Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2012г.
Номер документа: RU16000201200841
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.12.2012 г. № 1136

Об утверждении Республиканской концепции ценовой (тарифной) политики на 2013 - 2015 годы

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую концепцию ценовой (тарифной) политики на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция).

2. Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" до 1 июля 2013 года разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план основных мероприятий по реализации Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Управление экономики, финансов и распоряжения государственным имуществом Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      И.Ш.Халиков

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 24 декабря 2012 г. N 1136

Республиканская концепция ценовой (тарифной) политики на 2013 - 2015 годы

Концепция ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов в деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти республики в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенной к их компетенции.

Разработка и внедрение Концепции как неотъемлемой части Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан будет содействовать развитию рыночных отношений, что приведет к повышению качества товаров и услуг и в целом к эффективной рыночной экономике.

Концепция содержит цели, задачи, принципы ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан и методы ее реализации и разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", Законом Республики Татарстан от 14 июля 2012 года N 49-ЗРТ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан", а также Программой развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2012 N 198.

1. Анализ проблем в сфере ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан

Ценовая (тарифная) политика в Республике Татарстан формируется в контуре рыночных отношений хозяйствующих субъектов, а также в системе ценового (тарифного) регулирования. Если первое основано на принципах рыночной конкуренции, то второе ориентировано на государственное регулирование, построенное на соблюдении сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг).

Можно утверждать, что пакет нормативных правовых актов, определяющих политику государственного регулирования, на сегодняшний день достаточен для построения эффективной системы баланса интересов указанных выше субъектов хозяйственной деятельности. Вместе с тем практическая реализация установленных законодательством норм обуславливает развитие регулирующих норм исходя из приоритетов развития региональных экономик. В контексте Концепции под региональными экономиками понимаются экономические системы муниципальных образований в Республике Татарстан. В качестве системных проблем в этой сфере на сегодня можно выделить следующие:

непрозрачность деятельности отдельных компаний - производителей ресурсов, цены и тарифы на которые регулируются;

отсутствие достаточного количества инструментов факторного анализа влияния регулирующего воздействия изменения цен и тарифов на экономические показатели деятельности хозяйственных субъектов, секторов экономики, республики в целом и ее регионов;

недостаточная координация и интеграция деятельности субъектов, задействованных в системе мониторинга, аудита деятельности и ее регулирования (здесь и далее речь идет о регулируемой деятельности);

отсутствие долгосрочного характера регулирования в ценовой (тарифной) политике;

отсутствие информации о перечне хозяйствующих субъектов, имеющих признаки монопольной деятельности на локальных рынках, а также мониторинга этой ситуации;

отсутствие порядка формирования и использования рыночных цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок;

дефицит кадровых ресурсов в сфере регулирования цен и тарифов, а также анализа деятельности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг.

Учитывая, что перечисленные проблемы носят системный характер и тесно взаимосвязаны, их решение возможно лишь программным путем, следовательно, все вновь разрабатываемые и действующие программы по реализации Концепции должны быть ориентированы на это.

2. Цель, задачи, принципы ценовой (тарифной) политики и способы воздействия на уровень регулируемых цен и тарифов, а также цен и тарифов в нерегулируемых отраслях

Целями ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан являются:

обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию;

повышение качества товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат регулированию;

создание условий развития в республике конкурентной среды.

Достижение сформулированных целей осуществляется путем решения следующих задач:

координация деятельности субъектов, имеющих отношение к процессам регулирования ценовой политики в области регулирования цен (тарифов), и организационных мероприятий в соответствии с основными целями и принципами ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан;

установление экономически обоснованных тарифов (цен), подлежащих регулированию;

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в регулируемых видах деятельности;

развитие внебюджетных направлений деятельности в социальной сфере путем расширения вариативных форм предоставления услуг и привлечения коммерческих организаций;

разработка и внедрение единых методологических основ формирования цен и тарифов, позволяющих применять различные методы их регулирования;

обеспечение информационного сопровождения ценовой (тарифной) политики;

обеспечение контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями;

расширение участия общественных институтов и органов местного самоуправления в сфере тарифно-ценового регулирования;

усиление эффективности контроля за применением цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательством;

создание условий для развития конкурентных отношений;

обеспечение выполнения мероприятий по социальной защите льготных категорий граждан Республики Татарстан при осуществлении государственного регулирования тарифов (цен) на товары (работы, услуги);

создание механизма публичных обсуждений по проектам социально значимых управленческих решений в сфере ценового регулирования.

Реализация поставленных задач будет осуществляться путем:

разработки и утверждения плана основных мероприятий по реализации Концепции;

изменения законодательства Республики Татарстан и нормативной правовой базы ценового регулирования Республики Татарстан;

формирования предложений о совершенствовании федерального законодательства в указанной области.

В настоящее время прямое регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:

а) фиксированных, предельных цен или коэффициентов к ним;

б) нормативного соотношения между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции;

в) ограничения уровня затрат, включаемых в цены и тарифы, уровня рентабельности;

г) ограничения размеров надбавок, наценок (скидок) в сфере распределения товаров;

д) декларирования изменения цен и тарифов.

Косвенное воздействие на уровень цен и тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях осуществляется путем:

а) совершенствования договорных отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственного регулирования цен и тарифов;

б) предоставления дотаций и субсидий из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги;

в) разработки ежегодных планов мероприятий сокращения затрат по муниципальному хозяйству в целом и по каждому предприятию, учреждению в отдельности;

г) организации эффективного контроля за правильностью применения предприятиями, учреждениями регулируемых цен и тарифов;

д) мониторинга нерегулируемых цен и тарифов, в том числе нерегулируемых цен на электрическую энергию.

Принципы ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан:

стабильность тарифного регулирования и соблюдение при его осуществлении определенных законодательством оснований и сроков пересмотра установленных цен (тарифов);

согласованность ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан:

1) с программами развития отдельных отраслей в Российской Федерации;

2) с программами развития отдельных отраслей в Республике Татарстан;

доступность для потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Ценовая (тарифная) политика Республики Татарстан в отношении субъектов регулируемой деятельности основывается как на общих, так и на следующих специальных принципах:

экономическая обоснованность цен (тарифов);

обязательность раздельного учета регулируемыми организациями объемов реализации продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

доступность информации о регулируемой деятельности организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию;

внедрение экономических механизмов стимулирования энергосбережения при установлении цен и тарифов;

инвестиционная привлекательность;

развитие конкуренции.

Экономическая обоснованность цен (тарифов) предполагает:

1) единую методическую основу, скоординированное формирование и утверждение цен и тарифов по всем сферам регулирования, а также координацию хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий-производителей со стратегическими интересами развития инфраструктуры республики и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в ней;

2) включение в состав затрат только экономически обоснованных расходов организаций, в отношении которых осуществляется ценовое (тарифное) регулирование;

3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг);

4) стандартизация перечней и регламентов оказания услуг;

5) осуществление контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен и тарифов, а также за соблюдением конкурсных процедур при выборе поставщиков и подрядчиков регулируемыми организациями;

6) учет результатов деятельности производителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Обязательность раздельного учета регулируемыми организациями объемов продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности предполагает соблюдение организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, ведение раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов.

Доступность информации о регулируемой деятельности организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию, предполагает обеспечение информационной доступности для населения сведений о товарах (работах, услугах) организаций, их стоимости в порядке, установленном действующим законодательством. Стандарты раскрытия информации этими организациями должны обеспечивать:

доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц;

прозрачность деятельности при производстве регулируемых товаров (работ, услуг);

прозрачность информации о закупках товаров, работ, услуг регулируемыми организациями;

открытость регулирования деятельности;

публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);

неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);

публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) и производственных программ.

Для целей Концепции под энергосбережением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Внедрение экономических механизмов стимулирования энергосбережения включает следующее:

1) экономические механизмы стимулирования использования предприятиями и организациями вне зависимости от формы собственности и формы управления технологий, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов;

2) исключение из состава расходов, учитываемых при формировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги), непроизводительных расходов энергетических ресурсов, обусловленных несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;

3) обеспечение учета расхода энергетических ресурсов для контроля за их использованием, а также приоритетное создание систем автоматизированного управления энергопотреблением;

4) установление предельных норм расходования энергетических ресурсов при разработке регламентов оказания услуг, подлежащих государственному регулированию.

Инвестиционная привлекательность обеспечивается за счет:

1) создания условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем инфраструктуры, в том числе для обновления основных производственных фондов организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию;

2) осуществления в установленном порядке мониторинга выполнения инвестиционных и бюджетных целевых программ.

Развитие конкуренции в Республике Татарстан предполагает:

1) развитие конкурентного рынка товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и ограничение в установленном порядке монополистической деятельности отдельных субъектов естественных монополий;

2) стимулирование создания и развития новых эффективных предприятий и организаций в сфере производства товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию;

3) стимулирование создания и развития предприятий и организаций негосударственной формы собственности, специализирующихся на оказании услуг в отраслях социальной сферы.

3. Области государственного регулирования цен и тарифов в Республике Татарстан (газ, энергетика, организации коммунального комплекса, транспортная, социальная и непромышленная сферы)

К государственному регулированию органами исполнительной власти Республики Татарстан отнесено регулирование тарифов (цен) на следующие виды продукции, работ (услуг):

газ:

розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);

размер специальных надбавок к тарифам на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям, которые включаются в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям, установленные для соответствующей газораспределительной организации, и предназначены для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

энергетика:

тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказывающим указанные услуги на территории Республики Татарстан, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям;

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Республики Татарстан, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям;

сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, дифференцированные по группам потребителей:

"население" и приравненные к ней категории потребителей;

"организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих указанным организациям на праве собственности или ином законном основании";

потребители всех тарифных групп, за исключением потребителей групп "население" и "организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих указанным организациям на праве собственности или ином законном основании";

тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) на указанную тепловую энергию;

тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, которая может быть дифференцирована по муниципальным образованиям и по районам;

плата за подключение к системам теплоснабжения;

организации коммунального комплекса:

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для Республики Татарстан с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним в среднем по муниципальным образованиям Республики Татарстан в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в среднем для Республики Татарстан, в случае их установления;

транспортная сфера:

тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет средств бюджета Республики Татарстан;

тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским и межреспубликанским (межобластным в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Республике Татарстан;

размер сборов за оказание услуг при проведении государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в агропромышленном комплексе;

размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств и предельного размера расходов на оформление дубликата талона технического осмотра;

тарифы на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, а также на услуги по использованию внутренних водных путей в случаях, предусмотренных законодательством;

социальная сфера:

предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

тарифы на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;

наценки и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

предельные оптовые и предельные розничные торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

нормативное финансирование некоммерческих организаций (учреждений);

непромышленная сфера:

тарифы на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан;

ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Республики Татарстан;

ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;

цены и тарифы на платные услуги в сфере семеноводства в соответствии с законодательством;

совместно с уполномоченным органом в сфере земельных и имущественных отношений предельные максимальные цены кадастровых работ на территории Республики Татарстан;

а также иные полномочия, связанные с государственным регулированием тарифов (цен) на товары (работы, услуги), которые подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти Республики Татарстан.

4. Ключевые направления и мероприятия государственной ценовой (тарифной) политики

Мероприятия по решению сформулированных выше проблем на основе принципов Концепции могут быть реализованы в рамках ключевых направлений в соответствующих секторах регулирования.

4.1. Ключевые направления и мероприятия регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, работы, услуги организаций топливно-энергетического комплекса.

К топливно-энергетическому комплексу относятся:

организации, осуществляющие производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии;

электро- и теплоснабжающие организации;

газоснабжающие организации.

Регулирование тарифов на тепловую, электрическую энергию и газоснабжение должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителей и производителей, обеспечение энергетической безопасности республики и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов.

Регулирование цен и тарифов должно осуществляться на трехлетний период в ежегодном скользящем режиме. Эта работа проводится ежегодно до принятия бюджета Республики Татарстан на предстоящий и два последующих года. Синхронизация периодов по установлению и прогнозированию цен (тарифов) и бюджетных параметров необходима с точки зрения формирования бюджета, а также для осуществления хозяйствующими субъектами договорной кампании на предстоящий период. Прогноз их деятельности является основным источником формирования бюджета Республики Татарстан и ее муниципальных образований. В то же время хозяйствующие субъекты не могут определиться со своим хозяйственным поведением без информации об изменении тарифов на энергоресурсы и конъюнктуру рынка. Кроме того, рыночные исследования, которыми занимаются маркетинговые службы предприятий, также ориентированы на предстоящие изменения цен и тарифов на энергетические и природные ресурсы. Порядок, регламентирующий процесс формирования трехлетней тарифной политики, должен быть определен постановлением Правительства Республики Татарстан и ведомственными нормативными правовыми актами органов регулирования.

Существенное влияние на создание условий формирования рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков и наиболее полного удовлетворения потребностей общества, то есть создание условий для развития конкуренции, оказывает деятельность естественных монополий. Это влияние определено как состоянием инфраструктуры, так и наличием возможности недискриминационного доступа к ним.

Государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:

ценового (тарифного) регулирования;

инвестиционных и производственных программ, которые определяют технологические возможности доступа к услугам;

регулирования доступа к услугам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также для устранения инфраструктурных ограничений для экономики в целом.

Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:

инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, а также уточнение термина "локальная монополия" и порядок их учета;

внедрить в систему государственного регулирования ряда отраслей метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метод сравнительного анализа и другие "квази-конкурентные" механизмы, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

обеспечить эффективность закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;

выделить из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельные виды работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);

активизировать работу по развитию конкуренции в сферах, сопряженных с естественными монополиями, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности.

Существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов оказывают предприятия, имеющие признаки монопольной деятельности на монопольных рынках. Границы таких рынков в Республике Татарстан должны быть определены в соответствии с республиканской программой развития конкурентных рынков. Необходимо также предусмотреть создание и актуализацию реестра указанных предприятий. Учитывая, что число таких предприятий (включая транспортных перевозчиков, аптеки и др.) существенно больше тех, которые сегодня подлежат регулированию на республиканском уровне, необходимо разработать порядок координации деятельности регулирующих органов и определения центров ответственности за эту деятельность, включая органы местного самоуправления, саморегулируемые организации и т.д.

Тарифная политика в электроэнергетике России направлена на реализацию следующих основных направлений:

скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности;

создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке;

создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям;

обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Эти направления должны быть положены в основу программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых в рамках Концепции.

Очень важно иметь механизмы реализации взвешенных подходов по соблюдению баланса интересов поставщиков и потребителей регулируемых видов товаров и услуг. С одной стороны, устанавливаемые цены (тарифы) должны обеспечивать окупаемость затрат организаций, осуществляющих производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжающих и газоснабжающих организаций, связанных с предоставлением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. С другой стороны, превышение допустимого уровня роста цен и тарифов может привести к снижению финансовой устойчивости, а порой и к банкротству потребителей.

В этой связи должны быть разработаны модели оценки влияния цен и тарифов в различных вариантах на деятельность потребителей. При этом крупные предприятия рекомендуется рассматривать индивидуально, а малые и средние - по видам их деятельности. Вместе с тем в разрезе муниципальных образований особого внимания требует оценка влияния предлагаемых изменений на деятельность бюджетообразующих и градообразующих предприятий, даже если они не относятся к числу крупных.

Развитие рыночных отношений в электроэнергетике требует более гибких инструментов взаимодействия производителей и покупателей электроэнергии в Республике Татарстан, в том числе заключение свободных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии и мощности на длительный период в целях оптимизации и прогнозируемости расходов предприятий и организаций (включая бюджетные организации и население), при покупке электроэнергии.

Необходимое в рамках реализации Концепции введение раздельных тарифов по зонам суток также позволит создать экономические условия для стабильного развития теплоснабжающих организаций и обеспечит прозрачность расходов на производство. Однако при этом требуется принятие нормативных правовых актов, снимающих проблемы взаимоотношений управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями, в том числе в условиях, когда, например, не все жилые помещения переведены на дифференцированные тарифы.

На эффективность экономики и экологическую обстановку в республике оказывают значительное влияние топливно-энергетические ресурсы. Поэтому повышение энергоэффективности остается одним из основных приоритетов республиканской политики ресурсоэффективности.

В настоящее время в республике действует утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", направленная на:

обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;

сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;

снижение объемов выбросов парниковых газов.

Для ее реализации необходима государственная поддержка, направленная на массовую реализацию типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего, таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и др.

В отраслевых программах энергоресурсоэффективности, а также в программах административно-территориальных образований (муниципальных), программах предприятий, организаций топливно-энергетического и коммунального комплекса, строительства, транспорта и иных должны быть отражены конкретные мероприятия, определены целевые показатели энергоэффективности, в том числе снижение потерь используемых ресурсов, которые должны быть достигнуты в результате реализации этих программ.

Важно также обеспечить эффективный мониторинг снижения потребления энергоресурсов всеми категориями потребителей, учитывая необходимость снижения энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40 процентов. Эта задача поставлена в Законе Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы".

Помимо этого, необходимо инициировать внесение изменений в федеральное законодательство в части технического регулирования, ориентированного на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающего использование показателей энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.

Приоритетным направлением для достижения поставленных целей ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в топливно-энергетическом комплексе остается повышение эффективности учета и контроля производства, транспортировки и потребления продукции (услуг) организаций топливно-энергетического комплекса. Еще одно из основных направлений ценовой (тарифной) политики заключается в регулировании доступа к инфраструктурным сетям для стимулирования конкуренции между потребителями регулируемых товаров (услуг) в соответствующих секторах, а также в устранении инфраструктурных ограничений для экономики в целом.

Фактическое состояние сетевой инфраструктуры и конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью регулируемых товаров (услуг), финансовым и техническим состоянием субъектов инфраструктуры, наличием возможностей беспрепятственного доступа к сетевой инфраструктуре.

Одной из важнейших задач является обеспечение недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре, включая оценку стоимости подключения. Должна быть введена система мониторинга в этой сфере, при этом предметом анализа недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре должны стать:

определение схемы тарификации подключения (определение принципов распределения затрат на подключение между тарифом на транспортировку и стоимостью собственно подключения);

стоимость подключения;

исчерпывающий перечень услуг, связанных с подключением, и ненавязывание дополнительных расходов;

формирование критериев наличия (отсутствия) технологических возможностей и соответствующий контроль;

оценка реализации утвержденных ранее инвестиционных программ;

соблюдение сетевой компанией применений правил доступа (объективно и без дискриминации между пользователями).

4.2. Ключевые направления и мероприятия ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Основными стратегическими направлениями ценовой (тарифной) политики по коммунальным услугам является:

поэтапное доведение оплаты населением коммунальных услуг до их полной стоимости;

приведение нормативов потребления населением коммунальных услуг в соответствие с реальным потреблением, принятие решений о введении социальных норм;

оснащение жилых домов приборами учета и регулирования потребления тепловой энергии, холодной воды и сетевого газа - переход к платежам за эти виды услуг на основании приборов учета;

повышение надежности и качества регулируемых услуг;

стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ при соблюдении баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В целях обеспечения устойчивого развития систем коммунальной инфраструктуры принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 N 879 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года". В рамках реализации указанной Концепции предусмотрены разработка и принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Республики Татарстан, направленных на развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых потребителям услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. В целях оказания организациями коммунального комплекса услуг, выполнения мероприятий по реконструкции и модернизации эксплуатируемых систем коммунальной инфраструктуры орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, согласовывает производственные программы и дает заключение на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

Основополагающим фактором совершенствования тарифной политики в указанной сфере является принятие Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которым вводятся новые понятия и основы регулирования.

Достижение основных задач государственного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса может быть осуществлено путем реализации мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

разработка и утверждение существующих и перспективных схем инфраструктурного развития коммунального комплекса;

постановка на баланс "бесхозных инженерных сетей";

ликвидация перекрестного субсидирования, наличие которого затрудняет реализацию мероприятий по реформированию системы регулирования, в частности, препятствует заключению долгосрочных двусторонних договоров на поставку коммунальных ресурсов и прочее;

повышение эффективности деятельности регулируемых организаций, в том числе путем перехода к установлению долгосрочных тарифов, ценообразования с учетом качества и надежности регулируемых услуг, синхронизации инвестиционных программ регулируемых организаций, а также отраслевых и территориальных программ. В отношении видов деятельности, в которых системы инфраструктуры находятся преимущественно в муниципальной и частной собственности, необходимо развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В этой сфере требуется выработка типовых соглашений между собственником и управляющей организацией в части долгосрочных и краткосрочных соглашений (концессии, аренда, договор на управление). Текущая ситуация, когда договоры заключаются на основе гражданского законодательства, не учитывающего особенности регулируемых видов деятельности, не позволяет установить прозрачные долгосрочные отношения, обеспечивающие баланс интересов сторон. Концессионные соглашения являются одним из наиболее эффективных механизмов государственно-частного партнерства с точки зрения привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты государства;

защита интересов потребителей. Должна возрасти роль саморегулируемых организаций, а также органов местного самоуправления в этой сфере;

стимулирование конкуренции за право управления государственным и муниципальным имуществом в регулируемых сферах деятельности и конкуренции при закупках регулируемыми организациями товаров и услуг;

совершенствование деятельности регулирующих органов. Деятельность регулирующих органов должна быть прозрачна для регулируемых организаций и потребителей. Для повышения прозрачности, предсказуемости и последовательности процессов регулирования органы регулирования должны расширить практику системных консультаций и обсуждений со всеми заинтересованными сторонами: представителями потребителей, бизнеса и экспертного сообщества путем эффективного взаимодействия с консультационными и общественными советами, в том числе по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы и процессов регулирования. Достижение баланса интересов всех заинтересованных сторон должно стать не только целью, но и формой регулирования;

развитие инфраструктурного сектора должно осуществляться с учетом необходимости повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды;

создание единой республиканской информационно-аналитической системы мониторинга начислений за жилищно-коммунальные услуги, содержащей:

характеристику всего жилого фонда и ее постоянную актуализацию;

перечень управляющих организаций и предъявляемые требования к качеству оказания ими услуг, меры их ответственности, условия их деятельности;

мониторинг платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения в разрезе услуг по каждому многоквартирному дому;

мониторинг фактических затрат управляющих организаций на осуществление деятельности по содержанию жилого фонда в разрезе услуг по каждому многоквартирному дому;

перечень ресурсоснабжающих организаций и предъявляемые требования к качеству оказания ими услуг, меры их ответственности, условия их деятельности;

мониторинг платежей граждан за коммунальные услуги.

4.3. Ключевые направления и мероприятия ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в сфере транспортных услуг.

Регулирование цен и тарифов на социальные пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, осуществляющих социальные перевозки пассажиров, повышения качества их услуг при условии обеспечения перевозок всех категорий пассажиров, в том числе пользующихся в соответствии с законодательством правом льготного или бесплатного проезда.

В этой связи особенно актуальной становится задача совершенствования законодательства в сфере регулирования тарифов на услуги транспорта и на использование инфраструктуры, разработка и совершенствование методического обеспечения регулирования тарифов.

Для обеспечения развития конкуренции на рынке транспортных услуг одним из направлений совершенствования тарифной политики определяется постепенный переход от метода экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов перевозчика к методу экономически обоснованных нормативных расходов без привязки к конкретному перевозчику.

В условиях постоянного обновления и совершенствования технических параметров транспортных средств важно обеспечить постоянное обновление технических нормативов затрат на эксплуатацию подвижного состава и инфраструктуры. Кроме того, для объективного определения объема выполняемой работы необходимо оборудовать транспортные средства современными средствами учета перевезенных пассажиров, повсеместно ввести транспортные карты электронного учета.

4.4. Ключевые направления и мероприятия ценовой (тарифной) политики в сфере социальных услуг.

Ценовая (тарифная) политика в сфере социальных услуг направлена на создание открытого рынка социальных услуг. Необходимо обеспечить баланс интересов производителей и потребителей при соблюдении социальной защищенности всех категорий потребителей социальных услуг, обеспечении доступности этих услуг, внедрении современных форм хозяйствования и управления затратами. Наряду с гарантированными государством социальными услугами гражданам необходимо обеспечить возможность получения дополнительных социальных услуг либо гарантированных услуг сверх нормативов по приемлемым тарифам.

Для осуществления перехода от сметного финансирования к оплате оказанных социальных услуг по установленным тарифам необходимо продолжить работу по развитию и внедрению стандартов качества социальных услуг в систему учреждений социальной сферы и формирование экономически обоснованных регулируемых тарифов на услуги этого типа учреждений.

Тарифная политика в сфере обеспечения лекарственными препаратами, в первую очередь, направлена на обеспечение стабильности уровня цен и доступности лекарственных средств для населения.

В рамках антикризисной программы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", в соответствии с которым введена обязательность государственной регистрации предельных отпускных цен организаций-производителей и единая база для формирования розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. При этом усилен контроль над ценами и санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

В целях информационного обеспечения, оперативного реагирования и недопущения необоснованного роста цен на лекарственные препараты в условиях изменяющейся макроэкономической ситуации важнейшую роль приобретают мониторинги цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в оптовой и розничной сети в Республике Татарстан и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Также приоритетными направлениями тарифной политики является мониторинг применения установленных предельных наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предельных торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Важным инструментом контроля за формированием цен социально значимых сортов хлеба при их производстве остается мониторинг структуры себестоимости их производства и производства муки предприятиями Республики Татарстан.

4.5. Ключевые мероприятия и направления ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в непромышленной сфере.

Основными направлениями ценовой (тарифной) политики в непромышленной сфере является обеспечение системности и сбалансированности подходов при расчете тарифов.

Утверждаемые цены на твердое топливо (уголь печной и дрова), реализуемое гражданам, рассчитываются без учета нормативов их потребления. Это не позволяет в полной мере оценить степень влияния этих цен на общую рентабельность предприятия и создать целостный механизм ценового регулирования в этой области.

В целях дальнейшего совершенствования ценовой (тарифной) политики в этой области необходима разработка нормативов потребления твердого топлива. Применение этих нормативов при реализации твердого топлива позволит обеспечить системность в данном вопросе и учесть как интересы потребителей с точки зрения доступности уровня цен, так и предприятий, реализующих твердое топливо для населения, с точки зрения обеспечения устойчивости их финансового положения.

Ставки платы за единицу объема заготавливаемой древесины по породам лесных насаждений и за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, в целях его аренды необходимо устанавливать с учетом возможности обеспечения повышения конкурентоспособности продукции деревообработки и преодоления технологической отсталости лесопиления и деревообработки лесопромышленного комплекса.

В вопросе установления ставок на техническую инвентаризацию жилищного фонда в республике надо исходить из объемов и структуры выполненных услуг (заказов), структуры и величины затрат. Ставки за оказываемые предприятиями услуги по технической инвентаризации жилищного фонда рассчитываются исходя из типовых методик, применяемых указанными организациями.

Совершенствование ценового (тарифного) регулирования в этой сфере будет достигнуто путем перехода на единую систему ставок для всех организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Республики Татарстан.

В области семеноводства на республиканском рынке также действуют несколько организаций с разными структурами затрат, их величинами и методиками расчета цен на готовую продукцию. В перспективе необходимо приведение к унификации методик ценообразования в этой области, учитывая при этом необходимость сохранения конкурентной среды и обеспечение финансовой самодостаточности указанных организаций.

В соответствии с законодательством регулирование цен на кадастровые работы в отношении земельных участков граждан, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, продолжится до 2015 года.

4.6. Ключевые мероприятия и направления ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в нерегулируемых отраслях.

Цены, устанавливаемые производителями и поставщиками товаров и услуг в нерегулируемых областях, оказывают косвенное влияние на формирование цен в сферах, подлежащих государственному регулированию, что также отражается на уровне жизни населения республики. В силу отсутствия возможности их прямого регулирования необходимо ввести постоянное наблюдение за изменением уровня нерегулируемых цен на товары и услуги. Такое наблюдение, осуществляемое в форме регулярного мониторинга, позволит государству своевременно принять необходимые меры (приемы и методы) по снижению цен в отраслях, требующих вмешательства. Особенно это касается сферы жилищных услуг, в которой практически отсутствуют механизмы какого-либо регулирования.

5. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:

достичь экономическую обоснованность регулируемых цен и тарифов;

не снизить уровень самодостаточности потребителей товаров и услуг при изменении цен и тарифов их производителей, деятельность которых подлежит регулированию;

достичь уровня повышения тарифов и цен не выше уровня инфляции (без учета инвестиционной составляющей);

обеспечить потребителей долгосрочными прогнозами в сфере ценовой (тарифной) политики.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать