Основная информация

Дата опубликования: 25 июня 2013г.
Номер документа: В201303768
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201303768

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 29.10.2013, N 11,

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25.06.2013 N 215/13

ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

В ПЕНСИОННЫХ ФОНД

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 по делу N А64-1493/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2012 по тому же делу.

Путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области (судья Малина Е.В.) в заседании участвовала представитель заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области - Галузинская Е.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области (далее - фонд) проведена документальная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Моршанская мануфактура" (далее - общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 19.10.2011 N 4 и принято решение от 22.11.2011 N 4 (далее - решение фонда) о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 212-ФЗ).

Решением фонда обществу предложено уплатить 455 718 рублей 40 копеек страховых взносов, 40 860 рублей 9 копеек пеней и 91 143 рубля 68 копеек штрафа за неуплату сумм страховых взносов в связи с занижением базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее премий, выплаченных работникам предприятия в декабре 2010 года в общем размере 1 505 000 рублей, (далее - разовые премии, спорные выплаты) стоимости подарков работникам предприятия на общую сумму 400 080 рублей, переданных без заключения письменных договоров дарения между работодателями и работниками, возмещения расходов за использование личного транспорта работника на сумму 2 500 рублей 76 копеек при отсутствии документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, договора аренды, путевых листов, компенсаций работникам стоимости коммунальных услуг в общей сумме 31 000 рублей и сумм, выданных подотчетным лицам, без документов, подтверждающих командировочные расходы.

Не согласившись с решением фонда в части доначисления 433 610 рублей 30 копеек страховых взносов, начисления 38 467 рублей 71 копейки пеней и 86 722 рублей 6 копеек штрафа, общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части (с учетом уточнения заявленного требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 решение фонда признано недействительным в части предложения уплатить 418 775 рублей 20 копеек страховых взносов, 36 364 рубля 79 копеек пеней и 83 755 рублей 4 копейки штрафа; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 06.11.2012 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить в части признания недействительным его решения по эпизоду доначисления на разовые премии 342 899 рублей 92 копеек страховых взносов, начисления 28 720 рублей 72 копеек пеней и 68 579 рублей 98 копеек штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что указанные судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене ввиду следующего.

Судами установлено, что работникам общества на основании приказа от 21.12.2010 N 279 "О премировании" в связи с наступающими новогодними праздниками, в целях поддержки трудового коллектива выплачены разовые премии. Размер премии для каждого работника определялся по усмотрению руководителя общества.

Удовлетворяя требование общества в части признания незаконным решения фонда о доначислении страховых взносов, начисления пеней и штрафов на разовые премии, суды исходили из того, что спорные выплаты согласно части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, так как не предусмотрены ни трудовыми договорами, ни локальными нормативными актами общества и не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Однако судами не учтено следующее.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Из содержания статей 15, 16, 56, 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что разовые премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеют стимулирующий характер, в связи с чем являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений. Следовательно, спорные выплаты относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 по делу N А64-1493/2012, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2012 по тому же делу в части признания недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области от 22.11.2011 N 4 в части доначисления 342 899 рублей 92 копеек страховых взносов, начисления 28 720 рублей 72 копеек пеней и 68 579 рублей 98 копеек штрафа отменить.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Моршанская мануфактура" в указанной части отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2012 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. ИВАНОВ

[введено: 21.11.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]

[проверено: 13.05.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 29.10.2013 Стр. 280
Рубрики правового классификатора: 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 060.020.090 Оплата труда, 070.030.010 Финансирование пенсий, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать