установленных до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, подлежит применению пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5; НГР:В0100674 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595", из которого следует, что до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, освобождение от исполнения обязанности по уплате налогов осуществляется в соответствии с законодательными актами, независимо от того, связаны они в целом или не связаны с вопросами налогообложения.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и статье 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ; НГР:Р9803541 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" (утратила силу в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах) налогоплательщиками признавались организации, на которых действовавшими в соответствующий период законами, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, возлагалась эта обязанность.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел согласно Закону Российской Федерации "О милиции" относятся к милиции общественной безопасности, и охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является их обязанностью.
Содержание подразделений вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду с бюджетным финансированием иных подразделений милиции (раздел VII указанного Закона и раздел 8 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209; НГР:Р9300538). Названные средства признавались целевыми, так как они расходуются в соответствии с нормами, установленными по всей системе МВД России на содержание вневедомственной охраны, в порядке, предусмотренном Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589; НГР:Р9203228, и по этому основанию не подлежали налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог.
Налогообложение подразделений вневедомственной охраны осуществлялось в соответствии с названными законодательными актами и с учетом разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.08.94 N ВГ-6-01/307; НГР:В9401579 и от 25.05.98 N СШ-6-07/300; НГР:В9801581, исключающими вневедомственную охрану из числа налогоплательщиков, а полученные ими средства за охрану объектов - из объектов налогообложения по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В 1999 и 2000 годах изменений условий налогообложения в отношении налогов, на уплате которых настаивает налоговый орган, по сравнению с имевшими место ранее условиями, не произошло, поэтому введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 не повлекло возникновения у подразделений вневедомственной охраны обязанности по их уплате.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.01 по делу N А09-302/01-25 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.06.01 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Стародубскому району Брянской области от 10.01.01 N 801 о взыскании недоимок и сумм пеней по налогам на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменить. Исковые требования в этой части удовлетворить.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. Яковлев
[введено: 13.05.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 14.05.2003 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2003 Стр. 33 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: