Основная информация
Дата опубликования: | 26 мая 2009г. |
Номер документа: | В200903456 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0903456
В200903456
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2009, N 9, СТР. 289
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.05.2009 N 1910/09
ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхнея М.В. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве - Буряков Е.А., Гурьянов Д.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве (далее - отделение казначейства) от 15.04.2008 N 382 о возврате исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 в удовлетворении требования общества отказано. Суд пришел к выводу, что исполнительный лист N 069819 подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации, так как взыскание произведено за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.01.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить его требование.
В отзыве на заявление отделение казначейства просит оставить указанные судебные акты без изменения, поскольку взыскание по исполнительному листу должно осуществляться за счет казны Российской Федерации, поэтому его следовало направить для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2007 по делу N А72-4054/07-28/209 в пользу общества с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего в качестве главного распорядителя денежных средств, за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскано 133 714 рублей 27 копеек, выдан исполнительный лист N 069819.
Данный исполнительный документ направлен в отделение казначейства, в котором у Министерства обороны Российской Федерации открыт лицевой счет.
Уведомлением от 15.04.2008 N 382 отделение казначейства возвратило исполнительный лист взыскателю по причине несоблюдения порядка взыскания денежных средств за счет средств казны Российской Федерации, а именно: исполнительный документ должен быть направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Иных обстоятельств, которые препятствовали бы принятию и исполнению исполнительного листа арбитражного суда, в уведомлении отделения казначейства не указано.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и кассационной инстанций сослались на статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, согласно которой на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, и признали действия отделения казначейства по возврату исполнительного листа, предусматривающего взыскание с казны Российской Федерации, правомерными.
Однако статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, регулирующая исполнение судебных актов, по которым взыскание производится за счет казны Российской Федерации, исключает исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
Между тем, ссылаясь на названную статью Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, Министерство финансов Российской Федерации также произвело возврат взыскателю исполнительного листа N 069819, указав на необходимость обращения для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета согласно статье 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726.
Действия как отделения казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации по возврату взыскателю без исполнения исполнительного листа арбитражного суда противоречат статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 устанавливающей обязательность исполнения судебных актов.
Кроме того, отказ как органа Федерального казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации исполнить исполнительный документ арбитражного суда о взыскании денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего главным распорядителем средств федерального бюджета, за счет казны Российской Федерации существенно нарушает права и законные интересы взыскателя.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 В состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Указание в исполнительном листе арбитражного суда о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не может служить основанием для возврата исполнительного документа взыскателю органом Федерального казначейства, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета главного распорядителя, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" удовлетворить.
Уведомление специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве от 15.04.2008 N 382 о возврате обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области, признать незаконным.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 25.09.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 30.09.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
В0903456
В200903456
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2009, N 9, СТР. 289
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.05.2009 N 1910/09
ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхнея М.В. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве - Буряков Е.А., Гурьянов Д.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве (далее - отделение казначейства) от 15.04.2008 N 382 о возврате исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 в удовлетворении требования общества отказано. Суд пришел к выводу, что исполнительный лист N 069819 подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации, так как взыскание произведено за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.01.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить его требование.
В отзыве на заявление отделение казначейства просит оставить указанные судебные акты без изменения, поскольку взыскание по исполнительному листу должно осуществляться за счет казны Российской Федерации, поэтому его следовало направить для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2007 по делу N А72-4054/07-28/209 в пользу общества с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего в качестве главного распорядителя денежных средств, за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскано 133 714 рублей 27 копеек, выдан исполнительный лист N 069819.
Данный исполнительный документ направлен в отделение казначейства, в котором у Министерства обороны Российской Федерации открыт лицевой счет.
Уведомлением от 15.04.2008 N 382 отделение казначейства возвратило исполнительный лист взыскателю по причине несоблюдения порядка взыскания денежных средств за счет средств казны Российской Федерации, а именно: исполнительный документ должен быть направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Иных обстоятельств, которые препятствовали бы принятию и исполнению исполнительного листа арбитражного суда, в уведомлении отделения казначейства не указано.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и кассационной инстанций сослались на статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, согласно которой на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, и признали действия отделения казначейства по возврату исполнительного листа, предусматривающего взыскание с казны Российской Федерации, правомерными.
Однако статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, регулирующая исполнение судебных актов, по которым взыскание производится за счет казны Российской Федерации, исключает исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
Между тем, ссылаясь на названную статью Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, Министерство финансов Российской Федерации также произвело возврат взыскателю исполнительного листа N 069819, указав на необходимость обращения для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета согласно статье 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726.
Действия как отделения казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации по возврату взыскателю без исполнения исполнительного листа арбитражного суда противоречат статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 устанавливающей обязательность исполнения судебных актов.
Кроме того, отказ как органа Федерального казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации исполнить исполнительный документ арбитражного суда о взыскании денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего главным распорядителем средств федерального бюджета, за счет казны Российской Федерации существенно нарушает права и законные интересы взыскателя.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 В состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Указание в исполнительном листе арбитражного суда о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не может служить основанием для возврата исполнительного документа взыскателю органом Федерального казначейства, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета главного распорядителя, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" удовлетворить.
Уведомление специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве от 15.04.2008 N 382 о возврате обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области, признать незаконным.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 25.09.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 30.09.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2009 Стр. 289 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.090.000 Казначейство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: