Основная информация

Дата опубликования: 25 апреля 2007г.
Номер документа: ru02000200700101
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Правительство Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2007 года N 71

г. Горно-Алтайск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2007-2008 ГОДАХ»

{Утратил силу:

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.10.2007., N 220 НГР:ru02000200700368}

В целях повышения эффективности государственного управления, с учетом положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2007 - 2008 годах" (далее - Программа).

2. Установить, что при подготовке проектов законов Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующие годы Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, объемы финансирования программных мероприятий ежегодно корректируются исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Алтай.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Алтай принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай, Руководителя Единого аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Агеева О.В.

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Алтай Ю.В. Антарадонов

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Республики Алтай

от 25 апреля 2007 г. № 71

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2007 - 2008 ГОДАХ"

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2007 - 2008 годах"

Основание для разработки

Программы

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации ;

постановление Правительства Российской Федерации «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2007 году»;

Закон Республики Алтай «О государственной гражданской службе в Республике Алтай»;

Закон Республики Алтай «О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы»;

распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2006 года № 112-рГ (ред. от 27.03.2007г. № 43-рГ) «О республиканской комиссии по административной реформе»;

постановление Правительства Республики Алтай «О порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай»

Государственный заказчик

Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Основные разработчики

Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Единый аппарат Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

улучшение качества и доступности государственных услуг;

повышение эффективности функционирования системы государственного и муниципального управления;

обеспечение ориентации деятельности органов исполнительной власти Республики Алтай на выработку и реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Алтай;

ограничение вмешательства органов исполнительной власти Республики Алтай, исполнительных органов местного самоуправления в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов тактического и стратегического планирования, управления по результатам и проектного управления в органах исполнительной власти Республики Алтай и исполнительных органах местного самоуправления;

оптимизация функций органов исполнительной власти Республики Алтай и завершение процесса приведения структур и функций органов исполнительной власти Республики Алтай в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами;

разработка и внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;

развитие электронного управления, интеграция информационных и коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление;

повышение эффективности процедур планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития Республики Алтай;

повышение качества кадрового обеспечения и дальнейшее развитие государственной гражданской и муниципальной служб Республики Алтай;

обеспечение публичности и не коррупционности действий органов исполнительный власти Республики Алтай и исполнительных органов местного самоуправления

Сроки и этапы реализации Программы

2007 - 2008 годы

Перечень подпрограмм и/или

основных мероприятий

Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающий:

внедрение механизмов тактического и стратегического планирования, управления по результатам и проектного управления в органах исполнительной власти Республики Алтай и исполнительных органах местного самоуправления;

оптимизацию функций органов исполнительной власти Республики Алтай и завершение процесса приведения структур и функций органов исполнительной власти Республики Алтай в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами;

разработку и внедрение регламентов и стандартов государственных и муниципальных услуг;

развитие электронного управления, интеграция информационных и коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление;

повышение эффективности процедур планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития Республики Алтай;

повышение качества кадрового обеспечения и дальнейшее развитие государственной гражданской и муниципальной служб Республики Алтай;

обеспечение публичности и не коррупционности действий органов исполнительный власти Республики Алтай и исполнительных органов местного самоуправления;

повышение ресурсного обеспечения административной реформы, повышение качества организационного обеспечения реформы и обеспечение адекватной информационной поддержки проводимых преобразований

Исполнители Программы

Органы исполнительный власти Республики Алтай и исполнительные органы местного самоуправления

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 41040 тыс.рублей (в ценах 2007 года), в том числе средства республиканского бюджета Республики Алтай - 20520 тыс. рублей. (в 2007 г. - 12635 тыс.руб., в 2008 г. - 7885 тыс.руб.).

Предполагается привлечение средств из бюджета Российской Федерации в размере 50 процентов от планируемой потребности в финансировании.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составят - 20000 тыс. рублей, на прочие расходы - 21040 тыс.рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Республики Алтай
«О порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай»

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также вопросы государственной гражданской службы Республики Алтай;

обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры для совершенствования системы информирования потенциальных потребителей о государственных и муниципальных услугах и их предоставлении;

внедрить систему мониторинга оценки потребителями и поставщиками качества услуг;

уменьшить коррупционные возможности, повысить ответственность и подотчетность государственных гражданских служащих перед государством и обществом, сократить бюрократизм при выполнении ими своих функций;

усовершенствовать систему взаимодействия между органами власти республиканского и муниципального уровня;

устранить дублирование функций органов исполнительной власти Республики Алтай и исполнительных органов местного самоуправления, привести в соответствие реализуемым функциям их структуру, кадровое и материально-техническое обеспечение;

создать механизм конкурентного распределения ресурсов по программам органов исполнительной власти Республики Алтай;

внедрить систему мониторинга и аудита эффективности расходов республиканского бюджета Республики Алтай;

создать единую государственную информационную систему планирования и мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Алтай по достижению ключевых показателей социально-экономического развития, реализации целевых и ведомственных программ

Предполагаемые участники Программы

Органы государственной власти Республики Алтай и органы местного самоуправления

Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2007 - 2008 годах" (далее - Программа) направлена на достижение целей и задач в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, эффективную реализацию подпрограмм «Реформирование государственного управления и местного самоуправления» и «Кадровое обеспечение» Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года № 93-РЗ.

Реализация приоритетов социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу, обозначенных в Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы, невозможна без повышения эффективности государственного управления, как одного из важнейших компонентов системы государственного устройства.

Избыточность функций государственного управления, недостаточная публичность деятельности органов государственной власти, низкое качество предоставляемых государственных услуг, снижают доверие населения и бизнес-структур к власти и, в конечном счете, становятся сдерживающим фактором экономического развития.

На преодоление указанных проблем направлена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, где одним из важнейших направлений обозначено участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий административной реформы.

Республика Алтай уже начала активно интегрироваться в процесс реформирования административно-управленческих структур. На сегодняшний день достигнуты определенные результаты:

Республика Алтай принимает активное участие в реформе финансового сектора, как одной из составляющих административной реформы.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 11 октября 2005 года № 189 утверждена Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай в 2006-2007 гг. В рамках данной программы органами исполнительной власти Республики Алтай проведена нормотворческая работа по составлению перечня бюджетных услуг и перечня стандартов качества бюджетных услуг, повышения эффективности и публичности бюджетных расходов. В частности, разработаны и приняты следующие постановления Правительства Республики Алтай:

постановление Правительства Республики Алтай от 21 июня 2006 года № 134 «Об утверждении Перечня стандартов качества предоставления бюджетных услуг, предоставляемых за счет республиканского бюджета населению Республики Алтай»;

постановление Правительства Республики Алтай от 27 июня 2006 года № 147 "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета населению Республики Алтай";

постановление Правительства Республики Алтай от 21 июня 2006 года № 133 "Об утверждении Перечня бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета населению Республики Алтай по которым на регулярной основе проводится оценка потребности в их предоставлении";

постановление Правительства Республики Алтай от 27 июня 2006 года № 146 "О порядке оценки деятельности бюджетных учреждений Республики Алтай";

постановление Правительства Республики Алтай от 28 июня2006 года № 149 "О мерах по повышению эффективности работы бюджетного сектора и оптимизации бюджетных расходов";

постановление Правительства Республики Алтай от 21 июня 2006 года № 135 "Об утверждении Положения о формировании перечня государственных нужд Республики Алтай и о критериях бюджетных расходов по осуществлению конкурсных бюджетных закупок";

постановление Правительства Республики Алтай от 26 июня 2006 года № 142 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Алтай "О порядке проведения опроса населения Республики Алтай о качестве предоставляемых бюджетных услуг" (в части учета результатов опроса при планировании бюджета на очередной финансовый год).

Данный пакет документов призван обеспечить качественное предоставление и повышение доступности бюджетных услуг для населения республики через эффективное использование бюджетных средств.

На сегодняшний день в Республике Алтай законодательно установлены перечни стандартов качества по четырем основным отраслям: образованию, здравоохранению, социальной политике и культуре. По образованию определены 5 бюджетных услуг и 18 стандартов качества, здравоохранению соответственно 9 и 13, социальной политике 1 и 2 и культуре 5 и 10.

В 2006 году доля отраслевых расходов республиканского бюджета, имеющих перечни стандартов качества предоставления бюджетных услуг, составила: 72,6% - в образовании, 73,5% - в социальной политике, 71,3 % - в здравоохранении, 74,6% - в культуре. Доля стандартизированных расходов в общих расходах бюджета Республики Алтай составила 11% (625,8 млн.руб.).

В ходе обязательного исследования мнения населения Республики Алтай о качестве предоставляемых бюджетных услуг, проведенного в 2006 году, было опрошено 1508 человек, в том числе 699 мужчин и 809 женщин. Опрос дал следующие результаты:

Медицинские услуги.

Для большинства опрошенных (69,1%) медицинская помощь является доступной, однако качеством оказания медицинских услуг довольна меньшая часть опрошенных - 44,6%.

Основные причины недоступности медицинских услуг - большие очереди на приём к врачу (37,8%), удалённость лечебных учреждений, отсутствие транспорта (12,7%), дорогие лекарства, платные анализы (6,7%), нет свободного времени, неудобный график приёма врачей (6,3%), низкая квалификация врачей (4,3%), небрежное отношение врачей к пациентам (2,3%).

34,8% опрошенных объяснили, что их не устраивает квалификация врачей, 24,2% недовольны грубым отношением к пациентам, 9,6% озабочены большими очередями на приём к врачу, 7,4% опрошенных жалуются на устаревшее медицинское оборудование, 1,4% опрошенных не устраивает график приёма, 1,2% ссылаются на невнимательное отношение врачей к жалобам пациентов.

Жители Республики Алтай нуждаются в следующих квалифицированных медицинских услугах: полная качественная диагностика организма (38,0%), оказание качественной медицинской помощи специалистов любого профиля (12,4%), услуги узких специалистов (эндокринолог, онколог, гинеколог, аллерголог, косметолог) - 11,9%, услуги стоматолога (10,5%), приём врача на дому (2,3%).

Услуги образовательных учреждений.

Большинство опрошенных (47,3%) считают неудовлетворительной работу общеобразовательных школ по организации внеклассной работы, имеются претензии к работе по созданию педагогическим коллективом благоприятного морально-психологического климата в ученических группах и родительских коллективах, а также соблюдению санитарно-гигиенических условий.

В качестве предложений по улучшению работы школы 59,0% опрошенных считает необходимым улучшить обеспечение оргтехникой, учебным инвентарём, 42,7% предлагает поработать над расширением сети факультативов, 38,1% респондентов считают, что необходимо улучшить организацию горячего питания.

Работой детских садов довольны 64,2% ответивших, 31,0% оценивает организацию работы неудовлетворительно, 4,8% затруднились с ответом.

Среди оценивающих работу детских садов неудовлетворительной 33,6% видят проблему в нехватке мест в детских садах, большой очередью, 23,4% обеспокоены высокой ежемесячной платой за пользование детским садом, 15,0% не удовлетворяет квалификация воспитателей, 1,8% считают необходимым наличие квалифицированных психологов в детских садах.

В качестве дополнительных услуг в образовании 19,8% опрошенных предлагается организация новых факультативов, дополнительное изучение спец.предметов (этика, эстетика, психология, экономика), 8,0% опрошенных считают, что необходимо введение профильного образования подростков, 7,6% озабочены нехваткой высококвалифицированных педагогов, 6,0% рекомендуют организовать бесплатную довузовскую подготовку.

Работой учреждений дополнительного образования в Республике Алтай довольны большинство опрошенных. В качестве основных предложений по улучшению работы учреждений дополнительного образования является улучшение финансирования (19,3%), расширение филиальной сети учреждений (особенно это актуально для районов республики) - 12,1%, уделение большего внимания спорту, организация спортивных секций (7,0%), более активное вовлечение молодёжи в деятельность учреждений дополнительного образования (5,7%), создание различных кружков прикладного характера (5,0%), оснащение необходимым оборудованием, учебным инвентарём (4,4%).

Услуги культурно-массовых учреждений.

Большинство опрошенных (67,0%) отрицательно оценивают работу учреждений культуры для населения старше 25 лет.

Основные направления, которые опрашиваемые находят необходимыми для улучшения работы в этой сфере - увеличить финансирование культуры (33,2%), проводить больше интересных культурно-развлекательных мероприятий (22,4%), позаботиться о привлечении более профессиональных работников в эту сферу (14,5%), 3,9% считают, что стоит обновить материальную базу, 3,4% опрошенных настаивают на том, чтобы заинтересовывали большее количество населения, 2,9% видят необходимость в выделении средств на проведение ремонта учреждений культуры.

Есть отдельные мнения опрошенных о том, что необходимо больше проводить мероприятий для всех возрастных групп, а не только для молодёжи, следует заняться организацией гастролей эстрадных исполнителей, в некоторых районах есть потребность в строительстве новых учреждений культуры, часть опрошенных считает актуальным строительство кинотеатров, восстановление системы кинопроката.

Большинство опрошенных (54,5%) интересуются концертами, спектаклями, 39,0% заинтересованы в посещении театрализованных праздников и представлений, 35,5% готовы посещать вечера отдыха и дискотеки, а тематические вечера интересуют 12,8% опрошенных.

Деятельность библиотек большинство опрошенных оценивают положительно, хотя в среднем по республике не посещают эти учреждения 41,9% опрошенных.

Для улучшения библиотечного дела 57,3% опрошенных предлагают обновить имеющийся книжный фонд библиотек, закупить больше разнообразной литературы, 10,6% считают, что необходимо выделять больше бюджетных средств на деятельность библиотек, 9,0% опрошенных настаивают на введении электронного каталога, предоставлении читателям возможности чтения книг в электронном варианте, 5,6% указывают на не всегда вежливое отношение библиотекарей к читателям, 3,2% опрошенных считают важным провести ремонт в библиотеках.

Услуги физкультурно-массовых учреждений.

Большинство опрошенных (70,4%) считают, что имеются существенные недостатки по организации физкультурно-массовых мероприятий для взрослого населения, особенно для граждан старше 25 лет. Школьники и основная часть молодёжи, по мнению большинства опрошенных (66,7%), имеют возможность участвовать в физкультурно-массовых мероприятиях и довольны их качеством.

Услуги в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Большинство жителей Республики Алтай (55,3%) нередко обращаются за помощью к правоохранительным органам, при этом 51,4% опрошенных не испытывают доверия к работникам этих органов. Качеством оказываемых услуг довольны лишь 39,6% респондентов.

Основными причинами недоверия правоохранительным органам являются, по мнению 24,7% респондентов, коррупция, 22,1% указывают на недобросовестное отношение к работе, грубое отношение к потерпевшим, 21,0% считают, что проблема заключается в непрофессионализме среди сотрудников, 10,3% жалуются на низкую оперативность работы и раскрываемость преступлений.

Основными направлениями по улучшению качества работы правоохранительных органов, по мнению 18,4% опрошенных, являются усиление контроля, более широкая огласка, 12,3% считают, что целесообразно повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников, 4,4% считают, что необходимо повысить культуру общения сотрудников правоохранительных органов с населением.

Также есть предложения отдельных опрошенных по улучшению условий работы сотрудников правоохранительных органов, повышению размеров зарплат участковым, созданию народных дружин, обеспечивающих соблюдение правопорядка на добровольных началах.

Услуги в области социальной защиты населения.

59,0% опрошенных считают себя социально незащищёнными.

Основные причины - слабая забота государства о социально незащищённых слоях населения, неэффективная политика в этой сфере (25,5%), низкий размер заработных плат и пенсий (13,0%), инфляция и безработица (11,8%), бюрократия чиновников, сложности с оформлением документов для получения социальных пособий (10,1%), 5,9% опрошенных считают низким размер социальной помощи, 3,7% озабочены непрофессионализмом среди сотрудников органов социальной защиты. Также есть недовольство отдельных опрошенных по поводу высоких тарифов ЖКХ и стоимости электроэнергии, отсутствия системы информирования для всего населения.

В целом по Республике Алтай 65,8% считают неэффективным механизм предоставления социальной помощи, 72,4% опрошенных недовольны размерами социальной помощи населению.

Основными направлениями по улучшению качества социальной защиты 38,1% опрошенных считают увеличение размера пособий, 15,5% считают важным оказывать социальную поддержку молодёжи, молодым семьям, 15,1% говорят, что необходимо больше внимания уделят проблемам пенсионеров и малоимущих, 6,7% предлагают упростить процедуру получения социальной помощи, 1,5% считают целесообразным сократить штат сотрудников социальной защиты.

Таким образом, существует необходимость реформирования и повышения эффективности работы органов исполнительной власти, отвечающих за надлежащее представление соответствующих государственных и бюджетных услуг населению.

В целях оптимизации процедур планирования бюджетных расходов, формирования системы планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату, достижения более эффективных результатов развития бюджетного планирования в Республике Алтай, постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июня 2006 года № 151 «О мерах по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату» утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств Республики Алтай до 2008 года на основе поставленных целей и задач.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 26 мая 2005 года № 80 одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Республике Алтай в 2005-2007 годах. В рамках данной Концепции разработано Положение о докладах, результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) субъектов бюджетного планирования.

По состоянию на 15.04.2007 г. 5 (28% от общего числа) из 18 субъектов бюджетного планирования, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Республики Алтай от 4 июня 2006 года № 87-р, разработали и утвердили ДРОНД с горизонтом планирования до 2010 года. У 13 субъектов бюджетного планирования работа по ДРОНД находится в завершающей стадии.

В рамках реализации данного направления административной реформы проделана следующая работа:

утвержден Закон Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 104-РЗ «Об Общественной палате Республики Алтай»;

утвержден Закон Республики Алтай от 20 июня 2006 года № 47-РЗ «О порядке принятия решения об установлении налоговых льгот или их отмене»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2003 года № 125 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Алтай и республиканских органов исполнительной власти»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 28 июня 2006 года № 152 «Об утверждении Порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов и иных нормативно-правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства»;

на официальном Интернет-портале Республики Алтай altai-republic.ru создана «электронная приемная», через которую граждане и юридические лица могут связаться с Правительством Республики Алтай и получить ответы на интересующие вопросы;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 26 июня 2006 года № 137 «Об утверждении Порядка оценки рыночной стоимости объектов, находящимися в собственности Республики Алтай»;

в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ организован Интернет сайт закупок для государственных и муниципальных нужд Республики Алтай http://zakupki.altai-republic.ru/;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 21 июня 2006 года № 13 «Об утверждении Положения о формировании перечня государственных нужд Республики Алтай и о критериях бюджетных расходов по осуществлению конкурсных бюджетных закупок»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 18 апреля 2006 года № 4 «О порядке зачисления, учета и направления расходования средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, полученных государственными учреждениями Республики Алтай»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2006 года № 153 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2006 года № 154 «Об утверждении Положения о предоставлении юридическим лицам государственных гарантий Республики Алтай»;

утверждено постановление Правительства Республики Алтай от 30 июня 2006 года № 158 «Об утверждении Порядка оценки эффективности установленных (планируемых) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков»;

издано распоряжение Правительства Республики Алтай от 8 июня 2006 года № 206-р «Об утверждении порядка проведения мониторинга малого предпринимательства в Республике Алтай».

Принятие вышеуказанного пакета нормативно-правовых актов позволило повысить информированность и участие общественности в работе органов государственной власти, повысить прозрачность механизмов финансовой поддержки хозяйствующих субъектов через установление процедур конкурсности, введение формализованных критериев конкурсного отбора и мониторинга эффективности использования бюджетных средств.

На территории Республики Алтай осуществляют деятельность 13 общественных организаций, представляющих интересы малого предпринимательства, в том числе 6 республиканского уровня. В последние годы сложилась практика проведения ежегодных республиканских совещаний с данными структурами, представляющими интересы предпринимательского сообщества. В целях реализации замечаний и предложений, высказанных участниками 3 республиканского совещания «Малый бизнес и власть: пути взаимодействия» и Резолюции совещания от 04.04.2006 года, разработан план дополнительных мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства в Республике Алтай на 2006-2007 годы.

Государственные информационные ресурсы в сети «Интернет» в настоящее время формируют и актуализируют 10 республиканских органов государственной власти. Кроме того, администрации 3-х муниципальных образований имеют свои публичные интернет-ресурсы.

В настоящее время на территории республики существует 30 пунктов (центров) общественного доступа к Интернет с 80 рабочими местами.

В целях развития сети коллективных таксофонов и обеспечения доступа в Интернет в 2006 году проводились проектные работы по данному направлению. По итогам конкурса на федеральном уровне исполнителем работ в регионе определен Горно-Алтайский филиал ОАО «Сибирьтелеком». Согласованы пункты размещения 104 спутниковых и 129 проводных таксофонов.

За период 2006-2007 гг. был проведен ряд мероприятий по реформированию структуры органов исполнительной власти Республики Алтай, направленных на устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику через упразднение избыточных функций, сокращение численности государственных служащих и штатных работников государственных учреждений, совершенствование системы контроля и надзора.

Процесс упразднения дублирующих и избыточных функций органов исполнительной власти Республики Алтай реализуется через принятие ряда нормативно-правовых актов:

Закон Республики Алтай от 14 февраля 2006 года № 15-РЗ «О структуре Правительства Республики Алтай»;

Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2005 года № 51-у "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Алтай";

постановление Правительства Республики Алтай о вопросах ведения и Положениях органов исполнительной власти Республики Алтай. В настоящее время действует 16 постановлений «О вопросах ведения.» и 16 постановлений «Об утверждении Положения.»;

В настоящее время органами государственной власти осуществляется работа по инвентаризации оказываемых государственных функций и формированию административных регламентов исполнения государственных функций.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 21 сентября 2006 года № 234 установлена предельная численность работников исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в размере 1359 чел.

Работа по оптимизации функций привела к сокращению общей численности государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Республики Алтай к уровню 2005 года на 9,3%. Общая численность государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в 2007 году составляет 316 человек.

В 2007 году в бюджете Республики Алтай предусмотрены средства на повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Алтай в количестве 6 человек по вопросам административной реформы на базе Центра повышения квалификации Сибирской академии государственной службы.

Распоряжением Правительства Республики Алтай от 7 июня 2002 года № 415-р создан Координационный совет по реализации мероприятий республиканской целевой программы «Электронный Алтай на 2002-2007 гг.», фактически на данный орган возложены полномочия по выработке стратегических направлений информатизации деятельности органов государственной власти Республики Алтай. В Правительстве Республики Алтай создано специализированное подразделение - Управление информатизации и защиты информации.

В течение последних лет в республике реализуется ряд целевых программ ("Электронный Алтай на 2002-2007 годы", "Реформирование управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг."), оказывающих непосредственное влияние на уровень информатизации органов государственной власти.

На сегодня в министерствах и ведомствах достигнут удовлетворительный уровень обеспечения компьютерной техникой сотрудников, которые обладают необходимой начальной компьютерной грамотностью. В разных ведомствах от 25% до 50% имеющейся компьютерной техники можно отнести к морально-устаревшей. Острее стоят проблемы использования современных сетевых информационных технологий и внедрения ведомственных и межведомственных информационных систем органов исполнительной власти.

Большинство органов исполнительной власти республики широко используют электронные правовые базы данных "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс". Обеспечена доступность через Интернет регионального фрагмента Федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов Федерации ().

В подавляющем большинстве органов исполнительной власти автоматизировано делопроизводство. Автоматизация рутинных функций поиска информации, как правовой, так и регистрационной, позволяет существенным образом повысить эффективность выполнения должностных обязанностей гражданскими государственными служащими.

В рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 годы проводится внедрение взаимоувязанных программных продуктов: «Cкиф», АС «Бюджет», АС «Смета учреждения», Парус «Бухгалтерия», Парус «Запрлата», Парус «Кадры», Система электронного документооборота с УФК (СЭД), СППР «Финансово-экономический анализ».

Кроме того, ведется автоматизированный реестр республиканской собственности, реестр договоров аренды, республиканский реестр лиц, которым установлены социальные льготы.

Поддерживается интернет-домен 2-ого уровня altai-republic.ru. В настоящее время на официальном портале Республики Алтай свои самостоятельные слои имеют порядка 50% органов власти. В 2006-м году введен в эксплуатацию официальный сайт Республики Алтай zakupki.altai-republic.ru для размещения информации о государственных заказах. Ведется реестр государственный контрактов Республики Алтай.

В 2006 году начата работа по созданию в Республике Алтай Мультисервисной сети передачи данных между муниципальными образованиями, поселениями и органами государственной власти Республики Алтай (103 точки подключения). Развертываемая сеть будет обеспечивать возможность функционирования единой государственной информационной системы управления и обеспечивать пользователям передачу данных и возможность санкционированного доступа к базам данных и другим информационным ресурсам.

С целью создания условий для информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления Республики Алтай, реформирования экономики за счет автоматизации процессов информационного взаимодействия по средствам ИКТ, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай в 2005-2006 годах реализовало совместно с ЗАО «ПРОГНОЗ» (г. Пермь) проект по созданию информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай (далее - ИАС «Прогноз»).

Система предназначена для обеспечения информационно - аналитической и инструментальной поддержки принятия решений специалистами и руководством Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай в процессах анализа текущей ситуации и перспективного планирования социально-экономического развития республики.

Целью создания ИАС «Прогноз» является повышение уровня обоснованности управленческих решений за счет использования современных информационных технологий, создания многопользовательской базы данных для функционального взаимодействия структурных подразделений и применения экономико-математических методов моделирования.

В рамках ИАС «Прогноз» решаются следующие задачи:

1) создание и актуализация базы данных показателей социально-экономического развития Республики Алтай;

2) повышение оперативности и качества управленческих решений на основе использования аналитических и прогнозных инструментальных средств;

3) проведение мониторинга, экономического анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай;

4) представление информации в табличном, графическом, картографическом и анимационном виде;

5) инструментальная и информационная поддержка экспертно-аналитической деятельности руководства и специалистов;

6) обеспечение защиты, конфиденциальности и целостности коллективных информационных ресурсов ИАС.

ИАС «Прогноз» успешно использовалась для разработки Программы социально-экономического развития республики на 2006-2009 годы, Технико-экономического обоснования создания на территории Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Следует отметить, что внедрение информационных технологий, направленных на взаимодействие органов государственной власти с населением находится еще на начальном этапе и выполняет лишь простейшие функции информирования граждан и бизнеса о деятельности органов государственной власти. В республике практически не внедрены интерактивные информационные сервисы для населения, которые бы позволяли дистанционно оказывать гражданам государственные услуги.

Основными нормативно-правовыми актами Республики Алтай в области планирования и прогнозирования являются:

Закон Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 56-РЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Республики Алтай»;

постановление Правительства Республики Алтай от 14 июля 2005 года № 110 (ред. от 26.06.2006) «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Республики Алтай».

Одним из направлений деятельности органов государственной власти республики является повышение уровня программно-ориентированных расходов республиканского бюджета. Так, за период 2005 - 2006 гг. доля средств, направленных на софинансирование и реализацию федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ, в расходах консолидированного бюджета Республики Алтай увеличилась с 4,8% до 5,4%.

В рамках постановлений Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2005 года № 65 «О порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай», от 26 сентября 2005 года № 174 «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» реализован механизм оценки эффективности и межведомственной экспертизы проектов республиканских и ведомственных целевых программ.

Малый горизонт планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай, обусловленный, прежде всего, недостаточным уровнем автоматизации этих процессов, осложняют поиск наиболее эффективных направлений использования природно-ресурсного, трудового, производственного, интеллектуального потенциалов региона.

3.8. Проблемы эффективной реализации административной реформы в Республике Алтай

Следует отметить, что административная реформа осуществляется пока фрагментарно, уровень ее проникновения в республиканские и муниципальные органы исполнительной власти также недостаточен.

Проведенный анализ показывает, что основные проблемы повышения эффективности государственного управления в Республике Алтай следующие:

низкое качество и доступность государственных услуг и других «продуктов» деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай для граждан и организаций (бюджетных услуг, контрольно-надзорной деятельности, регулирования, деятельности по реализации проектов развития);

недостаточно активная работа по внедрению административных регламентов оказания государственных услуг порождает незащищенность от субъективизма чиновников, злоупотребления служебным положением со стороны последних в ходе оказания государственных услуг, осуществления контрольно-надзорной деятельности;

длительные сроки предоставления услуг, выполнения надзорных мероприятий, отнимающие у граждан и организаций продуктивное время (длительное время получения государственных услуг; большие временные потери в очереди на получение услуг; необходимость многократного взаимодействия с органом власти; длительный срок непосредственного взаимодействия с чиновником);

некомфортные условия оказания государственных услуг при взаимодействии с органами власти (ветхость отдельных зданий и помещений; несоответствие помещений современным требованиям к обслуживанию);

низкая и неравная доступность государственных и бюджетных услуг (неудобный график работы государственных органов; трудность получения услуг жителями и организациями, находящимися в удаленных и малых поселениях; отсутствие открытой информации о порядке предоставления государственных услуг; фактическая платность отдельных услуг; сложность получения услуг лицами с ограниченными физическими возможностями);

слабая ориентация и мотивация исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им организаций в своей деятельности на конечный результат и, в первую очередь, на удовлетворенность граждан и организаций «продуктами» деятельности органов власти;

незавершенность процесса оптимизации структуры и функционала исполнительных органов государственной власти Республики Алтай;

недостаточное соответствие имеющейся системы информационного обеспечения (уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий) исполнительных органов государственной власти Республики Алтай требованиям административной и бюджетной реформ и, прежде всего, вводимым системам планирования и прогнозирования деятельности, управления и бюджетирования, ориентированных на результат;

недостаточное информационное, ресурсное и организационное обеспечение, проводимых в сфере повышения эффективности государственного управления, мероприятий. Следствием этого выступает низкий темп проводимых преобразований, слабая поддержка реформ среди населения и общественных организаций.

Преодолению указанных недостатков будет способствовать проведение работы по систематизации, увязке по целям, задачам, конечным результатам и ресурсам хода реализации административной реформы в Республике Алтай. Наиболее эффективно такая работа реализуется в рамках целевой программы.

Проведенные в предыдущем разделе анализ достигнутых в 2006 году результатов и проблем реализации административной реформы в Республике Алтай позволяют сформулировать основные региональные приоритеты и дальнейшие направления реализации административной реформы на планируемую перспективу (2007-2008 гг.). Данные приоритеты и направления воплощены в целях и задачах настоящей Программы.

Целями Программы являются:

улучшение качества и доступности государственных услуг;

повышение эффективности функционирования системы государственного и муниципального управления и обеспечение ориентации деятельности органов исполнительной власти Республики Алтай на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Алтай;

ограничение вмешательства органов исполнительной власти Республики Алтай, исполнительных органов местного самоуправления в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов тактического и стратегического планирования, управления по результатам и проектного управления в органах исполнительной власти Республики Алтай и исполнительных органах местного самоуправления;

оптимизация функций органов исполнительной власти Республики Алтай и завершение процесса приведения структур и функций органов исполнительной власти Республики Алтай в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами;

разработка и внедрение регламентов и стандартов государственных и муниципальных услуг;

развитие электронного управления, интеграция информационных и коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление;

повышение эффективности процедур планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития Республики Алтай;

повышение качества кадрового обеспечения и дальнейшее развитие государственной гражданской и муниципальной служб Республики Алтай;

обеспечение публичности и не коррупционности действий органов исполнительный власти Республики Алтай и исполнительных органов местного самоуправления;

повышение ресурсного обеспечения административной реформы, повышение качества организационного обеспечения реформы и обеспечение адекватной информационной поддержки проводимых преобразований.

Реализация административной реформы в Республике Алтай предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем, достижение целей и задач Программы, сгруппированных по направлениям, соответствующим основным приоритетам и задачам административной реформы в Российской Федерации. Такая группировка обеспечивает максимальное соответствие комплекса мероприятий основным приоритетам и задачам Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р.

Достижение ряда задач может выполняться посредством реализации одного или нескольких проектов, включающих программные мероприятия. Проектный подход к достижению отдельных задач объясняется более высокими требованиями к координации соответствующих мероприятий, обеспечению их взаимосвязи и к уровню ответственности за достижение конечных целей. Система мероприятий приведена в приложении 1 к Программе.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 41040 тыс.рублей (в ценах 2007 года), в том числе средства республиканского бюджета Республики Алтай - 20520 тыс. рублей.

Предполагается привлечение средств из бюджета Российской Федерации в размере 50 процентов от планируемой потребности в финансировании.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составят - 20000 тыс. рублей, на прочие расходы - 21040 тыс.рублей.

Таблица 1

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

тыс. руб.

Источники и направления расходов

Всего

В том числе по годам

2007 г.

2008 г.

Объем финансовых затрат, всего,
в т.ч. из:

41040

25270

15770

федерального бюджета

20520

12635

7885

республиканского бюджета

20520

12635

7885

местного бюджета

внебюджетных источников, из них:

Капитальные вложения, в т.ч. из:

федерального бюджета

республиканского бюджета

местного бюджета

внебюджетных источников (указать, каких)

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в т.ч. из:

20000

10000

8000

федерального бюджета

10000

6000

4000

республиканского бюджета

10000

6000

4000

местного бюджета

внебюджетных источников (указать, каких)

Прочие расходы, в т.ч. из:

21040

15270

7770

федерального бюджета

10520

6635

3885

республиканского бюджета

10520

6635

3885

местного бюджета

внебюджетных источников (указать, каких)

Реализация Программы предусматривает взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти, в том числе в рамках Комиссии по проведению административной реформы, образованной распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2006 года № 112-рГ (ред. от 27.03.2007 г. № 43-рГ) «О республиканской комиссии по административной реформе».

Основные исполнители Программы ежегодно разрабатывают и утверждают план работ по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, назначают ответственных за их исполнение, организуют, контролируют и обеспечивают его выполнение в полном объеме.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Алтай бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай направляет в адрес Комиссии по проведению административной реформы ежегодный доклад (отчет) о реализации Программы в срок до 1 марта года, следующего на отчетным.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из всех источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет мероприятия, промежуточные сроки реализации и объемы их финансирования.

Выполнение мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий. Организации для выполнения программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Предполагается, что для реализации мероприятий Программы будут дополнительно привлекаться средства федерального бюджета Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов, а также заинтересованных организаций, формы участия которых в реализации мероприятий Программы определяются договорами (контрактами) между ними и государственными заказчиками Программы.

Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляют:

Комиссия по проведению административной реформы, образованная распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2006 года № 112-рГ (ред. от 27 марта 2007 года
№ 43-рГ) «О республиканской комиссии по административной реформе»;

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

Органы государственной власти, участвующие в реализации мероприятий Программы, назначают лиц, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий, при необходимости формируются рабочие межведомственные группы.

Органы государственной власти, участвующие в реализации мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2005 года № 65 «О порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай», при необходимости иную информацию.

Реализация Программы позволит:

улучшить качество и доступность государственных услуг для населения и организаций;

обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также вопросы государственной гражданской службы Республики Алтай;

обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры для совершенствования системы информирования потенциальных потребителей о государственных и муниципальных услугах и их предоставлении;

уменьшить коррупционные возможности, повысить ответственность и подотчетность государственных гражданских служащих перед государством и обществом, сократить бюрократизм при выполнении ими своих функций;

усовершенствовать систему взаимодействия между органами власти республиканского и муниципального уровня;

устранить дублирование функций органов исполнительной власти Республики Алтай и исполнительных органов местного самоуправления, привести в соответствие реализуемым функциям их структуру, кадровое и материально-техническое обеспечение;

создать механизм конкурентного распределения ресурсов по программам органов исполнительной власти Республики Алтай;

создать единую государственную информационную систему планирования и мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Алтай по достижению ключевых показателей социально-экономического развития, реализации целевых и ведомственных программ.

В связи с широким охватом различных групп населения и организаций и системным характером реализация Программы должна иметь значительный социально-экономический эффект за счет снижения временных и финансовых издержек граждан и экономических субъектов при взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, улучшения социального климата и повышение уровня общественно-политического согласия, формирование позитивного административно-инвестиционного имиджа Республики Алтай.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 25 апреля 2007 г. № 71

Приложение 1

к Республиканской целевой программе

"Проведение административной реформы

в Республике Алтай в 2007 - 2008 годах"

Система программных мероприятий Республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2007 - 2008 годах"

в ценах 2007 года, Вид расходов - "Прочие", "НИОКР

N п/п

Наименование мероприятий программы

Срок реализации мероприятия

Вид расходов П - прочие,
Н - НИОКР

Стоимостное выражение мероприятия, тыс.руб.

Источники финансирования (ФБ - федеральный бюджет, РБ - республиканский бюджет)

Исполнители

Предполагаемые участники

Ожидаемый эффект

2007г.

2008г.

Всего

Принятие распоряжения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай «О порядке разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг»

Проведение обучающего семинара государственных гражданских служащих Республики Алтай на тему: «Разработка и внедрение административных регламентов и стандартов государственных услуг»

На 01.08.2007г. сформирован реестр избыточных и дублирующих функций и полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай

На 01.09.2007г. Соответствующие изменения внесены и утверждены в установленном порядке

Принятие распоряжения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай «О создании рабочей группы по проведению экспертизы нормативных правовых актов Республики Алтай на коррупциогенность

На 01.08.2007г. , разработан и принят нормативный правой акт, утверждающий методику определения рейтинга исполнительных органов государственной власти Республики Алтай по критерию открытости,
На 01.01.2008г. опубликованы результаты рейтинга

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законодательства Республики Алтай № 40(46) от 23.07.2007 стр.300
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать