Основная информация
Дата опубликования: | 25 декабря 2018г. |
Номер документа: | RU50000201801709 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Правительство Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25.12.2018 № 1006/46
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области.
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Фомина М.А.
Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Московской области
от 25.12.2018 № 1006/46
ПОРЯДОК
организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
Настоящий Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и устанавливает правила организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора (далее - государственный надзор)
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, в которых они определены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации), Федеральным законом № 294-ФЗ.
2. Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области на осуществление государственного надзора является Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области).
3. Государственный надзор осуществляется в отношении застройщиков, заказчиков, а также лиц, осуществляющих строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - субъект надзора).
4. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также проектной документации объекта капитального строительства (далее - обязательные требования).
5. Государственный надзор осуществляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в соответствии с Перечнем должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», (далее - должностные лица Главгосстройнадзора Московской области) посредством:
проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
организации и проведения проверок субъектов надзора, осуществляемых на основании программы проверок, и внеплановых проверок;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
6. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 152 и 153 статьи 48 ГрК Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями З8 и З9 статьи 49 ГрК Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
2) наличия разрешения на строительство объекта капитального строительства;
3) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК Российской Федерации;
4) Утратил силу – постановление Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42
7. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
8. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым Главгосстройнадзором Московской области (далее - административный регламент) в порядке, установленным федеральным законодательством и законодательством Московской области.
9. При осуществлении государственного надзора Главгосстройнадзором Московской области осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и государственными учреждениями и предприятиями в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
10. Полномочия должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющих государственный надзор:
1) при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (либо его первого заместителя, заместителя) о проведении проверки, заверенной в установленном порядке, беспрепятственно посещать объекты капитального строительства на территории Московской области во время исполнения служебных обязанностей при проведении проверки, проводить обследования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору, определенные распоряжением о проведении проверки, с составлением соответствующих протоколов отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколов или заключений проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
2) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от субъектов надзора документы, объяснения и другую информацию, необходимые в ходе проведения проверки, в том числе требовать представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов, требовать проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
3) получать устные или письменные пояснения от субъектов надзора;
4) привлекать экспертов, экспертные организации, в том числе подведомственные организации, в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ;
5) при организации и проведении проверок запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в сроки и порядке, установленные Правительством Российской Федерации.
11. Должностные лица Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющие государственный надзор, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять служебные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов надзора;
3) проводить проверку на основании распоряжения начальника
Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей,
заместителей) о ее проведении;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей
и при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей,
заместителей) и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать субъекту надзора или их уполномоченным
представителям присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять субъекту надзора или его уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить субъект надзора или его уполномоченных представителей с результатами проверки, а также с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
8) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдаются предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее - предписания);
9) выдавать субъектам надзора предписания;
10) составлять протоколы об административных правонарушениях;
11) применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и осуществлять действия, направленные на привлечение к административной ответственности субъектов надзора, совершивших административные правонарушения;
12) рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности;
13) направлять процессуальные документы и материалы, связанные с нарушениями установленных требований, в суды, иные органы и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
14) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
15) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
16) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
17) соблюдать сроки проведения проверки;
18) не распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
19) применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством Российской Федерации способы получения и фиксирования доказательств по выявленным нарушениям;
20) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае наличия журнала учета проверок);
21) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
22) представлять информацию в единый реестр проверок в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;
23) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
24) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
25) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у субъекта надзора;
26) при наличии у Главгосстройнадзора Московской области сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами Московской области, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия субъектами надзора, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, объявлять юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Главгосстройнадзор Московской области.
12. Должностные лица Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении государственного надзора не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Главгосстройнадзора Московской области, от имени которого действуют должностные лица Главгосстройнадзора Московской области;
2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами Московской области, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
5) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
6) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) превышать установленные сроки проведения проверки;
8) осуществлять выдачу субъектам надзора предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору;
9) требовать от субъектов надзора представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
10) требовать от субъекта надзора представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
13. Главгосстройнадзор Московской области, должностные лица Главгосстройнадзора Московской области в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора при осуществлении государственного надзора имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Главгосстройнадзора Московской области, должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Г лавгосстройнадзором Московской области в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Главгосстройнадзор Московской области по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области;
6) в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в Главгосстройнадзор Московской области в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, приложив документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Главгосстройнадзор Московской области (указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица);
7) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке.
15. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора обязаны:
1) предоставить должностным лицам Главгосстройнадзора Московской области, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые субъектами надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому субъектами надзора оборудованию;
2) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) исполнять предписания Главгосстройнадзора Московской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок, установленный таким предписанием;
4) направлять документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса при проведении документарной проверки.
16. Проверки проводятся на основании распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (его первых заместителей, заместителей) о проведении проверки.
Типовая форма распоряжения о проведении проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
17. Проверки, осуществляемые по программе проверок, проводятся в форме выездных проверок. Внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 54 ГрК Российской Федерации.
18. В целях фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, осуществляется звукозапись, фото- и видеосъемка.
19. В случаях если для разъяснения возникающих при осуществлении государственного надзора вопросов требуются специальные познания, Главгосстройнадзор Московской области назначает экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области государственного надзора.
Такая экспертиза проводится экспертами, подведомственного Главгосстройнадзору Московской области государственного бюджетного
учреждения, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами подведомственного
Главгосстройнадзору Московской области государственного бюджетного
учреждения.
Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
20. Проведение проверки осуществляется с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые разрабатываются и утверждаются Главгосстройнадзором Московской области в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении субъектами надзора обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Проверочные листы оформляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с использованием государственной информационной системы «Единая государственная информационная система обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области».
21. По результатам проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области составляется акт в соответствии с типовой формой, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Главгосстройнадзора Московской области.
В случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в части I1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 62 статьи 54 ГрК Российской Федерации, в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту нахождения такого объекта капитального строительства.
При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
22. В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом надзора обязательных требований должностные лица Главгосстройнадзора Московской области, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание субъекту надзора с указанием сроков устранения нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
221. В случае, если по результатам проведенной проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого
разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, другими федеральными законами, должностное лицо Главгосстройнадзора Московской в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
(пункт 22.1 введен постановлением Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
23. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
24. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся посредством плановых (рейдовых) осмотров территорий (земельных участков) Московской области. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
25. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора осуществляются Главгосстройнадзором Московской области путем изучения и анализа результатов проверок, обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, публикаций в средствах массовой информации, касающихся соблюдения обязательных требований, и размещаемой на официальных сайтах субъектов надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об их деятельности.
Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении Главгосстройнадзором Московской области проверок.
26. При организации государственного надзора применяется риск- ориентированный подход.
27. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенной категории риска в соответствии
с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода
при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение строящихся, реконструируемых объектов капитального
строительства к определенной категории риска осуществляется Главгосстройнадзором Московской области на основании критериев в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Приложение
к Порядку организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
Критерии отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального
строительства к определенной категории риска
1. Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется Главгосстройнадзором Московской области после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии со следующими критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора:
1) высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
2) значительный риск - производственные здания, объекты нежилого назначения;
3) умеренный риск - объекты капитального строительства, не относящиеся к категориям высокого и значительного риска.
2. При осуществлении государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:
1) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
2) для категории значительного риска - не более 7 проверок;
3) для категории умеренного риска - не более 5 проверок.
В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 1 настоящего приложения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
1) строительства, реконструкции объекта капитального строительства
в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
2) строительства, реконструкции объекта капитального строительства
в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
3) строительства, реконструкции объекта капитального строительства,
общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 2 настоящего приложения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 14 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 10 проверок в случаях:
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раз к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1-3 статьи 9.5, статьей 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25.12.2018 № 1006/46
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области.
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Фомина М.А.
Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Московской области
от 25.12.2018 № 1006/46
ПОРЯДОК
организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
Настоящий Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и устанавливает правила организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора (далее - государственный надзор)
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, в которых они определены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации), Федеральным законом № 294-ФЗ.
2. Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области на осуществление государственного надзора является Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области).
3. Государственный надзор осуществляется в отношении застройщиков, заказчиков, а также лиц, осуществляющих строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - субъект надзора).
4. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также проектной документации объекта капитального строительства (далее - обязательные требования).
5. Государственный надзор осуществляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в соответствии с Перечнем должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», (далее - должностные лица Главгосстройнадзора Московской области) посредством:
проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
организации и проведения проверок субъектов надзора, осуществляемых на основании программы проверок, и внеплановых проверок;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
6. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 152 и 153 статьи 48 ГрК Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями З8 и З9 статьи 49 ГрК Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
2) наличия разрешения на строительство объекта капитального строительства;
3) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК Российской Федерации;
4) Утратил силу – постановление Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42
7. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
8. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым Главгосстройнадзором Московской области (далее - административный регламент) в порядке, установленным федеральным законодательством и законодательством Московской области.
9. При осуществлении государственного надзора Главгосстройнадзором Московской области осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и государственными учреждениями и предприятиями в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
10. Полномочия должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющих государственный надзор:
1) при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (либо его первого заместителя, заместителя) о проведении проверки, заверенной в установленном порядке, беспрепятственно посещать объекты капитального строительства на территории Московской области во время исполнения служебных обязанностей при проведении проверки, проводить обследования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору, определенные распоряжением о проведении проверки, с составлением соответствующих протоколов отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколов или заключений проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
2) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от субъектов надзора документы, объяснения и другую информацию, необходимые в ходе проведения проверки, в том числе требовать представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов, требовать проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
3) получать устные или письменные пояснения от субъектов надзора;
4) привлекать экспертов, экспертные организации, в том числе подведомственные организации, в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ;
5) при организации и проведении проверок запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в сроки и порядке, установленные Правительством Российской Федерации.
11. Должностные лица Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющие государственный надзор, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять служебные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов надзора;
3) проводить проверку на основании распоряжения начальника
Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей,
заместителей) о ее проведении;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей
и при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей,
заместителей) и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать субъекту надзора или их уполномоченным
представителям присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять субъекту надзора или его уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить субъект надзора или его уполномоченных представителей с результатами проверки, а также с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
8) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдаются предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее - предписания);
9) выдавать субъектам надзора предписания;
10) составлять протоколы об административных правонарушениях;
11) применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и осуществлять действия, направленные на привлечение к административной ответственности субъектов надзора, совершивших административные правонарушения;
12) рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности;
13) направлять процессуальные документы и материалы, связанные с нарушениями установленных требований, в суды, иные органы и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
14) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
15) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
16) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
17) соблюдать сроки проведения проверки;
18) не распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
19) применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством Российской Федерации способы получения и фиксирования доказательств по выявленным нарушениям;
20) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае наличия журнала учета проверок);
21) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
22) представлять информацию в единый реестр проверок в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;
23) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
24) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
25) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у субъекта надзора;
26) при наличии у Главгосстройнадзора Московской области сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами Московской области, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия субъектами надзора, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, объявлять юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Главгосстройнадзор Московской области.
12. Должностные лица Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении государственного надзора не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Главгосстройнадзора Московской области, от имени которого действуют должностные лица Главгосстройнадзора Московской области;
2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами Московской области, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
5) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
6) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) превышать установленные сроки проведения проверки;
8) осуществлять выдачу субъектам надзора предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору;
9) требовать от субъектов надзора представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
10) требовать от субъекта надзора представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
13. Главгосстройнадзор Московской области, должностные лица Главгосстройнадзора Московской области в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора при осуществлении государственного надзора имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Главгосстройнадзора Московской области, должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Г лавгосстройнадзором Московской области в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Главгосстройнадзор Московской области по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области;
6) в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в Главгосстройнадзор Московской области в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, приложив документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Главгосстройнадзор Московской области (указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица);
7) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке.
15. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора обязаны:
1) предоставить должностным лицам Главгосстройнадзора Московской области, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые субъектами надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому субъектами надзора оборудованию;
2) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) исполнять предписания Главгосстройнадзора Московской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок, установленный таким предписанием;
4) направлять документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса при проведении документарной проверки.
16. Проверки проводятся на основании распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (его первых заместителей, заместителей) о проведении проверки.
Типовая форма распоряжения о проведении проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
17. Проверки, осуществляемые по программе проверок, проводятся в форме выездных проверок. Внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 54 ГрК Российской Федерации.
18. В целях фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, осуществляется звукозапись, фото- и видеосъемка.
19. В случаях если для разъяснения возникающих при осуществлении государственного надзора вопросов требуются специальные познания, Главгосстройнадзор Московской области назначает экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области государственного надзора.
Такая экспертиза проводится экспертами, подведомственного Главгосстройнадзору Московской области государственного бюджетного
учреждения, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами подведомственного
Главгосстройнадзору Московской области государственного бюджетного
учреждения.
Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
20. Проведение проверки осуществляется с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые разрабатываются и утверждаются Главгосстройнадзором Московской области в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении субъектами надзора обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Проверочные листы оформляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с использованием государственной информационной системы «Единая государственная информационная система обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области».
21. По результатам проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области составляется акт в соответствии с типовой формой, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Главгосстройнадзора Московской области.
В случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в части I1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 62 статьи 54 ГрК Российской Федерации, в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту нахождения такого объекта капитального строительства.
При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
(в редакции постановления Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
22. В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом надзора обязательных требований должностные лица Главгосстройнадзора Московской области, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание субъекту надзора с указанием сроков устранения нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
221. В случае, если по результатам проведенной проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого
разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, другими федеральными законами, должностное лицо Главгосстройнадзора Московской в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
(пункт 22.1 введен постановлением Правительства МО от 16.12.2019 № 963/42)
23. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
24. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся посредством плановых (рейдовых) осмотров территорий (земельных участков) Московской области. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
25. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора осуществляются Главгосстройнадзором Московской области путем изучения и анализа результатов проверок, обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, публикаций в средствах массовой информации, касающихся соблюдения обязательных требований, и размещаемой на официальных сайтах субъектов надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об их деятельности.
Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении Главгосстройнадзором Московской области проверок.
26. При организации государственного надзора применяется риск- ориентированный подход.
27. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенной категории риска в соответствии
с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода
при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение строящихся, реконструируемых объектов капитального
строительства к определенной категории риска осуществляется Главгосстройнадзором Московской области на основании критериев в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Приложение
к Порядку организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
Критерии отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального
строительства к определенной категории риска
1. Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется Главгосстройнадзором Московской области после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии со следующими критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора:
1) высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
2) значительный риск - производственные здания, объекты нежилого назначения;
3) умеренный риск - объекты капитального строительства, не относящиеся к категориям высокого и значительного риска.
2. При осуществлении государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:
1) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
2) для категории значительного риска - не более 7 проверок;
3) для категории умеренного риска - не более 5 проверок.
В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 1 настоящего приложения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
1) строительства, реконструкции объекта капитального строительства
в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
2) строительства, реконструкции объекта капитального строительства
в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
3) строительства, реконструкции объекта капитального строительства,
общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 2 настоящего приложения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 14 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 10 проверок в случаях:
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раз к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1-3 статьи 9.5, статьей 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.040.000 Строительство, 090.040.020 Управление в сфере строительства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: