Основная информация
Дата опубликования: | 26 февраля 2019г. |
Номер документа: | RU29000201900171 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2019 г. №92-пп
О СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп, от 07.11.2019 №606-пп, от 25.02.2021 №91-пп)
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618, Правительство Архангельской области п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее – Положение).
Министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее – министерство) совместно с правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области осуществлять координацию деятельности по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее соответственно – антимонопольный комплаенс, исполнительные органы).
(в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп, от 25.02.2021 №91-пп)
Исполнительным органам:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года правовым актом исполнительного органа определить уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа, ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с пунктом 10 Положения, копию указанного правового акта исполнительного органа направить в министерство;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года принять правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области оказывать исполнительным органам, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области содействие по внедрению антимонопольного комплаенса.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области –
председатель Правительства
Архангельской области
А.В. Алсуфьев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 26 февраля 2019 г. № 92-пп
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 25.02.2021 №91-пп)
Общие положения
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618, определяет порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс) в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее – исполнительные органы).
Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции (далее – антимонопольное законодательство).
Целями антимонопольного комплаенса являются:
1) обеспечение соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа.
Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности организации в исполнительном органе антимонопольного комплаенса.
При организации антимонопольного комплаенса исполнительный орган руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность руководства исполнительного органа в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования действующего в исполнительном органе антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
5) совершенствование системы антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо),
ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса
в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования
в исполнительном органе антимонопольного комплаенса
Общий контроль за организацией и функционированием в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем исполнительного органа, который:
1) определяет уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования
в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с настоящим Положением;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими и работниками исполнительного органа настоящего Положения;
3) рассматривает материалы, отчеты, справки и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Обязанностями уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, являются:
1) разработка, согласование и внедрение правовых актов исполнительного органа, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
2) координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
3) контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
4) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
5) инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства в исполнительном органе;
6) информирование должностных лиц исполнительного органа, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и руководителя исполнительного органа о выявленных рисках;
7) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями исполнительного органа по вопросам реализации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
8) взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области , министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области и правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа осуществляет указанные обязанности во взаимодействии с другими структурными подразделениями исполнительного органа.
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
Оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
К функциям коллегиального органа относятся:
1) рассмотрение и оценка мероприятий исполнительного органа в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при исполнительном органе, коллегию исполнительного органа или совещательный и вспомогательный органы при Губернаторе Архангельской области в сфере деятельности исполнительного органа, иной коллегиальный совещательный орган, созданный при исполнительном органе.
Выявление и оценка рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях обеспечения соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ проектов нормативных правовых актов Архангельской области, разработанных в исполнительном органе, и принятых нормативных правовых актов Архангельской области, относящихся к сфере деятельности исполнительного органа, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно – проекты актов, принятые акты), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
3) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
4) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ выявленных в исполнительном органе нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа в исполнительном органе реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в исполнительном органе, который содержит классифицированные по сферам деятельности исполнительного органа сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию
о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных исполнительным органом на недопущение повторения нарушения.
Анализ принятых актов на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится исполнительными органами ежегодно в рамках осуществления мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области в соответствии с Регламентом организации и проведения мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 16 ноября 2010 года № 197-у, путем анализа:
1) принятых Федеральной антимонопольной службой или Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области мер реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (предписания, предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства);
2) актов прокурорского реагирования на принятые акты, не соответствующие антимонопольному законодательству;
3) решений суда о признании принятых актов в области конкуренции несоответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими;
4) экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции на принятые акты в области конкуренции;
5) предложений по совершенствованию принятых актов, направляемых федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организациями и физическими лицами;
6) обращений организаций и физических лиц;
7) информации правоприменительных органов, актов контрольных и надзорных органов;
8) информации, формируемой на основе социологических исследований, и информации, полученной через средства массовой информации.
При проведении анализа проектов актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
1) размещение на портале проектов нормативных правовых актов Архангельской области regulation.gov.ru проекта акта с приложением пояснительной записки, в которой содержится указание на необходимость обоснования реализации предлагаемых решений, в том числе их влияние на конкуренцию;
2) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от граждан и организаций замечаний и предложений по проекту акта в части соблюдения антимонопольного законодательства;
3) подготовка по итогам рассмотрения полученных замечаний и предложений по проекту акта справки о выявлении (отсутствии) в проекте акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства;
2) по итогам сбора информации о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в исполнительном органе, а также при необходимости – о проблемах правоприменения в части конкуренции;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний в исполнительном органе с приглашением представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области , министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области и правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по обсуждению результатов практики применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства и по вопросам проблем правоприменения;
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
4) по итогам проведения совещания, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта, составляется протокол, а также при необходимости подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения в области конкуренции.
При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа составляется описание рисков, в которое включается также оценка причин и условий возникновения рисков.
Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования
в органе власти антимонопольного комплаенса
В целях оценки эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), так и для других структурных подразделений исполнительного органа и исполнительного органа в целом.
Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса разрабатывается уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа по согласованию с министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области с учетом методик, разработанных федеральным антимонопольным органом.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в исполнительном органе.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в коллегиальный орган, указанный в пункте 8 настоящего Положения, на утверждение (не реже одного раза в год) для оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
в исполнительном органе.
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте исполнительного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии – на странице исполнительного органа на официальном сайте правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется исполнительным органом в министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным.
VII. Порядок обучения и ознакомления государственных
гражданских служащих Архангельской области и работников исполнительных органов с антимонопольным комплаенсом
(VII введен постановлением Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
32. При поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области, а также при приеме на работу в исполнительные органы на должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Архангельской области, исполнительные органы обеспечивают ознакомление гражданина с настоящим Положением.
33. Исполнительные органы организуют обучение государственных гражданских служащих Архангельской области и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
1) вводный инструктаж;
2) целевой инструктаж;
3) иные обучающие мероприятия.
34. Вводный (первичный) инструктаж проводится при поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области или при приеме на работу в исполнительные органы, в том числе при переводе
на другую должность, если она предполагает другие служебные (трудовые) функции.
35. При проведении аттестации государственных гражданских служащих (работников) учитывается оценка их знаний по вопросам антимонопольного комплаенса.
36. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности соответствующего исполнительного органа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области
УРОВНИ РИСКОВ
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска
Описание риска
Низкий уровень
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа государственной власти Архангельской области по развитию конкуренции;
вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел
о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют
Незначительный
уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения
Существенный уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства
Высокий уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения, возбуждения
в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2019 г. №92-пп
О СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп, от 07.11.2019 №606-пп, от 25.02.2021 №91-пп)
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618, Правительство Архангельской области п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее – Положение).
Министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее – министерство) совместно с правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области осуществлять координацию деятельности по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее соответственно – антимонопольный комплаенс, исполнительные органы).
(в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп, от 25.02.2021 №91-пп)
Исполнительным органам:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года правовым актом исполнительного органа определить уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа, ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с пунктом 10 Положения, копию указанного правового акта исполнительного органа направить в министерство;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года принять правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области оказывать исполнительным органам, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области содействие по внедрению антимонопольного комплаенса.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области –
председатель Правительства
Архангельской области
А.В. Алсуфьев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 26 февраля 2019 г. № 92-пп
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 25.02.2021 №91-пп)
Общие положения
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618, определяет порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс) в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее – исполнительные органы).
Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции (далее – антимонопольное законодательство).
Целями антимонопольного комплаенса являются:
1) обеспечение соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа.
Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности организации в исполнительном органе антимонопольного комплаенса.
При организации антимонопольного комплаенса исполнительный орган руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность руководства исполнительного органа в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования действующего в исполнительном органе антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
5) совершенствование системы антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо),
ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса
в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования
в исполнительном органе антимонопольного комплаенса
Общий контроль за организацией и функционированием в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем исполнительного органа, который:
1) определяет уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования
в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с настоящим Положением;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими и работниками исполнительного органа настоящего Положения;
3) рассматривает материалы, отчеты, справки и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Обязанностями уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, являются:
1) разработка, согласование и внедрение правовых актов исполнительного органа, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
2) координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
3) контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
4) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
5) инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства в исполнительном органе;
6) информирование должностных лиц исполнительного органа, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и руководителя исполнительного органа о выявленных рисках;
7) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями исполнительного органа по вопросам реализации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
8) взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области , министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области и правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа осуществляет указанные обязанности во взаимодействии с другими структурными подразделениями исполнительного органа.
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
Оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
К функциям коллегиального органа относятся:
1) рассмотрение и оценка мероприятий исполнительного органа в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при исполнительном органе, коллегию исполнительного органа или совещательный и вспомогательный органы при Губернаторе Архангельской области в сфере деятельности исполнительного органа, иной коллегиальный совещательный орган, созданный при исполнительном органе.
Выявление и оценка рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях обеспечения соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ проектов нормативных правовых актов Архангельской области, разработанных в исполнительном органе, и принятых нормативных правовых актов Архангельской области, относящихся к сфере деятельности исполнительного органа, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно – проекты актов, принятые акты), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
3) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
4) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ выявленных в исполнительном органе нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа в исполнительном органе реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в исполнительном органе, который содержит классифицированные по сферам деятельности исполнительного органа сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию
о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных исполнительным органом на недопущение повторения нарушения.
Анализ принятых актов на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится исполнительными органами ежегодно в рамках осуществления мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области в соответствии с Регламентом организации и проведения мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 16 ноября 2010 года № 197-у, путем анализа:
1) принятых Федеральной антимонопольной службой или Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области мер реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (предписания, предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства);
2) актов прокурорского реагирования на принятые акты, не соответствующие антимонопольному законодательству;
3) решений суда о признании принятых актов в области конкуренции несоответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими;
4) экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции на принятые акты в области конкуренции;
5) предложений по совершенствованию принятых актов, направляемых федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организациями и физическими лицами;
6) обращений организаций и физических лиц;
7) информации правоприменительных органов, актов контрольных и надзорных органов;
8) информации, формируемой на основе социологических исследований, и информации, полученной через средства массовой информации.
При проведении анализа проектов актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
1) размещение на портале проектов нормативных правовых актов Архангельской области regulation.gov.ru проекта акта с приложением пояснительной записки, в которой содержится указание на необходимость обоснования реализации предлагаемых решений, в том числе их влияние на конкуренцию;
2) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от граждан и организаций замечаний и предложений по проекту акта в части соблюдения антимонопольного законодательства;
3) подготовка по итогам рассмотрения полученных замечаний и предложений по проекту акта справки о выявлении (отсутствии) в проекте акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства;
2) по итогам сбора информации о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в исполнительном органе, а также при необходимости – о проблемах правоприменения в части конкуренции;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний в исполнительном органе с приглашением представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области , министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области и правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по обсуждению результатов практики применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства и по вопросам проблем правоприменения;
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
4) по итогам проведения совещания, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта, составляется протокол, а также при необходимости подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения в области конкуренции.
При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа составляется описание рисков, в которое включается также оценка причин и условий возникновения рисков.
Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования
в органе власти антимонопольного комплаенса
В целях оценки эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), так и для других структурных подразделений исполнительного органа и исполнительного органа в целом.
Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса разрабатывается уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа по согласованию с министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области с учетом методик, разработанных федеральным антимонопольным органом.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в исполнительном органе.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в коллегиальный орган, указанный в пункте 8 настоящего Положения, на утверждение (не реже одного раза в год) для оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
в исполнительном органе.
(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте исполнительного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии – на странице исполнительного органа на официальном сайте правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется исполнительным органом в министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным.
VII. Порядок обучения и ознакомления государственных
гражданских служащих Архангельской области и работников исполнительных органов с антимонопольным комплаенсом
(VII введен постановлением Правительства Архангельской области от 20.05.2019 №270-пп)
32. При поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области, а также при приеме на работу в исполнительные органы на должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Архангельской области, исполнительные органы обеспечивают ознакомление гражданина с настоящим Положением.
33. Исполнительные органы организуют обучение государственных гражданских служащих Архангельской области и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
1) вводный инструктаж;
2) целевой инструктаж;
3) иные обучающие мероприятия.
34. Вводный (первичный) инструктаж проводится при поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области или при приеме на работу в исполнительные органы, в том числе при переводе
на другую должность, если она предполагает другие служебные (трудовые) функции.
35. При проведении аттестации государственных гражданских служащих (работников) учитывается оценка их знаний по вопросам антимонопольного комплаенса.
36. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности соответствующего исполнительного органа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области
УРОВНИ РИСКОВ
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска
Описание риска
Низкий уровень
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа государственной власти Архангельской области по развитию конкуренции;
вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел
о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют
Незначительный
уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения
Существенный уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства
Высокий уровень
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения, возбуждения
в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.03.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.030.080 Иные вопросы безопасности государства, 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: