Основная информация

Дата опубликования: 25 марта 2020г.
Номер документа: RU52075205202000148
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 25.03.2020 № 758

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК

(в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск.

2. Департаменту информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации города.

3. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Жаворонкову О.А..

Глава города

И.Н.Носков

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

города Дзержинска

от 25.03.2020 № 758

(в редакции постановления администрации

от 17.03.2021 № 705)

Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в муниципальных образовательных организациях городского округа город Дзержинск

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) и в муниципальных организациях дополнительного образования (далее - МОДО) в городском округе город Дзержинск (далее – город Дзержинск), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в муниципальную систему образования и имеют возможность получать образование в муниципальных образовательных организациях города Дзержинска.

(пункт 1.1 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

1.2. Правовые основы организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

(пункт 1.2 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий;

- ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

- специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.4. Для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО реализуется инклюзивное образование независимо от вида ограничений здоровья.

2. Цели и задачи инклюзивного образования

2.1. Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

2.2. Задачи инклюзивного образования:

- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

- освоение обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

3. Организация инклюзивного образования

3.1. Инклюзивное образование детей в МДОО может быть организовано:

- посредством совместного обучения детей, не имеющих ограничений по здоровью и детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в группе общеразвивающей направленности;

(абзац второй в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

- посредством обучения в группах комбинированной направленности;

- посредством обучения в группах компенсирующей направленности;

- посредством обучения в группах оздоровительной направленности.

3.2. Инклюзивное образование детей в МОО может быть организовано:

- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе МОО;

- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОО, реализующем программы общего образования.

Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении территориальной Психолого-медико-педагогической комиссии города Дзержинска (далее –ТПМПК).

3.3. Инклюзивное образование детей в МОДО может быть организовано:

- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном детском объединении МОДО.

3.4. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, может быть реализовано через следующие модели:

- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, посещают МДОО, МОО и МОДО наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего группы, класса, детского объединения, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;

- частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОО и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям ТПМПК;

- внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети- инвалиды, обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МОО по рекомендациям ТПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.5. Прием обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МДОО, МОО и МОДО для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК, с согласия и на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МДОО, МОО и МОДО.

3.6. Численность детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в МДОО, МОО и МОДО, определяется в соответствии с санитарными нормами и правилами.

3.7. При организации инклюзивного образования МДОО, МОО и МОДО обязаны:

- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);

- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;

- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

- обеспечить реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;

- обеспечить помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (за исключением МДОО);

- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя- логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));

- обеспечить условия реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с документами, регламентирующими образовательные отношения (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);

- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, его коррекционную подготовку;

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.

3.8. МДОО, МОО и МОДО осуществляют:

- учет обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации (за исключением МДОО и МОДО);

- размещение информации о наличии условий для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, на официальных сайтах МДОО, МОО и МОДО;

- создание в МДОО, МОО и МОДО толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям-инвалидам.

3.9. Департамент образования администрации города Дзержинска:

- координирует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в инклюзивной форме;

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- формирует прогнозный план комплектования МДОО, МОО и МОДО классами (группами, детскими объединениями), реализующими адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;

- оказывает консультативное сопровождение по организационно­управленческим аспектам;

- осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности МДОО, МОО и МОДО по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на получение бесплатного общедоступного и качественного общего и дополнительного образования.

4. Содержание инклюзивного образования

4.1. Содержание общего и дополнительного образования, условия организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой в МДОО, МОО и МОДО самостоятельно.

4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.

4.3. Адаптированная образовательная программа МОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

4.4. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Коррекционно­развивающие мероприятия в МОО могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

4.5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОО (МДОО) в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и правил.

4.6. Обучение детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников, и соответствующим программам обучения.

4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в МОО осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Лицам с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОО и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.

5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования

5.1. Для работы в системе инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.

5.2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.

5.3. В штатное расписание МДОО, МОО и МОДО вводятся штатные единицы - учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых образовательных потребностей детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов).

(пункт 5.3 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

5.4. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание штатных единиц специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с организацией, оказывающей услуги для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.

(пункт 5.4 в редакции постановления администрации от 17.03.2021 № 705)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Дзержинские ведомости" № 24 от 26.03.2020, Официальный сайт администрации города Дзержинска Нижегородской области http://dzadm.ru от 25.03.2020
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 190.000.000  КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 190.040.000 Управление в области образования. Программы развития образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать