Основная информация

Дата опубликования: 26 июля 2005г.
Номер документа: В200502636
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0502636

В200502636

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2005, N 11, СТР. 90

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.07.2005 N 3573/05

[Величина рыночной стоимости объекта оценки,

определенная независимым оценщиком в рамках

исполнительного производства в порядке,

предусмотренном статьей 41 Федерального закона

"Об исполнительном производстве", носит

рекомендательный характер, не является обязательной

и не могла быть оспорена посредством предъявления

самостоятельного иска]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Истратовой Т.И., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М. -

рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Петрова А.А. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 02.06.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 30.08.2004 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-8793/2003-К1-3/91/9 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2004 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - предпринимателя Петрова А.А. (ответчика) - Демина Т.А., Домнина Г.А.;

от открытого акционерного общества "Муроммашзавод" (истца) - Барышев Е.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Истратовой Т.И., а также выступления представителей сторон, Президиум установил следующее.

В рамках исполнительного производства о взыскании с открытого акционерного общества "Муроммашзавод" 2000000 рублей задолженности по заработной плате судебный пристав-исполнитель подразделения судебных приставов округа "Муром" по акту от 23.05.2003 произвел опись и арест имущества должника - изотермического вагона - с проставлением цены 60 000 рублей.

Постановлением от 02.06.2003, вынесенным на основании статьи 41 Федерального закона "Об исполнительном производстве", для определения рыночной стоимости арестованного имущества судебный пристав-исполнитель поручил оценку имущества специалисту-оценщику Петрову А.А.

Индивидуальный предприниматель Петров А.А., действующий на основании договора от 01.05.2003 N 7, заключенного с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, произвел оценку изотермического вагона.

Согласно отчету об оценке оборудования от 04.08.2003 N 10сп/25.07 рыночная стоимость данного вагона по состоянию на 25.07.2003 определена в размере 57 800 рублей.

По акту от 18.08.2003 изотермический вагон был передан на реализацию в государственное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Владимирской области" с указанием цены - 57 800 рублей.

По договору купли-продажи от 20.08.2003 N 119-АИ/т указанное имущество было продано за 57 800 рублей.

В декабре 2003 года ОАО "Муроммашзавод" (далее - завод) на основании статей 6 и 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к индивидуальному предпринимателю Петрову А.А. (далее - предприниматель) о признании величины рыночной стоимости изотермического вагона недостоверной и результата проведения оценки имущества, оформленного отчетом от 04.08.2003 N 10сп/25.07, недействительным.

Определением от 16.03.2004 по ходатайству истца суд назначил судебную экспертизу этого отчета.

Решением суда первой инстанции от 02.06.2004 величина рыночной стоимости объекта оценки, установленная в указанном отчете, признана недостоверной; на предпринимателя отнесены расходы истца по оплате экспертизы в сумме 41 600 рублей.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2004 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 10.12.2004 оставил названные судебные акты без изменения.

Удовлетворяя заявленные заводом требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого отчета требованиям, предъявляемым статьей 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к содержанию отчета, а также из нарушения пунктов 13, 15, 16, 18 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519; НГР:Р0101326.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, предприниматель просит отменить эти судебные акты, поскольку они нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

В отзыве на заявление завод просит оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

В данном случае величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная независимым оценщиком в рамках исполнительного производства в порядке, предусмотренном статьей 41 Федерального закона "Об исполнительном производстве", носит рекомендательный характер, не является обязательной и не могла быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Производство по делу подлежит прекращению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 4 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 02.06.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 30.08.2004 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-8793/2003-К1-3/91/9 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2004 по тому же делу отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 30.11.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 02.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2005 Стр. 90
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.080.000 Исполнительное производство (см. также 020.060.060, 180.040.050, 180.050.040), 180.080.050 Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать