Основная информация

Дата опубликования: 26 мая 2020г.
Номер документа: RU89000202000861
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 мая 2020 г. № 672-П

г. Салехард

О СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. от 11.08.2020 № 979-П)

В целях осуществления и координации работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

Утвердить прилагаемую Стратегию повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа Д.А. Артюхов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 26 мая 2020 года № 672-П

СТРАТЕГИЯ

повышения бюджетной и финансовой грамотности населения

в Ямало-Ненецком автономном округе

I. Основные понятия и сокращения

Региональный портал, портал – информационный ресурс Ямало-Ненецкого автономного округа «Бюджет для граждан» http://feaweb.yamalfin.ru/;

Стратегия – Стратегия повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

УМК – учебно-методический комплекс, разработанный по заказу Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ, РФ) в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка по развитию бюджетной и финансовой грамотности в РФ, включающий учебное пособие для школьников, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителей и книгу для родителей;

автономный округ – Ямало-Ненецкий автономный округ.

II. Актуальность

Бюджетная грамотность – это умение понимать и анализировать информацию, содержащуюся в государственных и местных бюджетах, знание своих прав и обязанностей при формировании, распределении и использовании бюджетных средств и наличие практических навыков по реализации этих прав в рамках участия в бюджетном процессе.

Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность позволяет получить опыт и навыки в области финансовых возможностей человека. Без этих знаний и последующего опыта эффективная финансовая деятельность и рациональное использование финансов невозможно. В глобальном смысле снижение развития финансовых институтов и доверия населения к государственным органам власти приводят к загруженности бюджетной системы на всех уровнях управления. На микроуровне снижение финансовой грамотности приводит к увеличению угрозы злоупотребления финансовым положением отдельных слоев населения, нерациональному использованию и перераспределению сбережений, увеличению кредитной задолженности и недоверию банковской сфере.

Финансовая грамотность помогает населению планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования, способствует развитию предпринимательской деятельности и малого бизнеса.

Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 – 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р, открытость бюджетного процесса и вовлечение в него институтов гражданского общества способствуют повышению эффективности бюджетных расходов и соответствуют лучшей мировой практике.

При планировании деятельности в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности населения необходимо учитывать:

­ невысокую востребованность различными слоями населения открытых бюджетных данных, сопровождаемую постоянным повышением требований стандартов (рекомендаций) международных организаций;

­ отсутствие заинтересованности различных слоёв населения в вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг;

­ дефицит практической значимости для граждан инструментов и механизмов открытости деятельности органов государственной власти;

­ сложный формат представления целей, задач и результатов деятельности органов государственной власти (в том числе в сфере управления общественными финансами), препятствующий росту уровня интереса и доверия граждан к публикуемой информации;

­ отсутствие обратной связи с населением по вопросам управления общественными финансами;

­ отсутствие координации действий разных ведомств по внедрению механизмов вовлечения граждан в государственное (муниципальное) управление и решение вопросов социально-экономического развития территорий.

В связи с этим для повышения финансовой грамотности, открытости бюджетного процесса и дальнейшего вовлечения в него институтов гражданского общества необходимы:

­ повышение уровня информированности широкой общественности о наличии сведений, размещаемых на официальных информационных ресурсах о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также данных и пояснительных материалов о бюджете автономного округа и бюджетах муниципальных образований в автономном округе;

­ обеспечение понятности для широкой общественности указанной информации за счет ее представления в доступном для граждан формате, а также повышение заинтересованности населения в ознакомлении с указанной информацией;

­ популяризация среди различных категорий населения знаний по бюджетной тематике и инструментов участия в управлении общественными финансами;

­ развитие системы публичных слушаний по проектам бюджетов и отчетам об их исполнении, а также совершенствование механизмов рассмотрения и учета предложений граждан, высказанных при их проведении;

­ развитие иных форм участия граждан в бюджетном процессе;

­ популяризация общественного контроля, в том числе контроля эффективности бюджетных расходов и качества публичных услуг;

­ повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;

­ разработка механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.

В настоящее время в субъектах РФ реализуются отдельные мероприятия в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в рамках государственных программ по управлению государственными финансами, а также в составе программ повышения финансовой грамотности. В основном эта деятельность направлена на повышение качества представления бюджетов в доступной для граждан форме.

В 2015 – 2016 годах реализован совместный проект Минфина РФ и Всемирного банка по развитию бюджетной и финансовой грамотности в РФ. В рамках данного проекта был разработан УМК и апробирован в четырех пилотных регионах (Республике Башкортостан, Алтайском и Пермском краях, а также в Москве).

В некоторых субъектах РФ (Красноярский край, Санкт-Петербург и других) проводится обучение активистов инициативного бюджетирования, в рамках которого в том числе рассматриваются вопросы бюджетной и финансовой грамотности. В то же время по состоянию на конец 2019 года федеральная концепция развития бюджетной и финансовой грамотности в РФ находится на стадии разработки.

В текущей ситуации автономный округ может стать первым субъектом РФ, реализующим собственную программу мероприятий по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения на системной основе.

Системный подход к повышению бюджетной и финансовой грамотности населения будет обеспечен за счет разработки комплекса взаимоувязанных, упорядоченных по времени мероприятий. При этом повышение бюджетной и финансовой грамотности населения не может быть обеспечено только за счет деятельности органов исполнительной власти автономного округа, успешное решение этой задачи требует активного вовлечения территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольно-счетных органов, органов общественного контроля, общественных организаций, активистов инициативного бюджетирования и других участников. Стратегия и «дорожная карта» ее реализации разрабатываются для обеспечения системного подхода.

Реализация Стратегии обеспечит выполнение поставленных задач обеспечения доступности и понятности бюджетных данных для граждан и дальнейшего вовлечения в бюджетный процесс институтов гражданского общества. Это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, повышению качества публичных услуг, улучшению качества взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления, формированию активной гражданской позиции населения.

III. Анализ текущей ситуации

Для информирования населения автономного округа о бюджетной политике и обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса в автономном округе разработан отдельный информационный ресурс «Бюджет для граждан» http://feaweb.yamalfin.ru, а также аналогичные ресурсы на сайтах органов местного самоуправления.

Департаментом финансов автономного округа регулярно готовятся брошюры «Бюджет для граждан» на основании проекта закона о бюджете, принятого закона о бюджете, отчета об исполнении бюджета и внесении изменений в действующий закон о бюджете. В брошюрах даются краткие разъяснения основных терминов, используемых при планировании бюджета и его исполнении, в доступной форме представлены общие сведения о доходах и расходах окружного и консолидированного бюджетов, их сбалансированности, а также приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование социально значимых мероприятий в сфере образования, культуры, спорта и других сферах.

Кроме того, в целях повышения бюджетной и финансовой грамотности населения департаментом финансов автономного округа на официальном сайте и в социальных сетях публикуются соответствующие материалы.

В 2018 – 2019 годах на местном уровне реализованы следующие мероприятия по повышению бюджетной и финансовой грамотности учащихся школ, предпринимателей и населения:

­ экскурсия в департамент финансов Администрации Ямальского района;

­ экскурсия в департамент финансов Администрации города Лабытнанги;

­ встреча с сотрудниками Управления финансов Администрации Красноселькупского района;

­ экскурсия в Управление финансов Администрации Красноселькупского района;

­ встреча с сотрудниками Управления финансов Администрации Шурышкарского района;

­ экскурсия в Управление финансов и экономики г. Муравленко;

­ день открытых дверей в Департаменте финансов Администрации
города Ноябрьска;

­ создание анимационного фильма «Роль населения в бюджетном процессе» (г. Ноябрьск);

­ семинары и круглые столы по формам финансовой поддержки предпринимателей (г. Салехард, г. Ноябрьск);

­ семинар по государственной поддержке бизнеса (г. Новый Уренгой);

­ уроки обществознания с учащимися 8-х классов по двум направлениям: личное финансовое планирование и планирование бюджета муниципального образования город Лабытнанги.

Повышению вовлечения населения в процесс планирования местных бюджетов, контроль муниципальных закупок, контроль качества выполняемых в рамках муниципальных контрактов работ (оказываемых услуг) широко способствует внедрение инициативного бюджетирования. Практика инициативного бюджетирования реализуется в автономном округе с 2018 года. Муниципальные образования, добившиеся наилучших показателей практик реализации инициативного бюджетирования, получают гранты из бюджета автономного округа. Право определения процедуры отбора и реализации местных инициатив принадлежит органам местного самоуправления. На региональном уровне в целях содействия эффективному решению вопросов местного значения, дальнейшего вовлечения населения в процессы управления муниципальными финансами, повышения качества предоставления публичных услуг на местном уровне и определения наиболее значимых направлений развития территорий муниципальных образований в автономном округе реализуется проект «Бюджетная инициатива граждан».

В рамках проекта «Бюджетная инициатива граждан» в целях повышения бюджетной и финансовой грамотности учащихся с 2019 года внедряется школьное партисипаторное бюджетирование.

Школьное партисипаторное бюджетирование:

- содействует формированию в образовательных организациях благоприятной среды для формирования гражданской компетентности и активной жизненной позиции учащихся;

- способствует созданию положительного опыта взаимодействия учащихся с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- дает возможность учащимся участвовать в определении приоритетов расходования средств местного бюджета;

- способствует получению знаний в области ценообразования и бюджетных полномочий;

- способствует формированию навыков коммуникации, презентации, ведения проектной деятельности, умения работать в команде и пр.

В силу объективных характеристик структуры бюджетной системы РФ организация повышения бюджетной и финансовой грамотности населения требует активного взаимодействия органов исполнительной власти автономного округа с органами местного самоуправления, поскольку вовлечение граждан в бюджетный процесс наиболее эффективно может быть реализовано именно на местном уровне, где принимается значительная часть решений, оказывающих непосредственное влияние на качество жизни граждан. Кроме того, особенности планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета гражданам целесообразнее всего демонстрировать именно на примере местного бюджета.

В то же время многие понятия, правила и нормы бюджетного права являются общими для всех граждан независимо от места проживания, поэтому организация проведения их разъяснения на местном уровне неэффективна, так как это повлечет дублирование работы в разных муниципальных образованиях в автономном округе (далее – муниципальные образования).

По этим причинам Стратегия предусматривает реализацию мероприятий в сфере бюджетной и финансовой грамотности по общим вопросам (которые актуальны для всех муниципальных образований независимо от объема реализуемых полномочий) на региональном уровне, а также разработку методических рекомендаций для органов местного самоуправления по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения с учетом особенностей правового регулирования бюджетного процесса, реализованных мероприятий по повышению понятности местных бюджетов для граждан, практики участия населения в бюджетном процессе в конкретном муниципальном образовании.

IV. Цель Стратегии

              Повышение бюджетной и финансовой грамотности населения автономного округа, создание условий для дальнейшего вовлечения граждан в принятие бюджетных решений, контроль эффективности бюджетных расходов и качества публичных услуг, содействие формированию у жителей автономного округа разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

V. Задачи Стратегии

1. Подготовка и распространение информационных и обучающих материалов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности различных категорий населения.

2. Совершенствование функционала и содержания официальных информационных ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и бюджетах муниципальных образований, повышение осведомленности широкой общественности о наличии указанных ресурсов.

3. Разработка и распространение учебных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности для школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, подготовка учителей и преподавателей в сфере обучения бюджетной и финансовой грамотности.

4. Обучение добровольцев (волонтеров), работников некоммерческих организаций и журналистов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, а также развитие навыков работников органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с гражданами в сфере бюджетной и финансовой грамотности.

VI. Мероприятия

Задача 1. Подготовка и распространение информационных и обучающих материалов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности различных категорий населения.

Формирование моделей принятия решений и реализации государственных и муниципальных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении, предусматривает наличие у граждан базовых знаний о своих правах и возможностях в сфере управления общественными финансами и общественного контроля.

Для решения этой задачи необходимо разработать информационные материалы, в доступной и интересной форме объясняющие основные понятия и существующие механизмы общественного участия, а также организовать распространение этих материалов.

Информационные материалы для повышения бюджетной и финансовой грамотности должны раскрывать основные понятия и должны быть направлены на вовлечение граждан в следующие виды мероприятий:

1) участие в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета;

2) участие в обсуждении проектов государственных программ автономного округа (муниципальных программ) и отчетов о ходе реализации и итогах выполнения указанных программ;

3) участие в обсуждении государственных и муниципальных закупок;

4) участие в инициативном бюджетировании;

5) участие в общественном контроле.

Информационные материалы по бюджетной и финансовой грамотности разрабатываются в форматах, облегчающих восприятие новой информации, в том числе: видео- и аудиолекции, брошюры, буклеты, листовки и дэшборды, контент для социальных сетей (тексты с иллюстрациями).

Реализация мероприятий в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности, в том числе распространение информационных материалов, будет проводиться на онлайн- и офлайн-площадках.

Онлайн-площадки включают порталы департамента финансов автономного округа и муниципальных образований, а также социальные сети.

Офлайн-площадками станут образовательные организации автономного округа, а также помещения, специально выделенные органами местного самоуправления для проведения отдельных мероприятий.

Для обеспечения распространения разработанных информационных и учебных материалов будет подготовлен медиаплан по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения, включающий публикации в средствах массовой информации (далее – СМИ), социальных сетях, взаимодействие с блогерами и проведение ивент-мероприятий (дни бюджетной и финансовой грамотности, семинары, конференции, мастер-классы, конкурсы и другие мероприятия), включая их широкое освещение в СМИ.

Будет организована площадка для обсуждения вопросов в сфере бюджетной и финансовой грамотности в социальных сетях и обеспечена поддержка ее функционирования. Также будет организовано взаимодействие с популярными блогерами с целью их участия в освещении вопросов бюджетной и финансовой грамотности населения. Все информационные материалы, разработанные в рамках Стратегии, будут распространяться в социальных сетях согласно разработанному циклическому годовому плану размещения материалов.

Ежегодно будут проводиться День бюджетной грамотности, Неделя финансовой грамотности в формате открытых мероприятий, включающих лекции специалистов и лидеров мнений, развлекательные обучающие игры, конкурсы, презентации и консультации сотрудников департамента финансов автономного округа для граждан.

Для достижения цели Стратегии также потребуется совершенствование нормативных правовых актов автономного округа в части вовлечения граждан в бюджетный процесс (в том числе обсуждение государственных закупок, проектов государственных программ и отчетов о ходе их реализации и оценки эффективности, обсуждение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета) и общественного контроля.

В целях организации мероприятий по повышению бюджетной и финансовой грамотности на местном уровне для органов местного самоуправления будут подготовлены методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ повышения бюджетной и финансовой грамотности, а также предложения по проведению информационной кампании по популяризации бюджетной и финансовой грамотности.

Также будут проведены конкурсы среди муниципальных образований на лучшее мероприятие в сфере бюджетной и финансовой грамотности и лучший интернет-портал в сфере бюджетной и финансовой грамотности. Будет разработана методика рейтингования муниципальных образований в сфере вовлечения граждан в бюджетный процесс, такое рейтингование будет осуществляться ежегодно. Для муниципальных образований будут разработаны ответы на часто задаваемые вопросы в сфере бюджетной и финансовой грамотности, которые будут дополнены местными администрациями в части, регулируемой муниципальными правовыми актами.

В рамках задачи будут реализованы следующие первоочередные мероприятия:

­ разработка медиаплана по распространению информационных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности и популяризации портала;

­ разработка циклического годового плана размещения материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности в социальных сетях;

­ разработка и распространение видеороликов по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых (не менее 5 тематических роликов*);

­ подготовка популярных брошюр по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых;

­ разработка и распространение буклетов, листовок, дэшбордов по повышению бюджетной и финансовой грамотности, в частности, краткого бюджета для граждан в бумажном формате, дэшборда по публичным слушаниям по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета;

­ разработка и распространение аудиороликов по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых (не менее 5 тематических роликов*);

­ проведение Дней бюджетной и финансовой грамотности;

­ проведение тематических семинаров, конференций и мастер-классов для учителей, активистов инициативного бюджетирования, школьников и иных категории населения;

­ разработка текстового и визуального контента по бюджетной и финансовой грамотности для социальных сетей (в соответствии с циклическим годовым планом размещения материалов в социальных сетях);

­ организация и поддержание площадки по бюджетной и финансовой грамотности в социальной сети, обеспечение взаимодействия с блогерами;

­ проведение регионального конкурса мультимедийных материалов и мобильных приложений, основанных на бюджетных данных;

­ разработка методических рекомендаций для муниципальных образований по подготовке муниципальных программ развития бюджетной и финансовой грамотности;

­ разработка методических рекомендаций для муниципальных образований по развитию интернет-порталов «Бюджет для граждан»;

­ проведение регионального конкурса интернет-порталов «Бюджет для граждан» среди муниципальных образований;

­ подготовка типового материала «Ответы на часто задаваемые вопросы» для интернет-порталов муниципальных образований;

­ подготовка методики и проведение рейтингования муниципальных образований в автономном округе в сфере лучших практик вовлечения граждан в участие в бюджетном процессе;

­ подготовка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по разработке медиапланов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения;

­ проведение конкурса среди муниципальных образований на лучшее мероприятие в сфере бюджетной и финансовой грамотности;

­ совершенствование регионального законодательства в части вовлечения граждан в бюджетный процесс и общественный контроль.

*Планируемые темы аудио- и видеолекций:

Бюджет и основы бюджетного процесса.

Как разобраться в местном бюджете.

Инициативное бюджетирование

Как повлиять на направления расходов бюджета.

Общественный контроль.

Задача 2. Совершенствование функционала и содержания официальных информационных ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и бюджетах муниципальных образований, повышение осведомленности широкой общественности о наличии указанных ресурсов.

В автономном округе создан целый ряд официальных информационных ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и бюджетах муниципальных образований (далее – ресурсы). Такими ресурсами, прежде всего, являются региональный портал, порталы «Бюджет для граждан» муниципальных образований. Кроме того, к таким ресурсам относятся официальные сайты органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, поскольку на них размещается информация об их деятельности, о ходе реализации и итогах выполнения государственных (муниципальных) программ, о предоставлении публичных услуг и иная информация, имеющая отношение к бюджетной тематике.

Повышение популярности данных ресурсов у представителей широкой общественности возможно за счет совершенствования их функционала и содержания. Кроме того, необходимо повысить осведомленность населения о наличии таких ресурсов, а также предоставляемых ими возможностях. Мероприятия по повышению осведомленности граждан о наличии данных ресурсов и предоставляемых ими возможностях будут осуществляться в ходе реализации медиаплана, направленного на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения.

Важнейшим информационным ресурсом, содержащим сведения о бюджете автономного округа, является региональный портал.

Перспективным направлением совершенствования содержания и функционала портала является предоставление информации о том, что конкретный гражданин может получить из окружного бюджета в части социальных выплат и льгот, как гражданину принять участие в обсуждении отдельных проектов и направлений расходов, включая государственные закупки. Такая информация может размещаться как на самом портале, так и в виде ссылок на другие интернет-сайты, на которых представлена данная информация. Это позволит в значительной степени повысить интерес граждан к порталу.

Также на портале будет размещена информация о государственных программах автономного округа, их реализации и отчетах о выполнении государственных программ в доступном для граждан формате. Будет предусмотрена возможность обсуждения с гражданами хода реализации государственных программ.

На портале также будут размещены все информационные и обучающие материалы, разработанные в ходе реализации Стратегии, а также материалы, направленные на совершенствование взаимодействия с участниками проекта по развитию бюджетной и финансовой грамотности – анкетирование, опросы, вебинары, ответы на часто задаваемые вопросы и другие материалы.

С целью выявления иных направлений расширения функционала, совершенствования содержания и подходов к визуализации портала будут организованы опросы пользователей портала и активных участников инициативного бюджетирования, а также экспертные обсуждения. По результатам проведенных мероприятий будет составлен план развития портала.

С целью совершенствования предоставления информации о деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа – ответственных исполнителей государственных программ автономного округа необходимо размещение на их официальных сайтах государственных программ, а также информации о ходе реализации и отчетов о выполнении государственных программ в понятном и доступном для граждан формате. Для этого будут разработаны краткие версии государственных программ, а также материалов о ходе их реализации и годовых отчетов об итогах их выполнения, которые будут размещаться как на портале, так и на интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти автономного округа – ответственных исполнителей государственных программ автономного округа.

Вместе с тем в целях реализации мероприятий Стратегии по совершенствованию содержания и визуализации портала автономного округа, официальных интернет-сайтов исполнительных органов государственной власти автономного округа будут разработаны методические рекомендации для ответственных исполнителей государственных программ автономного округа по представлению информации о ходе реализации и отчетов о выполнении государственных программ в доступном для широкой общественности формате.

В целях представления актуальной информации об изменениях бюджета будет внедрена информационно-аналитическая система, автоматизирующая обновление информации о внесении изменений в бюджет и об исполнении бюджета автономного округа на портале.

Таким образом, для решения задачи должны быть реализованы следующие первоочередные мероприятия:

­ проведение опросов, направленных на выявление приоритетной для граждан информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также в отчетах о ходе реализации и итогах выполнения государственных программ автономного округа (ежегодно);

­ проведение экспертных обсуждений содержания и способа представления бюджетов для граждан, информации о ходе реализации и итогах выполнения государственных программ в сети Интернет;

­ подготовка плана развития портала по результатам экспертных обсуждений;

­ совершенствование содержания и визуализации портала, организация новых рубрик;

­ совершенствование функционирования портала, включая регулярное обновление информации, повышение качества обратной связи с пользователями;

­ внедрение информационно-аналитической системы, автоматизирующей актуализацию информации о внесении изменений в бюджет и об исполнении бюджета автономного округа на портале;

­ проведение информационной кампании, нацеленной на популяризацию ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и местных бюджетах (размещение информации в СМИ, социальных сетях, блогах, распространение информации в ходе реализации мероприятий по инициативному бюджетированию, подготовка и распространение краткой брошюры/буклета о возможностях портала и другие мероприятия);

­ подготовка методических рекомендаций для ответственных исполнителей государственных программ автономного округа по представлению информации о ходе реализации и отчетов о выполнении государственных программ в доступном для широкой общественности формате.

Задача 3. Разработка и распространение учебных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности для школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, подготовка учителей и преподавателей в сфере обучения бюджетной и финансовой грамотности.

Реализация задачи предусматривает разработку комплекса учебно-методических пособий для школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, а также подготовку учителей школ и преподавателей профессиональных образовательных организаций в сфере обучения бюджетной и финансовой грамотности. Как показывает практика организации привлечения населения к участию в обсуждении общественно-значимых вопросов, система образования обладает значительным потенциалом распространения информации не только среди учащихся, но и среди членов их семей.

Для повышения бюджетной и финансовой грамотности школьников и студентов профессиональных образовательных организаций УМК, разработанный в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Развитие бюджетной и финансовой грамотности в Российской Федерации», включающий учебное пособие для школьников, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителей и книгу для родителей, будет конкретизирован и дополнен материалами и примерами из практики бюджетного процесса автономного округа. Это позволит повысить его понятность и наглядность как для обучающихся, так и для преподавателей.

Повышение бюджетной и финансовой грамотности школьников и студентов профессиональных образовательных организаций автономного округа будет реализовано в очной форме на основе конкретизированного и дополненного УМК. Возможна реализация мероприятий по бюджетной и финансовой грамотности учащихся в системе организаций дополнительного образования, а также в рамках летнего отдыха.

В целях повышения интереса учащихся к вопросам управления общественными финансами будет выпущена иллюстрированная брошюра для детей 9 – 13 лет, знакомящая детей с базовыми понятиями в сфере бюджетной и финансовой грамотности.

Адаптированный для автономного округа федеральный УМК, а также брошюра для детей 9 – 13 лет будут предусматривать взаимодействие обучающихся с родителями, а в ряде случаев – взаимодействие обучающихся, родителей и учителей в рамках выполнения практических заданий (в том числе в форме викторин). В связи с этим в образовательных организациях будут проводиться мероприятия по информированию родителей обучающихся о преподавании бюджетной и финансовой грамотности и возможностях совместного участия обучающихся и их родителей в бюджетном процессе.

Для подготовки учителей школ и преподавателей профессиональных образовательных организаций будут разработаны онлайн-курсы. Эти курсы будут направлены на подготовку слушателей к преподаванию бюджетной и финансовой грамотности (обучение учителей школ и преподавателей профессиональных образовательных организаций в сфере бюджетной и финансовой грамотности и методическая подготовка в части обучения школьников и студентов основам бюджетной и финансовой грамотности с применением комплекса разработанных учебно-методических материалов). Онлайн-курсы будут предусматривать информационную поддержку участников (возможность задать вопрос и получить ответ).

Для обеспечения устойчивости и качества преподавания бюджетной и финансовой грамотности будет организован тренинг тренеров в сфере бюджетной и финансовой грамотности. Тренинг будет проводиться в форме вебинаров либо очного обучения. В состав тренеров войдут школьные учителя и преподаватели профессиональных образовательных организаций, прошедшие обучение в рамках дистанционных курсов для преподавателей бюджетной и финансовой грамотности, а также сотрудники государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования автономного округа «Региональный институт развития образования» (далее – РИРО). Кроме того, на сайте РИРО планируется размещение материалов для школьных учителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и ссылки на полезные ресурсы по теме «Бюджетная и финансовая грамотность».

В рамках задачи будут реализованы следующие первоочередные мероприятия:

­ конкретизация УМК «Бюджетная и финансовая грамотность для школьников» с учетом нормативно-правового регулирования управления общественными финансами в автономном округе, дополнение материалами и примерами из практики осуществления бюджетного процесса в автономном округе, издание и распространение УМК;

­ подготовка, публикация и распространение брошюры по бюджетной и финансовой грамотности для детей 9 – 13 лет;

­ внедрение часов бюджетной и финансовой грамотности в образовательные программы, реализуемые в профессиональных образовательных организациях; внедрение часов бюджетной и финансовой грамотности в образовательные программы, реализуемые в школах; организация обучения бюджетной и финансовой грамотности в системе дополнительного образования;

­ подготовка онлайн-курса, дистанционное и при необходимости очное обучение учителей школ, организаций дополнительного образования и преподавателей профессиональных образовательных организаций в сфере бюджетной и финансовой грамотности, методическая подготовка в части обучения школьников и студентов основам бюджетной и финансовой грамотности с применением комплекса разработанных учебно-методических материалов;

­ проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на информирование родителей, обучающихся о существующих возможностях участия граждан в бюджетном процессе;

­ проведение олимпиад по бюджетной и финансовой грамотности;

­ разработка викторины для учащихся 5 – 6-х классов.

Задача 4.

Обучение добровольцев (волонтеров), работников некоммерческих организаций и журналистов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, а также развитие навыков работников органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с гражданами в сфере бюджетной и финансовой грамотности.

Действующее законодательство и реализуемые в автономном округе проекты предоставляют гражданам различные возможности поделиться своими идеями, дать оценку реализованным мероприятиям, принять участие в работе органов общественного контроля. В частности, общественные советы и другие коллегиальные и совещательные органы действуют при органах исполнительной власти автономного округа и органах местного самоуправления, законопроекты проходят общественное обсуждение, действует система независимой оценки качества услуг в социальной сфере, реализуется проект «Живем на Севере!». Однако эти возможности остаются недостаточно востребованными в связи с тем, что граждане мало о них информированы.

Вовлеченность граждан в принятие бюджетных решений, контроль эффективности бюджетных расходов и качества публичных услуг обеспечиваются путем распространения информации через существующие каналы, в том числе СМИ, некоммерческие организации, работников органов местного самоуправления, непосредственно организующих мероприятия с участием населения.

СМИ могут направлять гражданскую активность на выстраивание конструктивного диалога с органами управления, если при формировании сообщений о возникновении тех или иных проблем будут информировать население о возможных способах донести свою гражданскую позицию до органов управления. Для этого нужно информировать журналистов о существовании таких способов и важности распространения информации о них.

В автономном округе функционирует более 200 общественных, наблюдательных и консультативных советов при региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, в состав которых входят представители некоммерческих организаций. Повышение бюджетной и финансовой грамотности сотрудников некоммерческих организаций повысит эффективность их участия в обсуждении общественно значимых решений, а также обеспечит распространение информации о возможностях участия в бюджетном процессе и общественном контроле среди целевых аудиторий этих организаций.

Деятельность органов местного самоуправления по привлечению граждан к участию в инициативном бюджетировании, публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета, других проектах по расширению общественного участия имеет значительный потенциал усиления за счет обучения муниципальных служащих современным методикам и практикам вовлечения населения.

Для решения этой задачи необходима разработка онлайн-курсов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, ориентированных на работников некоммерческих и общественных организаций, журналистов, а также
онлайн-курса по вовлечению населения в бюджетный процесс и общественный контроль для работников органов местного самоуправления.

Целью курсов для работников некоммерческих и общественных организаций, журналистов является ознакомление слушателей с основами бюджетной и финансовой грамотности и доступными учебно-методическими материалами и информационными ресурсами в сфере бюджетной и финансовой грамотности, которые могут быть использованы ими в процессе работы.

Учебные материалы для муниципальных служащих будут направлены на повышение потенциала муниципальных служащих в сфере вовлечения граждан в бюджетный процесс на местном уровне и организацию эффективного взаимодействия в рамках бюджетного процесса и общественного контроля. Данные материалы также могут быть использованы при взаимодействии муниципальных служащих с гражданами в рамках инициативного бюджетирования.

Будет подготовлен онлайн-курс по бюджетной и финансовой грамотности для активистов общественного контроля, некоммерческих и общественных организаций, добровольцев (волонтеров). При подготовке курса будут проводиться консультации с Общественной палатой автономного округа. Комплекс материалов для этой целевой аудитории будет акцентирован на механизмах участия граждан в общественном контроле.

Для журналистов будут разработаны обучающие материалы по использованию данных портала, порталов органов местного самоуправления, а также информационных материалов, разработанных в рамках реализации Стратегии, с акцентом на разъяснение программных и проектных механизмов государственного и муниципального управления, общественного контроля, вопросов реализации государственных программ автономного округа (муниципальных программ), в том числе реализации национальных, федеральных и приоритетных проектов на территории автономного округа.

Реализация данных мероприятий потребует отбора кадров указанных категорий работников и организацию прохождения ими онлайн-курсов.

Для граждан, которые успешно прошли вышеуказанные курсы, будут разработаны механизмы нефинансового стимулирования, в частности, выдача сертификатов об успешном прохождении курсов, почетных грамот, приглашений на окружные и общероссийские мероприятия в сфере бюджетной и финансовой грамотности

В рамках задачи будут реализованы следующие первоочередные мероприятия:

­ разработка и внедрение онлайн-курса для работников органов местного самоуправления по вовлечению населения в бюджетный процесс и общественный контроль;

­ разработка и внедрение онлайн-курса для журналистов по практическому использованию данных проекта «Бюджет для граждан» и иных информационных материалов, разработанных в рамках реализации Стратегии;

­ разработка и внедрение онлайн-курса по бюджетной и финансовой грамотности для работников некоммерческих и общественных организаций, добровольцев (волонтеров).

VII. Результаты

Ожидается, что в результате реализации Стратегии повысится уровень конструктивного использования населением информации о бюджете автономного округа и местных бюджетах и участия населения в бюджетном процессе, в том числе:

Повысится посещаемость регионального и муниципальных порталов, содержащих информацию о бюджете в понятном и доступном для населения виде, а также число скачиваний отдельных, специально подготовленных для различных целевых групп материалов по бюджетной тематике.

Увеличится число граждан, совершающих целевые действия на региональном и муниципальных порталах бюджетов для граждан, в том числе участие в опросах, направление обращений, предоставление обратной связи в других формах.

Увеличится численность участников публичных слушаний по проектам и годовым отчетам об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Возрастет число участников реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан».

Возрастет число общественных проверок, общественных экспертиз и иных форм общественного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

Будут реализованы курсы по бюджетной и финансовой грамотности в школах и профессиональных образовательных организациях автономного округа, а также в организациях дополнительного образования.

Достижение этих результатов будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и качества публичных услуг, повышению гражданской активности населения, совершенствованию общественного контроля, повышению удовлетворенности населения, совершенствованию практик инициативного бюджетирования.

VIII. Механизмы реализации Стратегии, организация

мониторинга ее исполнения

Стратегия разрабатывается сроком на 6 лет с 2020 года по 2025 год. Инструментом реализации Стратегии является план мероприятий по реализации Стратегии (далее – план мероприятий) (приложение к Стратегии).

План мероприятий предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых в совокупности способна обеспечить необходимые и достаточные условия для формирования ответственной гражданской позиции через понимание задач и функций государственного и местных бюджетов, повышения уровня знаний у обучающихся в области бюджетной политики и бюджетных правоотношений, развития у населения готовности к активному участию в бюджетном процессе.

Реализации плана мероприятий в значительной степени будет способствовать предполагаемая интеграция мероприятий по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения и развития инициативного бюджетирования.

Первоначальный план мероприятий разрабатывается на трехлетний период (2020 – 2022 годы).

По результатам мониторинга реализации и ежегодной оценки выполнения плана мероприятий в первый год реализации Стратегии (2020 год) разрабатывается уточненный план мероприятий на следующий трехлетний период (с 2021 по 2023 год). Такой процесс повторяется ежегодно вплоть
до 2024 года по итогам мониторинга реализации и ежегодной оценки выполнения плана мероприятий за отчетный год (принцип «скользящей трехлетки»).

Управление реализацией плана мероприятий, мониторинг его реализации и ежегодная оценка его выполнения осуществляется департаментом финансов автономного округа. Департамент финансов автономного округа выполняет функции по координации исполнителей плана мероприятий, осуществляет деятельность в качестве экспертно-методического центра, содействует внедрению в автономном округе образовательных, информационных и других проектов, созданных в рамках реализации Стратегии, участвует в проведении исследований, мониторингов, экспертиз эффективности реализации Стратегии.

Общественный совет при департаменте финансов автономного округа готовит предложения по совершенствованию регионального законодательства в части вовлечения граждан в бюджетный процесс и общественный контроль, осуществляет организацию и осуществление совместных действий департамента финансов автономного округа и граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в сфере реализации Стратегии.

Реализация Стратегии потребует формирования институциональной структуры, включая организацию экспертных и рабочих групп для мониторинга реализации Стратегии, актуализации плана реализации Стратегии и выявления требований к реализации отдельных мероприятий Стратегии. Необходимо расширить перечень функций и состав членов регионального центра финансовой грамотности с целью включения в деятельность центра вопросов координации развития бюджетной и финансовой грамотности населения автономного округа.

Исполнители плана мероприятий в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий:

­ обеспечивают разработку нормативных правовых актов автономного округа, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий;

­ организуют работу по реализации мероприятий Стратегии в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях и обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа по вопросам реализации Стратегии;

­ проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий.

Мониторинг выполнения плана мероприятий осуществляется департаментом финансов автономного округа ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий в установленные сроки, сведения об их финансировании, достижение показателей реализации мероприятий.

IX. Участники реализации Стратегии

(раздел в ред. от 11.08.2020 № 979-П)

- Департамент финансов автономного округа;

- общественный совет при департаменте финансов автономного округа;

- департамент образования автономного округа. Департамент образования автономного округа содействует внедрению образовательных программ, создаваемых в рамках реализации Стратегии, осуществляет отбор педагогов, которых необходимо обучить работе в рамках подготовленных образовательных программ, оказывает содействие в организации методической поддержки педагогов, реализующих программы повышения бюджетной и финансовой грамотности проводит оценку результатов обучения;

- департамент внутренней политики автономного округа. Департамент внутренней политики автономного округа оказывает помощь в разработке медиаплана по распространению информационных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности и популяризации портала;

- государственно-правовой департамент автономного округа;

- департамент информационных технологий и связи автономного округа. Департамент информационных технологий и связи автономного округа обеспечивает функционирование и возможность размещения информации на интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти автономного округа, входящих в состав государственной информационной системы «Единая платформа официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе», в рамках реализации Стратегии для обеспечения совершенствования их содержания владельцами указанных интернет-сайтов;

- РИРО;

- дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;

- Общественная палата автономного округа (по согласованию). Общественная палата автономного округа участвует в экспертизе и распространении информационных материалов, направленных на развитие общественного контроля, представляет свои предложения по развитию законодательства в сфере общественного контроля;

- Счетная палата автономного округа (по согласованию). Счетная палата автономного округа участвует в реализации публичных мероприятий, направленных на информирование населения об итогах исполнения бюджета автономного округа, в том числе публичных слушаниях по отчетам об исполнении бюджета;

- региональный центр финансовой грамотности;

- СМИ, являющиеся государственными учреждениями автономного округа;

- органы местного самоуправления муниципальных образований (по согласованию). Органы местного самоуправления обеспечивают информирование населения о проводимых мероприятиях путем размещения статей в районных и городских газетах, организуют предоставление помещений для проведения мероприятий по бюджетной и финансовой грамотности, реализуют другие организационные вопросы;

- контрольно-счетные органы муниципальных образований (по согласованию);

- общественные палаты (общественные советы) муниципальных образований и иные органы общественного контроля на местном уровне (по согласованию);

- СМИ, являющиеся муниципальными учреждениями;

- активисты инициативного бюджетирования (по согласованию).

- Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию).

X. Оценка эффективности реализации Стратегии

Оценка эффективности Стратегии проводится в процессе и по итогам ее реализации.

Оценка эффективности реализации Стратегии проводится на основе интегральной оценки степени достижения индикаторов Стратегии с учетом объема средств окружного бюджета, направленных на ее реализацию.

Оценка эффективности реализации Стратегии производится по формуле:

Э = Пс * 0,6 + Из * 0,4,

где:

Пс – интегральная оценка степени достижения индикаторов Стратегии;

Из – индекс затрат;

0,6 и 0,4 – весовые коэффициенты, присваиваемые интегральной оценке степени достижения индикаторов Стратегии и индексу затрат.

Интегральная оценка степени достижения индикаторов Стратегии рассчитывается по формуле:

Пс =,

где:

Оi – относительное отклонение i-го индикатора Стратегии;

Вi – вес (относительная значимость) i-го индикатора Стратегии.

Относительное отклонение i-го индикатора Стратегии определяется путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений индикатора за отчетный период по формуле:

О=Ф/П,

где:

Ф – фактическое значение индикатора;

П – плановое значение индикатора.

Оценка объема средств окружного бюджета, направленного на реализацию Стратегии (индекс затрат), осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования мероприятий Стратегии за отчетный период по формуле:

Из= Фз/Пз,

где:

Фз – фактический объем финансирования мероприятий Стратегии;

Пз – плановый объем финансирования мероприятий Стратегии.

Индикаторы реализации Стратегии

№ п/п

Индикатор

Вес индикатора

1

2

3

1

Доля муниципальных районов и городских округов в автономном округе, реализующих собственные программы повышения бюджетной и финансовой грамотности

1

2

Рост количества посещений портала в год по отношению к 2019 году

0,7

3

Количество подготовленных педагогов, реализующих программы повышения бюджетной и финансовой грамотности

1

4

Количество подготовленных преподавателей профессиональных образовательных организаций, реализующих программы повышения бюджетной и финансовой грамотности

1

5

Доля школ автономного округа, реализующих программы повышения бюджетной и финансовой грамотности

1

6

Доля профессиональных образовательных организаций автономного округа, реализующих программы повышения бюджетной и финансовой грамотности

1

7

Доля учащихся общеобразовательных организаций

10 класса, изучающих бюджетную грамотность

1

8

Доля студентов и слушателей профессиональных образовательных организаций, изучающих бюджетную грамотность

1

9

Численность взрослого населения, принявшего участие в мероприятиях инициативного бюджетирования

0,5

10

Численность участников публичных слушаний по проектам и годовым отчетам об исполнении бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований

0,5

Приложение

к Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе

(в ред. от 11.08.2020 № 979-П)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Стратегии на период до 2022 года

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Показатель

Ответственный исполнитель и участники

1

2

3

4

5

1

Задача 1. Подготовка и распространение информационных и обучающих материалов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности различных категорий населения

1.1

Разработка методических рекомендаций для муниципальных образований по подготовке муниципальных программ развития бюджетной и финансовой грамотности

III квартал 2020 года

разработаны методические рекомендации

департамент финансов автономного округа

1.2

Разработка и распространение буклетов, листовок, дэшбордов по повышению бюджетной и финансовой грамотности, в частности, краткого бюджета для граждан в бумажном формате, дэшборда по публичным слушаниям по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

Х [количество] распространенных (опубликованных в социальных сетях) буклетов, листовок, дэшбордов по повышению бюджетной и финансовой грамотности, в частности, краткого бюджета для граждан в бумажном формате, дэшборда по публичным слушаниям по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа (на координируемых аккаунтах),

Общественная палата автономного округа

(по согласованию),

местные администрации

(по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.3

Разработка медиаплана по распространению информационных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности и популяризации портала

III квартал 2020 года,

II квартал 2021 года,

II квартал 2022 года

подготовлен медиаплан

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа

1.4

Разработка циклического годового плана размещения материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности в социальных сетях

III квартал 2020 года

подготовлен циклический годовой план

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа

1.5

Подготовка брошюры по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых

II квартал 2021 года

опубликована и распространена брошюра, 5 тыс. экз.

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики (на координируемых аккаунтах),

местные администрации

(по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию)

1.6

Проведение тематических семинаров, конференций и мастер-классов для учителей, активистов инициативного бюджетирования, школьников и иных категорий населения

III квартал 2020 года –

IV квартал 2022 года

число участников, чел.

департамент финансов автономного округа,

департамент образования автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа,

Общественная палата автономного округа

(по согласованию),

местные администрации

(по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.7

Разработка текстового и визуального контента по бюджетной и финансовой грамотности для социальных сетей (в соответствии с циклическим годовым планом размещения материалов в социальных сетях)

IV квартал 2020 года –

II квартал 2021 года

подготовлен текстовый и визуальный контент

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа,

Общественная палата автономного округа

(по согласованию)

1.8

Организация и поддержание площадки по бюджетной и финансовой грамотности в социальной сети, обеспечение взаимодействия с блогерами

III квартал 2020 года –

IV квартал 2022 года

количество подписчиков паблика в социальной сети, чел.

департамент финансов автономного округа

1.9

Подготовка типового материала «Ответы на часто задаваемые вопросы» для интернет-порталов муниципальных образований

III квартал 2020 года

подготовлен материал,

1 шт.

департамент финансов автономного округа, Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.10

Проведение регионального конкурса мультимедийных материалов и мобильных приложений, основанных на бюджетных данных

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

число участников конкурса, чел.

департамент финансов автономного округа,

Общественный совет при департаменте финансов автономного округа,

департамент образования автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа,

Общественная палата автономного округа

(по согласованию),

местные администрации (по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.11

Разработка методических рекомендаций по развитию интернет-порталов «Бюджет для граждан» для муниципальных образований

II квартал 2021 года

подготовлены методические рекомендации

департамент финансов автономного округа

1.12

Проведение регионального конкурса интернет-порталов «Бюджет для граждан» среди муниципальных образований

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

проведено два конкурса

департамент финансов автономного округа

1.13

Подготовка методики рейтингования муниципальных образований в сфере лучших практик вовлечения граждан в участие в бюджетном процессе

IV квартал 2020 года

подготовлен материал,

1 шт.

департамент финансов автономного округа

1.14

Проведение рейтингования муниципальных образований в сфере лучших практик вовлечения граждан в участие в бюджетном процессе

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

проведено рейтингование

департамент финансов автономного округа

1.15

Проведение Дней бюджетной и финансовой грамотности

IV квартал 2020 года,

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

количество участников Дней бюджетной и финансовой грамотности, чел.

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа (на координируемых аккаунтах),

Общественная палата автономного округа (по согласованию),

местные администрации (по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.16

Разработка и распространение аудиороликов по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых

(не менее 5 тематических роликов*)

I – IV кварталы 2021 года

количество прослушиваний

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа (на координируемых аккаунтах),

Общественная палата автономного округа (по согласованию),

местные администрации (по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований (по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.17

Разработка и распространение видеороликов по повышению бюджетной и финансовой грамотности взрослых

(не менее 5 тематических роликов*)

I – IV кварталы 2021 года

количество просмотров

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа (на координируемых аккаунтах),

Общественная палата автономного округа

(по согласованию),

местные администрации

(по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию) , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

1.18

Проведение конкурса среди муниципальных образований на лучшее мероприятие в сфере бюджетной и финансовой грамотности

I квартал 2021 года,

I квартал 2022 года

проведено 2 конкурса

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа

1.19

Совершенствование регионального законодательства в части вовлечения граждан в бюджетный процесс и общественный контроль

I – IV кварталы 2021 года

Общественный совет при департаменте финансов автономного округа,

департамент финансов автономного округа,

государственно-правовой департамент автономного округа

2

Задача 2. Совершенствование функционала и содержания официальных информационных ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и бюджетах муниципальных образований, повышение осведомленности широкой общественности о наличии указанных ресурсов

2.1

Проведение опросов, направленных на выявление приоритетной для граждан информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также в отчетах о ходе реализации и итогах выполнения государственных программ автономного округа (ежегодно)

II квартал 2020 года,

I квартал 2021 года,

I квартал 2022 года

проведено 3 опроса

департамент финансов автономного округа

2.2

Проведение экспертных обсуждений содержания и способа представления бюджетов для граждан, информации о ходе реализации и итогах выполнения государственных программ в

сети Интернет

III квартал 2020 года

число участников, чел.

департамент финансов автономного округа,

Общественный совет при департаменте финансов автономного округа

2.3

Разработка плана развития портала по результатам экспертных и общественных обсуждений

III квартал 2020 года

разработан план, 1 шт.

департамент финансов автономного округа

2.4

Совершенствование содержания и визуализации портала, обеспечение функционирования и возможности размещения информации на интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти автономного округа

III, IV кварталы 2020 года

выполнение плана развития портала

департамент финансов автономного округа,

департамент информационных технологий и связи автономного округа

2.5

Совершенствование функционирования портала и интернет-сайтов исполнительных органов государственной власти автономного округа, включая обеспечение технических условий для регулярного обновления информации, повышение качества обратной связи с пользователями

III, IV кварталы 2020 года

выполнение плана развития портала

департамент финансов автономного округа,

департамент информационных технологий и связи автономного округа

2.6

Подготовка методических рекомендаций для ответственных исполнителей государственных программ автономного округа по представлению информации о ходе реализации и отчетов о выполнении государственных программ в доступном для широкой общественности формате

IV квартал 2020 года

подготовлены методические рекомендации, правовой акт

департамент финансов автономного округа

2.7

Внедрение информационно-аналитической системы, автоматизирующей актуализацию информации о внесении изменений в бюджет и об исполнении бюджета автономного округа на портале

I – IV кварталы 2021 года

система внедрена

департамент финансов автономного округа

2.8

Проведение информационной кампании, нацеленной на популяризацию ресурсов, содержащих сведения о бюджете автономного округа и местных бюджетах (размещение информации в СМИ, социальных сетях, блогах, распространение информации в ходе реализации мероприятий по инициативному бюджетированию, подготовка и распространение краткой брошюры/буклета о возможностях портала и другие мероприятия)

I квартал 2021 года –

IV квартал 2022 года

рост среднемесячного количества посещений портала по отношению к среднемесячному числу посещений за 2019 год, ед.

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа (на координируемых аккаунтах),

Общественная палата автономного округа

(по согласованию),

местные администрации

(по согласованию),

общественные палаты/советы муниципальных образований

(по согласованию)

3

Задача 3. Разработка и распространение учебных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности для школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, подготовка учителей и преподавателей в сфере обучения бюджетной и финансовой грамотности

3.1

Конкретизация УМК «Бюджетная грамотность для школьников» с учетом нормативно-правового регулирования управления общественными финансами в автономном округе, дополнение материалами и примерами из практики осуществления бюджетного процесса в автономном округе, издание и распространение УМК

IV квартал 2021 года

подготовлен адаптированный УМК

департамент финансов автономного округа

3.2

Организация прохождения

онлайн-курса, дистанционное и при необходимости очное обучение учителей школ и преподавателей профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования в сфере бюджетной и финансовой грамотности, методическая подготовка в части обучения школьников и студентов основам бюджетной и финансовой грамотности с применением комплекса разработанных учебно-методических материалов

I – III кварталы 2021 года

организовано обучение учителей школ, учителей организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций

департамент финансов автономного округа,

департамент образования автономного округа,

РИРО, Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

3.3

Внедрение часов бюджетной и финансовой грамотности в образовательные программы, реализуемые в профессиональных образовательных организациях; внедрение часов бюджетной и финансовой грамотности в образовательные программы, реализуемые в школах; организация обучения бюджетной и финансовой грамотности в системе дополнительного образования, организация тренинга тренеров

III квартал 2021 года –

IV квартал 2022 года

доля общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых преподается бюджетная грамотность, %

департамент образования автономного округа,

РИРО, Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

3.4

Проведение в организациях образования мероприятий, направленных на информирование родителей обучающихся о существующих возможностях участия граждан в бюджетном процессе

III квартал 2021 года –

IV квартал 2022 года

число участников, чел.

департамент образования автономного округа, Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

3.5

Разработка и проведение викторины для учащихся

5 – 6-х классов

IV квартал 2021 года

число учащихся

5 – 6 классов, принявших участие в викторине;

доля учащихся

5 и 6 классов, успешно ответивших на вопросы викторины

департамент финансов автономного округа,

департамент образования автономного округа , Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

3.6

Подготовка, публикация и распространение брошюры по бюджетной и финансовой грамотности для детей 9 – 13 лет

II, III кварталы 2021 года

подготовлена и опубликована брошюра

департамент финансов автономного округа,

департамент образования автономного округа

3.7

Проведение ежегодных олимпиад по бюджетной и финансовой грамотности

IV квартал 2021 года,

IV квартал 2022 года

проведены 2 олимпиады с охватом не менее

5 муниципальных районов и городских округов в автономном округе.

В олимпиадах приняло участие не менее

100 детей соответствующей возрастной категории (чел.)

департамент образования автономного округа

4

Задача 4. Обучение добровольцев (волонтеров), работников некоммерческих организаций и журналистов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, а также развитие навыков работников органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с гражданами в сфере бюджетной и финансовой грамотности

4.1

Разработка и внедрение

онлайн-курса по вовлечению граждан в бюджетный процесс и общественный контроль для работников органов местного самоуправления

II квартал 2021 года

не менее 13 работников органов местного самоуправления прошли обучение

департамент финансов автономного округа

4.2

Разработка и внедрение

онлайн-курса для журналистов по практическому использованию данных проекта «Бюджет для граждан» и иных информационных материалов, разработанных в рамках реализации Стратегии

III квартал 2021 года

не менее

13 журналистов успешно прошли обучение

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа

(в части организации

онлайн-обучения)

4.3

Разработка и внедрение

онлайн-курса по бюджетной и финансовой грамотности для работников некоммерческих и общественных организаций, добровольцев (волонтеров)

IV квартал 2021 года

разработан и внедрен онлайн-курс

департамент финансов автономного округа,

департамент внутренней политики автономного округа

(в части организации

онлайн-обучения),

Общественная палата автономного округа

(по согласованию)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.06.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать