Основная информация
Дата опубликования: | 26 мая 1998г. |
Номер документа: | В199801862 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В9801862
В199801862
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.1998, N 8, СТР. 22
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.05.98 N 565/98
[У судебных инстанций не было оснований для
удовлетворения иска, поскольку порядок, установленный
для обложения налогом на добавленную стоимость, применяется
также и к специальному налогу, взимаемому в период проверки
и издания налоговым органом предписания]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 20.12.96, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Архангельской области по делу N 237/12 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Архангельский банк Сберегательного банка Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Котласу о признании недействительным ее предписания от 11.10.96 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 578 596 100 рублей и специального налога в сумме 43 236 500 рублей.
Решением от 20.12.96 исковое требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.97 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.09.97 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Котласу в результате документальной проверки Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России установила факт неуплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и специального налога с сумм, выплаченных иностранному юридическому лицу (фирме "Милан Старек-Ставо") за выполненные им работы, связанные со строительством здания Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России.
По результатам проверки банку доначислены неуплаченные в 1995 году налог на добавленную стоимость и специальный налог.
Принимая решение об удовлетворении иска, суды всех инстанций исходили из Соглашения стран СЭВ от 19.05.78 "Об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц" (далее - Соглашение), согласно которому юридические лица не должны подвергаться налогообложению в отношении одних и тех же доходов и имущества одновременно на территории двух и более договаривающихся сторон.
Соглашение, по мнению судебных инстанций, распространяется на все виды налогов, включая налог на добавленную стоимость и спецналог. Поскольку чешская фирма "Милан Старек-Ставо" является плательщиком налога на добавленную стоимость на территории Чешской Республики, то доначисление налоговой инспекцией спорного налога неправомерно.
Однако суды не учли следующего.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Пунктом 5 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.
Из материалов дела следует, что фирма "Милан Старек-Ставо" юридическое лицо по законодательству Чешской Республики осуществляла в 1995 году разработку дизайнерского проекта и отделочные работы внутренних помещений строящегося здания Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России. Фирма не состояла на учете в налоговых органах Российской Федерации.
Архангельский банк Сбербанка России произвел с фирмой расчеты за выполненные работы, однако в нарушение упомянутой выше нормы Закона не уплатил в бюджет налог на добавленную стоимость и спецналог за счет перечисленных фирме средств.
Соглашение предусматривает применительно к Российской Федерации освобождение от обложения только теми налогами, которые исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества, и его действие не распространяется на обязательства по уплате косвенных налогов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" порядок, установленный для обложения налогом на добавленную стоимость, применяется также и к специальному налогу, взимаемому в период проверки и издания налоговым органом предписания.
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно предложено банку уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость и спецналог, и у судебных инстанций не было оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 20.12.96, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Архангельской области по делу N 237/12 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.97 по тому же делу отменить.
Архангельскому банку Сберегательного банка Российской Федерации в иске отказать.
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации М.К.Юков
[отформатировано: 14.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 16.02.99 технолог НЦПИ - Ильяева Ж.М.]
В9801862
В199801862
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.1998, N 8, СТР. 22
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.05.98 N 565/98
[У судебных инстанций не было оснований для
удовлетворения иска, поскольку порядок, установленный
для обложения налогом на добавленную стоимость, применяется
также и к специальному налогу, взимаемому в период проверки
и издания налоговым органом предписания]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 20.12.96, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Архангельской области по делу N 237/12 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Архангельский банк Сберегательного банка Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Котласу о признании недействительным ее предписания от 11.10.96 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 578 596 100 рублей и специального налога в сумме 43 236 500 рублей.
Решением от 20.12.96 исковое требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.97 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.09.97 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Котласу в результате документальной проверки Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России установила факт неуплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и специального налога с сумм, выплаченных иностранному юридическому лицу (фирме "Милан Старек-Ставо") за выполненные им работы, связанные со строительством здания Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России.
По результатам проверки банку доначислены неуплаченные в 1995 году налог на добавленную стоимость и специальный налог.
Принимая решение об удовлетворении иска, суды всех инстанций исходили из Соглашения стран СЭВ от 19.05.78 "Об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц" (далее - Соглашение), согласно которому юридические лица не должны подвергаться налогообложению в отношении одних и тех же доходов и имущества одновременно на территории двух и более договаривающихся сторон.
Соглашение, по мнению судебных инстанций, распространяется на все виды налогов, включая налог на добавленную стоимость и спецналог. Поскольку чешская фирма "Милан Старек-Ставо" является плательщиком налога на добавленную стоимость на территории Чешской Республики, то доначисление налоговой инспекцией спорного налога неправомерно.
Однако суды не учли следующего.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Пунктом 5 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.
Из материалов дела следует, что фирма "Милан Старек-Ставо" юридическое лицо по законодательству Чешской Республики осуществляла в 1995 году разработку дизайнерского проекта и отделочные работы внутренних помещений строящегося здания Котласского отделения Архангельского банка Сбербанка России. Фирма не состояла на учете в налоговых органах Российской Федерации.
Архангельский банк Сбербанка России произвел с фирмой расчеты за выполненные работы, однако в нарушение упомянутой выше нормы Закона не уплатил в бюджет налог на добавленную стоимость и спецналог за счет перечисленных фирме средств.
Соглашение предусматривает применительно к Российской Федерации освобождение от обложения только теми налогами, которые исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества, и его действие не распространяется на обязательства по уплате косвенных налогов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" порядок, установленный для обложения налогом на добавленную стоимость, применяется также и к специальному налогу, взимаемому в период проверки и издания налоговым органом предписания.
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно предложено банку уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость и спецналог, и у судебных инстанций не было оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 20.12.96, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Архангельской области по делу N 237/12 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.97 по тому же делу отменить.
Архангельскому банку Сберегательного банка Российской Федерации в иске отказать.
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации М.К.Юков
[отформатировано: 14.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 16.02.99 технолог НЦПИ - Ильяева Ж.М.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.1998 Стр. 22 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: