Основная информация
Дата опубликования: | 25 марта 2020г. |
Номер документа: | RU52075205202000148 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Администрация города Дзержинска Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 25.03.2020 № 758
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК
(в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск.
2. Департаменту информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации города.
3. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Жаворонкову О.А..
Глава города
И.Н.Носков
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
города Дзержинска
от 25.03.2020 № 758
(в редакции постановления администрации
от 17.03.2021 № 705)
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) и в муниципальных организациях дополнительного образования (далее - МОДО) в городском округе город Дзержинск (далее – город Дзержинск), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в муниципальную систему образования и имеют возможность получать образование в муниципальных образовательных организациях города Дзержинска.
(пункт 1.1 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
1.2. Правовые основы организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
(пункт 1.2 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий;
- ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.4. Для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО реализуется инклюзивное образование независимо от вида ограничений здоровья.
2. Цели и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
2.2. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- освоение обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
3. Организация инклюзивного образования
3.1. Инклюзивное образование детей в МДОО может быть организовано:
- посредством совместного обучения детей, не имеющих ограничений по здоровью и детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в группе общеразвивающей направленности;
(абзац второй в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
- посредством обучения в группах комбинированной направленности;
- посредством обучения в группах компенсирующей направленности;
- посредством обучения в группах оздоровительной направленности.
3.2. Инклюзивное образование детей в МОО может быть организовано:
- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе МОО;
- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОО, реализующем программы общего образования.
Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении территориальной Психолого-медико-педагогической комиссии города Дзержинска (далее –ТПМПК).
3.3. Инклюзивное образование детей в МОДО может быть организовано:
- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном детском объединении МОДО.
3.4. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, может быть реализовано через следующие модели:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, посещают МДОО, МОО и МОДО наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего группы, класса, детского объединения, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;
- частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОО и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям ТПМПК;
- внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МОО по рекомендациям ТПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).
3.5. Прием обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК, с согласия и на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МДОО, МОО и МОДО.
3.6. Численность детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в МДОО, МОО и МОДО, определяется в соответствии с санитарными нормами и правилами.
3.7. При организации инклюзивного образования МДОО, МОО и МОДО обязаны:
- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);
- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
- обеспечить помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (за исключением МДОО);
- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя- логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));
- обеспечить условия реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с документами, регламентирующими образовательные отношения (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);
- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, его коррекционную подготовку;
- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.
3.8. МДОО, МОО и МОДО осуществляют:
- учет обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации (за исключением МДОО и МОДО);
- размещение информации о наличии условий для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, на официальных сайтах МДОО, МОО и МОДО;
- создание в МДОО, МОО и МОДО толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям-инвалидам.
3.9. Департамент образования администрации города Дзержинска:
- координирует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в инклюзивной форме;
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;
- формирует прогнозный план комплектования МДОО, МОО и МОДО классами (группами, детскими объединениями), реализующими адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
- оказывает консультативное сопровождение по организационноуправленческим аспектам;
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности МДОО, МОО и МОДО по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение бесплатного общедоступного и качественного общего и дополнительного образования.
4. Содержание инклюзивного образования
4.1. Содержание общего и дополнительного образования, условия организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой в МДОО, МОО и МОДО самостоятельно.
4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
4.3. Адаптированная образовательная программа МОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.4. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Коррекционноразвивающие мероприятия в МОО могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
4.5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОО (МДОО) в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и правил.
4.6. Обучение детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников, и соответствующим программам обучения.
4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Лицам с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОО и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.
5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования
5.1. Для работы в системе инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.
5.2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.
5.3. В штатное расписание МДОО, МОО и МОДО вводятся штатные единицы - учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых образовательных потребностей детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов).
(пункт 5.3 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
5.4. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание штатных единиц специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с организацией, оказывающей услуги для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
(пункт 5.4 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 25.03.2020 № 758
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК
(в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск.
2. Департаменту информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации города.
3. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Жаворонкову О.А..
Глава города
И.Н.Носков
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
города Дзержинска
от 25.03.2020 № 758
(в редакции постановления администрации
от 17.03.2021 № 705)
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) и в муниципальных организациях дополнительного образования (далее - МОДО) в городском округе город Дзержинск (далее – город Дзержинск), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в муниципальную систему образования и имеют возможность получать образование в муниципальных образовательных организациях города Дзержинска.
(пункт 1.1 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
1.2. Правовые основы организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
(пункт 1.2 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий;
- ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.4. Для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО реализуется инклюзивное образование независимо от вида ограничений здоровья.
2. Цели и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
2.2. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- освоение обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
3. Организация инклюзивного образования
3.1. Инклюзивное образование детей в МДОО может быть организовано:
- посредством совместного обучения детей, не имеющих ограничений по здоровью и детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в группе общеразвивающей направленности;
(абзац второй в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
- посредством обучения в группах комбинированной направленности;
- посредством обучения в группах компенсирующей направленности;
- посредством обучения в группах оздоровительной направленности.
3.2. Инклюзивное образование детей в МОО может быть организовано:
- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе МОО;
- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОО, реализующем программы общего образования.
Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении территориальной Психолого-медико-педагогической комиссии города Дзержинска (далее –ТПМПК).
3.3. Инклюзивное образование детей в МОДО может быть организовано:
- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном детском объединении МОДО.
3.4. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, может быть реализовано через следующие модели:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, посещают МДОО, МОО и МОДО наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего группы, класса, детского объединения, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;
- частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОО и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям ТПМПК;
- внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МОО по рекомендациям ТПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).
3.5. Прием обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК, с согласия и на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МДОО, МОО и МОДО.
3.6. Численность детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в МДОО, МОО и МОДО, определяется в соответствии с санитарными нормами и правилами.
3.7. При организации инклюзивного образования МДОО, МОО и МОДО обязаны:
- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);
- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
- обеспечить помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (за исключением МДОО);
- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя- логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));
- обеспечить условия реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с документами, регламентирующими образовательные отношения (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);
- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, его коррекционную подготовку;
- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.
3.8. МДОО, МОО и МОДО осуществляют:
- учет обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации (за исключением МДОО и МОДО);
- размещение информации о наличии условий для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, на официальных сайтах МДОО, МОО и МОДО;
- создание в МДОО, МОО и МОДО толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям-инвалидам.
3.9. Департамент образования администрации города Дзержинска:
- координирует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в инклюзивной форме;
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;
- формирует прогнозный план комплектования МДОО, МОО и МОДО классами (группами, детскими объединениями), реализующими адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
- оказывает консультативное сопровождение по организационноуправленческим аспектам;
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности МДОО, МОО и МОДО по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение бесплатного общедоступного и качественного общего и дополнительного образования.
4. Содержание инклюзивного образования
4.1. Содержание общего и дополнительного образования, условия организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой в МДОО, МОО и МОДО самостоятельно.
4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
4.3. Адаптированная образовательная программа МОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.4. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Коррекционноразвивающие мероприятия в МОО могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
4.5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОО (МДОО) в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и правил.
4.6. Обучение детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников, и соответствующим программам обучения.
4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Лицам с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОО и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.
5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования
5.1. Для работы в системе инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.
5.2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.
5.3. В штатное расписание МДОО, МОО и МОДО вводятся штатные единицы - учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых образовательных потребностей детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов).
(пункт 5.3 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
5.4. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание штатных единиц специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с организацией, оказывающей услуги для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
(пункт 5.4 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Дзержинские ведомости" № 24 от 26.03.2020, Официальный сайт администрации города Дзержинска Нижегородской области http://dzadm.ru от 25.03.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 190.000.000 КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 190.040.000 Управление в области образования. Программы развития образования |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: